Особенность правопреемства новых независимых государств

Обновлено: 28.03.2024

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Содержание

Концепции правопреемства

Концепция универсального правопреемства — в соответствии с ней правопреемство в международном праве похоже на правопреемство в частном праве и предполагает переход суверенитета от предшественника к преемнику в полном объёме, по всем правоотношениям. Суверенитет и приобретенные на его основании права и обязанности рассматриваются как атрибут территории государства.

Противоположная позиция предполагает полное исчезновение предшествующего государства и его суверенитета и возникновение совершенно нового субъекта международного права, не связанного обязательствами государства-предшественника. За исключением соблюдения государственных границ и договоров, их устанавливающих (принцип uti possidetis)

Случаи правопреемства

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)
  • выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)
  • объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)
  • присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Объединение не предполагает сохранения государства-предшественника.

См. также

Источники

  • Письмо МИД РФ от 13.01.1992 г. № 11/угп «Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров, заключённых СССР»
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединёнными в Лондонский клуб кредиторов»

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правопреемство государств" в других словарях:

Правопреемство государств — (англ. succession of government) в международном праве переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может иметь место при смене социального строя, возникновении новых суверенных государств, образовании нескольких государств на… … Энциклопедия права

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей от одного государства к другому или смена государства, ответственного за какую либо территорию. Правоотношения, связанные с П.г., возникают, во первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому … Юридический словарь

Правопреемство государств — означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой либо территории. Источник: ДОГОВОР О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И АКТИВОВ СОЮЗА ССР … Официальная терминология

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может возникать: 1) при социальной революции, в результате которой происходит смена общественного строя; 2) при возникновении новых независимых государств в результате национально… … Энциклопедический словарь экономики и права

правопреемство государств — переход прав и обязанностей от одного государства к другому или смена государства, ответственного за какую либо территорию. Правоотношения, связанные с П.г., возникают, во первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому … Большой юридический словарь

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей от одного государства к другому. Правоотношения, связанные с правопреемством, возникают, во первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому и, во вторых, в случае возникновения нового… … Энциклопедия юриста

Правопреемство государств — в международном праве переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в состав другого,… … Большая советская энциклопедия

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой либо территории … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Правопреемство — Правопреемство переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому. При этом правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство. Характерными признаками … Википедия

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ — переход прав и обязанностей относительно положения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) правопреемство государств как… … Юридическая энциклопедия

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности,
государственных архивов
и государственных долгов

Государства-участники настоящей Конвенции,

учитывая глубокие изменения в международном сообществе, обусловленные процессом деколонизации,

учитывая также, что другие факторы могут в будущем приводить к случаям правопреемства государств,

будучи убежденными в этих обстоятельствах в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм, касающихся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов как средства обеспечения более надежной правовой основы международных отношений,

отмечая, что принципы свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подчеркивая важное значение кодификации и прогрессивного развития международного права, в которых заинтересовано международное сообщество в целом и которые имеют особое значение для укрепления мира и международного сотрудничества,

полагая, что вопросы, касающиеся правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, имеют особое значение для всех государств,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

напоминая, что уважение территориальной целостности и политической независимости любого государства является требованием Устава Организации Объединенных Наций,

принимая во внимание положения Венских конвенций о праве международных договоров 1969 года и о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года,

подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права,

договорились о нижеследующем:

Часть I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Сфера применения настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция применяется к последствиям правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Статья 2
Употребление терминов

1. Для целей настоящей Конвенции:

а) "правопреемство государств" означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;

b) "государство-предшественник" означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государств;

с) "государство-преемник" означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;

d) "момент правопреемства государств" означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств;

е) "новое независимое государство" означает государство-преемник, территория которого непосредственно перед моментом правопреемства государств являлась зависимой территорией, за международные отношения которой было ответственно государство-предшественник;

f) "третье государство" означает любое государство, которое не является ни государством-предшественником, ни государством-преемником.

2. Положения пункта 1, касающиеся употребления терминов в настоящей Конвенции, не затрагивают употребление этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве любого государства.

Статья 3
Случаи правопреемства государств, подпадающие
под действие настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция применяется только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и, в особенности, в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

Статья 4
Применение настоящей Конвенции во времени

1. Без ущерба для применения любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых подпадали бы последствия правопреемства государств в силу международного права независимо от настоящей Конвенции, она применяется исключительно в отношении правопреемства государств, которое наступило после ее вступления в силу, если не достигнута иная договоренность.

2. Государство-преемник может в момент выражения своего согласия быть связанным настоящей Конвенцией или в любой последующий момент сделать заявление, что оно будет применять ее положения к своему собственному правопреемству государств, наступившему до вступления настоящей Конвенции в силу, в своих взаимоотношениях с любым другим договаривающимся государством или с любым другим государством-участником Конвенции, которое сделает заявление о своем согласии с указанным заявлением этого государства-преемника. С даты вступления Конвенции в силу между государствами, сделавшими заявления, или с даты заявления о согласии - в зависимости от того, какая из них является более поздней, - положения настоящей Конвенции будут применяться к последствиями правопреемства государств с момента этого правопреемства государств.

3. Государство-преемник может в момент подписания настоящей Конвенции или в момент выражения своего согласия быть связанным ею сделать заявление, что оно будет временно применять ее положения к своему собственному правопреемству государств, наступившему до вступления настоящей Конвенции в силу, в своих взаимоотношениях с любым другим договаривающимся или подписавшим ее государством, которое сделает заявление о своем согласии с указанным заявлением этого государства-преемника; с даты такого заявления о согласии положения настоящей Конвенции будут применяться временно к последствиям правопреемства государств во взаимоотношениях между этими двумя государствами с момента этого правопреемства государств.

4. Заявление в соответствии с пунктами 2 или 3 должно содержаться в письменном уведомлении, направляемом депозитарию, который будет информировать участников настоящей Конвенции и государства, имеющие право стать ее участником, об указанном уведомлении и о его содержании.

Статья 5
Правопреемство в других областях

Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, касающийся последствий правопреемства государств в других областях, помимо тех, которые предусмотрены в настоящей Конвенции.

Статья 6
Права и обязанности физических или
юридических лиц

Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, касающийся прав и обязательств физических или юридических лиц.

Часть II
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Раздел 1. Введение

Статья 7
Сфера применения настоящей Части

Статьи настоящей Части применяются к последствиям правопреемства государств в отношении государственной собственности государства-предшественника.

Статья 8
Государственная собственность

Для целей статей настоящей Части "государственная собственность государства-предшественника" означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств, принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству.

Статья 9
Последствия перехода государственной
собственности

Переход государственной собственности
государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого
государства и возникновение прав государства-преемника на
государственную собственность, которая переходит к
государству-преемнику с учетом положений статей настоящей Части.

Статья 10
Дата перехода государственной собственности

Если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государств.

Статья 11
Переход государственной собственности
без компенсации

С соблюдением положений статей настоящей Части и если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Статья 12
Отсутствие последствия правопреемства государств
для собственности третьего государства

Правопреемство государств как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент правопреемства государств находятся на территории государства-предшественника и которые в указанный момент принадлежат согласно внутреннему праву государства-предшественника третьему государству.

Статья 13
Сохранение и невредимость государственной
собственности

Для целей применения положений статей настоящей Части государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с этими положениями.

Раздел 2. Положения, относящиеся к
определенным категориям правопреемства государств

Статья 14
Передача части территории государств

1. Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними.

2. В случае отсутствия такого соглашения:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

b) движимая государственная собственность
государства-предшественника, связанная с деятельностью
государства-предшественника в отношении территории, являющейся
объектом правопреемства государств, переходит к
государству-преемнику.

Статья 15
Новое независимое государство

1. Когда государство-преемник является новым независимым государством:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

b) недвижимая собственность, принадлежавшая территории, являющейся объектом правопреемства государств, находящаяся за ее пределами и ставшая государственной собственностью государства-предшественника в период зависимости, переходит к государству-преемнику;

с) недвижимая государственная собственность
государства-предшественника, иная, чем указанная в подпункте b, и
находящаяся за пределами территории, являющейся объектом
правопреемства государств, в образовании которой принимала участие
зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле,
соответствующей вкладу зависимой территории;

d) движимая государственная собственность
государства-предшественника, связанная с деятельностью
государства-предшественника в отношении территории, являющейся
объектом правопреемства государств, переходит к
государству-преемнику;

е) движимая собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника, переходит к государству-преемнику;

f) движимая государственная собственность
государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в
подпунктах d и е, в образовании которой принимала участие зависимая
территория, переходит к государству-преемнику в доле,
соответствующей вкладу этой зависимой территории.

2. Когда новое независимое государство образовано из двух или нескольких зависимых территорий, переход государственной собственности государства-предшественника или государств-предшественников к новому независимому государству регулируется в соответствии с положениями пункта 1.

3. Когда зависимая территория становится частью территории государства, иного, чем государство, которое несло ответственность за ее международные отношения, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику регулируется в соответствии с положениями пункта 1.

4. Соглашения, заключенные между государством-предшественником и новым независимым государством для регулирования правопреемства в отношении государственной собственности государства-предшественника иным образом, чем в соответствии с пунктами 1 - 3, не должны наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

Статья 16
Объединение государств

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Статья 17
Отделение части или частей территории государства

1. Когда часть или части территории государства отделяются от него и образуют государство-преемник, и если государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;

b) движимая государственная собственность
государства-предшественника, связанная с деятельностью
государства-предшественника в отношении территории, являющейся
объектом правопреемства государств, переходит к
государству-преемнику;

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей от государства-предшественника, который обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством или незаконной оккупацией, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Эту функцию выполняли государства-метрополии, которые при этом не считались с национальными интересами народов зависимых территорий. Большая часть распространившихся на зависимые территории договоров имела явно кабальный характер. Продолжение действия подобных договоров ставило под угрозу политическую и экономическую независимость молодых государств. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) предусматривает освобождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника. В Конвенции закреплено право новых независимых государств самостоятельно определять международные договорные связи, признается их неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, содержится положение о незаконности создания иностранных военных баз на чужих территориях, установлена обязанность государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права. В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В соответствии с Конвенцией, когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству преемнику. К нему переходит и такая недвижимая государственная собственность, которая находилась за пределами этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Если в образовании такой собственности, находящейся за рубежом, участвовала зависимая территория, то к новому государству она переходит в доле, соответствующей вкладу зависимой территории. В отношении движимой государственной собственности в Конвенции 1983 г. указывается, что такая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику, так же как и собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника. Иная движимая государственная собственность государства-предшественника, если в ее образовании участвовала зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории. Одной из наиболее сложных и острых проблем правопреемства является правопреемство в отношении долгов. Ст. 38 Конвенции 1983 г. принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику, что уже само по себе важно для освободившихся от колониального гнета государств. Не исключается возможность заключения соглашений о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем в Конвенции дается определенное направление, ориентировка в отношении тех условий, при которых в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. Это может иметь место, если долг государства-предшественника связан «с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств». Таким образом, переход долга, не имеющего отношения к деятельности государства-метрополии на соответствующей зависимой территории, исключается вообще. Долг, возникший в связи с деятельностью на соответствующей территории, должен быть связан тж. с имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству. Конвенция содержит своего рода гарантийную оговорку, цель которой обеспечить положение, при котором не допускалось бы навязывание со стороны бывшей метрополии освободившемуся государству условий таких соглашений, которые были бы пагубны для его экономической независимости, подрывали бы основы его экономического благосостояния.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - переход прав и обязанностей от государства-предшественника, который обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством или незаконной оккупацией, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Эту функцию выполняли государства-метрополии, которые при этом не считались с национальными интересами народов зависимых территорий. Большая часть распространившихся на зависимые территории договоров имела явно кабальный характер. Продолжение действия подобных договоров ставило под угрозу политическую и экономическую независимость молодых государств. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) предусматривает освобождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника.

В Конвенции закреплено право новых независимых государств самостоятельно определять международные договорные связи, признается их неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, содержится положение о незаконности создания иностранных военных баз на чужих территориях, установлена обязанность государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права. В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В соответствии с Конвенцией, когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству преемнику. К нему переходит и такая недвижимая государственная собственность, которая находилась за пределами этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Если в образовании такой собственности, находящейся за рубежом, участвовала зависимая территория, то к новому государству она переходит в доле, соответствующей вкладу зависимой территории. В отношении движимой государственной собственности в Конвенции 1983 г. указывается, что такая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику, так же как и собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника. Иная движимая государственная собственность государства-предшественника, если в ее образовании участвовала зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории.

Одной из наиболее сложных и острых проблем правопреемства является правопреемство в отношении долгов. Ст. 38 Конвенции 1983 г принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику, что уже само по себе важно для освободившихся от колониального гнета государств. Не исключается возможность заключения соглашений о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем в Конвенции дается определенное направление, ориентировка в отношении тех условий, при которых в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. Это может иметь место, если долг государства-предшественника связан "с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств". Таким образом, переход долга, не имеющего отношения к деятельности государства-метрополии на соответствующей зависимой территории, исключается вообще. Долг, возникший в связи с деятельностью на соответствующей территории, должен быть связан т.ж. с имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству. Конвенция содержит своего рода гарантийную оговорку, цель которой - обеспечить положение, при котором не допускалось бы навязывание со стороны бывшей метрополии освободившемуся государству условий таких соглашений, которые были бы пагубны для его экономической независимости, подрывали бы основы его экономического благосостояния.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: