Особенности и роль теории права и государства в формировании юриста

Обновлено: 19.04.2024

Теория государства и права - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: "Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома". А профессор права Поль Френд заметил, что "самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение".

Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы - понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеций, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Контрольные вопросы

1. Что такое научное и обыденное познание?

2. Что такое предмет и объект науки?

3. Определите предмет науки теории государства и права.

4. Какова структура теории государства и права?

5. Назовите методы познания теории государства и права.

6. Укажите место теории государства и права в системе других наук.

7. Раскройте роль науки теории государства и права в формировании будущего юриста.

Литература

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Керимов Д.А. Общая теория права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 1 - 2.

Преемственность и новизна в государственно-правовом развитии России. М., 1995.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. М., 2000. Т. 1.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.

По сравнению со специальными юридическими науками тео­рия государства и права изучает государство и право в целом, как и положено всякой теории. Теория (в переводе с греческого озна­чает «учение») — это система руководящих идей той или иной отрасли знания, система принципов, утверждений относительно какого-либо объекта реальной действительности. Теория — это всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.

Теория государства и права в системе гуманитарных и иных юрид. наук 17

I

I

Ч

16 Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина


Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками тоже существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, от­ношение и т.д., так и сугубо специальные — гражданское общест­во, право собственности, правомерное поведение, противозакон­ный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук теория государства и права зани­мает особое место.

Общность теории государства и права и историко-правовых состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы вне временных границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исто­рический метод), теория же дает обобщение этих процессов, иссле­дует сущность государства и права, закономерности их функцио­нирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория го­сударства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функциони­рования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория го­сударства и права исследует общие для всех отраслевых наук про­блемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответст­венность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выво­ды в тесной связи с отраслевыми науками, с учетом фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие теории государства и права с прикладными на­уками в значительной мере является опосредованными, осущест­вляется через отраслевые науки.

Таким образом, особенности теории государства и права состоят в том, что она:

• является гуманитарной наукой,предмет которой составля­ют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

Виды наук

Гуманитарные (общественные) науки
Технические науки
Социология
Экономика
Политология
Философия
и другие

Естественные науки

1 Юридические науки
Теория государства и права
Историко-правовые науки
Отраслевые науки
Прикладные науки

• как политико-юридическая наука, изучает такие социаль­
ные институты, которые непосредственно относятся к госу­
дарственно-правовой сфере общественной жизни (этим она
отличается от других гуманитарных наук);

• он является теоретической наукой, ибо изучает наиболее
общие закономерности государства и права (этим она отлича­
ется от других юридических наук).

18 Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Система юридических наук

Конституционное право

Теория государства и права

Гражданское право
Историко-правовые науки

История политических и правовых учений

Уголовное право

История государства и права

Международное право
Административное право

Прикладные науки

Судебная медицина
Правовая статистика
Криминалистика

Юридическая психология


Теория государства и права — одна из немногих юридических дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у учащегося. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивиду­альной правовой культуры у будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при препо­давании теории государства и права передаются основные дости­жения политической и правовой мысли, система понятий, позво­ляющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без кото-

рых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто прини­мает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: имен­но из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых по­ложений, имеющих широкое применение».

Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математи­ки оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия — это не оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные от­ношения. Подобно тому, Как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучать и политико-правовую жизнь, не владея основными юри­дическими понятиями.

Знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике правильно квалифицировать политичес­кие и правовые ситуации, с подлинно научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, пони­мать социальное назначение. Таким образом, эта наука непосред­ственно участвует в формировании профессиональных качеств бу­дущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и не сопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науки. Еще Гельвеции заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, напри­мер, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно восполнить, открыв сам УК РФ, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Все это позволяет выделить теорию государства и права в особый и чрез­вычайно важный предмет.

1. Что такое наука?

2. Что такое предмет и объект науки?

3. Что является предметом науки теории государства и права?

4. Структура теории государства и права.

Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

5. Какие методы присущи теории государства и права?

6. Какое место занимает теория государства и права в системе юридических и
гуманитарных наук?

7. В чем проявляется роль науки теории государства и права в формировании
будущего юриста?

Васильев A.M. Правовые категории. М., 1976.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Козлов ВЛ. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 1. Лекция 1.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 1, 2.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 1.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 1.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 1.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл. 1—3.

Теория государства и права — один из немногих юридических предметов, который непосредственно связан с формированием профессионального правового сознания у учащегося. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры у будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».

Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие–либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико–правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике правильно квалифицировать политические и правовые ситуации, с подлинно научных позиций давать правильную оценку сложным государственно–правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, то есть понятий, принципов и идей весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и не сопоставим с пробелом в знании материала по какой–либо отраслевой юридической науки. Еще Гельвеций заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации можно быстро восполнить, открыв сам Уголовный кодекс РФ, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Контрольные вопросы:

1. Что такое предмет и объект науки?

2. Что является предметом науки теории государства и права?

3. Какова структура теории государства и права?

4. Назовите методы познания теории государства и права?

5. Определите место теории государства и права в системе юридических и гуманитарных наук?


Теория государства и права — одна из немногих юридических дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у учащегося. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивиду­альной правовой культуры у будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при препо­давании теории государства и права передаются основные дости­жения политической и правовой мысли, система понятий, позво­ляющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без кото-

рых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто прини­мает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: имен­но из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых по­ложений, имеющих широкое применение».

Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математи­ки оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия — это не оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные от­ношения. Подобно тому, Как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучать и политико-правовую жизнь, не владея основными юри­дическими понятиями.

Знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике правильно квалифицировать политичес­кие и правовые ситуации, с подлинно научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, пони­мать социальное назначение. Таким образом, эта наука непосред­ственно участвует в формировании профессиональных качеств бу­дущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и не сопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науки. Еще Гельвеции заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, напри­мер, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно восполнить, открыв сам УК РФ, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Все это позволяет выделить теорию государства и права в особый и чрез­вычайно важный предмет.

1. Что такое наука?

2. Что такое предмет и объект науки?

3. Что является предметом науки теории государства и права?

4. Структура теории государства и права.

Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

5. Какие методы присущи теории государства и права?

6. Какое место занимает теория государства и права в системе юридических и
гуманитарных наук?

7. В чем проявляется роль науки теории государства и права в формировании
будущего юриста?

Васильев A.M. Правовые категории. М., 1976.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Козлов ВЛ. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 1. Лекция 1.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 1.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 1, 2.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 1.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 1.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 1.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 1997. Гл. 1—3.

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студентов. Именно с изучения теории начинается закладка фундамента индивидуальной мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. При изучении теории государства и права осознаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Данная дисциплина дает студентам представление об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Готфриду Вильгельму Лейбницу принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы – понятиями [1]. Юридические понятия не есть оторванные от жизни, пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому, как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизма правового регулирования, правового поля государства, а не только его отдельных направлений.

Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит студентам на практике правильно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студентов и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще Клод Адриан Гельвеций заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации можно восполнить, открыв его текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так просто. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.

Однако правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями - основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, полиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т.д.

Выделяют три признака правовой культуры:

1) Правовая культура, как социальное явление, едина;

2) Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы);

3) Правовая культуры является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Библиографический список

1. Власенко Н. А. Теория государства и права [Текст] / Н.А. Власенко. - М. : ИНФРА-М, 2011. – 416 с.

2. Малько А. В. Теория государства и права [Текст] / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – Академия М. : 2013. - 418 с.

3. Соколова Н. С. Право и культура [Текст] / Н. С. Соколова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 258

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: