Особенности невербального поведения в суде
Обновлено: 24.04.2024
· Начинаем цель с чётким стремлением ее правильно завершить.
Основные приёмы привлечения внимания
2. Прервать речь и сделать небольшую паузу;
3. Обращаемся к аудитории с каверзным неожиданным вопросом;
4. Прямо требуем внимание.
Изначально проблема языка жестов рассматривалась известным Чарльзом Дарвином в его книге «Выражение эмоций человеком и животными», которая вышла в 1872 году. Позже появилось целое направление, которое занимается изучением данного вопроса. Его последователи – невербалисты.
Язык жестов и мимики позволяет оратору намного полней выражать собственные чувства и показывать насколько между собой относятся его слушающие.
Таким образом, не случайно, что в античных риториках выделялись такие основные главы, которые были посвященные жестам.
Теоретиками ораторского искусства в своих трактатах в лекторском мастерстве часто обращали внимание на жестикуляцию. Так, А. Ф. Кони указывал в своей работе «Советы лекторам» , что именно жесты помогут Вам оживить речь, сделав ее подвижной и образной. Но пользоваться ими нужно очень осторожно. Выразительный жест должен полностью отражать смысл и значение отдельно взятой фразы.
Слишком частые, резкие, однообразные движения рук раздражают и надоедают.
Кроме того, механические жесты способны отвлекать внимание аудитории от речи, мешая ее восприятию. Довольно часто они выступают итогом волнения, которое свидетельствует о нервном переживании лектора.
По своему назначению все жесты делятся на:
· Указательные: при помощи них оратор выделяет какой-нибудь предмет из аналогичных, подчёркивая его значимость в решаемом вопросе;
· Эмоциональные: способны передавать гамму отдельных чувств и некоторые из ни уже закреплены в определенных сочетаниях (ударить кулаком по столу, хлопнуть себя по голове и пр.);
· Ритмические жесты: связаны с самим ритмом речи и подчеркивают ее ускорение или замедление;
· Изобразительные жесты: появляются в таких случаях:
1. для дополнительного усиления смысла и воздействия оратора на слушателя;
2. если слов для достижения эффекта не достаточно;
1. Жест объединения – соединяем пальцы в щепотку или соединяем ладошки;
2. Жест разъединения (разъединяем ладони или пальцы);
3. Жест отказа и отрицания (делаем отталкивающее движение рукой);
4. Жест интенсивности (сжимаем ладонь в кулак).
Всем тем, кто по роду профессиональной деятельности связан с мимикой и жестами, Ваши жесты могут рассказать больше, чем Ваши откровения. При всём многообразии жестов и мимических конструкций они проявляют относительную устойчивость. Хотя на каждое правило всегда найдется свое исключение.
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
"Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде" состоит из 25 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.
Содержание
Имидж судебного оратора: особенности невербального поведения в суде
Выполнили: Паскалова Ксения и Абаева Зарина
Слайд 2
Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. П. Сергеич. Искусство речи на суде …нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами. А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума. K.П. Луцкий. Судебное красноречие
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слова раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Слайд 7
Слайд 8
Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д.
Слайд 9
Слайд 10
Обычно восприятие слушателем состоит из четырех моментов: внешность, манеры, жесты, поза
Слайд 11
Внешний облик оратора должен соответствовать обстановке.
Слайд 12
Следует внимательно следить за осанкой. Поза оратора очень важна. Необходимо занять удобное и устойчивое положение.
Слайд 13
Правильная поза:
Опора на обе ноги /иначе происходит зажим диафрагмы и вам может не хватить воздуха для выступления/ Расправленные плечи Прямая спина Взгляд на аудиторию Подбородок параллельно полу/
Слайд 14
Следует очень внимательно следить за выражением лица. При неподвижном лице партнера теряется 15% информации !
Слайд 15
Деловой взгляд Следует представить себе, что на лице собеседника начерчен своеобразный треугольник.
Слайд 16
Позвольте мне быть с вами полностью откровенным Почти невозможно говорить с воодушевлением, не пользуясь жестами. Но никогда не стоит прибегать к искусственной, механической жестикуляции. Я говорю неправду
Слайд 17
Попытка обмана Замаскированная нервозность
Слайд 18
Слайд 19
Касательно жестикуляции есть несколько правил. Она должна быть непроизвольной, непрерывной, разнообразной. Каждое из движений должно соответствовать своему назначению, их характер должен совпадать с тематикой и целью речи, отвечать специфике аудитории.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Голос характеризуется по пяти элементам: звучности, темпу, высоте, тембру, артикуляции.
Слайд 23
В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительности звучания отдельных слов и длительность пауз. Большинство ораторов произносят 120-150 слов в минуту. Это делает речь не слишком торопливой и взволнованной, одновременно не слишком медленной.
Слайд 24
Длительность звучания отображает многие смысловые оттенки, однако неопытные ораторы часто выделяют не те слова, которые нужно. Пример: во фразе: «Это самое худшее, что вы могли сделать!» — акцентировать следует только два слова — «самое худшее». Остальное следует произносить легко и достаточно быстро.
Слайд 25
Отдавая должное отмеченной системе внешних признаков как личностных индикаторов, все же отметим, что в поведении, общении и деятельности человека много и других не менее информативных индикаторов. Что же еще может дать необходимую информацию? Прежде всего невербальное поведение. К невербальному поведению и невербальным компонентам общения относят позы, мимику, пантомимику, интонационные характеристики речи и пр., которые обязательно проявляются в любом поведении человека. Они содержат в себе поистине огромную информацию о человеке, обладающую высокой достоверностью. Сознательно контролировать невербальное поведение чрезвычайно сложно, а то и совсем невозможно.
Доказано, что невербальный язык появился у человека много раньше словесного и, в отличие от него, обладает поистине уникальным свойством - интернациональностью. Во всяком случае все основные эмоции -удовольствие, радость, страх, гнев, горе, удивление, отвращение и др. - у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. При этом, как уже упоминалось, невербальный канал общения, не в пример словесному, практически не несет обмана, потому что невербальное поведение в большинстве своем несознаваемо. Существует вполне обоснованное суждение, что по сравнению с невербальным языком речь человека отличается большей декларативностью, т.е. с помощью речи чаще демонстрируются намерения и отношения, а каковы они на самом деле, приходится угадывать. Психологические исследования подтверждают эту мысль -во многих случаях именно по невербальным компонентам можно судить об истинных, а не декларированных намерениях, только по ним можно по-настоящему оценить действительный смысл сказанного. Часто непроизвольный жест или тон сказанного намного правдивее произнесенных слов. Об этом психологическом феномене очень метко сказал Фридрих Шиллер:
"Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но, каков он на самом деле, приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно" 1 . Какая точная мысль, намного опередившая результаты конкретных психологических исследований! Кстати, на Востоке, где культура общения особенно развита, часто можно встретить в руках собеседника четки. Помимо выполнения определенных функций они препятствуют непроизвольной жестикуляции и тем самым позволяют вести "тонкую" беседу.
Несмотря на то что основные эмоции у разных народностей выражаются практически одинаково, язык поз и жестов имеет яркую национальную окраску. Об этом надо помнить. Например, если вы в общении с людьми разных национальностей ненароком приложите палец к виску, то наверняка многие из них обидятся, потому что этот жест у них означает сомнение в умственных способностях. А если возьметесь пальцами за мочку своего уха в присутствии итальянца, грека, испанца или мальтийца, то этим нанесете им оскорбление, хотя у нас этот жест ничего не значит. В США круг, образованный большим и указательным пальцами означает "о'кей", во Франции - "ноль", в Японии - "деньги", а в Тунисе - угрозу. На Востоке вытянутый и согнутый крючком указательный палец означает обвинение в лживости. Да что в других странах. У нас в России в разных регионах имеются свои, весьма отличные выразительные движения.
Часто язык жестов очень хорошо заменяет речь, особенно когда "словами всего не скажешь. ". Психологи Денверского (США) университета изучали невербальное поведение женщин в распространенной ситуации флирта. По их данным, примерно в 70% случаев инициативу на первом этапе проявляют именно они. При этом женщина обычно делает сигналы мужчинам с помощью пяти десятков характерных выразительных движений и поз. Например, якобы невольный поворот к партнеру спиной демонстрирует "покорность и беззащитность", а на самом деле является однозначно трактуемым сигналом к "активным действиям". Каким? Думается, ясно без дополнительных объяснений. Но когда контакт установлен и, что называется, "клиент готов", инициативу полностью передают мужчинам.
Считается, что человек в процессе общения и взаимодействий использует около 20 тыс. различных выразительных движений (по Берденст-лу). Скорее всего это явно завышенная цифра. Во всяком случае созна-
Цит. по: ЩербатыхЮ. Искусство обмана. СПб.: Терра, 1997.
тельному контролю, идентификации и оценке подлежит существенно меньшее их количество. Их психологическое содержание описано, что очень важно для развития проницательности.
Психологический механизм невербального поведения в настоящее время активно изучается. Теоретической основой объяснения его действия являются труды выдающегося русского ученого И.М.Сеченова, поэтому в дальнейшем мы будем опираться именно на них при объяснении невербального поведения. Конкретные методы анализа невербального поведения изложены в работах популярных ныне А.Пиза, Д.Ниренберга, Г.Калеро и др.
Итак, рассмотрим основные особенности невербального поведения и его психологическое содержание с точки зрения развития проницательности. При этом будем акцентировать внимание как на отдельных поведенческих реакциях, так и на проявлениях эмоций, чувств и настроений.
Очень многое о состоянии и чувствах человека можно узнать по его походке. Люди, которые ходят быстро, слегка размахивая руками, обычно энергичны, но главное - они имеют ясные цели и готовы действовать немедленно и активно. Правда, есть один нюанс: если человек с такой характерной походкой на вопросы, обращенные к нему, часто отвечает: "Извини, некогда, очень, очень занят. потом как-нибудь. ", то это скорее имитация бурной деятельности. Быстрая и неровная походка свидетельствует о том, что ее обладатель - увлекающаяся натура. Спокойная, неторопливая свидетельствует об уверенности, возможно даже самоуверенности. Неуверенная походка - проявление слабой воли или заниженной самооценки (возможно, психическое нездоровье). У лиц, находящихся в подавленном состоянии, опущены плечи, они глядят себе под ноги, двигаются медленно, как бы нецеленаправленно .
Те, кто склонны часто держать руки в карманах, отличаются критичностью и скрытностью, нередко это является следствием сильного волнения или демонстративного поведения (последнее характерно для подростков и юношей). Было отмечено, что если человек держит в кармане брюк левую руку, то невольно пытается скрыть свои эмоции, если же правую -свои мысли, оценки, а то и некую информацию.
Теперь отдельно и подробно рассмотрим невербальные признаки или индикаторы некоторых распространенных психических состояний и характерных особенностей поведения.
Неуверенность, нервозность, раздражительность
Характерные признаки таковы: покашливание (как бы очищение горла), частая зевота, позвякивание ключами или монетами, находящимися в кармане, ёрзание на стуле, постукивание ногой по полу, подергивание себя за ухо, частое отведение взгляда от собеседника.
Повышенная, но скрываемая психическая напряженность
Она отчетливо проявляется в крепко сжатых руках, сцепленных пальцах (причем, чем больше напряженность, тем сильнее сжаты руки, иногда пальцы даже белеют). Характерны интенсивное нервное потирание рук, пальцев, пощипывание - вообще разнообразные непрекращающиеся мелкие движения пальцев. К ним также относят манипулирование авторучкой, распрямление скрепок, их вращение и т.п. (вот здесь бы очень пригодились четки). Другое характерное движение - трогание спинки стула или кресла, прежде чем сесть.
В состоянии высокой психической напряженности люди часто смотрят в сторону двери или окна, как бы непроизвольно стремясь выйти из помещения, где они испытывают дискомфорт. Поэтому их состояние можно определить по направленности взора.
Характерны в состоянии стресса так называемые защитные движения, которые неосознанно способствуют повышению уверенности. У мужчин это поглаживание шеи, расстегивание (или оттягивание) воротничка рубашки или галстука. У женщин - медленное движение рукой вокруг шеи, как бы трогание несуществующего ожерелья. Если же оно в этот момент надето, то прикосновение к нему, как бы проверка, на месте ли оно, перебирание его, как четок.
В процессе разговора, находясь в состоянии сильной психической напряженности, люди могут неожиданно встать и пройтись по комнате. В этот момент не стоит к ним обращаться, они все равно ничего не воспримут. Успокоятся, сядут, тогда разговор может быть продолжен.
Особо следует сказать о поведении курильщиков в состоянии высокой психической напряженности: они могут закурить, сделать одну затяжку, а потом энергичным, вдавливающим движением погасить сигарету или папиросу. Иногда они даже забывают прикурить сигарету, держат постоянно ее во рту или размахивают ею.
Для агрессии характерны многие весьма выразительные жесты, встречающиеся у людей в состоянии высокой психической напряженности, но со своей конкретной спецификой: "указующий перст", направленный на оппонента (в психологии его часто называют "маленькой шпагой"), сжатый кулак, швыряние предметами, хлопанье дверью и т.п. Это довольно простые, очевидные признаки.
Закрытость имеет очень любопытные невербальные проявления. Когда люди не хотят идти на контакт или стремятся создать дистанцию, препятствующую контактам, они используют определенный набор характерных движений. Наиболее распространенным из них является "поза замка" -руки, скрещенные на груди, пальцы, сжатые в кулак, нога на ногу. Если такой человек сидит, то при этом откидывается назад, увеличивая дистанцию между собой и партнером по общению. Проявлением закрытости и известной конфронтации является и посадка на стул "верхом" со скрещенными руками. Правда, иногда такая поза свидетельствует о неосознанном ощущении превосходства. По свидетельству современников, так любил сидеть А.С.Пушкин в непринужденной обстановке.
Скрещение ног - "нога на ногу" - также говорит о создаваемой дистанции. Эта поза характерна для встреч и переговоров высокого уровня, когда государственные мужи позируют журналистам, подчеркивая свою независимость, стремление отстаивать свои интересы.
Попытка скрыть что-либо
Характерные позы и жесты при желании скрыть что-то проявляются в оригинально и хорошо трактуемом - часто это машинальное прикрывание рта рукой или двумя руками (кстати, любимая поза известного российского политика Е.М.Примакова на совещаниях - положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда переплетенными пальцами). О желании скрыть что-то или не высказываться свидетельствуют также потира-ние пальцами висков и подбородка, отведение взгляда в сторону, наклон корпуса от собеседника.
Оценка собеседника
Межличностная оценка проявляется не только в процессе знакомства, но и при любых формах взаимодействий, особенно когда партнеры имеют разные интересы или позиции. Оценочные жесты и движения также выразительны и показательны. В первую очередь это наклон головы на бок (интересно, что такое движение по сути дела одно и то же у людей и у животных, которые живут с человеком, особенно оно отчетливо выражено у собак, когда что-то у них вызывает большой интерес). Другое движение -почесывание подбородка мужчинами; это не только жест оценки, но и свидетельство размышления. Критическая оценка проявляется так: подбородок опирается на ладонь, голова слегка наклонена в сторону, указательный (или указательный и средний) палец вытянут вдоль щек, а остальные вместе располагаются под подбородком. А если корпус к тому же слегка отклонен назад, то это еще и проявление иронической оценки. Эти жесты стали хрестоматийными благодаря хорошо известной всем фотографии, на которой запечатлена беседа В.И.Ленина с Г.Уэллсом ("А вы к нам, батенька, приезжайте через десять лет. ").
Жесты оценочного раздумья - руки у щеки, как у роденовского "Мыслителя". Если же ситуация затруднительная, нелегко оценить или дать ответ, то типичным движением является "захватывание носа в щепоть" и прикрывание глаз.
Иногда оценка партнера по общению может перейти в недоверие и подозрительность. Характерным жестом в таких случаях является закрывание рта рукой, возможно с касанием носа указательным пальцем, глаза при этом могут быть либо широко раскрыты, либо слегка прищурены, ну прямо как в фильме "Член правительства", когда Александра Соколова "прозрела" относительно вредителей колхозного дела и твердо решила их разоблачить. Другие жесты, отражающие данное поведение, - поворот ступней ног или корпуса в сторону двери или просто отворачивание в сторону.
Уверенность
В данном случае хотелось бы сказать не о самой уверенности, а о демонстративном поведении, которое помогает ее обрести. Обычно это проявляется в приподнятом и выдвинутом вперед подбородке, хорошей осанке и соединении рук за спиной, когда человек неспешно и солидно расхаживает взад и вперед, настраиваясь на непростой разговор, в котором нельзя "терять лицо".
Еще весьма характерное движение - соединение пальцев обеих рук "куполом", ладони при этом не соприкасаются. Этот жест интересен и тем, что он свидетельствует о стремлении к конструктивному диалогу, но не простом, а с желанием доминировать. Отмечено, что, чем выше ранг или статус говорящего, чем увереннее он в своей позиции или правоте, тем выше он поднимает этот своеобразный "купол", вплоть до уровня глаз, но не выше. Это любимые жесты известного политического деятеля недавнего прошлого Г.Э.Бурбулиса, особенно когда он вел в присущем ему стиле мудреный, наукообразный монолог в телеэфире.
Если в процессе общения человек стоит и ощущает себя весьма уверенно, то невербально это проявляется обычно в наклоне корпуса вперед, руки при этом на бедрах.
Готовность к диалогу и взаимодействию
Вот некоторые позы и жесты, свидетельствующие о таких намерениях: посадка на краю стула, наклон корпуса вперед, к собеседнику, расстегнутый пиджак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелательные интонации. Если при этом демонстрируется открытость, то немного протянуты вперед и в стороны руки, ладони открыты, руками часто делаются круговые движения.
Самоконтроль
Самоконтроль у мужчин проявляется наиболее наглядно, когда они сидят в кресле: ноги чуть вытянуты, скрещены лодыжки, а самое главное -руки, они сжимают подлокотники. Если человек выступает с трибуны, то руки направлены вперед и крепко держат ее боковые края. Это еще и жест демонстрации уверенности, его нередко можно видеть у депутатов Государственной Думы, особенно когда они выступают с крепкими заявлениями. Этим они вселяют в себя уверенность.
Жесты самоконтроля у женщин своеобразны, часто встречается следующий - большой палец руки спрятан за поясом юбки или ремня.
Другие характерные движения '
Если мужчина хочет произвести благоприятное впечатление на женщину, понравиться ей, он обычно со значением поправляет свой галстук. Если же женщина хочет произвести впечатление на мужчину, она поправ-
ляет прическу. Это так называемые прихорашивающие жесты. Неоднократно отмечалось, что такие жесты у женщин бывают даже тогда, когда они говорят по телефону с симпатичными им мужчинами, они при этом часто заглядывают в зеркало, как бы проверяя, действительно ли они так хороши и неотразимы.
Следует обращать внимание на движения, связанные с манипулированием различными предметами, среди которых следует выделить в первую очередь очки. Верное средство выиграть время - медленно снять очки, внимательно посмотреть на них со стороны, потом тщательно протереть, еще раз посмотреть на них, неспешно надеть и вернуться к разговору. Все эти действия выглядят как необходимые, особенно для тех, кто очками не пользуется, но их истинный смысл - непроизвольно выиграть время и еще раз обдумать ситуацию. Достигается небольшое, но все-таки преимущество. Хотя эти движения и выглядят как целенаправленные, их делают неосознанно.
Если очки быстро срывают, то это проявление сильного возбуждения, а когда их бросают - полная потеря контроля, разговор следует отложить. Взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа, говорит о недостаточном внимании к собеседнику, а может быть, и пренебрежении, поэтому многим он неприятен.
Особенно интересны манипулятивные жесты и выразительные движения курильщиков. Предложение сигареты или "огонька" является свидетельством намерения установить приемлемые отношения. Если дымят прямо в лицо собеседнику, то это одновременно и демонстрация своего преимущества, и проверка на стрессоустойчивость. Пускание дыма "кольцами" - знак желания быть в центре внимания. Если сам с удовольствием закурил, а партнера не угостил сигаретой или папиросой, то это явное проявление недоброжелательности.
Надо отметить, что существуют серьезные психологические различия курильщиков, предпочитающих разные виды "курева". Те, кто курят трубку, отличаются проницательностью, хитростью и склонностью к интригам (иногда повышенной возбудимостью и нервозностью - сосательные движения успокаивают). Манипулирование трубкой отвлекает внимание окружающих, да и дает время на обдумывание. Трубку они закуривают, как правило, в невыгодных для них ситуациях. К тому же курильщики трубки воспринимаются как люди неординарные и интересные.
Любители сигарет и папирос характерологически иные: они, как правило, ценят время, склонны действовать быстро. Правда, и здесь имеются нюансы: если курильщик смакует, не спеша затягиваясь, он по характеру ближе к тому, кто предпочитает трубку.
Интересны и те, кто у нас в стране предпочитает сигары: они очень любят производить впечатление на окружающих, демонстрировать свою индивидуальную неповторимость, "пускать пыль в глаза".
Наконец, хотелось бы упомянуть о таких позах, которые человек вообще никак не контролирует и сознательно ими управлять не может, но которые его характеризуют весьма информативно. Это типичные и характерные позы во сне. Американский психиатр С.Дэниелл выявил взаимосвязь между привычной позой во сне и некоторыми чертами характера человека. В частности, те, кто спит "калачиком", подсознательно не желают расставаться со своим детством. Их отличает некоторая инфантильность и наивность, обычно они часто попадают под влияние других.
Люди, спящие на животе (вернее, в промежуточной позе - немного на животе, немного на боку), подтянув одну ногу, уверены в себе, последовательны, пунктуальны, любят порядок, предусмотрительны, но негативно реагируют на неожиданности, к тому же склонны навязывать свое мнение.
Те, кто спит на спине, заложив руку за голову, общительны, доброжелательны, они знают о своих недостатках, но не склонны бороться с ними. Как правило, они умны и воспринимают реальность, не усложняя и не драматизируя ее, не пытаясь все изменить и переделать. Обычно в жизни и профессиональной деятельности они находят свою "нишу", на которую никто не претендует, чувствуют там себя довольно комфортно, живут не бедствуя, но и не хватая звезд с небес.
Спящие на 'боку, слегка подогнув колени, обычно люди уравновешенные и покладистые, склонные к разумным компромиссам. У них хорошие адаптивные качества и нет явной склонности к доминированию.
Наконец, поза "короля" - человек спит на спине, раскинув руки, занимая все пространство. Такие люди имеют выраженную склонность к лидерскому поведению и доминированию.
Итак, невербальное поведение дает поистине огромную информацию о человеке, его характерологических особенностях, переживаемых эмоциях. Достоверность ее велика. Контролировать невербальное поведение очень сложно, а чаще всего невозможно. Но эта система индикаторов на уровне отдельного, специфического, который очень широк и содержит систему других признаков, но о них - в следующем параграфе.
Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%.
Таким образом, большая часть информации передается посредством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:
1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаимодействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умышленно, другие — почти умышлено, а третьи — бессознательно.
Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях.
Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.
Типы невербальных средств общения
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:
- создает образ партнера по общению;
- выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
- является индикатором актуальных психических состояний личности;
- поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
- выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью.
Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:
Первая группа включает те невербальные средства общения, которые человек, в первую очередь, воспринимает при помощи органа зрения.
Визуальные невербальные средства общения включают:
- Мимика — это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.
- Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.
- Движение глаз—направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.
- Кожные реакции: покраснение, побледнение.
- Проксемика — характеристика межличностной дистанции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
- Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.
Шутенко Оксана Васильевна, доцент кафедры гражданского процесса Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, кандидат юридических наук.
Статья посвящена проблеме энтропии судебной системы в рамках существующей лингвистической парадигмы судопроизводства. Преодоление данного явления видится автором в использовании невербальных источников информации в судебном процессе.
Ключевые слова: невербальная коммуникация, эффективность передачи информации, нерелевантность судебных решений, энтропия судебной системы, психология гражданского процесса.
Nonverbal communication and application thereof in civil procedure
Shutenko Oksana Vasilyevna, associate professor of the chair of civil procedure of the National Law University named after Yaroslav the Wise, candidate of juridical sciences.
The article is devoted to the problem of ef ective communication and information transfer in civil processes. Need of expansion of the opportunities of judicial knowledge due to the use of nonverbal ways of information transfer has been proved. Overcoming the problem of the non-relevance of judgments, and the prevention of entropy of judicial system lies in the f eld of development of an integrated approach to understanding of the right.
Key words: nonverbal communication, ef ciency of information transfer, not relevance of judgments, entropy of judicial system, psychology of civil process.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%. В гражданском процессе состязательность сторон, их взаимодействие с судом и между собой осуществляется благодаря принципу устности судопроизводства, который, в свою очередь, определяет форму такового. В содержание данного принципа следует включать как непосредственное судоговорение (участники процесса в судебном заседании выступают устно, письменные документы оглашаются), так и письменную фиксацию процессуальных действий суда и других субъектов процесса (оформление процессуальных действий суда определениями и решениями; инициативы лиц, участвующих в деле, письменными заявлениями, ходатайствами, апелляционными и кассационными жалобами и т.д.), а также звукозапись судебного заседания. Все названные проявления формы ведения процесса являются вербальными средствами передачи информации.
Юрист - представитель речевой профессии. Устная, письменная речь, закрепленная на электронных носителях, - основные средства, применяемые для передачи информации в судебном процессе. В рамках речевой, лингвистической парадигмы судопроизводства проблема эффективной коммуникации может быть представлена в виде математической модели. Это позволяет выдвинуть новую, информационную теорию гражданских процессуальных правоотношений.
Предположим, что суд и участники процесса по конкретному делу представляют собой систему, в которой осуществляется передача информации. Данная система состоит из подсистем: суд - истец, суд - ответчик, суд - третье лицо, истец - ответчик, истец - свидетель и т.д. В каждой из подсистем происходит информационный обмен. Отметим, что информация - это особый ресурс, уникальность которого заключается в том, что при его передаче от субъекта A (предположим, это будет истец) субъекту B (суд) у первого ресурс не уменьшается, а у второго - растет [1]. При этом общее количество информации в подсистеме A - B остается неизменным, изменяется только распределение информации. Каждый из субъектов заинтересован в достижении определенных целей: истец - в реализации материально-правового и процессуального интереса - восстановление нарушенного права и вынесение решения об удовлетворении иска, а суд - в вынесении законного и обоснованного решения по делу. Эффективность достижения указанных задач зависит от имеющейся у подсистемы информации. Для составления уравнения эффективности информационной коммуникации следует заметить, что информация в рамках подсистемы не однородна:
- это запас информации , которым обладает каждый из субъектов в отдельности A и B (обозначим эту величину соответственно и );
- информация, переданная субъекту B субъектом A (обозначим );
- информация, воспринятая субъектом B, - эта информация и будет являться общей для подсистемы A - B, поскольку ею обладают оба субъекта (обозначим I);
- а также информация, переданная субъектом A, но не воспринятая субъектом B (обозначим ее S).
Данная иллюстрация демонстрирует соотношение информационных полей в процессе лингвистической коммуникации в подсистеме A - B.
Заметим, что результативность (эффективность) достижения цели субъектом A (истцом) зависит от имеющейся и переданной информации, но контролировать ее восприятие субъектом B (судом) невозможно. Таким образом, потери информации при ее передаче неизбежны. Поэтому информацию, переданную субъектом A и не воспринятую субъектом B, обозначенную нами величиной S, можно представить в виде формулы:
Следовательно, эффективность коммуникации, составляющая значение I (усвоенная B, а значит, общая для A - B информация), равна:
Значение I находится в прямой зависимости от заинтересованности в коммуникации субъектов A и B. Если заинтересованность A передать информацию высока, то и объем передаваемой информации больше. Если же заинтересованность B воспринимать информацию низкая, то и объем усвоенной информации (а следовательно, и эффективность коммуникации) I уменьшается. Вводим в формулу величину F - назовем ее "сила заинтересованности". Ее значение для субъектов A и B может быть различно, соответственно и . Следовательно, окончательная формула эффективной коммуникации может быть представлена следующим образом:
Данная формула подтверждает закономерность: чем выше заинтересованность в общении, тем оно эффективнее. А также позволяет сделать вывод: возрастание заинтересованности передающего субъекта ведет к увеличению потерь - невоспринятой информации, но в целом увеличивает объем усвоенной принимающим субъектом (а значит, общей для A - B) информации (I)!
Напрашивается два существенных вывода. Во-первых, изложенная абстрактная математическая модель показывает механизм информационной коммуникации в лингвистической парадигме, раскрывая ее закономерности при благоприятных данных, а именно взаимной заинтересованности субъектов коммуникации в передаче и восприятии информации. Между тем в реальных жизненных условиях часто наблюдается недостаток стремления субъектов установить истинные факты и обстоятельства дела (тем более что ГПК Украины не ставит перед судом такой задачи). Следовательно, потери информации увеличиваются, и решение по делу нерелевантное.
Во-вторых, учитывая то, что максимальная эффективность вербальной коммуникации составляет лишь 7%, потери информации в пределах этого значения являются непростительной и непозволительной роскошью! Однако теперь объяснимы причины колоссальной апелляционной и кассационной практики отмены решений, в т.ч. и латентной нерелевантности решений. Основания для латентной нерелевантности решений заложены в предусмотренной ГПК Украины системе обжалования решений. Так, если решение суда первой инстанции вступило в законную силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, в большинстве случаев оно не может быть пересмотрено вообще (исключения составляют лишь те случаи, когда ввиду уважительности причин пропуска срока апелляционного обжалования суд допускает восстановление данного срока, что открывает возможность пересмотра). Отметим также, что катастрофически малый десятидневный срок апелляционного обжалования может быть практически поглощен в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 209 ГПК (когда суду дается право оглашения лишь вступительной и резолютивной части решения и предоставляется пять дней на составление полного текста решения). Реальная судебная практика знает и другие, менее легальные способы процессуальных злоупотреблений.
Действительная (подтвержденная опубликованной в официальных источниках статистикой обжалования судебных решений) и латентная нерелевантность решений ведет к энтропии судебной системы, к так называемой "иллюзии правосудия". Энтропия - от греческого "поворачиваюсь внутрь", "ухожу в себя" - представляется таким состоянием системы правосудия, когда она перестает отвечать своей основной цели - защита права, а замыкается на собственной цели, существует сама для себя.
Кризис правосудия относится к ряду глобальных мировых проблем. Находясь в парадигме лингвистической коммуникации проблему нерелевантности судебных решений и энтропии системы правосудия в целом не решить.
Учитывая низкую информативность вербальных форм коммуникации (упомянутые 7%), юриспруденции следует обратить внимание на остальные 93%. Современная профессиональная подготовка юриста, к сожалению, ориентирована на шлифовку навыков устного и письменного общения. Поэтому восполнение соответствующего пробела в преподавании (и, как следствие, в будущей профессиональной деятельности юриста) является достаточно актуальной задачей.
Что представляет собой процесс судебного доказывания? Это своеобразная многогранная коммуникация участников процесса. Для суда это познание фактической и правовой действительности сторон спора. Для сторон - донесение до суда информации, а по сути, формирование информационной реальности, передача собственной информационной модели о существе спора и результате разрешения его судом, с последующим отображением в судебном решении.
Исследование проблемы эффективности передачи информации следует проводить в двух направлениях: 1) средства и формы передачи информации, 2) причины информационных потерь при коммуникации и способы их устранения.
К средствам общения относятся: речь, мимика, поза, взгляд, жесты, а также расстояние, на котором общаются собеседники.
Сама характеристика речи может быть довольно информативной, если учитывать и вербальные (смысл сказанного), и невербальные ее проявления: интонации, тембр голоса, артикуляцию, громкость, грамотность, структура речи (использование различных частей речи, междометий, времен), эмоциональность, энергетическая наполненность, отклонение или, наоборот, следование предмету общения, контекст языковой культуры, к которой принадлежит коммуникатор.
Анализ указанных признаков позволяет оценить достоверность сказанного, но его недостаточно. Большую роль в информативной коммуникации играют несловесные признаки.
Исследования профессора В.П. Морозова обоснованно доказывают, что фонетическая и экстралингвистическая информация принципиально по-разному воспринимается мозгом человека [2]. Истине будут соответствовать невольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы. Поэтому в случае разногласия между словами и жестами выступающего в суде следует больше доверять своему зрению, а не слуху [3, с. 250 - 251]. В судебном заседании выступление с пояснениями сторон, третьих лиц и их представителей или допрос их в качестве свидетелей (в порядке ст. 62 ГПК Украины), а также допрос свидетелей оценивается участниками процесса (и судом) с точки зрения достоверности. Учитывая словесные и несловесные признаки речи, можно путем формулирования соответствующих вопросов приближаться к истинности существа дела. В частности, следя за реакцией глаз при ответах на поставленные вопросы, Д. Гриндер и Р. Бендлер выявили, что движения глаз у людей соответствуют работе головного мозга при поиске информации для ответа [4]. Однотипность подобного рода реакций позволила вывести определенные закономерности, с той лишь разницей, что они зеркально отличаются в зависимости от сенсорной системы человека (левша или правша). Вот они:
- зрительные воспоминания - направо вверх;
- зрительные конструкции - налево вверх;
- слуховые воспоминания - направо в сторону;
- слуховые конструкции - налево в сторону;
- замкнутые слуховые представления - направо вниз;
- кинестетические представления любого типа - налево вниз.
Американский профессор Пол Экман, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и "распознавания лжи", экспериментально доказал, что анализ в совокупности таких факторов, как мимика, взгляд, движения головы, жесты, слова и звук голоса, с 90-процентной достоверностью позволяет выявить ложь. Причем важнейшим источником, который давал 70-процентную точность, было выражение лица (микровыражения) [5, с. 296 - 297].
Условиями эффективной коммуникации являются такие факторы [6]:
- потребность в коммуникации (общении) - необходимость передать или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.;
- ориентировка (желательно совпадение) в целях общения и ситуации, в которой происходит коммуникация;
- знание личности собеседника;
- планирование содержания передаваемой информации (и возможность гибкого реагирования в изменяющейся ситуации);
- выбор стиля общения (от формально делового до дружеского, приятельского) включает в себя использование взаимосвязи "эмоции - голос", жестов, мимики и других невербальных приемов;
- восприятие и оценка ответной реакции (установление обратной связи) с целью корректировки направления, стиля и методов общения.
Изложенное подсказывает, что искать причины неэффективной коммуникации - потери при передаче информации - следует на каждом из указанных этапов. Однако ошибки в выборе стратегии и тактики общения - это лишь часть проблемы. Немаловажную роль играют психологические причины неэффективной коммуникации:
- стереотипы - устоявшиеся, упрощенные мнения, препятствующие истинному восприятию информации. Участникам гражданского процесса, а в особенности суду, следует избегать стереотипного мышления, поскольку оно мешает пониманию сути спора, действительных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон;
- предвзятость - непринятие нового, необычного, другого, не соответствующего нашему внутреннему убеждению. Как и стереотипность, предвзятость - это результат жизненного опыта, но заключающийся в устоявшейся эмоциональной оценке тех или иных обстоятельств. Настаивать на непредвзятом отношении сторон к существу спора достаточно сложно, да и не нужно, поскольку они являются лично заинтересованными субъектами. Поэтому их предвзятость следует учитывать как исходный факт, чего нельзя сказать о суде - к суду требование непредвзятости прямо установлено в законе;
- отсутствие интереса собеседника к передаваемой информации - нет мотивации к общению. Данное нарушение коммуникации для сторон, как правило, проявляется в процессуальном бездействии, например, неявка в судебное заседание, неподача апелляционной жалобы и т.п., что влечет соответствующие процессуальные последствия. В отношении суда между тем презюмируется интерес к сообщаемой сторонами информации о существе дела. Однако практика показывает, что указанная презумпция не всегда оправданна, что ведет к затягиванию процесса и неправосудным решениям;
- пренебрежение фактами - привычка выносить суждения при отсутствии достаточного количества фактов. Юридическая квалификация спорных правоотношений, являющихся объектом судебного разбирательства, предполагает учет всех необходимых юридических фактов, входящих в предмет доказывания по делу.
Таким образом, можно заключить, что существующий в мире кризис правосудия, на наш взгляд, связан с конечностью лингвистической парадигмы судопроизводства. Энтропия любой системы неизбежно приводит к разрушению, если система не запускает механизм самообновления, модернизации. По сути, энтропия судебной системы - это маркер, свидетельство того, что лингвистическая парадигма судопроизводства, как производная позитивистского понимания права, не достаточна и система на пороге нового витка своего существования . Представляется, что это обновление лежит в сфере антропологического подхода. Мы должны вновь открыть для себя право! Осознать и подтвердить его естественность путем проведения комплексного исследования с привлечением специалистов в области физиологии, психологии, социальной психологии, информационных технологий, физики и математики, духовных и религиозных ценностей, а также юриспруденции. Результатом такого исследования будет выработка новых процессуальных форм и методов, например, возможность участия в судебном заседании специалиста, владеющего навыками эффективной коммуникации, либо способами распознавания невербальной информации. Причем к помощи такого специалиста могли бы прибегать как стороны, так и суд.
Литература
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Автор статьи
Читайте также: