Особенности государства и права древнего вавилона кратко

Обновлено: 18.04.2024

Вавилонская социальная структура не имела четко установленных социально-классовых границ. Принадлежность к определенной общине и отношение к службе государству определяли правоспособность социальных слоев и групп.

Деление общества в Вавилонском государстве

В Древнем Вавилоне общество имело деление на свободное и зависимое. Люди лишенные собственности или ставшие зависимыми из-за не оплаты задолженности, а также рабы относились к числу зависимого населения. Однако, лица, имевшие задолженность, не назывались рабами и освобождались от зависимости по истечении трех лет. В основном рабами были иноземцы и военнопленные.

Общество в Вавилонском государстве делилось на следующие категории:

Рабы, которыми становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные люди, они подразделялись так:

  • авилум – полноправные свободные граждане;
  • мушкенум – неполноправные граждане.

Рабство в Древнем Вавилоне имело патриархальный характер. С точки зрения закона раб был вещью и находился в полном распоряжении своего хозяина. В семье право собственности на рабов переходило по наследству. Их могли продать, обменять, заложить. В случае причинения вреда здоровью раба, виновный возмещал ущерб его хозяину, а за лишение жизни раба, его хозяину виновный должен был предоставить другого раба. Раб не мог распоряжаться имуществом хозяина, даже с его разрешения. Такая сделка как купля-продажа, произведенная с рабом, оканчивалась смертной казнью для покупателя. Смертной казни подвергался и тот, кто укрывал раба или содействовал его бегству. Напротив, награду мог получить тот, кто предотвратил бегство раба и вернул его господину.

Рабы царской семьи имели положение членов семьи младшего ранга, у них было право на создание семьи и приобретение имущества, но оно было собственностью хозяина раба. Кроме того, в суде такой раб мог иметь роль как истца, так и ответчика. Раб, служивший во дворце мог женится на женщине свободной, тогда ребенок, рожденный в таком браке считался свободным. Зависимыми считались сыновья и дочери, которые не обзавелись семьей, отец имел право на лишение их наследства или мог даже отдать в рабство. Рабы имели особые метки, которые выжигались или вырезались на их телах с целью подтверждения категории раба. Но данное клеймо навсегда лишало господина возможности продажи или обмена такого раба.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, Законы Хаммурапи не делали никаких ограничений в отношении власти господина над его рабом. Исключением являлись рабыни, которые родили детей своим владельцам, их дети были свободными.

Категории свободных граждан

Категория полноправных граждан – авилум, что в переводе означает «сын человека». Авилум имел в собственности участок земли общины, у него были имущественные права, кроме того он мог рассчитывать на помощь общины.

Расслоение сельской общины при царствовании Хаммурапи развивалось довольно стремительно. Некоторые зажиточные общинники становились все более зажиточными, появились и обедневшие общинники, которые являлись должниками. Ряд статей закона Хаммурапи подтверждает стремление законодателя помочь последним. Так, отрабатывающий долг назывался не рабом, а заложником, и через три года трудовой деятельности сумма задолженности считалась погашенной не зависимо от ее величины.

Категория мушкенум («покорный»), что означает неполноправный, но свободный человек, не член общины, но попавший на служение в хозяйство царя. Мушкенумы имели личные права, а это значит, что их жизнь и здоровье были под защитой. Пользовались они и имущественными правами, такими как право на личную семейную собственность на движимые вещи, жилище, но лишены были права на личную семейную собственность на участок земли в общине. Земля, передающаяся мушкенуму для использования, имела статус имущества, принадлежащего государству. Если мушкенумом приобреталась земля в общине в собственность, он переходил в сословие авилума. По законам государства Вавилон персональную неприкосновенность авиалума ценили выше личной неприкосновенности мушкенума.

Меньшая правоспособность мушкенумов обуславливалась тем, что данное сословие не сохранило отношения с общиной соответственно не пользовалось ее защитой.

Профессиональные занятия населения Древневавилонского государства

В процессе изучения истории Вавилона можно выделить несколько категорий профессий населения, а именно:

  1. Придворные служащие. Здесь можно выделить служащих, которых называют высшее жречество и телохранители царя. Они являлись непосредственными приближенными к царю.
  2. Различного рода военнослужащие: «баирум», «лубуттум», «декум», «редум».
  3. Храмовые служащие – лица женского пола: храмовая дева, «божья сестра», «божья жена», храмовая блудница.
  4. Чиновничество занимало высокое положение в обществе, к нему применялись высокие требования, взамен государство предоставляло землю, которую потом возможно было передавать в порядке наследования.
  5. На последних ступенях профессиональной лестницы разместились купцы, поденщики, ремесленники и «интеллигенция», причем труд врачей и ветеринаров ценился низко, в то время как, например, корабельщики или архитекторы за свой труд получали приличное вознаграждение.

Древневавилонское государство по форме государственного устройства относилось к централизованным государствам, по форме правления – это древневосточная деспотия.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тыс. д.н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов – государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от названия шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро – Аккадское царство.

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли – каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами – общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли – продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях. Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, пленные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

Государственный строй Древнего Шумера отличался тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул «энси» («патеси»). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул «лугаля».

Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали в совете старейшин и народном собрании. Органами, ограничившими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общественным имуществом.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники – амореи, которые победили Шумеро – Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо – Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII – VI вв. до н.э. Вавилон пережил новый подъем – настала эпоха Ново – Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир.

В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Общественный строй Вавилонского государства

Низший общественный строй в Древнем Вавилоне составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Для обозначения рабского состояния на рабов налагали особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т.д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждение имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Существовало три основных категории рабов:

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились более самостоятельными. Наряду с ними, появляются обедневшие общинники, попавшие в долговую кабалу.

Неполноправную часть населения составляли жители покоренных городов и областей – мушкенумы.

В отношении разделения по профессиональным занятиям первое место занимали – придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество. Далее следовали «редум», «баирум», «декум», «луббутум» - различного рода военнослужащие. Почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие. Высокое положение в обществе занимало чиновничество. Низшие ступени профессиональной лестницы занимали купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

По своему государственному строю Древне – Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога – защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречество, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар, Вавилон.

Льготными грамотами, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьмы их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления – все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились:

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Общественный строй Вавилонского государства: Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Рабыни, имевшие детей от своих владельцев, то такие дети считались свободными. Свободное население делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков. Государственный строй Вавилона: Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Историки выделили в Судебнике 282 статьи. Нормы Судебника изложены в казуистической форме, то есть они закрепляли отдельный судебный случай. К примеру, перечисляя конкретные виды вещей. Право носило формально казуистический характер. Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Основная часть судебника посвящена определению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации. Не было различия между частным и публичным деликтом. Судебник Хаммурапи допускал применение принципа Талиона, т.е. наказание соответствовало нанесенному ущербу. Такой Талион назывался «зеркальный». Наряду с ними в судебнике Хаммурапи используется два вида талиона – символический (когда нет полного соответствия между ущербом и наказанием, но при этом учитывается способ совершения правонарушения – врач неумело сделал операцию, то его нужно лишить руки), абсурдный (когда к ответственности привлекается лицо, вообще не совершавшее правонарушение). Принцип талиона применялся между равными, в том случае, если правонарушитель принадлежал к более низкому сословию, то он нес более серьезное наказание. Если правонарушитель принадлежал к боле высокому сословию, то исполняется право «частной композиции», т.е. правонарушитель откупается от талиона и уплачивает штраф потерпевшему.

Судебник Хаммурапи определял наказание как за преступление против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета) и правонарушение имущественное (кража, разбой, повреждение имущества). За большинство правонарушений судебник определяет наказание в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то, что в судебнике Хаммурапи не определяется наказание за посягательство на жизнь царя, жрецов, чиновников. Это объясняется тем, что такие преступления считаются наиболее тяжкими и за них наступала немедленная расправа. При этом квалификацией наиболее тяжкой считались кража царского имущества и имущества храмов.

Судебник Хаммурапи закреплял обвинительный суд состязательностью процесса. Это объяснялось тем, что преступление понималось, как вред, нанесенный отдельному лицу, поэтому инициатором возбуждения судебного преследования был сам потерпевший. Он находил преступника, арестовывал его, приводил в суд, предъявлял и обосновывал доказательства. В свою очередь подсудимый эти доказательства оспаривал, государство в лице судебного органа занимало пассивную позицию, лишь оценивала доказательства и выносила решение. В качестве доказательств использовались вещи, показания свидетелей, документы, а так же ордалии – «божий суд» - испытание водой или клятва.

Месопотамская цивилизация (с греч. – «Двуречье») находилась в долине двух рек: Тигр и Евфрат. Население – племена шумер. Их происхождение неизвестно. Затем на территорию вторглись племена аккадцев (3 тыс. до н.э.) Они создали город-государство Древний Вавилон.

У аккадцев активно выражена имущественно-социальная дифференциация, разложение родоплеменного строя.

Во главе государства был правитель лугаль или энси, который избирался народным собранием или советом старейшин.

В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон становится столицей государства, образованного ассирийцами. В этот период он достигает наивысшего расцвета, при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Это государство существовало до конца XVI в., после было завоевано племенами касситов.

В 539 г. до н.э. было захвачено персами.

Население делилось на свободных и рабов.

Свободные: авилумы (благородные) и мушкенумы (обычные).

Рабовладение носило как правило домашний характер. Поэтому рабы имели ряд прав: могли вступать в брак со свободными женщинами, дети от этого брака были свободными; могли приобретать имущество и землю, которые наследовали жена и хозяин в равных долях.

Вдова-рабыня с детьми становилась свободной после смерти ее свободного мужа.

Если дети от рабыни признаны свободным мужем, они наследуют наравне с другими детьми от свободных женщин.

Центральное управление: царь

Центр управления: царский дворец

Чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, были высшими должностными лицами в государстве, они также следили за строительством и выполняли другие функции.

Нубанда – главный помощник царя. У него в подчинении был большой штат подчиненных чиновников.

Государство разделено на области, во главе которых были царские наместники. Они поддерживали в порядке регуляционные сооружения, строили новые сооружения, осуществляли полицейские функции, собирали налоги, собирали ополчение в случае войны. Для контроля за наместниками царь направлял гонцов, наделенных большими полномочиями, в т.ч. отстранить наместников.

Низшая административная единица – община. Назначаемый царем глава общинного совета – рабианум.

Судебная власть не отделена от административной, т.е. судебные функции выполняли царь и царские чиновники, в областях – наместники, в общинах – рабианумы.

В больших городах назначались царские судьи.

Существовали храмовые суды. Они привлекались для «божьего суда», дачи клятв, также если участниками спора были жрецы.

Первоначально вооруженными силами являлись народные ополчения из крестьян; затем появилась постоянная армия (при правлении царя Саргона), это были воины-профессионалы на содержании у царя. Воины получали за службу землю с домом, скотом и рабами. Это имущество изымалось из гражданского оборота, но могло наследоваться детьми, если сын становился воином армии; в остальных случаях лишь часть имущества оставалась семье.

Право Древнего Вавилона:

Главным источником права были законы царя Хаммурапи. Они высечены на базальтовой стеле, поэтому дошли до наших дней.

Они были переведены французским ученым востоковедом-ассириологом Шейлем. Всего 282 статьи:

1-5 статьи – процессуальный характер

6-126 статьи – имущественные отношения

127-195 статьи – семейное и наследственное право

196-214 статьи – защита личности

215-282 статьи – остальное

Доминировала государственная собственность на землю, была также храмовая, частная и общинная собственность.

Законы Хаммурапи четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора, права наемных рабочих. Соответственно разграничивает меры ответственности за невозврат, причинение вреда имуществу и др.

Договор займа: ограничивался процент займа (33,5 % max)

При продаже важных вещей составлялся документ в виде глиняной таблетки.

Много статей посвящены аренде имущества и земли.

Брачное и наследственное право:

Семья – главная ячейка общества. Власть главы семьи – власть распорядителя рабочей силы.

При заключении брака жених выплачивал компенсацию (выкуп) тестю, дочь была с приданым, которое становилось собственностью мужа.

Обязательно составлялся письменный договор. Если его не было, женщина не являлась женой.

По сравнению с Египтом, положение женщины было принижено.

Имущество по наследству передавалось сыновьям, дочери получали приданое.

– Государственные (смертная казнь)

– Религиозные (смертная казнь)

– Против чести и достоинства

Распространение получил принцип талиона.

Казни отличались жестокостью.

Если авилум причинил вред мушкенуму, наказание легче.

За клевету смертная казнь.

Законы Хаммурапи как и другие источники права Древнего Мира и Средневековья носили казуистичный характер, т.е. отсутствовали общие понятия, термины, категории. Ярко выражен социально-классовый характер (наказание зависит от социального положения).

Гражданский и уголовный процессы не различались.

Доказательства: клятвы, письменные документы, свидетельские показания, «божий суд» (ордалии).

Народы Двуречья владели развитой материальной культурой и письменной (клинописи), которая, благодаря археологическим находкам, стала популярна современным исследователям.Тексты, вырезанные на камне, а также сделанные на глиняных табличках, позволяют судить:

  • о государственном устройстве;
  • общественной структуре населения;
  • законодательных отношений в обществе.

Источники включают большое количество документов, как частных, так и публичных, политического характера. Мы выделим только самые известные из них:

  • легенду Гильгамеша;
  • презентацию «реформ» Урукагины;
  • правителя Лагаша;
  • закон царя ур-Намму города Ура;
  • права Липит-Иштар, правителя царства Исина;
  • закон царя Билалама в королевстве Эшнунна.

Одним из наиболее значительных памятников древнего мира является закон царя Хаммурапи.

Рождение государственности на территории Двуречья

В каждом из них жило около 40-50 тысяч человек. Это были небольшие города-государства, в публичной и государственной системе которых долгое время сохранились остатки племенной организации.

1-ые государства на территории Двуречья, образовавшиеся в начале III тысячелетия до н.э., располагались на естественных холмах и были окружены стенами. В каждом из них жило около 40-50 тысяч. человек. Это были небольшие города-государства, в публичной и государственной системе которых долгое время сохранились остатки племенной организации.

Старейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера выдающуюся роль играли города Эрида, Урук, Ларса, Лагаш и Ниппур. Источники и права древнего вавилона дают информацию о первых отношениях шумеров с пастушескими племенами, которые впоследствии появились на территории, населенной шумерами. С 3-го тысячелетия до нашей эры на севере Двуречья семиты стали служить наследниками и преемниками шумерской культуры.

Самым старым из городов, основанных семитами, был Аккад, столица государства, которая действовала как объединение двух рек. После распада Аккадского королевства северную часть Двух рек продолжали называть Аккадом, а шумерское имя было скрыто за южной частью. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого возросло со второго тысячелетия до нашей эры. Вавилон закрыл все другие города страны и стал известен как Вавилония во всей Месопотамии под своим именем.

Самой ранней формой государственной организации в Месопотамии были города – государства, которые возглавляли «Энси» (лидеры клана). Энеи называли независимого правителя, который правил любым городом с ближайшим районом.

Название этого священнического происхождения показывает, что изначально представитель государственной власти был также главой священства. В тех случаях, когда его власть выходила за пределы местного округа, правитель получал титул «лугал» (великий человек). Это так называемые короли.

Пережитки родоплеменной организации

Глава государства одновременно руководил местным религиозным культом, руководил ирригационными и другими общественными работами, командовал армией. Пережитки родоплеменной организации, присущие этому периоду, были выражены в существовании совета старейшин и в созыве общинных собраний, которые значительно ограничивали власть правителя до его свержения и выполняли законодательные, финансовые и судебные функции.

Со временем власть правителей приобрела наследственный характер, а административный аппарат и сам король стали олицетворять единство необъятных территорий. Появился новый тип правителя-гегемона Лугала, власть которого не ограничивалась муниципальными органами. Идея божественной природы власти, якобы посланных богами царям, способствовала укреплению тенденций централизации. Наибольшая концентрация царской власти достигла в древнем Вавилоне.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры Лагаш начал претендовать на господство в Шумере. В середине XXV в. До н.э. в жестоком сражении Лагаш победил своего постоянного врага, расположенного к северу от него город Умму.

Внутренняя позиция Лагаша не была твердой. Народные массы были недовольны ограничением своих экономических и политических прав, для защиты которых они объединились вокруг Уруинимгина, одного из самых влиятельных граждан города.

Свергнув энси по имени Лугаланда, сам Уруинимгин занял его место, и в течение шести лет своего правления (2318–2312 гг. До н.э.) провел важные социальные реформы, которые являются старейшими из известных правовых актов в области социально-экономических отношений.Он первым провозгласил лозунг, ставший популярным в Месопотамии: «Пусть сильные не обижают вдов и сирот». Плата за священство была отменена, естественная заработная плата храмовых вынужденных рабочих была увеличена, независимость храмового хозяйства была восстановлена от царской администрации. Определенные уступки были сделаны и для простых людей: была уменьшена плата за проведение религиозных церемоний, отменены некоторые налоги, взимаемые с ремесленников, и снижены пошлины на ирригационные сооружения. Был введен запрет на заключение граждан Лагаша за долги. Кроме того, Уруинимгина восстановил правовую организацию в сельских общинах.Наконец, полиандрия (мульти-брак) была ликвидирована. Все эти реформы Уруинимгин выдал за контракт с главным богом Лагашем Нингиром и объявил себя исполнителем.

В то время как Уруинимгин был занят реформами, между Лагашем и Уммой началась война. Правитель Уммы Лугальзагеси получил поддержку города Урука, завоевал Лагаш и отменил правила, введенные там в результате реформ. Затем Лугальзагеси узурпировал власть в У руке и Эриде и распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей этого государства был Урук.

Лугальзагеси, который установил свою власть почти во всех шумерских городах, вступил в длительную борьбу с Саргоном. После нескольких неудач последний сумел одержать решительную победу над своим соперником.

С 17 века до нашей эры До н.э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Как уже упоминалось, самым старым городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, который впоследствии стал столицей одноименного государства. Он был расположен на левом берегу Евфрата, где эта река и Тигр находятся ближе всего друг к другу.

Около 2334 г. до н.э. Саргон Древний стал царем Аккада. Он был основателем династии: начиная с него, пять королей, сын сменяя отца, управляли страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им только после вступления на престол, потому что оно означает «истинный король» (по-аккадски Шаррукен).

Личность этого правителя была окутана многими легендами при его жизни. Он сказал о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал. Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке».

Саргон совершил успешные походы в Сирию, в районы Таврических гор и победил короля соседнего Элама. Он создал первую постоянную армию, состоящую из 5400 человек. Это была хорошо обученная профессиональная армия, благосостояние которой зависело от царя.

При Саргоне были построены новые каналы, была создана общенациональная ирригационная система и введена единая система мер и весов. Аккад возглавлял морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

Аккад достиг своей величайшей власти под руководством Нарама-Суэна, внука Саргона. В начале правления Нарам- Суэна города южной Месопотамии, недовольные возвышением Аккада, подняли восстание, которое было подавлено только после многих лет борьбы.После укрепления своей власти в Месопотамии Нарам-Суэн стал «могущественным богом Аккада» и приказал изображать его на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Народ должен был поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя до него никто из царей Месопотамии не претендовал на эту честь. Нарам-Суэн считал себя правителем всего известного мира и носил титул «короля четырех стран мира».

При преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (2200-2176 гг. до н.э.), чье имя означает «король всех королей», начался крах власти Аккады. Новому королю пришлось вступить в долгую битву с амореями с Запада, одновременно сопротивляясь вторжению кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых стал серьезный социальный конфликт. Величие царской экономики, которая подчиняла храмовую экономику и использовала работу несельскохозяйственных и малоземельных аккадцев, значительно выросло. Около 2170 г. до н.э. Месопотамия была завоевана и разграблена племенами кутиев.

До 2109 г. до н.э. городская полиция Урука во главе с его королем Утухенгалем разгромила Кутиям и выгнала их из страны. После победы Кутияма, Утухенгаль претендовал на правление выше всех Шумера, но вскоре господство над южной Месопотамией переместилось в город Уру, где действовала Третья династия Урука (2112-2003 г. до н.э.). Его основателем была Урнамма, которая носила титул «Король Шумера и Акарда».

Принятие царской власти

При Урнамм, царская власть стала деспотической. Король был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он также решал вопросы войны и мира. Создано сильное центральное управление. В королевских фермах и храме большая команда писцов и сотрудников до мельчайших деталей записывала все аспекты экономической жизни. В стране был устоявшийся транспорт, на всех концах государства разыскивались гонцы с заказами и документами.

Сын Урнамму Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) получил свое обожествление. Его изваяние размещались в храмах, им надо было приносить жертвы. Шульги опубликовал законы, указывающие на существование развитой судебной системы. В них, в частности, было установлено вознаграждение за изгнание беглого раба своему хозяину. Также предусматривалось наказание за различные формы причинения себе вреда. В отличие от более поздних законов Хаммурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», но устанавливал принцип денежной компенсации жертве. Законы Шульги – самые древние из известных нам правовых актов.

При преемниках Шульги племена амораев, напавшие на Месопотамию из Сирии, представляли большую опасность для государства. Чтобы остановить наступление аморитов, цари 3-й династии Ура построили линию укреплений большой длины. Однако внутренняя ситуация в государстве также была хрупкой. Ведение хозяйства храмов требовало огромного количества рабочих, которые постепенно теряли права свободных членов общества. Например, только в храме богини Баба в Лагаше было более 4500 гектаров земли. Армия начала терпеть поражения в войнах с племенами и эламитами. В 2003 году до н.э. власть третьей династии Ура была свергнута, ее последний представитель Ибби-Суэн был взят в плен в Эламе. Храмы Ура были разграблены, а гарнизон Элая был заброшен в самом городе.

Около 1894 г. до н.э. Амориты создали независимое государство со столицей в Вавилоне. С тех пор роль Вавилона, самого молодого города Месопотамии, постепенно возрастала на протяжении веков.

Особое место в истории древнего Вавилона занимает правление Хаммурапи, которое, вступив на престол (начало XVIII века до н.э.), и начало свою агрессивную политику, результатом которой стало образование Объединенной Вавилонской империи. После смерти Хаммурали (1750 г. до н.э.), королевство Вавилона теряет свою власть. В 16 веке до н.э. Вавилон был атакован касситами, чье господство длилось 500 лет. Новая высота Вавилонского государства приходится на VII в. до н.э. Монархия Нововилонская продержалась до VI в. до н.э. и был завоеван персами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: