Основные права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства

Обновлено: 28.03.2024

Основные права и обязанности государств при осуществлении космической деятельности отражены в следующих договорах. В Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (вступил в силу 10 октября 1967 г.); Соглашении о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (вступило в силу 3 декабря 1968 г.); Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (вступила в силу 30 августа 1972 г.); Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (вступила в силу 15 сентября 1976 г.); Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (вступило в силу 11 июня 1984 г.). Россия – участник первых четырех договоров.

Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН приняла следующие документы рекомендательного характера. Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. (на основе этой Декларации впоследствии был выработан текст Договора по космосу 1967 г.); Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания, 1982 г. (Принципы НТВ); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г. (Принципы ДЗЗ); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 г. (Принципы ЯИЭ); Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 г.

За государствами признаются следующие права:

- осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

- свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;

- использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;

- сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;

- запрашивать проведения консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основание полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космоса, а также при планируемом международном непосредственном телевизионном вещании, при планируемом дистанционном зондировании Земли из космоса и при планируемом запуске объекта с ядерными источниками энергии;

- обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

- собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их, а также использовать такие вещества для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций;

- осуществлять непосредственное телевизионное вещание с помощью спутников и санкционировать его осуществление лицами и организациями, находящимися под юрисдикцией данного государства;

- осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса;

- использовать ядерные источники энергии на борту космических объектов.

В ходе космической деятельности обязанности государства состоят в следующем:

- осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;

- оказывать космонавтам других государств помощь в случае бедствия и вынужденной посадки (в любом месте за пределами запускающего государства) и незамедлительно возвращать их запустившему государству;

- незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов, а также о сведениях об аварии или вынужденной посадке экипажа космического корабля;

- нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;

- нести международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами;

- возвращать запустившему государству космические объекты, обнаруженные где-либо за пределами запускающего государства;

- учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;

- принимать соответствующие меры во избежание вредного загрязнения космоса и неблагоприятных изменений земной среды;

- проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями;

- в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество о характере, месте, ходе и результатах своей космической деятельности;

- открывать на основе взаимности для представителей других государств все станции и установки на небесных телах;

- регистрировать все запускаемые космические объекты и направлять Генеральному секретарю ООН информацию о каждом таком объекте для занесения в Международный реестр;

- обеспечивать соответствие деятельности по международному непосредственному праву, включая Международную конвенцию электросвязи и Регламент радиосвязи;

- положительно отвечать на запросы о консультациях при планировании потенциально средних экспериментов в космосе, международного непосредственного телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли из космоса и использования ядерных источников энергии на борту космических объектов;

- обеспечивать безопасность от радиоактивного заражения населения и биосферы при использовании ядерных источников энергии на борту космических объектов;

- оказывать потерпевшим государствам помощь в случае аварии космического объекта с ядерным источником энергии;

- в ходе сотрудничества особо учитывать потребности развивающихся стран.

Подробный анализ основных прав и обязанностей государств при осуществлении космической деятельности позволяет выделить следующие специальные правовые принципы космической деятельности, свидетельствующие об образовании особой отрасли международного права – международного космического права:

- неделимость космического пространства и небесных тел как пространственной сферы и территориальной зоны;

- осуществление исследований и использование космоса на благо всего человечества;

- свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел;

- международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией;

- обязанность государств осуществлять международное сотрудничество в деле мирного исследования и использования космоса.

С принципами и нормами международного космического права сообразуется национальное российское законодательство – Закон Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г. и Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. “О Концепции развития космической ядерной энергетики в России”.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года

Государства — участники настоящего Договора,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 196З года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 г., которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Статья IV

Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Статья V

Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора.

Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Статья VI

Государства — участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора.

Статья VII

Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Статья VIII

Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Статья IX

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств — участников Договора. Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство — участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством — участником Договора или гражданами этого государства — участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств — участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство — участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством — участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Статья Х

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства — участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов.

Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Статья XI

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства — участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Статья XII

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Статья XIII

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств — участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством — участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций.

Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами — участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами — членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

Статья XIV

1. Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

Статья XV

Любое государство — участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Договора в день принятия им этих поправок.

Статья XVI

Любое государство — участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XVII

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в . экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне . дня . года 1 .

1 Договор был подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне 27 января 1967 года.

Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства

Принята резолюцией 1962 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1963 года

воодушевленная великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны служить прогрессу человечества и благу государств, независимо от степени их экономического и научного развития,

желая содействовать широкому международному сотрудничеству в отношении как научных, так и правовых аспектов исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

ссылаясь на свою резолюцию 110 (II) от 3 ноября 1947 г., в которой была осуждена пропаганда, имеющая целью или способная создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная выше резолюция применима к космическому пространству,

принимая во внимание свои резолюции 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. и 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г., единогласно принятые государствами — членами Организации Объединенных Наций,

торжественно провозглашает, что при исследовании и использовании космического пространства государства должны руководствоваться следующими принципами:

1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.

2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.

3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенных прав, ни посредством или оккупации, ни любыми другими средствами.

4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется ли она правительственными или неправительственными органами, и за обеспечение соответствия национальной деятельности принципам, изложенным в настоящей Декларации. Деятельность неправительственных органов в космическом пространстве проводится с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. В случае деятельности в космическом пространстве какой-либо международной организации ответственность за выполнение принципов, изложенных в настоящей Декларации, возлагается на данную международную организацию и на участвующие в ней государства.

6. При исследовании и использовании космического пространства государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществляют всю свою деятельность в космическом пространстве с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если какое-либо государство имеет основания полагать, что деятельность в космосе или эксперимент, планируемые этим государством или его гражданами, могут потенциально вредить деятельности других государств в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или к такому эксперименту. Государство, имеющее основание полагать, что деятельность в космосе или эксперимент, планируемые другим государством, могут потенциально вредить деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, может требовать проведения консультаций относительно такой деятельности или такого эксперимента.

7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве. Принадлежность космических объектов, запущенных в космическое пространство, и их составных частей не изменяется их пребыванием в космосе или возвращением на землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства, в регистр которого они занесены, возвращаются этому государству, которое, по требованию, до возвращения сообщает данные, определяющие их принадлежность.

8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, а также каждое государство, с территории или установок которого производится запуск предмета, несет международную ответственность за ущерб, причиненный таким предметом или его наземными составными частями, в воздушном пространстве или в космическом пространстве иностранному государству или его физическим и юридическим лицам.

9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденного приземления на территории иностранного государства или в открытом море. Космонавты, совершающие такое вынужденное приземление, в целости и сохранности незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

Помимо того, что все государства обязаны уважать основные элементы международно-правового режима космического пространства и небесных тел, договоры и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН определяют ряд прав и обязанностей субъектов международного права, которые также характеризуют правовой режим использования космоса и небесных тел.

К основным правам относятся:

· каждое государство, независимо от степени его экономического или научного развития, имеет право осуществлять исследование и использование космоса и небесных тел без какой-либо дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

· свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;

· если государства осуществляют исследование и использование космоса и небесных тел, они должны делать это на благо и в интересах всех стран исходя из того, что исследование и использование космоса «являются достоянием всего человечества»;

· государства имеют право использовать для научных исследований или каких-либо иных мирных целей на Луне и других небесных телах военный персонал и любое оборудование или средства;

· сохранять юрисдикцию и контроль за запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;

· запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основания полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному использованию и исследованию космоса;

· обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

· право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах;

· государства имеют право собирать на небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности станций на Луне;

· за государствами сохраняется право собственности на запущенные космические объекты вне Зависимости от их местонахождения;

· государства имеют право создавать системы международного непосредственного телевизионного вещания с помощью спутников при соблюдении определенных Условий;

· государства имеют право осуществлять дистанционное зондирование Земли из космоса с соблюдением определенных условий;

· государства имеют право использовать на борту космических объектов ядерные источники энергии с соблюдением определенных условий;

Помимо прав государства несут определенные обязанности, а именно:

· государства должны содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса и небесных тел и поощрять такое сотрудничество;

· государства обязаны осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса и небесных тел в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;

· государства обязаны рассматривать космонавтов как «посланцев человечества в космос» и оказывать им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки за пределами территории запускающего государства;

· государства обязаны немедленно информировать другие государства и Генерального секретаря ООН об установленных явлениях, которые могли бы быть опасны для космонавтов;

· государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космосе и за ущерб, причиненный запускаемыми космическими объектами;

· государства обязаны заносить данные о запущенных космических объектах в национальные регистры и сообщать Генеральному секретарю ООН данные для ведения международного реестра;

· государства обязаны возвращать обнаруженные космические объекты государству регистрации;

· при исследовании и использовании космоса государства должны избегать его вредного загрязнения и неблагоприятных изменений Земной среды вследствие доставки внеземного вещества;

· при осуществлении космической деятельности государства обязаны особо учитывать потребности развивающихся стран.

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

Между правовыми режимами воздушного и космического пространства имеются существенные различия.

Воздушное пространство делится на национальное и международное, а космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.

В космосе и на небесных телах запрещено размещать ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а для воздушного пространства такого ограничения не установлено.

государства не обязаны исследовать и использовать воздушное пространства на благо и в интересах всех стран, как это предусмотрено в отношении космоса.

Государства не несут материальную ответственность за ущерб, причиненный воздушными судами, которые принадлежат самостоятельным, юридическим лицам, но несут материальную ответственность за всю национальную космическую деятельность.

Не учреждено единого международного реестра для воздушных судов.

Государства не имеют права осуществлять дистанционное зондирование территорий иностранных государств из их воздушного пространства без особых на то соглашений.

При осуществлении авиационной деятельности государства не обязаны особо учитывать потребности развивающихся стран.

Эти и другие различия ставят на повестку дня вопрос об установлении верхней границы воздушного пространства и нижней границы космического пространства.

Как было отмечено выше, естественной границы между воздушным пространством и космосом не существует. Отсутствие границы между воздухом и космосом затрудняет контроль государств за неприкосновенностью своих суверенных прав на национальную территорию, частью которой является воздушное пространство. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2222 (ХХI) от 19 декабря 1966 г поручила Комитету ООН по космосу начать изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства.

В процессе обсуждения этого вопроса в Комитете ООН по космосу и в доктрине преобладают в основном два подхода — высотный и функциональный.

Согласно первому, необходимо установить условную договорную границу между двумя пространствами.

Согласно второму, в этом нет необходимости, а различать авиационную и космическую деятельность можно в зависимости от назначения (функций) летательного аппарата.

Слабость второго подхода заключается в том, что научно-технический прогресс приводит к созданию гибридных летательных аппаратов, способных перемещаться и маневрировать как в воздухе, так и в космосе. И это может затруднить определение правомерности и противоправности использования соответствующего в летательного аппарата. Это уже породило концепцию об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над его территорией, а также привело к разработке теорий о едином воздушно-космическом праве.

В 1979 году СССР внес в Комитет ООН по космосу рабочий документ, озаглавленный «Проект основных положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства и правового статуса космического пространства, в котором проходят орбиты геостационарных спутников». Проект содержал два важных положения: космическое пространство начинается с высоты 100/110 км над уровнем океана; за космическими объектами при выводе на орбиту и возвращении на Землю сохраняется право пролета над территориями иностранных государств.

В 1983 году делегация СССР в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу уточнила предложения 1979 года, указан, что при пролете через воздушное пространство иностранных государств космический объект пользуется правом «безвредного» (мирного) пролета.

Этот вопрос остается в повестке дня Комитета ООН по космосу и в настоящее время[12].

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Архив

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) — СССР, США и Великобританией 27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора другими государствами. Вступил в силу 10 октября 1967 года. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого государства. Участники имеют право выхода из него.

По состоянию на конец 2016 года, участниками Договора являлись 104 страны. 22 декабря 2016 года Парагвай сдал на хранение странам-депозитариям документ о присоединении, став 105-м участником Договора.

Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами "на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН".

По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.

Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.

В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно помех или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Признается недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль государств над запускаемыми ими космическими объектами и их экипажами.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства стал отправной точкой для национальной деятельности и международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: