Особенности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства шпаргалка

Обновлено: 19.04.2024

Преступная глобализация, а также увеличение транснациональных организованных сообществ преступного характера, взаимопроникновение преступности и отдельных правонарушителей на территории каких-либо государств мира нуждаются в определенной координации деятельности органов правоохранительной направленности различных стран, активизации и укреплении международного сотрудничества государств в борьбе с правонарушительной деятельностью.

Обычно отмечаются три главных направления международного сотрудничества в борьбе с правонарушителями:

  • координация деятельности по предупреждению преступлений и защите тех граждан, которые могут стать жертвой правонарушителей;
  • имплементация, а также разработка совместной деятельности международно-правовых норм об ответственности за определенные правонарушительные действия международной направленности и преступления международного характера;
  • взаимодействие органов правоохранительного порядка различных стран в сфере уголовного судопроизводства.

В специальной Бангкокской декларации «Взаимодействие и ответные меры: определенные союзные отношения стратегического характера в области предупреждения преступности и правосудия уголовной направленности», которая в свое время была принята на XI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 2005 год), разные государства по миру дали свое согласие на готовность делать все возможное для улучшения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и правонарушительной деятельностью на многостороннем, а также двустороннем и региональном уровнях, включая такие конкретные области, как выдача и взаимная помощь.

В 5 части Уголовного Правового Кодекса впервые в российском законодательстве отмечены нормы, контролирующие абсолютно разные аспекты сотрудничества международной направленности в сфере судопроизводства уголовного характера: оказание какой-либо правовой помощи; выдача гражданина для уголовного преследования или исполнения приговора; передача какого-либо лица, которое ранее было осуждено к лишению свободы, для процесса отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (о этом говорится в 453-473 статье Уголовного Правового Кодекса).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является основанным на международном договоре РФ, а также соглашении международной направленности или принципе взаимного взаимодействия судебных органов России, прокуроров, следователей и органов дознания с необходимыми им компетентными органами и должностными лицами зарубежных государств, и, конечно, организациями международного порядка по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или же исполнения назначенного приговора, и передачи лица, которое было осуждено к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Основная часть работы по большему количеству дел уголовного порядка осуществляется определенными средствами, а также силами правоохранительных органов национальной направленности на территории государства, где было совершено данное правонарушительное действие. Тем не менее, как показывает практика появляются такие случаи, когда гражданин, совершив правонарушение на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности или же по каким-то другим обстоятельствам покидает данное государства, уезжая в другое государство, где лицо имеет возможность скрыться от правоохранительных органов.

Помимо этого, на территории иного государства вполне могут оказаться свидетели преступления; имущество, которое подлежит конфискации; определенные предметы, требующиеся для процесса осмотра; помещения, нуждающиеся в обыске, а также могут возникнуть другие ситуации, которые требуют координации усилий органов правоохранительной направленности нескольких стран в целях достижения конкретных задач судопроизводства.

Виды международного сотрудничества

Основные виды сотрудничества международной направленности в уголовной сфере судопроизводства:

  • оказание какой-либо помощи правового характера по преступным деяниям;
  • выдача лица для процесса уголовного преследования или исполнения приговора;
  • передача лица, которое было ранее осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;
  • передача судопроизводства по делам уголовного порядка.

Последний вид международного сотрудничества стал достаточно актуальным для России после проведения ратификации в 2007 году 30 октября Европейской конвенции о передаче судопроизводства по делам уголовной направленности 1972 года Конвенция вступила в силу для России с 2008 года 27 сентября.

В широком смысле слова выдача лица для процесса преследования или же выполнение определенного приговора уголовной направленности, передача гражданина, который до этого был осужден к лишению свободы, и было назначено отбывание наказания в государстве, гражданином которого он является, а также передача судопроизводства по уголовным делам, которая показывается как конкретные разновидности правовой помощи по правонарушительным деяниям. Именно из-за этого в международном и внутригосударственном праве их принято разграничивать, а также контролировать при помощи определенных документов.

Для государств, которые выступают в роли участников Римского статута Международного судебного органа уголовной направленности 1998 года актуальной формой международного сотрудничества с таким правоохранительным органом является передача конкретному лицу, а именно самому Суду. Под данной формой понимается доставка лица государством в Суд в соответствии с определенным статусом.

Но при всем этом государства должны доставлять в условный Международный судебный орган граждан, вне зависимости от их гражданства, данное правило имеет отношение и к своим гражданам.

Сотрудничество международного характера государств в уголовной деятельности судопроизводства основывается на специальных принципах общего порядка международного сотрудничества, отмеченных в Уставе ООН, а также в Декларации о принципах международного права, которые имеют достаточное отношение к дружбе и сотрудничеству между государствами в соответствии с Уставом ООН, который был принят в 1970 году 24 октября Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м заседании пленарной направленности Генеральной Ассамблеи ООН.

Опираясь на данные акты взаимоотношения государств друг с другом, их сотрудничество обязано заключаться на определенных принципах невмешательства в какие-либо внутренние дела, суверенного равенства государств, решения споров мирным путем и добросовестного исполнения принятых на себя обязательств.

Резолюцией 3074 (XXVIII), которая была проведена на 2187-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году 3 декабря, где в свое время были приняты определенные Принципы сотрудничества международной направленности в отношении обнаружения, ареста, выдачи, а также наказания тех лиц, которые являются виновными в военных преступлениях и преступлениях направленных против человечества.

Основу правового характера в международном сотрудничестве уголовной деятельности судопроизводства составляют: определенный международный договор РФ, конкретное международное соглашение между органами, которые обладают компетенцией и специальными принципами взаимности.

Помимо этого, достаточно больше значение играют положения национального (внутригосударственного) законодательства, которые занимаются контролем отношений в сфере оказания взаимной помощи правового порядка, а также в расследовании и рассмотрении дел уголовного порядка между самими государствами.

«Договор международного порядка Российской Федерации» означает определенное международное соглашение, которое ранее было заключено Российской Федерацией с каким-либо зарубежным государством (или государствами), с международной организацией, или с другим образованием, имеющим специальное право на заключение международных договоров, в письменной форме и регулируемое международным правом, внезависимости от того, есть ли такое соглашение в каком-то одном акте или же в нескольких актах имеющих между собой определенную связь, а также независимо от его конкретного наименования (о чем говорится во 2 статье Федерального закона от 1995 года 15 июля № 101-ФЗ «О договорах международной направленности Российской Федерации»).

В зависимости от конкретного числа граждан договоры международного порядка Российской Федерации по вопросам взаимодействия в уголовной деятельности судопроизводства подразделяются на многосторонние, а также двусторонние соглашения. Многосторонние, в свое время, вполне имеют право квалифицироваться по уровню принятия соглашения на универсальные (которые обычно называют глобальными) и региональные договоры.

Международные договоры

К международным договорам универсального порядка Российской Федерации обычно имеют отношение конвенции ООН, где принимает активное участие наша страна, стоит отметить, что данные конвенции являются ратифицированными в установленном законом порядке.

В число договоров универсальной направленности, занимающихся контролем относительно вопросов оказания какой-либо правовой помощи, выдачи подозреваемых и передачи осужденных, входят: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота средств наркотического характера, а также определенных психотропных веществ 1988 года, Конвенция против конкретной организованной транснациональной преступности 2000 года, Конвенция ООН против коррупции 2003 года, и, конечно некоторые иные соглашения международной направленности, которые содержат в своем составе специальные разделы, посвященные вопросам оказания правовой помощи в разбирательстве, уголовном преследовании и судебном расследовании в связи с правонарушительными действиями, охватываемыми данными Конвенциями.

Большую роль играют соответствующие типовые акты ООН, которые не имеют конкретного обязательного характера, но тем не менее вполне могут использоваться в роли определенных международных конвенций, а также каких-либо ориентиров в процессе осуществления законодательной политики национального характера. К числу значимых договоров типового порядка ООН относительно вопросов международного сотрудничества в правонарушительной деятельности судопроизводства относятся: Типовой договор о взаимной помощи в сфере уголовного правосудия и Факультативный протокол о взаимной помощи в сфере уголовного правосудия, затрагивающий при этом доходы от преступлений (1990 год), договор типового порядка о выдаче (1990 год), типовой договор о передаче уголовного судопроизводства (1990 год).

Региональные договоры международного порядка Российской Федерации о помощи правового характера по делам уголовной направленности включают в свой состав определенные соглашения, которые были подписаны в определенных рамках объединения государств отдельного региона, к которым имеют отношения Совет Европы (СЕ) он же Европейский Совет и Содружество Независимых Государств (СНГ). В данной связи наиболее значимыми для России являются конвенции СЕ (конвенция Европы, в которой идет речь о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года; Европейская конвенция о выдаче 1957 год, а также Конвенция свидетельствующая о передаче осужденных лиц 1983 год) и конвенции СНГ (Конвенция о правовых отношениях и помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 год).

Договоры, которые являются двусторонними в свое время подписываются между двумя государствами, стремящимися к урегулированию государственных проблем общего порядка. На данный момент Россия является участником нескольких десятков договоров двусторонней направленности относительно вопросов по какой-либо помощи в праве, а также по уголовным делам, выдачи и передачи осужденных. Частые ситуации, когда с одним и тем же государством происходит процесс заключения самостоятельных договоров, контролирующих отдельные аспекты международного сотрудничества уголовной деятельности судопроизводства.

Так, например, в 2006 году 31 октября в городе Москве произошел процесс подписания (а после ратифицирования), где три договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола: Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о правовой помощи взаимного характера по преступным делам; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче; Договор между Республикой Ангола и Российской Федерацией свидетельствующий о конкретной передаче для отбывания наказания граждан, которые были осуждены к лишению свободы.

В связи с большим количеством договоров международной направленности Российской Федерации, основной деятельностью которых стало регулирование вопросов международного сотрудничества в уголовной деятельности судопроизводства, достаточно значимое место имеет установление иерархии международных документов, во избежание какой-либо возможной коллизии между ними. Во время разрешения данной проблемы потребуется опираться на определенные нормы Конституции Российской Федерации, которые имеют высший уровень юридической силы на территории нашей страны, а также специальными положениями международного права и, конечно, законодательства Российской Федерации о международных договорах.

Опираясь на статью 15 часть 4 Конституции Российской Федерации нормы договоров международной направленности имеют свойственную им преимущественную силу относительно других законов, содержащих другие правила. При данном выражение «другие правила» обычно понимаются любые несоответствия правил закона и договора. Согласно статье 15 части 1 п. «а» Федерального закона «О договорах международного характера Российской Федерации», такие международные договоры в свое время подлежат обязательной ратификации. В соответствии с Конституцией РФ ратификация данных договоров Российской Федерации происходит в определенной форме федерального закона.

Процесс ратификации

После процесса ратификации международного договора, а также вступления его в силу он становится конкретной частью, которая входит в состав правовой системы Российской Федерации (статья 15 часть 4 Конституции Российской Федерации), из-за этого во время выбора нормы, которая впоследствии подлежит использованию в правоотношениях по вопросам оказания помощи правового характера (Уголовно Правовой Кодекс или какой-либо соответствующий международный договор).

Стоит отметить, что если договором международной направленности установлены другие правила, нежели те, которые предусматривались российским законом (например, УПК), то используются определенные правила международного договора.

Но все таки выше указанное не имеет в виду отказа от суверенитета государства в деятельности уголовного судебного разбирательства, которое проявляется в следующем. Во-первых, государства выступающие в роли суверенных субъектов отношений международного характера подписывают международные договоры, а также принимают на себя связанные с данными действиями обязательства на добровольной основе. Во-вторых, оказание такой помощи по делам уголовной направленности осуществляется на основе международных договоров, но по конкретным правилам, которые ранее уже были предусмотрены законодательством государства, которому собственно и адресован данный запрос.

Но самое главное, что во время процесса выполнения запроса о правовой помощи по просьбе учреждения, которое осуществляет данный запрос могут быть использованы также специальные процессуальные нормы его государства. В данной ситуации находит место экстратерриториальное (это означает выходящее за пределы территории государств) применение уголовно-процессуального права.

Соглашение как один из источников правового контролирования правоотношений в деятельности правовой помощи по делам уголовного порядка представляет собой определенный дополнительный вид международных документов, которые в свое время принимаются с конкретной целью развития положений договоров международного характера в конкретных границах полномочий компетентных органов, установленных договором.

Примером данного соглашения будет выступать специальное соглашение между Генеральными прокурорами государств, которые являются участниками Протокола в Конвенции о помощи правовой направленности и правовых отношениях по гражданским, а также уголовным и семейным делам от 1993 года 22 января свидетельствующих о неком порядке сношений компетентных учреждений во время исполнения процессуальных, и других деяний по делам уголовного характера, подписанное в городе Москве в 2000 году 29 июня.

С конкретной целью упорядочения системы международных источников контролирования какие-либо правоотношения в деятельности правовой помощи, где право международной направленности установлен определенный принцип, опираясь на который нормы многосторонних конвенций имеют свойственный им приоритет относительно каких-либо положений двусторонних договоров стран-участников. Именно из-за этого, например, конвенция Европейского происхождения о взаимной правовой помощи по делам уголовного характера имеет преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, соглашений или же конвенций по отмеченным проблемам, которые возникли в отношениях между Российской Федерацией и зарубежными государствами, которые являются участниками этих конвенций.

В отсутствие определенных договоров международного характера, а также соглашений международное сотрудничество в деятельности уголовного судопроизводства может производиться на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности

Принципом взаимности называется определенный принцип международного права, основываясь на котором государства предоставляют друг другу на своей территории абсолютно одинаковые права и при этом несут аналогичные обязанности.

Помощь правовой направленности по делам уголовного характера на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями зарубежного государства, которое направило запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в подобном случае по данному запросу Российской Федерации будет оказана правовая помощь.

Такой же принцип используется во время разрешения определенных вопросов выдачи лица (о чем говорится в статье 462 части 2 Уголовного Правового Кодекса) или передачи лица, которое до этого уже было осуждено к лишению свободы, для того чтобы оно прошло процесс отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (об этом утверждается в статье 469 Уголовного Правового Кодекса).

Приверженность положениям договоров международного порядка, а также принципу взаимности подтверждена в 4 статье Федерального закона от 2008 года 25 декабря № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой: «Российская Федерация в соответствии с договорами международного характера Российской Федерации и (или) на основе специального принципа взаимности осуществляет деяния по определенному сотрудничеству в области уголовного правосудия, и противодействия коррупции с зарубежными государствами, их правоохранительными органами, и спец. службами, а также с организациями международной направленности».

Соблюдение данных принципов правового сотрудничества международной направленности в деятельности уголовного судебного разбирательства в свое время дает наиболее высокую эффективность взаимодействия судебным органов , а также следственных органов договаривающихся стран с целью борьбы против преступных деяний.

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:

1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);

2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК). Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Фе–дерацией международные договоры, предметом кото–рых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального за–кона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следова–тель, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом ино–странного государства в соответствии с междуна–родным договором Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд рФ (по вопросам его судебной дея–тельности);

2) Министерство юстиции РФ (по вопросам, связан–ным с судебной деятельностью всех судов, за ис–ключением Верховного Суда РФ);

3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следствен–ных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);

4) Генеральную прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иност–ранного государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила испол–нения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нор–мы УПК, однако могут быть применены процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

На основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным граж–данином, впоследствии оказавшимся за ее предела–ми, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностран–ного государства рассматривается также Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК).

При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.

Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

Выдача лица не допускается:

1) в отношении гражданина РФ;

2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;

3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано, если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

1) в отношении члена Совета Федерации и депута–та Госдумы – Председателем Следственного коми–тета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Верховного Суда РФ о наличии в их действиях признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Госдумы;

2) в отношении Генпрокурора РФ – Председате–лем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Вер–ховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Су–да РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения кол–легии из 3 судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с со–гласия Конституционного Суда РФ;

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Выс–шего Арбитражного Суда РФ, областного суда – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Верховного Суда РФ о наличии в дей–ствиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

5) в отношении иных судей – Председателем След–ственного комитета при прокуратуре РФ на основа–нии заключения коллегии из 3 судей областного суда о наличии в действиях судьи признаков пре–ступления и с согласия соответствующей квалифи–кационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной пала–ты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ – Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

7) в отношении Уполномоченного по правам че–ловека в РФ – Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кан–дидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

9) в отношении депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ – руково–дителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на основании заключения коллегии 3 судей верховного суда республики, краевого или об–ластного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

10) в отношении прокурора, руководителя следст–венного органа, следователя – вышестоящим руко–водителем следственного органа Следственного коми–тета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения преступления, а в отношении адво–ката – руководителем следственного органа Следст–венного комитета при прокуратуре РФ по району, городу;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного долж–ностного лица органа местного самоуправ–ления – руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Цент–ральной избирательной комиссии РФ с пра–вом решающего голоса, председателя избира–тельной комиссии субъекта РФ – Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:

1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);

2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК). Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Фе–дерацией международные договоры, предметом кото–рых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального за–кона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, прокурор, следова–тель, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом ино–странного государства в соответствии с междуна–родным договором Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд рФ (по вопросам его судебной дея–тельности);

2) Министерство юстиции РФ (по вопросам, связан–ным с судебной деятельностью всех судов, за ис–ключением Верховного Суда РФ);

3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следствен–ных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);

4) Генеральную прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иност–ранного государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила испол–нения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нор–мы УПК, однако могут быть применены процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

На основании ст. 458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным граж–данином, впоследствии оказавшимся за ее предела–ми, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностран–ного государства рассматривается также Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК).

При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.

Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

Выдача лица не допускается:

1) в отношении гражданина РФ;

2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;

3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано, если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

88. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:

1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);

2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК). Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Фе–дерацией международные договоры, предметом кото–рых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального за–кона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2) правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.

В первом случае правила определяют, что обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу (запрос о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 453 и ст. 454 УПК РФ.

Еще одна форма сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства – выдача (экстрадиция) лиц для уголовного преследования или отбывания наказания.

При усвоении современных процессуальных правил реализации данной формы сотрудничества следует иметь в виду, что их содержание в определенной мере зависит от того, откуда исходит запрос о выдаче и каковы его цели. С учетом этого такие правила подразделяются на две группы:

1) правила, регламентирующие направление запросов о выдаче соответствующими органами иностранных государств лиц для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями либо для отбывания наказания, назначенного им приговорами российских судов;

2) правила, регламентирующие исполнение запросов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, о выдаче лиц, находящихся на территории Российской Федерации, для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями или для отбывания наказаний, назначенных приговорами судов иностранных государств.

Если иностранец, находясь на территории чужого государства, совершает преступление, то в отношении него выносится обвинительный приговор, и наказание приводится в исполнение. В соответствии с практикой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства у такого лица при наличии соответствующих международных договоров или обязательств, даваемых на основе принципа взаимности, может возникнуть право на передачу его для отбывания наказания в то государство, гражданином которого оно является.

Основанием для передачи с целью отбывания наказания из России в иностранное государство либо наоборот может служить лишь судебное решение, вынесенное в соответствии с международным договором Российской Федерации или письменным обязательством, основанным на принципе взаимности, и по результатам рассмотрения (ст. 469 УПК РФ):

1) представления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции;

2) обращения осужденного или его представителя;

3) обращения компетентного органа иностранного государства.

Постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства обращается к исполнению в порядке, установленном ст. 393 УПК РФ для обращения к исполнению приговоров и иных решений российских судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном

Глава IV. Международное сотрудничество

Глава IV. Международное сотрудничество Статья 43 Международное сотрудничество 1. Государства-участники сотрудничают по уголовно-правовым вопросам в соответствии со статьями 44–50 настоящей Конвенции. Когда это целесообразно и соответствует их внутренней правовой

Статья 43 Международное сотрудничество

Статья 43 Международное сотрудничество 1. Государства-участники сотрудничают по уголовно-правовым вопросам в соответствии со статьями 44–50 настоящей Конвенции. Когда это целесообразно и соответствует их внутренней правовой системе, Государства-участники рассматривают

Статья 55 Международное сотрудничество в целях конфискации

Статья 55 Международное сотрудничество в целях конфискации 1. Государство-участник, получившее от другого Государства-участника, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, просьбу о конфискации

120. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология

56. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология — учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология

Глава XXVII. Международное сотрудничество в области гражданского судопроизводства

Глава XXVII. Международное сотрудничество в области гражданского судопроизводства Основные правовые проблемы, связанные с международным сотрудничеством в данной области, касаются, во-первых, исполнения судами нашей страны поручений иностранных судов, а также,

33. Международное сотрудничество

33. Международное сотрудничество Международное сотрудничество осуществляется в областях торгового, таможенного, промышленного, валютно-финансового, транспортного права.Сотрудничество в области торгового права. В целях урегулирования торговых взаимоотношений

56. Международное сотрудничество в рамках СНГ

56. Международное сотрудничество в рамках СНГ Прокуратура сотрудничает со странами Содружества Независимых Государств. Во всех этих странах самым основным и главным направлением является надзор за соблюдением законов. Сотрудничество с этими странами заключается в

К главе 34. «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»

Глава 1 Введение в уголовный процесс § 1 Понятие и сущность уголовного процесса Любое государство, являясь важнейшей формой организации цивилизованного общества, возлагает на себя множество социально значимых функций. Одной из таковых, как известно, является

Статья 2. Международное сотрудничество

Статья 2. Международное сотрудничество Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по

СТАТЬЯ 57. Международное сотрудничество Российской Федерации

СТАТЬЯ 57. Международное сотрудничество Российской Федерации 1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.Если

§ 4. Международное сотрудничество в охране окружающей среды

§ 4. Международное сотрудничество в охране окружающей среды (принципы международного сотрудничества; формы международного сотрудничества; международные экологические организации)В своей экологической политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: