Основные причины возникновения государства и права план курсовой

Обновлено: 28.03.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и происхождение права

План курсовой работы

  • 1.1. Возникновение и развитие подходов к пониманию права (правовые школы).
  • 1.2. Причины происхождение права.
  • 1.3. Современное понимание права в российской науке.
  • 1.4. Функции права.
  • 2.1. Появление права как сферы свободы.
  • 2.2. Отношения собственности как фактор генезиса.
  • 3.1. Объективные свойства права.
  • 3.2. Социальная ценность права.

Список использованной литературы.

Введение

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения. Актуальность курсовой работы заключается в том что, человеческое общество, обусловленное совместной сознательной деятельностью людей, не может существовать и развиваться без социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность.

Появление права как сферы свободы и его реализация зависели, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Объектом курсовой работы являются теоретические основы понятия права.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Цель работы - рассмотреть понятие право, его понятие, генезис и основные характеристики.

  • - рассмотреть причины возникновения права;
  • - проанализировать развитие подходов к пониманию права;
  • - определить современное понимание права в российской науке;
  • - рассмотреть теории происхождения права, его генезис;
  • - выявить основные характеристики права в объективном свойстве и социальной ценности права.

В работе использовались материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав говорят о своем содержании.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

ГАОУ ВО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Юридический факультет

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
«Допускается к защите»

к.ю.н., доцент Далгатова А.О.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Современные теории происхождения государства»

студентка 2-го курса 2 группы

отделения заочного обучения

Научный руководитель:

к.и.н., доцент кафедры
Азизова Пасихат Магомедовна

Дата с дачи______________

Актуальность. В наше время актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и возникновения других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов.

Теория государства, как следует из ее предмета, наука политическая. Политика — это искусство управлять государством, и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей.

Кроме того, интересность современных теорий происхождения государства очевидна, ведь люди, создающие их, живут в век невероятного прогресса науки и техники, следовательно, их взгляды на окружающий мир, а также на некоторые политические, социальные и культурные события очень сильно отличается от взглядов людей, живших, например, в X – XV веках. Это означает, что сравнение старых и современных теорий, даст по-настоящему необычайный опыт, в плане истолкования людьми, разных эпох, схожих политических и других явлений.

Объектом исследования являются теории происхождения государства.

Предметом исследовательской работы выступает анализ современных теорий происхождения государства.

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать отдельные современные теории происхождения государства.


  1. Выявление общих закономерностей возникновения государства

  2. Изучение сущности теорий происхождения государства.

  3. Рассмотрение специфики современных теорий происхождения государства.

  4. Характеристика и анализ отдельных современных теорий происхождения государства.

Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод познания, а также системно-структурный, систематизация, исторический, сравнение, логический, синтез и иные методы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1 Общие закономерности возникновения государства

Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Разрушался закрепленный обычаями и веками сохранявшийся неизменным порядок.

Установленная форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством 1 .

Следует указать на то, что процессы формирования государства и возникновения государства протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм государства: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития государства. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами). В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных и общественных отношений 1 . В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы государства возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода.

Оно являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться». Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасут скот, участвуют в военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной.

Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным. В результате подобной специализации появляется значительная группа людей, которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
1.2 Сущность теорий происхождения государства

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. В данном разделе работы необходимо остановиться на некоторых теориях происхождения государства.

Кроме материалистической теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами класс образования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов 1 . Проанализируем основные традиционные теории, которые охватывают отдельные аспекты происхождения государства, подчас возводят в абсолют некоторые его свойства и качества. ».

1. Теологическая теория

«Все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей». В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям», – говорится в послание апостола Павла к римлянам, – ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены» 1 .

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизм посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.

В противоположность взгляду автора можно поставить то, что теологическая теория не может объяснять происхождения государства, потому что нет доказательств тому, что закон был писан«Божьим перстом». Мы можем судить об это только из народных историй, передающихся из поколения в поколение.

2. Патриархальная теория

Основателем данной теории является Аристотель. Наиболее знаменитыми сторонниками данной теории является англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.).

Основами данной теории является тот факт, что истоками происхождения государства является семья, и предпосылками его формирования становится разрастание этой семьи. «Не общение, возникшее между подобными друг другу людьми в целях возможно лучшего существования, а общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья»

При этом Аристотель считал, государство не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения, ведь оно включает в себя все другие формы общения: семью, селения и т.д. Кроме того, в нем имеются и элементы политической природы человека. Государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. «Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха».

Видимо, не без влияния данной теории пустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя. Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями.

Можно сказать, что эта теория, как нельзя лучше подходит для нашей страны. Ведь она ставит монарха, президента, лидера как отца всех граждан, подданных, а в русской традиции чтить родителей – это обязанность каждого, следовательно, вероятность мятежей и переворотов падает.

3. Договорная теория или теория договорного происхождения государства.

Данная теория возникла в Древней Греции, ее основателями считаются софисты, Эпикур, Гиппий – V–IV вв. до н.э.

Последователи договорной теории придерживались принципа, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными государствами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые государства человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, – основа законной власти. «В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.»

Очевидно, что данная теория слишком идеалистична по ряду причин:

1. Зачастую государства возникали другими путями войны, насилие и при наличии иных условий;

2. Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

3. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

4. Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

УВО «Университет Управления «ТИСБИ»

Юридический факультет. Дневное отделение

Кафедра теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теории государства и права»

Тема: «Причины и формы возникновение государства»

Исполнитель:

студентка группы Ю-601

Руководитель:


  1. Понятие государства……………………………………………………..4

  2. Причины возникновения………………………………………………. 6

  1. Афинская форма…………………………………………………………13

  2. Древнеримская форма…………………………………………………..16

  3. Древнегерманская форма……………………………………………….19

  4. Азиатская форма………………………………………………………. 20

  5. Африканская форма……………………………………………………..25

Вопрос о возникновении государства и его развитие, актуален на протяжении многих веков, вследствие того, что до сих пор стоит дилемма, почему, для чего и как была сформирована первая государственность, какие этапы были пройдены и какими трудами люди смогли добиться целостной структуры в обществе.

Цель работы заключается в рассмотрения первых форм государства, их особенностей на разных территориях мира.

Основные задачи для данной курсовой работы:

Во-первых, глубоко и широко рассмотреть причины возникновения государств на разных континентах по всему миру;

Во-вторых, рассмотреть основные формы появления государства у различных народов мира;

В-третьих, рассмотреть основные особенности данных форм и их отличительные особенности.

Объектом является само государство, его этапы возникновения и формирования у разных народов мира на разных территориях.

Предметом в данной курсовой работе являются общественные отношения, сложившиеся в процессе создания и формирования государств.

Основой для рассмотрения данной темы являются труды классиков марксизма – К. Маркса и Ф.Энгельса – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1 , а также работы советских и зарубежных учёных, к примеру, работа Кашаниной Татьяны Васильевна – «Происхождение государства и права» 2 и другие важные труды для современной науки.

Для начала, стоит рассмотреть причины возникновения государства, их схожие и различные особенности на всех этапах формирования у различных народов. Максимально рассмотреть процесс возникновения государства, опираясь на труды учёных и рассмотреть формы государства у народов мира, учитывая их признаки, особенности, найти идентичность и различия между ними.

Глава 1. Причины возникновения государства

1.1. Понятие государства

Процесс возникновения государства является долгим и довольно сложным. В зависимости от территориального расположения развивался везде по-разному, имея свои отличительные особенности и различные трудности, которые были связанные с некоторыми явлениями, как географическими, климатическими, так и традиционными факторами и сложившимися устоями на какой-либо территории. Прежде всего, для полного рассмотрения возникновения и форм государственности, устанавливается понимание государства в широком и узком смыслах.

Государство - является политической организацией общества и распространяет установленную власть на всю территорию государства и на её общество, при помощи специально созданного аппарата управления, издавая при этом специальные требования для общества и имея суверенитет. 3

В узком смысле, государство понимается как целостная организация населения, оседлого на какой-либо территории и подчиняющейся установленной, на этой территории, власти. 4

Возникновение государства в первую очередь связанно с тем, что первобытно общинное устройство уже не могло соответствовать требования общества, в связи с их динамичностью. Для должного исполнения потребностей людей, требовалось создать более четкую систему организацию, структуру, т.е. более четко систематизировать общество. Так и появилась необходимость в данной структурной организации, и в следствии, появлению государства, в его различных формах и с его особенностями.

Для государства, характерны множество факторов и признаков, которые отличают или объединяют его с другими. Государство должно обладать собственной территорией, т.е. определённых границ на которой действует юрисдикция данного государства. Население, проживающее на его территории, является обязательным фактором, т.к. аппарат управления не будет иметь силу без участия граждан. Важнейшим признаком является политическая организация власти, для реализации государственной власти должна быть выбрана ограниченная группа лица, которая правомерно может использовать рычаги государства (подавление и управление) для реализации государственной воли и соответственно специальных органов, с помощью которых будет реализовываться данное управление, например, полиция, суд, армия и т.д. Ещё к одному признаку государства, относится его суверенитет. Под суверенитетом понимается независимость государства во внешней и внутренней политике от иных государств. Государство в праве осуществлять некоторые действия, принуждая граждан к этому, налоговые сборы, пошлинные сборы и т.д., за счёт чего пополняется государственный бюджет. У государства должна присутствовать собственная правовая система, а также создавать законы и право, т.е. заниматься правотворчеством.

Государству присуще несколько основных функций, его основная деятельность, они делятся на следующие классификации:

1) Внутренняя. Это политика государства, которая реализуется внутри государства, определяя основные государственные, общественные, экономические и т.д. задачи. Данную деятельность государства подразделяют на две группы: охранительные и регулятивные. С помощью охранительной функции государство обеспечивает порядок внутри государства, задаёт требования для их исполнения. Регулятивная функция обеспечивает социальную, культурную, налоговую и др. функции, поддерживает стабильный уровень жизни внутри страны, общества, занимается сбором налогов и т.д.

2) Внешняя. Данная функция обеспечивает решение внешнеполитических задач. К таким задачам относятся оборона государства, совместное сотрудничество с другими странами, в области политики, экономики, культуры и т.д. Эта функция обеспечивает себя при помощи вооруженных сил страны, участия в политике организаций международного класса, например, «Организация Объединенных Наций», «Европейский союз», «Содружество Независимых Государств» и т.д. Реализацию данных функция, осуществляют специальные органы государства – дипломатические учреждения, в лице главы страны и представителей.

1.2 Причины возникновения государств

Как уже было сказано, государство не возникает из пустого места, данный процесс являлся продолжительным и очень сложным, содержа в себе множество причин, факторов. Учёные выделяют несколько основных причин возникновения государств в мире у многообразных народов.

Первой причиной принято считать то, что управление обществом потерпело некоторые изменения, в процессе усложняя его. Данная сложность была связанна с динамичностью производства, с учётом условий разделения общественных продуктов, укреплением и обособлением структур социального контроля, крупным ростом населения страны и т.п. Аппарат управления на тот момент, не мог справляться с такими сложными процессами, поэтому его нужно было менять.

Вторая причина связанна с регулированием общественных работ в крупном масштабе. Задача объединить большое количество людей для реализации данной цели. Данная причина была особенно острой в тех территориях страны, где важное место занимало поливное земледелие, т.е. для основы производства требовались различные факторы: стройка канальных шахт, подъемников для воды и слежка за их функционированием.

Третьей причиной является надобность в урегулировании протестов эксплуатируемого класса. Процесс разложения первобытнообщинного строя, привёл к разложению общества и деления его на классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Данные классы делились по признаку богатых и бедных, и в процессе эксплуататоры использовали труд эксплуатируемых, а те, в свою очередь, оказывали сопротивление.

Четвертая причина связанна с поддержанием порядка внутри общества, обеспечение функций производства в обществе, устойчивость и стабильность социальной жизни, также и к взаимоотношению с другими племенами и государствами. Реализация этого была проведена при помощи поддержания правопорядка, применением принудительных мер для соблюдения формирующихся норм права и правопорядка.

Пятая причина связанна с проведением военных действия, т.е. ведения охраны границ и их захвата. Накопленные богатства приводили к выгоде захвата чужого имущества, ценностей, рабов, скота и т.д. В процессе реализации таких захватов, государство обладало более мощными возможностями в отличие от первобытного общества. Появление государства на какой-либо территории, приводило к порабощению соседних общин, племён или эти соседи были вынуждены сами создавать государство.

Наиболее часто данные причины действовали во взаимосвязи, но в разных сочетаниях. Каждая из данных причин, при каких либо условиях ( исторические, социальные, географические, природные, демографические), могла становиться ведущей, т.е. главной. Восточные государства нуждались в усовершенствовании управления и в организационном улучшении огромных общественных работ, это имело, для этих государств, большое значение и это стало основными причинами в их обновлении и систематизации. Афинские и Римские государства возникали, по большей части, в процессе образования классов и в важности подавления класса эксплуататоров на класс эксплуатируемых.

Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животных человек жил в условиях первобытного общества. В тех суровых природных климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе, т.к. используя примитивное оружие, одному или небольшой группой, не возможно убить на охоте крупное животное, загнать к обрыву стадо животных. Подобный способ жизни был под силу только общине или группе дружественных общин, связанных тесными брачно-семейными узами.

Основной формой социальной организации был род, отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ. Чем не благоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источник пищи, тем ближе первобытная община, тем более необходимой становилась взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода, выполнявшего еще и функции судебного органа. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись советы старейшин, а также старейшины, вожди, военноначальники, жрецы, которые не обладали никакими привилегиями и избирались на основании их личных качеств. На советах старейшин предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание.

Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций появляются более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен.

Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало расформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производственных группы, которые мигрировали вместе со стадами мелких животных. Это обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению в составе общины людей из различных родов, кочующих по соседству.

Уменьшение общей биомассы животных, в связи с изменением климатических условий и усиленной высокоэффективной охотой, вынудило людей расширить свой питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых районах легче разводить, одомашнивать животных, чем охотиться на них.

Занятия скотоводством и земледелием уже не требовали широкомасштабных коллективных усилий, как прежде. Производственный результат в значительной степени стал зависеть от качеств отдельной личности. Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Разделение труда стало требовать от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена стал представлять целую отрасль общественно полезной деятельности, которым стала заниматься весьма значительная часть населения – купцы.

Индивидуальный труд и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должностного выполнения управленческих функций и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме этого, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной добычи, на добавочный надел и т.д.). В связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего это были ближайшие родственники.

Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной земли и рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали, то теперь экономически выгодно стало превращать их в рабов и извлекать из этого пользу.

Таким образом, разделение труда, ознаменовшее переход общества к «производящей» экономике, частной собственности и классам, стало несовместимым с первобытнообщинной организацией общества. Оно дало толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена.

Тезей учредил центральную власть и поделил население на три класса, вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). При этом благородные наделялись исключительным правом замещения должностей.

Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз, т.е. размер и доходность землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого класса. Четвертый класс имел право только выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи)

Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены, т.к. для этого была необходима публичная власть, располагавшая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния факторов разделения труда, частной собственности и классов на формирование государства различных народов проявляется по-разному. В Афинах их совокупное воздействие было максимальным, а в странах Азии и Дальнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

Развиваясь, общество становилось сложнее в своём функционировании, связанно это было с прогрессом производства общества и повышение сознания самого человека, люди хотели более четкой своей организации и обеспечение управления прогрессом в социальной области. Всё это двигало вперед и то, что общество достигло определенного благосостояния, позволяющие содержать аппарат управления внутри государства. О многом говорит тот факт, что перед возникновением государства проходила военная демократия, которая сопровождалась нескончаемыми войнами, помогающие власти поднять бюджет за счёт грабежа и занять определенную территорию. Военная демократия также позволила вождю и его ближайшему окружению укрепить во власти. Вождя признавали посланником бога и давали ему все привилегии, со временем, власть становилась наследственной, а подати собиравшееся на содержание окружения вождя и дружины стали называться налогами.

В совокупности все данные причины и обстоятельства, послужили возникновению государства и структур государственной власти, к их основным функциям относилась поддержка в единстве государства и стабильности в человеческой жизни.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда лив в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это общество.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………….……
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения государства и права……………………………………………………………………..……..
1.1. Возникновение государства..………………………………………….
1.2. Основные причины и условия возникновения права…………..……
Глава 2. Теории происхождения государства и права. Теория насилия…..
2.1. Основные теории происхождения государства и права..………..….
2.2. Происхождение государства и права на примере теории насилия…………………………………………………………..……….…….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП.docx

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

КАФЕДРА ______________________________ ______

«Теория государства и права»

«Происхождение государства и права»

______________________________ _________

Тема курсовой работы: «Происхождение государства и права»

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения государства и права………………………………………………………………… …..……..
1.1. Возникновение государства..………………………………………….
1.2. Основные причины и условия возникновения права…………..……

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Теория насилия…..
2.1. Основные теории происхождения государства и права..………..….
2.2. Происхождение государства и права на примере теории насилия…………………………………………………………. .……….…….

План курсовой работы:

План курсовой работы:

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда лив в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в XIX - начале XX века исторические знания об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тыс. лет, то теперь к концу XX века, история многих регионов насчитывает 10 - 12 тыс. лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как развивалось.

Проблем происхождения государства и права в современной теории государства и права посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права.

Наряду с главной причиной возникновения права и государства (появление частной собственности) и главной закономерностью (раскол общества на классы) в разных странах и регионах, у разных народов действовали самые разнообразные факторы и условия, так или иначе оказывавшие влияние – ускорявшие и замедлявшие процесс образования права и государства.

Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права. В курсовой работе будет рассмотрена более подробно теория насилия как теория происхождения государства и права.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что происхождение государства и права в современной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных, что подтверждается большим количеством переиздаваемых книг и трудов великих людей на данную тему.

Объектом исследования является теория насилия как одна из теорий происхождения государства и права.

Предмет исследования – определение основ и причин возникновения государства и права, а также анализ происхождения теории насилия.

Цель курсовой работы - определить особенности происхождения государства и права в целом, а также на примере теории насилия.

Для того чтобы обеспечить достижение цели, были поставлены следующие задачи:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: