Основные принципы нового государства и права франции были сформулированы

Обновлено: 15.04.2024

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Выделяют три основных этапа французской революции: 1) 14 июля 1789г.-10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. - установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793 г. - 27июля 1794 г. - якобинская диктатура.

С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере:фельяны - представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию;якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.

Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятиеДекларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось "естественным и неотъемлемым правам человека", "народному суверенитету", "разделению властей".

К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания.

Большое значение придавалось праву собственности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной.

Всем гражданам предоставлялось право лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Провозглашалась неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как "нет преступления без указания о том в законе"; "обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке"; "никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления". Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер.

В 1791 г. принимается первая Конституция Франции. Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.

Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира.

Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии.

Однако действие этой Конституции продолжалось недолго. 10 августа 1792 г. в результате вооруженного выступления народа король был свергнут. Ведущей политической силой в законодательном собрании стали жирондисты. Было объявлено о создании высшего органа государственной власти - Национального конвента. Внесены изменения в избирательное право: возрастной ценз был снижен до 21 года, сняли и имущественный ценз. Исполнительная власть от короля перешла в руки Временного исполнительного совета. Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась республикой.

Но жирондисты не предприняли мер для разрешения острых социально-экономических противоречий, полной ликвидации феодальных отношений в деревне, облегчения положения широких народных масс. В результате инициатива перешла к наиболее радикальной части буржуазии - якобинцам, возглавляемым Робеспьером, «угоном и Сен-Жюстом. 2 июня правительство жирондистов было свергнуто. Якобинцы разрешили раздел общинных земель, конфискацию и льготную продажу крестьянам земель эмигрантов и контрреволюционеров.

В июне 1793 г. якобинцы принимают новую конституцию, состоящую из Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. Декларация прав человека и гражданина базировалась на Декларации 1789 г., но с более рациональным подходом к проблеме политических прав и свобод. Но во введении к конституции было отражено положение о войне до полной победы над врагами революции.

Высшим органом государственной власти при якобинцах сталКонвент, ему принадлежало право издания и толкования законов. Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всегоКомитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности.

Важное место в системе новой власти занялРеволюционный трибунал, в нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.

К лету 1794 г. основные задачи революции были решены. Это, а также политический террор привели к сужению социальной базы якобинцев и их отстранению от власти.

Летом 1794 г. (27 июля или 9-го термидора) в ходе вооруженного переворота якобинская республика пала. Установилась так называемая термидорианская республика. Политическая власть переходила в руки крупной буржуазии. Для упрочения ее политической власти принимается Конституция 1795 г., из которой исключаются наиболее революционные положения якобинской конституции.

Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с выступлениями народа и дворянской реакцией, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.

Юридическим закреплением нового строя стала Конституция 1799 г. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит.

В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. он принимает титул императора, в его руках сосредоточивается не только исполнительная, но и законодательная власть. Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами исполнительной власти.

Падение Первой империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов. Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула наполеоновскую бюрократическую государственную систему. Политическая организация новой власти была закреплена в Хартии 1814г.

Но реакционная политика быстро вызвала недовольство широких масс, и в июле 1830 г. власть Бурбонов была свергнута. Устанавливается так называемая Июльская монархия во главе с королем Луи-Филиппом. Новая конституция - Хартия 1830 г. - несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей. Но и она оказалась недолговечной.

Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Установился политический режим Второй республики, А в ноябре 1848 г. была принята новая, конституция. Она объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.

Главой государства по конституции становился президент, который избирался на 4 года населением, был независим от парламента и обладал правом внесения законопроектов, отлагательного вето, осуществлял назначения на высшие государственные должности и др.

Законодательную власть осуществляло Национальное собрание, избираемое на 3 года. Национальное собрание назначало членов Государственного совета (сроком на 6 лет), в чью компетенцию входили предварительное рассмотрение законов и функции административной юстиции.

Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона). В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает государственный переворот, разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял назначение должностных лиц и депутатов Сената и Государственного Совета.

Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, так как французское общество устало от феодально-абсолютистской системы управления. Абсолютизм, сыгравший в 16-17 вв. прогрессивную роль в экономическом и культурном развитии страны, к 18 в. превратился в тормоз общественного прогресса.

Французская буржуазия, осознавая свою растущую экономическую силу, болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Третье сословие отстранялось от участия в государственных делах, подвергалась поборам и конфискациям имущества, было незащищено перед всевластием короля и его чиновников.

Генеральные Штаты не созывались с 1614 г. Немаловажную роль в возникновении революционной ситуации сыграл опыт английской и американской революций.

Таким образом, среди причин французской буржуазной революции можно выделить следующие:

1. недовольство широких слоев населения феодально-абсолютистским режимом;

2. отсутствие сословно-представительного органа (Генеральные штаты не созывались почти 175 лет);

3. политическое бесправие буржуазии;

4. фактическое банкротство государства (высокий государственный внутренний и внешний долг при пустой казне),

5. «революция в умах» (Монтескье, Вольтер, Руссо).

С целью пополнить казну и избежать государственного банкротства, король созвал Генеральные штаты, надеясь получить согласие на новые налоги. Он также согласился увеличить представительство третьего сословия в 2 раза.

Открытие Генеральных штатов состоялось 5 мая 1789 г. и сразу же начались затяжные споры оп вопросам процедуры: о способах проверки полномочий, о задачах Генеральных штатов, о правах третьего сословия. Дебаты переросли в острый конфликт с королем.

Опираясь на поддержку народа третье сословие объявило себя Национальным собранием. Позднее к ним присоединилось либеральные депутаты от духовенства и дворянства. С этого момента только с ведома Национального собрания король мог взимать налоги.

Игнорируя протесы короля, Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, взяв на себя функцию по выработке и утверждению Конституции.

Король попытался разогнать депутатов, что вызвало возмущение парижан.

Восстание 14 июля 1789 г., в результате которого была разрушена Бастилия, является началом революции.

Одним из важнейших решений Учредительного собрания стала «Декларация права человека и гражданина», принятая 26 августа 1789 г.

Основные положения Декларации:

- люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности;

- народ имеет право свергнуть неугодное правительство;

- все граждане лично или через своих представителей имеют право участвовать в формировании законов;

- государственная власть должна быть разделена,

- никто не может быть наказан иначе как в силу закона, каждый предполагается невиновным, пока не доказано обратное и др.

Итогом первого этапа революции и деятельности учредительного собрания является Конституция 1791 г., которой присягнул король.

Конституция устанавливала конституционную монархию.

Исполнительная власть вручалась королю. Его власть определялась как неделимая и наследственная, но подзаконная. При вступлении на престол монарх обязан был принести присягу на верность нации и закону.

Исполнительная власть короля была во многом условна, так как он лишался права издавать какие-либо правовые акты, а все чиновники короля были ответственны перед Собранием.

Единственно значимым полномочием являлось право отлагательного вето – до 6 лет, которое не распространялось на налоговые закона.

Законодательная власть вверялась однопалатному Законодательному собранию, избиравшемуся на 2 года и состоявшему из 745 депутатов.

Полномочия Законодательного собрания:

- установление налогов, государственного бюджета, контроль над его исполнением,

- контроль деятельности должностных лиц,

- управление национальным имуществом,

- ратификация международных соглашений.

В Законодательном собрании был представлен весь спектр политических сил, принимавших участие в революции.

Фельяне – представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне. Составляли большинство, стремились не допустить разрастание революции.

Жирондисты – выражали интересы более радикальных торгово-промышленных кругов.

Якобинцы – наиболее революционно-настроенная леворадикальная группировка.

В результате сложной внешнеполитической обстановки Законодательное собрание по предложению жирондистов издало декрет «Отечество в опасности», по которому создавалась новая армия на основе всеобщей повинности.

В августе 1792 г. начался второй этап буржуазной революции - в результате восстания власть перешла к жирондистам.

Был издан декрет об отмене Конституции 1791 г. и созыве Национального Конвента для подготовки новой Конституции.

21 сентября 1792 г. избранный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент провозгласил упразднение монархии и установление республики. Было введено новое летоисчисление. Король был казнен.

Однако постепенно из-за отсутствия экономических реформ, затяжного процесса выработки новой конституции авторитет жирондистов падал.

Народное восстание 31 мая-2 июня 1793 г. привело к изгнанию жирондистов из Конвента и правлению якобинцев.

Радикальные реформы якобинцев:

- земли были переданы крестьянам без выкупа,

- отменялись все феодальные подати,

- была принята демократическая Конституция 1793 г., закрепившая республиканский строй.

По Конституции 1793 г. учреждался постоянно действующий однопалатный парламент (Национальное собрание), избиравшийся сроком на 1 год прямыми выборами. Законодательная власть принадлежала всему народу, так как предложенные парламентом законопроекты вступали в силу, если их поддержали собрания выборщиков по департаментам и первичные собрания населения.

Исполнительная власть вручалась Исполнительному совету из 24 членов, избиравшихся парламентом и ему подотчетных.

Таким образом, якобинцы отказались от провозглашенного ранее принципа разделения властей, сведя воедино законодательную и исполнительную власть.

Однако реальное развитие политических событий революции пошло по пути, отличному от провозглашенного идеала Конституции. официальной декларацией Конвента введение Конституции в силу было отложено «до наступления мира».

Будучи фанатично настроенными революционерами, якобинцы считали, что подавление контрреволюции и упрочение республики возможно путем установления диктатуры.

Диктатура якобинцев оформилась летом 1793 г. Верховным органов являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Комиссары Конвента в департаментах, армии имели почти неограниченные полномочия. Постепенно вся политическая власть сосредоточилась в исполнительных комитетах, важнейшим из которых был Комитет общественного спасения под председательством Робеспьера. Формально Комитет был подотчетен Конвенту, однако Конвент санкционировал все действия и предложения Робеспьера. Ему подчинялись все административные учреждения, все высшие должностные лица, главнокомандующие армиями.

Параллельно организовался ряд других правительственных комитетов, а также чрезвычайных институтов. Одним из них был Комитет общественной безопасности.

Непопулярные реформы якобинцев:

были установлены твердые цены на основные предметы потребления, продовольствие реквизировалось и распределялось через государственные комиссии,

за внешней торговлей был установлен жесткий контроль,

у богатых брали принудительные займы, облагали высокими налогами,

установлен «потолок» заработной платы даже у рабочих, инфляция росла, покупательная способность падала,

выборы в муниципалитеты не проводились, фактически власть на местах находилась у революционных комитетов и др.

Под предлогом борьбы за новую мораль и «спасение отечества» якобинцы развязали настоящий террор. Основным орудием террора стала новая революционная юстиция во главе с чрезвычайным уголовным трибуналом. Трибунал применял только одну меру наказания – смертную казнь. Предварительное расследование отменялось, допрос совмещался с судебным рассмотрением. Уликами признавались любые доказательства, в том числе и моральные. Апелляции и кассации не допускались. Приговор приводился в исполнение в день вынесения.

Публичные казни, кровь на эшафоте запугивало и отталкивало от якобинцев и средний класс, и крестьян.

Уничтожив пережитки феодализма, якобинцы свою историческую миссию выполнили. Они стали мешать и пугать буржуазию. 27 июля 1794 г. на заседании Конвента Робеспьер и его соратники были арестованы, а затем казнены. Начался террор против якобинцев.

Государственный переворот осуществила крупная буржуазия. Была принята Конституция 1795 г., по которой был установлен режим Директории, просуществовавший 4 года.

Государственный переворот 9 термидора привел к власти крупную буржуазию. Была принята новая Конституция 1795 г., учредившая двухпалатный Законодательный корпус: Совет старейшин (250 членов не моложе 40 лет) и Совет 500 (не моложе 30 лет). Восстанавливался высокий имущественный ценз для избирателей.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов, избиравшихся путем тайного голосования Законодательным корпусом.

Политика Директории была непоследовательной: от преследования якобинцев и дворян-эмигрантов до высокого налогообложения финансистов и спекулянтов.

И народ, и представители буржуазии и дворянства устали от нестабильности. Франция «созрела» для сильной власти.

Государственный переворот 18 брюмера VIII года революции привел к упразднению Директории и установлению власти трех консулов – генерала Бонапарта и 2-х бывших членов Директории и принятию новой Конституции 1799 г. Активную поддержку Бонапарту оказала армия.

Конституция 1799 г. внешне сохранила республиканский строй.

Законодательная власть «расщеплялась» между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом, Первым консулом и Охранительным Сенатом.

1. государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты,

2. трибуны обсуждали законопроект и со своим мнением направляли в Законодательный корпус,

3. Законодательный корпус не обсуждал, а только принимал законопроекты, за что его прозвали – «30 немых»,

В действительности ключевой фигурой в этом процессе был первый консул – Наполеон Бонапарт.

Исполнительная власть принадлежала консулам, хотя первый консул обладал особым статусом. Ему принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров.

Став кумиром для большинства французов, в 1802 г. на плебисците Бонапарт был объявлен пожизненным консулом.

В 1804 г. ему присвоен титул императора. Теперь не только фактически, но и юридически Франция превратилась в своеобразную монархию с сохранением некоторых республиканских атрибутов: выборов, плебисцитов, гимна «Марсельеза», трехцветного флага революции.

С установлением монархической формы правления стал формироваться императорский двор: родственники, приближенные Бонапарта получали титулы графов, князей, принцев. Создавались придворные должности. Вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона.

Постепенно амбициозный Наполеон I перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как считать себя выше любого закона.

Конституция 1799 г. упразднила выборность местных органов. Управление империи строилось на началах жесткой централизации. Департаменты были разбиты на округа и коммуны. В департаментах административные и полицейские функции перешли целиком к префекту, в округе к супрефекту, в городах – к мэру. Местные чиновники полностью подчинялись центральной власти. Роль правительственных чиновников постоянно возрастала.

Лекция 2

Феодальная система права в ходе революции подверглась коренной реформе. Основные начала буржуазного по характеру права были закреплены в Декларации 1789 г. и якобинской Конституции 1793 г.

Свобода понималась как право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, вести коммерческие и финансовые операции (свобода договора, право эксплуатировать наемный труд, получать любыми способами прибыль и др.).

- было разрешено брать проценты по займам, что расширило кредитные операции,

- введен максимальный срок аренды – 99 лет (вечная аренда – институт феодального права),

- отменялись ограничения в выборе профессии,

- был отменен майорат, все дети наследодателя объявлялись равноправными,

- был введен обязательный гражданский брак, вводилась широкая свобода развода, законные и внебрачные дети уравнивались в правах,

- в области уголовного права: исключались религиозные преступления, членовредительские наказания, вводился принцип соразмерности наказания преступлению; наказания были смягчены по сравнению со средневековыми, но оставались еще жестокими. Публичные казни еще сохранялись надолго.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

F2: Рязанова М.Н.
V2: ОК-7

F1: Способностью к самоорганизации и самообразованию

S: Что является предметом дисциплины "История государства и права зарубежных стран"?

+: Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности в определенной конкретно-исторической обстановке

-: Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса без учета исторических случайностей

-: Изучение закономерностей развития общества в целом

-: Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни

S: История государства и права зарубежных стран является:

-: отраслевой юридической науки

S: Какой принцип исследований предполагает, что государственно правовые явления и процессы следует изучать в из развитии:

S: Какое наименование носили государства Древнего Египта?

S: Основным источником Древне Египетского права являлся:

S: Что является предметом дисциплины "История государства и права зарубежных стран"?

+: Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности в определенной конкретно-исторической обстановке

-: Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса без учета исторических случайностей

-: Изучение закономерностей развития общества в целом

-: Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни

S: История государства и права зарубежных стран является:

-: отраслевой юридической науки

-: специальной юридической наукой

S: Какой принцип исследований предполагает, что государственно правовые явления и процессы следует изучать в из развитии:

S: Какое наименование носили государства Древнего Египта?

S: Основным источником Древне Египетского права являлся:

F1: Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания правового мышления и правовой культуры.

S: Если человек попал за долги в кабалу, то через какое время он может вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне.

+: Он работает на заимодавца 3 года, а на 4-й получает свободу

-: Он работает на заимодавца 2 года и на 3-й получает свободу

-: Он работает на заимодавца 5 лет и на 6-й год получает свободу

-: Он остается в долговом рабстве пожизненно

S: Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?

-: Отец девушки должен вернуть все в тройном размере

+: Отец девушки должен вернуть все в двойном размере

-: Отец девушки должен вернуть задаток и выкупную плату

-: Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе

S: Какое наказание, согласно Законам Хаммурапи, ждет человек, который объявлен вором за то, что купил из руки сына человека осла без договора свидетелей?

-: Он может отдать стоимость покупки в 12-кратном размере

+: Его должны убить

-: Он может отдать стоимость покупки в 30-кратном размере

-: Он может отдать стоимость покупки в 20-кратном размере

S: По какому принципу делилось общество в Древней Индии?

+: По принципу сословно-Варновому

-: Существовало лишь два крупных объединения - рабы и рабовладельцы

-: Все члены общества обладали равными правами и обязанностями

S: По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

+: Такого права она не имеет

-: Неспособности содержать семью

S: К какому результату привело социальное расслоение в Древней Индии?

-: к формированию классов

-: к возникновению рабовладения

-: к появлению рабов

+: к формированию варн

S: Кому в Древнем Китае принадлежала идея, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих, сколько на подчинении закону?

-: Десятому, последнему разряду населения

-: Правителям династии Хан

S: В Древнем Китае "колодезными полями" называли:

+: Земли, находящиеся в частной собственности

-: Земли, находящиеся под контролем государственных чиновников

-: Систему общинного землепользования

S: Какие черты имел государственный строй в древнем Китая?

S: Как назывались китайские императоры династии Цинь?

F1: Способность определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их

S: Герусия (совет старейшин) являлся органом власти в:

S: Какой был государственный строй Спарты?

S: "Рекc" в Древнем Риме.

+: Титул первых царей

S: По законам XII таблиц в Древнем Риме судью, уличенного в получении взятки, приговаривали к наказанию в виде:

+: Денежного штрафа в размере 12-кратной стоимости иска

-: Телесного наказания и денежного штрафа в размере стоимости иска

-: Отстронения от должности

S: Что означает принципат в Древнем Риме?

S: Чем отличаются Болонская школа глоссаторов от школы постглоссаторов?

-: Глоссаторы занимались переписыванием римских законов; постглоссаторы - восстановлением первоначального смысла римских законов

-: Глоссаторы отрицали значимость римских законов, а постглоссаторы считали их основой для создания средневекового права

-: Глоссаторы стремились приспособить римские законы к средневековым нормам обычного права, постглоссаторы - к судебным прецедентам

+: Представители школы глоссаторов стремились установить первоначальный смысл римских законов; главным в деятельности постглоссаторов являлось согласование римского права с нормами средневекового, канонического, городского и обычного права

S: Где в средние века изучали право?

-: При королевском дворе

S: Какой памятник права франков свидетельствует о социально- классовых различиях общества в V - VI вв.?

S: Майордом в франкском государстве это титул:

+: управителя отдельных областей

S: В каком из перечисленных государств раннефеодальной монархии действовала следующая система высших органов власти и управления: король, королевский совет, министериапа (майордом, прфальцграф, референдарий, камерарий, маршал, архипапелан)?

F1: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности I:

S: Какие преступления рассматривались в Каролине как имущественные преступления?

+: Кража, недобросовестное распоряжение имуществом

-: Убийство, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишиться права наследства

-: Незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой

S: Кто, согласно Золотой булле, изданной германским императором и чешским королем Карлом IV в 1356 г., получил полную самостоятельность и равенство императору?

-: Герцоги и маркграфы

S: В каких случаях исключалась ответственность за убийство по уголовно-процессуальному указанию Карла V, принятому рейхстагом в 1532 г. и получившему название "Каролина" ?

+: Необходимая оборона при защите жизни и имущества третьего лица. Задержание преступника по долгу службы

-: Совершение убийства лицом, находящимся в состоянии опьянения

-: Убийство при любых обстоятельствах

S: Имперские города существовали в:

-: Испанской колониальной империи

S: В каком веке утвердилось название страны - Франция?

S: Высший сословно-представительный орган во Франции:

S: Как раскрывается триединство английского парламента?

-: две палаты и спикер

-: две палаты и тайный совет

+: король и две палаты

-: кабинет министров и парламент

S: Какие уголовные преступления в Англии квалифицировались как "великая измена"?

+: Убийство короля или членов его семьи, канцлера, королевского судьи

-: Шпионаж в пользу враждебного государства

-: Подделка монет и преступный сговор для совершения преступления

-: Убийство слугой хозяина или его жены; убийство женой мужа; убийство духовным лицом вышестоящего прелата

S: Что способствовало сложению общего права в Англии?

-: Деятельность лорд-канцлера короля

-: Вестминстерские королевские суды

S: Название официальной систематизации византийского права:

-: Земледельческий закон;
V2: ПК-6

F1: способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

S: Самой крупной административной единицей Византии являлась:

S: Кто возглавлял центральное военно-олигархическое правительство Японии с XII века?

S: Назовите время установления феодальной военной диктатуры - " сегуната".

S: Какие черты имел государственный строй средневекового Китая?

S: Выделите одну из основных причин политики изоляционизма в Японии в средние века.

-: Невыгоды торговли с Европой

+: Угроза распространения христианства

S: Закон, содержащий гарантии неприкосновенности личности в Англии.

+:. Хабеас корпус акт.

-: Акт об устроении.

-: Петиция о праве.

S: Какая из перечисленных партий была предшествующей современной консервативной партии в Англии?

S: Какая партия в Англии середины XIX в. выражала интересы землевладельческой аристократии и финансовой верхушки?

S: Кем была написана американская Декларация независимости 1776 г.?

S: При каком президенте в США было отменено рабство?

S: Дуализм американской конституции означал:

-: Систему разделения властей.

+: Разделение компетенции федерального правительства и правительства штатов.

-: Существование двухпалатного парламента (конгресса).

-: Структуру американской конституции, состоящей из собственно текста и 10 поправок (Билль о правах).

S: В какой стране впервые в период революции было введено юридическое понятие «враг народа»?

S: Какой кодекс закрепил деление частного права на гражданское и торговое (дуализм частного права)?

-: Торговый кодекс Франции 1807 г.

-: Германское гражданское уложение 1896 г.

-: Австрийское гражданское уложение 1811 г.

+: Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.

S: Основные принципы нового государства и права Франции были сформулированы:

+: Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

-: Конституцией 1793 г.

-: Декларацией прав человека и гражданина 1793 г.

-: Конституцией 1791 г.
I:

S: Какое учреждение в Англии является «Правительством Его Величества»?

S: Наиболее старой колонией Англии была:

S: В чем заключалась сущность закона о компаниях, принятого в Англии в 1908 г.?

+: В закреплении деления компаний на публичные и частные.

-: Торговые компании, выпускающие акции, стали рассматриваться как самостоятельные юридические лица, не совпадающие с акционерными и учредительными.

-: В запрещении образования акционерных компаний без государственного разрешения.

-: В возможности играть на повышение и понижение курса акций.

S: Конституция Франции 1946 года закрепила:

-: усиление судебной власти

-: становление основ антимонопольного законодательства

-: тенденцию к усилению авторитаризма

S: ФГК (Кодекс Наполеона) к концу 20 века:

-: продолжает действовать в первозданном виде

+: действует в значительно измененном виде

-: не применяется в силу несоответствия Конституции Франции 1958 г
I:

S: Ныне действующая Конституция ФРГ была принята в :

S: Партия национал-социалистов в Германии пришла к власти:

+: путем свободных выборов

-: через специальный референдум

-: путем военного переворота

-: посредством иностранного завоевания.

S: Особым законом в Германии (1936) устанавливался запрет на:

-: несение военной службы

+: вступление в брак с евреями

-: вывешивание национального флага

-: выступления против коммунистов.

S: Объединение ФРГ и ГДР в конце 20 века происходило на следующих принципах:

Французская революция заняла исключительное место среди революций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых социально-правовых институтов, модернизация самых разных сторон судебно-правовой системы была второй (наряду с созданием основ конституционного строя) важнейшей стороной деятельности революционной власти в целях утверждения гражданской свободы. Законотворческий поток был огромен: Учредительное собрание приняло 2557 законов и декретов. Законодательное собрание – 1172, Конвент – 11 210. Не все эти законы находились в русле единой правовой политики. В год диктатуры и правления якобинцев новое право было деформировано попытками ввести глобальное государственное регулирование хозяйственной жизни, ограничить гражданские свободы, создать утопический социализированный правовой уклад. После термидорианского переворота эти исторические издержки были не без труда, но преодолены. В итоге сформированное в годы революции право составило целостную систему, послужившую основой для всего последующего правового развития Франции. Тогда оно не было детально закреплено и упорядочено. Поэтому заслужило обозначение «промежуточного права» (droit intermediaire). Главной исторической чертой его была теснейшая связь с политическими и социальными реформами, что, конечно же, отрицательно сказывалось на соответствии вводимых правовых институтов реалиям жизни.

Социальное и гражданское законодательство

Революционное законодательство разрушило принципы старого сословного строя и установило, в соответствии с общими положениями конституций, гражданское равенство и отмену привилегий. В связи с законодательством об аграрном переустройстве и ликвидации остатков феодализма было отменено наследственное дворянство (июнь 1790 г.), а затем и все связанные с прежним дворянским званием привилегии. Секуляризации подвергся статус духовенства. Ликвидировалось монашество, уничтожались конгрегации и духовные ордена, упразднялось самостоятельное имущественное обеспечение монастырей (февраль 1790 г.). С началом Республики были приняты декреты о полном упразднении в стране монастырей, изгнании монахов (август 1792 г.). Перемены коснулись и общинного духовенства. Помимо подчинения его государственной власти в политико-идеологическом отношении и требования присяги от священников (не присягнувших новой власти изгоняли, а затем и причисляли к «врагам народа»), были сделаны шаги по приравниванию статуса священнослужителей к рядовым гражданам, священникам были разрешены браки (июль 1793 г.). Провозглашалось гражданское равенство французов и иностранцев на территории страны, упразднялось рабство («Всякое лицо, вступившее на территорию Франции, свободно» – сентябрь 1791 г.). Однако колониальные владения Франции остановили у себя запрещение рабства, несмотря на начавшиеся расовые и народные волнения. Уравнение в гражданских правах коснулось протестантов (сентябрь 1789 г.), а затем и евреев (сентябрь 1791 г.).

Революционное право не без колебаний, но все же закрепило свободу труда и предпринимательства. Это было одним из важнейших требований «третьего сословия» в критике правовой политики «старого режима». Были упразднены гильдии, цехи и корпоративные объединения, а также предусмотрены запретительные меры против любых попыток возрождения подобного и под этим предлогом ограничения свободы найма и предпринимательства (ноябрь 1791 г.). Хотя принятые по этому поводу законы, с другой стороны, стали препятствием появлению профессиональных объединений рабочих для защиты их прав. В стране вводилась свобода торговли, ликвидировались внутренние таможни, внутренние торговые пошлины. Были введены единые для всей страны меры и вес, основанные на весьма прогрессивной для своего времени метрической системе (август 1793 г.). Согласно Сельскому кодексу (28 сентября 1791 г.) свобода предпринимательства была распространена на крестьянство: они могли впредь по собственной воле выбирать культуры для посева, сами определять время сева, порядок обработки земель, убивать дичь. Отменялись какие-либо монополии, экономические привилегии, привилегии торговли с колониями, перевозки путешественников, а также была полностью реформирована старая налоговая система (см. § 61).

В интересах широкого слоя собственников была расширена свобода собственности и сделок. Конституционно был закреплен принцип неотчуждаемости и неприкосновенности собственности. Вводились новые собственнические права, в том числе права на интеллектуальную собственность. Были признаны права изобретателей и установлен порядок выдачи патентов на срок от 5 до 15 лет (декабрь 1790 г.). Гарантировалось правило театральной свободы. Впервые особую защиту получили авторские права, в том числе художников, как «собственность, совершенно отличная от всех других ее видов». Отменялась личная ответственность и личное задержание за долги (март 1793 г.). Упразднялись ограничения на дарения, а также на совершение денежных операций (которые, впрочем, не должны были превышать санкционированного государством ростовщического процента – 5 и 6%).

В семейном праве получили признание гражданский брак и свобода развода. Брак считался «чисто гражданским договором», вводилась государственная регистрация актов гражданского состояния, которая должна происходить свободно, без жестких формальностей (сентябрь 1792 г.). Тогда же был разрешен развод по целому ряду причин, в том числе по взаимному согласию или при ссылке на несоответствие характеров. Сокращалась отцовская власть над детьми, но сохранялись традиционные надзорные полномочия семейных советов.

Аграрное законодательство

Утверждение нового правового уклада в аграрных отношениях составило особую линию в революционном законодательстве. Во-первых, аграрное переустройство удовлетворяло социальный интерес массы населения и главной движущей силы революции – крестьянства. Во-вторых, именно здесь решительнее всего происходило разрушение собственнических отношений «старого режима». Аграрное законодательство революции носило открыто антифеодальный характер .

Начало крушения феодальных отношений было положено августовскими декретами 1789 г. В соответствии с требованиями наказов избирателей и на основе декларации дворянских депутатов от 4 августа 1789 г. Учредительное собрание провозгласило отмену феодального строя в земельных отношениях. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) аннулировались без всякого вознаграждения повинности и обязанности, вытекающие из личной или крепостной зависимости (серважа), а все прочие подлежали обязательному выкупу. Уничтожались сеньориальные привилегии, связанные с пользованием угодьями, а также сеньориальные суды. Некоторая ограниченность в ликвидации феодальных прав была предопределена позицией наказов от «третьего сословия», которую реализовало в тот период Учредительное собрание. В марте 1790 г. конкретные правовые последствия провозглашенной общей отмены были уточнены. Освобождение от разных форм крепостной зависимости и повинностей, связанных с древними феодальными правами (личная барщина, дорожная повинность, право «мертвой руки» и т. п.), коснулось примерно 1/20 всего крестьянского населения. Запрещалась барщина, кроме как в случае отработок за переданную крестьянам в собственность землю. Выкупу также подлежали только феодальные права в случае передачи крестьянам прав собственности на землю. Все отношения между прежними феодальными владельцами и крестьянами (арендаторами, чиншевиками и т. п.) должны были быть переведены в сферу гражданско-имущественных отношений, и возможные повинности – уже вытекать только из обязательственных отношений.

Одновременно постановили продавать крестьянству национальные имущества (главным образом, секуляризированные церковные и королевского домена) на привилегированных условиях с рассрочкой платежа в 15 лет (15 мая 1790 г.). В августе 1792 г. аналогичные меры были предприняты в отношении земель эмигрантов. Позднее продажа стала производиться мелкими участками, что должно было облегчить доступ к имуществам более широкого слоя крестьян.

После установления республики отмена феодализма была довершена. Декретом 25 августа 1792 г. уничтожались остатки феодального режима, упразднялись безусловно все права, как личные, так и имущественные. Вся земельная собственность по определению отныне считалась свободной от каких бы то ни было повинностей, аннулировались все юридические акты, закреплявшие поземельные платежи и повинности, кроме тех, что были связаны с ранее свершившимся отчуждением собственности в другие руки. Другим декретом отменялись ранее сохранявшиеся привилегии бывших сеньоров в пользовании лесами и водными угодьями. Наконец, декретом 17 июля 1793 г. были уточнены юридические принципы упразднения феодальных прав. Параллельно были отменены принципы старого феодального наследственного права, включая наследственные привилегии, майоратные права, сохранение неделимых имуществ и т. д.

Основным субъектом поземельного права в деревне стала община (декрет 10-11 июня 1793 г.). За нею признавались собственнические права. Однако жители коммуны (старше 21г. – и мужчины, и женщины) имели право произвести безвозмездный раздел общих земель с тем, чтобы по истечении 10 лет стать их полноценными собственниками. Из аграрных отношений практически исключались только неимущие, батраки, арендаторы. Крестьянское землевладение приобрело новый правовой вид.

Уголовное законодательство

Разработка новых принципов уголовного права началась с первых недель революционного переворота. В силу той важности, которую идеология революции придавала этой сфере, и тех претензий, которые предъявляло общество к уголовной юстиции «старого режима», преобразование уголовного права и суда представлялось важнейшим путем обеспечения гражданской свободы.

Комитет для реформирования уголовной юстиции Учредительного собрания был создан в сентябре 1789 г. В него вошли 7 видных правоведов (Type, Тарже, Тронше и др.). Главную роль в выработке принципов реформирования уголовной юстиции (последовавшего по декретам 8 октября – 3 ноября 1789 г.) и уголовного затем свода законов о преступлениях и наказаниях сыграл граф М. Л. Лепелетье. Согласно новой концепции уголовного права, общегосударственные законы должны охватить только общие принципы оценки преступлений и наиболее значительные их виды. Остальное было отдано в сферу т. н. исправительной полиции и исправительных наказаний местного уровня. Такие кодексы, связанные с организацией местного самоуправления, были приняты в 1791 г. (Кодекс сельских коммун, кодекс муниципальных и исправительных наказаний). 25 сентября 1791 г. был принят и новый общий уголовный кодекс, ставший первым целостным кодификационным актом революции.

Уголовный кодекс 1791 г. состоял из двух частей: 1) о судебных приговорах, 2) о преступлениях и наказаниях. Первая посвящалась в основном судебному процессу. Во второй характеризовались главные преступления. Такая структура была в значительной степени исторической для Франции.

Все преступления по-новому делились на направленные (А) против публичных интересов и (Б) против частных лиц. Наряду с наиболее опасными традиционными преступлениями против личности и против имущества в кодексе впервые появились новые виды: 1) преступления против внешней безопасности – поддержка иностранных держав, шпионаж, разжигание войны; 2) против внутренней безопасности – заговор и т. п.; 3) против конституции – прежде всего нарушения прав избирательных собраний и т. д.; 4) против законов и авторитета власти; 5) должностные преступления. Система наказаний была либерализирована, выведены из обихода особо жестокие по форме наказания, но в целом оставалась достаточно жесткой. Так, смертная казнь полагалась за 48 конкретных видов преступлений (вместо 115 до Революции). Единственным способом ее осуществления была признана гильотина (с 1792 г.). Всего кодекс предусматривал 8 видов наказаний: смертная казнь, содержание в кандалах, содержание в смирительном доме, стеснение свободы, простое заточение в тюрьме, депортация из страны, уменьшение прав, наложение ошейника; последние два считались бесчестящими и налагались в процессе выставления у позорного столба. В первые годы революции сохранялось клеймение преступника как дополнительное наказание, но декретами 27 сентября – 30 декабря 1791 г. оно было отменено. Санкции были весьма значительны. За большинство видов предумышленных убийств полагалась смертная казнь, за непредумышленные – до 20 лет кандалов. При стечении всех отягчающих обстоятельств наказание за грабеж, например, могло достигать 24 лет заточения. В оценке преступлений сохранялся в значительной степени подход старого права: главное заключалось в обнаружении злого умысла, а не в объективных последствиях деяния (что также было и в традициях школы римского права). Например, в случае кражи никакого значения не имела стоимость похищенного. От ответственности освобождались несовершеннолетние (в возрасте до 16-20 лет): они передавались для наказания родителям либо в исправительный дом.

Кодекс установил своеобразный институт общественной реабилитации после отбытия наказания: восстановить все права свои можно было не ранее 10 лет после истечения срока наказания, при условии двухлетней оседлости, и подтверждалась особым сертификатом от муниципалитета.

В условиях революционной диктатуры и террора кодекс, однако, потерял свое значение для уголовной юстиции. В течение 1793-1794 гг. была принята масса декретов, сформировавших совершенно новые составы преступлений. Наказаниями почти за все новшества полагалась смертная казнь. Преследования распространились на всех, кто выступал за монархию, кто прятал съестные припасы. В ноябре 1791 г. было введено в практику заочное осуждение эмигрантов по обвинению в формировании мятежного сообщества. Принцип объективного вменения распространялся на «враждебных иностранцев», кто не сумел или не успел доказать преданность делу революции и республики. В последний год значительное место в уголовном праве заняли санкции против разного рода «вредителей».

Упорядочение уголовного права было сделано только с восстановлением республиканской конституции. Новый кодекс 1795 г. в основном повторял систематизацию и наказания кодекса 1791 г., но по большей части был посвящен судебному процессу.

Французская революция XVIII в. стала самым знаменательным событием Нового времени. В ходе ее были последовательно сокрушены все главные политические и правовые институты «старого режима», включая преобразование социально-правового уклада. В этом смысле процесс формирования политического и правового строя Нового времени, соответствующего новому социальному порядку, стал бесповоротным.

Французская революция XVIII в. получила благодаря своей политической значительности и особенностям времени общеевропейское, а с тем и всемирное значение. Политические события, конституционные и правовые формы, выработанные, отвергнутые и снова выработанные во внутринациональной борьбе, распространили свое влияние на политическую жизнь, а затем и государственный строй многих европейских народов. Для некоторых стали прямым фактором модернизации государственного и правового уклада. В еще большей степени это относится к влиянию политической и правовой идеологии Революции, корнями связанной с общеевропейской философией Просвещения XVIII в.

Французская революция XVIII в. положила начало конституционализму в современном понимании (как выражению принципов народовластия, демократии, гражданской свободы и правового равенства). Вместе с тем утвердившийся конституционализм благодаря особенностям революционного движения, значительности влияния леворадикальных политических доктрин изначально получил деформированный вид.

В ходе Революции возобладала идея о том, что Конституция правит в государстве, что нет свободы без и вне конституции, как и без разделения властей и гарантий политических прав в законе. Исторически это было не более чем абсолютизацией отдельного правового опыта. Во всяком случае это подвело политическую мысль и государственное строительство к подмене Права непременно писаным Законом. Чисто ситуативный политический итог (что Конституция – как бы основа право-государственной пирамиды) оформился чуть ли не в главный принцип всего реформирования Государства.

Абсолютизация политической воли народа привела к тому, что в ходе конституционных преобразований революции национальный суверенитет был неоднократно подменен парламентским (начало чему положила еще Английская революция XVII в.). Как оказалось, это не только не стало оплотом гражданской свободы, но и привело к ее ущемлению, а затем и формированию неприкрытой диктатуры под лозунгами утопических преобразований. Это было тем большим отказом от ранней идеологии Просвещения, чем явственнее в революционной традиции обозначался отказ от признания конституционного значения за юридической властью. Столь важные для революционного переустройства права гражданина вне этой власти оказались практически бесполезными в рамках чисто конституционного закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: