Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов презентация

Обновлено: 28.03.2024

Презентация курсовой работы на тему:
Негосударственные пенсионные фонды
Цели курсовой работы:
1. Изучить цели создания НПФ, формы и принципы
организации.
2. Расмотреть нормативную и правовую базу НПФ.
3. Изучить источники формирования бюджета НПФ.

Введение
Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются
каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к
существованию в нетрудоспособном возрасте. Актуальность темы курсовой
работы «Негосударственные пенсионные фонды как специфическая
некоммерческая организация. Развитие НПФ в Российской Федерации»
заключается в том, что в настоящий момент на финансовом рынке
появляются новые участники - пенсионные фонды, которые далеко не
обязательно являются государственными учреждениями. Их цель накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей,
которые заинтересованы в своем благосостоянии после прекращения
трудовой деятельности.

Цель создания НПФ
Негосударственный пенсионный фонд — это организация, деятельностью
которой является негосударственное пенсионное обеспечение граждан, в том числе
досрочное негосударственное обеспечение граждан, и обязательное пенсионное
страхование. НПФ осуществляет свою деятельность на основании лицензии на
осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному
страхованию.
Создание негосударственного пенсионного фонда было одним из важнейших
этапов развития пенсионной системы Российской Федерации. 16 сентября 1992г.
Президент подписал Указ «О негосударственных пенсионных фондах» который
защищал сбережения граждан от инфляции, и перечисляющий субъекты которые
могли учреждать негосударственные пенсионные фонды. В них входили:
1. Предприятия.
2. Учреждения.
3. Организации.
4. Банки.
5. Коллективы граждан.
6. Общественные объединения.

Основные цели деятельности НПФ
1. Дополнительные пенсионные обеспечения.
2. Охрана интересов работников предприятия.
3. Благотворное влияние на экономику страны.

Основные принципы деятельности НПФ
можно понять, рассматривая общую схему
его работы
Вкладчики
1
НПФ
Участники
4
2
3
Управляющая
компания

Основные звенья системы
негосударственного пенсионного
обеспечения
1. Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального обеспечения.
2. Вкладчик - юридическое или физическое лицо, являющееся стороной
пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им
участников.
3. Участник - физическое лицо, являющееся, гражданином Российской
Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу
заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны
производиться или производится выплаты негосударственных пенсий. Участник
может выступать вкладчиком.
4. Управляющая компания – коммерческая организация в форме
хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые
разрешения (лицензия) и осуществляющая управление пенсионными резервами
фонда на основании заключенного с фондами договора.

Органы управление НПФ
Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке
включать:
1. коллегиальный орган – Совет фонда
2. Попечительский Совет – орган, выполняющий надзорные функции и
обеспечивающий контроль за деятельностью фонда.
Высшим органом управления фонда является совет фонда. Структура,
компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета
фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством
Российской Федерации и уставом фонда.

Правовая и нормативная база
функционирования НПФ в Российской
Федерации
В целях защиты интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит
обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органом,
уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Центральный
Банк России.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении
указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:
1. Руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы в фондах,
страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее
юридическое или финансово-экономическое образование.
2. Главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее
трех лет;
3. Величина минимального размера уставного капитала должна составлять не менее
120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

Источники формирования инвестиционных
ресурсов НПФ
Инвестиционные ресурсы, аккумулируемые НПФ, теоретически
могут образовываться за счет собственного имущества фонда.
Собственное имущество фонда подразделяется на имущество,
предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда (ПОУД), и
пенсионные резервы (ПР).
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности
фонда, образуется за счет:
- совокупного вклада учредителей;
- целевых взносов вкладчиков, части доходов фонда от размещения
пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в
соответствии с правилами фонда;
- дохода фонда от использования имущества, предназначенного для
обеспечения уставной деятельности фонда;
- благотворительных взносов и других законных поступлений.

Современное состояние НПФ в Российской
Федерации
В настоящее время в России действует 87 негосударственных пенсионных
фондов, пенсионные резервы которых превышают 169,7 млрд. руб . Общее число
участников НПФ превышает 28 млн. человек, из них дополнительную
негосударственную пенсию получают более 500 тыс. Человек. Всего НПФ
обслуживают более 1,1 млн. пенсионных договоров, из которых 98,7% заключено с
физическими лицами и 1,3% договоров с юридическими лицами.
Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы
является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь
постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии
или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный
пенсионный фонд (НПФ) либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены.
Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ
либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить
значительную прибавку к моменту выхода на пенсию. Накопительная часть пенсии,
тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и
распоряжается ею государственная управляющая компания – Внешэкономбанк (ВЭБ).
За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и
доходности всех НПФ.

1. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - организация, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах")*(459).

Особенности правового регулирования банкротства НПФ проявляются в основаниях применения мер предупреждения их банкротства, особенностях рассмотрения дел о банкротстве НПФ и процедурах, применяемых к ним в деле о банкротстве. Рассматриваемые особенности объясняются необходимостью специальной защиты прав и законных интересов кредиторов НПФ.

Правила о банкротстве НПФ дифференцированы в зависимости от вида деятельности, осуществляемого НПФ: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению; деятельность по обязательному пенсионному страхованию; совмещение деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

К отношениям банкротства НПФ применяются общие нормы Закона о банкротстве, включая общие нормы о банкротстве финансовых организаций (§ 4 гл. IX Закона о банкротстве), с особенностями, установленными ст. 186.2-186.11, 187.2-187.12 Закона о банкротстве. При этом банкротство НПФ, осуществляющих одновременно деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, осуществляется в порядке, установленном ст. 187.1-187.12 Закона о банкротстве, а положения ст. 186.4-186.10 Закона о банкротстве применяются к банкротству указанных фондов, если ст. 187.2-187.12 Закона о банкротстве не установлены иные правила.

2. Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, сводятся к следующему. В случае введения в отношении НПФ процедуры наблюдения временный управляющий выявляет обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению и учитывает их в реестре требований кредиторов.

В случае признания НПФ банкротом и введения в отношении него конкурсного производства конкурсный управляющий: уведомляет об этом вкладчиков и участников; определяет обязательства по пенсионным договорам; определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности; определяет рыночную стоимость активов, составляющих пенсионные резервы, а также иных активов НПФ.

В течение 6 месяцев со дня введения конкурсного производства конкурсный управляющий обеспечивает:

1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;

2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ в соответствии со ст. 186.9 Закона о банкротстве.

Формирование конкурсной массы и продажа имущества НПФ осуществляются с учетом правил ст. 186.10-186.11 Закона о банкротстве. В частности, не допускается продажа предприятия и замещение активов НПФ. Что касается продажи имущества НПФ, в которое размещены средства пенсионных резервов, то все операции с ним подлежат учету специализированным депозитарием в порядке, установленном Банком России. Ценные бумаги, принадлежащие НПФ и допущенные к организованным торгам, подлежат продаже на указанных торгах.

Конкурсный управляющий обязан использовать отдельные специальные банковские счета должника для зачисления средств пенсионных резервов (которые не включаются в конкурсную массу) и средств, составляющих конкурсную массу НПФ.

Со специального банковского счета, на котором находятся средства пенсионных резервов, осуществляются выплаты выкупных сумм вкладчикам, участникам НПФ в соответствии с пенсионным договором. Обязательства перед вкладчиками удовлетворяются за счет средств пенсионных резервов в следующем порядке:

- в первую очередь - требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии путем выделения из состава пенсионных резервов активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных обязательств;




- во вторую очередь - требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок;

- в третью очередь - требования вкладчиков и участников НПФ - физических лиц;

- в четвертую очередь - требования вкладчиков НПФ - юридических лиц;

- в пятую очередь - требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

С основного счета должника - НПФ, на котором находятся средства, составляющие конкурсную массу НПФ, осуществляются выплаты кредиторам в следующей очередности (ст. 186.8 Закона о банкротстве).

В составе требований кредиторов первой очереди подлежат удовлетворению:

1) требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов в порядке, установленном подп. 1 п. 1 ст. 186.7 Закона о банкротстве;

2) требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующей очередности:

1) не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков, участников НПФ - физических лиц;

2) не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков НПФ - юридических лиц;

3) требования иных кредиторов.

3. Особенности банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, предусмотрены ст. 187.2-187.12 Закона о банкротстве и в основном сводятся к следующему. При рассмотрении дела о банкротстве указанного НПФ процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения не применяются.

Конкурсное производство вводится сроком на 1 год и может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. Конкурсным управляющим в деле о банкротстве НПФ является Агентство по страхованию вкладов.

Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами НПФ, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 187.11 Закона о банкротстве. В Агентстве по страхованию вкладов открываются счета должника, с которых осуществляются расчеты с застрахованными лицами и их правопреемниками, а также другими кредиторами НПФ.

Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:

- в первую очередь - требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;

- во вторую очередь - требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в Пенсионный фонд РФ средств пенсионных накоплений;

- в третью очередь - требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Если средств пенсионных накоплений недостаточно для удовлетворения указанных требований, такие требования в неудовлетворенной части подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в следующем порядке:

- в составе требований кредиторов первой очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения, требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств;

- в составе требований кредиторов третьей очереди, предусмотренных Законом о банкротстве, удовлетворяются требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Многие граждане перевели накопительную часть пенсии из ПФР в негосударственный пенсионный фонд в надежде на то, что в будущем за счет инвестирования сумма вложенных пенсионных средств увеличится. Вместе с тем существует риск банкротства НПФ, что может привести к потере накоплений. Разберем, какие особенности банкротства НПФ предусмотрены законодательством, как проходит банкротство фонда и какие последствия наступают. Также рассмотрим, что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится и что делать вкладчикам в случае банкротства.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд – это организация, которая занимается страховой деятельностью по обязательному пенсионному страхованию с целью увеличения пенсионных накоплений граждан за чет инвестиций.

Фонды занимаются своей деятельностью на основании лицензии, выданной Центральным банком. Обычно банкротству организации предшествует отзыв лицензии по причине выявления нарушений, отрицательного баланса активов.

Необходимо следить за тем, какую отчетность публикует НПФ. Это позволит своевременно заметить признаки возможного банкротства:

  • отсутствие доходности на пенсионном счете;
  • слишком высокая доходность с использованием рискованной инвестиционной стратегии;
  • снижение рейтинга НПФ.

НПФ признается банкротом, если имеется подтвержденная судебными актами задолженность в размере от 100 000 руб., которая не погашена в течение 14 дней со дня наступления обязательства по выплате долга из-за отсутствия активов.

Важно! Процедура банкротства НПФ регламентируется специальными нормами Закона о банкротстве. Если фонд занимается деятельностью по обязательному пенсионному страхованию, то в отношении него не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения.

Как проходит банкротство НПФ?

В отличие от общих правил банкротства перед обращением в арбитражный суд в отношении НПФ предпринимаются меры по предупреждению финансовой несостоятельности.

Банкротство фонда проводится в несколько этапов:

  1. Предпринимаются меры к предупреждению банкротства НПФ.
  2. Вводится конкурсное производство.

Разберем особенности каждого этапа.

Этап 1 – Применение мер по предупреждению банкротства НПФ

При возникновении у НПФ финансовых трудностей назначается временная администрация, которая проводит работу по предупреждению банкротства фонда и восстановлению его платежеспособности.

Когда в отношении НПФ применяют меры по предупреждению банкротства?

Меры по предупреждению банкротства НПФ вводятся при наличии следующих обстоятельств:

  • фонд в течение месяца неоднократно отказывал в выплате накоплений вкладчикам и удовлетворении требования иных кредиторов;
  • в течение десяти дней не исполнялись обязательства по уплате обязательных платежей;
  • у фонда недостаточно средств для своевременного исполнения финансовых обязательств;
  • по итогам квартала снизился нормативный размер пенсионных резервов;
  • в текущем году установлен дефицит по результатам ежегодного оценивания деятельности по сравнению с предыдущим годом;
  • не исполнены обязательства по восстановлению выплатного резерва или средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
  • у фонда недостаточно резерва по обязательному пенсионному страхованию.

Какие меры применяются для восстановления платежеспособности НПФ?

Для восстановления платежеспособности НПФ проводится несколько мероприятий:

  • учредители оказывают фонду финансовую помощь;
  • увеличивается уставный капитал организации.

Меры по выходу из кризиса должны быть описаны в плане восстановления платежеспособности НПФ. К плану приобщаются документы, подтверждающие реальность исполнения мероприятий. Финансирование проводится с участием контрольного органа и Агентства по страхованию вкладов.

Следует знать! Контролирующий орган вправе провести выездную проверку деятельности НПФ с целью выявления признаков банкротства. Если по результатам анализ финансового состояния будет обнаружено, что восстановить платежеспособность фонда невозможно, подается заявление о банкротстве.

Как назначается временная администрация и какую работу она проводит?

В течение 30 дней с даты направления в контрольный орган плана восстановления платежеспособности принимается решение о назначении временной администрации.

Временная администрация – это специальный орган, назначенный с целью восстановления платежеспособности НПФ и сохранения его имущества. Срок деятельности временной организации составляет полгода.

В процессе своей деятельности временная организация проводит следующую работу:

  • дает обязательные распоряжения работникам фонда;
  • оспаривает сделки НПФ в судебном порядке и возвращает выведенное имущество;
  • принимает участие в общих собраниях учредителей;
  • применяет меры по предупреждению банкротства;
  • проводит анализ финансового состояния должника;
  • контролирует выполнение плана восстановления платежеспособности;
  • обеспечивает сохранность имущества фонда.

На период действия временной организации руководитель фонда ограничивается в своих полномочиях. Если в отношении НПФ возбуждено дело о банкротстве, администрация действует до даты утверждения конкурсного управляющего.

Нужно помнить! По результатам применения мер по предупреждению банкротства финансовое состояние фонда может быть восстановлено. Также возможны еще два варианта развития событий. В первом случае погашаются все требования кредиторов и проводится ликвидация НПФ. Во втором случае при недостаточности имущества для выплаты всех долгов подается заявление о банкротстве и открывается конкурсное производство с последующим прекращением деятельности фонда.

Этап 2 – Введение конкурсного производства

Если меры по предупреждению банкротства не дали положительного результата и у НПФ были выявлены признаки финансовой несостоятельности, в арбитражном суде возбуждается банкротное дело. По итогам рассмотрения заявления открывается процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий.

Какие мероприятия проводит конкурсный управляющий?

В первую очередь конкурсный управляющий занимается решением проблемы с пенсионными накоплениями. Обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов передаются в другой НПФ.

В течение двух месяцев управляющий проводит следующую работу:

  • составляет реестр требований кредиторов;
  • отдельно составляется реестр обязательств по пенсионным договорам и реестр кредиторов, требования которых погашаются за счет пенсионных резервов;
  • открывает специальные счета должника отдельно для пенсионных накоплений и средств от продажи имущества фонда;
  • формирует конкурсную массу;
  • продает имущество фонда;
  • погашает требования кредиторов.

Для пополнения конкурсной массы должника управляющий оспаривает сомнительные сделки по выводу имущества.

Важно! Если НПФ занимается деятельностью по пенсионному страхованию, то в качестве конкурсного управляющего назначается Агентство по страхованию вкладов. Для выполнения своих обязанностей управляющий выдает доверенность представителю.

Особенности продажи имущества НПФ и погашения требований кредиторов в ходе конкурсного производства

В ходе конкурсного производства фонда управляющий осуществляет продажу имущества должника, составляющую пенсионные накопления. За счет вырученных средств проводятся расчеты с застрахованными лицами, их правопреемниками, а также иными кредиторами.

Задолженность перед кредиторами погашается в следующем порядке:

  1. В первую очередь выплачиваются долги перед Агентством по выплате гарантийных возмещений.
  2. Во вторую очередь погашаются требования застрахованных лиц и их правопреемников за минусом выплаченного гарантийного возмещения.
  3. В третью очередь погашаются требования кредиторов за счет средств пенсионных накоплений.

Если пенсионных накоплений недостаточно, то оставшиеся долги погашаются за счет конкурсной массы.

Банкротство ЗАО

Банкротство ЗАО

Банкротство ООО

Банкротство ООО с долгами

Банкротство ОАО

Банкротство акционерного общества

Последствия банкротства НПФ

С даты признания фонда банкротом и открытия конкурсного производства наступают следующие последствия:

  • договоры об обязательном пенсионном страховании прекращаются;
  • накопления не могут быть переданы в ПФР или другой НПФ по заявлению страхователя без включения в реестр кредиторов;
  • застрахованное лицо не может отказаться от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии;
  • прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты за счет пенсионных накоплений.

Конкурсное производство вводится на три года. Если этого срока оказалось недостаточно для завершения всех мероприятий, процедура может быть продлена на шесть месяцев.

Что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится?

В течение трех месяцев с даты признания НПФ банкротом управляющий письменно уведомляет всех вкладчиков о начале конкурсного производства.

Далее проводятся следующие мероприятия:

  1. Страховым организациям, разместившим средства вкладчиков в фонде, делаются выплаты выкупных сумм.
  2. Обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий или средств пенсионного резерва передаются в другие НПФ.

Вкладчики получают выкупные суммы в соответствии со своими пенсионными договорами. По заявлению вкладчика накопления могут быть переданы в другие фонды.

Обязательства по выплате пожизненных пенсий по всем вкладчикам передаются в один НПФ. При этом получать согласие кредитора на перемещение средств не нужно. Решение о передаче обязательств в другой фонд должно быть опубликовано на портале ЕФРСБ.

Что делать вкладчикам в случае банкротства НПФ?

В случае предполагаемого банкротства НПФ вкладчик вправе перевести свои средства в другой фонд. Это возможно до момента назначения временной администрации. Достаточно обратиться в выбранную организацию, написать заявление и заключить новый договор.

Если процесс банкротства уже начат, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Обратиться в НПФ и выяснить, на какой стадии находится организация, назначена ли временная администрация или конкурсный управляющий.
  2. Обратиться к временной администрации или управляющему для включения в реестр кредиторов.
  3. Зайти на сайт Агентства по страхованию вкладов и изучить информацию по порядку получения страхового возмещения.

В дальнейшем на протяжении всей процедуры вкладчику необходимо будет следить за ходом погашения требований перед кредиторами.

Заключение эксперта

  1. Следует регулярно отслеживать результаты деятельности НПФ, чтобы своевременно выявить признаки банкротства. Особое внимание необходимо уделять отчетности о доходности деятельности фонда.
  2. Процесс банкротства НПФ проводится в два этапа. Сначала предпринимаются меры по восстановлению платежеспособности организации. Если они не дали результата, в арбитражный суд подается заявление и открывается конкурсное производство.
  3. В процессе банкротства решается вопрос с пенсионными накоплениями. Часть средств выплачивается Агентством по страхованию вкладов. Непогашенный долг может быть переведен в другой НПФ.
  4. Если процесс банкротства НПФ уже начался, необходимо связаться с временной администрацией или конкурсным управляющим и выяснить, как включиться в реестр требований кредиторов.

Банкротство НПФ – сложная процедура, поэтому обычному гражданину сложно разобраться, какие действия он должен предпринять для сохранения своих пенсионных накоплений. Для решения этой проблемы желательно обратиться к квалифицированному юристу, который специализируется по данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать граждан по всем вопросам, касающимся банкротства пенсионного фонда. Оставьте заявку и получите консультацию.

Банкротство застройщика

Чем грозит банкротство застройщика при долевом строительстве?

Преднамеренное банкротство юридического лица

Преднамеренное банкротство юридического лица

Фиктивное банкротство юридического лица

Фиктивное банкротство юридического лица

Банкротство при налоговой задолженности

Банкротство при налоговой задолженности

Как подать на банкротство физическому лицу самостоятельно

Как самостоятельно подать на банкротство физическому лицу?

Банкротство индивидуального предпринимателя

Банкротство индивидуального предпринимателя (ИП) с долгами

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Презентация на тему: " 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 25 ноября 2008 года г. Москва." — Транскрипт:

1 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 25 ноября 2008 года г. Москва К.С. Угрюмов - Президент НАПФ Общественные слушания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению

2 2 Основные вопросы Основные этапы развития негосударственных пенсионных фондов. Место системы негосударственного пенсионного обеспечения в пенсионной системе России, ее состояние Пути развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

3 3 Основные этапы развития негосударственного пенсионного обеспечения ноябрь 1991 г. – создание Российского страхового пенсионного фонда – первого негосударственного пенсионного фонда в России. 16 сентября 1992 г. – подписан Указ Президента Российской Федерации 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». 9 октября 1995 г. – Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России выдала первые 10 лицензий негосударственным пенсионным фондам. 7 мая 1998 г. – подписан Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». 10 января 2003 г. – подписан Федеральный закон 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании. 6 декабря 2007г. – подписан Федеральный закон 334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший существенно более высокие требования к деятельности НПФ 30 апреля 2008 г. – подписан Федеральный закон 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

4 4 Специализированный депозитарий Уполномоченный федеральный орган (ФСФР России) Негосударственный пенсионный фонд Вкладчики Юридические лица Физические лица Участники Управляющая компания Пенсионные взносыНегосударственная пенсия Контроль Структура системы негосударственного пенсионного обеспечения

5 5 Система негосударственного пенсионного обеспечения – основные элементы Вкладчики – юридические и физические лица Негосударственные пенсионные фонды Компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов Компании – администраторы негосударственных пенсионных фондов Специализированные депозитарии Участники ( получатели негосударственной пенсии) Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

6 6 Наличие серьезных проблем в пенсионной системе России - сегодня общепризнанный факт. Устойчивые негативные тенденции сохраняются: неуклонное снижение коэффициента замещения и отход от страховых принципов в формировании пенсионных выплат. Две основные цели развития пенсионной системы страны: -создание достойных условий жизни ныне живущих пенсионеров; -достижение в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения на уровне не ниже 40-50%. Система дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения должна быть неотъемлемой частью пенсионной системы страны и призвана обеспечить в среднесрочной перспективе не менее 10-15% индивидуального коэффициента замещения. Пенсионная система России нуждается в дальнейшем развитии

7 7 Место негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России С 1 декабря 2008 года в среднем по России размер трудовой пенсии составил 4902 рублей в месяц (1,4 ПМП) К концу 2008 г. средний размер пенсии составил 25,8% от средней заработной платы по стране Дополнительная пенсия Размер пенсии зависит от накопленной суммы Финансирование трудовой пенсии осуществляется за счет единого социального налога и страховых взносов в ПФР Финансирование дополнительной пенсии осуществляется за счет пенсионных взносов работодателя и/или работника в НПФ Сфера деятельности НПФ (в том числе корпоративные пенсионные программы и личные накопления граждан) Накопительная часть трудовой пенсии Страховая часть трудовой пенсии Базовая часть трудовой пенсии

8 8 Пенсия в различных отраслях промышленности Средняя зарплата в отрасли Трудовая пенсия Суммарная пенсия с учетом НПО

9 9 Основные характеристики деятельности НПФ в Российской Федерации По состоянию на г.в Российской Федерации имеют лицензию 246 негосударственных пенсионных фондов. Реально работают (сдают отчетность в ФСФР России) 229 НПФ. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по ОПС в качестве страховщиков с2004 г. Общее число страховщиков - 130, реально имеют действующие договоры об ОПС – 106 По состоянию на г: собственное имущество НПФ составляет 656,0 млрд. рублей, в т.ч. пенсионные резервы 502,5 млрд. рублей; общее число участников НПФ составляет 6,77 млн. человек, что составляет около 10% от занятого в экономике населения; дополнительную негосударственную пенсию получают 1080,4 тыс. человек, или около 2,6% от числа пенсионеров; средний размер негосударственной пенсии составляет более 1275 рублей в месяц; общее число застрахованных лиц, выбравших НПФ, – 3593,0 тыс. человек; общая сумма пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ – 43,1 млрд. руб.

10 10 *) *) на Динамика числа участников и величины пенсионных резервов

11 11 Динамика пенсионных взносов Источник: ФСФР России

12 12 «Диаграмма доверия» (доля взносов физических лиц в общей сумме пенсионных взносов) Источник: Расчеты по данным ФСФР России За период с 2002 по 2008 год общая сумма пенсионных взносов выросла в 4,88 раза, а сумма взносов физических лиц в 14,3 раза

13 13 *) *) в расчете на год Динамика числа пенсионеров НПФ и величины пенсионных выплат

14 14 На года поступило заявлений о выборе НПФ, что в 1,4 раза больше, чем за тот же период 2007 года Динамика числа застрахованных лиц, выбравших НПФ и сумма их пенсионных накоплений

15 15 Схема государственной поддержки добровольных страховых взносов граждан на НЧТП Государственное софинансирование, (сумма взноса, но не более12000 руб. в год) Перечисление софинансирования в НПФ и УК (не позднее 15 мая) Информация о потребном софинансировании (до 1 апреля след. года) Работник (застрахованное лицо) Работодатель Пенсионный фонд России Минфин России Частная управляющая компания Негосударственный пенсионный фонд Государственная управляющая компания Заявление работника об участии в ДСВ Ежемесячное перечисление взносов работника и работодателя (не менее 2000 руб. в год) в ПФР Перечисление взносов работника и работодателя на инвестирование (по итогам квартала) Информация Финансовые потоки О заявлениях и взносах О софинансировании Взносы работника Софинансирование Взносы работодателя

16 16 Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более рублей в год. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста, и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений (продолжение) На 24 ноября 2008 года заявления о желании перечислять добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии подали чел.

17 17 Состояние системы негосударственного пенсионного обеспечения – основные выводы Негосударственные пенсионные фонды – основополагающий элемент системы НПО являются одним из самых динамично развивающихся финансовых институтов России Негосударственные пенсионные фонды способны стать достойным партнером для государства при решении задачи достижения в среднесрочной перспективе индивидуального коэффициента замещения, превышающего 40%

18 18 Пути развития системы негосударственного пенсионного обеспечения Создание экономических стимулов развития системы НПО, в первую очередь, налоговых. Повышение доверия населения к деятельности НПФ. Создание реальных механизмов защиты прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. Дальнейшее развитие сети негосударственных пенсионных фондов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.

19 19 Создание экономических стимулов развития системы НПО Создание благоприятного налогового режима, стимулирующего работодателей и застрахованных лиц к уплате взносов для формирования пенсионных накоплений, в том числе: для работодателей – исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в негосударственный пенсионный фонд; для работников – облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в негосударственный пенсионный фонд; для негосударственных пенсионных фондов – отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов. Обеспечение защиты пенсионных резервов и пенсионных накоплений при банкротстве банков Рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов.

20 20 Общая сумма средств, подлежащих инвестированию – 540,5 млрд. руб. в том числе: пенсионные резервы 502,5 млрд. руб. пенсионные накопления 38,0 млрд.руб. (без страховых взносов 2007 года, еще не поступивших в НПФ) Размер инвестиций в отдельные отрасли экономики: на развитие и модернизацию автодорог в 2007 году 170 млрд. руб. На развитие Федеральной сетевой компании в 2008 г. 170 млрд. руб. На развитие Росэнергоатома в 2008 г. 120 млрд. руб. На развитие Гидроэнергетической компании в 2008 г. 76 млрд. руб. Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов

21 21 Структура портфеля пенсионных резервов по направлениям размещения на г. Облигации субъектов РФ и муниципальные, 3,43% Акции российских предприятий, 27,84% Федеральные ценные бумаги, 0,82% Банковские депозиты, 12,59% Облигации российских предприятий, 24,19% Паи ПИФов, 5,71% Недвижимость, 0,19% Векселя, 2,41% Ценные бумаги иностранных государств, 0,01% Другое (средства на счетах УК), 22,81% Источник: ФСФР России

22 22 Структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения Источник: ФСФР России

23 23 Инвестиционный потенциал накопительной пенсионной системы Средства накопительной пенсионной системы Фонд национального благосостояния Пенсионные резервы НПФ – 502,5 млрд. руб. Пенсионные накопления НПФ – 43,1 млрд. руб. Пенсионные накопления частных УК – 4,5 млрд. руб. Пенсионные накопления Государственной УК – 300 млрд. руб. 850 млрд. руб. 650 млрд. руб.

24 24 Необходимые условия повышение доверия населения к деятельности НПФ. 1.Повышение уровня защиты прав вкладчиков и участников НПФ путем введения различных форм страхования пенсионных накоплений: введение системы государственного страхования обязательных пенсионных накоплений граждан (в том числе и взносов, добровольно вносимых гражданами на накопительную часть трудовой пенсии) по типу государственного страхования банковских вкладов; развитие системы объединенных гарантийных фондов для накоплений граждан по добровольному негосударственному пенсионному обеспечению. 2. Решительные действия по повышению надежности фондов: строгое соблюдение установленных законодательством лицензионных требований к деятельности фондов; разработка и внедрение стандартов НАПФ, регулирующих профессиональную деятельность НПФ; практическое внедрение в НПФ внутреннего контроля, отвечающего требованиям законодательства; организация регулярной подготовки и повышения квалификации кадров НПФ. 3. Повышение финансовой грамотности населения.

25 25 Структура фондов по надежности (в процентах от числа фондов, прошедших рейтингование) Уровень надежности фонда, принятый агентством «Эксперт РА» как достаточный

26 26 Источник: Расчеты по данным ФСФР России До настоящего времени филиалы и представительства НПФ отсутствуют в 23 регионах России, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации Общее число различных представительств НПФ в федеральных округах России Дальнейшее развитие сети негосударственных пенсионных фондов

27 27 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. Б. Пионерская, д. 13/6А, строение 1 Тел

Презентация на тему: " Тема: Место и роль негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействие с Пенсионным фондом РФ." — Транскрипт:

1 Тема: Место и роль негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействие с Пенсионным фондом РФ

2 Определение негосударственного пенсионного фонда В России институт негосударственного пенсионного обеспечения существует уже более 20 лет. Что такое НПФ? В соответствии с Федеральным законом от 7 мая ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» - Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. Право на осуществление деятельности у НПФ возникает со дня получения лицензии. 1.Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (осуществляется взаимодействие ПФР и НПФ); 2.Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию; 3.Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами НПФ. НПФ может осуществлять несколько видов деятельности:

3 Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя: а) аккумулирование средств пенсионных накоплений; б) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц; в) назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

4 В качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ принимает средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет и выплату накопительной части пенсии. Если инвестированием пенсионных накоплений занимается НПФ, то именно он впоследствии и будет выплачивать накопительную часть пенсии. НПФ работают с каждым гражданином персонально: берут на себя обязанности по ведению индивидуального пенсионного счета, регулярно извещают о состоянии этого счета, оказывают консультации по любым пенсионным вопросам. Для того чтобы деньги инвестировались частной управляющей компанией (УК) или НПФ надо написать заявление в ПФР. НПФ инвестирует средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в соответствии с заявлением гражданина, самостоятельно или через управляющие компании. При этом НПФ сам определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления пенсионными накоплениями. Пенсионные накопления- совокупность средств, увеличивающих будущую пенсию гражданина, которая формируется за счет: -сумм страховых взносов работодателя на накопительную часть трудовой пенсии сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования; -сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в т.ч. в рамках программы государственного софинансирования пенсии; - средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии. При принятии решения о формировании накопительной части пенсии через негосударственный пенсионный фонд застрахованное лицо заключает с НПФ договор «Об обязательном пенсионном страховании». Если по результатам года застрахованное лицо не устраивают результаты работы выбранного НПФ, средства пенсионных накоплений можно вернуть в ПФР или другой НПФ. Граждане по действующему законодательству могут заключать договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ не чаще 1 раза в год до 31 декабря.

5 Требования для осуществления НПФ деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (установлены 75-ФЗ) На момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен соответствовать следующим требованиям: - иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; - иметь опыт одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов; - иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда не менее 100 миллионов рублей; - в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не 100 миллионов рублей; - не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности; - не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

7 Деятельность НПФ в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя: а) аккумулирование средств пенсионных накоплений; б) инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц; в) назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

8 Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию. Указанная деятельность регулируется отдельным федеральным законом. Основная идея данного направления работы состоит в том, что профессиональные пенсии переводятся на накопительные принципы финансирования, отменяется финансирование досрочных льготных пенсий по условиям труда в рамках общих платежей работодателей. Вводятся дополнительные платежи за каждого работника, занятого на особых рабочих местах. Федеральный закон «О профессиональных пенсионных системах» на сегодняшний день не принят.

9 Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению участников осуществляется на добровольных началах и включает в себя: а) аккумулирование пенсионных взносов; б) размещение и организацию размещения пенсионных резервов; в) учет пенсионных обязательств НПФ; г) назначение и выплату негосударственных пенсий участникам НПФ. Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по профессиональному пенсионному страхованию и по обязательному пенсионному страхованию.

10 Основные понятия (ст ФЗ): 1.договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию; 2.договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица; 3.договор о создании профессиональной пенсионной системы - соглашение о создании профессиональной пенсионной системы, соответствующее требованиям федерального закона; 4.участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. 5.застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, или физическое лицо, в пользу которого заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы; 6.пенсионный взнос - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора; 7.негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора; 8.накопительная часть трудовой пенсии - ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством РФ о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании; 9.профессиональная пенсия - ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании профессиональной пенсионной системы; 10.«молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве) – граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию либо НПФ. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании. продолжение….

11 ………… 10.инвестиционный портфель фонда по обязательному пенсионному страхованию - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных фондом в доверительное управление УК; 11.доходы от размещения пенсионных резервов - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат…на отчетную дату; 12.инвестиционный портфель УК - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, полученных УК в доверительное управление от одного фонда; 13.управляющая компания (УК) - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; 14.заявление застрахованного лица - документ, на основании которого реализуется право выбора застрахованным лицом страховщика; 15.выплатной резерв - обособленная часть средств пенсионных накоплений, сформированная в соответствии с настоящим ФЗ для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; 16.срочная пенсионная выплата - ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая в соответствии с порядком и условиями, определенными настоящим ФЗ и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"; 17.единовременная выплата - выплата средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, (ст.4 ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»); 18.пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами; 19.пенсионные накопления - совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом и др.

12 Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений Цель: повышение уровня жизни будущих пенсионеров; увеличение инвестиционных ресурсов. формирование долгосрочных инвестиций – «длинные деньги» 1.Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляется на следующих основных принципах: а) обеспечение сохранности указанных средств; б) обеспечение доходности; в) учета надежности ценных бумаг; г) информационной открытости для вкладчиков, участников и застрахованных лиц; д) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля; е) профессионального управления инвестиционным процессом. 2. Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

13 Согласно Федерального закона от ФЗ «Об инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» ст. 26 пенсионные средства могут быть размещены в: 1) государственные ценные бумаги Российской Федерации; 2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; 3) облигации российских эмитентов (помимо государственных ценных бумаг); 4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; 5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иностранных эмитентов; 6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах; 7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; 8) депозиты в рублях в кредитных организациях; 9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. 10) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ. Иные формы размещения запрещены и достаточно жестко контролируется государством.

14 Обеспечение безопасности сохранности средств пенсионных накоплений Система гарантий сохранности средств пенсионных накоплений создана совокупностью положений федеральных законов от ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», от ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих: - государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; - общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений; - правила отбора специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними ПФР договоров в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; - обязательное страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний за нарушение заключенных с ними ПФР договоров. - осуществление контроля за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными ПФР в доверительное управление управляющим компаниям, установленным требованиям; - требования к объектам инвестирования и операциям со средствами пенсионных накоплений; - раскрытие информации об инвестировании средств пенсионных накоплений.

15 Задачи органов ПФР и взаимодействие с НПФ В целях учета и обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ, ПФР ведет единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, т.е. осуществляет контроль за переводом средств пенсионных накоплений из УК в НПФ, смене НПФ. ПФР осуществляет перевод денежных средств застрахованных лиц и отражение данных средств на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. В задачи органов ПФР входит: Принять, своевременно и грамотно обработать уведомление НПФ о вновь заключенных договорах об ОПС и приложенные к нему договора; Осуществить загрузку в ПТК СПУ; Своевременно рассмотреть заявление и договор, а также принять решение об отказе либо об удовлетворении заявления ЗЛ; Осуществить передачу денег в НПФы в соответствии с рассмотренными документами (своевременно и в полном объеме) до 31 марта; Оказать консультативную и методическую помощь НПФ; Контролировать деятельностью НПФ, как трансферагентского центра.

16 Справочно: На территории Оренбургской области: -с 2002 года отчисления на накопительную часть составили более 30 млрд. руб.; -правом выбора НПФ воспользовались (с 2002 по 2013 год) человек – 55,3% от имеющих право (всего 800 тыс.); -выбрали тариф страхового взноса в размере 0% граждан (на 1 ноября 2013 года). -из 98 НПФ допущенных к работе со средствами пенсионных накоплений только 12 имеют свои представительства в области. 86 НПФ, работают по системе агентских сетей, что не позволяет в полном объёме осуществлять контроль за их деятельностью, а соответственно гарантировать защиту пенсионных прав граждан. Основные изменения касающиеся накопительной части с 2014 года : Граждане, работающие в настоящий момент вправе выбрать тариф страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии 0% или 6% в срок до 31 декабря 2015 года. Если гражданин ни разу не выбирал УК или НПФ (или осознанно отказался от накопительной части и выбрал - 0%), то отчисления на страховую часть составят у него – 16%, а на накопительную часть – 0% (ранее сформированные права по накопительной части остаются). Если гражданин в период до 31 декабря 2015 года воспользовался правом выбора УК или НПФ, отчисления на страховую часть составят – 10%, а на накопительную часть – 6% (при условии, что НПФ будет соответствовать новым требованиям). Для тех граждан у которых останется накопительная часть – 6%, смогут выбирать другого страховщика (НПФ, УК или ГУП) не чаще 1 раза в 5 лет (сейчас ежегодно до 31 декабря). Для лиц впервые вступающих в трудовые отношения отчисления на накопительную часть будут в размере – 0% (при этом отчисления на страховую часть составят – 16%), - данная категория граждан будет иметь право в течении 5 лет с начала трудовой деятельности выбирать частную УК или НПФ и формировать накопительную часть по тарифу – 6% (при этом отчисления на страховую часть составят – 10%), либо оставить все 16% в страховой части по умолчанию.

17 Для того, чтобы Пенсионный фонд продолжил направлять средства граждан в НПФ или УК необходимо: Негосударственным пенсионным фондам: 1.стать участником системы гарантирования прав застрахованных лиц; 2.пройти процедуру акционирования, т.к. сейчас все фонды являются некоммерческими организациями и соответственно в меньшей степени несут ответственность перед своими клиентами. Частным управляющим компаниям: - соответствовать требованиям безубыточности. Все эти процедуры должны быть пройдены управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами в течение 2014 – 2015 года, иначе они будут исключены из системы обязательного пенсионного страхования, а все пенсионные накопления граждан формировавшиеся у них будут переведены в государственную управляющую компанию.

18 1. Действующая модель накопительной системы Работодатель Накопительная часть Страховая частьСолидарная часть 6% 10% 6% Государственная УК НПФ Частная УК 2. Переходная модель с 1 января по 31 декабря 2014 г. Работодатель Накопительная часть Страховая частьСолидарная часть 6% Государственная УК НПФ Частная УК 16% 3. Модель накопительной системы с 2014 г. Работодатель Солидарная часть 6% 16% Выбор между страховой системой и накопительной (с 2013 года по 2015год) 16% Страховая часть Накопительная часть Государственная УК НПФ Частная УК 6% 10%

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: