Особенности административно правового статуса государственных корпораций

Обновлено: 24.04.2024

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 2287-р Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 г. перерегистрирована в открытое акционерное общество "Роснано".
Это вызвало серьезные возражения как у самих госкорпораций, так и у ряда ученых. Гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов в своих публичных выступлениях доказывал, что коммерческие организации не в состоянии решать задачи по стабилизации банковской системы и сами подвержены кризисам. АСВ же, по словам господина Турбанова, имеет определенные властные полномочия, а функции агентства "являются продолжением функций органов государственной власти, в частности Банка России". Появилась идея сделать такие организации юридическими лицами публичного права, приняв соответствующее законодательство.
Что же будет с государственными корпорациями в ближайшем будущем остается вопросом.
На самом деле госкорпорации, по нашему мнению, изначально и являлись юридическими лицами публичного права, статус которых до сих пор в современном законодательстве не нашел своего должного отражения.
Следует разобраться, что же такое государственная корпорация.
"Словарь русского языка" под корпорацией признает:
1. Объединенную группу, круг лиц одной профессии, одного сословия.
2. Одну из форм монополистического объединения .
--------------------------------
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 298.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Однако на современном этапе термин "корпорация" часто используют не для характеристики организационно-правовой формы предприятия, а как справедливо замечает О.В. Романовская, для придания своему наименованию солидности .
--------------------------------
См.: Романовская О.В. Публичные корпорации в российском праве. М., 2010. С. 348.

Но когда речь идет именно о государственных корпорациях, то тут еще более неясной становится организационно-правовая форма данного вида юридического лица.
Хотя в российском законодательстве не существует термина "юридическое лицо публичного права", на практике же оно несомненно существует.
Государственные корпорации, по нашему мнению, являются одним из видов публичных юридических лиц, наряду с самим государством и его органами, а также Банком России, Счетной палатой и другими необходимыми структурами, регулирование которых невозможно восполнить только положениями о юридических лицах, содержащихся в Гражданском кодексе. Публичная сущность госкорпораций заключается в достижении поставленных государством общественных интересов.
В доказательство этому можно привести следующее:
- явное отличие госкорпорации от других видов некоммерческих организаций, которые по общему правилу должны обладать единой организационно-правовой формой;
- подконтрольность госкорпораций государству в сфере функционирования исключительно в государственных целях;
- отсутствие контроля в сфере управления и расходования средств, выделенных государством.
Государственная корпорация обладает как административными правами, так и административными обязанностями, а именно исполнением публичных поручений.
Тем самым очевиден факт обладания госкорпорациями административной правосубъектностью. Административная правосубъектность госкорпораций представляется как сложная правовая категория, которая имеет свою структуру и характеристику.
Но некоммерческие организации, видом которых по законодательству является госкорпорация, не могут и не должны помогать осуществлять самому государству его же задачи. Факт выполнения госкорпорациями некоторых функций государства отрицать невозможно.
Особенность административно-правового статуса государственных корпораций заключается в том, что они учреждаются на базе государственной собственности, предназначены для реализации деятельности, направленной на удовлетворение публичных интересов. Таким образом, одним из элементов статуса госкорпорации являются ее цели и задачи. Цель следует понимать как обеспечение социальных потребностей населения страны.
Факт приравнивания статуса работника государственной корпорации к статусу государственного гражданского служащего также свидетельствует именно о публичном статусе данного учреждения.
--------------------------------
См.: Кудашкин В.В. Особенности правового статуса работников госкорпораций // Журнал российского права. 2011. N 8. С. 19.

Сложным и неопределенным в законе остается вопрос, касающийся юридической природы собственности на имущество госкорпораций. С одной стороны, законом определяется, что имущество, переданное государством, является собственностью госкорпораций, с другой стороны, в период существования государственной корпорации право РФ на переданное ей государственное имущество приостанавливается. Оно восстанавливается на переданное корпорации имущество и приобретается государством на имущество, заново созданное и приобретенное государственной корпорацией во время ее действия .
--------------------------------
См.: ч. 3 ст. 41 ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В своем диссертационном исследовании С.Ю. Каплин предлагает следующее: "Переданное в собственность государственных корпораций имущество следует рассматривать как новую форму собственности - госкорпоративную, поскольку государственное имущество получено в собственность для реализации государственных интересов и участия в экономических отношениях как полноправный участник рынка, размещая полученное в качестве взноса имущество для получения прибыли, используя свободные активы для реализации интересов корпорации" . Считаем, что термин "госкорпоративная собственность" нельзя считать полезным для российского права. Так как передача государственной собственности госкорпорациям не является феноменом и прослеживается в других видах некоммерческих организаций, таких как фонд, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Исходя из предложения выделения госкорпоративной собственности можно выделить и фондовую собственность. Вопрос, для чего и что от этого изменится, остается открытым.
--------------------------------
См.: Каплин С.Ю. Государственная корпорация как субъект права: Дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2011.

На наш взгляд, собственность госкорпораций следует признавать как временно переданную собственность государства для выполнения государственных целей и задач. Данную точку зрения поддерживает В.П. Мозолин, который считает, что право собственности в государственной корпорации как публично-правовой организации и принадлежащее ей имущество продолжают оставаться едиными и неделимыми, относящимися к федеральной государственной собственности .
--------------------------------
См.: Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 20.

На примере законодательства Германии можно увидеть следующее: публичные корпорации также существуют. Корпорации публичного права (Koperschaft des ofentlichen Rechts) являются органами, выполняющими функции публичной власти, однако они не представляют собой "государственные органы" в узком смысле этого понятия, поскольку государство через них осуществляет лишь опосредованное управление. Корпорации публичного права создаются на основании соответствующего закона или нормативного подзаконного акта административного органа. Кроме того, для их создания необходим разрешительный акт надзорного органа.
Не трудно заметить сходство между публичными корпорациями в Германии и в России. Однако немецкие госкорпорации отвечают своей организационно-правовой форме и являются именно юридическими лицами публичного права, понятие которых закреплено в § 1 Закона ФРГ "О порядке производства дел, находящихся в ведении административных органов".
Проблему организационно-правового статуса государственных корпораций сможет решить закрепление института юридических лиц публичного права как объединения граждан, наделенных государственно-властными полномочиями.
Тем самым данные юридические лица можно включить в механизм осуществления государственной власти.
Наряду с органами исполнительной власти, некоторые из которых являются юридическими лицами, что содержится в положениях об их создании, государственные корпорации являются юридическими лицами именно публичного (административного) права.
Справедливым является высказывание Л.Л. Чантурия: "Гражданское право не должно стремится разработать нормы, регулирующие порядок учреждения и деятельности юридических лиц публичного права по той простой причине, что это выходит за рамки гражданско-правового регулирования и гражданское право не в состоянии предусмотреть все формы и особенности этих лиц" .
--------------------------------
См.: Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право. 2008. N 3. С. 12.

Что касается госкорпораций, то законодательное закрепление их в качестве вида некоммерческих организаций считаем неэффективным и противоречащим нормам Гражданского кодекса шагом. Нельзя не согласиться с предложением А. Курбатова: "Пример ЦБ РФ показывает, что в ГК РФ должна быть предусмотрена отдельная организационно-правовая форма юридических лиц, относящихся к некоммерческим и некорпоративным организациям. Это те юридические лица, которые учреждаются Российской Федерацией и выполняют определенные публичные функции под контролем высших исполнительных органов власти, утверждающих их уставы. При этом они не должны являться собственниками переданного им имущества" .
--------------------------------
См.: Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС "КонсультантПлюс".

Само по себе учреждение госкорпораций могло стать весьма перспективным решением важных стратегических задач государства. Однако в той организационно-правовой форме, в которой они существуют сейчас, нетрудно заметить, что их деятельность сопряжена с коррупцией.
Государственные корпорации наделены функциями, характерными для министерств, служб и агентств, и наряду с этим они являются хозяйственными субъектами. Реорганизация госкорпораций в акционерные общества приведет к главному - исчезновению общественно-полезной цели функционирования.
И в заключении хотелось бы сказать, что при создании государственных корпораций на них возлагались большие надежды. Справедливо в свое время говорила И.В. Ершова: "Их создание в различных областях экономики реально позволит упростить весьма громоздкую структуру органов исполнительной власти, создать реальное связующее звено между государством и хозяйствующими субъектами" .
--------------------------------
См.: Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6. С. 41.

На наш взгляд, деятельность госкорпораций является важной и целесообразной как для государства, так и для всего общества в целом. Проблема их заключается в отсутствии должного урегулирования статуса.
Для того чтобы деятельность государственных корпораций была эффективной и направленной на достижение общественно-полезного результата, а не на субъективные интересы руководителей (которые по своему статусу являются чиновниками), необходимо уделить должное внимание их организационно-правовому положению. Следует организовать должный контроль за расходованием средств, переданных государством, обеспечить работников соответствующим уровнем заработной платы, с целью предотвращения коррупционной составляющей.
Представляется возможным создание института юридических лиц публичного права, в число которых будут входить государственные корпорации. Данные юридические лица несомненно должны быть урегулированы административным правом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Это подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.

Однако анализируемая форма юридического лица практически не применялась нашим государством. До 2007 г. было создано всего лишь две корпорации, одна из которых осуществляет свою деятельность до сих пор - государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В 2007 г. были созданы государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)», Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и
развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» и на основе реорганизации Федерального агентства по атомной энергии - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Административно-правовой статус государственной корпорации основан на следующих положениях:

- имущество, переданное государственной корпорации РФ, является ее собственностью;

- государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное;

- использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;

- обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

- для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, поскольку в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Государственные корпорации и государственные компании являются самостоятельными субъектами административного права.

В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственная корпорация – некоммерческая организация, юридическое лицо; его учредитель – Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа, не имеет членства; создается и действует на основании ФЗ о данной корпорации, который признается её учредительным документом, то есть специальных учредительных документов не имеет.

Корпорация является собственником имущества, передаваемого ей Российской Федерацией. Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т.е. в интересах всего общества.

Вместе с тем, государственные корпорации различаются между собой по основам правового статуса, целям создания, задачам и функциям. Государственные корпорации могут быть отраслевыми, межотраслевыми, создаваемыми для выполнения определенных государственных задач.

Так, приняты федеральные законы: «О Российской корпорации нанотехнологий» («Роснанотех»); «О банке развития», «О фонде содействия реформированию ЖКХ», «О государственной корпорации «Ростехнологии». И др.

Особенности административно-правового статуса государственных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.

Органами управления государственной корпорации являются:

· Наблюдательный совет – высший орган управления;

· Правление – коллегиальный исполнительный орган

· Генеральный директор – единоличный исполнительный орган

· Ревизионная комиссия – орган внутреннего финансового контроля корпорации

Общее для органов данных корпораций сводится к тому, что их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т.д., причем каждого из них, определены федеральными законами о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус федеральных органов исполнительной власти. Иерархически, функционально и юридически их объединяет общность цели создания и деятельности корпорации. Они призваны, кроме всего прочего, обеспечить единство управления корпорации. Этому способствует то, что генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью. В известной степени скоординированы правомочия генерального директора и наблюдательного совета.

В силу государственной природы корпораций, порядка формирования, сути полномочий их органы должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. Вместе с тем в законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации. Наряду с совпадением норм по принципиальным вопросам организации и правового регулирования деятельности корпораций в законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации.

В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом». Она объявлена Законом уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

«Росатом» наделен широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Кроме того, на корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области». Следовательно, в корпорации концентрируются отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.

Однако, вопреки этому, «Росатом» как единый субъект права не является государственным органом.Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют её органы управления. Обозначение корпорации в законе в качестве «уполномоченного органа», «органа государственного управления», строго говоря, является не совсем удачным. Ведь по Закону корпорация «Росатом» «является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации».

Действительно, Закон признает корпорацию единым образованием, определяет полномочия Президента РФ и Правительства РФ в отношении именно корпорации и полномочия самой корпорации в определенных областях ее деятельности. Но признавая корпорацию органом государственного управления, в нем вместе с тем обстоятельно регламентируется организационно-правовой статус, включая полномочия, органов управления корпорации, практически и юридически реализующих полномочия корпорации, реально организующих ее многообразную деятельность. Налицо случай вольного, непрофессионального обращения с понятием «орган государственного управления».

Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет некоторые особенности.

Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. Перечень полномочий наблюдательного совета является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Иго изменение возможно лишь законом.

Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На генерального директора возложено руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями. Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.

Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов. Последние назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе. Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации. Полномочия правления немногочисленны и в основном не являются решающими в юридическом смысле, хотя и важными по существу.

Государственная корпорация

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных "законом", предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных "статьей 52" Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации. К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

· утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации;

· утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

· определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

· принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

Государственная компания

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального "закона".

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании.

В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании.

К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

· утверждение "программы" деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании;

· утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

· определение порядка использования прибыли государственной компании;

· принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным "законом", предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.

Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с "законодательством" Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!


В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Ключевые слова: государственные корпорации; правовой статус государственных корпораций; классификация; признаки; юридическое лицо; организационно-правовые формы юридического лиц; некоммерческая организация.

Для более ясного и подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её с помощью единых признаков, являющимися отличительными от иных юридических лиц, а также следует указать общие черты, при этом дать аналогичную классификацию, а также не забыть изучить и дать ответ на вопрос о юридической природе данного учреждения.

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная государством на основании имущественного взноса, а также созданная для выполнения социальных, управленческих или других общественных функций [1]. Государственная корпорация конструируется при помощи федерального закона. Имущество, которое было передано государственной корпорации Российской Федерацией, относится к собственности государственной корпорации. В соответствии с такой нормой мы можем выделить следующие особенности корпорации:

− неизменным учредителем государственной корпорации может являться только государство. К этому можно добавить, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не имеют в своём арсенале, таких функций, как создание государственной (или муниципальной) корпорации;

− при создании государственной корпорации цели носят масштабный характер и не направлены лишь на удовлетворение определенных граждан или юридических лиц

− федеральные законы, выполняющие функции учредительного документа являются особым порядок учреждения государственной корпорации;

− выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственные корпорации не могут быть органом государственной власти, а также не могут быть отраженными в системе органов исполнительной власти [2];

− государство может в не которых случаях гарантировать какие-либо обязательства государственной корпорации [3]. Следует отметить, что государственная корпорация — является основным инструментом не прямого управления, а иного регулятивного воздействия государства на социальные отношения [4].

− исключено членство в государственной корпорации;

В своей статье я изучаю и исследую государственную корпорацию, как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вношу в данное понятие признаки, присущие «корпорациям», которые вносят, как экономисты, так и различные правоведы. Под характерным понятием корпораций можно выделить разновидность юридического лица, которое объединяет некоторое количество лиц, с общим достижением единой цели [5]. На мой взгляд такое определение не является соответствующим «унитарному» представлению государственной корпорации [6]. По мнению Н. Н. Пахомовой законодательство создало определение государственной корпорации именно для того, чтобы заложить презумпцию идентичного функционирования данного субъекта в экономическом обороте вместе с другими субъектами гражданского права, хотя, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не имеет возможности быть определенной к «классическим» корпорациям [7]. Иными словами, законодатель подразумевает под корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую формирует государственные корпорации. Поистине, государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственные корпорации, как исключительный вид юридических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, имеют определенные специфические признаки, которые в совокупности определяют и отличают их от иных видов юридических лиц. При изучении законодательства, о нормативно-правовом регулировании деятельности государственных корпорация, можно выделить следующие характерные признаки [8]:

  1. В государственных корпорациях отсутствуют обязательные для других юридических лиц учредительные документы. В данном признаке подразумевается учредительных договор или устав. Они замещены федеральными законами, которые создают единовременно государственную корпорация, и производят регулирование их деятельность (так называемые «именные законы»);
  2. Формирование имущества государственной корпорации происходит из имущественного взноса, выплат субсидий из федерального бюджета, доход, полученный в ходе их деятельности, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Государственная корпорация является собственником этого имущества;
  3. Ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специализированным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
  4. Ещё одним исключительным признаком государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также не особо строгие требования к раскрытию информации.

Имеется и ещё одна классификация государственных корпораций:

По формированию органов:

По способу финансирования

− с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости;

− определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией.

и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация считается одним из обликов юридических лиц некоммерческих отношений, которые, по собственной правовой природе является государственным учреждением, а не классической «корпорацией» в видение экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особенные критерии о публикации информации о деятельности дают возможность государству создавать особенные учреждения, иным образом выходящие за рамки общего законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, юридическое лицо, имущественный взнос, лицо, некоммерческая организация, правовой статус, признак.

Ключевые слова

государственные корпорации, правовой статус государственных корпораций, классификация, признаки, юридическое лицо, организационно-правовые формы юридического лиц, некоммерческая организация

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

При этом государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает

Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, сильно отличающейся от признанных.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории.

Таким образом, возникает корпорация или юридическое лицо.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации

Исходя из определения корпорации в ГК РФ, корпорация не относится к какой-либо определенной правовой форме.

Правовой статус коммерческой организации по действующему.

Исходя из вышесказанного, правовой статус коммерческой организации в России по действующему законодательству в

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Это означает, что юридическое лицо представляет собой совокупность двух и более лиц

В едином государственном реестре юридические лица фигурируют как совокупность

Четвертым признаком юридического лица можно выделить то, что юридическое лицо несет.

Особенности учредительных документов корпорации

Органы управления корпоративного юридического лица. юридическое лицо, лицо, государственная регистрация, Российская Федерация, период ликвидации, государственная регистрация изменений, указанное юридическое лицо, ликвидируемое юридическое лицо.

Участие государства в акционерных обществах | Статья в журнале.

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты.

юридическое лицо является организацией; существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Масленникова Л. В. Тенденции развития гражданского законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Организация как субъект финансовых правоотношений

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной

Организации — это: ‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; ‒ компании и другие корпоративные.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям для

ограниченная ответственность, общество, Российская Федерация, юридическое лицо, ГК РФ, нотариальное удостоверение.


Статья посвящена вопросу сущности такого субъекта российской правовой системы, как государственные корпорации. Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие деятельность каждого конкретного субъекта, выводят государственные корпорации за рамки гражданского права и оборота, делая их уникальным правовым явлением.

Ключевая особенность рассматриваемой категории юридических лиц, имеющая место в общих нормах закона, заключается в том, что регулирование каждой конкретной государственной корпорации и государственной компании регулируется отдельным федеральным законом, в соответствии с которым создаются указанные юридические лица.

Отсюда исключительность государственной корпорации и государственной компании как юридических лиц. В данном случае нельзя признать их абстрагированными организационно-правовыми нормами. По своей сути, речь идёт об особой аккумуляции государственного капитала, а иногда и создание особого субъекта, обладающего публично-правовыми полномочиями.

Особенно ярко эта особенность государственных корпораций проявляется в случае госкорпорации «Росатом». Так, ФЗ «О Росатоме», устанавливает целый спектр полномочий публично-правового характера. По этому поводу Д. Г. Биченов и В. В. Колобов пишут следующее: «Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти. В силу ст. 8 указанного закона Росатом принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории РФ акты органов власти РФ и бывшего СССР. …Названной государственной корпорации не только переданы в полном объеме полномочия, составляющие компетенцию органов государственной власти (см. ст.ст. 7–14 указанного Закона), включая и компетенцию в области нормативно-правового регулирования, но также и право иметь собственные военизированные охранные подразделения. По существу, данная госкорпорация выступает в качестве органа государственной власти. При этом властные полномочия осуществляются Росатомом в отношении других участников рынка — субъектов гражданского права (ст.ст. 23, 33, 38–40 названного Закона)» [1].

Госкорпорации имеют привилегированное положение и исключены из-под действия норм антимонопольного законодательства в части запрещения на ограничивающие конкуренцию нормативные акты, что установлено п. 3 с. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

Анализируя положение иных госкорпораций, в научной литературе можно встретить следующие выводы и предложения: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права.

В связи с этим представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти…фонд… хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. В качестве первого шага на этом пути целесообразно установление законодательного запрета на создание новых госкорпораций» [2].

Соглашаясь с тем, что государственные корпорации являются особыми субъектами, выходящими за рамки такого института гражданского права, как юридические лица, представляется, что ограничение государства в части возможности создания новых госкорпораций недопустимо, как и изменение статуса уже существующих госкорпораций. Оценка необходимости создания подобных правовых субъектов, а также их функционирования выходит за рамки гражданского права, потому при их изучении невозможно основываться только на положениях данной отрасли права и науки, как и исключительно положениях корпоративного права.

В свою очередь, О. С. Ивашкина пишет следующее: «Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация — юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты» [3].

В данном случае, соглашаясь, что госкорпорации, фактически, не являются корпорациями, следует отметить, что попытка втиснуть госкорпорации в рамки гражданско-правового института юридических лиц является некорректной.

Следует признать, что в данном случае в отечественном правопорядке создан особый субъект, место которого в главе 5 ГК РФ, наряду с прочими публично-правовыми образованиями.

Данный факт подтверждается тем, что госкорпорации могут обладать и отдельные из них обладают целым перечнем прав публично-правового характера, имеют исключительное положение в части антимонопольного законодательства. Более того, тот факт, что создание госкорпорации обусловлено актом публичного права — отдельным законом, ещё более обособляет данный субъект от института юридических лиц. Таким образом, госкорпорации и, потенциально, госкомпании, следует признать особыми субъектами гражданского права.

Основные термины (генерируются автоматически): госкорпорация, Государственная корпорация, государственная власть, антимонопольное законодательство, государственная компания, исключительное положение, корпорация, особый субъект, публично-правовой характер, юридическое лицо.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: