Особенности найма моряков на суда под удобными флагами

Обновлено: 24.04.2024

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. [3] К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз моряков (далее по тексту – ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бирма, Камбоджа, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальная Гвинея, Франция (второй регистр), Грузия, Германия, Гибралтар, Гондурас, Ямайка, Ливан, Либерия, Мальта, Республика Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Нидерландские Антильские острова, Северная Корея, Панама, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. [4] Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране, нет.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условий работы моряков.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы, так как власти позволяют соблюдать далеко не все требования международного права в этих вопросах. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма на моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантом оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно, в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как Филиппины, Индия и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является крайне низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдения всех права работников судна. Довольно часто происходят такие ситуации, что для разрешения конфликтной ситуации на почве трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен на основе законодательства этой страны, что приводит к значительным издержкам на найм адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы, зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельце предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции, страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобном флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах.

Поэтому долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь, членам экипажа, в медицинском обслуживании и правовой защите.

Нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами. Однако, на данный момент, деятельность ITF носит отраслевой характер, и приносит результат только в конкретных случаях, с конкретными экипажами и судами.

Помните, только членство в профсоюзе поможет избежать неприятностей в море!

Чтобы у вас не возникло проблем с выплатой зарплаты, компания должна подписать с вами ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ В ЧЕТЫРЕХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ! В соответствии с требованиями МФТ один экземпляр остается моряку, второй передается на судно, третий – в компанию, четвертый – в МФТ.

В контракте должны быть оговорены его продолжительность, условия найма, форма и размер оплаты труда, время труда и отдыха, и т.п. Контракт всегда должен быть у вас на руках, а его копию желательно оставить дома.


НИКОГДА НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ:

  • Незаполненный контракт или контракт, который обязывает Вас подчиняться условиям, которые не конкретизированы или вам не понятны.
  • Контракт, в котором не указан срок контракта или предусматривается возможность изменения срока его действия судовладельцем в одностороннем порядке. Любые изменения срока действия контракта должны производиться по обоюдному согласию.
  • Контракт, в котором предусматривается право судовладельца задерживать сроки оплаты или производить удержания из заработной платы в течение срока действия контракта. В конце каждого календарного месяца вы должны получать заработную плату в полном объеме.
  • Контракт, в котором содержатся положения, предусматривающие вашу ответственность за оплату любой части затрат по прибытию на судно или по репатриации.
  • Контракт, в котором содержатся положения, ограничивающие ваши права быть членом профсоюза, общаться, консультироваться или поручать представление своих интересов любому профсоюзу по своему выбору. Помните, какими бы ни были положения и условия, ДОБРОВОЛЬНО ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ВАМИ КОНТРАКТ БУДЕТ ПРИЗНАН ЮРИДИЧЕСКИ ОБЯЗЫВАЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ В СУДЕ БОЛЬШИНСТВА ГОСУДАРСТВ!
  • Убедитесь, что компания, которая направляет вас на работу за границу, имеет соглашение – КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР с Российским профсоюзом моряков, где четко обозначены ваши права, обязанности и гарантии со стороны работодателя. Копия коллективного договора между судовладельцем и профсоюзом должна быть на судне. Если договора на судне нет, немедленно обратитесь в профсоюз. Только в РПСМ вам точно скажут, можно доверять этой компании или от нее надо держаться подальше.
  • Следите за своевременной выплатой установленной коллективным договором и индивидуальным контрактом зарплаты. В случае задержки на срок более полутора-­двух месяцев немедленно обращайтесь к инспектору МФТ или в свой профсоюз.
  • Убедитесь, что компания, нанимающая вас на судно, сертифицирована на соответствие услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям. Список добросовестных круинговых компаний есть в РПСМ. И если у вас возникли хоть малейшие сомнения при заключении контракта о найме, обратитесь в РПСМ: только здесь могут проверить легитимность (подлинность) нанимающей вас компании.
  • Знайте, если с вас требуют деньги за трудоустройство, вас хотят обмануть! Найм на суда осуществляется бесплатно!
  • Помните, что индивидуальный контракт найма не всегда содержит конкретные указания на дополнительные льготы. Поэтому вы обязаны постараться получить подтверждение (желательно в виде письменного соглашения или вытекающих из контракта обязательств) размера компенсации, выплачиваемой в случае:
    – болезни или травмы в течение срока действия контракта,
    – смерти (сумма, выплачиваемая ближайшему родственнику),
    – гибели судна,
    – утраты личного имущества вследствие гибели судна,
    – досрочного прекращения действия контракта.

ПАМЯТКА МОРЯКАМ, работающим на судах «удобного флага», по охране труда.

Сразу же, прибыв на борт судна и до заступления на вахту, перед началом судовых работ, рядовой член экипажа должен получить инструктаж по охране труда у руководителя службы (старшего помощника капитана, старшего (главного) механика или офицера по охране труда). Моряк знакомится с конструктивными особенностями судна, районом плаванья судна, родом перевозимого груза (его опасные производственные факторы), политикой Компании по охране труда, перечнем средств индивидуальной защиты (СИЗ). Прохождение инструктажа по охране труда фиксируется подписями моряка и лицам комсостава, производившим инструктаж, в журнале инструктажа или чек­листе (согласно Политике Компании и законам страны Флага государства судна).

С самого начала пребывания на судне и до окончания Контракта, моряк четко должен соблюдать требования инструкции по охране труда (для рядового члена экипажа), правил для охраны труда (для лиц комсостава).

Моряк обязан, сразу же по прибытии на судно, ознакомиться со своим расписанием по судовым тревогам, знать: где хранятся его личные спасательные средства, в какой шлюпке он должен покидать судно, пути экстренной эвакуации из каюты, со своего рабочего места (несения вахты).

Вопросы обеспечения моряка специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты (СИЗ), коллективным питанием, постельными принадлежностями, проживания в каюте, санитарно­бытового обслуживания оговорены в Коллективном договоре РПСМ.

Обо всех несоответствиях норм охраны труда, угрожающих безопасности мореплавания, по комфортному проживанию и достаточному питанию на борту судна, моряк имеет право сообщить капитану, инспекторам PSC, инспекторам труда профсоюза, инспекторам МФТ.

Если моряк, в период работы по контракту, получил производственную травму, то он обязан (если в состоянии и имеет возможность) сообщить о своей травме своему непосредственному начальнику (капитану). В сроки, оговоренные в Коллективном договоре, законе страны Флага судна, но не более трех суток, травма подлежит расследованию судовой комиссией под руководством капитана. По результатам расследования моряку на руки выдается один экземпляр акта (форма «Н­1» либо accident report по форме, установленной страховой компанией) на языке, понятном моряку.

При этом травмированный на производстве моряк должен знать, что, согласно Колдоговора, ему гарантирована заработная плата в размере базовой ставки в течение 130 дней, и Компания обязана оплачивать расходы по его лечению.

Если моряк получил тяжелую травму и его вынуждены госпитализировать в иностранном порту, то моряк, пройдя курс лечения в госпитале, получив от лечащего врача документы по результатам лечения (эпикриз, рентгеновские снимки, результаты анализов и т. д.), вернувшись в Россию (по месту жительства), должен:

  • известить Компанию о том, что он прибыл в Россию и продолжает курс лечения;
  • получить медицинское обслуживание по месту жительства; – получить больничный лист;
  • сохранить (для дальнейшего представления в Компанию) больничный лист и все финансовые документы по своему лечению, которые подлежат оплате согласно Колдоговора.

Моряк должен четко знать, что согласно Российскому законодательству:

  • он, после трех месяцев лечения, по месту жительства (или в специализированной клинике) будет направлен на заседание медико­санитарной экспертной комиссии (МСЭК) для определения группы инвалидности по общему заболеванию;
  • лечебные учреждения, МСЭК не дают заключения о степени потери (в процентах) трудоспособности моряка, так как, как правило, у него отсутствует акт по форме «Н­1». А процент потери трудоспособности нужен моряку, чтобы получить от Компании компенсацию в связи с потерей трудоспособности (согласно Колдоговора и Контракта о найме). Для решения этого вопроса моряк должен обратиться в региональную (территориальную) организацию РПСМ. Где от юристов и техинспекторов труда он получит практическую помощь по оформлению документов и получению компенсации в связи с потерей трудоспособности от Компании.

Моряк должен всегда помнить, что помимо достойной заработной платы у него должно быть прекрасное здоровье.

Имейте при себе адреса и телефоны Российского профессионального союза моряков и инспекторов МФТ: в случае возникновения трудностей, немедленно свяжитесь с нами.

Нужно обратиться в любую, территориально удобную организацию профсоюза. Их полный список можно найти в разделе «Территориальные/первичные организации». Для вступления в РПСМ достаточно заполнить заявление и заплатить вступительный взнос, после чего выдается членский билет. Членство в РПСМ гарантирует защиту прав и интересов, получение юридических консультаций по любым вопросам, помощь в трудных и спорных ситуациях, ряд других преимуществ.

Где можно узнать размер ставок для всех членов экипажа?

Размер ставок смотрите в разделе «Для Моряков» / «Договоры».

Профсоюзные взносы / Утрата членства

Если вы состоите на учете в РПСМ, но не платите взносы больше шести месяцев, то членство в профсоюзе утрачивается. Его можно восстановить: нужно прийти в профсоюз, заплатить вступительный взнос и возобновить карточку.

Судно под российским флагом. Из моей зарплаты вычитают сумму для отчисления в профсоюз. Как узнать, являюсь ли я членом профсоюза?

Если судно работает под российским флагом, то отчисления в профсоюз происходят по личному заявлению моряка. Без личного разрешения никто не имеет права высчитывать членские взносы. Следует обратиться в бухгалтерию компании, где вам обязаны предоставить информацию, куда и на основании какого документа были произведены удержания профсоюзных взносов.

Судно под норвежским флагом, компания ежемесячно перечисляет 2% моей заработной платы в соответствии с CollectiveBargingAgreement в пользу Российского профсоюза моряков. Означает ли это членство в РПСМ?

По условиям Норвежских коллективных договоров все члены экипажа, работающие на судах под норвежским флагом, на которых распространяется действие колдоговора, выплачивают профсоюзные (тарифные) взносы. В период работы на судне на любого моряка распространяются все права члена профсоюза – подписанта коллективного договора. Обращаем внимание: чтобы иметь постоянную защиту РПСМ и ITF, вне зависимости от того, находитесь ли вы на судне или на берегу, необходимо вступить в профсоюз в индивидуальном порядке и получить членскую карточку.

Занимается ли РПСМ трудоустройством моряков?

В соответствии с Уставом Российского профсоюза моряков, основные цели и задачи РПСМ состоят в защите трудовых прав членов профсоюза, а трудоустройством занимаются круинговые компании. Однако мы всегда советуем морякам прийти в профсоюз перед устройством на работу и получить информацию о репутации потенциального работодателя, узнать, не нарушал ли он ранее права моряков, не попадал ли в «черный список» ITF, не находится ли на грани банкротства. В разделе «Круинговые компании» на сайте РПСМ можно найти список сертифицированных круинговых компаний.

Защита прав / Долги по зарплате »

Как долго могут задерживать выплату зарплаты?

Никто не имеет права задерживать заработную плату. Но как показывает практика, с моряками такое случается. Если вы являетесь членом профсоюза, вам следует обратиться в РПСМ, чтобы уладить трудовой конфликт. В том случае, если вы не являетесь членом профсоюза, советуем попросить от судовладельца гарантийное письмо с указанием сроков, когда деньги будут выданы. Если компания нарушит условия, вам понадобится помощь транспортной прокуратуры или адвоката, специализирующего на морском праве. Для подтверждения задолженности у вас должны быть при себе все соответствующие документы.

Как получить долг по зарплате? Работаю на судне под российским флагом, членом профсоюза не являюсь.

Для разрешения сложившегося трудового конфликта необходимо обратиться в транспортную прокуратуру по месту нахождения компании судовладельца с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ «Задержка выплаты заработной платы». Дополнительно можно подать заявление о защите нарушенного права на заработную плату. Оба заявления могут быть написаны в произвольной форме,в них нужно подробно описать, когда заключен контракт, его реквизиты, условия оплаты труда, расчёт задолженности, дату списания с судна,какиемеры приняты вами по урегулированию трудового конфликта с компанией мирным путем. Закончить заявление нужно просьбой о возбуждении уголовного дела или вынесении в адрес компании меры прокурорского реагирования, направленного на устранение нарушения сроков выплаты зарплаты.

В качестве альтернативы можно обратиться в суд по месту нахождения компании судовладельца или по месту нахождения судна с заявлением об обеспечении морского требования и аресте судна. В этом случае лучше заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося на морском праве. Кроме того, если вы выберете вариант обращения в суд, нужно иметь ввиду, что в соответствии с положением Трудового кодекса РФ, установлен трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы с момента образования задолженности.

Также мы советуем вам не медлить с вступлением в профсоюз, поскольку в будущем, если что-то подобное повторится, за урегулирование трудового конфликта возьмется профсоюзная организация. Кроме того, вы сможете получать и другие виды помощи, например, – консультацию о потенциальном работодателе, круинговой компании или по конкретному судну. Найти территориально удобную организацию, чтобы вступить в профсоюз, можно в разделе «Территориальные/первичные организации» на сайте РПСМ.

Помогает ли РПСМ не членам профсоюза?

В соответствии с Уставом Российского профсоюза моряков, организация ведет свою деятельность и существует на взносы членов профсоюза, соответственно 99% времени тратятся на защиту трудовых прав и представление социально-экономических интересов людей, имеющих членскую карточку и платящих взносы. В исключительных случаях РПСМ оказывает помощь морякам – не членам РПСМ, когда они попадают в проблемную ситуацию вместе с членами профсоюза.

Охрана труда / Соцобеспечение / Выплаты / Компенсации / Пенсии »

Положена ли компенсация по случаю смерти?

Если на судне действует коллективный договор, то в нем должны быть оговорены обязанности Компании в случае смерти моряка. Например, в коллективном договоре ITF/РПСМ по ТСС для экипажей судов под удобным флагом предусмотрено, что в случае смерти моряка во время его работы в Компании по любой причине, включая смерть по естественным причинам и смерть во время дороги на судно или с судна, или в результате несчастных случаев на море или других подобных, Компания обязана выплатить компенсацию назначенному выгодополучателю и каждому ребенку на иждивении, не достигшему 18 лет, но не более чем четырём. Компания должна также за свой счет транспортировать тело до дома моряка – там, где это рационально и по просьбе семьи, и оплатить стоимость ритуальных услуг.

Работодатель игнорирует обращения по поводу несчастного случая на судне. Что можно предпринять?

Если вы получили травму на борту судна под российским флагом, то согласно ст. 227-231 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести расследование причин получения травмы и выдать на руки один экземпляр акта по форме «Н-1». Если он этого не сделает, вы имеете право адресовать жалобу в Государственную инспекцию по охране труда в городе по месту регистрации судовладельца. В том случае, если вы работаете на судне под удобным флагом, рекомендуем обратиться в РПСМ, где можно получить более подробную консультацию.

Чтобы получать в будущем пенсию за отработанное под иностранным флагом время, как лучше поступить – самостоятельно заключить договор с ПФ РФ или стать ИП и перечислять 13%? Нужно ли при этом становиться членом Российского профсоюза моряков?

РПСМ рекомендует самостоятельно заключить договор с Пенсионным Фондом РФ или негосударственным Пенсионным Фондом. Период работы под иностранным флагом пойдет в трудовой стаж и будет засчитан при начислении пенсии по достижении соответствующего возраста. Относительно второго вопроса, по нашему мнению, быть членом профсоюза нужно, однако решение об этом каждый принимает самостоятельно. Членство в профсоюзе дает множество преимуществ. Если начать с малого, то это консультации. Перед выходом в рейс можно уточнить любую информацию о судовладельце и круинговом агентстве, наличии коллективного договора на судне, сталкивался ли профсоюз с компанией и по каким причинам. Юристы РПСМ могут оказать консультации об отчислениях в ПФ и ряду других вопросов, не связанных с работой в море. В случае возникновения трудовых споров на судне, касающихся репатриации, оплаты труда, больничного, наличия спецодежды, снабжения – в общем, всего из чего состоит работа моряка, РПСМ всегда безвозмездно приходит на помощь членам профсоюза.

При прерывании контракта по собственной инициативе нужно ли оплачивать дорогу сменщику?

Если судно работает под коллективным договором, одобренным ITF, то по уважительной причине, например, болезни супруги, подтвержденной документом, судовладелец обязан оплатить репатриацию моряка и прибытие сменщика. Однако если у вас нет причины для списания, а работать вы больше не хотите на судне – дорога оплачивается за свой счёт, а замена оплачивается компанией. В случае, когда судно работает без коллективного договора, необходимо изучать условия репатриации, прописанные в трудовом договоре.

Выплачиваются ли суточные при условии закрытия-открытия госграницы, но без захода в иностранный порт?

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р установлены предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для: старшего командного состава – от 12 до 17 долларов США; остального командного состава – от 11 до 14 долларов США; рядового состава – от 8 до 10 долларов США. Предусмотрено, что указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы судовладельцев. Также предусмотрено, что конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота. Таким образом, заход судна в иностранный порт не является условием выплаты иностранной валюты взамен суточных.

Обязана ли компания выплачивать дополнительные деньги за пребывание в опасной зоне (HighRiskArea), если на судне имеется вооруженная охрана?

Пребывание в зонах высокого риска оплачивается независимо от наличия на борту судна дополнительной охраны. На сайте ITF можно найти список зон повышенного риска, а также условия дополнительной оплаты, согласованные на Международном переговорном форуме (IBF) работодателями и ITF.

Можно ли продлить диплом капитана (с ограничением до 3000 р.т.) при наличии соответствующих справок о плавании, если за последние пять лет работа в море была в должности старпома на судах валовой вместимостью более 3000 р. т.?

Указанные обстоятельства напрямую не предусмотрены действующим Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62. Однако в соответствии с разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ. В данном случае следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом.

Указанные разъяснения Минтранса России направлены в адрес Росморречфлота (исх. №ОВ-24/12274 от 19.10.2012), который должен был довести их до капитанов морских портов. Более того, в соответствии с пунктом 83 действующего Положения о дипломировании, для снятия в дипломе ограничения «Валовая вместимость менее 3000» судоводителям уровня управления необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000 не менее шести месяцев в должности на уровне «эксплуатация». Таким образом, по нашему мнению, Вы имеете право не только на продление диплома капитана с представлением справок о стаже плавания в должности старшего помощника капитана, но и снятие ограничения «Валовая вместимость менее 3000».

Имеется диплом старшего механика с ограничением до 3000 кВт, который даёт право занимать должность второго механика на судах свыше 3000 кВт, т. е. без ограничений. При продлении диплома старшего механика в 2013 году было сделано ограничение и на второго механика, так как в должности старшего механика я не работал. На данный момент работаю в должности старшего механика чистых 12 месяцев. Снимут ли мне ограничение второго механика при следующем продлении диплома, если я буду продолжать занимать должность старшего механика на судах менее 3000 кВт? Если нет, то что для этого нужно?

Исходя из положений Приказа Минтранса России от 15.03.2012 № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» ст. 83 для снятия в дипломе ограничения «Валовая вместимость менее 3000» судоводителям уровня управления необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000, не менее шести месяцев в должности на уровне «эксплуатация».

Однако согласно ст.45 п. 3 вышеупомянутого Приказа стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000 кВ необходим при первичном получении дипломов. Так как Вам необходимо было продлить уже полученный ранее диплом второго механика без ограничений, а за последние 5 лет у вас был необходимый стаж плавания, Вы изначально имели право на продление диплома без ограничения. Но так как этот момент не освещен подробно в Приказе № 62, зачастую на практике порядок продления дипломов нарушается. В данном случае необходимо руководствоваться разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ.

Согласно разъяснениям Минтранса, в случаях, которые не рассматриваются в приказе, следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом. Указанные разъяснения Минтранса России были направлены в адрес Росморречфлота (исх. №ОВ-24/12274 от 19.10.2012), который должен был довести их до капитанов морских портов.

Руководствуясь вышеизложенным, рекомендуем повторно обратиться в Администрацию морского порта с вопросом о возможной замене диплома.

Существуют ли международные правила, обязывающие судовладельцев заключать коллективные договоры с профсоюзами?

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) в прямую не содержит положений, обязывающих судовладельцев заключать коллективные договоры с моряками. Но тем не менее КТМС предусматривает, что реализация требований по соблюдению трудовых и социальных прав моряков, предоставляемых Конвенцией наряду с имплементацией норм в национальное законодательство может быть решена посредством заключения коллективных соглашений.

КТМС в качестве основополагающего права моряков на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров обязывает каждое государство-член предусматривать в своем законодательстве и нормативных правовых актах обеспечение соблюдения этих прав.

Положения о мерах, которые должны приниматься государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, предусмотрены в ряде конвенций и рекомендаций МОТ: в Конвенции N 98 "О применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.); в Конвенции N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и в Рекомендации N 163 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).

Основополагающие положения международных трудовых норм о ведении коллективных переговоров получили достаточно полное отражение в гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав, закрепленных в ст. 21 ТК РФ.

ТК РФ не обязывает работодателя заключать колдоговор с работниками. Инициаторами проведения таких переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Работодатель обязан заключать коллективный договор если представители работников выступили с таким предложением. Отказ работодателя от заключения колдоговора в этом случае недопустим и может повлечь назначение административного наказания.

Моряки очень важны для всех нас. Они путешествуют по земному шару со всем, что нам необходимо, от бананов, нефти, газа и строительных материалов до одежды, зерна и мороженого мяса. Они также являются невидимой рабочей силой. То, что происходит в море, часто находится вне поля зрения регуляторов. Это позволяет мошенникам-судовладельцам оставаться безнаказанными за нарушение прав моряков.


МФТ оказывает большое влияние заработную плату и условия моряков, работающих на судах под удобными флагами.

Что такое удобные флаги?

Судно под удобным флагом – это судно, ходящее под флагом страны, отличной от страны владения. Для членов экипажа это может означать следующее:

  • Очень низкая зарплата;
  • Плохие условия на судне;
  • Не соответствующие требованиям пища и питьевая вода;
  • Длительные периоды работы без надлежащего отдыха, ведущие к стрессу и усталости.

Путем смены флага судовладельцы могут использовать преимущества:

  • Минимального регулирования;
  • Низких регистрационных сборов;
  • Низких налогов или их отсутствия;
  • Свободы найма дешевой рабочей силы из глобального рынка труда.

МФТ считает, что должна быть «истинная связь» между реальным владельцем судна и флагом, под которым ходит судно, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS). Реестры удобных флагов осложняют профсоюзам, заинтересованным сторонам в отрасли и общественности привлечение судовладельцев к ответственности.

Во многих случаях сами реестры даже не управляются из страны флага.

Глобализация помогла стимулировать эту гонку вниз. На конкурирующем рынке морских перевозок удобные флаги снижают сборы и минимизируют регулирование, поскольку судовладельцы стремятся найти самый дешевый способ эксплуатации своих судов.

Проблемы для моряков

Предусмотренные контрактом претензии

Серьезная травма может погубить жизнь, поставить крест на карьере моряка и лишить семью регулярного дохода. У самих моряков мало шансов добиться компенсации. МФТ и ее членские профсоюзы помогают морякам выигрывать эти дела через суды, однако часто им приходится распутывать хитросплетения структур компаний, прежде чем они могут разобраться, кто несет ответственность за судно и его экипаж.

Получение зарплаты

Ежедневно МФТ слышит об экипажах, которым должны крупные суммы денег. Некоторым экипажам просто не платят. Есть такие, которые узнают, что компании задерживают или не производят платежи их семьям, когда они хотят послать деньги домой. Во многих случаях моряки месяцами не видят никаких признаков обещанных им денег. Не получая зарплаты, они даже не в состоянии сбежать и самостоятельно добраться до дома. Одним из наиболее важных аспектов работы инспекторов МФТ является взыскание задолженностей по зарплате для моряков. С 2011 по 2013 гг. МФТ взыскала 103 миллиона долларов США в пользу экипажей, не получавших зарплату – в среднем 34,3 миллионов долларов США в год. На многие суда под удобным флагом теперь распространяются договоры МФТ, предоставляющие прямую защиту более чем 250 000 морякам.

Озвучивание их потребностей

Несмотря на тяжести, многие моряки судов под удобным флагом слишком напуганы, чтобы протестовать. Недобросовестные крюинговые агенты распространяют списки моряков, которые жалуются инспекторам. По-прежнему для капитана судна является обычной практикой сделать запись «нарушитель порядка из МФТ» в расчетной книжке моряка. С такой записью моряк никогда больше не сможет устроиться на работу. Некоторые моряки даже попадали в тюрьму по возвращении домой. А с открытием еще более дешевых источников рабочей силы – особенно из Китая – повышается риск дальнейшего ухудшения условий и зарплаты.

Роль МФТ

МФТ проводит переговоры о заключении договоров с международными организациями, включая морских работодателей и крюинговые агентства с целью обеспечения минимальных стандартов и условий для больших групп моряков.

Наша политика Мехико, принятая на конгрессе МФТ в 2010 г., обязывает наши членские профсоюзы обеспечивать всех моряков надлежащим представительством интересов и защитой. Они работают вместе, добиваясь распространения коллективных договоров на всех моряков, независимо от их национальности или страны происхождения.

Мы стремимся к международному государственному соглашению о том, что должна быть истинная связь между флагом, под которым ходит судно, и национальностью или постоянным местом проживания его владельцев, управляющих и моряков. Это бы полностью искоренило систему удобных флагов

Мы пытаемся добиться того, чтобы моряки, которые служат на судах под удобным флагом, независимо от их национальности были защищены от эксплуатации со стороны судовладельцев

В результате выступлений трудящихся удалось добиться достойной зарплаты и условий почти на 11 500 судах под удобными флагами. МФТ стала флагманом для моряков, подвергающихся эксплуатации и плохому обращению, независимо от национальности или членства в профсоюзе. Ежегодно МФТ и ее членские профсоюзы взыскивают миллионы долларов в счет задолженности по зарплате и в качестве компенсации за гибель или травматизм от имени моряков, которым больше не к кому обратиться.

Одобренные МФТ коллективные договоры

Одобренные МФТ коллективные договоры устанавливают зарплату и условия труда для всех экипажей судов под удобными флагами, независимо от национальности. Все суда, на которые распространяется одобренный МФТ коллективный договор, получают свидетельство, в котором указываются согласованные зарплата и условия труда на судне.

Имеются различные типы договоров, отражающие сложность договоров для круизной и оффшорной отрасли, а также различия между регионами.

Инспекции

Более 150 инспекторов и контактных лиц МФТ в портах всего мира обеспечивают соблюдение наших договоров. Инспекторы МФТ являются должностными лицами профсоюзов, работающие полный или неполный рабочий день непосредственно с МФТ.

Они осуществляют мониторинг выплаты зарплаты, а также других социальных и трудовых условий. Если необходимо, они предпринимают действия, направленные на проведение политики МФТ.

Работа с докерами

В комитет справедливой практики (КСП) входят профсоюзы, как моряков, так и докеров. В период между заседаниями КСП, проводимыми раз в два года, выборная руководящая группа КСП рассматривает повседневный ход и эффективность кампании против удобных флагов.

Профсоюзы моряков и докеров работают вместе над поддержанием безопасных и качественных рабочих мест для всех портовых рабочих. Во многих странах портовые рабочие сталкиваются с последствиями приватизации: временным и нестрандартным трудом, несоответствующей подготовкой и нарушениями их права на свободу ассоциации. Для решения этих проблем была инициирована кампания МФТ против удобных портов.

Страны удобного флага

Нижеследующие страны были объявлены удобными флагами комитетом справедливой практики МФТ (совместным комитетом профсоюзов моряков и докеров МФТ), который ведет кампанию МФТ против удобных флагов:

Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Бермудские острова (Великобритания)
Боливия
Камбоджа
Камерун
Каймановы острова
Коморские острова
Острова Кука
Кюраса́о
Кипр
Экваториальная Гвинея
Фарерские острова
Французский международный судовой реестр
Немецкий международный судовой реестр
Грузия
Гибралтар (Великобритания)
Гондурас

Ямайка
Ливан
Либерия
Маде́йра
Мальта
Маршальские острова (США)
Маврикий
Молдова
Монголия
Мьянма
Северная Корея
Палау
Панама
Сан-Томе и Принсипи
Сьерра-Леоне
Сент-Китс и Невис
Сент-Винсент
Шри-Ланка
Танзания (Занзибар)
Того
Тонга
Вануату

Вы моряк и у вас есть проблемы?

Обратитесь к Инспектору МФТ

— Главная опасность для моряков, которые попадают на судно удобного флага (Камбоджи, Монголии, Кипра, Панамы и т.д.) и у которых нет коллективного договора, заключается в том, что, вступая на борт, они оказываются практически вне закона. Судовладелец там является полным хозяином всего. Он имеет право устанавливать свою зарплату, платить ее в нищенском размере. Он имеет право не обеспечивать моряка спецодеждой, спецобувью, кормить на очень маленькую сумму. То есть моряк как бы попадает в рабство, в беззаконное пространство.

Что происходит далее? После пяти, шести, семи, восьми месяцев на судне этого моряка просто выбрасывают — бывают такие случаи. Судовладелец, к примеру, обанкротился, пароход арестовывают, забирают за долги, а моряков просто выбрасывают на берег. Потому что там уже приходит новый хозяин и за долги забирает этот пароход. Моряк остается без средств к существованию, брошенный на чужом берегу.

А если, например, судно переворачивается, потом концов просто не сыщешь. В 2004 г. два судна "Ароса" и "Вест" под флагом Монголии и под флагом Камбоджи с разницей практически в день перевернулись у берегов Находки. Утонуло больше 30 человек. И когда мы стали выяснять, кто же хозяева этих пароходов, то никто ничего не знал и не мог сказать. Хотя хозяева должны быть здесь, в России, в Находке.


— В начале девяностых таких примеров была масса. Балтийское, Приморское, Дальневосточное пароходства начали приватизироваться, продавать пароходы. И российские моряки в массовом порядке стали наниматься на суда под удобными флагами, а в результате очень многие оказались брошенными за границей. Куда им идти? Конечно, они идут в посольство или консульство Российской Федерации.

— А вообще на государственный или межгосударственный уровень проблема удобных флагов выходит?

— Существует Сводная конвенция 2006 года, принятая Международной организацией труда. Эта конвенция включает в себя практически все международные конвенции, касающиеся трудовой деятельности моряка. По ней судовладелец, независимо от того, под каким флагом ходит его судно, должен выполнять международные требования по отношению к моряку и неважно, ратифицировало эту конвенцию государство или не ратифицировало. Кроме того, 18 января 2017 года, вступают в силу поправки к этой Сводной конвенции 2006 года, в которых указано, что судовладелец в обязательном порядке должен страховать жизнь и здоровье моряков. Опять же не имеет значения, под каким флагом это судно — удобным или своим национальным. На борту у капитана должны быть документы, подтверждающие, что жизнь моряков застрахована. Мало того, судовладелец должен застраховать и возможную репатриацию моряков на случай, если где-то произойдет авария или банкротство компании.

Но хотя в мире принимаются вот такие серьезные документы, удобные флаги все равно остаются плохим явлением. Их нужно убирать. Нужно, чтобы все моряки работали на судах, относящимся к своим государствам. Если судно российское, там должен быть российский флаг и российский экипаж.


— Коллективный договор на 100% гарантирует моряку защиту, потому что все спорные вопросы будут решаться в Лондонском суде с привлечением опытных адвокатов, юристов, которые защитят права экипажа или отдельного моряка, если они будут нарушены на том судне, где действует коллективный договор.

А вот там, где нет коллективного договора, моряк предоставлен самому себе. Представьте, российский моряк, отработав на каком-то судне, списался где-нибудь на Кипре, прилетел в Находку, приходит к нам и говорит: контракт у меня есть, но мне не выплатили зарплату, кинули. А мы отвечаем: тебе надо ехать сейчас на Кипр, потому что судовладелец находится там, а российский суд не будет заниматься твоим вопросом, потому что на территории Находки нет имущества этого судовладельца, которое можно было бы задержать.

В том-то и дело, что даже наличие этой Сводной конвенции не гарантирует защиту прав моряков. Потому что в таких случаях моряку приходится выходить на МФТ, выходить на национальный профсоюз. И выясняется, что, в принципе, каких-то письменных гарантий у судовладельца нет — либо трудовой контракт неправильно составлен, либо еще каких-то бумаг не хватает. То есть моряк защитить свои права не может. Если же на борту есть коллективный договор, это уже совсем другой вопрос.

— Я все-таки не могу понять. А зачем тогда вообще нужна конвенция, если она не гарантирует защиту прав?

— Ну вы же прекрасно понимаете: законы есть – а не все их выполняют. Везде живые люди — и взятки дают, чтобы получить необходимые документы, и другие лазейки ищут. А наличие коллективного договора с Международной федерацией позволяет моряку защищать свои права в Лондоне.

— То есть, проблема конвенции в том, что если у моряка нет членства в профсоюзе, не подписан договор, то он должен сам, лично защищать и отстаивать эти права?

— Да, да. Он должен использовать свои деньги, должен нанимать адвокатов и все остальное. Это при том, что ему не заплатили зарплату! Мало того, он же с языками может быть не знаком, по-английски не говорит. А если моряк является членом профсоюза и на судне действует коллективный договор, то это гарантия, что его будут защищать бесплатно.

— Тогда по факту получается так, что судовладельцы на конвенцию особого внимания не обращают.

— Обращают, потому что сейчас без выполнения требований Сводной конвенции 2006 года они не могут эксплуатировать судно. Им приходится получать декларацию о выполнении требований Сводной конвенции. Но для того, чтобы выявить нарушения выполнения требований конвенции на борту судна, нужны строгие проверки на каждом судне, как соблюдаются права экипажа. А пока в мире еще нет такой глобально работающей системы.

Вот представляете, портовый инспектор 30 лет работал в порту. У него главная задача была — прийти посмотреть, есть ли спасательные средства, есть ли соответствующие регистровые документы. Он все посмотрел, подписал и пошел. И вдруг на 31-м году этой работы ему приходит бумага, где написано, что он, согласно такой-то конвенции, должен еще и проверять, платят ли экипажу деньги, хорошо ли его кормят, снабжен ли он спецодеждой. Он еще не привык к этому, он продолжает работать по старинке, проверяет все то, что привык проверять, а новые задачи выполняет не так строго, как хотелось бы.


— Один из последних случаев произошел 16 августа 2016 года. Представители Российского профсоюза моряков посетили стоящий в торговом порту Находка теплоход Antoine под флагом Мальты. Судно прибыло в Находку из китайского порта Нанкин и после погрузки угля должно было последовать в порт Южной Кореи. Экипаж состоял из 21 человека — двое из Ливии и 19 человек из Сирии. Представителям инспекции на судне предъявили декларацию о выполнении требований Сводной конвенции 2006 года, где указан греческий судовладелец. Индивидуальные контракты имелись.

Тогда все трое просто ночью покинули борт судна. Но поскольку капитан не отдал им паспорта, то они не смогли пройти через проходную и были задержаны. Два дня они находились на проходной, отказываясь возвращаться на судно. Мы поддержали их забастовку, и в конце концов судовладелец пошел навстречу, заплатил им зарплату. Кроме того, он заплатил еще 150 тысяч долларов, потому что, оказывается, не платил всему экипажу! А затем этих троих мы отправили в Сирию, и судно пошло в рейс.

Вот яркий пример: судно пришло, формально у него все в порядке, есть декларация. А на самом деле выяснилось, что экипажу вообще не платили заработную плату. И ведь портовые власти его оформили, понимаете? Так бы оно и ушло, если бы не эти три моряка.

Второй случай был с украинским моряком: 19 сентября 2016 года старший механик на судне Tomini Victory под флагом Маршалловых Островов обратился в нашу организацию с просьбой помочь решить вопрос с долгом по зарплате, которую ему не выплачивали два месяца. Представители РПСМ, получив заявление, посетили судно, стоящее в порту Находка под погрузкой металла, и провели инспекторскую проверку.

Экипаж судна состоял из 24 человек: 22 моряка из Индии и два украинских моряка — старший помощник капитана и старший механик. Украинские моряки нанимались на судно в Одессе, задолженность по зарплате имелась у всего экипажа. После проверки судна выяснилось, что оно не покрыто коллективным договором. Мы направили судовладельцу, который находился в Дубае, письмо с требованием незамедлительно погасить задолженность по заработной плате и заключить коллективный договор с МФТ. Буквально на следующий день, 20 сентября, всему экипажу пришли деньги, в том числе и этому старшему механику. Он получил 19 тысяч долларов, а всему экипажу пришло 120 тысяч долларов.


— Конечно, она не для общего круга читателей и, конечно, лучше всего читается в море. Когда судно находится в длительном плавании, есть возможность, есть время почитать и ознакомиться со всей ситуацией. Книга должна оказать морякам большую помощь — они много узнают о том, что такое удобные флаги, почему они вообще существуют, как правильно вести себя, как защитить свои права.

— А изначально они про удобные флаги ничего не знают, не слышали?

— Дело в том, что в наших учебных заведениях, в принципе, не ведется такой большой разъяснительной работы. Поэтому моряк не всегда понимает, что удобный флаг это плохо. Ознакомившись с книгой, он будет очень осторожным и в следующий раз на судно без коллективного договора просто не пойдет. Надо быть очень бдительным перед тем, как устроиться на судно, — об этом в книге и написано. Моряк должен заранее узнать в крюинге или в самой компании, есть ли у них коллективный договор с Российским профсоюзом моряков. Если его нет, это уже настораживает.

Сейчас, после того, как вышла эта книга, я думаю, что большое количество моряков просто будет отказываться работать на судах под удобным флагом, где нет коллективного договора. Если же все-таки они окажутся на таких судах и увидят, что им два-три месяца не выплачивают заработную плату, они не будут тянуть, а найдут в этой книге телефоны, адреса, электронную почту инспекторов Международной федерации транспортных рабочих во всем мире.

Позвонив туда, они проинформируют инспектора, что работают на таком-то судне под таким-то флагом и у них нет коллективного договора. Им задерживается заработная плата уже два-три месяца. Следующий порт захода, к примеру, у них Сеул или Инчхон, Сингапур, Лондон и т.д. С приходом этого судна в порт инспекция ITF сделает его проверку, и в случае обнаружения невыплаты заработной платы судно будет задержано до тех пор, пока судовладелец не подпишет коллективный договор с Международной федерацией транспортных рабочих, пока не выплатит всю задолженность по заработной плате морякам. Ну а моряки дружно вступят в национальный профсоюз. В нашем случае это Российский профсоюз моряков.

— То есть книга будет целенаправленно распространяться именно среди моряков? А каким образом?


— Это не капля в море. Вы понимаете, на судне не надо иметь 30 одинаковых книг. Достаточно одной книги для того, чтобы в длительном рейсе с ней ознакомился весь экипаж. Я сам моряк и знаю, что при длительном рейсе, в отсутствие возможности смотреть новые фильмы, телевидение, читать газеты, сидеть в интернете, любая книга будет обязательно читаться всеми. Помню, мы с собой брали книги на борт, каждый — по четыре-пять художественных книг. Получалась маленькая библиотечка. И мы их, находясь в рейсе девять-десять месяцев, перечитывали по два раза, штудировали до корки.

Я думаю, если, например, мы увидим, что книг недостаточно, можем сделать переиздание. Мало того, для тех, кто говорит на английском языке, мы планируем сделать перевод и выпустить еще 1000 экземпляров.

Главная задача книги — не допустить работы моряка на судне под удобным флагом, без коллективного договора. Чтобы судовладелец просто понял, что без подписания коллективного договора с национальным профсоюзом, он эксплуатировать судно не сможет, потому что не будет моряков, желающих работать на нем.

Восьмой, юбилейный. (о съезде Российского профсоюза моряков, прошедшем в ноябре 2016 г.)
Сухогруз Tallas - 4 месяца на рейде Зейпорта, без продуктов, воды и зарплаты (о брошенных в Турции российских моряках)
Мятежный теплоход (о забастовке украинского экипажа греческого судна в Находке)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: