Особенности движения и стоянки судов

Обновлено: 27.03.2024

I. Общие положения

1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001).

Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом.

2. В целях понимания настоящих Правил используются следующие термины и определения:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);

самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст. 3 КВВТ);

скоростное судно - судно на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более;

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст. 11.7 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") (далее - КоАП) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 1);

любое судно, передвигающееся с помощью паруса (далее - парусное судно);

судно, передвигающееся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку (далее - самоходное судно);

судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (далее - паром);

любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном (далее - плот (соединение плавучего материала));

судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами (далее - буксируемый состав);

жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (самоходным судном) (далее - толкаемый состав);

судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели (далее - судно на ходу);

судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну (далее - судно на стоянке);

судно, ведущее рыбную ловлю с помощью сетей, тралов или других орудий лова, которые ограничивают его маневренность (далее - судно, занятое ловом рыбы);

наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах (далее - минимальная скорость);

выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами (далее - безопасная скорость);

частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной (далее - пропуск);

часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте (далее - судовой ход);

визуальная видимость менее 1,0 км (далее - ограниченная видимость).

3. Настоящие Правила распространяются на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанных с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

4. В дополнение к Правилам государственные речные судоходные инспекции бассейнов определяют особенности движения и стоянки судов в отдельных бассейнах и их участках.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. На основании решения Правительства Российской Федерации может быть разрешено плавание, в том числе в целях транзита, по внутренним водным путям отдельному судну под флагом иностранного государства (статья 23 КВВТ).

6. Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов осуществляется органами Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации (далее - ГРСИ).

7. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ).

8. Один экземпляр настоящих Правил и документ, определяющий особенности движения и стоянки судов в бассейне по пути следования, должны находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без судовых экипажей.

9. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем:

- когда в состав входит одно самоходное судно, судоводителем состава является судоводитель самоходного судна;

- когда в голове буксируемого состава идут два или несколько судов в кильватере, судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель первого судна. Однако, если первым судном является временно используемый вспомогательный буксир, то судоводителем, возглавляющим проводку состава, является судоводитель второго судна;

- при осуществлении совместной буксировки и толкании несколькими судами судоводителем состава является судоводитель буксировщика (толкача) с наиболее мощными двигателями;

- при оказании помощи судну (составу), использующему свои машины, в маневрировании или при прохождении затруднительных участков (заходе в шлюз, подходе к причалу и т.п.) судоводителем является судоводитель судна, которому оказывается помощь;

- при необходимости совместного плавания двух и более судов и (или) составов в составе каравана взаимоотношения между судоводителями определяются судовладельцем.

10. Судоводитель несет ответственность за соблюдение настоящих Правил на своем судне в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судоводители буксируемых судов должны выполнять распоряжения судоводителя состава, наряду с этим они должны принимать все требуемые обстоятельствами меры для надлежащего управления своими судами.

11. В соответствии со статьей 27 КВВТ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Все суда и другие плавучие объекты должны иметь достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания:

- капитаном судна должен быть гражданин Российской Федерации (ст. 30 КВВТ);

- на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу;

- капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде;

- капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

12. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 КВВТ права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Все другие находящиеся на борту лица обязаны выполнять распоряжения капитана и соблюдать порядок на судне.

13. Запрещается членам экипажа находиться на вахте в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического).

14. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 КВВТ судно не допускается к плаванию, если численность экипажа судна в день выхода в плавание меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

15. Судоводители должны принимать все меры предосторожности с целью предотвращения:

- опасности для человеческой жизни;

- повреждения судов, плотов, плавучих и гидротехнических сооружений, знаков навигационного оборудования судового хода;

- создания препятствий для судоходства;

- загрязнения водной среды.

16. Для предотвращения непосредственно угрожающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил.

17. В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т.п.) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации.

18. Длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка и скорость судов, плотов и составов должны соответствовать техническим данным водного пути и искусственных сооружений.

Габариты судов и составов должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода, шлюзов и мостов на величину запасов, приведенных в приложении N 1 к настоящим Правилам.

19. Суда загружаются до осадки, определяемой глубиной судового хода, но не превышающей грузовых марок, нанесенных на бортах судна. Для судов, осуществляющих разовые переходы, органы технического надзора и ГРСИ определяют максимальную загрузку исходя из условий плавания.

20. Загрузка судов не должна нарушать остойчивости и прочности корпуса судна. При этом она должна производиться таким образом, чтобы были обеспечены круговой обзор с поста управления и видимость сигналов.

21. Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми документами.

22. Во время движения на посту управления судном должны находиться квалифицированные лица судоводительской специальности в количестве, определенным уставом службы на судах внутреннего водного транспорта.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Судоводители должны постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств, а при особых обстоятельствах вызывать на пост управления капитана судна.

- свидетельство о праве собственности на судно;

- свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

- свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

- единая книга осмотра судна;

- свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

- лицензия судовой радиостанции;

- свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

25. На судне должны находиться оригиналы указанных документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом (статья 14 КВВТ).

26. На судах смешанного (река - море) плавания дополнительно к перечисленным документам должны находиться документы в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 30.04.99 N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207), при этом одинаковые документы из обоих перечней могут храниться на судне в единственном экземпляре.

27. Документы, наличие которых на борту требуется в соответствии с настоящими Правилами или другими применяемыми предписаниями, должны предъявляться по любому требованию официальных лиц компетентных органов.

28. Наличие на судне свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельства о годности судна к плаванию необязательно в подлиннике на несамоходных судах, эксплуатируемых без экипажа. Указанные свидетельства должны храниться у судовладельца несамоходного судна; на толкаче (буксире) допускается иметь копию этих судовых документов, заверенных в установленном порядке.

29. Капитаны должны оказывать содействие представителям органов надзора и контроля: ГРСИ, БОГУ на ВВТ (требований пожарной безопасности), санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечивать необходимые условия для их работы.

30. Запрещается выставлять за борт судна предметы, которые могут представлять опасность для других судов и гидротехнических сооружений. Когда судно или плот теряет какой-либо предмет в пределах судового хода, в результате чего может возникнуть опасность для судоходства, капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ, указав как можно точнее место, где потерян предмет, кроме того, при необходимости отметить это место и принять меры для извлечения этого предмета.

31. Когда судну встречается препятствие, представляющее опасность для судоходства, капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ - район внутренних водных путей или район гидросооружений, а также находящиеся в этом районе суда для принятия необходимых мер.

(п. 31 в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Запрещается пользоваться сигнальными знаками навигационного оборудования водного пути для швартовки судов, плотов и повреждать эти знаки (часть 2 статьи 11.6 КОАП).

33. Если судно или плот переместили или повредили навигационный знак судоходной обстановки, то капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ.

34. Каждый капитан должен безотлагательно извещать ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ о всех случаях неисправностей, замеченных в знаках навигационного оборудования водного пути.

35. Запрещается сбрасывать с судов в водоемы какие-либо предметы и вещества. В частности, запрещается сливать или осуществлять сброс с судов в водоемы нефтяных отходов в любой форме или смесей таких отходов с водой.

36. Если произошел случайный сброс или имеется угроза сброса, то капитан должен немедленно известить об этом ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ, указать как можно точнее характер и место сброса и принять меры по локализации указанных сбросов. Если судоводитель обнаружил загрязнение водоема другим судном, то капитану судна об этом также необходимо сообщить в ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ.

37. При транспортном происшествии с возможной опасностью для находящихся на борту лиц капитан должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для спасения этих лиц.

38. Каждый капитан, находящийся поблизости от аварийного судна, если имеется опасность для людей, создается угроза для безопасности судоходства или закрытия судового хода, обязан, насколько это совместимо с безопасностью его судна, оказать немедленно ему помощь.

39. О случаях транспортных происшествий с судами, плотами, повреждений гидротехнических сооружений на водных путях капитан обязан известить в кратчайший срок ближайшее подразделение БОГУ на ВВТ и ГРСИ района, судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия.

40. Если судно село на мель или затонуло или плот сел на мель на судовом ходу или поблизости от него, капитан должен:

- выставить сигналы в соответствии с пунктом 88 настоящих Правил;

- предупреждать по радиотелефонной связи или иным способом приближающиеся суда с тем, чтобы они могли принять необходимые меры для безопасного прохождения около аварийного судна или плота.

41. Запрещается покидать место транспортного происшествия без разрешения ГРСИ бассейна. В случае невозможности связаться с ГРСИ в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан судна обязан принять все меры к документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования ГРСИ бассейна.

42. Передвижение по водным путям судов или составов, которые по своим габаритам не отвечают габаритам пути и требованиям настоящих Правил (далее - особая перевозка), допускается только по особому разрешению, выдаваемому БОГУ на ВВТ по согласованию с ГРСИ бассейна; если перевозки осуществляются в границах нескольких бассейнов, то разрешение должно быть оформлено в каждом бассейне. Эти разрешения должны быть получены до начала перевозки.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 ноября 2021 года N 395

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

в Министерстве юстиции

1 июня 2022 года,

регистрационный N 68677

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 12 ноября 2021 года N 395

Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

I. Общие положения

1. Настоящие Общие правила обязательны для исполнения экипажами судов в соответствии с их определением в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), независимо от их флага и прав на них, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морских портах Российской Федерации (далее - морские порты) и на подходах к ним.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2022, N 1, ст.39.

Требования главы III настоящих Общих правил не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

Пункт 2 статьи 3 КТМ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2017, N 27, ст.3945).

2. При плавании и стоянке судов в акваториях морских портов и на подходах к ним должны соблюдаться требования, предусмотренные международными договорами и законодательством Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от загрязнения с судов.

II. Правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов

3. При плавании в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования (далее - фарватер), а также другим судоходным путям.

Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833; 2004, N 35, ст.3607) и правила 10 Международных правил предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 года (далее - МППСС-72). Являются обязательными для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 года (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.- М., 1979. С.435-461). Вступила в силу для СССР 15 июля 1977 года.

Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда не должны затруднять движение иных типов судов, по возможности следуя вне установленных в акватории морского порта и на подходах к нему фарватеров.

4. Суда при плавании на подходах к морскому порту, где установлены схемы разделения движения судов, должны следовать требованиям правила 10 МППСС-72, если указанные требования не противоречат иным правилам плавания в морских портах и на подходах к ним, установленным обязательными постановлениями в морских портах.

5. При расхождении с другими судами:

судно, входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;

судно, входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;

судно, следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;

судно, входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру;

судно, пересекающее фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру.

6. Если одно из расходящихся судов ограничено в возможности маневрировать, лишено возможности управляться и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 27 МППСС-72 или стеснено своей осадкой и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 28 МППСС-72, то вместо правил, установленных пунктом 5 настоящих Общих правил, применяется правило 18 МППСС-72.

7. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, судно, обязанное уступить дорогу другому судну, должно дать возможность судну, имеющему приоритет согласно пункту 5 настоящих Общих правил и/или правилу 18 МППСС-72, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.

8. Ограничения по скорости движения судов в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются с учетом особенностей акватории морского порта, портовых гидротехнических сооружений, расположения на причалах кранов и иных средств для обеспечения погрузки/выгрузки грузов, оснащенности средствами навигационного оборудования, интенсивности движения, а также типов и размерений судов и указываются в обязательных постановлениях в морских портах.

9. Независимо от ограничений по скорости движения судов для снижения риска столкновения судов, судно должно уменьшить свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случаях:

расхождения с буксирными караванами;

прохода вблизи работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;

прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ или обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;

прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями или перегрузкой с судна на судно.

10. Судам с динамическим принципом поддержания, в том числе судам на воздушной подушке и экранопланам, движение по фарватерам при видимости пять кабельтовых и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

11. Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:

угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;

вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;

закрытия прохода другими судами.

13. При движении в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны быть готовы к немедленному выполнению маневров либо немедленной отдаче якоря.

14. В акватории морского порта и на подходах к нему плавание судов при видимости менее пяти кабельтовых допускается при обязательном использовании радиолокационных станций.

15. Водолазные работы в акватории морского порта и на подходах к нему производятся с разрешения капитана морского порта. Судно, занятое водолазными работами, должно нести огни и знаки в соответствии с пунктом "е" правила 27 МППСС-72.

16. Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ должно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Запрещается осуществлять постановку на якорь у места проведения водолазных работ.

17. Суда, проходящие мимо аварийного судна или находящиеся в акватории морского порта, обязаны оказать помощь по спасению людей.

18. Управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием радиолокационной системы управления движением судов (далее - СУДС) или службы контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС), действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, либо на участке акватории морского порта и на подходах к нему вне зоны действия СУДС.

Функции СУДС и СКУС выполняются в отношении всех судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, по запросу которых СУДС оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.

19. Оператор СУДС передает судам информацию при входе судна в зону действия СУДС, при начале движения судна в зоне действия СУДС, при изменении обстановки по маршруту движения судна, по запросу судна, по объявленному расписанию.

СКУС передает судам информацию при входе судна в акваторию морского порта и на подходы к нему, при начале движения судна в акватории морского порта и на подходах к нему по запросу судна.

Передаваемая судам информация должна включать полностью или частично в зависимости от ее назначения:

сведения о судоходной обстановке и ее изменениях;

сведения о факторах, затрудняющих движение судов (при наличии);

сведения о гидрометеорологической обстановке;

сведения о состоянии средств навигационного оборудования;

сведения об изменениях в режиме движения судов;

сведения об установленном в морском порту или на морских терминалах уровне охраны;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасного плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему.

20. Организация движения судов в зоне действия СУДС осуществляется с учетом особенностей морского порта на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту и включает:

выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС;

планирование движения судов;

использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 августа 2018 года N 282

(с изменениями на 1 июля 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29, ст.3418, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18, ст.2141, N 29, ст.3625, N 52, ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30, ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.55, N 29, ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, N 27, ст.4300; 2017, N 27, ст.3945, N 52, ст.7923; 2018, N 1, ст.34)

в Министерстве юстиции

24 августа 2018 года,

регистрационный N 51993

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 2 августа 2018 года N 282

Правила движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2019 года)

1. Правила движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и определяют порядок движения и стоянки судов, осуществляющих судоходство в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Волжского бассейна).

2. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется по согласованию с федеральным бюджетным учреждением "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - АБВВП).

3. Буксировка маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов в подходных каналах и в камерах шлюзов, расположенных на ВВП Волжского бассейна, осуществляется одним буксирующим судном в кильватер, при этом длина состава не должна превышать 50 метров.

4. Пропуск маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов через шлюзы, расположенные на ВВП Волжского бассейна, осуществляется в светлое время суток, за исключением маломерных судов, классификацию и освидетельствование которых осуществляет организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Очередность шлюзования маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов устанавливается по времени подхода к шлюзу.

Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда, не имеющие движителей (в том числе гребные и парусные суда), допускаются к шлюзованию только совместно с буксирующим их судном.

При отсутствии судов (составов), следующих на шлюзование, пропуск маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов через шлюз допускается по решению диспетчера шлюза при проведении холостого наполнения или холостого опорожнения шлюза.

Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда должны ожидать шлюзования за дальними светофорами, не создавая помех для движения судов (составов). Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам запрещается приближаться к шлюзу ближе дальних светофоров без разрешения диспетчера шлюза.

5. Заход в порожнем состоянии составов грузоподъемностью 1300 тонн и более со стороны Горьковского водохранилища в шлюзы N 13-14 (850,0 км реки Волги) при скорости ветра 14 м/с и более юго-восточного и северо-западного направлений допускается без помощи вспомогательного буксировщика.

При скорости ветра 14 м/с и более других направлений (кроме юго-восточного и северо-западного направлений) заход составов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, со стороны Горьковского водохранилища в шлюзы N 13-14 должен осуществляться с помощью вспомогательного буксировщика.

6. На участке реки Волги от шлюзов N 13-14 до переката Верхний Подновский (915,0 км реки Волги) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) суда (составы) при подходе к участку должны запрашивать разрешение диспетчера АБВВП на продолжение движения на 4 канале УКВ радиосвязи. Если движение по участку запрещено, диспетчер АБВВП дает указания по расстановке судов на рейдах ожидания:

для судов (составов) следующих вниз - в межшлюзовом бьефе (851,0-852,0 км реки Волги), на рейдах аванпорта Городецкого гидроузла (847,0-848,0 км, 849,0-849,5 км реки Волги);

2) движение судов (составов) вверх и вниз должно осуществляться одиночно либо в караванах, формируемых в соответствии с указаниями диспетчера АБВВП;

3) очередность следования судов (составов) в караване устанавливается диспетчером АБВВП в зависимости от осадки судна (состава) и заявленной капитаном скорости движения судна;

4) если судно (состав) вынуждено (вынужден) уменьшить скорость движения или остановиться, то такое судно (состав) должно (должен) незамедлительно сообщить об этом другим судам (составам) на 5 канале УКВ радиосвязи, диспетчеру АБВВП на 4 канале УКВ радиосвязи и осуществлять маневрирование так, чтобы не затруднять движение других судов (составов).

7. На участке реки Волги от Стрелки (905,0 км реки Волги) до Чкаловской лестницы (907,2 км реки Волги) движение судов (составов) должно осуществляться в следующем порядке:

1) суда должны подходить к пассажирским причалам города Нижний Новгород снизу, оставляя красный буй N 204 по правому борту. При отходе от пассажирских причалов и выходе на судовой ход суда должны согласовывать свои действия с диспетчером АБВВП, связь с которым осуществляется на 3 канале УКВ радиосвязи;

2) суда (составы) должны заходить в Гребневский канал города Нижний Новгород снизу, оставляя разделительный буй N 207 слева по ходу движения. Суда (составы), следующие на выход из Гребневского канала города Нижний Новгород, должны оставлять разделительный буй N 207 справа по ходу движения. Судам (составам) габаритной длиной 50 метров и более допускается выходить из Гребневского канала задним ходом, оставляя разделительный буй N 207 справа по ходу движения;

3) суда (составы) длиной 50 метров и более, следующие вниз по реке Волге и заходящие в реку Оку, а также выходящие из реки Оки и следующие вверх реки Волги, должны производить оборот ниже 907,2 км реки Волги в сторону левого берега;

8. Пассажирские суда должны подходить к причалам N 1-3 города Чебоксары вдоль линии красных буев против часовой стрелки и швартоваться правым бортом, к причалам N 4 и N 5 - левым бортом.

9. Суда, осуществляющие движение к причалам для маломерных, прогулочных и спортивно-парусных судов, расположенным в городе Чебоксары (1171,5 км реки Волги), должны следовать полосой движения, огражденной береговой чертой правого берега и линией красных буев.

10. На участке реки Волги от острова Маркиз (1309,0 км) до поселка Кукушкино (1312,5 км) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) суда (составы) должны осуществлять подход к причалам города Казани снизу по основному судовому ходу от красного буя N 19 и далее между волноломом и дамбой;

2) грузовые суда (составы) и пассажирские суда водоизмещением 2000 тонн и более должны отходить от причалов города Казани и выходить на судовой ход реки Волги, следуя вниз между нижним оголовком волнолома и дамбой;

3) суда (составы) должны подходить к грузовым причалам по ходу движения правым бортом, пассажирские суда должны следовать к причалам N 1-9 с оборотом вправо и швартоваться левым бортом, швартовка пассажирских судов к причалам N 10-15 осуществляется по ходу движения правым бортом;

4) пассажирские суда, за исключением пассажирских судов водоизмещением 2000 тонн и более, должны отходить от причалов по дополнительному судовому ходу за волноломом между красным буем N 3 и черным буем N 5, оставляя верхний оголовок волнолома по левому борту;

5) суда, следующие к причалам Лесной гавани (1311,5 км реки Волги) города Казани, должны осуществлять движение снизу от красного буя N 19 (между дамбой и черным буем N 20), оставляя его по правому борту.

11. На участке реки Волги от Ульяновского моста (1527,6 км) до села Красный Яр (1536,0 км) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) суда (составы) должны подходить к порту города Ульяновска:

при движении сверху - от осевого буя N 44, оставляя его по левому борту;

при движении снизу - от осевого буя N 42, оставляя его по левому борту;

2) суда (составы) должны следовать на вход в аванпорт города Ульяновска снизу, между нижним оголовком волнолома и правым берегом;

3) скоростным, пассажирским судам, осуществляющим перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, допускается подходить к причалам города Ульяновска между верхним оголовком волнолома и правым берегом;

4) суда (составы), в том числе скоростные и пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, при выходе из аванпорта города Ульяновска должны следовать вверх между верхним оголовком волнолома и правым берегом, оставляя осевой буй N 44 по левому борту;

5) суда (составы), следующие снизу в нулевой пролет железнодорожного моста, расположенного на 1527,5 км реки Волги в городе Ульяновске, должны оставлять осевой буй N 44 по правому борту.

12. Заход в порожнем состоянии составов грузоподъемностью 1300 тонн и более со стороны Куйбышевского водохранилища в шлюзы N 21-22 (1665,0 км реки Волги) при скорости ветра 14 м/с и более осуществляется с помощью вспомогательного буксировщика.

13. На участке реки Волги от остановочного пункта Октябрьский спуск (1729,0 км) до устья реки Кривуша (1747,0 км) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) пассажирские суда, за исключением пассажирских судов, осуществляющих перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, должны подходить к причалам города Самары (1735,4-1736,1 км реки Волги) снизу, оставляя черный буй N 01 по левому борту;

2) скоростные суда и пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, должны подходить к причалам города Самары снизу, оставляя черный буй N 02 по левому борту;

3) скоростные суда и пассажирские суда, в том числе пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, должны отходить от причалов города Самары, оставляя черный буй N 02 по левому борту;

4) оборот судов (составов), следующих вниз, производится на траверзе причалов, при этом черный буй N 01 оставляется по левому борту;

5) пассажирским судам, осуществляющим перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, допускается входить в реку Самару на траверзе разделительного буя N 4 (1737,7 км реки Волги), оставляя его по левому борту;

6) пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, при выходе из реки Самары на судовой ход реки Волги должны оставлять разделительный буй N 4 по правому борту;

7) при одновременном подходе судов (составов) к разделительному бую N 4 суда, находящиеся на дополнительном судовом ходу для пассажирских судов, осуществляющих перевозки пассажиров по пригородным маршрутам (1734,0-1738,0 км реки Волги), должны осуществлять пропуск судов (составов), находящихся на судовом ходу реки Самары;

8) суда (составы), за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, должны проходить автодорожный мост (4,4 км реки Самары) в средний судоходный пролет;

9) маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда должны осуществлять движение по реке Самаре вдоль левого берега и использовать для прохода левобережные несудоходные пролеты железнодорожного (6,7 км реки Самары) и автодорожного (4,4 км реки Самары) мостов;

10) маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда должны осуществлять движение за правой кромкой судового хода реки Волги или по воложке Рождественской (1732,0-1750,0 км реки Волги).

14. На участке реки Волги от остановочного пункта Энгельса (2160,0 км) до Саратовского железнодорожного моста (2178,5 км) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) пассажирские суда должны подходить к причалам, обозначенным красными буями N 01, N 02, города Саратова снизу, оставляя красный буй N 01 по правому борту;

3) пассажирские суда, осуществляющие перевозки пассажиров по пригородным маршрутам, выходящие из дополнительного судового хода N 4 (2165,0-2175,0 км реки Волги, далее - Городской рукав города Саратова) и следующие вверх в воложку Тарханка, должны оставлять красный буй N 02 по правому борту, использовать для прохода правобережный судоходный пролет Саратовского моста (2163,8 км реки Волги) и осуществлять дальнейшее движение без выхода на основной судовой ход реки Волги;

4) суда (составы) при подходе к причалам, расположенным в Городском рукаве города Саратова, должны следовать снизу по дополнительному судовому ходу N 4 (2175,0 км реки Волги), оставляя разделительный буй N 27 по правому борту;

5) суда (составы), следующие в обоих направлениях, при отходе от причалов, расположенных выше волнолома (5,0 км Городского рукава города Саратова), должны выходить на основной судовой ход реки Волги сверху от острова Казачий (2167,0 км реки Волги), оставляя красный буй N 30 по правому борту;

6) суда (составы), следующие вверх, при отходе от причалов, расположенных ниже волнолома (5,0 км Городского рукава города Саратова), должны выходить на основной судовой ход реки Волги сверху от острова Казачий (2167,0 км реки Волги), оставляя красный буй N 30 по правому борту, а суда (составы), следующие вниз, при отходе от указанных причалов должны делать оборот вправо и выходить на основной судовой ход реки Волги, оставляя разделительный буй N 27 по левому борту;

7) нефтеналивные суда при следовании сверху и с нефтеналивных рейдов (2176,0-2177,5 км реки Волги) для подхода к причалам, расположенным в Увекской бухте (2178,0 км реки Волги), должны делать оборот ниже Саратовского железнодорожного моста (2178,5 км реки Волги).

15. На участке реки Волги от остановочного пункта Турбазы (2543,0 км) до переката Спорный (2590,2 км реки Волги) установлен следующий порядок движения и стоянки судов (составов):

1) на участке от 2545,0 км до 2553,2 км реки Волги суда (составы) должны двигаться со скоростью не более 12 км/ч;

2) пассажирские суда, следующие сверху к причалам N 1-16 города Волгограда, должны производить оборот на 2550,4 км реки Волги в сторону левого берега;

(с изменениями на 24 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.1) ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.1), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.1), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30 (ч.1), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.55, N 29 (ч.1), ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, ст.4359; N 27 (ч.2), ст.4300)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года. - См. предыдущую редакцию)

2. Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года)

в Министерстве юстиции

28 апреля 2017 года,

регистрационный N 46545

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 5 апреля 2017 года N 137

Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации

(с изменениями на 24 мая 2022 года)

1. Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" и определяют порядок движения и стоянки судов, осуществляющих судоходство в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Московского бассейна).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.1) ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.1), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.1), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29, ст.4294, N 30 (ч.1), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 45, ст.6153, N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.55, N 29 (ч.1), ст.4356, 4359; 2016, N 11, ст.1478, ст.4359; N 27 (ч.2), ст.4300.

2. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением "Канал имени Москвы".

3. По участкам ВВП Московского бассейна, на которых установлены средства навигационного оборудования со светоотражающим покрытием, в темное время суток движение судов (составов) допускается при наличии на судах исправно действующих УКВ радиостанции и прожектора.

4. У причалов, расположенных на участках ВВП Московского бассейна, где ширина судового хода составляет 70 м и менее, разрешается стоянка судов (составов) в один корпус, при этом судно может быть ошвартовано к борту плавкрана. Расстояние от борта стоящего судна (состава) до противоположной кромки судового хода должно быть не менее 50 м.

5. По каналу имени Москвы, от шлюза N 1 до шлюза N 7 допускаются к плаванию суда (составы), высотный габарит которых не превышает 13,3 м, а допустимая осадка судна (состава) не превышает 3,6 м.

6. При встречном движении судов (составов) от шлюза N 1 и со стороны канала имени Москвы первыми сигналы на расхождение подают суда (составы), идущие по каналу со стороны г.Москвы.

7. При встречном движении судов (составов) от шлюза N 1 и со стороны Иваньковского водохранилища первыми сигналы на расхождение подают суда (составы), идущие от шлюза N 1.

8. При одновременном подходе судов (составов), идущих со стороны г.Москвы и Иваньковского водохранилища к шлюзу N 1, порядок захода в подходной канал и очередность подхода к шлюзу определяет диспетчер шлюза.

9. Скорость движения по участкам 41,0 км - 44,0 км; 50,0 км - 60,0 км; 66,0 км - 77,0 км; 83,4 км - 86,0 км; 92,0 км - 166,0 км канала имени Москвы (далее - искусственные участки канала имени Москвы) не должна превышать:

для судов (составов) грузоподъемностью свыше 3000 тонн - 10 км/час;

для судов (составов) грузоподъемностью 3000 тонн и менее, а также пассажирских судов (кроме скоростных судов) - 12 км/час;

для пассажирских судов, осуществляющих перевозки по пригородным маршрутам - 15 км/час.

10. За исключением скоростных судов, скорость движения судов (составов) по Химкинскому водохранилищу (44,0 км - 48,3 км канала имени Москвы), а также на участках 166,8 км - 176,1 км и 186,6 км - 194,0 км реки Волги не должна превышать 10 км/час.

11. Движение маломерных судов, спортивных парусных и прогулочных судов разрешается со скоростью:

вблизи пляжей, установленных мест массового отдыха населения на воде - не более 12 км/час;

в акваториях речных портов, по искусственным участкам канала имени Москвы, в границах населенных пунктов, на рейдах, в местах стоянок судов (составов) - не более 15 км/час.

12. Скорость движения пассажирских судов, осуществляющих перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам, и маломерных судов на участке 148,0 км - 185 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москва, не должна превышать 15 км/час.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года приказом Минтранса России от 24 мая 2022 года N 199. - См. предыдущую редакцию)

13. ВВП Московского бассейна включает в себя следующие участки:

1) Рыбинское водохранилище - от Рыбинского гидроузла (423,0 км реки Волга) до н.п. Торово (527,7 км реки Шексна), включая судовые ходы Рыбинского водохранилища N 62, 63, 64, 65;

2) река Волга - от Рыбинского гидроузла (423,0 км реки Волга) до н.п. Хопылёво (459, 0 км реки Волга), от н.п. Мигалово (290,0 км реки Волга) до н.п. Коприно (381,0 км 65 судового хода Рыбинского водохранилища), а также судоходные части её притоков;

3) канал имени Москвы - от шлюза N 8 (41,0 км канала имени Москвы) до шлюза N 1 (166,0 км канала имени Москвы) с дополнительными судовыми ходами водохранилищ водораздельного бьефа;

4) река Москва - от Гольевского ручья (200,0 км реки Москва) до устья (0,0 км реки Москва) и судоходные части её притоков;

5) река Ока - от канала Сейма (58,0 км реки Ока) до г.Калуга (1101,0 км реки Ока) и судоходные части её притоков;

14. К причалам Северного порта (45,8 км - 47,1 км канала имени Москвы) и Северного речного вокзала (44,7 км - 45,8 км канала имени Москвы) суда швартуются носом против течения.

15. Суда, следующие к пассажирским причалам N 1-6 Северного речного вокзала, а также к пассажирским причалам Северного порта, производят оборот ниже по течению этих причалов, на 45,1 км канала имени Москвы.

Суда, следующие к пассажирским причалам N 7-16 Северного речного вокзала, производят оборот на 44,5 км канала имени Москвы.

16. При отходе нескольких пассажирских судов, стоящих в два и более корпуса (борт к борту) (далее - счал), первым отходит судно, наиболее удаленное от причала.

Если несколько счалов стоят вдоль причалов один за другим, первыми отходят суда от верхнего по течению причала.

Суда следующих счалов, стоящие ниже по течению, отходят последовательно в порядке, указанном в абзаце первом настоящего пункта.

17. Маломерные суда, следующие по Химкинскому водохранилищу (44,0 км - 48,3 км канала имени Москвы), осуществляют движение вдоль правого берега. Пересекать судовой ход им разрешается на 44,2 км и на 47,7 км канала имени Москвы.

17.1. Движение маломерных моторных судов, следующих вдоль участка водного пути Серебряный бор (излучина р.Москвы) между Живописным мостом и пристанью Троице-Лыково, разрешается со скоростью не более 5 км/час.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2022 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2021 года N 315, действует до 1 марта 2028 года)

18. Судам, следующим на веслах, гидроциклам и судам, следующим под парусом, плавание по Химкинскому водохранилищу разрешается южнее линии, соединяющей светофор дальнего действия шлюза N 7 и верхнего знака воздушного перехода водного стадиона "Динамо".

19. Буксировка маломерных, спортивных парусных и весельных судов по искусственным участкам канала имени Москвы осуществляется одним буксиром в кильватер, при этом длина буксирного состава не должна превышать 50 м.

20. Судам, следующим на веслах, и судам, следующим под парусом, в Клязьминском водохранилище (60,0 км - 66,0 км канала имени Москвы) разрешается пересекать судовой ход 300 м ниже по течению пристаней Горки (62,5 км канала имени Москвы) и Троицкое (65,1 км канала имени Москвы), а также 500 м ниже по течению пристани Чиверево (67,0 км канала имени Москвы).

21. Суда, за исключением пассажирских судов, осуществляющих перевозки по внутригородским маршрутам, при следовании по участку 148,0 км - 185,0 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москва друг за другом в одном направлении должны соблюдать дистанцию между судами (от носовой оконечности судна, следующего сзади, до кормовой оконечности судна, следующего впереди) не менее 1 км.

22. На участке 150,0 км - 181,0 км реки Москва допускаются к плаванию составы, имеющие габарит по высоте, не превышающий 8,6 м.

Одиночные суда, при условии движения по осевой линии пролетов мостов, могут иметь высотный габарит не более 8,8 м.

23. На участках реки Москва, кроме участка 150,0 км - 181,0 км, допускается движение судов (составов), имеющих габариты по высоте, не превышающие:

на участке 191,5 км - 200,0 км (шлюз N 8 - Спасский мост - Павшинский причал) - 10,4 м;

на участке 0,0 км - 148 км (устье реки Москва (поселок Щурово) - шлюз N 10) - 12,4 м.

24. Суда (составы), следующие через 188,6 км реки Москва (заградительные ворота N 116), должны иметь осадку, не превышающую 3,1 м.

25. Судам, идущим из реки Москва вниз к шлюзу N 8, а также от шлюза N 8 вверх по реке Москве, при скорости ветра до 12 м/с оборот следует производить выше Строгинского моста на 190,5 км реки Москва, а при скорости ветра 12 м/с и больше - ниже Строгинского моста, на 189 км реки Москва.

Толкаемым составам, идущим вниз по реке Москва к шлюзу N 8, заход в шлюз следует производить только после выполнения оборота в границах Карамышевских рейдов на 186,5 км реки Москва.

26. Швартовка судов к Кимрскому специализированному причалу (далее - КСП), расположенному на 191,05 км реки Волга производится правым бортом без отдачи якоря. Суда, следующие вниз, для подхода к КСП производят оборот на 191,5 км реки Волга. Суда проекта 908 типа "Речной" подходят к КСП левым бортом без оборота.

27. Основным судовым ходом Рыбинского водохранилища (от Угличского шлюза до Рыбинского шлюза) по отношению к судовым ходам N 62 и 63 является судовой ход N 65.

28. Пассажирские суда, следующие вниз по реке Волге (за исключением скоростных судов и судов, эксплуатируемых на пригородных и местных маршрутах), для подхода к пассажирским причалам г.Рыбинска должны производить оборот на 433,8 км реки Волга в сторону правого берега.

29. Павловский наплавной мост, расположенный на 116,9 км реки Ока, имеет две разводные части к левому и правому берегу, ширина пролета каждой 59 м. Наплавной мост разводится к левому берегу. По запросу судоводителя судна (состава) разводится вторая разводная часть к правому берегу.

30. Подход пассажирских судов, идущих вниз, к причалам и дебаркадерам, расположенным в городах Рязань, Касимов, Муром и Павлово, осуществляется с оборотом и отдачей носового якоря.

Пассажирские суда, подходящие сверху к дебаркадеру г.Павлово, должны произвести оборот не ближе 500 м ниже по течению от Павловского наплавного моста.

Пассажирские суда, отходящие от дебаркадера г.Павлово, оборот производят не ближе 500 м выше по течению к Павловскому наплавному мосту.

31. Для судов и иных плавучих объектов, осуществляющих движение на участке шлюз N 10 - шлюз N 9 (148,0 км - 185,0 км) реки Москвы и на Химкинском водохранилище, стоянка, в том числе отстой, допускается в местах, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года приказом Минтранса России от 24 мая 2022 года N 199. - См. предыдущую редакцию)

32. На ВВП Московского бассейна запрещается:

1) движение по Рыбинскому водохранилищу судов (составов), которые не могут следовать со скоростью более 6 км/час;

2) заход судов, в том числе маломерных, на акватории мест, отведенных для массового отдыха населения на воде;

3) стоянка судов на расстоянии менее 150 м от береговых навигационных знаков (за исключением судов технического флота);

4) стоянка судов и иных плавучих объектов, за исключением судов, занятых в работах по укреплению берега, ремонту набережных, очистке водной акватории и обслуживанию береговых и плавучих навигационных знаков, а также судов, осуществляющих движение на основании расписаний движения пассажирских судов или стоянку, в том числе отстой, у причалов общего пользования по согласованию с собственником (эксплуатирующей организации) причала, на участке 148,0 км - 185,0 км (шлюз N 10 - шлюз N 9) реки Москвы и на Химкинском водохранилище:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: