Органы государственной власти обязаны финансировать

Обновлено: 23.04.2024

Разъяснения по вопросам распространения ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), на установление муниципальными образованиями в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (далее - обращение, Федеральный закон № 131-ФЗ).

Позиция Минфина России (письмо от 27 марта 2020 г. № 06-04-11/01/24578)

1. О распространении ограничения, установленного пунктом 8 статьи 107.1 БК РФ, на установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 8 статьи 107.1 БК РФ к субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с БК РФ к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, с 1 января 2021 года применяются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 130 и пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

Пунктом 3 статьи 136 БК РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Данное ограничение распространяется на установление муниципальным образованием в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ права осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Указанным правом могут воспользоваться муниципальные образования с уровнем дотационности не более 20 процентов.

2. Об осуществлении муниципальными образованиями предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан и родителям многодетных семей, а также компенсаций муниципальным образованиям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, части платы за присмотр и уход за детьми.

В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится оказание социальной помощи и поддержки гражданам.

В этой связи вопросы, касающиеся предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан, а также компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут осуществляться органами местного самоуправления с уровнем дотационности не более 20 процентов.

3. Об осуществлении муниципальными образованиями социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктами 14 и 15 указанных правил распределение указанных субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации целевой программы, осуществляется по методике, утверждаемой актом субъекта Российской Федерации, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечисление средств, выделенных на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации целевой программы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

В этой связи, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья может осуществляться самостоятельно субъектом Российской Федерации, либо органами местного самоуправления путем передачи межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

4. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Своде реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, либо решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов на территории сельских поселений.

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений вышеуказанные расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, следует отразить по строке 1.1.1.57 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае закрепления указанного вопроса законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями расходы по данному направлению мероприятий следует отразить по строке 5.1.2.4 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления городского поселения расходы следует отразить по строке 4.1.1.7 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

5. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Реестре расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

В соответствии с частью 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1990 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, включая и строительство жилья, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В этой связи в случае самостоятельного осуществления субъектом Российской Федерации расходов на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья без передачи их в форме межбюджетных трансфертов в местные бюджеты, данные расходы следует отражать по строке 1071 "Реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

БК РФ Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

5. Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) в условиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочия по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Документ утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Статья 26.20. Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Из федерального бюджета предоставляются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления таких бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Распределение, перечисление и учет субвенций из федерального бюджета производятся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1). При этом устанавливается, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст. 6).

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного управления выражаются в том, что:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Они вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет;

2) органы, местного самоуправления вправе, в соответствии с законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы, их реорганизации и ликвидации. Они определяют Цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;

3) соответствующие органы, государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

4) органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Статьи 4 и 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления. К таким гарантиям относится обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате;

5) органам местного самоуправления принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты., создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

В соответствии со ст. 46 Закона об общих принципах организации местного самоуправления суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

а) органов государственной власти и государственных должностных лиц;

б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда может являться основанием для рассмотрения соответствующим органом государственной власти вопроса о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Вместе с тем ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” не закрепляют право органов местного самоуправления обращаться в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав. Однако защита прав местного самоуправления в. Конституционном Суде РФ возможна, когда граждане обращаются с жалобами в Конституционный Суд РФ о нарушении их конституционных прав на местное самоуправление в случае, если их права нарушены законом. Возможно обращение в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения прав местного самоуправления теми органами и должностными лицами, которые вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами (ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждения ми и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Статья 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом предусматривается административная ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство РФ приняло постановление от 27 июня 1996 г. “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления”[252]. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти (их перечень прилагается к постановлению) должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами Федерации разнообразных вопросов регионального и местного значения Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 45) наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации.

Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратураРФ.

Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На него возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти[253]. Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации. Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

Председателем Совета является Президент РФ. Не менее половины членов Совета должны составлять выборные должностные лица местного самоуправления[254].

К основным задачам Совета относятся: разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации; рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления; рассмотрение проектов федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления, и др.

Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 4 и 5). В частности, важную роль в развитии местного самоуправления играет Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления.

Обеспечению правовой защиты, местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) — координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Для обеспечения их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления создан Конгресс муниципальных образований Российской Федерации. Основные направления взаимодействия Конгресса муниципальных образований Российской Федерации с государственными органами власти определены в Указе Президента РФ от 22 октября 1998 г.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской Хартии местного самоуправления дают дополнительные — международные гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации.

Российская делегация, в составе которой имеются представители органов местного самоуправления, участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, осуществляющего, в частности, мониторинг реализации положений Европейской Хартии местного самоуправления в странах, входящих в Совет Европы.

Раздел VI

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

3. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

3.1. Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

3.2. Расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: