Особенности государственных и муниципальных образований как субъектов гражданского права

Обновлено: 18.04.2024

1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами. Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом . Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование ( ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.

1. Понятие, содержание, особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Органы, уполномоченные государством на участие в гражданских правоотношениях от его имени.

3.Органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным образованием на участие в гражданских правоотношениях от его имени.

4. Виды гражданских отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как участники правоотношений собственности.

5. Участие публично-правовых образований в обязательственно-правовых и иных гражданско-правовых отношениях.

6. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие публично-правовые образования признаются субъектами гражданских правоотношений?

2. Как установить, в каком качестве выступает орган государственной власти в гражданских правоотношениях - от имени и за счет публично-правового образования или от своего имени и за свой собственный счет?

3. В чем выражается специальная гражданская правосубъектность публично-правовых образований и их органов?

4. Через какие органы публично-правовые образования осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в их собственности ?

5. Какие органы представляют публично-правовые образования в правоотношениях по осуществлению исключительных прав?

6. Какие органы представляют публично-правовые образования в обязательственных правоотношениях?

7. Какие органы представляют публично-правовые образования в корпоративных правоотношениях?

8. В каких случаях публично-правовое образование несет ответственность за действия своих органов и должностных лиц?

1. В завещании Хохлова указывалось, что всю свою библиотеку, содержащую большое количество редких книг, он передает после смерти в собственность города. Другое имущество (квартира, дача, автомобиль и др.) он завещает сыну, который живет в другом городе. После смерти Хохлова нотариус установил, что его сын не может быть призван к наследованию, поскольку умер в результате автомобильной катастрофы за неделю до смерти отца. Других наследников по закону у Хохлова не оказалось.

Может ли быть город призван наследником завещанной ему библиотеки?

Вправе ли он претендовать и на другое имущество умершего? Если нет, то кто должен быть признан наследником этого имущества?

2. В процессе следствия по уголовному делу у Ларко была изъята как вещественное доказательство коллекция монет, которая имеет высокую стоимость. Через полгода уголовное дело было прекращено, однако прокуратура не смогла вернуть коллекцию владельцу, объяснив, что она исчезла во время недавнего пожара. Ларко требовал возместить убытки и представил заключение эксперта, в котором была определена рыночная стоимость его коллекции на момент предъявления требования. Представитель прокуратуры заявил, что прокуратура не несет ответственности за потерю его имущества, поскольку нет вины ее работников в уничтожении коллекции. Пожар произошел из-за неисправности электропроводки, которую предвидеть было невозможно. Кроме того, возмещение вреда в подобных случаях, если есть все предусмотренные законом необходимые условия, должно производиться за счет бюджетных средств.

Имеет ли Ларко права в возмещение причиненного ему вреда? Если да, то кто является субъектом данного обязательства?

Как следует решить дело?

3. Муниципалитет г. Темрюк заключил с польской фирмой "Крот" контракт на поставку машины для укладки асфальтового покрытия "Вгоасиууау" стоимостью 2 млн. евро.

Польская фирма выполнила свои обязательства, но муниципалитет не смог рассчитаться своевременно из-за недостаточности средств. Но руководство муниципалитета заверило, что за долги рассчитается правительство.

Проанализируйте ситуацию.

4. Федеральное сельскохозяйственное учебное заведение третьего уровня аккредитации из-за серии физических экспериментов для учебных целей допустило превышение расходов электроэнергии на сумму 2 млн. 130 тыс. руб. за текущий год. Компенсировать расходы планировалось из-за того, что с набором студентов-контрактников из государств Ближнего Востока учебное заведение получит необходимые дополнительные средства. Но из-за напряженного экономического и политического положения в государствах, из которых планировалось осуществить набор студентов, их количество значительно сократилось.

Руководство учебного заведения на требования энергопоставляющей компании погасить долг ответило в устной форме, что государство как собственник Федерального сельскохозяйственного учебного заведения покроет все долги из государственного бюджета. Когда энергопоставляющая компания предупредила о возможности прекращения через три дня электроснабжения и требовало гарантий уплаты долга, ректорат написал официальный ответ, где подтвердил свои предыдущие устные гарантии уплаты долга за счет государства.

Проанализируйте ситуацию с юридической точки зрения и определите ответственность государства в этом случае.

1. К субъектам РФ относятся:

1) республики, края, области;

2) автономные области, городские поселения;

3) автономные округа, сельские поселения;

4) городские и сельские поселения;

2. Муниципальными образованиями являются:

1) городские и сельские поселения;

2) города федерального значения и сельские поселения;

3) области и городские поселения;

4) области и города федерального значения;

3. Территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления, - это:

1) область и город федерального значения;

2) автономный округ и сельское поселение;

3) городское и сельское поселение;

4) автономная область и городское поселение;

4. Если иное не вытекает из закона, то к Российской Федерации применяются нормы гражданского законодательства, касающиеся:

1) физических и юридических лиц;

3) муниципальных образований;

4) юридических лиц;

5. На федеральном уровне от имени государства могут осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности:

1) Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ;

2) законодательные собрания, президенты и правительства субъектов РФ;

3) представительные органы местного самоуправления и местные исполнительные органы;

4) областные думы, министерства и ведомства субъектов РФ;

6. От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать:

1) Федеральное Собрание, Правительство РФ, министерства РФ;

2) законодательные собрания, президенты и правительства субъектов РФ;

3) представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы;

4) министерства РФ, ведомства РФ;

7. От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях могут выступать:

1) законодательные собрания и администрация субъектов РФ;

2) министерства и ведомства субъектов РФ;

3) представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы;

4) областные думы, президенты и правительства субъектов РФ;

8. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует:

1) федеральной и муниципальной собственностью;

2) федеральной и муниципальной собственностью, собственностью субъектов РФ;

3) федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ;

4) федеральной собственностью;

9. Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, составляет:

1) собственность субъектов РФ;

2) собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;

3) федеральную и муниципальную собственность;

4) федеральную и муниципальную собственность, собственность субъектов РФ;

10. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является:

1) муниципальной и федеральной собственностью;

2) муниципальной собственностью;

3) собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью;

4) собственностью федеральной, субъектов РФ и муниципальной;

11. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам:

1) имуществом, находящимся только в государственной и муниципальной собственности;

2) имуществом, закрепленным за созданными ими юридическими лицами на праве оперативного управления;

3) имуществом, закрепленным за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения;

4) имуществом, принадлежащим им на праве собственности;

12. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, по их обязательствам:

3) отвечают субсидиарно;

4) отвечают солидарно;

13. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования по обязательствам созданных ими юридических лиц:

1) отвечают в регрессном порядке;

2) отвечают субсидиарно;

3) отвечают солидарно;

14. Российская Федерация по обязательствам субъектов РФ:

1) отвечает субсидиарно;

2) отвечает солидарно;

15. Субъекты РФ, муниципальные образования по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации:

1) отвечают солидарно;

2) отвечают в регрессном порядке;

3) отвечают субсидиарно;

16. Если банкротство унитарных предприятий вызвано исполнением указаний Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, то последние по обязательствам этих предприятий:

2) отвечают субсидиарно;

3) отвечают солидарно;

17. Российская Федерация по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества:

1) ответственности не несет;

2) несет субсидиарную ответственность;

3) несет солидарную ответственность;

4) несет регрессную ответственность;

18. При недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств собственник созданного учреждения:

1) несет солидарную ответственность;

2) несет субсидиарную ответственность;

3) не несет ответственности;

4) несет регрессную ответственность;

19. Принцип иммунитета иностранных государств признается в законодательстве:

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским законодательством отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Именно этот прием законодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.

Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае законодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Статья 127 ГК РФ содержит правило, согласно которому особенности ответственности РФ , ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Право муниципальной собственности

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
    Субъекты права публичной собственности:
      1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
      2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
      3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

      Объекты права публичной собственности

      В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

        • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
        • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
        • предметы бытового, потребительского характера;
        • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

        Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

        Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

        Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

        Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

          1. участки недр,
          2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
          3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
          4. земли особо охраняемых природных территорий.

        Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

        В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

        Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

        В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

        Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности . Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

        1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выступают также публично-правовые образования. Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

        2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

        1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций — экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;

        2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

        3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие от правоспособности юридических лиц.

        По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной), другие трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

        Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;

        4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов ( п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публично-правовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: