Особенности механизма правового регулирования в деятельности государственных органов

Обновлено: 24.04.2024

Ответ:Механизм государственно-правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общест­венных отношений. Понятие «механизм государственно-правового регулирования» позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Цель механизма государственно-правового регулирования заключается в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Роль механизма государственно-правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов права.

Механизм государственно-правового регулирования – это система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Данный механизм показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные юридические средства. Механизм государственно-правового регулирования – это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности правового регулирования.

К элементам или составным частям механизма государственно-правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормам права отводится важная роль: они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъ­ектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответст­венности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необхо­димы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты «включают» весь механизм правового регулирования. Это предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в индивидуализированные акты поведения субъектов права. Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права – это фактическое поведение уча­стников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использова­ния права.

Акты применения права – это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве элементов механизма государственно-правового регулирования выступают, также правосознание и режим законности. От уровня правосознания и режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма.

Эффективность механизма государственно-правового регулирования. Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цели заключаются в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. Однако цели могут достигаться либо не достигаться. Отсюда и результат может быть эффективным либо нет.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма государственно-правового регулирования, повышения их эффективности.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Необходимо создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов. Нормативное регулирование без индивидуального – превращается зачастую в формализм, а правопрменение без нормативного регулирования – в произвол. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, без сомнения, повлияет на качество всего механизма государственно-правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.

Нередко в науке и на практике смешивают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Как уже указывалось, термин «регулирование» означает упорядочение, приведение чего-либо в порядок, в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» предполагает влияние на что-либо при помощи определенных средств. Смысл этих понятий близок, частично совпадает, но это не тождественные понятия. Таким образом, нельзя все правовые средства и формы влияния на общественные отношения сводить исключительно к правовому регулированию.

Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулирование есть одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств — норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения. Правовое же воздействие — это не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное влияние правовой действительности на жизнь общества. Между рассматриваемыми понятиями нет резкой грани, они тесно связаны, но правовое регулирование является лишь частью правового воздействия, при этом частью специально-юридической.

Категория «механизм правового регулирования» емка и многогранна, поэтому возможны разные подходы к ее трактовке, можно рассматривать разные структурные элементы в ее составе.

К проблеме механизма правового регулирования отечественная юридическая наука проявляет повышенный интерес начиная с 60-х гг. Первым среди ученых-юристов выдвинул идею воздействия права на общественную жизнь проф. Н. Г. Александров. Наиболее значимой для исследования данной проблемы стала работа проф. С. С. Алексеева «Механизм правового регулирования» (1967). Ученый определяет правовое регулирование как главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств.

По мнению проф. Н. И. Матузова, механизм правового регулирования можно различать в узком и широком смыслах. В узком смысле этот механизм включает только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно — императивное, властное их нормирование государством. В широком смысле — вся совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, т. е. механизм юридической надстройки. Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия.

Позиция Н. И. Матузова недостаточно обоснованна с той точки зрения, что правовое регулирование осуществляется не только с помощью властного, императивного регулирования. В этом процессе используются и диспозитивные нормы, и такие средства воздействия на поведение людей, как стимулирование, поощрение, рекомендации и т. п.

В учебной литературе даются и другие дефиниции. Например, проф. А. В. Малько считает механизмом правового регулирования систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Автор рассматривает механизм правового регулирования как борьбу с препятствиями, а главную цель механизма видит в беспрепятственном удовлетворении интересов субъектов. По мнению А. В. Малько, в процессе упорядочения общественных отношений встречаются многочисленные препятствия для реализации позитивных интересов субъектов, которые без их своевременного устранения снижают эффект правового регулирования. К ним относят правонарушения, пробелы в законодательстве, коллизионность правовых норм и актов и т. д. Механизм правового регулирования призван бороться с такими препятствиями. Указанное ви?дение назначения механизма правового регулирования спорно, хотя стадии механизма А. В. Малько выделяет те же, что и другие ученые.

Проф. В. В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правового регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека. Такое понимание механизма правового регулирования представляется более предпочтительным. Важно подчеркнуть, что все ученые независимо от их позиций рассматривают механизм правового регулирования как право в действии, в динамике. Иными словами, категория «механизм правового регулирования» используется в юридической науке для отражения момента движения, функционирования права.

К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:

1) по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства, и опирается на возможность применения принудительной силы государства;

2) представляет собой функционирующую систему, направленную на результативное воплощение норм права в жизнь при помощи соответствующих правовых средств;

3) имеет пределы воздействия на общественные отношения;

4) обладает определенным содержанием и имеет целью создание устойчивой, непротиворечивой системы отношений, способной обеспечить требуемый результат;

5) осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д.;

6) характеризуется стадийностью действия, последовательным переходом от одной стадии к другой, находится в постоянном движении;

7) обладает эффективностью, которая зависит как от объективных, так и субъективных условий и факторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА 1. Коллизионный метод регулирования правового статуса иностранных юридических лиц

ГЛАВА 1. Коллизионный метод регулирования правового статуса иностранных юридических лиц 1. Общие вопросы применения коллизионного метода правового регулирования Традиционным методом правового регулирования международного частного права, без которого трудно обойтись

Глава 3. Последствия несовершенства права в России на примере правового регулирования защиты жизни и здоровья граждан в Российской Федерации

Глава 3. Последствия несовершенства права в России на примере правового регулирования защиты жизни и здоровья граждан в Российской Федерации Чтобы иметь представление, в каких условиях предстоит выполнять указанную задачу, по мнению автора, требуется рассмотреть один

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулированияМеханизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

31. Механизм регулирования О страховой деятельности

31. Механизм регулирования О страховой деятельности Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой.Направления и механизмы контроля, существующие в настоящее время в РФ, в целом

§ 5. Механизм правового регулирования

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВ В ЕВРОСОЮЗЕ

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВ В ЕВРОСОЮЗЕ Правовое регулирование налогов во многом определяется сложившимися подходами к проведению интеграционной политики и выбором наиболее эффективных правовых средств достижения целей, установленных в учредительных

ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ 4.1. Реклама в телепрограммах и телепередачах Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от

ГЛАВА 14 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ГЛАВА 14 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 14.1. Общая характеристика правового регулирования рекламы в зарубежных странах В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование рекламы прошло долгий путь

Глава 24 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 24 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение

Глава 20. Проблемы правового регулирования обращений граждан в законодательстве Российской Федерации

Глава 20. Проблемы правового регулирования обращений граждан в законодательстве Российской Федерации Действующее законодательство о рассмотрении обращений граждан в настоящий период не представляет собой стройной системы норм, объединенных в рамках одного закона. Все

Глава 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Глава 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 1. Понятие механизма правового регулирования.2. Различные подходы, или аспекты.3. Инструментальный, специально-юридический аспект МПР.4. Психологический аспект МПР.5. Социальный механизм действия

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Структура МПР.2. Стадии правового регулирования и основные элементы МПР.3. Подсистемы в МПР.4. Элементы МПР, вопросы догмы права и техники юриспруденции.1. Структура МПР.Вопрос об элементах МПР — это вопрос о

Под механизмом правового регулирования подразумевается совокупность правовых способов предотвращения конфликтов, которые возникли из-за ущемления интересов сторон. Также существует несколько иная формулировка этого понятия. Механизмом правового регулирования называется намеренное воздействие на поведение в обществе, которое реализуется посредством различных юридических норм. Так или иначе, механизм правового урегулирования различных ситуаций контролирует и упорядочивает общественные отношения.

Функции правового урегулирования:

  • регулирование социальных отношений и поведения людей;
  • определение причинно-следственных связей юридических процессов с иными правовыми явлениями в социуме и управление ими;
  • демонстрация развития права и его функций.

Приоритетным направлением для регулятивного механизма является защита и удовлетворение потребностей участников правовых отношений.

Цель

Структура

Механизм работы правового регулирования конфликтов можно разделить на этапы: Сначала нужно установить с юридической точки зрения связь между субъектами права.

Далее у сторон возникает определенные обязанности и права.

Финальной стадией построения правового регулирования является исполнение определенных функций и реализация потребностей каждого участника.

Конкретная жизненная ситуация, внутри которой появляются, меняются или заканчиваются правоотношения (правовые отношения сторон, имеющие определенные права и обязанности), называется юридическим фактом.

Исполнение субъектом права предписанных ему действий называется актом реализации. Если происходит какое-либо правонарушение какой-то из сторон конфликта, то к ней применяется охранительный правоприменительный акт.

Способы механизма регулирования

Традиции и обычаи, моральные устои, письменно зафиксированные законы относятся к внешним фактором контроля.

К этому также относятся юридические обязанности и права субъектов. А также нормы права, правовые поощрения, стимулы и ограничения, юридическую ответственность.

Механизм

Для того, чтобы минимизировать негативное воздействие личности и предотвратить ее противоправные действия по отношению ко всему обществу, могут прибегнуть к ограничению возможностей, прав и свобод. Например, детей и психически больных людей могут лишить возможности распоряжаться законными правами и нести ответственность за свои поступки. То есть, ограничить их дееспособность. К нарушителям также могут применить определенные санкции (наказания).

Правовое поощрение используют для того, чтобы повысить позитивную активность и привить личности поведение, которое соответствует всем юридическим нормам. Например, это может быть благодарственное письмо, медаль, орден или грамота. Если человек совершает только хорошие поступки, его могут выпустить заранее из мест заключения.

В юриспруденции выделяют еще один способ правового регулирования. Это рекомендация. Она не имеет обязательной юридической силы для индивида. То есть, у личности есть возможность свободно уклониться от исполнения своих обязательств. При этом никаких санкций не последует. Например, рекомендательный характер носят некоторые международные конвенции и резолюции ООН (Организация Объединенных Наций). Субъекту определяется возможный вариант поведения, но человек или организация не обязаны его придерживаться, и могут свободно отказаться исполнять.

Средства механизма юридического регулирования

Для осуществления правового регулирования конфликтов обычно применяют следующие приемы: запрещение, дозволение и обязывание.

Под дозволением понимается предоставление человеку возможности выбрать наиболее подходящие для него пути реализации собственных прав. Юридические дозволения прописаны в нормативных актах (законах). Например, человек может продавать, дарить и сдавать имущество, которое ему принадлежит по закону.

Типы

Основой для юридических запретов являются моральные принципы, заложенных в обществе. В случае нарушении правовых запретов наступает юридическая ответственность. В основном, большинство правовых запретов изложено на страницах Уголовного кодекса Российской Федерации.

Наконец, под правовым обязыванием воспринимается возложение полномочий по совершению определенных действий на конкретного человека. Юридические обязательства зафиксированы в правовых нормах. Эта мера часто используется в финансовой сфере или в области охраны труда и окружающей среды.

Способы, которые применяются для правового регулирования ситуаций, зависят от специфики установленных юридических норм, управляющих общественными отношениями.

Методы механизма юридического регулирования

Метод и способ — два абсолютно разных понятия. Метод правового урегулирования ситуаций описывает только характер взаимоотношений сторон.

Существует два метода правового регулирования – автономный (диспозитивный) и императивный.

Императивный метод применяется отраслями публичного права, призванными с позиции власти обязать индивида к конкретному поведению. Чаще всего, речь идет о совершении преступления. Тогда к нарушителям со стороны государства применяются суровые меры наказания.

В гражданско-правовых моделях отношений, которые отличаются равенством сторон, применяется автономный (диспозитивный) метод. Например, во время заключения соглашений об аренде или хранении, совершение сделок о купле-продаже имущества.

Типология механизмов регулирования

Существует множество различных классификаций, разработанных на основе конкретного признака. Например, в зависимости от области действия права юридическое регулирование можно разделить на общее (применяется ко всем участникам правоотношений), местное (уровень муниципальных образований), ведомственное (отдельно взятая сфера государственного управления) и локальное (взаимоотношения внутри организации или корпорации).

Виды регулирования

Опираясь на средства механизма правового регулирования, специалисты выделяют:

  1. Нормативное (при помощи норм права). Оно является первоисточником для всех вариантов отношений между членами социума.
  2. Казуальное (индивидуальное). Такое регулирование осуществляется в условиях особенных правовых актов, как правило, посредством административных и судебных, а также различных договоров. Казуальное юридическое регулирование действует в ограниченном кругу определенных лиц.
  3. Самостоятельное урегулирование отдельных видов правоотношений без вовлечения властных структур называется саморегулированием или координационным юридическим механизмом. Например, примирение сторон или заключение договоров.
  4. Наконец, вынесение индивидуальных решений со стороны компетентных органов государства (административных, судебных), называется субординационным механизмом правового регулирования.

Также существует классификация, за основу которой взята степень централизации. Различают децентрализованную и централизованную модель правового регулирования. Единая координация юридических процессов, которая осуществляется на всей территории страны, называется централизованной моделью правового регулирования. Если в пределах страны район, город или область берет под контроль собственные общественные правоотношения, то такой тип юридического регулирования будет называться децентрализованным.

Центральное место в социальном нормативном регулировании государства принадлежит правовому регулированию. Право всегда регулятивно. Действуя, оно регулирует поведение субъектов права. Регулировать – значит упорядочивать, вносить порядок. Правовое регулирование, как целенаправленная юридическая деятельность, сопровождает всю историю существования права в обществе.

Если в начале оно представляло попытку угадать «волю богов», то со времени превратилось в «человеческое, слишком человеческое» (Ницше) дело. В эпоху расцвета юридического мировоззрения на Западе (ХVIIIв.) господствовало убеждение, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория пришла к выводу, что право не всесильно, имеет свои естественные пределы и законодатель вынужден считаться с теми объективными законами и социальными ожиданиями, которые существуют в обществе.

Правовое регулирование – это осуществление при помощи системы правовых средств результативного, нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Это целенаправленное воздействие на поведение субъектов с помощью правовых средств.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые требуют и могут поддаваться правовому воздействию. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию.

Выделяют зоны интенсивного и неинтенсивного правового регулирования.

Интенсивного:

- где существует детализированное правовое регулирование участников;

- где преобладают императивные элементы;

- где четко выделяются конкретные права и обязанности субъектов.

Не интенсивного:

- области еще неурегулированные нормами права;

- области, не нуждающиеся в правовом регулировании (личные, семейные, интимные), где право «молчит»;

- сферы урегулированные не правовыми регуляторами (нравственные, политические, эстетические и т.д.).

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые объективно требуют его и регулируются через поведение правовых субъектов. Они могут быть смоделированы в правовой норме и переведены на язык субъективных прав и обязанностей.

Предмет:

1. Отношения в области государственной власти;

2. Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

3. Отношения по властному управлению ценностями;

4. Отношения по охране ценностей.

Признаки предмета правового регулирования:

1. Это лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов (при слабоумии, психической болезни недееспособности, – невозможно правовое регулирование);

2. Это лишь те отношения, которые объективированы и поддаются внешнему контролю (не мысли, не эмоции);

3. Правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть выбор одного из нескольких ( как минимум двух) вариантов поведения. Если выбора нет, то требование нормы права бесполезно;

4. Право регулирует лишь такое поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

Правовое регулирование есть только там, где достигаются правовые цели.

Право регулирует только те общественные отношения которые:

- сочетают индивидуальные и общесоциальные интересы;

- где возможен разумный компромисс интересов участников;

- которые строятся на основе согласия людей с определенными правилами и признанием их обязательности для себя;

- которые могут быть защищены и подкреплены государственным принуждением.

Выделяют регулирование: простое и сложное, индивидуальное и саморегулирование.

Простое – такой вид, в котором используется один государственный властный нормативный акт, а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым он обращен (договор купли-продажи, подряда, аренды, лизинга и т.д.)

Сложное – процесс, в котором используется два акта: нормативный и правоприменительный (гражданский кодекс, решение суда).

Выделяют также индивидуальное правовое регулирование.

Индивидуальное, когда регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регулируемых отношений. Его могут осуществить государственные органы – суды, административные органы. Видом индивидуального регулирования так же являются договоры (соглашения, контракты) купли-продажи, найма, перевозки и т.д.

Формой саморегулирования является акты различных организаций: уставы общественных объединений, профсоюзов, кооперативов, акционерных обществ и т.д.

Правовое регулирование – это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств.

Право – это не только цель цивилизации, элемент культуры, мера свободы и справедливости, но и средство, инструмент для решения юридически значимых задач. Данный подход в юридической науке называется инструментальным.

Правовые средства – это те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права. Правовыми средствами являются: нормы и принципы права, нормативные и правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, акты реализации права, правосознание, режим законности и т.д.

Для каждого института, отрасли, подотрасли существует свой набор правовых средств.

Признаки правовых средств:

- выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

- придают праву особую юридическую силу;

- приводят к юридическим последствиям;

Виды:

- по отраслевой принадлежности – конституционные (вступление президента в должность), гражданские, административные и т.д.

- по характеру – материальные и процессуальные;

- по функции – регулятивные и охранительные;

- по направленности – стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности).

Правовое регулирование осуществляется при помощи определенных способов, типов и методов.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей регулирования правовых норм.

Выделяют три способа правового регулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение (управомачивание) – это предоставление субъектам возможности совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лицо обязанности совершать активные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия (активная обязанность).

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия, воздержаться от запрещенных действий (пассивная обязанность).

Некоторые авторы, как способ выделяют еще и рекомендование.

Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Метод определяется предметом правового регулирования.

Метод той или иной отрасли проявляется:

- в характере правового положения субъектов (например, субъекты гражданского права – равноправны, административного – находятся в положении власти, подчинения);

- оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве – сделки, в уголовном – преступления, административном – акты соответствующих государственных органов и административные проступки);

- характере санкций (наказания – в уголовном, взыскания – в административном, возмещение имущественного ущерба и убытков в гражданском и т.д.).

Выделяют следующие виды методов:

- императивный (авторитарный), основанный на субординации и подчинении – это централизованное регулирование «сверху донизу» (административное, уголовное, уголовно-исполнительное право), включающее отношения субординации, власти и подчинения. Последствия нарушения, (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения);

- диспозитивный - (автономный, координации, равноправия сторон от латинского – распоряжение, усмотрение) – стороны сами устанавливают свои права и обязанности, либо реализовывают свои законные права по собственному усмотрению – это децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (характерно для гражданского, семейного права). Данный метод используется для регламентирования частноправовых отношений.

Тип правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования, дозволения, обязывания и запрета.

Выделяют два основных типа регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный). Некоторые авторы выделяют еще дозволительно-обязывающий (в государственных органах, дозволено только то, что предписано законом).

В основе общедозволительного типа регулирования лежит общее дозволение и используется принцип: «Дозволено все, кроме запрещенного законодательством», т.е. субъекты вправе совершать любые действия не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском, хозяйственном праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону). Например, субъекты могут совершать любые сделки, однако совершение некоторых сделок субъекту запрещено (например, купля-продажа оружия, наркотиков и т.д.). Общедозволительный тип регулирования неприемлем к деятельности государственных органов, т.к. это привело бы к вседозволенности, неупорядочению их деятельности.

В основе общезапретительного (разрешительного) типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу: «Запрещено все, кроме разрешенного законодательством», т.е. субъекты могут совершать только те действия, которые прямо предписаны (разрешены) в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа (например, закон запрещает работу в выходные дни, но разрешает в порядке исключения с согласия профсоюза). Общезапретительный (разрешительный) тип основывается на общем запрете каких-либо видов деятельности, однако в индивидуальном порядке – запрещенное поведение может разрешатся (например, в особых случаях регистрация брака лиц в возрасте до 18 лет, ношение оружия).

Общезапретительный тип используется в публичном праве, на его основе функционируют органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции (в конституционном, административном, уголовном праве).

Механизм правового регулирования - это центральный элемент механизма правового воздействия. Правовое воздействие – это система действий, имеющих целью повлиять на кого-либо. Механизм правового воздействия – это результативное, нормативное организованное влияние на общественные отношения, как специальной системы собственно правовых средств, так и иных правовых явлений.

Правовое воздействие включает в себя: правовое сознание, правовую культуру, механизм правового регулирования, правовые принципы, правотворческий процесс.

Механизм правового воздействия совпадает с категорией правовой надстройки, как совокупности юридических явлений, вырастающих над экономическим базисом. Правовое воздействие на общественные отношения не может быть безграничным, т.к. право не может быть выше, чем политический и экономический строй, и обусловленное им культурное развитие общества.

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование – это постоянный непрерывный процесс, в нем участвуют тысячи и сотни тысяч субъектов: государственные органы, общественные организации, предприятия, фирмы, граждане. Принимаются правовые решения, заключаются договоры, исполняются обязанности, осуществляются права, совершаются правонарушения, преступления и т.д. Так как правовое регулирование растянуто во времени, то этот процесс имеет свои элементы и стадии.

Элементы МПР:

- акты реализации (соблюдение, исполнение, использование) права;

- акты применения права.

Стадии правового регулирования:

I стадия - издание нормы права путем принятия нормативных правовых актов (законов, декретов, постановлений) и регламентация общественных отношений.

Именно в норме заключена модель нужного поведения, сформулирована ее диспозиция. От вида нормы (запрещение, управомачивание, обязывание, рекомендование) зависит характер поведения субъектов права.

На этой стадии:

- определяется круг участников правоотношений;

- устанавливается их статус;

- определяются права и обязанности участников правоотношений;

- указываются возможные варианты их поведения;

- данная информация закрепляется в НПА, принимаемом государственными органами в установленном порядке.

II стадия – возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Здесь на основе нормы права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов права в конкретных правоотношениях. На этой стадии происходит конкретизация, детализация норм применительно к персонально определенным субъектам.

III стадия – реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Для того, чтобы права и обязанности осуществлялись на практике, необходимо на основе нормы деятельность субъектов права, акты компетентных правоприменительных органов (например, персональный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает право собственности). Если исполнение, соблюдение, использование не реализуют право, то наступает IV стадия.

IV стадия – применение - это деятельность правомочных государственных органов, которые защищают нарушенные права и интересы субъектов, устраняют препятствия для их реализации.

Развитие права идет в направлении:

- совершенствования правосознания и роста правовой культуры общества;

- повышения эффективности действия уже существующих норм права.

Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, чтобы обеспечить законопослушное поведение граждан, стабильность, правопорядок и прогресс в обществе. Эффективность правового регулирования - есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Вопрос о целях в праве – сложный. Основные цели и задачи государство решает с помощью права. Эффективность – это соответствие результата цели.

Различают цели: непосредственные и опосредованные, ближайшие и перспективные, поощрительные и запретительные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредованные цели достигаются поведением, которое совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось количество нарушений правил дорожного движения, то можно говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дороге, то можно говорить о фактической эффективности.

Выделяют так же ближайшие и перспективные цели. Например, ближайшей целью законов и других НПА, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование негосударственных форм собственности, а перспективной – создание рыночной высокоэффективной экономики.

Позитивные цели направлены на рост правовой культуры, негативные – на снижение уровня правонарушений, преступлений. Целям должны соответствовать и определенные средства. Они должны быть правовыми, в рамках закона, разумно сочетать поощрения и наказания. В правовом государстве неприемлем лозунг: цель – оправдывает средства. Иначе это приведет к беззаконию и произволу, подмене цели – средствами.

Правовое регулирование - деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведение людей обязательных к исполнению, которое обеспечивается возможностями государственного аппарата и общественного мнения.

Правовое регулирование ГУ - это деятельность государства по организации государственных органов и установлении правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, т.к. связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Его предназначением является упорядочивания целеполагания функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предметом выступают:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, благодаря и посредством которого формируются государственно- управляющие воздействия со стороны государственного аппарата).

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов его ведения и полномочиями.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственное управление процессы путем профессионального несения государственной службы и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

ГУ - есть властное управляющее воздействие, опирающееся на государства - организованную силу общества. Поэтому любые проблемы в предмете его правового регулирования считают уровень управления, создают управление "шумы", ведут к злоупотреблениям и произволу. Важно еще понимать, что ГУ относится к явлениям долженствования, а не свободной воле участников управленческих отношений, т.е. управления государственного органа и лица занимающие государственные должности обязаны действовать в определенном направлении и определенным образом, т.к. они уполномочены государством на решение государственных, общественных и частных проблем жизнедеятельности людей.

Суть ГУ в том и заключается, что его управленческое воздействие формируется и реализуется не тогда, когда этого кому-то хочется, а когда существует потребность ГУ у управляемых объектов. Поэтому в ГУ все должно быть прописано юридически, в том числе и суть свободной деятельности соответствующих органов и границ. В центре правового регулирования ГУ находится правовой статус государственного органа.

Правовой статус государственного органа состоит из 3-х групп элементов имеющих юридический смысл:

1. Он включает в себя месторасположение и природу существующего или предполагаемого государственного органа в целостной системе государственных органов страны.

2. Он отражает компетенцию государственного органа - юридического выражения совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов.

3. Он предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.

В целом составляющим предмета правового регулирования являются цели, функции, структуры, формы, методы, стадии, процедуры, операции, принципы и многие другие (неодушевленные) элементы ГУ. В правовом регулировании ГУ в соответствии с особенностями его предмета действует метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социально - управляющих систем, входящих в государственный аппарат на социально-правовую систему.

Метод правового регулирования характеризует 2 элемента:

1. Субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган уполномоченный на издание соответствующих правовых норм.

2. Смысл и содержание самих правовых норм.

Правовое регулирование может иметь следующие формы:

1. Централизованное императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху до низу осуществляется органами государственной власти, государством в целом, либо его субъектом при федеративном устройстве в рамках их компетенции и объектов юрисдикции (ст. 71-73).

2. Децентрализованное диапозитивное регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования договоров принятия совместных актов поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти.

Выделяют следующие способы правового регулирования (от способа зависит смысл и содержание правовых норм), свойство юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого процесса):

1. Позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия.

2. Запрещение - возложение на лиц обязанности, воздерживаться от совершения действий определенного рода.

3. Дозволение - представление лицам права на свои собственные активные действия.

Каждый из способов применяется (например, проявляется в правовом статусе государственных органов и их компетенции), лидирующим является позитивное обязывание.

Предметом правового регулирования ГУ является государственно-правовые институты (элементы) сознание, поведение и деятельность людей, которые связаны с формированием и реализацией государственно- управляющих воздействий. Исходя из этого используются те приемы, средства, способы, структуры, и смыслы норм, которые придают правовому статусу государственных органов (должностей) и процессами их функционирования, определенность, целенаправленность и последовательность. Поэтому очень многое зависит от правовых форм, в которые все эти явления юридически отражаются и закрепляются.

При этом важно, чтобы сами формы правового регулирования ГУ были согласованы как по своему характеру, так и по содержанию, создавая в совокупности систему правового регулирования ГУ.

Поэтому форма правового регулирования ГУ предъявляется ряд требований, которые способствуют лучшей упорядоченности государственно-управленческих явлений, процессов и отношений:

1. Своевременность принятия (издания) соответствующих правовых норм и их актуальность по смыслу.

2. Формы должны быть достаточно устойчивыми и стабильными.

3. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

Основополагающее значение в правовом регулировании ГУ принадлежит Конституции государства, как нормативно-правовому акту высшей юридической силы в стране. Важнейшей формой правовое регулирование ГУ являются законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных общественных дел.

Закон - это принятый в особом порядке нормативно - правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой после Конституции.

Закон характеризуется материальными признаками (источник, содержание и знание закона) и специфически- правовые (юридические свойства закона и правотворческой процедуры). Правовое регулирование посредством закона пользуется в обществе должностным авторитетом. Правовое регулирование управленческих отношений затрагивает интересы всех, кто соприкасается с управлением и государственными органами.

Отсюда, объективная необходимость того, чтобы основополагающие вопросы организации и функционирования различных подсистем ГУ оформлялись через законы, причем прямого действия, т.е. не требующих дополнительных разъяснений, уточнений, комментариев, методических рекомендаций, инструкций, приказов и наставлений, в которой от содержания законов зачастую указано что остается.

В КРФ дан значительный перечень управленческих вопросов, подлежащих законодательному регулированию (ст. 32, 46, 71, 72, 77, 78, ч.5 ст. 101, ч. 2 ст. 114, ст. 133 и др.), а также в Конституции и Уставах СРФ им уделено серьезное внимание.

По КРФ обширные полномочия по правовому регулированию многих государственно-управленческих элементов и их взаимосвязей принадлежит Президенту РФ как главе государства (ст. 83, 85, 87, 88). Его указы по предметам ведения имеют нормативный характер, хотя они и подзаконны, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных (установительных) правовых нормативных актов. Весьма важны для ГУ указы и распоряжения Президента РФ по кадровым перемещениям, т.е. отнесенных к его ведению.

Важное значение среди форм правового регулирования ГУ имеют подзаконные правовые нормативные акты, представляющие собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий.

Различают:

1. Общие федеральные - это главным образом Постановления Правительства РФ по предметам своего ведения ст. 114, которые устанавливают правовые статусы, а также нормы (правила) ведения различных управленческих дел. Они обязательны к исполнению в РФ ст. 115.

2. Общие СРФ - это акты глав и Правительств (Администраций) СРФ, которые в соответствии с Конституциями и Уставами регулируют правовые статусы и др. вопросы ГУ на своей территории.

3. Ведомственные нормативные акты - издаются органами специальной компетенции и распространяются на ведение управленческих дел и поведения лиц, входящие в соответствующие подсистемы ГУ (министерства, комитет, служба, агентство).

4. Местные, в том числе органов местного самоуправления, т.е. - издаются местными органами власти в пределах своей компетенции по управленческим вопросам на своей территории (Уставы городов, районов и т.д.).

5. Локальные (внутриорганизационные) - акт издается государственными органами власти и органами местного самоуправления в целях упорядочения своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения об органах).

Таким образом, общефедеральные и общие СРФ правовые акты могут издавать отдельные министерства и приравненные к ним органы исполнительной власти, если они на это управомочены.

В правовом регулировании ГУ используются практически все перечисленные формы, что придает ему сложную структуру.

Структура правового регулирования ГУ должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению, и обеспечивает его эффективную реализацию.

Исходя из этого структура включает:

1. Законодательное регулирование, которое определяет наиболее типичные элементы ГУ, причем на федеральном уровне - общее начало, основные принципы, подходы, методологические основы, конкретное же регулирование этих элементов перемещается на уровень субъектов Федерации.

2. Нормативное определение ряда элементов ГУ посредством органов районного, городского государственного Управления местного самоуправления.

3. Внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции.

4. Самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где население может непосредственно выразить свою волю.

5. Правоохранительное регулирование осуществляется посредством контрольных и правоохранительных органов.

P. S. Важно отметить, что в правовом регулировании ГУ важная роль отводится (в равной мере) как материальным нормам, так и нормам процессуальным, а также правовым механизмам, обеспечивающим реальное полное эффективное проявление элементов в жизни (регламенты функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, правила и стандарты управленческой деятельности, различные индивидуальные технологии управления и т.д.).

Вывод: Процесс правового регулирования ГУ должен быть системно организован: по времени издания правовых актов, которые определяют правовой статус подсистем ГУ; по содержанию самих правовых норм регулирующих однотипные или близкие управленческие явления, процессы и отношения, которые составляют территориальные, отраслевые, функциональные и иные подсистемы ГУ; по юридической силе правовых актов относящихся к одному уровню организационной структуры ГУ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: