Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении адвокат произнес

Обновлено: 18.04.2024

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Среди ДОВЕРЧИВЫХ людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Руководство определило ЖЁСТКИЕ сроки для реализации проекта.

ЖЕСТОКАЯ, почти невыносимая боль пронзила его тело.

Проблема была что ни на есть ЖИТЕЙСКАЯ, немудрёная, но хлопотная.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в предложении «Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.»

ДОВЕРЧИВЫЙ — легко доверяющий. По контексту подразумевается ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ.

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.

Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

УСЛОВИЕ:

В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный?
1) Среди доверчивых людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.
2) Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.
3) Это было существо доверчивое, робкое и слабое.
4) Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было совсем нетрудно.

РЕШЕНИЕ:

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более доверчивый характер.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

  • Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ, и он оправдывал своё название.
  • ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна.
  • Сюжет пьесы был ДРАМАТИЧЕН.
  • Анатолий всегда был ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ сотрудником.
  • Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.

Прежде всего вспомните, что такое паронимы? В этом задании, чтобы понять разницу в употреблении слов, попробуйте сформулировать их лексическое значение. Определите, в чём состоит различие этих значений.

Рассмотрим данные предложения.

Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ , и он оправдывал своё название. « Благотворительный » означает имеющий целью оказание материальной помощи нуждающимся. Слово употреблено верно.

ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна. « Выгодность » означает то, что приносит выгоду, прибыльность. Слово употреблено верно.

Сюжет пьесы был ДРАМАТИЧЕН . « Драматичный » означает напыщенный и характеризующийся напряжённостью. Слово употреблено верно.

Анатолий всегда был ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ сотрудником. « Исполнительный » означает старательный, хорошо исполняющий поручения и обязанности. Слово употреблено верно.

Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт. « Благотворный » означает полезный, оказывающий хорошее действие. Слово употреблено неверно. Необходимо слово « благотворительный », то есть «имеющий целью оказание материальной помощи нуждающимся».

Следовательно, неверно употреблено слово в пятом предложении: благотворный.

Правильный ответ: бла­го­тво­ри­тель­ный.

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним.

  • По­нять ОТ­ЛИ­ЧИЕ ро­ма­на от по­ве­сти не­слож­но.
  • Перед ре­бя­та­ми вы­сту­пил ПРИ­ЗНАН­НЫЙ ху­дож­ник, кар­ти­ны ко­то­ро­го из­вест­ны.
  • Одна из вет­вей го­су­дар­ствен­ной вла­сти — ИС­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­СКАЯ.
  • ПРИ­НИ­ЗИТЬ зна­че­ние об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния пы­та­лись уже не­од­но­крат­но.
  • Наше про­из­вод­ство ПРЕ­ТЕР­ПЕ­ЛО не­ко­то­рое пре­об­ра­зо­ва­ние.

Прежде всего вспомните, что такое паронимы? В этом задании, чтобы понять разницу в употреблении слов, попробуйте сформулировать их лексическое значение. Определите, в чём состоит различие этих значений.

Рассмотрим данные предложения.

Понять ОТЛИЧИЕ романа от повести несложно. « Отличие » означает признак, создающий разницу, различие между кем-нибудь или чем-нибудь. Слово употреблено верно.

Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ художник, картины которого известны. « Признанный » – пользующийся общим признанием; известный. Слово употреблено верно.

Одна из ветвей государственной власти — ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ . « Исполнительская » означает «относящийся к исполнению какого-нибудь художественного (музыкального, литературного, драматического) произведения». Слово употреблено неверно. По контексту подразумевается « ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ » – приводящая в исполнение решение, постановление; практически осуществляющий управление чем-нибудь.

ПРИНИЗИТЬ значение образования и воспитания пытались уже неоднократно. « Принизить » означает «поставить в унизительное положение, умалить значение, недооценить». Слово употреблено верно.

Наше производство ПРЕТЕРПЕЛО некоторое преобразование. « Претерпеть » означает «подвергнуться переработке, изменению». Слово употреблено верно.

Следовательно, неверно употреблено слово в третьем предложении: исполнительская.

Правильный ответ: исполнительная.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Задание 1
____________ - неоправданное употребление однокоренных слов в одном высказывании.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
Задание 2
____________ - речевой оборот, в котором используются лишние
уточняющие слова.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Речевая недостаточность;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) плеоназм;
4) тавтология.
Задание 3
____________ - слова, не несущие смысловой нагрузки, воспринимаемые как слова-паразиты.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Паронимы;
2) лишние слова;
3) трюизмы;
4) тропы.
Задание 4
____________ - общеизвестное положение, создающее многословие.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) трюизм;
3) афоризм;
4) тавтология.
Задание 5
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
____________ - пропуск части высказывания, создающий затруднение в понимании.
1) Трюизм;
2) каламбур;
3) фигура умолчания;
4) речевая недостаточность.
Задание 6
____________ - нарушение логики мышления или логики изложения
в процессе высказывания.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) антифразис;
3) алогизм;
4) антитеза.
Задание 7
____________ - нарушение традиционного сочетания слов по смыслу.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) парафраз;
4) пуризм.
Задание 8
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) крайне удивительные результаты;
2) добиться улучшения условий;
3) ребенок представлен самому себе;
4) интересный вопрос.
Задание 9
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) пристальное внимание;
2) уяснить существо вопроса;
3) прототип героя;
4) сытный суп.
Задание 10
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) гуманитарный профиль;
2) задать вопрос;
3) широкая информация;
4) не проронить фразы.
Задание 11
Определите, в каких словосочетаниях присутствует тавтология (выберите несколько вариантов ответа).
1) Окончательно закончен;
2) собрались на собрание;
3) для наших с вами сотрудников
4) сложилась сложная ситуация.
Задание 12
Определите, в каких словосочетаниях присутствует плеоназм (выберите несколько вариантов ответа).
1) Свободная вакансия;
2) обсуждать вопросы;
3) открытие вернисажа сезона;
4) заброшенный парк.
Задание 13
Определите, в каких высказываниях допущена речевая избыточность
(выберите несколько вариантов ответа).
1) Всем участникам круглого стола подарили памятные сувениры;
2) Много повидал на своем веку;
3) Солнце печет, и укрыться негде;
4) Урал известен промышленной индустрией.
Задание 14
Определите, в каких предложениях допущена речевая недостаточность (выберите несколько вариантов ответа).
1) Неаполь - портовый город, куда прибывают и отбывают торговые суда;
2) Физические упражнения благотворно воздействуют на нервную
систему;
3) Г оворят, мои стихи похожи на Ахматову;
4) Часто жарким летним днем, оказавшись у водоема, люди теряют
чувство меры и забывают о возможности переохлаждения организма.
Задание 15
Определите, какое высказывание является трюизмом (выберите один
вариант ответа).
1) Делу время - потехе час;
2) Каша быстрого приготовления сэкономит ваше время;
3) Болезни наносят организму вред;
4) К искусственным относятся объекты и явления, созданные трудом
человека.
Задание 16
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Первый дебют;
2) кесарю кесарево;
3) отредактированная редактором;
4) потерпеть победу.
Задание 17
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Минимальный минимум;
2) очень огромный;
3) живой труп;
4) брифинг для журналистов.
Задание 18
Укажите, в каких случаях паронимы оборонительный - оборонный
употреблены неправильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Военными была выбрана оборонительная тактика;
2) Войска заняли оборонную позицию;
3) Были выделены большие средства на оборонные нужды;
4) До последней капли крови бойцы вели оборонные бои.
Задание 19
Укажите, в каких случаях паронимы логичный - логический употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Вполне логический вывод сделал Иван из произошедших событий;
2) Логические рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату;
3) Логическими, убедительными были его доказательства теоремы;
4) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались
вполне логичными.
Задание 20
Укажите, в каких случаях паронимы обозначать - означать употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Длительная болезнь резко обозначила черты его лица;
2) Реки означают на карте голубым цветом;
3) Воинственные крики и шум во дворе обозначали, что мальчишки
опять затеяли драку;
4) Улыбка обозначила сеть мелких морщинок у ее глаз.
Задание 21
Укажите, в каких случаях паронимы освоить - усвоить употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Во время обучения в университете я усвоил два иностранных языка;
2) Освоить культурное наследие прошлого - одна из задач гуманитарного знания;
3) Некоторые младшие школьники с трудом усваивают таблицу умножения;
4) В отпуске мы хотели бы усвоить правила игры в бридж.
Задание 22
Укажите, в каких случаях паронимы злой - злостный употреблены
правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Его злая выходка удивила и рассердила всех гостей;
2) Он допустил много промахов и ошибок, но не по злой воле;
3) Злые неплательщики будут оштрафованы;
4) На цепи сидела злая собака.
Задание 23
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) В со зд авш ем ся п о л о ж ен и и н ам о ставал ся о д и н вы х о д - в о зв р ащ аться д о м о й н а свои х д вои х;
2) Т ы н ач ал ьн и к - теб е и кар ты в р у ки ;
3) Я д у м аю , ч то л у ч ш е у м ер еть, ч ем ж и ть н а к олен ях;
4) С только ты н ап у сти л ту м ан а в свою р еч ь , ч то я со всем зап утался.
Задание 24
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) Х о д и т и л и го в о р и т, а у сам о го н а л б у нап и сан о: ч естн ы й ч ел о век;
2) А л ьп и н и сты не тер я л и д у х а и у п о р н о ш ли вверх;
3) В и к то р у п ятн ад ц ать - и он со всем о тб и л ся о т рук;
4) Д ер евн я н аш а очен ь м и л а - п р о сто р ай зем н ой.
Задание 25
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) К о вр и ги н вн и м ател ьн о слу ш ал и м о тал н а ус;
2) П о сто р о н н и е л ю д и о х отн о п у таю тся в ч у ж и е д ел а и м у тят воду;
3) Д евуш ка вы глядела как настоящ ая м анекенщ ица: кровь с м олоком ,
д а и только!;
4) В р азго в о р ах ты , ко н еч н о , со б ак у съел, а во ен н о го д ел а не знаеш ь.
Задание 26
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С то ял и п р о зр ач н о -ясн ы е д н и б аб ьего лета;
2) С п си х о л о го м м о ж н о п о д ел и ть ся сво и м и б о л ьн ы м и м естам и ;
3) Р ы царь всегда бы л готов лечь костьм и за то, что считал правильны м ;
4) Я вам р ек о м ен д у ю д ер ж ать я зы к за зуб ам и , а то у л ети те ту д а, куда
М ак ар тел я т не гонял.
Задание 27
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С ем ен М и х ай л о в и ч б ы л тем ж е м и р о м м азан , ч то и его брат. В се
скр ы тн и ч ал ;
2) Немного виноватым чувствовал он себя перед этим молодым парнем, у которого еще молоко на губах не обсохло;
3) В первые годы семейной жизни Климов находился между молотом и наковальней: метался между матерью, требующей внимания, и женой, считавшей претензии свекрови излишними;
4) Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: я калиф на
час - люблю много гостей.
Задание 28
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) Содержатели частных театров были так бедны, что едва сводили
концы с концами;
2) Не мудрствуя лукаво, мы согласились с предложенным планом;
3) На шум постояльцы выскочили в чем мать родила, в одних пижамах;
4) Интересно, что делим шкуру неубитого медведя: считаем выручку, хотя не знаем, будет ли улов.
Задание 29
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) - Мама, - говорила Людмила, - я вам голову даю на отсечение,
что он будет моим;
2) Приказ, о котором вы столько говорите, оказался филькиной грамотой, не в обиду вам будет сказано;
3) Теперь вашему раскаянию уже не поверят. Теперь вы хоть реки
слез пролейте - и тогда скажут, что это крокодиловы слезы;
4) Фирменное блюдо льва - антилопы и зебры.
Задание 30
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа).
1) Администрация края смотрит на это безобразие спустя рукава;
2) Зря вы разгневались, мечете громы и молнии, а свою ошибку проглядели;
3) Дети, может быть, не меньше нас ищут руководящее начало и ариаднину нить, которая выводила бы их из лабиринта их детских недоразумений;
4) Неведомая земля, на которую не ступала нога человека.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: