Основные формы правовой помощи предоставляемые в порядке выполнения иностранных судебных поручений

Обновлено: 18.04.2024

В процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. Совершение таких действий осуществляется в порядке судебного поручения — обращение суда одного государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории другого государства и направление полученных результатов автору запроса.

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. При обращении суда одного государства к суду другого государства может применяться один из следующих четырех исторически сложившихся порядков.

1.Непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.

2.Дипломатический, при котором суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД государства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

3.Выполнение судебных поручений в государстве Бспециальным уполномоченным, назначенным судом государства А.

4. Выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. д.). Суд страны А направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу страны Б.

Выполнение таких поручений образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи (по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях применить и нормы иностранного процессуального права).

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручений за границей, является Гаагская конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г.

В РФ процедура исполнения поручений иностранных судов регулируются положениями международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ. Исполнение поручений в РФ осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В соответствии с ГПК РФ суды РФ исполняютпереданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Также ГПК РФ установлен и обратный порядок обращения с поручениями наших судов к иностранным.

АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами РФ, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению:

1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемом АПК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Й вариант

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

1. непосредственные сношения судов;

2. дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;

3. использование специально назначенных уполномоченных;

4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Й вариант

Суд по общему правилу может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Однако для осуществления отдельных процессуальных действий иногда необходимо обращение за пределы страны, например, при необходимости допроса свидетеля, проживающего за пределами страны. Осуществление процессуальных действий за рубежом осуществляется посредством направления судебных поручений. Обращение с судебным поручением возможно непосредственно через суды, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции. Порядок выполнения судебных поручений регулируется международными договорами и внутренним законодательством. Так, согласно ст. 3 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г., заменяющей положения о судебных поручениях Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. Судебное поручение составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык. В исполнении судебного поручения может быть отказано только в случае, если: а) исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебной власти; или если б)запрашиваемое государство находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету и безопасности. В исполнении не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно внутреннему законодательству запрашиваемое государство заявляет о своей исключительной компетенции по существу предъявленного иска или внутреннее законодательство не предусматривает права на иск в данном случае. По общему правилу суды не применяют норм иностранного процессуального права, в том числе при исполнении судебных поручений. В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило — процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским процессуальным правом. Современная тенденция — по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

Основания отказа в исполнении поручения (ст. И): 1. Подлинность документов не установлена. 2. Исполнение поручения не входит в компетенцию судебных властей государства места исполнения поручения (двусторонние договоры по-иному решают этот вопрос). 3. Государство места исполнения поручения считает, что такое исполнение угрожает его публичному порядку.

По общему правилу, юрисдикция судебных органов ограничена пределами территории того государства, в котором они осуществляют свою деятельность. Между тем в процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. В силу принципа государственного суверенитета совершение подобных действий возможно только при наличии согласия той страны, в которой эти действия должны быть осуществлены, в порядке судебного поручения.

Речь в данном случае идет, как правило, об обращении суда запрашивающего государства к суду запрашиваемого государства с просьбой о совершении последним определенных процессуальных действий и направление полученных результатов автору запроса.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь».

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права.

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также:

• доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

• вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

• вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны. Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае:

• если не установлена подлинность документа;

• если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти;

• если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги.

В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.). В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда:

• исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России;

• исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами.

Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

В процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. Совершение таких действий осуществляется в порядке судебного поручения — обращение суда одного государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории другого государства и направление полученных результатов автору запроса.

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. При обращении суда одного государства к суду другого государства может применяться один из следующих четырех исторически сложившихся порядков.

1.Непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.

2.Дипломатический, при котором суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД государства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

3.Выполнение судебных поручений в государстве Бспециальным уполномоченным, назначенным судом государства А.

4. Выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т. д.). Суд страны А направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу страны Б.

Выполнение таких поручений образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи (по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях применить и нормы иностранного процессуального права).

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручений за границей, является Гаагская конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г.

В РФ процедура исполнения поручений иностранных судов регулируются положениями международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ. Исполнение поручений в РФ осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В соответствии с ГПК РФ суды РФ исполняютпереданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Также ГПК РФ установлен и обратный порядок обращения с поручениями наших судов к иностранным.

АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами РФ, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий. Поручение не подлежит исполнению:

1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемом АПК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Й вариант

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

1. непосредственные сношения судов;

2. дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;

3. использование специально назначенных уполномоченных;

4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Й вариант

Суд по общему правилу может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Однако для осуществления отдельных процессуальных действий иногда необходимо обращение за пределы страны, например, при необходимости допроса свидетеля, проживающего за пределами страны. Осуществление процессуальных действий за рубежом осуществляется посредством направления судебных поручений. Обращение с судебным поручением возможно непосредственно через суды, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции. Порядок выполнения судебных поручений регулируется международными договорами и внутренним законодательством. Так, согласно ст. 3 Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г., заменяющей положения о судебных поручениях Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. Судебное поручение составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык. В исполнении судебного поручения может быть отказано только в случае, если: а) исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебной власти; или если б)запрашиваемое государство находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету и безопасности. В исполнении не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно внутреннему законодательству запрашиваемое государство заявляет о своей исключительной компетенции по существу предъявленного иска или внутреннее законодательство не предусматривает права на иск в данном случае. По общему правилу суды не применяют норм иностранного процессуального права, в том числе при исполнении судебных поручений. В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило — процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским процессуальным правом. Современная тенденция — по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

Основания отказа в исполнении поручения (ст. И): 1. Подлинность документов не установлена. 2. Исполнение поручения не входит в компетенцию судебных властей государства места исполнения поручения (двусторонние договоры по-иному решают этот вопрос). 3. Государство места исполнения поручения считает, что такое исполнение угрожает его публичному порядку.

Исполнение иностранных судебных поручений в соответствии с международными договорами

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касаются именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрута» судебного поручения.

Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов (упрощенный порядок исполнения судебных поручений предусмотрен в договорах РФ с государствами бывшего СССР и Восточной Европы). Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Современная тенденция — расширение объема правовой помощи, упрощение порядка ее оказания, возможность применения по просьбе запрашивающего государства его процессуального права. В принципе, в договорах речь идет о масштабном правовом сотрудничестве в разных направлениях: исполнение поручений, признание и исполнение иностранных судебных решений, освобождение иностранцев от бремени судебного залога, коллизионные вопросы, предоставление информации о законодательстве, предоставление правовой защиты гражданам одного государства на территории друтого. Договоры закрепляют общие основания отказа в выполнении поручений.

Кроме договоров об оказании правовой помощи, исполнение иностранных судебных поручений регламентируют и соглашения, специально посвященные именно этой проблеме, — договоры об исполнении иностранных судебных поручений (между РФ и США, РФ и Францией, РФ и Бельгией, РФ и ФРГ).

Договор об исполнении судебных поручений между РФ и США 1935 г. предусматривает:

По общему правилу учреждения юстиции, к которым обращено поручение, применяют при его исполнении законодательство своего государства, но по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, возможно применение процессуальных норм другого государства, если это не противоречит публичному порядку государства места исполнения поручения. Применение процессуальных норм запрашивающего государства представляется наиболее целесообразным, так как результат совершенных при исполнении поручения процессуальных действий в конечном счете оценивается судом именно этого государства, рассматривающим дело по существу.

Если суд государства места исполнения поручения всегда строго формально использует только предписания своего законодательства, не отступая от принятых в государстве формальностей, то доказательства, собранные для иностранного суда, не всегда могут быть им использованы.

С точки зрения наиболее эффективного рассмотрения гражданских дел с иностранным элементом при исполнении поручений следует применять иностранные процессуальные нормы. В данном случае отступление от принципа закона суда, доминирующего в гражданском процессе, является вполне оправданным. Иностранные процессуальные нормы не применяются только в том случае, если они противоречат законодательству государства места исполнения поручения.

Например, закон государства места исполнения содержит безусловные требования каких-либо гарантий для свидетелей, которые при применении иностранного права могут быть нарушены. Если просьба о применении иностранных процессуальных норм отсутствует, тогда в полной мере применяется право страны места исполнения поручения. Все процессуальные вопросы — кто может быть свидетелем, кто имеет право отказаться от дачи свидетельских показаний, необходимость устного подтверждения экспертизы и т.п. — решаются по закону места исполнения поручения.

Возможно и другое решение вопроса: в Договоре о правовой помощи между Францией и Венгрией предусмотрено, что при допросе лица в порядке судебного поручения следует одновременно руководствоваться и законом места исполнения поручения, и личным законом допрашиваемого лица. Следовательно, допрос невозможен, если ни французское, ни венгерское право не допускают его.

Практика применения двусторонних договоров демонстрирует устойчивую тенденцию к отказу от применения установленного в них маршрута поручения: не требуется направления поручения в Министерство юстиции (а тем более, в Министерство иностранных дел необходимо только получить от него соответствующее указание, и поручение пересылается непосредственно судом в адрес суда другого государства. Документы, подтверждающие исполнение поручений, во всех случаях должны передаваться через центральные органы юстиции.

Если учреждение, к которому обращено поручение, некомпетентно его исполнить, такое учреждение обязано передать поручение другим органам своего государства, обладающим соответствующей компетенцией, и уведомить об этом запрашивающую сторону (законодательство РФ иначе решает этот вопрос, но при наличии международного договора российские органы должны руководствоваться именно его положениями).

В связи с оказанием правовой помощи возникает проблема: можно ли оставить поручение без исполнения, если из присланных документов следует, что решение по данному делу не будет признано и исполнено на территории государства места исполнения поручения. Практика и доктрина дают однозначный ответ — нельзя, так как оказание правовой помощи не должно находиться в зависимости от того, будет ли признано последующее судебное решение на территории данного государства. Возможно, что испрашивающий исполнение поручения суд и не будет ставить вопрос об исполнении своего решения.

Правовая помощь должна оказываться даже тем судам, решения которых вообще не подлежат признанию и исполнению на территории данного государства по причине отсутствия международного договора. Кроме того, отказ в исполнении поручения по указанной причине не предусмотрен в положениях международных договоров.

Общее значение имеет и проблема соотношения правовой помощи с компетентностью судов: не должен иметь места отказ в исполнении иностранного судебного поручения по той причине, что дело, в связи с рассмотрением которого поступило поручение, находится в исключительной компетенции судов государства места исполнения поручения.

Вопрос о компетентности органов своего судебного аппарата каждое государство решает по-своему, независимо от решения этого вопроса в других государствах. Возможно, что конкретное дело с точки зрения судов нескольких государств входит в сферу их исключительной подсудности, поэтому исключительная подсудность не должна быть препятствием для оказания правовой помощи.

Точно так же не допускается отказ в оказании правовой помощи

по причине, что дело, в связи с производством по которому поступила соответствующая просьба из-за границы, в принципе не может быть предметом судебного разбирательства по закону государства места исполнения поручения. Например, в праве большинства западных государств предусмотрена правовая защита участников игр и пари, а в российском праве такая защита предоставляется только в прямо установленных законом случаях. Это не означает, что РФ должна отказаться, скажем, выполнить поручение английского суда, связанное с судебным разбирательством требований из пари на территории Англии.

Общее правило, закрепленное во всех двусторонних договорах: оказание правовой помощи не должно наносить ущерба суверенитету и безопасности государства места исполнения поручения, т.е. предусмотрен отказ в оказании правовой помощи, если такая помощь противоречит публичному порядку государства места исполнения поручения в процессуальном смысле.

В двусторонних договорах, заключенных в 90-х годах XX в., появилась новелла — просьба об оказании правовой помощи не должна противоречить и основополагающим принципам законодательства запрашивающего государства. Кроме этого, отказать в правовой помощи возможно, если такая помощь противоречит международным обязательствам обоих государств.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (для некоторых государств действует в редакции 1905 г.). Правовая помощь понимается как вручение судебных и внесудебных документов и исполнение судебных поручений.

Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило — поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и заключение между государствами-участниками специальных соглашений, устанавливающих непосредственные сношения судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Конвенция 1954 г. определяет понятие судебного поручения — это просьба об осуществлении допроса или производстве иных процессуальных действий. Круг «иных процессуальных действий» очерчен в Конвенции весьма приблизительно. Просьба об исполнении поручения может исходить от всех судебных органов государств-участников, т.е. и от судов общей юрисдикции, и от специальных судов (патентных, трудовых, торговых). Исполнение иностранных судебных поручений обязательно для государств-участников.

Основания отказа в исполнении поручения:

  1. Подлинность документов не установлена.
  2. Исполнение поручения не входит в компетенцию судебных властей государства места исполнения поручения (двусторонние договоры по-иному решают этот вопрос).
  3. Государство места исполнения поручения считает, что такое исполнение угрожает его публичному порядку.

Среди других многосторонних международных договоров следует упомянуть Гаагскую конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Гаагскую конвенцию о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., Гаагскую конвенцию об облегчении доступа к международному правосудию 1980 г.

Общая черта этих соглашений — компромисс между общим и континентальным правом; попытка примирить институт комиссионеров с требованиями континентального права. Предусмотрен упрощенный порядок оказания правовой помощи, предпринята попытка разрешить проблему правовой помощи и компетентности судебных учреждений.

Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. (участвуют основные европейские государства, Япония, США) в отношениях между государствами-участниками заменила положения ст. 1-7 Конвенции 1954 г. Документы передаются через центральные учреждения юстиции. При отсутствии возражений со стороны государства-участника допускается вручение документов частным путем (в соответствии с обычной практикой стран общего права). К Конвенции приложен Единый формуляр просьбы об исполнении поручений.

Отказ в исполнении поручения не допускается только по причине того, что запрашиваемое государство считает себя исключительно компетентным по рассматриваемому делу или, наоборот, не считает данное дело подведомственным судебным органам. Данное положение Конвенции отражает господствующую в доктрине и практике позицию: каждое государство само определяет компетенцию своих судов вне зависимости от того, как этот вопрос решается в других государствах.

Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г. содержит ряд положений о собирании доказательств консулами и комиссионерами. Судебные органы одного государства в соответствии с положениями своего законодательства могут запросить в порядке исполнения судебного поручения компетентные органы другого государства о получении доказательств и выполнении других процессуальных действий. Судебное поручение не может использоваться для получения доказательств, не предназначенных для текущего или будущего судебного разбирательства.

Основания отказа в исполнении судебных поручений:

  1. Исполнение поручения по законодательству государства места исполнения не входит в функции судебных органов.
  2. Исполнение поручения может нанести ущерб публичному порядку государства места исполнения.

В исполнении поручения не может быть отказано только на том основании, что законодательство государства места исполнения предусматривает исключительную компетенцию своих судов по данному делу или вообще не предусматривает возбуждения дела по данному основанию.

Граждане всех государств-участников пользуются в других государствах-участниках бесплатной правовой помощью наравне с собственными гражданами этих государств. Тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по гражданским и торговым делам не может применяться к гражданам государств-участников в тех случаях, когда оно не применяется к собственным гражданам.

Гаагская конвенция об облегчении доступа к международному правосудию 1980 г. в отношениях между государствами-участниками заменила разделы III-VI Конвенции 1954 г. В остальном Конвенция 1980 г. воспроизводит основные положения Конвенции 1954 г. Наиболее существенное изменение — порядок сношений при оказании правовой помощи: через специально создаваемые центральные органы, хотя каждое государство может использовать дипломатические или консульские каналы. Судебные поручения передаются центральному органу государства места исполнения без вмешательства каких-либо других органов этого государства.

Региональные международные соглашения — Конвенция о правовой помощи СНГ 1993 г. (с Дополнительным протоколом 1997 г.), Конвенция о правовой помощи СНГ 2002 г., Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с хозяйственной деятельностью 1992 г., Кодекс Бустаманте, Конвенция ЕС о международной подсудности и исполнении судебных решений по гражданским делам 1968 г. — содержат детальное регулирование основных вопросов оказания правовой помощи.

Предусмотрена возможность использования самых различных, наиболее приемлемых для государств-участников, путей передачи просьбы об исполнении поручений. Установлено общее правило — формы совершения процессуальных действий по запросу судебных или иных иностранных органов определяются законом государства места исполнения процессуальных действий. Возможно применение процессуального права запрашивающего государства по его просьбе и с согласия государства места исполнения поручения.

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

1) непосредственные сношения судов;

2) дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;

3) использование специально назначенных уполномоченных;

4) передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: