Органы государственной власти не вправе осуществлять контроль за расходованием субвенций

Обновлено: 24.04.2024

1. Субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления соответствующих полномочий.

5. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

6. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

7. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащего передаче в пользование и (или) управление имущества, необходимого для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

8. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

9. Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться изъятие переданных органам местного самоуправления полномочий. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

10. Органы государственной власти в соответствии с законом осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленного на эти цели имущества.

11. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий соответствующие полномочия могут быть изъяты по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

12. Не допускается наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 7, 27, 45, 48, 54, 66 - 69, 71, 72, 74, 91, 98, 111 и пункте 122 (за исключением полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в состав муниципального района, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 778 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Постановление Правительства РФ от 18 октября 2005 г. N 625
"Об утверждении Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета"

С изменениями и дополнениями от:

14 ноября 2007 г., 25 мая 2016 г.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

18 октября 2005 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. N 778 в настоящие Правила внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Правила
расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2005 г. N 625)

С изменениями и дополнениями от:

14 ноября 2007 г., 25 мая 2016 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (далее - субвенции).

2. Субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

3. Для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральных органов исполнительной власти субвенции предоставляются за счет средств федерального бюджета на соответствующий год.

Распределение субвенций между местными бюджетами осуществляется в соответствии с едиными для соответствующего вида субвенций методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, устанавливающих порядок финансового обеспечения переданных ими отдельных полномочий.

4. В случае наделения законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

5. Субвенции перечисляются в установленном порядке в местные бюджеты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

6. Учет операций, связанных с использованием субвенций, осуществляется на лицевых счетах получателей средств местных бюджетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

7. Органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты о выполнении отдельных государственных полномочий и расходовании субвенций в порядке, установленном нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом срок представления указанных отчетов устанавливается с учетом необходимости соблюдения сроков представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в федеральные органы государственной власти отчетов об использовании субвенций, выделенных из федерального бюджета.

8. Органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых отчетных сведений.

9. В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2016 г. N 464 в пункт 10 внесены изменения

10. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за правильностью использования субвенций возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и контрольные органы субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями.

Утверждены Правила, определяющие порядок расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Субвенции предоставляются местным бюджетам для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением федеральными законами и законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Распределение субвенций осуществляется в соответствии с едиными для соответствующего вида субвенций методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

Субвенции перечисляются в местные бюджеты на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

Контроль за правильностью использования субвенций возлагается на Росфиннадзор и контрольные органы субъектов РФ. В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта РФ для последующей передачи в федеральный бюджет.

Постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

Постановление Правительства РФ от 18 октября 2005 г. N 625 "Об утверждении Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 25 октября 2005 г. N 239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 г. N 44 ст. 4551

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2016 г. N 464

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629
"Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений"

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2007 г., 27 января, 22 апреля, 3 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 25 мая 2016 г., 3 июня 2020 г.

В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

27 октября 2006 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. N 932 в настоящие Правила внесены изменения

Правила
расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2007 г., 27 января, 22 апреля, 3 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 25 мая 2016 г., 3 июня 2020 г.

ГАРАНТ:

См. Методику определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ, утвержденную постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 636

1. Настоящие Правила устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - субвенции).

2. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия):

а) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации;

б) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 1 января 2021 г. - Постановление Правительства России от 3 июня 2020 г. N 809

в) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об организации работы по согласованию значений целевых прогнозных показателей и мероприятий, направленных на их достижение, финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений см.:

на 2016 г. - приказ Росводресурсов от 17 августа 2015 г. N 163;

на 2015 г. - приказ Росводресурсов от 14 августа 2014 г. N 211;

на 2012 г. - приказ Росводресурсов от 13 сентября 2011 г. N 228;

на 2011 г. - приказ Росводресурсов от 13 сентября 2010 г. N 244;

на 2010 г. - приказ Росводресурсов от 23 сентября 2009 г. N 208;

на 2009-2011 гг. - приказ Росводресурсов от 27 августа 2008 г. N 181

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. N 1171 пункт 4 настоящих Правил изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

4. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, учитываются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 6 настоящих Правил внесены изменения

6. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 7 настоящих Правил внесены изменения

7. Содержание и формы представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

7.3. В случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции (далее - нераспределенный резерв) указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий.

7.4. При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).

В случае если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил необходимые документы о выделении средств нераспределенного резерва, вопрос не рассматривается.

7.5. Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства водных ресурсов, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7.6. В случае если общий размер запрашиваемых субъектами Российской Федерации дополнительных средств превышает размер нераспределенного резерва, выделение дополнительных средств бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом показателя бюджетной обеспеченности регионов в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. N 1171 пункт 7.7 настоящих Правил изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

7.7. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенций подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков межбюджетных трансфертов, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетности, представляемой в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2016 г. N 464 в пункт 9 внесены изменения

9. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

10. В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определен порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление органами государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий РФ в области водных отношений.

Субвенции выделяются на следующие цели: предоставление водных объектов (их частей), находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования; осуществление мер по охране указанных водных объектов, а также мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны согласовывать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели деятельности и мероприятия, направленные на их достижение. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.

Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 ноября 2006 г. N 245, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2006 г. N 45 ст. 4707

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2020 г. N 809

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2016 г. N 464

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Юлия Крохина, проректор по научной работе Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, зав. кафедрой финансового права, докт. юрид. наук, профессор.

Одна из целей административной реформы - разграничение полномочий между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. Произошло перераспределение компетенции между территориями, что повлекло изменение расходных обязательств всех уровней власти и, как следствие, необходимость использования дополнительных форм и методов бюджетного регулирования бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ Бюджетный кодекс РФ был дополнен компенсационным механизмом, одним из элементов которого выступают субвенции. Гарантией их выделения являются Федеральный фонд компенсаций (далее - ФФК, ст. 133 БК РФ) и Региональный фонд компенсаций (далее - РФК, ст. 140 БК РФ).

Учитывая высокую политическую и публичную значимость субвенций на реализацию делегированных полномочий, федеральный законодатель установил для субъектов РФ более льготный правовой режим их получения и использования.

С 01.01.2006 вступило в действие Постановление Правительства РФ от 18 октября 2005 г. N 625 (далее - Постановление), которым утверждены Правила расходования субвенций из регионального фонда компенсаций (далее - Правила), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

При всей значимости Постановления отдельные его положения в силу неоднозначной трактовки могут вызвать значительные трудности в правоприменительной деятельности.

Одним из наиболее сложных вопросов в сфере госфинконтроля был и, к сожалению, после принятия Правил остается вопрос о возможности субъектов РФ контролировать использование средств федерального бюджета, выделенных муниципальным образованиям в качестве субвенций. Пункт 10 Правил устанавливает, что "контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за правильностью использования субвенций возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (далее - ФС ФБН) и контрольные органы субъектов РФ в соответствии с установленными полномочиями". Данная норма - первый пример в российском финансовом законодательстве фиксирования контрольных полномочий двух уровней государственной власти по отношению к одному объекту.

Пункт 10 Правил допускает возможность наличия у контрольных органов субъектов РФ контрольных полномочий за использованием средств федерального бюджета (субвенций). Однако правовая норма в этой части является бланкетной, поскольку предполагает установление этих полномочий в ином нормативном правовом акте федерального уровня. В настоящее время норм такого содержания в федеральной правовой системе не содержится.

Закрепление региональными законами финансово-контрольных полномочий за субъектами РФ не следует считать правомерным, поскольку правовое регулирование сферы финансового контроля за использованием средств федерального бюджета субъекты РФ могут осуществлять не в порядке опережающего правотворчества, а только в порядке санкционирования со стороны федерального центра. Этот вывод основан на правовой позиции КС РФ (Постановление от 11 октября 2003 г. N 16-П).

При разграничении полномочий органов госвласти федерального и регионального уровней в сфере финансового контроля за использованием федеральных субвенций необходимо учитывать правовой режим средств финансовой помощи. На основании п. 3 ст. 47 БК РФ финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета. Основываясь на данной норме, федеральный центр сохраняет за собой право контролировать целевое и эффективное использование субъектом РФ выделенных денежных средств.

Системный анализ ст. 286 и 288 БК РФ позволяет сделать вывод, что осуществлять финансовый контроль должна ФС ФБН. Вместе с тем наличие у федеральных органов подобного полномочия не означает невозможности делегирования его субъектам РФ, но по инициативе самого федерального органа.

Сложность и неоднозначность разграничения власти в федеративном государстве отражаются и в бюджетных полномочиях территориальных образований, поэтому проблемы разграничения контрольных полномочий в сфере финансового контроля порождены не столько п. 10 Правил, сколько в целом спецификой федеративного строения России.

Процедура "взыскания"

Не менее сложным в правоприменительной деятельности является п. 9 Правил, определяющий, что в случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в бюджет субъекта РФ для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. Проблема заключается в установлении процедуры "взыскания", понятие и содержание которой в бюджетном законодательстве не определены. Административное, налоговое и уголовное законодательство используют данный термин в качестве аналога терминов "санкция", "наказание", применяемых на основании акта компетентного органа (например, налогового) или по решению суда.

Бюджетный кодекс РФ и принятые в его развитие НПА за нецелевое использование бюджетных средств устанавливают меры государственного принуждения в виде списания в бесспорном порядке средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению. Меры принуждения в виде "взыскания" бюджетное законодательство не содержит, хотя содержание этого термина, вложенное законодателем в смысл п. 9 Правил, видимо, должно совпадать с понятием и процедурой бесспорного списания. В этой связи привлечение к ответственности нарушителей бюджетной дисциплины за одно и то же правонарушение (нецелевое использование бюджетных средств, но с разными предметами посягательств - денежные средства бюджета, выделенные по смете, и денежные средства бюджета, обособленные в качестве субвенции), но с использованием различных юридических процедур (в первом случае - бесспорное списание, а во втором - взыскание на основании административного или судебного акта) будет противоречить принципам привлечения к юридической ответственности и создаст необоснованные трудности в правоприменительной практике. Поэтому в целях унификации действующих НПА в бюджетной сфере представляется целесообразным заменить в п. 9 Правил понятие "взыскиваются" на "списываются в бесспорном порядке".

За рамками рассматриваемого пункта Правил осталось определение органа госвласти, имеющего право принимать решения о взыскании средств. Не известен и адресат такого решения. Без решения этих вопросов реализовать меры государственного принуждения к нарушителям бюджетного законодательства будет невозможно.

Компетенция субъектов РФ

Согласно п. 3 ст. 133 БК РФ субвенции из ФФК, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ, зачисляются в бюджет субъекта РФ и расходуются в порядке, УСТАНОВЛЕННОМ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ И ПРИНЯТЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ (выделено мной. - Ю.К.); субвенции из ФФК, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и (или) нормативными правовыми актами субъектов РФ. Следует обратить внимание, что правотворчество субъектов РФ по вопросам определения порядка расходования субвенций из ФФК муниципальными образованиями носит характер предварительно санкционированного со стороны Федерального центра, поскольку объектом такого правового регулирования будут выступать бюджетные средства, принадлежащие РФ. Вероятнее всего, к компетенции субъектов РФ в данном вопросе может быть отнесено установление процедурно-процессуальных норм, обеспечивающих движение субвенций из регионального бюджета в местный. Правотворчество субъектов РФ в данной сфере ограничивается п. 5 ст. 140 БК РФ, согласно которому даже субвенции из РФК, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из ФФК, расходуются в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 6 ст. 133 БК РФ порядок перечисления субвенций из ФФК в бюджеты субъектов РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Следующее положение названного пункта содержит правило, на основании которого расходование средств, предоставленных из ФФК, осуществляется через счета исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и (или) местных администраций, открытые в органах Федерального казначейства.

Ответственность

Объективную сторону бюджетного правонарушения в виде нецелевого использования субвенций, предоставленных из ФФК, образует несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих порядок предоставления, расходования и использования таких денежных средств. В этой связи правомерно предположить, что юрисдикционные полномочия относительно привлечения к ответственности за нецелевое использование субвенций, предоставленных из ФФК, принадлежат федеральным органам исполнительной власти.

Состав правонарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств установлен ст. 289 БК РФ. Порядок наложения штрафа за названное правонарушение определяется в соответствии с КоАП РФ, ст. 15.14. Напомним, что ст. 15.14 КоАП РФ была предметом рассмотрения КС РФ, который в Определении от 8 апреля 2004 г. N 137-О отметил, что КоАП РФ закрепил принцип, в соответствии с которым наделение юрисдикционными полномочиями органов исполнительной власти находится в прямой зависимости от того, законом какого уровня определены материальные нормы об ответственности за административные правонарушения.

Значительное влияние на квалификацию бюджетного правонарушения в виде нецелевого использования субвенций из ФФК будет оказывать выявление признаков объективной стороны противоправного деяния - т.е. порядка соблюдения действующего законодательства, регулирующего порядок использования денежных средств федерального бюджета. Применительно к субвенциям из ФФК п. 10 Правил предусматривает наличие у процедуры использования субвенций признака "правильности". Следует отметить, что подобный признак использования субвенций впервые появился в российской правовой системе. Принятые ранее Правила БК РФ, а также Инструкция используют критерий "целевого" использования бюджетных денежных средств, в том числе и субвенций. Содержание и юридические признаки "целевого использования бюджетных средств" установлены БК РФ, принятыми в соответствии с ним НПА и апробированы судебной практикой.

Если Правила предусматривают "правильность" использования субвенций в качестве нового объекта финансового контроля, то признаки этого понятия необходимо также нормативно закрепить. Однако следует обратить внимание, что п. 8 Правил устанавливает ответственность за "нецелевое" использование субвенций, что делает нецелесообразным контролировать использование субвенций на предмет их "правильности".

Эффективность правовосстановительной функции бюджетной ответственности зависит от наличия четкого механизма реализации. В этой связи актуальным становится вопрос о том, какой орган госвласти должен "приводить в исполнение" решение ФС ФБН о бесспорном списании. Иначе, какой орган должен быть администратором доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по взысканным средствам?

Таким органом должна выступать ФС ФБН.

Этим не исчерпываются все проблемы правового обеспечения процедуры расходования субвенций из РФК, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Требует разрешения вопрос о юридической природе средств, взысканных за нецелевое использование: должны ли эти средства зачисляться в доход бюджета, из которого были потрачены ненадлежащим образом, или они вновь аккумулируются в качестве субвенции и расходуются на цели, первоначально предусмотренные? Ответ, казалось бы, очевиден, но бюджетное законодательство не определяет правовую природу взысканных средств, что может позволить правонарушителям вновь неправомерно использовать денежные средства федерального бюджета.

Вне пределов правового регулирования остается вопрос о разграничении финансово-контрольных полномочий между РФ и ее субъектами в случае совместного финансирования из федерального и регионального бюджетов делегированных полномочий. Особенно остро этот вопрос встанет при проверке целевого использования выделенных субвенций муниципальными образованиями.

Проблемами, требующими разрешения, остаются периодичность и формы проведения со стороны ФС ФБН контрольных мероприятий за целевым использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями предоставленных субвенций. Поскольку субвенции из РФК предоставляются в первую очередь на социальные выплаты населению, то вряд ли будут достаточными меры только последующего финансового контроля.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

Положения федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между субъектами Российской Федерации общего объема указанных субвенций.

2. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Повторное распределение между субъектами Российской Федерации субвенций, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса, не осуществляется.

3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Порядок предоставления каждой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется указанная субвенция.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении двух и более полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть объединены в единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, порядок формирования и предоставления которой устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, предоставляются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.

4. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

5. Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субвенций и (или) изменения общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их распределение по видам субвенций не допускаются.

6. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

7. Оплата услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам при обеспечении мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: