Основания правопреемства государств в международном праве

Обновлено: 04.05.2024

В целях укрепления мира и для осуществления международного сотрудничества главную роль играет последовательность в соблюдении субъектами международного права договоров, членства в международных организациях, обязательств по отношению к территориям. В первую очередь это касается государств, которые заключают международные договора или имеют обязательства.

Институт правопреемства в международном праве характеризуется сменой одного государств другим в процессе несения ответственности за международные отношения определенной территории.

Например, в 1992 году в ходе рассмотрения пограничного спора Гондураса и Сальвадора Международным Судом ООН было определено правопреемство стран в качестве одного из способов перехода территориального суверенитета от одной страны к другой.

Понятие «правопреемство» включает: предшественника (та страна, которая сменяется другой при правопреемстве) и правопреемника (страна, которая меняет предшественника). В основе возникновения правопреемства лежат передача доли территории другой стране, социальная революция, деколонизация, разделение (объединение) государств.

Регулирование правопреемства в МП

Длительный промежуток времени в основе института правопреемства лежали обычные нормы МП, но ближе к концу XX века в Вене были осуществлены международные конференции, касающиеся кодификации норм правопреемства. В 1978 году была разработана Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, а в 1983 году Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, гос. архивов и долгов.

Эти документы так и не вступили в силу, а наша страна в них не участвует. Наряду с этим, нормы поведения, которые нашли отражение в Конвенциях, стали использоваться как международные обычаи.

Вопросы правопреемства также находятся под регулированием соглашений соответствующих стран (Договора ГДР и ФРГ, касающиеся строительства германского единства, Соглашение Республики Молдова и РФ, касающееся регулирования правопреемства по отношению к внешнему государственному долгу и активов бывшего Союза ССР и др.).

Институт правопреемства в международной правовой системе имеет межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что его нормы включены в право международной правосубъектности, международных организаций, нормы международных договоров и прочие источники международного права и др.

Объект правопреемства государств включает договоры, территории, собственность, долги и архивы государств, членство страны в международных организациях.

Правопреемство и международные договора

Правопреемство государств в отношении международных договоров затрагивалось в Венской конвенции 1978 года. Она регулировала правопреемство только по договорам, которые были заключены письменно и только между странами. Если рассматривать устные договоренности и договора между странами и другими международными субъектами, то в их отношении работают обычные нормы МП.

Можно выделить несколько правила правопреемства по отношению к договорам.

Если происходит деколонизация и создается новое независимое государство, то в действие вступает принцип «чистая доска» (tabula rasa), в соответствии с которым страна не связана договорами, которые были заключены бывшими державами в виде метрополий.

Новая независимая страна не имеет в числе обязанностей сохранение какого-либо договора и не должна становиться его участником только по той причине, что в момент правопреемства договор имел силу.

Новая страна может становиться членом любого многостороннего договора, имевшего силу на территории правопреемства. Это осуществляется с помощью уведомления о правопреемстве. Если до наступления момента правопреемства страна, которая являлась предшественником подписала договор при условии ратификации, принятия или утверждения, то в этом случае правопреемник может становиться участником договора путем его ратифицирования, принятия или утверждения, за исключением случаев несовместимости нового государства с объектами и целями договора.

В случае, когда часть территории страны становится частью территории другой страны, то в отношении нее происходит:

  • утрата силы договоров государства-предшественника, которые касаются территорий правопреемства;
  • приобретение силы договоров преемника в отношении территорий, которые являются объектом правопреемства (исключением являются случаи, когда из договора ясно или в нем установлено, что использование данного договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями договорных отношений, что коренным образом меняет условия его действия).

Можно считать действующим двусторонний договор, находящийся в силе по отношению к территории — объекту правопреемства, для государства-преемника в случае, когда новое государство договаривается об этом с контрагентом или это следствие его поведения.

Если происходит объединение двух или нескольких стран, то осуществляется переход прав и обязательств по их договорам к правопреемнику. Это предусмотрено для случаев, если сторонами не установлено иного и если это не вступает в противоречие с объектом и целями договора.

Новое независимое государство вправе с помощью уведомления о правопреемстве произвести установку своего статуса в качестве договаривающейся страны в многостороннем договоре, который не вступил в силу. Это предусмотрено, если в момент правопреемства государств предшественник являлся договаривающимся государством по отношению к территории, которая представляла собой объект правопреемства государства.

Новая страна также имеет право с помощью уведомления установить статус участника многостороннего договора, вступившего в силу после наступления правопреемства, если в этот момент страна-предшественница являлась договаривающейся стороной в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства.

Если до наступления правопреемства предшественница подписывает многосторонний договор с условием ратификации, утверждения или принятия, выражая намерение распространения договора на территорию правопреемства, то новая независимая страна способна утвердить, принять или ратифицировать договор, как если бы подписала его сама. Этим способом она становится договаривающейся стороной или участницей данного договора.

Если из договорных положений, целей или объекта договора следует, что для участия в нем любой другой страны требуется согласие всех сторон, то новая страна вправе стать договаривающейся стороной или участником договора лишь в случае наличия подобного согласия.

Если происходит отделение части территории и она присоединяется к другой стране, то предшествующие договоры продолжают быть в силе и для государства-правопреемника.

Двусторонний договор, имевший силу на момент правопреемства, можно считать находящимся в силе между новыми странами и другими государствами-участниками, в случаях: а) явной договоренности; или б) в силу своего поведения государства можно считать выразившими ее.

Действующий договор используется в отношениях между новой независимой страной и другой страной-участницей с момента правопреемства, если другое не вытекает из их соглашения или не устанавливается другим образом.

Особенную роль играют договоры о пограничном режиме. В 1969 году была принята Венская конвенция, касающаяся права международных договоров. Она формирует положение, что коренные изменения обстоятельств не дают права ссылки на него с целью прекратить договор о границе. Правопреемство не может затрагивать установленных в договорах границ, включая их режим, как не затрагивает и обязательства по отношению к пользованию территорией зарубежного государства.

В отношении договоров правопреемства необходимы уведомления в письменном виде в адрес депозитария договора (его участникам).

Если нет подписи в уведомлении о правопреемстве со стороны главы государства, правительства или министра иностранных дел, то для представителя страны, который передает это уведомление, предлагается представление полномочий.

Если договор не предусматривает другое, то уведомление должно:

  • направляться новой страной депозитарию, а в случае его отсутствия участнику или договаривающимся государствам;
  • считаться сформированным новой страной с момента получения его депозитарием (участниками, договаривающимися странами).

Уведомление можно считать полученным страной, которой оно предназначено, на момент, когда депозитарий сообщает об этом.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

Международное правопреемство государств – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы – это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.

Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.

Правопреемство государств
Международно-правовое преемство или правопреемство госу­дарств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может быть и в отно­шении других суб-ов МП. Этот институт регулируется на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.
Объекты правопреемства государств: гос-ые границы (территория), гос-ая собственность (в том числе находящаяся за рубежом), гос-ые архивы, гос-ые долги, участие в международных договорах, членство в международ­ных организациях. Основа правопреемства - юридический факт возникновения нового государства как суб-та МП.
Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революциисвязано с появлением нового суб-та МП. Франция (XVIII в.), Советская Россия (1917 г.).
Межд-ая практика — в случае соц революции к государ­ству-преемнику полностью переходит тер-ия государства-предшественника (граница неприкосновенна), гос-ая собственность и гос-ые ар­хивы
Государственный долг — это финансовое обязательство государства-предшественника в отношении какого-либо другого суб-та МП. Венская конвенция 1983 г. устанав­ливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредито­ров государства. Однако в случае соц. революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности. Общее правило: наследование долгов.
Участие в международных договорах: Венская конвенция 1978 г. ус­танавливает, что новое государство не обязано участвовать (исключение — договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы МП). Участие в международных согла­шениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях — аналогично. Могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других госу­дарств — членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).
Возникновение нового государства в результате деколонизации:в со­ответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabu1а rasа (за исключением территории государства), — новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правитель­ством бывшей метрополии. Гос-ая собственность и гос-ые архивы пол­ностью переходят в распоряжение нового государства. Венская кон­венция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому неза­висимому государству достоверные архивные сведения. Гос-ый долг не переходит. Поскольку колония по опре­делению не является членом международных организаций и участни­ком международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.
Правопреемство при объединении государств имеет место, ко­гда два или несколько государств объединяются и образуют одно но­вое. Гос-ые границы — новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Гос-ая собственность и гос-ые архивы переходят новому гос-ву. Гос-ые долги долги всех государств-предшественни­ков переходят к государству-преемнику. Участие в международных до­говорах и членство в международных организациях — эти вопросы ре­шаются волеизъявлением нового государства (аналогично образова­нию нового государства в результате социальной революции).
Правопреемство при частичных изменениях государственной терри­тории(продажа какой-либо терр-ии одним государством другому, обмен терр-ми единицами, безвозмездная передача части терр-ии). Это проявление принципа подвижности границ. На пе­реданной территории начинают действовать международные догово­ры того государства, к которому она перешла (тоже относи­тельно членства в международных организациях). За ка­ждым гос-ом остаются свои гос-ые долги. Если долг касается передаваемой территории - вопрос решается на основе взаимной договоренности. Гос-ая собственность: недвижимость остается на передаваемой части. Движимое имущество вывозит­ся на территорию государства, которое передает территорию. Гос-ые архивы отдаются государству, к которому перешла терр-ия. Общее правило — их судьба решается по взаимной договорен­ности между гос-ми.
Правопреемство при разделении гос-ва и образовании на его терр-ии двух и более независимых государств:отделение от государ­ства его части и образование нового независимого государства (выде­ление Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Международ­ные договоры (Венская конвенция 1978 г.) содержат общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое го­сударство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Вопрос о членстве в международных организациях не урегулирован. Обычно старое гос-во продолжает свое членство в организациях, а отделившееся вступает в них как новый суб-т МП. Гос-ая соб­ственность — и движимое, и недвижимое имущество отделившейся части поступает в распоряжение нового гос-ва. Проблема - раздел гос-ой соб-сти, находящейся за рубежом.
Гос-ые архивы отделившейся части должны быть переданы новому государству. Проблема - архивы, относящиеся к истории единого государства. Обычно вопрос решается по взаимной договоренности. Гос-ый долг должен быть поделен между «мате­ринским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Но на новое независимое государство не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

13.Основные виды и правовая природа территорий

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.


Оглавление

  • 1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы
  • 2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли
  • 3. Роль международного права в международных отношениях
  • 4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права
  • 5. Государство – основной субъект международного права
  • 6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ
  • 7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание
  • 8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств
  • 9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права
  • 10. Соотношение международного и национального права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств

Правопреемство — это институт, характерный для многих отраслей права (гражданское, международное, наследственное и др.). Правопреемство — это переход прав и обязанностей одного государства к другому в связи с переходом территории или в связи с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в другое, разделение государства на несколько государств).

Правопреемство означает изменение субъекта прав и обязанностей, но никоим образом не меняет сущности этих прав и обязанностей.

Правопреемство является производным приобретением прав и обязанностей, в отличие от первоначального.

Правопреемство может иметь место лишь в том случае, если изменения, связанные с переходом территорий, были осуществлены в соответствии с нормами международного права.

Правопреемство государства не затрагивает государственных границ этого государства, общепринято, что в данном случае продолжают свое действие договоры о государственных границах прежнего государства. Не затрагивают отношения правопреемства и внутригосударственных отношений.

С отношениями правопреемства связано несколько важных принципов международного права:

1) «принцип аннулирования договоров» означает, что вновь образованное суверенное государство, ранее входившее в состав другого государства в качестве колонии, не обязано признавать какие-либо договоры, заключенные колониальным правительством;

2) «принцип континуитета договоров» применяется в случае, если вновь образованное государство входило в состав суверенного государства и означает сохранение действия прежних договоров, за исключением тех, предмет и цели которых не совместимы с условиями правопреемства;

3) «принцип подвижности договорных границ» действует при переходе территории от одного государства к другому и означает, что на переходящей территории начинают действовать договоры государства, к которому она перешла. В отношениях правопреемства могут быть задействованы не только такие субъекты международного права, как государства, но и, например, международные ООН, правопреемство которых осуществляется в соответствии с общими принципами этого института.

Правопреемство может быть в отношении прав или обязанностей, которые могут быть выражены по-разному, например правопреемство в участии в договоре.

Правопреемство может быть нескольких видов, например универсальное и частичное правопреемство. При универсальном правопреемстве к новому субъекту переходят все права и обязанности, а при частичном — лишь отдельные из них.

Наше государство несколько раз было субъектом правопреемства. В 1917 г. в результате революции были пересмотрены договоры царской России, из которых Россия признала себя правопреемницей по договорам о добрососедском отношении. При распаде СССР РФ признала себя правопреемницей СССР по всем основным договорам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: