Особенности государства и права средневековой франции

Обновлено: 24.04.2024

Французское королевство появилось после распада империи Каролингов. В своем развитии оно прошло следующие этапы:

  • IX-XIII вв. – этап феодальной раздробленности;
  • XVI-XV вв. – этап сословно-представительной монархии;
  • XVI-XVIII вв. – этап абсолютной монархии.

Королевство периода феодальной раздробленности состояло из множества феодальных владений (баронств, графств, герцогств и т.д.), формально считавшимися его частью и фактически представляющие независимые политические образования. Власть короля на местах была слабой или вовсе отсутствовала. Полностью контролировать ситуацию король мог только в королевском домене, в своих личных владениях.

Структура государства того времени определялась иерархией феодальных поземельных отношений, которые были отображены в системе вассалитета. В государстве верховным собственником всей земли номинально считался король. Однако большая часть земли находилась в качестве фьефа, подразумевающего условное наследственное владение землей феодалами.

Феодалы считались вассалами короля, а он был их сеньором. Герцоги и графы – вассалы короля, оставляя домен, значительную часть своих владений передавали в качестве фьефов группе феодалов, стоявшей ниже и становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.

В реальной жизни подчинение вассала обуславливалось возможностями сеньора заставить повиноваться себе.

Король, глава государства, был выборным. Его избирали высшие иерархи церкви и представители знати. Единственным органом, имевшим возможность влиять на состояние дел на большей территории страны, была Королевская курия, или Великий совет. По сути это был съезд наиболее крупных феодалов страны.

Управление на местах осуществляли прево, центральное управление осуществляли министериалы.

Судебная власть от административной власти не была отделена. Судебные органы не были обособлены от других систем управления. В государстве господствовал принцип «суда равных», при котором каждый мог судиться только с равными ему по социальному положению.

Готовые работы на аналогичную тему

Феодалы или их должностные лица (прево и министериалы) судили крестьян.

Этап сословно-представительной монархии

Начиная с XIII века усиливается тенденция укрепления власти короля и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Постепенно происходит отмена выборности короля и растет королевский домен. Королевский домен к концу XIII века стал наиболее крупным феодальным владением во всем государстве. Для укрепления королевской власти существенное значение сыграли реформы Людовика IX.

Реформы Людовика IX включали следующие изменения:

  1. Судебная реформа. Разрешение споров между феодалами мог осуществлять только король или назначенные им судьи. Был создан Парижский парламент - специальная судебная инстанция.
  2. Финансовая реформа. В качестве единственного расчетного средства в домене короля вводится королевская золотая монета (позже это нововведение распространилось на всю страну).

Объединение страны завершилось к XIV веку. Государство приняло форму сословно-представительной монархии, при которой сильная власть взаимодействует с Генеральными штатами (представительством от сословий).

Королевская власть укрепилась благодаря поддержке мелкого и среднего дворянства, городов, а также необходимости борьбы с общим врагом.

Деятельность представительных собраний от сословий дало возможность консолидировать те общественные силы, которые выступали за объединение страны. У королей появилась возможность обращаться к сословиям за поддержкой, минуя при этом правителей крупнейших сеньорий. На представительных собраниях обсуждали проблемы внешней и внутренней политики, в частности, введение новых налогов.

Введение общегосударственных налогов сделало возможным сформировать бюрократический аппарат управления, а также постоянную профессиональную армию, которая пришла на смену рыцарскому ополчению.

В 1302 году были созданы Генеральные штаты - общефранцузское собрание сословий, включающее несколько палат:

  • первая палата – высшее духовенство;
  • вторая палата - выборные от дворянства;
  • третья палата – эшвены, представители городских советов.

В каждой палате был только один голос. Генеральные штаты созывались по желанию короля, который имел возможность навязать необходимое для него решение.

В 1357 оду был издан указ «Великий мартовский ордонанс», в соответствии с которым Генеральные штаты имели исключительное право контроля за расходами правительства и введения новых налогов, могли собираться дважды в год без предварительной санкции короля, давали согласие на заключение мира или объявление войны и назначали советников короля. С XV века, после окончания Столетней войны, Генеральные штаты перестали созываться.

Органами управления того периода являлись Государственный совет По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , который осуществлял контроль и руководство за отдельными звеньями государственного аппарата и орган финансового управления - Счетная палата. На местах территория была разделена на превотажи и бальяжи во главе с прево и бальи, которые осуществляли управление, собирали налоги и наблюдали за судебными органами.

Абсолютная монархия

К началу XVI века оформляется абсолютная монархия. Основная характерная черта: вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – сосредоточена в руках короля, наследственного главы.

У короля в подчинении был весь централизованный государственный механизм: полиция, армия, суд, административно-финансовый аппарат. В систему государственного управления входили: высший совещательный орган - Государственный совет, Совет депеш, Совет финансов и т. д. Действовал аппарат местного управления и полиция.

Средневековая Франция по характеру источников права распадалась на две большие части – север и юг. В северных районах преобладало обычное право (неписаное), в основе которого лежали варварские правды V-VII вв. В южных районах преобладало видоизмененное римское право.

Образцом правового источника был Ломбардский сборник. С XIV века все большую роль стали играть такие источники права, как королевское распоряжение, закон, решения высших судов.

С XVII века стали издаваться систематические собрания законов - Торговый или Морской кодексы, Большой ордонанс (1670 г.), который кодифицировал процессуальное право.

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (1Х-Х111 вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явиласьКоролевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное- прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица- министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. Была создана специальная судебная инстанция - Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны.

В X!V в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий -Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название"Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Для французского права в целом характерны типичные черты средневекового права Западной Европы. Когда к X в. во Франции перестала действовать Салическая правда, то локальное обычное право, называемое кутюмным, приобрело решающую роль. Особенно были распространены кутюмы (сборники правовых обычаев) в Северной Франции. Обычные права отличались необычайной пестротой и первоначально существовали в устной форме, но начиная с ХIII в. их стали записывать. Так, в XIII в. в Нормандии был составлен крупный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии. Предположительно в 1283г. по инициативе талантливого бальи Ф. де Бомануара был составлен один из самых известных частноправовых сборников обычного права – Кутюмы Бовези. Всего подобных «малых» кутюмов в Средние века во Франции было составлено более 200. Что касается официальных так называемых «больших» кутюмов, то и их число превышало 50. Это свидетельствует о партикуляризме права во Франции, который преодолевался крайне медленно.

На Юге Франции также действовали кутюмы, но с XIII в. там начинается подлинный «ренессанс римского права», который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны, монархи признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но, с другой − ограничили его практическое применение.

К источникам права Франции следует также отнести нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента – высшей судебной инстанции страны.

К X в. характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X−XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а впоследствии утверждаться нотариусами. С XIII в. в связи с развитием торгового оборота договор купли-продажи вступал в силу с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать даже вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно завышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась сеньору.

Сфера брака и семьи во Франции до XVI в. регулировалась исключительно церковными установлениями. Лишь в ХVI−ХVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм заключения брака, который стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов в основном определялись каноническим правом: главенство в семье мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации разрешение на заключение в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным французским институтом был майорат, т.е. передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявший избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а затем под воздействием церкви форма завещания стала проникать и в обычное право на Севере страны.

В начале периода феодальной раздробленности страны (в IX- XI вв.) преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. В это время получают развитие такие негативные явления средневекового уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и особенно абсолютизма в связи с централизацией государства и усилением королевской власти в праве возрастает роль такого источника, как законодательство королей. В королевском уголовном законодательстве наказания не были четко определены: их применение во многом зависело от усмотрения суда, учитывавшего сословное положение обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, дабы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Признанными видами наказания стали смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.); членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества в качестве основного и дополнительного наказания.

Судебный процесс до конца XII в. имел обвинительный характер. Большое распространение приобрели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. под влиянием церкви утверждается розыскная инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. Решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т.д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля ныло достаточно для применения пытки. Цель последней состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 году Верденским договором, заключенным между внуками Карла Великого. По этому договору Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна. Однако Франция (само это название утвердилось в Х в.) была единым королевством лишь чисто номинально, так как ее территориальный распад продолжался. К XI в. она представляла собой конгломерат многочисленных сеньорий разных размеров с весьма различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, нормандцы и др.). К этому времени во Франции в результате территориальной раздробленности государственная власть была буквально расщеплена между королем и множеством других феодалов равного ему или более низкого ранга.

На последующих этапах развития средневекового общества во Франции классовая и внутриклассовая борьба, а также политические формы, в которых она протекала, приобретали наиболее яркие и типичные черты. Французский феодализм в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства. Соответственно н история средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды: 1) сеньориальная монархия (IX–XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV–XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI–XVIII вв.).

Глубокий кризис всей феодальной системы привел в 1789 году к революции, результатом которой было крушение абсолютизма, а вместе с ним всего старого режима.

Средневековое общество

Средневековое общество Средневековое общество было иерархичным и состояло из сословий, связи между которыми были чрезвычайно затруднены. Для официального перехода из одного в другое требовались заслуги и оправдания.Основу общества составляли крепостные крестьяне. Им

Глава 3 Средневековое государство. Пределы роста

Глава 3 Средневековое государство. Пределы роста Конфликт между властями Организм, создававшийся обоюдными усилиями церкви и короля, принял в середине XIII в. вид государства, в котором, по мнению обеих сторон, ими осуществлялись важные функции, направленные на благо их

Глава 17. Средневековое государство в Германии

Глава 17. Средневековое государство в Германии Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств — Саксонию, Франконию, Швабию

Глава 18. Средневековое государство в Англии

Глава 18. Средневековое государство в Англии Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения. Римское завоевание оставило о себе практически только

Глава 19. Средневековое государство в Византии

Глава 19. Средневековое государство в Византии Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н. э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого

Глава 27. Средневековое государство Китая

Глава 27. Средневековое государство Китая Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов

Глава 28. Средневековое государство Японии

Глава 28. Средневековое государство Японии Образование феодального общества и государства в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство,

Глава 29. Средневековое государство Индии

Глава 29. Средневековое государство Индии Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное

14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство

14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Глава вторая. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО. РИМ И ВИЗАНТИЯ

Глава вторая. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО. РИМ И

3. Как образовалось средневековое Франкское государство?

3. Как образовалось средневековое Франкское государство? Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. Третий представитель династии Меровингов Хлодвиг распространил свою власть на всех франков. Он захватил Суасон и всю Северную галлию вплоть до реки Луары.В

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ Традиционная европейская наука на протяжении долгого времени не включала Крым в свою "научную ойкумену". Основная причина этого примечательного положения — в том, что древний полуостров поочередно входил в состав многих великих государств:

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IX–XIII вв.), сословно-представительной монархии (XIV–XV вв.) и абсолютной монархии (XVI–XVIII вв.). Образование самостоятельного государства во Франции было следствием раздела Франкской империи в 843 г., когда Карлу Лысому достались земли к западу от Рейна. Франция была единым королевством лишь номинально, к XI в. она состояла из многочисленных сеньорий с различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, нормандцы и др.), государственная власть была разделена между королем и множеством других феодалов, которые находились друг с другом в определенной зависимости.

Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, но стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась, прежде всего, в военной службе на сеньора, его участии в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. К XI в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король. Слабость короля в IX–XI вв. проявлялась в том, что основная масса феодалов (арьер-вассалов) ему не подчинялась.

С середины XII в. короли стали добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Процесс превращения арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля получил название иммедиатизации. К XIII в. король добился централизации власти, сформировалось дворянство, наследственный характер приобрели феодальные титулы и ранги. Во главе королевского двора стоял сенешаль, военными делами руководил коннетабль, его помощником был маршал (а позже адмирал). Были должности королевского казначея, которому помогали камергер, канцлер. В XIII в. в органы центрального управления все чаще привлекались мелкие и средние феодалы-юристы (легисты). В XIV в. объединение страны завершается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. Французская доктрина толкования права

90. Французская буржуазная революция 1789–1794 гг

90. Французская буржуазная революция 1789–1794 гг Неизбежность Великой французской революции 1789–1794 гг. была предопределена тем, что абсолютизм к концу XVIII в. стал тормозом на пути прогресса: он защищал средневековые сословные привилегии, поддерживал цеховой строй и

§ 53.1. Монархия и правительство

§ 53.1. Монархия и правительство Статус Короны Политическое и юридическое положение британской короны определялось, во-первых, законодательным верховенством парламента и принципом суверенитета нации, во-вторых — традициями исторической конституции, сохранявшей за

§ 60. Французская революция XVIII в.

§ 60. Французская революция XVIII в. Предпосылки революции К концу 1780-х гг. общий кризис французского государства, порожденный становлением «третьего сословия» как новой социально активной силы, дополнился политическим, а также финансовым крахом государства. Неуверенный

«Июльская» монархия

«Июльская» монархия С восшествием на престол нового монарха — Карла Х (1824 г.) — в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным

§ 6. Французская колониальная империя (до XX в.)

§ 6. Французская колониальная империя (до XX в.) Становление колониальной империи. Возникновение первых колоний относится еще к эпохе абсолютизма, когда Франция захватила ряд владений в Северной Америке (Канада, Луизиана), в Вест-Индии (Гваделупа, Мартиника и др.) и в Индии.В

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: