Особенности эллинистического периода развития государства и права древней греции

Обновлено: 18.04.2024

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, начавшийся с завоеваний Александра Македонского в VI-III в.в. до н.э. и завершившийся уже в VI в. н.э. с закрытием последней школы Платона. В это время в Афинах сформировались четыре философские школы: Академия, Ликей, «Сад», Стоя. Философия эллинов была направлена на осмысление и улучшение бытия. В центре изучения находилось общество и человек.

Основные черты

Этическая направленность

Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.

Адаптация восточных религиозных моментов

Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.

Направления и представители

Киники

В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода.

Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.

Скептики

Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Помимо прочего, призывал к аскетичному образу жизни.

Эпикуры

Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.

Стоики

В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель.

Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.

Неоплатоники

Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.

Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии.

Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.

Общая характеристика периода

Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества.

Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи:

Эллиническое право, т.е. законы древних греков, оказали влияние на весь античный мир. Мышление древних греков ассоциировало закон с божественным даром. Закон ассоциировался с судьбой. Закон был чем-то неизменным, охраняющим стабильность. Ликург, вводя законы в Спарте, добился страха перед ними даже у самых влиятельных людей. Спартанцы гордились своим смирением перед законами. В Спарте повиновение законам, т.е. власти считалось величайшим благом. Нарушение законов сразу влекло наказание. Спартанские законы установили равноправие, они не позволяли кичиться богатством, осуждали физический труд, заставляли равных быть воинами. Рождение воина было высшим предназначением семьи, поэтому брак являлся долгом. Брак мог быть создан по жребию. Чувство любви и симпатии высмеивались. Уголовные преступления карались изгнанием из числа равных. Спартанец боялся этого больше смерти.

Право древних Афин тоже отличалось жестокостью, охраняющее иерархический строй от высших к низшим. Впервые оно было кодифицировано при правлении архонта Драконта в 621 г. до н.э. Это были первые писаные нормы права. Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. За нарушение божественного (справедливого) порядка полагались смертная казнь и отказ в захоронении. Однако по мере демократизации афинского государства и общества эти законы стали смягчаться. Народ взял на себя миссию сотворять собственные законы. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., содержало в себе нормы и гражданского, и уголовного права. Если раньше законы были от бога, то теперь создавались собственные законы. Эти законы были направлены на то, «чтобы жить счастливо». Всеобщее благо, как цель государственной правовой жизни, означало отход от божественной предначертанности, переход к идее целесообразности.

Сохранение общественной морали и спо­койствия было, пожалуй, важным предметом зако­нов Солона. Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого — впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу, как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на излишние роско­шества и вообще на проявления всякой нарочитости, нескромности (например, на излишние причитания женщин на похоронах). Прелюбодеяние в семье рассматривалось как преступление: мужу дозволялось убить застигнутого любовника жены. Тяжелый штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось так же, как покуше­ние не на личность, а на общественную мораль.

В Афинах существовала частная и государственная собственность. Последняя включала в себя рудники, шахты, военный флот и т.д. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы) и «невидимое» (деньги, драгоценности). Наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (ипотека), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на римское право.

Безбрачие осуждалось морально, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой се­мьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца до Солона была очень большой: он мог про­давать детей в рабство. Сын обязан был содержать родителей, впавших в бедность.

Преступления имели довольно развернутую классификацию. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскор­бление богов, кража храмового имущества, умышленное убийство. Серьезными прегреше­ниями считались также клевета, плохое обращение детей с пре­старелыми родителями, похищение девушки. Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности). Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были записывать написанные речи наизусть. Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вер­дикт присяжных был обвинительным, приступали к определению ме­ры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказаний. На судебное решение допускалась апелляция в гелиэе. Крайне разнообразными были применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление - способ, которым был казнен философ Сократ. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей).

Утопию древних греков, уверовавших в демократию, развеял Александр Македонский, завоевавший Элладу и половину мира всего за 10 лет. Это была великая попытка восстановить деспотию, вернуть человечество к его истокам.

Таким образом, история эллинического права наглядно показала, что законотворчество у человека должно быть сведено к минимуму. Право – это явление метафизическое (сверхъестественное), результат деятельности высшей власти (богов).

В первой половине IV в до н. э. государства Эллады вступили в полосу длительного социального кризиса. Кризисное состояние обнаружила и сама полисная государственная организация: в ее рамках оказалось невозможным примирить политические противоречия и стремления разнородных общественных сил новой эпохи. В условиях постоянного военного соперничества между крупнейшими греческими полисами обозначилось стремление к федеративным и полуфедеративным союзам — организация таких образований уже по природе не могла быть построенной на принципах полисного народовластия. Исторические попытки отдельных государств, прежде всего Спарты, сохранить полисный, с пережитками раннегосударственных начал строй стали явным, и даже политически вредным анахронизмом: это вызывало повышенный уровень военной агрессивности по отношению к своим соседям. Новый путь государственного развития сложился с возвышением нового государства — Македонии.

VI. От эллинистического мира до Месопотамии

VI. От эллинистического мира до Месопотамии Не будет преувеличением отметить, что если бы не плодотворный симбиоз между иудаизмом и эллинизмом, более чем что-либо другое способствовавший превращению еврейского монотеизма в динамичную религию, на протяжении более

ПЕРИФЕРИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА

ПЕРИФЕРИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА Наряду с крупнейшими эллинистическими монархиями, определявшими судьбы Средиземноморья и Передней Азии, существовали и менее значительные государства, тоже сыгравшие определенную историческую роль в III—I вв. до н. э. Одни из этих

§ 2. Право в государствах античного мира

§ 2. Право в государствах античного мира Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени

35. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В НАЧАЛЕ 1917 г.

35. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В НАЧАЛЕ 1917 г. 27 февраля 1917 г. императорская власть в Петрограде была свергнута в результате народного восстания. 2 марта от престола отрекся Николай II в пользу своего брата Михаила Александровича, а тот на следующий день – в пользу

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

Раздел I. Государство и право Древнего Востока Первые очаги человеческой цивилизации появились на Ближнем Востоке, самые первые — в Палестине около Х тыс. до н. э. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей

Раздел II. Государство и право античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой

Государства эллинистического мира. Распад империи

Государства эллинистического мира. Распад империи Несмотря на сильную централизованную власть, Македонская держава не представляла полностью унифицированного государства. Это была также одна из особенностей (а скорее, необходимая по своей политической природе черта)

Раздел III. Государство и право средних веков

Раздел III. Государство и право средних веков Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань — распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном

§ 4. Взгляды А. Гамильтона и федералистов на государство и право

§ 4. Взгляды А. Гамильтона и федералистов на государство и право Александр Гамильтон (1757—1804) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т. е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V–IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно — экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой — он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем, исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития.

Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, к середине IV в. до н. э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.


Царь Македонии Демитрий Полиоркет

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н. э. древневосточный мир, объединенный (кроме Индии и Китая) в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы — Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии — разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н. э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабели, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

Какие сферы жизни охватил этот синтез греческих и восточных элементов? По этому вопросу в научной литературе существуют различные точки зрения. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез восточных и греческих начал понимается в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее, как взаимодействие греческих и восточных начал в области политических учреждений, культуры и религии. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово — социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т. е. во всех областях жизни, производства и культуры. Эллинизм стал новым и более прогрессивным этапом в судьбах древнегреческого и древневосточного общества в обширном регионе Восточной половины Средиземноморья и Передней Азии. Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира, в каждом эллинистическом государстве был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. В одних государствах и обществах превалировали греческие начала, в других — восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. К тому же этот синтез в одних странах охватил больше одни элементы, например общественные структуры, в других — политические учреждения, в третьих — сферу культуры или религии. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно — исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств.

Каковы географические рамки эллинистического мира? В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до северо-западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). В рамках этой обширной географической зоны можно выделить четыре региона, имеющих ряд общих признаков как географического, так и исторического порядка, известную общность общественного и культурного развития: 1) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии), 2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии), 3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам), 4) Великая Греция и Причерноморье. Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно в Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т. е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем не менее и эти регионы стали частью эллинизма по нескольким причинам. Прежде всего они входили в общую систему эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого. Эмигрировавшие из Эллады, Македонии и других областей греческого мира эллины и македоняне как воины (они составляли костяк армий эллинистических правителей), как администраторы (государственный аппарат в центре и частично на местах комплектовался из них), как граждане многочисленных греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира, стали играть крупную роль в жизни новых обществ и государств. Отлив значительной части населения из собственно Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений в полисах.

Образование более значительного территориального единства, установление тесных связей между разными частями эллинистического мира расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в IV в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, в состав которых включались кроме греческих полисов территории местных племен (Сицилийское государство, Боспор и др.).

Общие тенденции эллинизма как нового этапа социально-экономического, политического и культурного развития древнегреческого и древневосточною мира действовали с разной степенью интенсивности как на территориях, завоеванных войсками Александра Македонского, так и в тех регионах, которые такому завоеванию не подвергались.

Каковы хронологические рамки эллинистического этапа греческой и древновосточной истории? Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. Можно выделить следующие три периода эллинизма как целостной системы: 1) 334–281 гг. до н. э. — образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э. — середина II в. до н. э. — период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма; 3) середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — поздний эллинизм, разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке. Не все эллинистические страны прошли через эти три периода развития, но они характерны для эллинизма как целостной социально-экономической, политической и культурной системы.

Глава XXII. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств. Сущность эллинизма

Глава XXII. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств. Сущность эллинизма 1. Войны диадохов. Образование эллинистических государств Благодаря удачным завоеваниям Александру Македонскому и тем кругам, которые его

ИСТОЧНИКИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

ИСТОЧНИКИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА В эпоху эллинизма нарративные источники (т. е. повествовательные) приобретают новые черты. В этот период греческим историком Полибием (ок. 201 – ок. 120 до н. э.) написана первая «Всеобщая история». В молодости он активно участвовал в

Раздел 4 ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

Раздел 4 ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА У истоков эпохи эллинизма стоит личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336—323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА Каковы же были главные тенденции, имевшие место в эпоху эллинизма? Какие важнейшие процессы развертывались на протяжении этой новой исторической эпохи? В первую очередь следует отметить, что феноменом эпохи эллинизма стало объединение

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭЛЛИНИЗМА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭЛЛИНИЗМА Эпоха эллинизма стала временем наибольшего территориального распространения античной цивилизации. После походов Александра Македонского раздвинулись границы известного грекам и освоенного ими мира. Взаимодействие отдельных стран

Глава VI. Эпоха эллинизма

Глава VI. Эпоха эллинизма ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ Сын Филиппа II Македонского Александр открыл новую страницу в истории греко-персидского противоборства. Весной 334 г. до н, э. во главе греко-македонского войска он вступил в Малую Азию и за три года подчинил себе

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма Этому периоду в истории посвящено немало трудов, но никто не дает точного определения, что означает термин «эллинизм». Все трактовки сводятся только лишь к временному отрезку и расплывчатым формулировкам относительно носителей этой культуры.Начнем наше

Глава 10 ЗОЛОТОЙ ВЕК ЭЛЛИНИЗМА

Глава 10 ЗОЛОТОЙ ВЕК ЭЛЛИНИЗМА Было три великих царства — Македония, Египет и Сирия (государство Селевкидов с центром в Сирии. — Ред.), которые существовали, каждое под управлением собственной династии, пока их не поглотил Рим. Первое из них, самое бедное и маленькое, но

Глава 32 ВЛИЯНИЕ ЭЛЛИНИЗМА НА РИМ

Глава 32 ВЛИЯНИЕ ЭЛЛИНИЗМА НА РИМ Когда римляне неожиданно для себя стали великими завоевателями, когда волею обстоятельств в их руках оказалась верховная власть, они были ниже Востока по культуре, но превосходили его по силе оружия, и знали это. Давным-давно, еще при

Сердце эллинизма

Сердце эллинизма Нужно отметить, что в начале правления Георга Афины были не просто столицей маленького европейского государства, но фактически политическим и культурным сердцем эллинизма, грезившем занять место Константинополя. Афины были политической колыбелью

Глава III Эпоха эллинизма

Глава III Эпоха эллинизма Восточный поход Александра Македонского ознаменовал начало нового этапа в истории стран и народов Восточного Средиземноморья – эпохи эллинизма. Этот поход позволил осуществить греко-македонскую колонизацию Востока, создал условия для

Держава Александра. Сущность эллинизма

Держава Александра. Сущность эллинизма Оценка деятельности Александра Македонского не может быть однозначной. Его армия разрушила изжившую себя державу Ахеменидов, однако при этом многие ее области были опустошены и сотни тысяч мирного населения либо были уничтожены,

Религия в период эллинизма

Религия в период эллинизма Культуру, которая появилась в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) и занимала огромные пространства от Средиземноморья до Индии, принято называть эллинизмом. Для нее характерно употребление

Эллинистическим периодом называют заключительный этап существования древнегреческой культуры.

К особенностям эллинистического периода относятся:

  • повсеместное распространение греческой культуры и языка на территориях, завоеванных Александром Македонским;
  • тесное переплетение греческой и восточных культур, прежде всего — персидской;
  • возникновение классического рабства.

Временные рамки периода

Культуроведы расходятся в точных датах существования эпохи эллинизма, однако сходятся во мнении, что она существовала на протяжении трех столетий. При этом ее принято разделять на три стадии:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Эпоха раннего эллинизма: 334 — 280 гг. до н.э. Характеризуется созданием и распадом империи Александра Македонского, образованием эллинистических государств.
  2. Эпоха «классического» эллинизма: 280 — 220 гг. до н. э. Период политического равновесия в эллинистическом мире.
  3. Эпоха позднего эллинизма: 220-30 гг. до н. э. Время установления господства Рима над странами эллинистического мира.

С чем связано возникновение периода

Начало эллинистического периода связано с военной экспансией Александра Македонского в IV век до н. э., а завершение — с захватом Древним Римом последнего эллинистического государства — Египта в I веке до н. э.

Начало походов Александра Македонского

Великий полководец завоевал огромную территорию, но не смог создать мировую империю. На территории захваченных стран образовались эллинистические государства. Период характеризуется мирным сосуществованием соседних государств на большой территории, что стало серьезной предпосылкой для образования единого культурного и экономического пространства, формирования единой финансовой системы и большим количеством миграционных потоков.

Завоевание эллинистических государств Римом

В завоевательной кампании Рима можно выделить несколько ключевых периодов:

  1. Разгром македонской армии в 168 году до н. э., разделение Македонии на 4 изолированные части.
  2. Экспансия Римом государств Малой Азии, противостояние Понтийского царства римской агрессии, поражение в 64 году до н.э. армии понтийского народа.
  3. Длительное противостояние Рима с царством Селевкидов. Поражение армии Антиоха VII, который активно сопротивлялся Римской империи.
  4. Покорение последнего эллинистического государства, Древнего Египта, в 30 году до н.э.

Несмотря на то, что эллинистические государства были поглощены Римом, различные культурные, социальные и экономические традиции сказались на дальнейшем развитии Римской цивилизации.

Философия периода

Философия эпохи эллинизма отличается этической направленностью и адаптацией религиозных моментов Востока. Афины были центром философской мысли. Здесь сформировались следующие школы:

  • неоплатонизм (Плотон);
  • «Сад Э.» (школа Эпикура);
  • школа стоиков (Зенон, Сенека);
  • школа киников (Антисфен, Диоген);
  • школа скептиков (Пиррон).

Каждая из этих школ во главу угла ставила вопрос о личном счастье человека. Киники видели его в аскетическом образе жизни, отказе от богатства, господстве разума.

В неоплатонизме ключевым моментом является учение о сверхразумном первоначале — Боге. Существенное отличие от школы Платона — нерациональное понимание процессов в природе. Скептики полагали, что цель каждого человека — это состояние полной безмятежности, а подлинное счастье испытать способен только невозмутимый человек.

Естественно-научные воззрения

В основе стоицизма лежит этика человека. Добродетель является единственным благом, к которому следует стремиться. Мудрый человек руководствуется разумом и умеет держать чувства под контролем.

Стоики были одними из первых философов, в учении которых проявились естественно-научные воззрения. В школе стоицизма видели мир, как единое целое, состоящее из материи и формы. Учение стоиков состояло из 3-х частей:

Стоики считали, что люди могут достигнуть гармонии, найдя равновесие с мирозданием.

Общефилософские взгляды Эпикура

Самой известной философской школой в эпоху эллинизма была школа эпикурейцев, названная по имени основателя. Видным представителем учения был также Лукреций Кар. Эпикурейцы разделяли идею атомизма. Они приписывали атомам свойство двигаться в разные стороны. Эпикур и его ученики понимали душу, как совокупность определенных атомов.

Философ во главу угла ставил ощущения. Высшим благом для человека является ощущение наслаждения, поэтому важно убрать из жизни страдания. Эпикур наставлял жить в согласии с разумом и нравственностью, избавиться от негативных эмоций, не думать про смерть и почитать богов.

Искусство

В эпоху эллинизма получили широкое распространение следующие виды античного искусства:

  • архитектура;
  • скульптура;
  • живопись, мозаика;
  • литература.

В скульптуре эллинистического периода проявились:

  • декоративность и отвлеченность («Лаокоон», I в. до н. э.);
  • внутренняя наполненность образов и эффектные внешние формы (статуя Ники Самофракийской, II в. до н. э.);
  • сочетанием греческих сюжетов с древнеиранской техникой наскального рельефа (изображение Геракла в Бехистуне в Иране).

В живописи появляется свобода и экспрессия. Большинство изображений посвящено мифическим сюжетам: неожиданным драматическим встречам или трагическим ситуациям («Медея перед убийством своих детей», фреска). Другой тенденцией стал интерес художника к человеческой индивидуальности («Уличные музыканты», мозаика).

Появление новых жанров

Новые жанры нашли свое воплощение в литературе. Появилась комедия нравов, один из ярких авторов — Менандр. Монументальные трагедии Эсхила и Софокла заменили яркие сатирические комедии Аристофана. Основной задачей эллинистической литературы стало развлечение читателей. Преобладающими жанрами в поэзии стали:

  • эпиграмма;
  • идиллия;
  • буколика;
  • элегия.

Архитектурные проекты периода

Расцвет в эпоху эллинизма получили архитектура и зодчество.

Основными чертами этого вида искусства стали:

  • освоение открытых пространств;
  • грандиозность и величие конструкций;
  • логика композиций.

Особенностью планировки городов стали:

  1. Прямоугольная сетка улиц.
  2. Функциональное зонирование территории.
  3. Большие колоннады на главных улицах.
  4. Наличие городского центра: царский дворец, дом для собраний, театр или святилище.

В этот период появились новые виды сооружений и зданий:

  • библиотеки (Александрийский мусейон);
  • маяки (Фаросский маяк в Александрии).

Влияние римского завоевания на Древнюю Грецию

Римская империя, завоевав греческие территории, получила как материальные блага, так и культурные ценности эллинов, что дало мощный толчок для развития философии и искусства римлян. На греков власть Рима оказала обратное действие. Население сильно страдало от произвола римских военачальников, наместников, откупщиков податей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: