Органы прокуратуры входят в систему органов какой власти законодательной исполнительной и судебной

Обновлено: 19.04.2024

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

15 февраля 2021, 17:09

Конституционно - правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Аппарат прокуратуры области

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Прокуратура в Российской Федерации – это государственная, единая, централизованная, трехуровневая, многофункциональная организационная система. Ее место и роль в государстве определяются целями и задачами деятельности, компетенцией и эффективностью.

Однако, одним из самых дискуссионных вопросов является определение места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры определены в одной статье Конституции а именно: в 129. Статья помещена в главу 7, посвященную судебной власти. Однако, только на данном основании никто пока не счел необходимым отнести прокуратуру к органам судебной власти. При этом сам Федеральный Закон о прокуратуре никак не проясняет вопроса о месте прокуратуры в государственном механизме России.

Спектр предложений, исходящих от ученых и практиков, довольно широк и позволяет говорить о потенциальной возможности отнесения органов прокуратуры к лю­бой из ветвей власти, как закрепленных конституционно (законодательная, исполнительная, судеб­ная), так и обоснованных теоретически (президентская, прокурорская, контрольная).

Так, некоторые ученые, в частности В. Ломовский, относят прокуратуру к законодательной ветви власти на правах ее контрольного органа. С этой позицией вряд ли можно согласиться. Органы прокуратуры тесно взаимодействуют с законодательными органами, они участвуют в законодательном процессе посредством различных форм (антикоррупционная экспертиза, проверка соответствия проектов законов Конституции РФ, участие в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти и др.). Однако, это не является основанием для отнесения прокуратуры к законодательной ветви власти.

Другие ученые указывают и на то, что прокуратура в большей степени тяготеет к исполнительной ветви власти, так как она действует по принципу властной вертикали. Этот принцип применяется в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Для осуществления своих функций исполнительная власть создает государственные управленческие структуры, действующие в жесткой иерархии подчинения, в рамках которой вышестоящие органы диктуют нижестоящим свою управленческую волю.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о месте органов прокуратуры в системе разделения властей остается открытым. Будет ли прокуратура составлять единую самостоятельную систему либо будет частью системы государственных органов, действующих на основе принципа разделения властей, в настоящее время не известно.

Вместе с тем, можем отметить, что прокуратура представляет собой важнейший государственно-правовой институт, в силу чего законодателю необходимо определить ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации с учетом содержания осуществляемых ею функций.

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей - 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.

Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой

Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?

Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.

Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.

Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

- федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;

- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Кроме того, прокуратура осуществляет:

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;

- возбуждает дела об административных правонарушениях;

- участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

- участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;

- ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.

С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.

С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?

Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

  • для проведения проверки, в частности, являются обращения граждан, предпринимателей, должностных лиц организаций, публикации в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.

Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.

В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.

Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.

Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.

В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.

Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.

Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети "Интернет", возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).

В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.

Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,

- требовать предоставления необходимых документов и материалов,

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт прокурор п риносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы - требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом - на его ближайшем заседании.

В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.

В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.

О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.

При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.

Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?

К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:

- социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальной защиты, включая социальное обеспечение;

- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

- обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи .

На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, приговор , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: