Особенность специализации военных судов обусловлена

Обновлено: 25.04.2024


Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы военных судов и их место в российской судебной системе.

Военный суд Российской Федерации – Федеральный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации и имеющий общую юрисдикцию, в которой вооруженные силы Российской Федерации, другие вооруженные силы, федеральные законы осуществляют юрисдикцию в органах, регулирующих военную службу, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными и федеральными законами [3].

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В результате принятия 29 июня 1999 года Федерального Конституционного Закона (ФКЗ) «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне была завершена реорганизация системы военных судов Российской Федерации, создан независимый от органов исполнительной власти военный суд, призванный служить гарантом справедливости и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Исключительной властью Федерального закона является возможность создания и упразднения военных судов. Военный суд не может быть упразднен до тех пор, пока вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не будут одновременно переданы в ведение другого суда. Верховный Суд Российской Федерации устанавливает численность судей военных судов из общего числа судей федерального суда общей юрисдикции, установленного федеральным законом О федеральном бюджете.

Создание военных судов осуществляется в свободно доступных местах по территориальному признаку в зависимости от места дислокации войск и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, военных организаций и учреждений.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации относятся к компетенции военного суда, что предусмотрено статьями 9 или 10 закона, в соответствии с которыми Военная коллегия Верховного суда является непосредственным Высшим судом по отношению к окружному (а также военно-морскому) военному суду. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председателем Военного совета является заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Военные суды и отделения военных университетов осуществляют правосудие в военных судах и военных университетах. Работники этих учреждений отвечают за обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, осуществление мероприятий по систематизации законов и другие задачи суда. Руководитель аппарата военного суда и аппарата военной коллегии является руководителем соответствующего аппарата. Председатель Военного суда несёт ответственность за обеспечение контроля за деятельностью аппарата военного суда [4].

Судьи военных судов имеют те же права, что и судьи судов общей юрисдикции. Судьи военных судов полностью обеспечены независимостью судей и подчиняются только Конституции и федеральным законам [5].

Количество военных судов и количество военных судей зависит от условий работы военных судей. Больше судей требуется в районах с высокой концентрацией войск или там, где войска действуют в экстремальных условиях. Согласно статье 3.1 закона, о которой уже говорилось, численность военных судов и численность судей устанавливаются Верховным судом Российской Федерации (количество военных трибуналов к военным судам).

Основным элементом военно-судебной системы является гарнизонный военный суд. Они действуют как суд первой инстанции. Гарнизонный суд, которому подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, состоит из председателя, его заместителя и других судей, за исключением случаев, когда они подсудны высшему окружному (военно-морскому) военному суду и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на районы дислокации одного или нескольких гарнизонов. Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Этот принцип характерен как для уголовных, так и для гражданских и административных дел, которые рассматриваются гарнизонным военным судом.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Согласно п. 1 ст. 14 характеризуемого Закона, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны.

Военные суды округов (флотов) осуществляют свои функции как суды второй и надзорной инстанций. Согласно п. 2 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает законность и обоснованность вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно п. 3 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Согласно п. 1 ст. 13 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения. Согласно п. 2 ст. 13 Закона, окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

Выделяя особенности работы военного суда сегодня, можно отметить две основные. Первая особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи. Спустя десять лет, уже в 2003 году, военный суд рассматривал около 100 тысяч таких заявлений военнослужащих. По статистике, уголовные дела составляют 10% от общей судебной работы военных судей.

Осуществление военными судами судебных функций становится все более реституционным, основанным на правах человека.

Еще одной особенностью является повышенный уровень открытости в действиях военных судов. Успешно решен вопрос о взаимодействии военного суда со всеми средствами массовой информации. Во всех округах и военно-морских судах созданы и работают внештатные пресс-службы, которые могут поддерживать деловые отношения с газетными учреждениями, теле-и радиостудиями. Эти вопросы всегда находятся на контроле военно-судебной подсистемы, регулярно анализируются, а затем в военный суд направляются информационные письма и методические рекомендации.

В целом, в настоящее время в России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"). Это федеральные суды общей юрисдикции.

Военные суды подразделяются на два специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов:

1) гарнизонные военные суды;

2) окружные (флотские) военные суды.

Дела, подсудные военным судам, рассматриваются также Верховным Судом РФ. Однако законодатель не включает ни Верховный Суд РФ, ни его структурные подразделения в систему военных судов (ст. ст. 8 и 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

Все военные суды создаются федеральным законом по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды могут быть созданы и по месту дислокации воинских частей, предприятий, учреждений или организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Второй вид (звено) военных судов - окружные (флотские) военные суды, действуют на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся только на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Компетенция военных судов:

Исходя из содержания ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", военные суды по подсудным им делам осуществляют правосудие в первой, апелляционной, кассационной инстанциях и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК;

в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы;

г) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам;

д) материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военным судам подсудны следующие дела (общая подсудность дел):

1. уголовные дела о преступлениях , в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а также лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов;

2. дела об административных правонарушениях , совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами;

4. заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

5. дела по жалобам на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

6. дела о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

7. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей ;

Лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов.

Первым звеном являются гарнизонные военные суды.

Состав: председатель суда, его заместители, судьи.

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов.

2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей, о применении дисциплинарного ареста.

Вторым звеном являются окружные (флотские) военные суды.

Состав : такой же, как в гарнизонных военных судах.

  • Президиум
  • могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

  • гражданские дела, связанные с государственной тайной;
  • заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
  • уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

  • апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;
  • вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;
  • вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Третьим звеном является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

  • дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;
  • заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

б) по 2-ой инстанции Военная коллегия проверяет в апелляционном порядке не вступившие в силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

в) по кассационной инстанции может проверять:

  • вступившие в силу приговоры окружных (флотских) военных судов, если ранее они не проверялись Военной коллегией в апелляционном порядке;
  • кассационные постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;
  • вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов и апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум окружного (флотского) военного суда.

Апелляционные и кассационные определения Военной коллегии могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

Место В настоящее время система военных судов представляет собой компактную и достаточно эффективную организацию. В нее входят гарнизонные военные суды, являющиеся судами первой инстанции, окружные и флотские военные суды, полномочия которых аналогичны полномочиям судов общей юрисдикции среднего звена. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба

(ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Военные суды в соответствии с ч. 3 ст. 4 данного Закона относятся к системе федеральных судов общей юрисдикции. Их деятельность регламентирована Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».

Роль1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время 51.Система военных судов. Порядок формирования, структура и полномочия. Правовой статус судей военных судов.

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 25.12.2012)
"О военных судах Российской Федерации"

СистемаВ систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Система военных судов строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ и состоит из трех звеньев. Основное звенообразуют гарнизонные военные суды . Эти суды в пределах, установленных данным Законом, рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного военного суда (ст. 22). В отличие от районных судов (равных им по статусу), гарнизонные военные суды не пересматривают судебные решения в порядке апелляции в связи с тем, что создание мировой юстиции (института мировых судей) в вооруженных силах не предполагается. Суды этого уровня состоят из председателя суда и нескольких судей. Председатель суда выполняет функции, сходные с функциями председателей районных судов. Среднее звенообразуют окружные военные суды. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. По первой инстанции они рассматривают уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. В состав военного суда среднего уровня входят председатель, его заместители и судьи. В нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Высшей судебной инстанциейпо отношению к военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образована Военная коллегия. Она уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций. В качестве суда первой инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если этим судьей заявлено соответствующее ходатайство. Также Военная коллегия рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу; дела в надзорном порядке, а также ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О военных судах Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
20 мая 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Военные суды Российской Федерации

2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 4. Основные задачи военных судов

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: