Основным источником государственного права является государственный кодекс рф исправить ошибки

Обновлено: 30.04.2024

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

классификация правовых норм, материальное право, процессуальное право управомочивающие нормы, обязывающие нормы.

Ответ: классификация правовых норм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам права современных правовых систем.

1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Конституция РФ, общефедеральные законы, федеральные конституционные законы, нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

Ответ: нормативно-правовые акты

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права .

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

норма права, нормативный правовой акт, судебный прецедент, источник права, система права.

Ответ: система права

9. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права .

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

10. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

11. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Гражданское право - это отрасль права ***(А), нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.*** (Б) гражданского права являются физические лица, ***(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения ***(Г): отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т.д. Основными ***(Д) гражданского права являются ***(Е), Гражданский кодекс РФ, другие законы, например, Закон РФ «О защите прав потребителей».

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс РФ

6) юридические лица

13. Найдите в приведенном ниже списке источники права, относящиеся к отраслям частного права.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовой кодекс РФ

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ

3) Кодекс РФ об административных правонарушениях

4) Земельный кодекс РФ

5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

6) Семейный кодекс РФ

14. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

15. Найдите в приведённом списке черты, отличающие нормы морали от норм права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закреплены в формальных актах

2) носят неформальный характер

3) обеспечены государственным принуждением

4) соответствуют представлениям о добре и зле

5) обеспечиваются общественным мнением

Ответ: 245

16. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

2) Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

3) Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

4) Законы подписываются Президентом РФ.

5) Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

6) Федеральные законы подписываются председателем Конституционного суда РФ.

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ***(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируют его ***(Б). Административное право обеспечивает правовую ***(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ***(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных ***(Д), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ***(Е) и актов правосудия.

18. Найдите в приведённом ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право

2) гражданское право

3) семейное право

4) экологическое право

5) финансовое право

6) трудовое право

19. Найдите в приведённом ниже списке примеры гражданского правонарушения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентов в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

20. Установите соответствие между проступками и отраслью права, регулирующей данное правоотношение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) право на совместную собственность супругов

1) семейное право

Б) завещание имущества

2) гражданское право

В) определение имени для своего ребенка

Г) доверенность на пользование автомобилем

Д) дарение имущества

21. Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Нормативный правовой акт - правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным ***(А) государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования ***(Б). Нормативные правовые акты принято разделять на два вида: законы и ***(В). Основанием такой классификации служит ***(Г) нормативного правового акта. Установлена строгая система соподчинения - ***(Д) нормативных правовых актов. Ни один нормативный правовой акт, принимаемый в Российской Федерации, не может противоречить ***(Е)».

6) подзаконные акты

7) Федеральное Собрание РФ

3) общественные отношения

8) юридическая сила

5) Конституция РФ

23. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

6) Закон «Об образовании»

24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституционное право является основной ***(А) права любого современного государства, поскольку представляет собой совокупность юридических норм, определяющих форму правления, ***(Б) устройства, структуру ***(В), права и обязанности граждан. Основным ***(Г) конституционного права России является Конституция РФ 1993 года. Россия провозглашена ***(Д) федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ***(Е) России».

1) государственная власть

2) многонациональный народ

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В части 1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в ч. 2 той же статьи указывается, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

21. Что понимается под обратной силой закона?

22. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

23. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

24. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мнение об ограничении применения обратной силы закона, а также предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия.

1. Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

2. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Гражданин был осужден за совершение преступления, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Через два месяца вступает в силу закон, смягчающий наказание за данный вид преступлений до двух лет. Данный закон улучшает положение осужденного, поэтому решение суда будет изменено в соответствии с новым законом в пользу осужденного.

Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

Я считаю, что принцип «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» является проявлением гуманности современного права. Общество является динамической системой, постоянно развивающейся и совершенствующейся, и законодательство не стоит на месте, развивается вместе с ним. Человек не должен страдать от этих перемен, даже если он совершил в жизни ошибку.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право как социальный регулятор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаке права как социального регулятора, и одно предложение, раскрывающее любую функцию права.

25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Право как социальный регулятор - это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства»;

2) могут быть приведены следующие предложения:

— «С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества»;

— «Право должно одинаково защищать и оберегать интересы всех членов общества».

26. Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

26. В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) проведение выборов в Государственную думу РФ;

2) организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации;

3) наделение главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента.

27. Подтвердите или опровергните следующую точку зрения: «Правовой обычай является наиболее эффективным по сравнению с другими источниками права, поскольку в большинстве случаев исполняется добровольно, так как основан на привычках». Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

В случае согласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— возникает «снизу», а не «сверху», а поэтому способен полнее, нежели другие источники права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком.

В случае несогласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется.

Могут быть приведены другие аргументы

28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Нормативно-правовой акт и законотворческий процесс в РФ».

28.Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Определение нормативно-правового акта как источника права.

2) Типы нормативных актов:

а) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);

б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

3) Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу;

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом.

4) Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) и др.

1. Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам:
а) основы законодательства; б) кодекс;
В) устав образовательного учреждения; г) устав субъекта РФ.

2. Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу:
а) указ; б) постановление;
В) кодекс; г) приказ.

3. Исторически первым источником права являлся:
а) судебный прецедент; Б) правовой обычай;
в) правовая доктрина; г) нормативный договор.

4. Основным источником права в России является:
а) Шариат б) Обычай В) Правовой акт г) Прецедент.

5. Гражданское право относится к:
а) Обычному праву б) Публичному праву В) Частному праву г) Правам человека

6. Метод автономии применяется в праве:
а) Уголовном б) Финансовом в) Процессуальном г) Трудовом.

7. Авторитарный метод используется в праве:
а) Гражданском б) Уголовном в) Семейном г) авторском

8. Судебный прецедент широко используется:
а) В странах Африки б) Во Франции в) в России г) Великобритании.

9. Споры между организациями рассматривает:
а) Прокуратура б) Мировой суд в) Арбитражный суд г) Органы исполнительной власти.

10. К новым отраслям права не относится право:
а) Экологическое б) Предпринимательское в) Уголовное г) Торговое.

11. Указы президента РФ являются:
а) Законами б) Пожеланиями в) Подзаконными актами г) Поручениями.

12. Источником государственного права является:
а) Указы президента б) Конституция в) Закон, принятый государственной Думой
г) Постановление Правительства.

13. Источником права не является:
а) юридический факт; б) правовой обычай;
в) административный прецедент; г) нормативный договор.

14. К институтам права не относится:
а) Кодекс законов о труде б) Трудовой договор в) рабочее время г) коллективный договор

15. Право это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:
а) Общество б) Государство в) Церковь г) наука

Цель : научиться работать с новыми понятиями и давать характеристику органам государст­венной власти .

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015 (т.8.7)

Задание 1. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Предметом конституционного права являются:

права, свободы и обязанности личности;

порядок формирования и полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

• Нормы Конституции отличаются от норм других отраслей права:

направленностью на регулирование общественных отноше­ний различного вида;

особым субъектным составом;

• Принципы российского федерализма являются:

единство системы государственной власти;

равноправие и самоопределение народов РФ;

• Признаками российского федерализма являются:

верховенство на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов;

единая государственная территория;

единый государственный язык;

государственные символы и столица РФ;

единая денежная единица;

• Способы досрочного прекращения полномочий Президента:

• Государственная Дума может быть досрочно распущена Пре­зидентом:

в случае, если Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выразит недоверие правительству.

• Возможно досрочное прекращение полномочий правительства:

решение об отставке правительства может принять Прези­дент;

• Формами народовластия в местном самоуправлении явля­ются:

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Основным источником государственного права является Го­сударственный кодекс РФ.

• Правительство Российской Федерации является главой госу­дарства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и граж­данина.

• Законодательную власть в РФ осуществ­ляет Федеральное Собрание - парламент РФ, оно состоит из двух палат - Государственной Думы (верх­няя палата) и Совета Федерации (нижняя палата).

• Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

• Правосудие в РФ осуществляется только судом и на основе закона, но в случаях, предусмотренных зако­ном, допускается создание чрезвычайных судов.

Задание 3. Заполните таблицу. Используйте материал глав 4-7 Конституции РФ. При заполнении строки о Государственной Думе учтите положения избирательного закона 2005 г.

Органы государст­венной власти РФ

Высший Арбитраж­ный Суд

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС


Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 918 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.

6.6. Конституционное право

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.7. Понятие общества
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: Глава 5. Политика
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 3.2. Рынок
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 2.3. Образование
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.8. Сферы общества
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: Глава 2. Духовная культура человека и общества
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.7. Понятие общества
  • Учебник: «Обществознание, учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.7. Понятие общества

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2020 1232
  • DOCX 19.8 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вдовина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Многозадачность учителя: направления, функции и подходы к реализации»

72 минуты

«Нетрадиционные уроки в современной школе»

59 минут

«Нормативно-правовые и организационные аспекты лицензирования и аккредитации применительно к разным уровням образования»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ершов Игорь

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 26 мая 2022 г. № 305-ЭС21-22289 по делу № А40-199994/2020, в котором разъяснил, влияет ли на исчисление срока исковой давности условие о сохранении действия договора до полного исполнения обязательств.

Суд заметил, что условие о сохранении действия договора до полного исполнения обязательств не влияет на исчисление срока исковой давности и не продлевает его течение, а лишь устанавливает период применимости к отношениям сторон условий договора

Рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам жалобы заемщика по спору о расторжении договора займа при условии пропуска срока исковой давности и принятый, как предполагается, итоговый судебный акт – образец качественной и надлежащей судебной работы. Замечу, что заимодавец уже обратился в ВС с надзорной жалобой. Однако, учитывая обстоятельства дела и статистику по количеству экономических споров, рассмотренных Президиумом ВС с 2014 г., определение с высокой степенью вероятности по данному спору является окончательным.

Как показывает практика последних лет, Верховный Суд с методичной настойчивостью исправляет фундаментальные ошибки нижестоящих судов – в этот раз они касались неправильного применения норм материального права об исковой давности. Остается загадкой, почему суды неправильно применяют или не применяют нормы материального и процессуального права, а исправлять ошибки должен ВС, – в частности, в лице Судебной коллегии по экономическим спорам?

Вкратце напомню фабулу дела: заемщик не вернул денежные средства в установленный срок, заимодавец желает расторгнуть действующий договор, хотя ранее ему уже отказали во взыскании суммы займа в связи с пропуском срока исковой давности. Судам предстояло ответить на вопрос: подлежит ли защите в таком случае интерес заимодавца по расторжению договора займа?

Основная ошибка нижестоящих судов заключалась в том, что они забыли о необходимости при исчислении срока исковой давности исходить не из срока действия договора, а из факта и момента нарушения права, дата которого – начало исчисления срока исковой давности. Еще одна ошибка – при вынесении решений суды не заметили, что заимодавец уже обращался с иском о защите его прав, выбрав иск о взыскании денежных средств, в удовлетворении которого было отказано в связи с пропуском срока исковой давности, а требование о расторжении договора – это попытка уйти от пропуска данного срока.

На примере данного спора усматривается попытка истца найти и использовать «умозрительный» шанс защитить его якобы законный интерес, предъявив последовательно несколько различных, но направленных на один результат требований – о получении денежных средств. Считая свои права нарушенными невозвращением заемщиком предоставленной ему суммы, заимодавец тем не менее не обратился в суд за их защитой.

Возникает вопрос: какие требования может предъявить заимодавец к заемщику, если тот не возвращает долг? С учетом позиции ВС представляются возможными следующие варианты действий:

  • требование о расторжении договора аренды с одновременным взысканием суммы долга;
  • требование о расторжении договора аренды с последующим взысканием суммы долга;
  • взыскание суммы долга без предъявления требования о расторжении договора.

Важна также мотивация заимодавца при выражении воли на расторжение договора – следует установить, чем вызвано такое требование. В рассматриваемой ситуации, как следует из обстоятельств дела, была допущена просрочка исполнения обязательства заемщиком.

Была ли иная причина расторгнуть договор займа, нежели невозвращение заемщиком долга? Думаю, нет. Если это действительно так, то, учитывая нормы ст. 196 и 200 ГК РФ, срок исковой давности по требованию заимодавца составляет три года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из фактических обстоятельств дела следует, что заимодавец знал о нарушении своего права еще в момент неисполнения заемщиком обязательства по возвращению долга. Следовательно, далее могло последовать обращение за судебной защитой. Известно, что получение судебной защиты возможно всегда, но если ответчик заявил о пропуске исковой давности, то в случае подтверждения обстоятельств пропуска судебная защита не состоится.

Как правильно заметила Судебная коллегия по экономическим спорам, при применении срока исковой давности важно определить момент нарушения права, являющегося основанием обращения в суд. Определив факт и момент нарушения права, можно сделать вывод о нарушении истцом срока исковой давности (при заявлении процессуального оппонента об этом).

Не следует подменять, «прикрывать» момент нарушения права общим понятием о действии договора во времени. Действительно, договор может действовать, но это не означает отсутствия потенциальной возможности нарушить его (причем неоднократно), что в итоге может привести к нарушению сторонами прав друг друга. Не исключено, что в течение срока действия договора периодически будут возникать различные основания, позволяющие расторгнуть его (в одностороннем порядке, по соглашению сторон или в судебном порядке). Каждое возникшее основание для расторжения – отдельная, самостоятельная потенциальная возможность подать иск в суд.

Допущенное ранее нарушение права противоположной стороны при продолжающемся действии договора не позволяет этой стороне защищать свое право до тех пор, пока действует договор. Иное означало бы отсутствие в определенных случаях исковой давности, что, на мой взгляд, недопустимо и противоречило бы нормам гражданского законодательства, позволяя лицу, чье право нарушено, защищать его, по сути, бесконечно долго. Замечу, что согласно ст. 196 ГК общий срок исковой давности составляет три года, но не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого он установлен. Этих параметров и следует придерживаться субъектам гражданско-правовых отношений при защите их прав в суде.

Еще один важный вопрос – действует ли в данном случае договор займа? Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК договор, в котором отсутствует условие, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. При этом согласно п. 1 ст. 810 Кодекса по общему правилу заемщик обязан вернуть заимодавцу сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. В рассматриваемом случае договор займа содержал условие о сроке возврата суммы займа. Вероятнее всего, договор в данном случае прекратил действие, причем момент прекращения – это момент окончания исполнения заемщиком обязательства по возврату суммы займа (обязательств у заимодавца, окончания исполнения которых следовало бы ожидать, нет).

Полагаю, Судебной коллегии по экономическим спорам ВС следовало бы обратить внимание на момент со сроком действия договора займа с целью придания еще большей силы принятой правовой позиции. В любом случае использованные Верховным Судом доводы исчерпывающим образом опровергают позицию заимодавца в рассматриваемом споре.

Государственное право основано на материальных и юридических источниках.

Материальные источники – это фактически условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного.

Юридические источники – это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права.


Государственно-правовые акты издаются различными органами: прежде всего главным образом это представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления. В меньшей степени они могут издаваться Президентом Российской Федерации и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Государственно-правовые акты получают также разное наименование и обладают различной юридической силой, действуют на всей территории государства или на территории его субъекта, местного самоуправления.

Особое место среди источников государственного права принадлежит Конституции Российской Федерации, которая является Основным законом государства и одновременно основным источником государственного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.

К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы Российской Федерации. Федеральный закон является наиболее распространенной формой источника государственного права. Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных за- конов.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам ведения Российской Федерации, отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия, невозможностью использования по отношению к ним вето Президента; его особая юридическая сила в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст. 16 Конституции).

Федеральный закон, как мы уже говорили, самый распространенный источник государственного права. Однако, в отличие от федеральных конституционных законов, которые относятся к числу основных источников государственного права, федеральные законы будут источниками государственного права только в том случае, когда они содержат нормы государственного права.

К числу таких законов относятся : Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», «О политических партиях», все федеральные законы о выборах и др.

В качестве источников государственного права выступают отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам. Указы, чтобы быть источником государственного права, также должны содержать нормы государственного права.

Например, указы Президента о назначении референдума; об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента Российской Федерации были утверждены Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации (14 ноября 2002 г.), Положения о по- рядке предоставления Российской Федерации политического убежища (21 июля 1997 г.) и др.

Источниками государственного права могут быть также отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания. Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 г.), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 г.).

К числу источников государственного права в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в них положения имеют нормативно-доктринальный характер и являются обязательными для тех органов, которым они адресованы.

Это может повлечь за собой пересмотр или отмену неконституционных актов. Значительная роль принадлежит Конституционному Суду в осуществлении нормативно-доктринального толкования Конституции Российской Федерации, в нормативной интерпретации многих конституционных норм при рассмотрении дел о соответствии Конституции РФ других видов нормативных правовых актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: