Особенности оценки морских судов

Обновлено: 27.03.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от "__" __________ года N __

Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от _________ ___ г. N ___

Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов

I. Общие положения

1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (далее соответственно - рабочие места, члены экипажа, суда) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий трудас учётом настоящих Особенностей.

II. Особые требования к экспертам и иным работникам организации, проводящей специальную оценку условий труда

2. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, должны пройти обучение (инструктаж) по вопросам безопасности и охраны труда, обязательный для всех членов экипажа.

3. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется под контролем руководителя судовой службы (старшего механика, старшего помощника капитана).

III. Особенности формирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда

4. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия) формируется из числа представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

В качестве представителей работодателя в комиссию в обязательном порядке включается сотрудник службы охраны труда или специалист по охране труда (при наличии), а также могут быть включены капитан-наставник, механик-наставник, специалист службы кадров, члены экипажа.

В качестве представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в комиссию могут быть включены технический инспектор труда, член судового комитета по охране труда, члены экипажа.

5. Председатель комиссии информирует капитана (капитанов) судна (судов), на рабочих местах которых планируется проведение специальной оценки условий труда, о графике ее проведения.

IV. Особенности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов

6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся в основных рабочих режимах судна с учетом типа и назначения судна, а также необходимости обеспечения безопасности судоходства и лиц, находящихся на судне.

7. В случае невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в основных рабочих режимах судна, комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, может быть принято решение об использовании в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов результатов таких исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении ходовых испытаний при приемке судна от судостроительного предприятия (верфи), где оно построено.

При этом использование результатов указанных исследований (испытаний) и измерений не допускается в случае, если в период с даты их проведения до даты начала проведения специальной оценки условий труда на судне проводились работы по замене энергетической установки (главного двигателя, дизель-генераторов), основных механизмов и систем, технологических линий, увеличению грузоподъемности судна (удлинение корпуса судна) или переоборудованию жилых и служебных помещений, способных повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на членов экипажа.

8. Одноименные рабочие места однотипных судов (одного и того же проекта), построенных на одном судостроительном предприятии (верфи), имеющих одни и те же судовые механизмы и системы, технологическое оборудование, численность членов экипажа (далее - однотипные суда), признаются аналогичными при условии, что такие суда не являются однотипными судами различной модификации.

9. По решению комиссии специальная оценка условий труда проводится:

а) у работодателя, имеющего от 2 до 5 однотипных судов одной модификации - на одном из таких однотипных судов;

б) у работодателя, имеющего более 5 однотипных судов одной модификации - на 20 % от общего количества таких однотипных судов, но не менее чем на 2 судах.

10. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся в помещениях и на палубах, где членами экипажа осуществляются работы повышенной опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на судах, обеспечивающих перевозку грузов, в обязательном порядке учитываются свойства перевозимого такими судами груза.

IV. Особенности отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда

12. Отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда при воздействии общей вибрации осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Особенностям.

V. Особенности проведения внеплановой специальной оценки условий труда

13. Дополнительным основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах является проведение капитального ремонта (реновации) судна, связанного с увеличением грузоподъемности судна, заменой главной судовой энергетической установки, а также иных механизмов, влияющих на изменение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Приложение
к Особенностям проведения
специальной оценки условий труда
на рабочих местах членов
экипажей морских судов,
судов внутреннего плавания
и рыбопромысловых судов
от _________ __ г. N ___

Отнесение условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов по классу (подклассу) условий труда при воздействии общей вибрации


Оценка морских и речных судов появилась практически одновременно с первыми зачатками страхования. Ещё в бытность Ост-Индской компании в Англии вводилась обязательная оценка морских судов, а также груза, который они перевозили. В те времена это было практически единственная защита для судовладельцев от риска потерять всё. Форс-мажоров было множество – и нападение каперов, и суровые шторма, и тяжёлые эпидемии болезней, вспыхивающие по миру. Потеря судна чаще всего приводила к банкротству судовладельца, так как мало кто мог снова подняться на ноги и не только расплатиться с кредиторами, но и построить новый торговый корабль.

Оценка очень важна при покупке, продаже, залоге или аренде судна. Мировой рынок судов практически полностью основан на заёмных средствах. Так как стоимость даже небольшого морского или речного судна является очень весомой, и каждая компания может сразу же купить его без ущерба для оборотных средств. И потому чаще всего суда покупаются в кредит – в связи с этим, банки или иные кредитные организации очень строго изучают отчёты по оценке, малейшая ошибка или неточность может сорвать кредитный процесс. [1]

Цель оценки определяет выбор вида или, как говорят оценщики, базы оценки стоимости. Это может быть рыночная стоимость судна как объекта недвижимости, или как самостоятельного бизнеса (действующего предприятия). Это может быть залоговая, страховая, ликвидационная, уставная стоимость судна. [3]

Правильно определить цель оценки и базу оценки нужно еще на преддоговорном этапе взаимоотношений между судовладельцем, оценщиком и заинтересованными третьими лицами (банком, инвестором, страховой компанией). И в этом помогут действующие стандарты, которые нацелены в первую очередь на полное удовлетворение прав потребителей на оценочные услуги, на оценку высокого качества, выполненную высококвалифицированными профессионалами. Поэтому перед заключением договора совсем не будет лишним, если заказчик познакомится с основными стандартами РОО, такими как "Классификатор услуг по оценке имущества", "Стандарты профессиональной деятельности в области оценки недвижимого имущества", "Оценка ссудного обеспечения, залога и обеспечения долговых обязательств", "Рыночная стоимость как база оценки", "Базы оценки, отличные от рыночной стоимости".

При оценке судна применяются такие подходы, как:

Одним из ключевых моментов в рамках определения рыночной стоимости судна затратным подходом является сложность в определении полной восстановительной стоимости. При этом полная восстановительная стоимость представляет собой затраты на воссоздание судна, полностью повторяющего оцениваемое с учетом всех присутствующих в нем достоинств и недостатков.

Доходный подход при оценке объектов недвижимости реализуется в методе дисконтированных денежных потоков, а также методе капитализации дохода.

Сравнительный подход к оценке водных судов обладает рядом преимуществ, в числе которых стоит выделить следующие:

- это единственный подход, базирующийся на рыночных ценах судов;

- данный подход отражает текущую реальную практику сделок на рынке судов.

Именно вышеуказанные преимущества обусловливают наибольшую достоверность результатов, полученных в рамках данного подхода в сравнении с затратным и доходным, и, как следствие, зачастую обеспечивают полученным результатам наибольший вес при выведении итоговой величины рыночной стоимости судна. [1]

Определение стоимости судна MV или иного обособленного актива морского предприятия капитализацией непрерывно накапливающейся суммы дисконтированного денежного потока NOI осуществляется по формуле,

где NOI – чистый операционный доход или денежный поток – для имущественного комплекса;

i – ставка дисконтирования;

t – возраст судна;

T – долговечность судна или другого реального актива или длительность прогнозного периода до поступления реверсии Rv при завершении периода продуктивного использования актива;

tN– текущее время – дискретная переменная при суммировании дисконтированного денежного потока;

OC – оборотные средства. [2]

Основные факторы, влияющие на стоимость оценки:

- тип, состояние и состав судна;

- полнота и достоверность информации, находящиеся у судовладельца;

- срок выполнения заказа, его срочность. [4]

Как показывает зарубежная практика профессиональной оценкой морских судов на первичном и вторичном рынках в разных странах занимаются судовые брокеры, сертифицированные в области купли продажи. Реальное состояние судна при оценках брокерами обычно игнорируется (за исключением случаев, когда заказчики оценки оговаривают особые обстоятельства). Например, просят учесть отложенный ремонт судна или, наоборот, учесть проведение формального обновления (РЕНОВАЦИИ) судна, подтвержденного Сертификатом классификационного общества.

Ранее ни брокеры, ни консалтинговые компании при оценке стоимости судна не производили физическое обследование состояния судна. Практически во всех странах этими вопросами занимаются морские сюрвейеры. [4]

Оценка судов с целью определения рыночной и залоговой стоимости — один из сложнейших и интереснейших аспектов оценки. Это обусловлено тем, что в отличие от многих объектов недвижимости и оборудования процесс оценки судов в достаточной мере не обеспечен справочными, нормативными и статистическими материалами и достаточно часто оценщику требуются специальные знания в области проектирования, эксплуатации и строительства судов.

Кроме того, существенно изменились организация строительства судов и методы ведения бизнеса в судостроении. В связи с тем, что суда относятся во многом к уникальным объектам, определение их стоимости, как рыночной, так и залоговой, всегда было достаточно проблематичным, и, как следствие, дискуссия в отношении данного вопроса в ближайшее время вряд ли утихнет.

1. Севенард Ю. А. Влияние возраста морского судна на выбор цели оценки его стоимости // Российское предпринимательство. – 2010. - №3

2. Войлошников М. В. Модели оценки судов, активов морских предприятий и ресурсов океана

3. Тарабуева Е. Особенности страхования судов в залоге // Морское страхование. – 2011. - №4

Оценка транспорта — отдельное, узкоспециализированное направление в оценке машин и оборудования, имеющее свои нюансы. Под транспортными средствами подразумеваются объекты, предназначенные для перевозок грузов и людей, а также контейнеры и специальное транспортное оборудование.

оценка автотранспорта, оценка ж/д транспорта, оценка воздушных судов, оценка морских судов

Общие направления оценки транспорта наглядно представлены на схеме:

Направления оценки транспорта

Специфичность оценки транспорта обусловлена следующими особенностями этих объектов:

  • Значительной вариативностью отраслевых, функциональных и конструктивных характеристик.
  • Огромным количеством факторов, влияющих на стоимость.
  • Многообразием правовых и методических требований, к ним предъявляемых.
  • Быстрой сменой модельного ряда, ускоренным моральным устареванием.
  • Во многих случаях — отсутствием прямых аналогов.

В данной статье мы подробно остановимся на специфике оценки автотранспорта, железнодорожного, воздушного и морского транспорта.

Документы, необходимые для оценки транспорта

Чем больше заказчик оценки сможет предоставить данных об анализируемом объекте, тем легче будет ее провести и тем точнее будет результат. Минимальный набор информации и документов, на основе которых возможно провести оценку транспорта, выглядит следующим образом:

  • Правоустанавливающие: свидетельство о регистрации права собственности, ПТС, доверенность (если средство не в собственности).
  • Информация о текущем состоянии и комплектации объекта, дополнительном оборудовании, замене ключевых узлов и агрегатов; о наличии обременений или отсутствии таковых; технических характеристиках; в установленных законом случаях — о балансовой стоимости (полной и остаточной) на ближайшую отчетную дату.
  • В случае оценки ущерба потребуются официальные документы с описанием всех повреждений объекта.

Оценка автотранспорта

Автотранспортные средства — пожалуй, наиболее часто оцениваемые транспортные объекты. Они имеют следующие характеристики и особенности, оказывающие влияние на специфику их оценки:

  • Небольшое количество (порядка 20-30) основных агрегатов, систем, узлов, механизмов, практически стандартных для всех автотранспортных средств. Они унифицированы и имеют единую шифрацию в каталогах деталей (например, 10 — двигатель, 29 — подвеска, 57 — крыша и т.д.). Это облегчает оценку автотранспорта, правда, как мы далее увидим, не во всех случаях.
  • Низкий уровень подетальной унификации. Т.е. при подробном рассмотрении основных узлов и механизмов оказывается, что они состоят из множества деталей, которые практически невозможно унифицировать. Сегодня существуют сотни миллионов невзаимозаменяемых конструктивных элементов, что создает значительные сложности в оценке стоимости ущерба и ремонта в некоторых ситуациях, например, при повреждении машины.
  • Основное эксплуатационное свойство автомобиля, влияющее на его стоимость, — надежность. При оценке автотранспорта обязательно анализируются две составляющие этого свойства – долговечность и безотказность.
  • Автомобиль — средство повышенной опасности. Во время его оценки определяют 4 вида конструктивной безопасности:
    • активную (устойчивость, управляемость, тормозная система),
    • пассивную (подушки и ремни безопасности, подголовники, бамперы),
    • экологическую (уровень шума, загрязняющих выбросов),
    • послеаварийную (запасные выходы и люки, системы пожаротушения и разблокировки).

    При оценке стоимости автотранспорта чаще используют сравнительный подход. Аналоги для сравнения отбираются из следующих источников: из периодических изданий, справочников, прайс-листов торгующих организаций, СМИ, статистических баз, каталогов и т.д.

    Основные критерии, по которым оценивают автотранспорт: его марка, год выпуска, характеристики двигателя (объем и мощность), тип КПП, пробег, техническое состояние основных систем и механизмов, наличие дополнительных опций, наличие (отсутствие) повреждений.

    Оценка железнодорожного транспорта

    Оценка железнодорожного транспорта — очень специфичное направление оценочной деятельности, требующее присутствия высококвалифицированного специалиста. И вот почему:

    • При оценке железнодорожного транспорта возникает серьезная проблема определения суммы его износа, а он, как правило, значительный и неравномерный — ведь почти новенький вагон в составе поезда будет изношен значительно меньше, чем подобный вагон, выпущенный много лет назад. Усложняет оценку и быстрое моральное устаревание пассажирских вагонов: даже если вагон находится в отличном состоянии, но уступает по комфортности своим более модернизированным «собратьям», он будет все равно считаться морально устаревшим. То же самое относится и к выпущенным ранее локомотивам, которые просто не могут соревноваться по скорости с современными.
    • Железнодорожный транспорт все больше используется не только в качестве элементов подвижных составов, но и как доходный объект, который сдают в аренду, используют для извлечения выгоды.
    • При оценке ж/д объектов следует учитывать, что, чаще всего, они эксплуатируются не самостоятельно, а в составе целого имущественного комплекса.

    При расчете стоимости железнодорожного транспорта учитывают следующие сведения и показатели: его фактическое состояние; свойства материала, из которого он изготовлен; остаточный срок эксплуатации; степень износа; количество проведенных ремонтов — текущих и капитальных, а также планируемую дату очередного ремонта.

    Выбор подхода для оценки железнодорожного транспорта зависит от ее целей. Обычно это сравнительный (сопоставление объекта с имеющимися на рынке аналогами), и реже — доходный (если собственником планируется извлечение коммерческой выгоды от продажи ж/д-объекта или сдачи его в аренду).

    Оценка воздушных судов

    Оценка воздушного транспорта - менее распространенная ситуация, чем предыдущие две, однако такая услуга тоже востребована. При оценке воздушных судов учитывают следующее:

    • Главнейшее свойство воздушного транспорта — его надежность, определяющая степень безотказности полетов. Надежность в данном случае оценивается по следующим параметрам: долговечность, ремонтопригодность, безотказность и сохраняемость.
    • На оценку воздушного судна влияет то, как оно юридически квалифицируется на дату оценки, т.к. воздушный транспорт может быть и машиной, и недвижимым имуществом. Дело в том, что воздушные суда, подлежащие обязательной государственной регистрации, согласно ст.130 ГК РФ, относятся к объектам недвижимости. Однако в ряде случаев (например, для экспериментальных судов) такой регистрации не требуется, а значит, такое судно — движимый объект.
    • Воздушные суда — сложнейшие, дорогостоящие системы, для которых обязательным условием является сохранение установленного уровня безопасности и основных эксплуатационных характеристик в течение всего срока их использования — вплоть до списания.
    • Отечественный рынок воздушных судов ограничен, не стабилен и не сбалансирован.
    • По таким объектам весьма проблематично найти надежную систему учета и анализа ценовой информации.
    • При оценке воздушного транспорта также следует учитывать монополизм производителей судов и ремонтных предприятий.

    Оценка воздушных судов проводится по следующим критериям: год выпуска; количество аварий и произведенных ремонтов; основные летательно-технические характеристики (число пассажиров, грузоподъемность, класс аэродрома и т.д.); характеристики силовой установки, систем оборудования и эксплуатации; установленные ресурсы; техническое состояние, экологическое воздействие.

    Для оценки воздушных судов используют, как правило, два подхода — сравнительный и доходный. В первом случае, чаще всего, применяется метод прямого сравнения с аналогами, а при его невозможности используют корреляционно-регрессионные модели. При доходном подходе специалисты отдают предпочтение методу капитализации по норме отдачи, при котором будущие выгоды переводятся в настоящую стоимость объекта путем дисконтирования каждой из них на соответствующую норму отдачи. Такой подход идеально обеспечивает учет факторов, влияющих на оценку износа судна.

    Оценка морских судов

    Оценка морских судов — наиболее сложный и наименее распространенный вид оценочной деятельности. Оценка морского транспорта проводится по следующему алгоритму:

    Для оценки морских судов могут использоваться все 3 подхода: затратный, доходный и сравнительный. При затратном подходе проводят следующие этапы: рассчитывают полную стоимость воспроизводства судна и общий накопленный износ, а затем находят разницу этих величин.

    При сравнительном подходе используют, в основном, метод сравнительного анализа продаж, который состоит из следующих этапов: находится аналог, имеющий то же функциональное назначение и конструктивное сходство с оцениваемым судном; определяется его цена; вносятся соответствующие поправки и корректирующие коэффициенты.

    Что касается доходного подхода, в оценке морских судов обычно используют метод дисконтирования денежных потоков. Это объясняется тем, что доход от их эксплуатации не равномерен, поскольку периодически они простаивают в связи с ремонтом, освидетельствованием, особенностями навигационных периодов и т.д.

    Актуальность темы обусловлена необходимостью грамотного определения рыночной стоимости морских и речных судов, которая зависит от множества параметров. Наиболее существенное влияние на стоимость объекта оказывают: возраст судна, технические характеристики, такие как водоизмещение, дедвейт, мощность двигателя, грузоподъемность, валовая и чистая вместимость и др., техническое состояние и пр. В настоящей статье анализируются практические аспекты оценки плавучих средств. Рассматриваются проблемы определения величины рыночной стоимости водного судна затратным подходом, возникающие вследствие сложного процесса расчета полной восстановительной стоимости, что обусловлено отсутствием в достаточной мере справочными, нормативными и статистическими материалами. Приводится краткий анализ состояния рынка судостроения, маркетинг рынка «поддержанных» судов. Обосновывается необходимость учета факторов возраста судов при определении восстановительной стоимости.


    3. Оценка стоимости транспортных средств: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.П. Улицкого. – М.: Финансы и статистика, 2005.

    4. Федотова М.А. Оценка машин и оборудования: учебник / М.А. Федотова, А.П. Ковалев, А.А. Кушель, И.В. Королев, П.В. Фадеев; под.ред. М.А. Федотовой.  М.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2011.

    5. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: Учебник / Под общ. ред. проф. П.Г.Грабового и проф. А.И. Солунского. – М.: Изд-во «АСВ», Изд-во КУП «Нижнекамская городская типография», 2006.

    Оценка морских и речных судов как основного вида водного транспорта является одним из самых важных условий эффективного функционирования судостроительной отрасли Российской Федерации и особенно актуальна в условиях традиционно низкой конъюнктуры их рынка. Выбор цели оценки судов определяет выбор оценочной базы. В процессе определения стоимости судно может рассматриваться в качестве транспортного средства, отдельных его компонентов (например, двигателей), металлолома или же как действующее предприятие (бизнес).

    Согласно действующему законодательству и статьи 130 ГК РФ, морские и речные суда определяются в качестве недвижимого имущества. Однако оценка речных и морских судов, подлежащих обязательной государственной регистрации, рассматривает суда в качестве экономически выгодного объекта, а по причине функциональных и конструктивных свойств и характеристик классифицирует их в качестве одного из видов транспортных средств.

    Оценка морских и речных судов осуществляется с учетом целей и характера использования объекта, в связи с чем в оценке принято рассматривать следующие типы использования:

    • суда для коммерческих целей, предусмотренных основной деятельностью организации;
    • суда, используемые для обеспечения вспомогательных функций в основной деятельности организации;
    • суда, используемые в некоммерческих, а также личных целях;
    • суда, выступающие объектом инвестиций;
    • полностью оборудованные суда, запущенные в эксплуатацию и функционирующие как самостоятельный бизнес;
    • суда, находящиеся в собственности, но не используемые никаким образом;
    • строящиеся или недостроенные водные суда.

    Оценка стоимости судов осуществляется с учетом проведения обязательного их технического обслуживания.

    Основными целями и задачами оценки морских и речных судов являются:

    • кредитование под залог судна;
    • страхование и определение размера ущерба судна;
    • внесение судна в качестве вкладов в уставный капитал;
    • обеспечение сделок купли-продажи, аренды судов;
    • оптимизация налогообложения;
    • сопровождение бухгалтерского учета (постановка на баланс, переоценка, списание).

    Методы определения рыночной стоимости плавучих средств существенно отличаются от определения стоимости других видов имущества, хотя подходы, лежащие в основе методов, идентичны: затратный, доходный и сравнительный.

    В данной статье рассмотрены способы применения затратного подхода к оценке морских судов.

    Основной материал исследования

    Одним из ключевых моментов в рамках определения рыночной стоимости судна затратным подходом является сложность в определении полной восстановительной стоимости. Это обусловлено тем, что в отличие от многих объектов недвижимости и оборудования процесс оценки судов в достаточной мере не обеспечен справочными, нормативными и статистическими материалами и достаточно часто оценщику требуются специальные знания в области проектирования, эксплуатации и строительства судов.

    В настоящей статье акцентировано внимание на 2-х способах оценки плавучих средств.

    • В первом случае описана ситуация, в которой оценщику удалось подобрать объекты-аналоги, сопоставимые водному судну в целом, но отличающиеся по некоторым техническим характеристикам. В качестве примера расчета выбран расчет буксира 1989 года выпуска.
    • Во втором случае описан расчет плавучего крана, для которого на открытом рынке отсутствует информация о «свежих» аналогах.

    При определении полной восстановительной стоимости оцениваемых судов был проведен анализ состояния рынка судостроения, маркетинг рынка «поддержанных» судов соответствующего типа, анализ фрахтового рынка, рынка услуг по грузовым перевозкам, а также анализ инвестиционной привлекательности объектов оценки.

    При определении затрат на воспроизводство (замещение) была использована рыночная информация о стоимости новых и бывших в эксплуатации судов по техническим характеристикам сопоставимых с объектами оценки, взятая из открытых источников печати (Интернет).

    Определение полной восстановительной стоимости буксира

    Для подбора объектов-аналогов для расчета оценщику необходимо обладать достаточным количеством информации о технических характеристиках рассчитываемого плавучего средства, которые можно получить из следующих документов, которые можно разделить на 2 вида: регистровые и технические.

    К регистровым документам относятся:

    1. Классификационное свидетельство;
    2. Свидетельство о годности к плаванию;
    3. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом;
    4. Данные (акты) о внеочередных, очередных и доковых освидетельствованиях, в том числе акты освидетельствований главных двигателей, корпуса, электрооборудования, мерительные и грузовые свидетельства и др.

    Технические документы в себя включают:

    1. Спецификация судна;
    2. Сюрвейерский отчет и иные акты технического состояния (корпус, толщинометрия, машина, номера, наработка);
    3. Справка о реновации, реконструкции, модернизации (об изменении класса);
    4. Справка о ремонтах (ежегодный, доковый, на класс и пр.);
    5. Справки о ежегодном техническом обслуживании;
    6. Справки о наработке ГД и ВД.

    В соответствии с документами, предоставленными владельцем судна, удалось определить следующие технические характеристики (табл.1):

    ГОСТ Р 59146-2020

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Внутренний водный транспорт

    Методы оценки технического уровня и качества

    Inland navigation transport. Ships. Methods for assessing the technical level and quality

    Дата введения 2021-01-01

    Предисловие

    1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова" (ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова")

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 32 "Водный транспорт"

    4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Введение

    Настоящий стандарт разработан в целях применения единых правил оценки технического уровня судов внутреннего водного транспорта, уровня качества изготовления и уровня качества в процессе эксплуатации. Стандарт применяется на всех этапах выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектных работ, технологических работ и при разработке технических условий.

    1 Область применения

    Положения настоящего стандарта распространяются на методы оценки технического уровня и качества судов на внутреннем водном транспорте и устанавливают единые правила проведения сравнительной оценки технического уровня и выбора по показателям качества в эксплуатации.

    Настоящий стандарт применяется при проектировании, производстве и эксплуатации судов на внутреннем водном транспорте на всех этапах жизненного цикла, в том числе при ремонте или реконструкции.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 2.116 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Карта технического уровня и качества продукции

    ГОСТ Р 15.011 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

    ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

    ГОСТ Р 55506-2013 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

    ГОСТ Р 56564 Система подтверждения качества российской продукции. Рекомендации по формированию нормативной базы для оценки качества продукции

    ГОСТ Р 59147 Внутренний водный транспорт. Суда. Номенклатура показателей качества

    Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15467, ГОСТ Р 55506, ГОСТ Р 56564.

    4 Общие положения

    4.1 К методам оценки технического уровня судов на внутреннем водном транспорте относятся задачи по определению качественных и количественных характеристик качества, которые могут быть выявлены или определены с использованием их основных технических параметров.

    4.2 Оценка технического уровня судов на внутреннем водном транспорте проводится на протяжении всех этапов жизненного цикла, включая этапы исследования, проектирования (конструирования), производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и утилизации.

    4.3 Оценка технического уровня может выполняться как в отношении судна целиком, так и входящих в его состав комплексов или отдельных компонентов.

    4.4 Технический уровень судов на внутреннем водном транспорте зависит от совокупности показателей их технического совершенства.

    4.5 Технический уровень определяют путем сравнения и сопоставления значений и показателей оцениваемого образца судна с выбранными аналогами.

    4.6 В случае затруднений при выборе аналога или его отсутствии формируется базовый набор требований, который составляется экспертами на основе рассмотрения сходных объектов техники, тогда совокупность показателей качества образуется из анализа нескольких аналогов.

    5 Методы оценки технического уровня

    5.1 Оценка технического уровня судов на внутреннем водном транспорте является совокупностью операций, включающих в себя выбор номенклатуры показателей качества по ГОСТ Р 59147, характеризующих техническое совершенство судна, определение значений этих показателей и сопоставление их с аналогами.

    5.2 Последовательность оценки технического уровня состоит из нескольких этапов, которые могут выполняться как совместно, так и выборочно при необходимости:

    - проведение патентных исследований;

    - планирование основных показателей качества;

    - экспертиза технического задания;

    - экспертиза результатов НИОКР;

    - сравнительный анализ технического уровня вновь создаваемых объектов водного транспорта;

    - комплексный анализ технического уровня.

    5.3 Процесс оценки технического уровня включает:

    - формирование перечня аналогов;

    - выбор единичных показателей;

    - оценка единичных показателей;

    - дифференциальный метод оценки;

    - комплексный метод оценки.

    5.4 Перечень аналогов формируется из лучших по техническим характеристикам из числа известных образцов зарубежного или отечественного производства. За аналоги судов на внутреннем водном транспорте принимаются суда, сходные по назначению, времени проектирования и эксплуатации. Количество выбранных и рассмотренных аналогов должно быть не менее трех от различных производителей или проектных организаций.

    5.5 Единичные показатели качества устанавливаются по одинаковой номенклатуре технических характеристик аналогов. Основными источниками информации об единичных показателях принимаются:

    - технические паспорта аналогов;

    - эксплуатационные документы аналогов;

    - отчеты о патентных исследованиях;

    - отчеты об испытаниях аналогов;

    - информационные материалы (каталоги и проспекты);

    - материалы с международных выставок;

    - технические характеристики аналогов с официальных интернет-сайтов производителей аналогов.

    При необходимости несколько единичных показателей группируются по выбранному признаку.

    5.6 Оценка единичных показателей выполняется по пятибалльной шкале для выбранных аналогов и исследуемого образца техники водного транспорта. Оценку проводят не менее чем 3 независимых эксперта. Итоговая оценка единичных показателей вычисляется по следующей формуле


    , (1)

    где - номер единичного показателя,

    , , …, - оценки экспертов,

    - количество привлеченных экспертов.

    При группировке нескольких показателей по выбранному признаку, для каждого показателя, входящего в группу экспертным путем, назначается коэффициент весомости - , сумма всех коэффициентов весомости равна 1, где - количество показателей в группе. Итоговая оценка единичного показателя, состоящего из группы показателей, вычисляется по следующей формуле


    . (2)

    Для экспертной оценки единичного показателя используется следующая шкала оценок в порядке возрастания:

    - "ниже среднего" - 2 балла;

    - "средний" - 3 балла;

    - "выше среднего" - 4 балла;

    - "высокий" - 5 баллов.

    Данная шкала также используется для оценки качественных показателей.

    5.7 В случае, когда исследуемый единичный показатель имеет измеримое значение для аналога и образца новой техники, и когда это применимо, то оценка проводится по их отношению по формуле

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: