Основания и правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью

Обновлено: 18.04.2024

Международная преступность – это все множество совершаемых преступлений, нарушающих международные и национальные нормы.

Говоря о международной преступности в виду имеют, прежде всего, преступления, предусмотренные в Уставах Токийского и Нюрнбергского трибуналов, а также урегулированные всемирными, международными, многосторонними и двусторонними соглашениями.

Международная преступность является весьма сложным явлением современности и в своем составе имеет несколько уровней и подуровней. Отталкиваясь от критериев общественной опасности и объекта посягательства в ее составе выделяют:

  • преступления международного характера;
  • международные преступления.

Первые имеют международный характер не по своему составу, а ввиду обстоятельств совершаемых преступных действий. Иначе говоря, это преступления, приобретающие международный характер в силу определенных обстоятельств, но при этом караемые внутренним правом. Во втором случае в роли объекта посягательства выступают международные отношения и жизненные интересы человечества в целом.

Основой борьбы с международной преступностью выступает международное сотрудничество.

Основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

В современном мире сотрудничество по предупреждению международной преступности и борьбы с ней ведется на двух уровнях (рисунок 1).

Рисунок 1. Базовые уровни сотрудничества в борьбе с международной преступностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью следует понимать специфическую деятельность государств и/или иных акторов международного общения по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями.

В основе борьбы с международной преступностью, основанной на сотрудничестве различных акторов современной системы международных отношений, лежат различного рода международные нормативно-правовые акты, договоры и обычаи.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью подчиняется определенным принципам. В общем смысле под ними понимают основополагающие начала построения межгосударственного взаимодействия по вопросам противодействия международной преступности, реализуемые на региональном и/или двустороннем уровнях. Условно эти принципы делятся на две группы – общие и специальные.

К общим принципам относятся общепризнанные нормы и принципы международного права, которые могут быть применены к данной отрасли международного права. В качестве примера можно привести уважение прав и основных свобод человека, невмешательство во внутренние дела других стран, суверенное равенство всех государств, их обязанность сотрудничать друг с другом и пр.

К специальным принципам следует относить характерные принципы выстраивания взаимоотношений между субъектами международного права в части борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о защите государством прав собственных граждан за рубежом, неотвратимости наказания за совершение преступлений, справедливое рассмотрение дел в суде и пр.

На сегодняшний день общепризнанным центром, который занимается организацией и координацией международных связей, считается Организация Объединенных Наций (сокращенно – ООН), представляющая собой универсальную межправительственную организацию, действующую на основании специально созданного международного договора (Устава) и Статута Международного суда ООН. Ключевой задачей данной организации выступает обеспечение и поддержание мирных отношений на планете. В то же время ООН оказывает содействие сотрудничеству стран в других направлениях. Одной из сфер такого сотрудничества выступает обмен опытом по предупреждению преступности, борьбе с ней и содействие гуманному ресоциализационному обращению с правонарушителями.

Базовые направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Основные направления, объемы и формы международного сотрудничества по борьбе с преступностью в значительной степени определяются особенностями и содержанием преступности как явления конкретного общества, а также национальной политикой государства в части борьбы с терроризмом и преступностью. В то же время сотрудничество стран в данной сфере тесно связано с определенным историческим уровнем развития международного сотрудничества и противостояния в различных сферах.

На сегодняшний день в сфере международного сотрудничество по предупреждению преступности и борьбе с ней можно выделить следующие основные направления:

  • научно-информационная деятельность, основанная на обмене национальным научным и практическом опыте, обсуждении проблем и проведении совместных исследований в данной области;
  • международно-правовое и национально-правовое учреждение и деятельность международных институциональных органов и организаций;
  • договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, которые затрагивают интересы сразу нескольких стран;
  • оказание государствам профессионально-технической помощи в борьбе с терроризмом и уголовной преступностью;
  • экстрадиция (выдача) преступников и оказание правовой помощи по уголовным делам.

Все эти направления могут реализовываться на двустороннем уровне (между двумя отдельно взятыми государствами), так и на региональном или универсальном уровнях.

Так или иначе, международное сотрудничество в борьбе с преступностью сегодня может быть реализовано в двух основных формах – либо на основании международных соглашений, либо в рамках международных органов и организаций. События последний лет указывают на то, что сотрудничество стран и международных организаций в сфере борьбы с преступностью активно развивается, причем как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Именно укрепление и развитие сотрудничества в данной сфере будет служить залогом успешности борьбы с международной преступностью в будущем.

Вопросы борьбы с преступностью относятся к сфере внутреннего законодательства каждого государства (однако, проблема борьбы с глобализацией преступности не может быть решена в рамках ограниченных национально-государственных средств и методов).

Принцип сотрудничества государств является императивной нормой, одним из принципов МП, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах МП 1970 и Заключительном акте СБСЕ 1975.

Факторы, обусловливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью:

1) особый характер определенных преступлений, посягающих на интересы нескольких государств либо представляющих опасность для международного сообщества;

2) потребности координации усилий по предотвращению и пресечению преступных деяний;

3) потребности по оказанию взаимной правовой помощи по УД.

Направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

1) разработка многосторонних конвенций по регламентации отдельных отраслей или институтов МП, содержащих нормы, касающиеся определенных международных преступлений;

2) совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала специальных учреждений (пример: Интерпол) и универсальных международных организаций и органов системы ООН;

3) сочетание универсальных и локальных средств сотрудничества;

4) согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.

Основные виды сотрудничества (в соответствии с его основными направлениями – сотрудничеством путем заключения международных договоров и сотрудничества в рамках международных организаций):

1) конвенционное (осуществляется в форме заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений);

2) институционное (осуществляется в рамках комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с международными договорами, международных универсальных организаций, специализированных учреждений ООН, Интерпола и Европола).

Результат реализации принципа сотрудничества (согласование квалификаций преступлений, представляющих опасность для нескольких государств; координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи по УД, включая выдачу преступников).

Формы конвенционного сотрудничества:

1) Двустороннее сотрудничество (заключение двусторонних соглашений по вопросам оказания правовой помощи по УД, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются).

Пример (соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью РФ с Финляндией, Швецией, США и другими странами).

2) Региональные сотрудничество:

а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;

б) государства – члены ЕС заключают соглашения о выдаче преступников, признании приговоров по УД, правовой помощи, борьбе с легализацией преступных доходов;

в) страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 (регламентирует сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и судимости).

Двустороннее и региональное сотрудничество, ограничиваясь узким кругом участников, не позволяет в полной мере координировать деятельность государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы международного сообщества в целом.

3) Универсальное сотрудничество (осуществляется на основе многосторонних международных договоров, являющихся источниками международного уголовного права).

Характерные черты указанных договоров:

1) фиксация права всех без исключения государств быть их участниками;

2) определение состава преступления в качестве общего стандарта;

3) обязательства государств – участников обеспечить соответствие международной и национальной регламентации, гарантирующее законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого;

4) решение вопроса о разделении юрисдикции государств – участников.

102. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л – совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Ф/л (граждане государств и лица без гражданства), совершившие указанные преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с:

1) действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения;

2) национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений (пиратство или угон воздушного судна) ф/л могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства, захватившего пиратов или угонщиков воздушного судна.

К ф/л применимы положения:

1) Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968;

2) конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений;

3) конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.

Главный принцип – неотвратимость наказания за совершение указанных преступлений.

Международный уголовный суд (МУС) (Статут МУС принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН, вступил в силу с 01.07.2002; Ассамблея государств – участников избрала 18 судей).

МУС учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за международные преступления, и дополняет национальные органы уголовной юстиции (обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида; преступлений против человечества; военных преступлений и преступлений агрессии).

Принципы деятельности МУС:

1) принцип индивидуальной уголовной ответственности (не влияет на ответственность государств по МП);

2) принцип комплементарности (дополнительности) (уголовное преследование за совершение международных преступлений осуществляет национальная юстиция, а МУС дополняет ее в случаях, когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом).

Полномочия МУС ограничены во времени и в пространстве:

1) уполномочен рассматривать только международные преступления, совершенные после 01.07.2002;

2) к суду привлекаются только граждане государств, ратифицировавших Статут, или те, кто соверши преступления на территории данных государств.

Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию МУС, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:

1) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;

2) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление (если это преступление совершается или имеет место покушение на преступление);

3) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или иным образом содействует его совершению, включая предоставление средств для его совершения;

4) любым другим образом способствует его совершению или покушению на совершение группой лиц, действующих с общей целью (содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности).

1) не применяется в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления;

2) применяется в отношении всех лиц независимо от их должностного положения;

3) устанавливает ответственность командиров и других начальников за деяния подчиненных;

4) закрепляет отсутствие сроков давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию МУС;

5) устанавливает, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения деяния оно в момент совершения деяния (страдало психическим заболеванием; находилось в состоянии интоксикации; действовало разумно для защиты себя, другого лица или имущества, являвшегося особо важным для их выживания).

Органы МУС (Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата, Палата предварительного производства, Канцелярия прокурора, Секретариат).

В своей деятельности МУС применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания, а там, где уместно – применимые договоры, принципы и нормы МП.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (учрежден СБ ООН в 1993 г.; процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 и Правилами процедуры и доказывания 1994).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) нарушающих законы и обычаи войны (применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты или здания);

2) совершающих геноцид;

3) ответственных за следующие преступления, совершаемые в ходе вооруженного конфликта международного и внутреннего характера и направленные против гражданского населения (убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам).

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (судьи Трибунала избираются ГА ООН из представляемого СБ ООН списка; обвинитель назначается СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН),

Государства сотрудничают с Трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 (Статут Трибунала утвержден резолюцией СБ ООН 1994; процессуальная деятельность определяется Статутом и Правилами процедуры и доказывания).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) совершивших геноцид и другие международные преступления;

2) совершивших или отдавших приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 о защите жертв войны.

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (две Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (Обвинитель Трибунала по бывшей Югославии является также Обвинителем Трибунала по Руанде),

Международное уголовное право – отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью.

Уголовное право как самостоятельная отрасль международного права образовалось после Второй мировой войны. Поводом для этого послужило уголовное наказание военных преступников, а также лиц, совершивших преступления против мира и международной безопасности путем развязывания войны.

Наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному праву, а также к судоустройству. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия.

Однако следует отметить, что международное уголовное право, как и прочие отрасли, содержит, в первую очередь, нормы, направленные на регулирование сотрудничества государств. Это сотрудничество основывается на общих принципах международного права (суверенного равенства, неприменения силы, сотрудничества и др.), а также на специальных. Среди них можно выделить:

1) взаимность сотрудничества;

2) добровольность сотрудничества;

3) обеспечение безопасности сотрудничающих государств;

4) соблюдение прав и интересов третьих стран участниками договорных отношений;

5) принцип законности.

Взаимность и добровольность сотрудничества показывают, что вовлечение государств в сотрудничество в уголовно-правовой сфере может происходить только по их собственному желанию. Нет общей международно-правовой обязанности сотрудничать. Взаимность в сфере сотрудничества правоохранительных и судебных органов вообще приносит интересные результаты, когда даже при отсутствии обязывающего международного договора государства, например, оказывают друг другу правовую помощь или выдают преступника.

Обеспечение безопасности сотрудничающих государств, в свою очередь, означает принятие решения о сотрудничестве и реализацию своих международных обязательств в этой сфере без ущемления собственного суверенитета и безопасности, вплоть до отказа по этой причине от выполнения обязательств по сотрудничеству.

Интересы третьих стран также имеют важное значение. Появление этого принципа вытекает из общего принципа суверенного равенства государств и показывает, что двустороннее сотрудничество может затронуть и суверенные права третьих стран. Принимая решения и осуществляя сотрудничество, государства должны сообразовывать собственные цели и интересы с другими участниками международного сообщества.

Принцип законности можно поставить под сомнение, но следует помнить, что во внутреннем праве правоохранительные органы в первую очередь следуют принципу законности. Применительно к международному уголовному праву этот принцип подчеркивает важную роль национального законодательства сотрудничающих государств и необходимость его соблюдения.

Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:

1) договорно-правовую, или конвенционную (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);

2) институционную (сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера – ООН, Интерпол, Международной организации гражданской авиации, Совета таможенного сотрудничества, СНГ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества и др.).

Характеризуя первую форму, можно отметить большой массив договоров в этой области при отсутствии единого универсального, кодифицирующего отрасль в целом. Возможно, это связано с большим разнообразием отношений, подвергающихся регулированию. Ведь это и сфера международных преступлений и преступлений международного характера, и сфера правовой помощи, и сфера международного уголовного преследования. Можно, тем не менее, отметить ряд источников.

В первую очередь международные договоры, устанавливающие ответственность за международные преступления и преступления международного характера. Это Международная кон­венция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция ООН в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Европейская конвенция о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. и многие другие. Особенностями этих документов является то, что они закрепляют нормы по организации совместных усилий в борьбе с отдельными видами преступности, а, с другой стороны, содержат составы уголовных преступлений, которые должны быть имплементированы в национальное право.

Вторая группа международных источников регулирует порядок оказания правовой помощи по уголовным делам. Среди этих договоров можно выделить два универсальных: Типовой договор ООН об оказании правовой помощи и Типовой договор ООН о выдаче, которые служат основой для заключения региональных и двусторонних договоров в этой области. В основном же сотрудничество осуществляется на региональной и двусторонней основе. Так, в рамках Совета Европы заключены конвенции о правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и выдаче 1957 г., в рамках СНГ – Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. и 2002 г. Россия заключила более 30 двусторонних договоров с различными странами по вопросам правовой помощи по уголовным делам.

Третья группа международных договоров в области международного уголовного права на самом деле регулирует совершенно другие международные отношения, но в этих договорах содержатся несколько статей, применимых и к уголовно-правовой сфере. Как, например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающая ответственность за пиратство.

Не менее важную часть регулирования в международном уголовном праве составляют акты международных организаций. Иногда эти акты предшествуют принятию конвенций, а порой приобретают совершенно самостоятельное значение и применение. Например, одобренные резолюцией ГА ООН Минимальные правила и стандарты обращения с осужденными, Принципы равенства при отправлении правосудия и т.п.

Особого внимания требуют международные договоры в области международной уголовной ответственности индивидов. В 2002 году вступил в силу Статут Международного уголовного суда. Этот независимый международный орган призван привлекать к ответственности за серьезные нарушения международного права. В настоящее время в МУС находятся дела по событиям в Уганде, Конго, Судане. В основе Статута МУС лежат нормы, выработанные при создании и процессе работы Нюрнбергского и Токийского трибуналов, а также еще действующих ныне Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии.

В литературе высказывается мнение, что источниками международного уголовного права является и национальное законодательство. Представляется, что этот подход не вполне верен. Сфера действия национального права определена совершенно четко. Оно, конечно, должно применяться и при международном сотрудничестве, но цели регулирования национального и международного уголовного права не совпадают. Кроме того, в случае противоречия, как известно, приоритет имеют нормы международного права.

Говоря о видах международного сотрудничества в борьбе с преступностью, можно выделить следующие:

1) гармонизация национального уголовного права;

2) совместное изучение проблем борьбы с преступностью, обмен опытом их решения;

3) обмен информацией (в том числе, оперативной, криминалистической, правовой);

4) оказание материальной, технической и экспертной помощи;

5) исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

6) оказание правовой помощи по уголовным делам;

8) передача для целей международного правосудия;

9) признание и исполнение приговоров и решений по административным делам

10) передача осужденных.

Все виды международного сотрудничества взаимосвязаны между собой и одинаково важны. Одни из них могут быть реализованы посредством межведомственного сотрудничества (например, изучение проблем преступности, обмен информацией, оказание технической помощи), другие требуют заключения межгосударственных или межправительственных договоров (правовая помощь, экстрадиция, передача осужденных). В реализации различных видов сотрудничества участвуют и полицейские органы государств, и прокуратуры, и суды, и таможенные и пограничные органы и т.п. Вместе с тем, порой требуется создание специальных органов для участия в международном сотрудничестве.

Направления сотрудничества государств по уголовным делам определяются наиболее актуальными вопросами, которые стоят перед ними. Чаще всего речь идет о борьбе с отдельными видами преступлений. Таким образом, можно выделить следующие направления:

1) борьба с международными преступлениями;

2) борьба с терроризмом;

3) борьба с преступлениями против человечности и массовым нарушением прав человека;

4) борьба с трансграничной организованной преступностью;

5) борьба с легализацией доходов от преступной деятельности;

6) борьба с коррупцией;

7) борьба с контрабандой оружия;

8) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

9) борьба с торговлей людьми;

10) борьба с фальшивомонетничеством.

Это далеко не полный перечень направлений сотрудничества государств. Как правило, по каждому из направлений начинается работа по принятию многостороннего международного договора, а также создаются специальные международные органы или организации либо вспомогательные тематические органы в рамках уже существующих.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется по различным направлениям, в определенных формах и видах.

Если рассматривать направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью как пути развития, как определенные тенденции в этом развитии, то можно выделить:

- побуждение государств и способствование им в заключении договоров и соглашений в сфере борьбы с международной преступностью, включая ее предупреждение и обращение с правонарушителями;

- выработку международных стандартов в области предупреждения преступности, уголовного преследования и отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;

- разработку рекомендаций для борьбы национальных правоохранительных органов с общеуголовными преступлениями, информационную и консультативную помощь государствам (с учетом того, что каждое государство ведет эту борьбу в рамках суверенитета, в пределах своей территории и в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями).

В зависимости от содержания (круга вопросов) международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно выделить следующие его направления (виды):

- договорно-правовую координацию усилий государств в борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы всего мирового сообщества, многих или нескольких государств;

- правоприменительную и организационную деятельность компетентных международных организаций и соответствующих внутригосударственных органов в борьбе с такими преступлениями;

- научно-информационное обеспечение этой деятельности;

- материально-техническую помощь нуждающимся государствам для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

По другому критерию - с учетом характера преступности - такие направления можно классифицировать следующим образом:

- сотрудничество в борьбе с международными преступлениями;

- сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера (транснациональными преступлениями);

- сотрудничество в борьбе с общеуголовной преступностью.

В свою очередь каждое из названных направлений (видов) может быть структурировано в зависимости от опасности и распространенности того иди иного преступления (группы преступлений).

Соответственно этому критерию можно выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями:

- международным и внутригосударственным терроризмом;

- незаконным оборотом наркотических средств;

- незаконным оборотом химических и ядерных материалов;

- незаконной торговлей оружием и боеприпасами;

- незаконными операциями в сфере высоких технологий (прежде всего компьютерными преступлениями);

- международной и национальной коррупцией;

- незаконными банковскими операциями и фальшивомонетничеством;

- кражами автомобилей и их контрабандой;

- незаконным перемещением людей через границу;

- торговлей женщинами и детьми в целях их сексуальной эксплуатации;

- торговлей людьми в целях пересадки человеческих органов.

Приоритет того или иного направления международного сотрудничества определяется международным сообществом или отдельными государствами, отражается в международно-правовом и внутригосударственном законодательстве и соответствующих организационных структурах конкретных государств с учетом общественной опасности, характера и распространенности рассматриваемых преступлений, а также иных обстоятельств (политической конъюнктуры, экономического состояния, социального развития, религиозной ориентации, сложившихся традиций и т.п.).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:

а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;

д) выполнение поручений по международному розыску;

е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

В зависимости от масштабности и комплексности международного сотрудничества в борьбе с преступностью могут быть выделены такие его формы, как многостороннее и двустороннее сотрудничество. В свою очередь многостороннее сотрудничество подразделяется на глобальное и региональное. Примером глобального сотрудничества является подготовка, подписание и реализация Международной конвенции по борьбе с захватом заложников (1979 г.), принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Региональное сотрудничество осуществляется, например, в рамках Совета Европы.

1. Основания и правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

2. Понятие и источники международного уголовного права.

3. Международные преступления, совершаемые физическими лицами. Особенность ответственности.

4. Преступления международного характера: понятие, виды. Правовые основы и формы борьбы с ними:

¾ Рабство и работорговля

¾ Торговля женщинами и детьми

¾ Преступления против жертв войны

¾ Нарушение средств и методов ведения войны

¾ Международный терроризм и его формы

¾ Захват, угон и др. преступления, совершаемые на борту воздушного судна и в аэропортах

¾ Легализация преступных доходов

¾ Незаконный оборот наркотических средств

¾ Посягательства на культурные ценности народов

¾ Столкновение морских судов и неоказание помощи на море

5. Правовая помощь по уголовным делам. Формы правовой помощи. Выдача. Правовые основания выдачи или отказа в выдаче. Порядок выдачи. Многосторонняя конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г. и двусторонние договоры о правовой помощи

6. Борьба с преступностью и международные организации. Координация сотрудничества государств в борьбе с преступностью как одна из форм деятельности ООН. Международная организация уголовной полиции (Интерпол): устав, цели, задачи, структура, деятельность

Список источников и литературы

Устав ООН от 26 июня 1945 года // СДД СССР. Вып. XII. М., 1956. С. 14 – 47.

Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года // Международно-правовые аспекты экстрадиции. Сб. документов. М., 2000. С. 236 – 254.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года // ДМП. В 3 т. Т. 2. М., 1997. С. 68 – 72.

Женевская конвенция об улучшении участия раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М., 1997. С. 3 – 32.

Женевская конвенция об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекру­шение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 года // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М., 1997. С. 33 – 56.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М., 1997. С. 57 – 136.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М., 1997. С. 137 – 211.

Конвенция о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года // Права человека. Сб. документов. М., 1982.

Устав Нюрнбергского военного трибунала от 1945 г.

Устав Международного трибунала для су­дебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения меж­дународного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 22 февраля 1993 года // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 744 – 759.

Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 года // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 759 – 772.

Проект Кодекса преступле­ний против мира и безопасности человечества от 1996 г.

Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торгов­ли ими от 12 сентября 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1938. С. 100-107.

Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г. // СДД СССР. Вып. XVIII. М., 1960. С. 274 - 279.

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и ин­ститутов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // СДД СССР. Вып. XIX . М„ I960. С. 146-153.

Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII. М., 1933. С. 40 - 53.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 66-71.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 280 - 290.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105 - 136.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // ВВС СССР. 1971. № 2 (1556). Ст. 18.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292-296.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безо­пасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90 - 95.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслужи­вающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности граждан­ской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г., от 24 февраля 1988 г. //ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 584 - 586.

Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

Конвенция о предупреждении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58 - 63.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, по­льзующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 90 - 94.

Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СДД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99 - 105.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // ВВС СССР. 1987. № 45 (2431). Ст. 747.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // СМД СССР и РФ. Вып. XLVII. M., 1994. С. 133 - 157.

Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // ДМП. Т. 2. М., 1997. С. 812 - 819.

Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // ДМП. Т. 3 . М., 1997. С. 51 — 60.

Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // Там же. С. 94 - 99.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. // Там же. С. 90 - 94.

Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбыва­ния наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М., 1981. С. 181 - 185.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. // Содружество. Информационный вестник Со­вета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 47 — 53.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принята 34 сессией Генеральной Ассамблеи ООН к резолюции 34/169 от 17.12.1979 // Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990.

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономи­ки 1996 г. // БМД. N 10. 1996.

Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (при­нят 13 июня 1956 г.) // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 99 - 107.

Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Незави­симых Государств от 24 сентября 1993 г. // Там же. С. 132 — 134.

Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпол» // Интерпол: Сборник документов. М, 2000.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: