Особенности исполнения уголовных наказаний в зарубежных государствах

Обновлено: 28.03.2024

На основании сравнительно-правового анализа в статье исследованы основные виды уголовных наказаний в зарубежных странах, таких как Великобритания, США, Венгрия, Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и других государствах. Представлен обзор основных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении уголовных наказаний, и пути их решения. Выделены общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и Республике Казахстан. Рассмотрены условия содержания, труда, отдыха, материального и медицинского обеспечения заключенных в перечисленных зарубежных странах.

Одно из главных условий успешного функционирования всякой социальной системы заключается в объединении усилий и возможностей ее составных частей для достижения общих для системы целей, в организации их взаимодействия. Это особенно важно в период реформирования уголовно-исполнительной практики. Всякое совершенствование, повышение эффективности деятельности социальных систем объективно связано с необходимостью улучшения координации функционирования их структурных элементов, организации взаимодействия между ними [1, c. 620].

Международным сообществом выработаны общие подходы к исполнению уголовных наказаний и закрепление их в международных правовых актах. Это оказало существенное влияние как на национальные законодательство, так и на практику исполнения наказаний. При всем многообразии национальных особенностей, связанных с правовыми и культурными традициями, социальным, политическим и экономическим уровнем различных стран, можно выделить общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний. Для нас несомненный интерес представляет обзор основных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении уголовных наказаний, и путей их решения.

Во всем мире лишение свободы традиционно присутствует в системе уголовной юстиции. Основным видом учреждений для исполнения данного наказания в Европе является тюрьма. Закономерно, что Европейские пенитенциарные правила содержат стандарты исполнения лишения свободы применительно к данному виду пенитенциарных учреждений. В деятельности пенитенциарных систем различных стран нашла свое практическое воплощение концептуальная идея этого международного документа о том, что "тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием. Поэтому условия содержания и режимы в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины". В настоящее время на Западе тюрьма средство цивилизации и демократизации пенитенциарной политики и практики, обеспечивающее, с одной стороны, безопасность общества, с другой безопасность осужденного. Именно из соображений безопасности исходят в тюрьмах при классификации осужденных и их размещении.

Характерным примером является Англия, где выделяют четыре категории заключенных: категория А заключенные, побег которых может быть крайне опасным для общества, петиции или безопасности государства; категория В заключенные, для которых не требуются высочайшие условия безопасности, но они должны исключать возможность побега; категория С заключенные, которым нельзя доверять в открытых условиях, но которые не имеют средств или воли для совершения побега; категория Э заключенные, которым можно в разумных пределах доверять в открытых условиях. В зависимости от этого тюрьмы центрального подчинения делятся на учреждения закрытого (категории А, В, С) и открытого типа (категории В). Примечательно, что классификацией и распределением заключенных по видам исправительных учреждений занимаются не суды, а специальные подразделения Тюремной службы и администрация тюрем. После назначения судом наказания в виде лишения свободы заключенный направляется в Центр классификации Тюремной службы, где проходит медицинское, психологическое, психиатрическое обследование, изучается другими специалистами. При том, что основным фактором, влияющим на распределение, является категория безопасности, принимаются во внимание рекомендации специалистов и следующие критерии распределения для конкретных учреждений:

  • личностная совместимость с определенными типами условий заключения;
  • медицинские и психиатрические показания;
  • потребность в проведении определенных реабилитационных программ, связанных с совершенным преступлением;
  • близость к его дому или к месту жительства его вероятных посетителей;
  • потребности, связанные с образованием или профессиональной подготовкой.

Размещение заключенных осуществляется в камерах, как правило, на двух-трех человек. Ни одна комната или камера не может быть использована, если она не сертифицирована в отношении максимального количества заключенных, которые могут там спать или содержаться одновременно. В исключительных случаях для увеличения количества заключенных в камере требуется личное разрешение министра внутренних дел. Необходимо отметить, что большинство заключенных в дневное время имеют возможность достаточно свободно передвигаться по территории тюрьмы, а в определенных случаях и за ее пределами. Камеры закрываются только в ночное время, в первую очередь в целях обеспечения безопасности самих заключенных. Исключение составляют заключенные категории А, которые постоянно находятся в условиях строгой изоляции. Охрана и надзор за поведением заключенных осуществляется с широким использованием видео-, аудиоаппаратуры и других современных технических систем.

Условия содержания, труда, отдыха, материального и медицинского обеспечения заключенных организованы согласно положениям Тюремного акта 1952 г. и Тюремных правил 1999 г., которые, в свою очередь, соответствуют Европейским пенитенциарным правилам. Так, п. 40 Тюремных правил определяет, что "осмысленная работа и обучающие курсы, воспитывающие личную ответственность и развивающие положительные интересы и навыки заключенного, улучшат перспективы трудоустройства по освобождении и снизят риск повторного совершения правонарушений".

Некоторые входящие и исходящие письма и телефонные звонки заключенных относятся к привилегированным и обычно не должны подвергаться проверке или останавливаться тюремным персоналом, например жалобы в вышестоящие органы, переписка с омбудсменом, также с Комиссией по пересмотру уголовных дел.

Заключенный в тюрьме имеет установленное законом право на посещение членами семьи и друзьями (п. 35 Тюремных правил). Посещения подразделяются на три категории: установленное посещение входит в установленную для заключенного норму; специальное посещение позволяется по особой причине (часто из сострадания); привилегированное посещение дается дополнительно к установленной норме в качестве привилегии. Заключенные имеют право на установленные посещения при поступлении, после признания виновным и по крайней мере каждые две недели впоследствии. Посещения по будням должны длиться минимум один час. Посещения по выходным должны длиться минимум 30 минут и происходить не реже, чем раз в четыре недели.

Установленные посещения не могут быть приостановлены в качестве наказания, однако заключенным, ограниченным содержанием в камерах, может быть отказано в посещении решением начальника тюрьмы. Персонал может прекратить посещение, если возникает конфликтная ситуация или обсуждается побег.

Заключенные могут накапливать установленные посещения, максимум до 26 в год, и подавать заявление на проведение этих посещений в другом месте, возможно, за пределами тюрьмы или по месту жительства. Такие заявления могут подаваться дважды в год. Первый перевод может произойти через шесть месяцев после распределения.

Близкие родственники, содержащиеся в различных тюремных учреждениях, могут подавать заявления о посещении друг друга через трехмесячные интервалы.

Если нет возражений ни от одной из сторон, заключенным может быть разрешено посещать с сопровождением своих детей моложе 16 лет, живущих с приемными родителями или в детских домах.

Одним из главных направлений работы персонала тюрем в Англии и Уэльсе, как и в других западных странах, является ресоциализация заключенного. Государственная программа постоянной реабилитации правонарушителей (1993 г.) определяет принципы содействия, оказываемого правонарушителям и их семьям Тюремной и Исправительной службами, а также другими организациями. Задачи системы реабилитации снабдить заключенных всем необходимым для реинтеграции в общество и помочь им вновь устроить свою жизнь и работу, не возвращаясь к правонарушениям. Подготовка к освобождению начинается на ранних стадиях отбывания любого тюремного срока. Связи с внешним миром должны быть сохранены и, по возможности, укреплены в течение отбывания приговора за счет контактов с семьей и друзьями, сотрудниками Исправительной службы и членами местного сообщества [2, с.12].

Таким образом, следует согласиться с мнением профессора Исагилиева К.И. в том, что права человека являются категорией, которая выступает критерием правомерности всей интеграционной деятельности европейских стран [3, с.21].

В последние годы в Великобритании получил распространение новый вид освобождения от отбывания лишения свободы домашний арест с комендантским часом. Эта схема позволяет большинству заключенных от 18 лет и старше, отбывающих срок от трех месяцев до четырех лет, быть освобожденным максимум за два месяца до истечения срока приговора и находиться под электронным контролем в условиях комендантского часа или носить специальную бирку оставшийся срок. Эти заключенные должны пройти оценку представляемой угрозы, иметь адрес для проживания и соблюдать требования, определенные условиями комендантского часа. Под эту схему не подпадают некоторые заключенные, совершившие преступления на сексуальной почве. Невыполнение условий комендантского часа приводит к возвращению в тюрьму.

Кроме того, в тюрьмах Великобритании активно применяются программы досрочного и условного освобождения заключенных.

Пример Великобритании не единственный для стран Европы: в большинстве из них наблюдаются позитивные тенденции организации исполнения лишения свободы, осуществления разносторонней помощи заключенным в социальной адаптации. Это связано как с осознанием государствами негативных социальных последствий тюремного заключения, возрастающей потребности в цивилизованном, гуманном обращении с заключенными, так и с объективными трудностями, обусловленными переполняемостью тюрем.

Отдельные страны (Англия, Германия, Венгрия) пошли по пути создания так называемых частных тюрем. Надо сразу отметить, что "приватизированных" в полном смысле этого слова тюрем не бывает, заключенные за свое пребывание в них не платят. Порядок и условия исполнения лишения свободы в таких учреждениях осуществляются в строгом соответствии с национальным законодательством и под контролем государства. Однако для того чтобы снизить бремя расходов на тюремную сферу, государство в большей или меньшей степени допускает частных лиц к участию в строительстве и обслуживании тюрем. Для привлечения предпринимателей, частных охранных структур и других заинтересованных лиц в тюремное дело государством устанавливаются различные налоговые льготы. Разрешается, например размещение на территории тюрьмы производственных объектов и использование на них труда заключенных, получение государственных субсидий на содержание заключенных и др. Так, в Великобритании частные, или контрактные, тюрьмы входят в общую систему пенитенциарных учреждений, ответственность за деятельность которых несут министр внутренних дел и Тюремная служба. Директор и персонал тюрьмы набираются из частного сектора путем проведения тендера. Примечательно, что Тюремная служба участвует в процессе тендера в качестве претендента. С победителем конкурса заключается контракт. Контракты по управлению контрактными тюрьмами включают: критерии деятельности персонала по общему управлению тюрьмой; стандарты безопасности; кризисное управление; вопросы обеспечения здоровья, безопасности, пищи и гигиены заключенных; вопросы их поступления, размещения и освобождения; режима и поддержания внешних связей [4, с.56].

Аналогичная ситуация и в Германии, там вводятся частные тюрьмы, в которых охрану заключенных будут осуществлять частные лица.

В Венгрии власти видят выход из создавшегося в их стране положения с загруженностью мест лишения свободы более радикально в приватизации тюрем. Условия содержания в них заключенных устанавливаются такие же, как в государственных учреждениях. По мнению властей, местные или иностранные инвесторы, купившие тюрьму в собственное владение, могли бы организовать па ее территории какое-нибудь несложное производство и усилиями самих осужденных не только решить вопросы содержания осужденных в нормальных человеческих условиях, но и получать прибыль. Государство при этом берет на себя обязательства по оплате труда персонала пенитенциарных учреждений и частичного финансирования пребывания каждого осужденного, что в значительной мере снизило бы расходы инвесторов и повысило бы их заинтересованность в создании таких учреждений.

Нетрадиционным способом проблему "перенаселенности" тюрем пытаются решить в Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и других государствах. Отдельные заключенные, приговоренные к лишению свободы, которым остается отбывать наказание менее года, или заключенные, потенциально не опасные для общества, переводятся под домашний арест. К их руке или ноге прикрепляют миниатюрный радиопередатчик. Избавиться от него практически невозможно, браслет ежесекундно сообщает, где находится поднадзорный. Когда осужденный покидает свою квартиру на расстояние более 30 м или предпринимает попытку избавиться от "электронного надзирателя", прибор сразу же подает сигнал мощному приемнику, связанному с полицейским или тюремным компьютером. Дежурный наряд полиции немедленно выезжает но адресу нарушителя. Дома осужденные могут заниматься любыми делами: браслет водонепроницаемый и жаростойкий. Во Франции некоторым заключенным разрешается продолжать свою трудовую деятельность. Полиция в таких случаях прокладывает конкретный маршрут от дома до работы, отклониться от которого браслет не допустит. По пути с работы на осужденных возлагается обязанность пройти в ближайшем отделении полиции контроль или освидетельствование на предмет алкогольного или иного опьянения. Полиция имеет право в любое время посетить осужденного. Осужденным к лишению свободы с отбыванием на дому разрешается на час отлучаться в магазин за покупками, а в выходные могут быть предоставлены два часа свободного времени [5. c.117].

В 1972 г. Англия и Уэльс первыми ввели у себя общественные работы, за ними последовали Германия (1975 г.), Португалия (1977 г.), Франция (1983 г.), Нидерланды (1987 г.). В начале 1990-х гг. общественные работы были введены и в Скандинавских странах: Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. В Восточной Европе пионером в этом вопросе стала Республика Чехия (1996 г.).

Целями уголовного наказания в виде общественных работ в зарубежных странах являются: собственно наказание лишение правонарушителя свободного или личного времени; компенсация нарушитель должен компенсировать обществу причиненный ущерб; исправление работа может дать новые навыки и способствовать контактам нарушителя с законопослушными гражданами, которые организуют работу в общине и осуществляют за ней надзор; общественное порицание с возможностью последующей реинтеграции местная община знает о наказании и видит его исполнение, однако у нарушителя есть возможность восстановить свое доброе имя.

Количество часов, которые правонарушитель должен отработать на благо местной общины, в разных странах обычно колеблется в пределах 20-400 часов, исключение здесь составляет Чехия (от 50 до 800 часов).

Общественные работы проводятся группами осужденных по пять-шесть человек под наблюдением сотрудника. Основными видами являются бесплатные работы по уборке улиц, парков, скверов и других общественных мест, ремонту, покраске и др. После выполнения подобных работ по крайней мере в течение 21 часа осужденный под контролем сотрудника может быть направлен в дом инвалидов либо престарелых, больницу для оказания помощи и ухода за гражданами, т.е. для выполнения социальной работы.

На постсоветском пространстве впервые общественные работы были введены в Латвии (1999 г.), где за первые три года исполнения их доля в структуре уголовных наказаний выросла с 1,4 почти до 10%. Не менее успешно общественные работы применяются в Азербайджане и Казахстане (введены в 2000 г.), на Украине (2001 г.).

На территории бывшего Советского Союза принимаются и иные меры по сокращению численности лиц, отбывающих лишение свободы. Так, с 1 января 2003 г. в Казахстане было введено в правоприменительную практику уголовное наказание в виде ограничения свободы. Оно состоит в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту жительства осужденного без изоляции от общества па срок от одного года до пяти лет под надзором уголовно-исполнительной инспекции. Суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, возлагает на осужденного обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время не покидать места жительства, не выезжать в другие местности без разрешения уголовноисполнительной инспекции. Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем, осуществлять материальную поддержку семьи и др. В случае злостного уклонения от отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция представляет в суд материалы о замене ограничения свободы лишением свободы [6].

Таким образом, отмеченные общие тенденции и проблемы, существующие в сфере исполнения уголовных наказаний зарубежных странах, сходны с казахстанскими. Поэтому изучение опыта исполнения наказаний в странах как дальнего, так и ближнего зарубежья имеет не только познавательное значение, но и практическое: при взвешенном подходе отдельные пути решения стоящих перед УИС проблем могут быть использованы и в отечественной законодательной и правоприменительной практике.

На основании сравнительно-правового анализа в статье исследованы основные виды уголовных наказаний в зарубежных странах, таких как Великобритания, США, Венгрия, Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и других государствах. Представлен обзор основных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении уголовных наказаний, и пути их решения. Выделены общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и Республике Казахстан. Рассмотрены условия содержания, труда, отдыха, материального и медицинского обеспечения заключенных в перечисленных зарубежных странах.

Одно из главных условий успешного функционирования всякой социальной системы заключается в объединении усилий и возможностей ее составных частей для достижения общих для системы целей, в организации их взаимодействия. Это особенно важно в период реформирования уголовно-исполнительной практики. Всякое совершенствование, повышение эффективности деятельности социальных систем объективно связано с необходимостью улучшения координации функционирования их структурных элементов, организации взаимодействия между ними [1, c. 620].

Международным сообществом выработаны общие подходы к исполнению уголовных наказаний и закрепление их в международных правовых актах. Это оказало существенное влияние как на национальные законодательство, так и на практику исполнения наказаний. При всем многообразии национальных особенностей, связанных с правовыми и культурными традициями, социальным, политическим и экономическим уровнем различных стран, можно выделить общие тенденции развития сферы исполнения уголовных наказаний. Для нас несомненный интерес представляет обзор основных проблем, с которыми сталкиваются в зарубежных странах при исполнении уголовных наказаний, и путей их решения.

Во всем мире лишение свободы традиционно присутствует в системе уголовной юстиции. Основным видом учреждений для исполнения данного наказания в Европе является тюрьма. Закономерно, что Европейские пенитенциарные правила содержат стандарты исполнения лишения свободы применительно к данному виду пенитенциарных учреждений. В деятельности пенитенциарных систем различных стран нашла свое практическое воплощение концептуальная идея этого международного документа о том, что "тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием. Поэтому условия содержания и режимы в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины". В настоящее время на Западе тюрьма средство цивилизации и демократизации пенитенциарной политики и практики, обеспечивающее, с одной стороны, безопасность общества, с другой безопасность осужденного. Именно из соображений безопасности исходят в тюрьмах при классификации осужденных и их размещении.

Характерным примером является Англия, где выделяют четыре категории заключенных: категория А заключенные, побег которых может быть крайне опасным для общества, петиции или безопасности государства; категория В заключенные, для которых не требуются высочайшие условия безопасности, но они должны исключать возможность побега; категория С заключенные, которым нельзя доверять в открытых условиях, но которые не имеют средств или воли для совершения побега; категория Э заключенные, которым можно в разумных пределах доверять в открытых условиях. В зависимости от этого тюрьмы центрального подчинения делятся на учреждения закрытого (категории А, В, С) и открытого типа (категории В). Примечательно, что классификацией и распределением заключенных по видам исправительных учреждений занимаются не суды, а специальные подразделения Тюремной службы и администрация тюрем. После назначения судом наказания в виде лишения свободы заключенный направляется в Центр классификации Тюремной службы, где проходит медицинское, психологическое, психиатрическое обследование, изучается другими специалистами. При том, что основным фактором, влияющим на распределение, является категория безопасности, принимаются во внимание рекомендации специалистов и следующие критерии распределения для конкретных учреждений:

  • личностная совместимость с определенными типами условий заключения;
  • медицинские и психиатрические показания;
  • потребность в проведении определенных реабилитационных программ, связанных с совершенным преступлением;
  • близость к его дому или к месту жительства его вероятных посетителей;
  • потребности, связанные с образованием или профессиональной подготовкой.

Размещение заключенных осуществляется в камерах, как правило, на двух-трех человек. Ни одна комната или камера не может быть использована, если она не сертифицирована в отношении максимального количества заключенных, которые могут там спать или содержаться одновременно. В исключительных случаях для увеличения количества заключенных в камере требуется личное разрешение министра внутренних дел. Необходимо отметить, что большинство заключенных в дневное время имеют возможность достаточно свободно передвигаться по территории тюрьмы, а в определенных случаях и за ее пределами. Камеры закрываются только в ночное время, в первую очередь в целях обеспечения безопасности самих заключенных. Исключение составляют заключенные категории А, которые постоянно находятся в условиях строгой изоляции. Охрана и надзор за поведением заключенных осуществляется с широким использованием видео-, аудиоаппаратуры и других современных технических систем.

Условия содержания, труда, отдыха, материального и медицинского обеспечения заключенных организованы согласно положениям Тюремного акта 1952 г. и Тюремных правил 1999 г., которые, в свою очередь, соответствуют Европейским пенитенциарным правилам. Так, п. 40 Тюремных правил определяет, что "осмысленная работа и обучающие курсы, воспитывающие личную ответственность и развивающие положительные интересы и навыки заключенного, улучшат перспективы трудоустройства по освобождении и снизят риск повторного совершения правонарушений".

Некоторые входящие и исходящие письма и телефонные звонки заключенных относятся к привилегированным и обычно не должны подвергаться проверке или останавливаться тюремным персоналом, например жалобы в вышестоящие органы, переписка с омбудсменом, также с Комиссией по пересмотру уголовных дел.

Заключенный в тюрьме имеет установленное законом право на посещение членами семьи и друзьями (п. 35 Тюремных правил). Посещения подразделяются на три категории: установленное посещение входит в установленную для заключенного норму; специальное посещение позволяется по особой причине (часто из сострадания); привилегированное посещение дается дополнительно к установленной норме в качестве привилегии. Заключенные имеют право на установленные посещения при поступлении, после признания виновным и по крайней мере каждые две недели впоследствии. Посещения по будням должны длиться минимум один час. Посещения по выходным должны длиться минимум 30 минут и происходить не реже, чем раз в четыре недели.

Установленные посещения не могут быть приостановлены в качестве наказания, однако заключенным, ограниченным содержанием в камерах, может быть отказано в посещении решением начальника тюрьмы. Персонал может прекратить посещение, если возникает конфликтная ситуация или обсуждается побег.

Заключенные могут накапливать установленные посещения, максимум до 26 в год, и подавать заявление на проведение этих посещений в другом месте, возможно, за пределами тюрьмы или по месту жительства. Такие заявления могут подаваться дважды в год. Первый перевод может произойти через шесть месяцев после распределения.

Близкие родственники, содержащиеся в различных тюремных учреждениях, могут подавать заявления о посещении друг друга через трехмесячные интервалы.

Если нет возражений ни от одной из сторон, заключенным может быть разрешено посещать с сопровождением своих детей моложе 16 лет, живущих с приемными родителями или в детских домах.

Одним из главных направлений работы персонала тюрем в Англии и Уэльсе, как и в других западных странах, является ресоциализация заключенного. Государственная программа постоянной реабилитации правонарушителей (1993 г.) определяет принципы содействия, оказываемого правонарушителям и их семьям Тюремной и Исправительной службами, а также другими организациями. Задачи системы реабилитации снабдить заключенных всем необходимым для реинтеграции в общество и помочь им вновь устроить свою жизнь и работу, не возвращаясь к правонарушениям. Подготовка к освобождению начинается на ранних стадиях отбывания любого тюремного срока. Связи с внешним миром должны быть сохранены и, по возможности, укреплены в течение отбывания приговора за счет контактов с семьей и друзьями, сотрудниками Исправительной службы и членами местного сообщества [2, с.12].

Таким образом, следует согласиться с мнением профессора Исагилиева К.И. в том, что права человека являются категорией, которая выступает критерием правомерности всей интеграционной деятельности европейских стран [3, с.21].

В последние годы в Великобритании получил распространение новый вид освобождения от отбывания лишения свободы домашний арест с комендантским часом. Эта схема позволяет большинству заключенных от 18 лет и старше, отбывающих срок от трех месяцев до четырех лет, быть освобожденным максимум за два месяца до истечения срока приговора и находиться под электронным контролем в условиях комендантского часа или носить специальную бирку оставшийся срок. Эти заключенные должны пройти оценку представляемой угрозы, иметь адрес для проживания и соблюдать требования, определенные условиями комендантского часа. Под эту схему не подпадают некоторые заключенные, совершившие преступления на сексуальной почве. Невыполнение условий комендантского часа приводит к возвращению в тюрьму.

Кроме того, в тюрьмах Великобритании активно применяются программы досрочного и условного освобождения заключенных.

Пример Великобритании не единственный для стран Европы: в большинстве из них наблюдаются позитивные тенденции организации исполнения лишения свободы, осуществления разносторонней помощи заключенным в социальной адаптации. Это связано как с осознанием государствами негативных социальных последствий тюремного заключения, возрастающей потребности в цивилизованном, гуманном обращении с заключенными, так и с объективными трудностями, обусловленными переполняемостью тюрем.

Отдельные страны (Англия, Германия, Венгрия) пошли по пути создания так называемых частных тюрем. Надо сразу отметить, что "приватизированных" в полном смысле этого слова тюрем не бывает, заключенные за свое пребывание в них не платят. Порядок и условия исполнения лишения свободы в таких учреждениях осуществляются в строгом соответствии с национальным законодательством и под контролем государства. Однако для того чтобы снизить бремя расходов на тюремную сферу, государство в большей или меньшей степени допускает частных лиц к участию в строительстве и обслуживании тюрем. Для привлечения предпринимателей, частных охранных структур и других заинтересованных лиц в тюремное дело государством устанавливаются различные налоговые льготы. Разрешается, например размещение на территории тюрьмы производственных объектов и использование на них труда заключенных, получение государственных субсидий на содержание заключенных и др. Так, в Великобритании частные, или контрактные, тюрьмы входят в общую систему пенитенциарных учреждений, ответственность за деятельность которых несут министр внутренних дел и Тюремная служба. Директор и персонал тюрьмы набираются из частного сектора путем проведения тендера. Примечательно, что Тюремная служба участвует в процессе тендера в качестве претендента. С победителем конкурса заключается контракт. Контракты по управлению контрактными тюрьмами включают: критерии деятельности персонала по общему управлению тюрьмой; стандарты безопасности; кризисное управление; вопросы обеспечения здоровья, безопасности, пищи и гигиены заключенных; вопросы их поступления, размещения и освобождения; режима и поддержания внешних связей [4, с.56].

Аналогичная ситуация и в Германии, там вводятся частные тюрьмы, в которых охрану заключенных будут осуществлять частные лица.

В Венгрии власти видят выход из создавшегося в их стране положения с загруженностью мест лишения свободы более радикально в приватизации тюрем. Условия содержания в них заключенных устанавливаются такие же, как в государственных учреждениях. По мнению властей, местные или иностранные инвесторы, купившие тюрьму в собственное владение, могли бы организовать па ее территории какое-нибудь несложное производство и усилиями самих осужденных не только решить вопросы содержания осужденных в нормальных человеческих условиях, но и получать прибыль. Государство при этом берет на себя обязательства по оплате труда персонала пенитенциарных учреждений и частичного финансирования пребывания каждого осужденного, что в значительной мере снизило бы расходы инвесторов и повысило бы их заинтересованность в создании таких учреждений.

Нетрадиционным способом проблему "перенаселенности" тюрем пытаются решить в Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и других государствах. Отдельные заключенные, приговоренные к лишению свободы, которым остается отбывать наказание менее года, или заключенные, потенциально не опасные для общества, переводятся под домашний арест. К их руке или ноге прикрепляют миниатюрный радиопередатчик. Избавиться от него практически невозможно, браслет ежесекундно сообщает, где находится поднадзорный. Когда осужденный покидает свою квартиру на расстояние более 30 м или предпринимает попытку избавиться от "электронного надзирателя", прибор сразу же подает сигнал мощному приемнику, связанному с полицейским или тюремным компьютером. Дежурный наряд полиции немедленно выезжает но адресу нарушителя. Дома осужденные могут заниматься любыми делами: браслет водонепроницаемый и жаростойкий. Во Франции некоторым заключенным разрешается продолжать свою трудовую деятельность. Полиция в таких случаях прокладывает конкретный маршрут от дома до работы, отклониться от которого браслет не допустит. По пути с работы на осужденных возлагается обязанность пройти в ближайшем отделении полиции контроль или освидетельствование на предмет алкогольного или иного опьянения. Полиция имеет право в любое время посетить осужденного. Осужденным к лишению свободы с отбыванием на дому разрешается на час отлучаться в магазин за покупками, а в выходные могут быть предоставлены два часа свободного времени [5. c.117].

В 1972 г. Англия и Уэльс первыми ввели у себя общественные работы, за ними последовали Германия (1975 г.), Португалия (1977 г.), Франция (1983 г.), Нидерланды (1987 г.). В начале 1990-х гг. общественные работы были введены и в Скандинавских странах: Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. В Восточной Европе пионером в этом вопросе стала Республика Чехия (1996 г.).

Целями уголовного наказания в виде общественных работ в зарубежных странах являются: собственно наказание лишение правонарушителя свободного или личного времени; компенсация нарушитель должен компенсировать обществу причиненный ущерб; исправление работа может дать новые навыки и способствовать контактам нарушителя с законопослушными гражданами, которые организуют работу в общине и осуществляют за ней надзор; общественное порицание с возможностью последующей реинтеграции местная община знает о наказании и видит его исполнение, однако у нарушителя есть возможность восстановить свое доброе имя.

Количество часов, которые правонарушитель должен отработать на благо местной общины, в разных странах обычно колеблется в пределах 20-400 часов, исключение здесь составляет Чехия (от 50 до 800 часов).

Общественные работы проводятся группами осужденных по пять-шесть человек под наблюдением сотрудника. Основными видами являются бесплатные работы по уборке улиц, парков, скверов и других общественных мест, ремонту, покраске и др. После выполнения подобных работ по крайней мере в течение 21 часа осужденный под контролем сотрудника может быть направлен в дом инвалидов либо престарелых, больницу для оказания помощи и ухода за гражданами, т.е. для выполнения социальной работы.

На постсоветском пространстве впервые общественные работы были введены в Латвии (1999 г.), где за первые три года исполнения их доля в структуре уголовных наказаний выросла с 1,4 почти до 10%. Не менее успешно общественные работы применяются в Азербайджане и Казахстане (введены в 2000 г.), на Украине (2001 г.).

На территории бывшего Советского Союза принимаются и иные меры по сокращению численности лиц, отбывающих лишение свободы. Так, с 1 января 2003 г. в Казахстане было введено в правоприменительную практику уголовное наказание в виде ограничения свободы. Оно состоит в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту жительства осужденного без изоляции от общества па срок от одного года до пяти лет под надзором уголовно-исполнительной инспекции. Суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, возлагает на осужденного обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время не покидать места жительства, не выезжать в другие местности без разрешения уголовноисполнительной инспекции. Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем, осуществлять материальную поддержку семьи и др. В случае злостного уклонения от отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция представляет в суд материалы о замене ограничения свободы лишением свободы [6].

Таким образом, отмеченные общие тенденции и проблемы, существующие в сфере исполнения уголовных наказаний зарубежных странах, сходны с казахстанскими. Поэтому изучение опыта исполнения наказаний в странах как дальнего, так и ближнего зарубежья имеет не только познавательное значение, но и практическое: при взвешенном подходе отдельные пути решения стоящих перед УИС проблем могут быть использованы и в отечественной законодательной и правоприменительной практике.

История законодательства и отдельных его отраслей, включая уголовно-исполнительное, охватывает обширный многовековой период и содержит бесценный фактический материал. Изучение прошлого во все времена служило и продолжает служить средством для того, чтобы понять настоящее, предвидеть будущее и на основе этого осмыслить развитие правовой науки как целенаправленный исторический процесс.

История свидетельствует, что на протяжении длительного времени не только в Российском государстве, но и во всем мире отсутствовало правовое регулирование исполнения уголовных наказаний. Попытки представителей власти внести атрибуты организованности и единообразия в систему исполнения наказаний на протяжении веков не достигали успеха. Такое положение обусловливалось многими факторами. И, прежде всего тем, что уголовно-исполнительной системе, как и всему праву, уделялось крайне мало внимания из-за недооценки их роли в борьбе с преступными проявлениями и из-за нежелания (а также из-за невозможности в силу постоянных финансовых затруднений государства) расходовать материальные ресурсы на ее создание. «Проще было казнить, отсечь руки, вырвать ноздри, наказать кнутом или шпицрутенами. Стоимость топора и кнута не шла ни в какое сравнение со стоимостью тюремных зданий и содержания аппарата». Так, сохранились сведения о том, что в приказе военных дел Указом Петра I 1708 г. определялось жалованье заплечному мастеру (палачу) «3 рубля в год, да на концы, как в московском 293 судном приказе, 3 алтына, 2 деньги». Деньги небольшие даже для тех стародавних времен.

Анализ источников уголовного и пенитенциарного характера свидетельствует о том, что наказание с его целями и порядком применения, будучи одним из центральных институтов отечественного и зарубежного права, всегда являлось «средством самозащиты общества против нарушений условий его существования». Но пристальное внимание к нему начинает проявляться вместе с появлением цивилизованных представлений о государстве, праве и человеческих ценностей.

В ХVII столетии французский монах Бенедиктинского ордена, ученый Ж.Мабильон впервые в мире предложил особую систему тюрем, в которых нашли бы наиболее полное применение основные принципы исправления преступников. Эти тюрьмы получили название пенитенциарии (poenitentiorius).

Основами исправления Мабильон считал:

- заключение каждого осужденного в отдельную келью и создание в ней возможностей для обучения и занятий каким-либо полезным ремеслом;

- устройство при тюрьмах небольших садиков с мастерскими в них с тем, чтобы для сохранения здоровья заключенных выводить их в определенное время для работы на свежем воздухе;

- религиозно-нравственное разобщенное воспитание осужденных, включая и разделение на всех богослужениях в церкви;

- проведение с преступниками религиозно-нравственных собеседований в целях их укрепления в вере и нравственности, исправления и утешения;

- наконец, приучение заключенных к воздержанию путем самого строгого пищевого режима, в основе которого должна быть пища грубая, скудная, преимущественно постная.

Однако во Франции времен Людовика ХVI предложения Мабильона не могли быть воплощены в жизнь.

Между тем сама концепция получила развитие в Европе, прежде всего применительно к детям. В 1656 г. в Генуе основывается первый пенитенциарий – исправительно-трудовой дом на 600 детей. Подобный дом в 1735 г. создается папой Климентом ХI в Риме, а в 1766 г. – в Милане уже для взрослых правонарушителей.

Вскоре идея пенитенциарных тюремных учреждений начинает реализовываться во Франции, а затем в Англии.

В целом концепция пенитенциарных тюрем в то время еще не получила широкого применения, даже несмотря на то, что первые опыты ее практического осуществления дали вполне положительные результаты.

Причина такого отношения к концепции Мабильона объясняется тем, что экономическое и финансовое положение государств того времени не позволяло им уделять много внимания лицам, вставшим на преступный путь. А общество было вовсе устранено от влияния на государственную политику и правительственную деятельность. К тому же бурные политические события, охватившие Европу, на долгое время отвлекли внимание от тюремных проблем.

Идея устройства тюрем по пенитенциарной системе была использована в Англии Джоном Говардом (закон об учреждении пенитенциариев в Великобритании был издан в 1778 г.). Но наибольший общественный интерес проявили к ней в Америке в конце XVIII в.

Концепция исправления и раскаяния вполне соответствовала религиозным воззрениям секты Пенсильванских квакеров. В 1790 г. они открыли в Филадельфии первый американский пенитенциарий. Смысл заключения в нем сводился к изоляции человека от всего мирского и преступного. Изоляция имела целью оставить правонарушителя один на один со своей совестью и богом, что, по мнению квакеров, должно было привести его к раскаянию и обретению им желания вернуться к людям и найти свое место в «пастве божьей». Этому должны были способствовать соответствующие элементы воздействия и режим, включающие полное уединение, тишину, устрашающие меры физического принуждения, усердное изучение религиозной литературы, служение Богу и т.п.

С начала ХIX в. в Западной Европе также начались серьезные опыты с существующими в то время различными системами тюремных устройств и режимов, а именно с английской (ее также называют прогрессивной, или ирландской), филадельфийской (пенсильванской), нью-йоркской (оборнской – по названию г. Оборна вблизи Нью-Йорка) и др.

В первой половине XIX века в Европе и Америке в целом ряде мест лишения свободы находили широкое практическое применение новые принципы заключения преступников и проводились соответствующие эксперименты. Так, в 1824 — 1830 гг. в Лозанне, в Женеве, в Берне были основаны новые пенитенциарии. В некоторых из них появились значительные новшества и улучшения, основанные на опыте американских и английских тюрем. Причем изменения эти были настолько существенны, что Женевская система получила название Европейской. Ее преимущества заключались в том, что сама тюрьма была построена по паноптическому принципу, позволяющему концентрировать в одном пункте одновременно наблюдение за всем заведением с его обитателями и управление тюрьмой с помощью различных передаточных аппаратов и устройств. В программу занятий с арестованными входили религиозно-нравственное воспитание и умственное развитие, обучение ремеслам и приучение к труду. В обязанности персонала тюрьмы вменялись оказание помощи освобожденным по отбытии наказания и дальнейшая их поддержка.

Аналогичная прогрессивная система в 1840-1850 гг. была впоследствии реализована во Франции, Германии, Бельгии, Ирландии и других странах.

Для военнослужащих почти во всех странах Европы существовали отдельные места заключения. Но их устройство и режим принципиально не отличались от принятых в аналогичных заведениях гражданского ведомства.

Под влиянием идей западной социологической школы, а также в силу объективных процессов исторического развития в России также стали проявляться тенденции признания возможности исправления преступников и возвращения их к нормальной жизни в обществе.

При Екатерине II Россию посещал самый знаменитый криминолог и тюрьмовед того времени Джон Говард, известный своими трудами о пенитенциарной системе и даже осуществлявший архитектурное проектирование тюрем. Говард лично осматривал и исследовал наши тюрьмы и умер в Херсоне при посещении больных в 1790 г.

Джон Говард внес ряд предложений по усовершенствованию тюрем, однако политические и экономические обстоятельства того времени не позволили претворить их в жизнь. Лишь в 1865 г., в период резкого изменения взглядов на цели наказания и на юридическое положение осужденных, а также в связи с гуманизацией уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в России впервые была применена на практике пенитенциарная концепция.

Дальнейшему развитию пенитенциарных отношений и решению уголовно-исполнительных проблем в конце ХIX - начале XX вв. в значительной мере способствовали международные тюремные конгрессы. Они не только достигали цели объединения теоретических, научных усилий всех прогрессивных тюрьмове-дов, но и реально содействовали улучшению всего пенитенциарного дела в Европе и в мире.

Первый симпозиум официальных представителей ряда государств состоялся в 1870 г. в Лондоне, второй – в 1878 г. в Стокгольме, третий – в 1885 г. в Риме, четвертый – в 1890 г. в Петербурге.

Во всех симпозиумах самое активное участие принимали отечественные специалисты, в том числе юристы. Исторические материалы объективно свидетельствуют о том, что отечественные уголовно-исполнительные теория, законодательство и практика конца ХIX - начала XX вв. способствовали прогрессивному развитию пенитенциарных отношений.

В дальнейшем на конгрессах по пенитенциарным проблемам были окончательно сформулированы задачи и правила уголовно-исполнительной деятельности, тюремного устройства, и тем самым определена уголовно-исполнительная политика ХХ в. Всего с 1870 г. было проведено 12 конгрессов по пенитенциарным проблемам, в том числе в Париже (1895), в Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930), Берлине (1936), Гааге (1950).

В перерывах между конгрессами ежегодно собиралась и работала Международная уголовная и пенитенциарная комиссия (МУПК), учрежденная в 1878 г. и состоявшая из официальных представителей государств-участников.

Новый исторический этап сотрудничества в области исполнения наказаний и обращения с осужденными начался после создания в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Согласно Уставу ООН одной из ее целей является осуществление многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека. А одним из направлений деятельности ООН в области защиты прав и свобод человека является разработка пенитенциарных проблем и вопросов, связанных с обращением с осужденными.

Соответствующие органы ООН, начиная с Генеральной Ассамблеи, в этой работе заменили МУПК, существенно расширили, а в последнее время с учетом деидеологизации предмета рассмотрения значительно интернационализировали и унифицировали пределы уголовно-исполнительных исследований (НИИ социальной защиты ООН с региональными институтами и сетью национальных корреспондентских пунктов как орган специальной компетенции в системе Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН, Комиссия социального развития, специализированные учреждения ООН: ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.)

Помимо ООН в настоящее время пенитенциарными проблемами занимаются различные региональные международные организации и сообщества, в том числе стран Европы (в составе Совета Европы, ОБСЕ и т.п.)

Важную роль в решении данных проблем играют также неправительственные организации: Международный уголовный и пенитенциарный фонд, Лига Джона Говарда по реформе пенитенциарной системы, Международная ассоциация помощи заключенным, Международное общество по предупреждению преступности, Международный исследовательский центр по защите прав человека, Международное общество социальной защиты, Международная амнистия и другие.

Международные стандарты обращения с осужденными в тюрьмах. Особенности исполнения уголовных наказаний в тюрьмах зарубежных стран. Основные положения Европейских пенитенциарных правил, недопустимость нарушения прав человека в исправительных учреждениях.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.06.2013
Размер файла 42,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Создание Положения о тюрьмах ФСИН России, детально регулирующее исполнение уголовного наказания в данном исправительном учреждении.

4. Изменение уголовного, уголовно-исполнительного законодательства в части расширения практики назначения отбывания наказания в тюрьме.

В данном случае возможно упразднение ИК особого режима для осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве. Тюрьмы возможно разделить на:

- тюрьмы с усиленным наблюдением (для отбывания наказания переведенных из ИК общего, строгого и особого режима за злостные нарушения режима отбывания наказания);

- тюрьмы с обычным наблюдением (для отбывания наказания всех осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений).

Ввести обычные и строгие условия отбывания наказания с различными нормами положенности для каждой из тюрем; исключить практику назначения отбывания части срока в тюрьме осужденными, пожизненно лишенными свободы.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: М.: Эксмо, 2010.

2. Правила процедуры Генеральной Ассамблеи (Doc. A/520/Rev. 13) - Нью-Йорк: ООН, 1979. С. 1.

3. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация Совета Европы R (2006) Библиотека уполномоченного по правам человека. Кемерово. 2007.

4. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принятую Генеральной ассамблеей ООН) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (одобренные экономическим и социальным советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г. Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200(XXI) на 1496 пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г.) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

8. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г. № 47/133) Резолюцию ООН от 12 декабря 1997 г. № 52/86 Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 г.

9. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/113) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

10. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних - "Пекинские правила" (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/33) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

11. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г. с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г. Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

12. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

13. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована 4 ноября 1995 г.; вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 г.) Бюллетень международных договоров № 2 за 2010 год.

14. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / под общ. ред. А.А. Реймера. - М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

15. Агамов Г.Д., Ковалева Е.Н. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными - Европейские пенитенциарные правила "Уголовно - исполнительная система: право, экономика, управление" № 1- 2007. -С. 9-13

16. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: 2004. С. 240.

17. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. С.

18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001. С. 191.

19. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: 2008. С. 374

20. ВИЧ в тюрьмах. Практическое пособие для пенитенциарных систем новых независимых государств. М.: 2008. С. 21.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: