Основные принципы предоставления государственных услуг роспотребнадзора

Обновлено: 24.04.2024

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ГАРАНТ:

См. Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 г.г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

от 19 июля 2012 года N 779

(с изменениями на 25 января 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 июля 2021 года на основании
приказа Роспотребнадзора от 8 октября 2020 года N 714
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

в Министерстве юстиции

3 октября 2012 года,

регистрационный N 25589

Приложение

Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584

(с изменениями на 25 января 2018 года)

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 (далее соответственно - государственная услуга, Административный регламент), регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением Роспотребнадзором государственной услуги.

2. Юридическим фактом возникновения условий для предоставления государственной услуги является представление в территориальные органы Роспотребнадзора юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление) в соответствии с перечнями осуществления работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению N 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 584 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3823; 2010, N 16, ст.1928; N 44, ст.5692).

Круг заявителей

4. Заявителями на получение государственной услуги являются индивидуальные предприниматели или юридические лица либо их уполномоченные представители, осуществляющие отдельные виды предпринимательской деятельности, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, обратившиеся в Роспотребнадзор или территориальные органы Роспотребнадзора с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (далее - заявитель).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

5. Информация о порядке предоставления государственной услуги предоставляется:

непосредственно в помещениях Роспотребнадзора, территориальных органов Роспотребнадзора;

с использованием средств телефонной связи, электронного информирования и электронной техники;

6. Место нахождения Роспотребнадзора: 127994, г.Москва, Вадковский пер, д.18, стр.5 и 7.

от 18 июля 2012 года N 775

(с изменениями на 22 июля 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 июля 2021 года на основании
приказа Роспотребнадзора от 5 ноября 2020 года N 747
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

в Министерстве юстиции

24 августа 2012 года,

регистрационный N 25239

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 18 июля 2012 года N 775

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений

(с изменениями на 22 июля 2016 года)

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (далее соответственно - Регламент, государственная услуга, санитарно-эпидемиологическое заключение, Роспотребнадзор) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роспотребнадзора и его территориальных органов, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия между Роспотребнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителем на получение государственной услуги (далее - заявитель) является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), указанное в заявлении о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и информация о котором указывается в строке "Заявитель" санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги), или указываемое в качестве организации-разработчика в санитарно-эпидемиологическом заключении на проектную документацию.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется Роспотребнадзором (его территориальными органами) по телефону, электронной почте, посредством размещения в сети Интернет, в средствах массовой информации, а также издания информационных материалов по вопросам предоставления государственной услуги (брошюр, буклетов и т.д.).

4. Место нахождения Роспотребнадзора:

5. Роспотребнадзор осуществляет прием по вопросам предоставления государственной услуги в соответствии со следующим графиком:

перерыв на обед

6. На официальных сайтах в сети Интернет Роспотребнадзора (его территориальных органов), информационных стендах, расположенных в местах приема по вопросам предоставления государственной услуги Роспотребнадзора (его территориальных органов), а также едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещаются:

сведения о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги;

сведения о документах, представляемых заявителем для предоставления государственной услуги, требования, предъявляемые к этим документам и их оформлению, включая образцы заполнения форм документов;

сведения о времени приема заявителей;

порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги;

сведения о графике работы Роспотребнадзора (его территориальных органов);

порядок получения консультаций;

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц Роспотребнадзора (его территориального органа), предоставляющих государственную услугу.

7. Консультации по вопросам предоставления государственной услуги проводятся должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов), уполномоченными принимать документы, представляемые заявителем для предоставления государственной услуги (далее - уполномоченный специалист), по телефону и во время личного приема.

8. Заявители в течение всего срока предоставления государственной услуги устно или письменно информируются:

об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения;

о сроке завершения оформления санитарно-эпидемиологического заключения и возможности его получения заявителем.

9. В любое время с момента представления заявителем в Роспотребнадзор (его территориальный орган) документов для предоставления государственной услуги заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги по телефону, электронной почте или на личном приеме.

10. При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений принимаются меры по охране конфиденциальности информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

11. Наименование государственной услуги - "Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений".

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

12. Предоставление государственной услуги осуществляется Роспотребнадзором (его территориальными органами).

13. В предоставлении государственной услуги участвуют также ФНС России, организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сведения о местонахождении которых приводятся в приложении N 2 к Регламенту.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 марта 2013 года приказом Роспотребнадзора от 15 января 2013 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

14. Роспотребнадзор (его территориальный орган) не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для предоставления государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

15. Результатами предоставления государственной услуги являются:

выдача санитарно-эпидемиологического заключения;

внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.

Срок предоставления государственной услуги

16. Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента получения заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения в случае, если заявление о предоставлении государственной услуги и документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, были представлены заявителем в электронном виде, осуществляется в срок, не превышающий двадцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

17. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1, ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30, ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366; N 26 (ч.II), ст.3377; 2015, N 1 (ч.1), ст.11; N 29 (ч.1), ст.4339, ст.4359; N 48 (ч.1), ст.6724);

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, ст.3480; N 30 (ч.1), ст.4084; N 51, ст.6679; N 52 (ч.1), ст.6952, ст.6969, ст.7009; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366; N 30 (ч.1), ст.4264; N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.67, ст.72; N 10, ст.1393; N 29 (ч.1), ст.4342, ст.4376; 2016, N 7, ст.916);

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч.1), ст.3431; 2003, N 26, ст.2565; N 50, ст.4855; N 52 (часть I), ст.5037; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2722; 2007, N 7, ст.834; N 30, ст.3754; N 49, ст.6079; 2008, N 18, ст.1942; N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.19, ст.20, ст.23; N 29, ст.3642; N 52 (1 ч.), ст.6428; 2010, N 21, ст.2526; N 31, ст.4196; N 49, ст.6409; N 52 (ч.1), ст.7002; 2011, N 27, ст.3880; N 30 (ч.1), ст.4576; N 49 (ч.5), ст.7061; 2012, N 14, ст.1553; N 31, ст.4322; N 53 (ч.1), ст.7607; 2013, N 26, ст.3207; N 30 (ч.I), ст.4084; N 44, ст.5633; N 51, ст.6699; 2014, N 14, ст.1551; N 19, ст.2312; N 22, ст.3304; N 30 (ч.I), ст.4217, ст.4242; 2015, N 1 (ч.I), ст.10, ст.42; N 13, ст.1811; N 27, ст.4000, ст.4001; N 29 (ч.I), ст.4363; 2016, N 5, ст.559);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2006, N 22, ст.2337; N 52, ст.5587; 2008, N 40, ст.4548; N 46, ст.5337; 2009, N 30, ст.3823; N 33, ст.4081; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; 2011, N 14, ст.1935; N 43, ст.6079; N 44, ст.6272; 2012, N 27, ст.3729; 2013, N 5, ст.405; N 22, ст.2812; N 45, ст.5822; 2015, N 2, ст.491; N 31, ст.4680);

Об информационном обеспечении деятельности и предоставлении Роспотребнадзором государственных услуг.

Переход на межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Росздравнадзором, Федеральным Казначейством, Росимуществом, Росреестром позволил в 2 раза сократить перечень документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг Роспотребнадзора.

В рамках реализации Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (дорожная карта), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, обеспечено электронное взаимодействие с ФТС России, в части предоставления сведений из национального реестра свидетельств о государственной регистрации, выдаваемых в рамках Таможенного союза, необходимых ФТС России для реализации государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Роспотребнадзором предоставляются 5 государственных услуг:

- Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, проектную документацию;

- Государственная регистрация продукции;

- Прием уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

- Лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

- Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

Для каждой государственной услуги Роспотребнадзора разработаны и своевременно актуализируются административные регламенты, содержащие исчерпывающую информацию об административных процедурах, в том числе предусматривающие оказание услуги в электронном виде.

Соответствующая информация о государственных услугах Роспотребнадзора размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время Роспотребнадзором полностью обеспечено предоставление в электронном виде услуги по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

В целях реализации требований Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 2516-р Роспотребнадзором осуществляется перевод государственных услуг в электронный вид.

Приоритетной услугой для Роспотребнадзора является государственная услуга по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.

Правительством Российской Федерации 29.05.2015 утвержден План-график мероприятий по оптимизации процесса оказания государственной услуги «Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений», в соответствии с которым окончательный перевод государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений в электронный вид – возможность заявителем получения результата оказания государственной услуги в электронном виде будет осуществлено в 2016 году.

В настоящее время хозяйствующим субъектам доступна возможность подачи заявлений и необходимого комплекта документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) для получения государственных услуг Роспотребнадзора:

- по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений;

-по лицензированию отдельных видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г . № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» между территориальными органами Роспотребнадзора и многофункциональными центрами (МФЦ) заключены соглашения во всех субъектах Российской Федерации, в рамках которых обеспечено информирование и предоставление отдельных государственных услуг Роспотребнадзора.

Роспотребнадзором обеспечено взаимодействие с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в части предоставления государственной услуги по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для этих целей был утвержден проект типового соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и территориальными органами Роспотребнадзора; определен алгоритм действий специалистов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и территориальных органов Роспотребнадзора по приему и учету уведомлений через МФЦ.

Для обеспечения реализации принципов открытости и выполнения задач, предусмотренных Концепцией, приказом Роспотребнадзора от 14.07.2014 №770 утвержден План мероприятий Роспотребнадзора по реализации Концепции открытости, в котором отражены основные направления повышения уровня открытости, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, а также ответственные должностные лица.

Указанный план размещен на официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет.

В ходе решения задач по исполнению плана мероприятий Роспотребнадзора по реализации Концепции открытости подготовлены предложения по модернизации официального сайта Роспотребнадзора, а также о возможностях информирования о деятельности Роспотребнадзора в социальных сетях.

На официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет создан и регулярно обновляется раздел «Открытые данные Роспотребнадзора».

В разделе «Открытые данные Роспотребнадзора» в доступной для восприятия и получения технического доступа с мобильных устройств форме размещены:

- Перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Перечень подведомственных организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы;

- План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год;

- Реестр выданных лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих);

- Число привитых лиц против инфекционных заболеваний;

- Доля населения, обеспеченная питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности.

Открытые данные Роспотребнадзора готовятся в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также техническими требованиями к публикации открытых данных (версия 3.0).

По результатам мониторинга, проведенного Минэкономразвития России, раздел открытых данных на официальном сайте Роспотребнадзора признан одним из наиболее соответствующих требованиям указанных Методических рекомендаций.

На официальном сайте в разделе «Обращения граждан» обеспечена возможность подачи обращения в электронном виде, посредством которого заявители направляют вопросы о деятельности Роспотребнадзора в части публикации открытых данных и реализации Концепции открытости.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: