Органы государственной власти и должностные лица как субъекты информационных правоотношений

Обновлено: 18.04.2024

Субъекты информационного права – это юридические и физические лица, органы местного самоуправления и государственной власти, являющиеся участниками гражданско-правовых и публично-правовых отношений в информационной сфере.

Субъекты информационного права обладают правовым статусом, включающим информационную право- и дееспособность. Правовой статус определяется информационной правосубъектностью, правами, обязанностями, ответственностью субъектов, гарантиями реализации своих прав.

Субъект информационных общественных отношений – это организация или физическое лицо, выступающее участником информационных отношений и наделенное конкретными правами и обязанностями, способный их реализовывать в информационной сфере. Субъект общественных отношений в информационной сфере и субъект информационного права – взаимосвязанные понятия. Субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений при определенных условиях: наличие необходимых информационно-правовых норм, регулирующих права и обязанности субъекта; право- и дееспособность в сфере информационного права; наличие оснований для создания, изменения и прекращения в информационной сфере общественных отношений.

Субъекты информационных правоотношений при реализации своих информационных прав должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая основы нравственности и другие принятые в обществе нормы (ст. ст. 157, 169, 220, 234, 241 ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее ).

Субъекты информационного права по отношению к информации делят на группы: производители информации, обладатели информации, потребители информации.

Субъекты информационного права – лица, обладающие информационной правоспособностью и информационной дееспособностью.

Субъекты, обладающие информационной дееспособностью:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • местные органы власти, должностные лица;
  • органы государственной власти, должностные лица.

В настоящее время в законодательных и нормативных актах закреплены официальные определения субъектов информационных правоотношений.

Готовые работы на аналогичную тему

За неправомерное поведение в информационной сфере все субъекты информационного права несут ответственность: административно-правовую, гражданско-правовую и уголовную.

Категории субъектов информационного права

Среди всех субъектов информационного права выделяют несколько категорий, среди которых выделяют несколько основных:

  • производители информационных ресурсов, информации, информационных услуг, информационных продуктов, информационных технологий и систем, а также средств их обеспечения;
  • обладатели информационных ресурсов, информации, информационных продуктов;
  • потребители информационных ресурсов, информации, информационных продуктов, информационных услуг.

Обладателем информации является лицо, создавшее информацию самостоятельно либо получившее право ограничивать или разрешать доступ к информации, обозначенной по определенным признакам на основании договора или закона (ст. 2 ФЗ № 149).

К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации. Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

Информационная правоспособность и информационная дееспособность

Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.

Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично. К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью.

Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее обладают только правоспособностью в информационной сфере. Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений, вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.

Правовой статус субъекта информационного права определен в ст. 6 ФЗ № 149.

Обладатель информации имеет право:

  • ограничивать или разрешать доступ к информации, определять условия и порядок данного доступа;
  • передавать информацию иным лицам по договору (или другом основании, установленном законом);
  • по своему усмотрению использовать и распространять информацию;
  • защищать свои права установленными законом способами в ситуации незаконного получения информации, незаконного использования информации иными лицами.

При осуществлении своих прав субъект информационного права обязан: принимать меры, защищающие информацию; соблюдать законные интересы и права иных лиц; ограничивать доступ к информации, в случаях, когда такая обязанность установлена правовыми актами и федеральными законами.

Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:

Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, а также правами и обязанностями субъектов, ответственностью, гарантиями осуществления своих прав.

При осуществлении своих информационных прав субъекты информационных правоотношений обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ), соблюдая основы нравственности (ст. 169 ГК РФ) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК РФ).

В законах и иных нормативных актах закреплены в настоящее время официальные определения субъектов информационных правоотношений. Например, в ст. 2 Закона об информации используются понятия:

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

См.: Статья 3 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). Ст. 3104.

СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; N 10. Ст. 1069. СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

По отношению к информации все субъекты можно разделить на три группы.

2. Обладатели, собственники информации.

По общеправовому критерию:

- граждане и другие физические лица;

Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью:

- органы государственной власти и их должностные лица;

- местные органы власти и их должностные лица;

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты информационного права

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования обладают только информационной правоспособностью, т.е. они являются субъектами права, но они не могут являться субъектами информационных правоотношений, так как реализуют их права и обязанности, т.е. обладают информационной дееспособностью, - органы государственной, местной власти и (или) их должностные лица.

Их правовой статус устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами. Являясь гарантом защиты прав и свобод, органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать все без исключения информационные права физических и юридических лиц. Так, Конституция РФ вменяет в обязанность органам государственной власти:

- обеспечивать свободу слова;

- обеспечивать достоверное информирование граждан о состоянии экологии;

- обязательно публиковать нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- обеспечивать свободу массовой информации и не допускать цензуры;

- пресекать действия, направленные на сокрытие данных о фактах и обстоятельствах,
создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

- обеспечивать бесплатный доступ к знаниям при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

- не допускать использование не по назначению конфиденциальной информации, полученной в ходе служебной деятельности.

Органы государственной власти субъектов Федерации обязаны:

- обеспечивать соблюдение принципа идеологического многообразия в общественном
сознании жителей региона, т.е. плюрализма идеологий в России и ее регионах ;

См.: Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2003. С. 159.

- обеспечивать соблюдение принципа отделения религии от государства;

- не допускать пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, религиозную, расовую или национальную ненависть и вражду, а также пресекать пропаганду социального, расового, национального или религиозного превосходства (эта обязанность исходит из ч. 2 ст. 29 Конституции РФ);

- в ходе предвыборной кампании обеспечивать кандидатам равные условия в информационной сфере;

- обеспечивать полноту, достоверность, своевременность, открытость статистической информации по всем направлениям жизнедеятельности региона.

Важнейшей информационной обязанностью субъектов РФ является создание региональной государственной информационной системы, интегрированной с Федеральной информационной системой и аналогичными системами других регионов.

Информационной обязанностью субъектов РФ является создание и обеспечение целостности, сохранности, функционирования и развития различных информационных фондов (библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, художественного и т.п.).

Правила соотнесения информационного поля и полномочий органов власти: применительно к органам власти, к должностным лицам важно установить структуру информационных ресурсов, способы получения информации и использование информации в процессе служебной деятельности.

Задачи деятельности органов власти в информационной сфере:

- информационное обеспечение деятельности органов (работа по структуризации
информации и выбор наиболее правильных легитимных средств обработки информации);

- предоставление каждым органом власти информации другим пользователям.

Штат Иллинойс, США. Конституция, ст. Б, раздел I: губернатор, секретарь, контролер, казначей должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штатов с целью сохранения документов.

Документ "Постоянные правила Сената США" в редакции 1979 г. предусматривает строгий режим конфиденциальности по вопросам, обсуждаемым Сенатом по предложению исполнительной власти.

"Правила административной процедуры" информации:

Выделяют основные направления деятельности органов власти.

1. Отбор информации, необходимый для обеспечения деятельности.

2. Систематизация информации.

3. Подготовка и ведение банков информационных данных.

4. Ответственность за адекватность информационных ресурсов задачам органов власти, а также ответственность за полноту и своевременность сведений и ответственность за использование информации по назначению.

5. Организация информационной системы.

6. Обеспечение безопасности.

3. Граждане и другие физические лица как субъекты информационного права

Субъект права - это лицо, участник общественных отношений, которое характеризуется такими главными признаками, как способность быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей, а также способностью участвовать в правоотношениях в силу действующего законодательства . В качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды - это могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Конституция РФ в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" признает и гарантирует права согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Статья 62 Конституции устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей конкретные лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособностью здесь будет называться способность лица (журналиста, автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности. Дееспособность буд ет х арактеризовать способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности.

См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138.

Очевидно, что правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от их пола, возраста, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть дополнительно ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем сред ства массовой информации гражданин, не достигш ий восемнад цатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным .

См.: часть 2 ст. 7 Закона РФ "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согл асия своих родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью.

Однако правоспособность может наступать до рождения (право наследования). Права нерожденных в информационном праве:

1) право на доступ к завещанию;

2) право на защиту здоровья матери от вредной информации. До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права:

1) выходить в Internet с разрешения родителей;

2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей.

Следует иметь в виду, что на информационно-правовой статус гражданина оказывают влияние специальные административные статусы.

Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие:

- создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25-й кадр) в средствах телекоммуникации;

- школьные программы - единообразный информационный ресурс школьникам;

- государственные образовательные стандарты;

- государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой
информации.

4. Правовой статус общественных объединений и коммерческих организаций как субъектов информационного права

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать и организации (юридические лица). Это коллективные субъекты информационных правоотношений. За юридическим лицом как субъектом информационного права всегда стоит определенным образом организованный коллектив людей, который, однако, не всегда может или должен быть юридическим лицом. Статья 30 Конституции РФ утверждает право граждан на объединение для защиты своих интересов. Это может быть, например, национальная община, которая также становится субъектом информационных отношений.

Л.В. Туманова и А.А. Снытников выделяют особую группу субъектов - физические и юридические лица, профессионально занимающиеся сбором и обработкой информации (частные детективы, действующие как предприниматели без образования юридического лица, брокеры, патентные бюро, пенсионные фонды и т.д.) .

См.: Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 129 - 130. С. 110.

Правовой статус организации реализуется через права и обязанности, установленные для всех видов организаций, - общий статус, а также через права и обязанности, установленные для отдельных видов юридических лиц, - специальный статус.

Общий информационный статус юридических лиц связан с информационным обеспечением юридических лиц; информационное обеспечение включает в себя создание и приобретение информационных ресурсов и информационных технологий, учет своих информационных ресурсов и распространение своими информационными ресурсами. Для устранения проблем, возникающих в сфере информационного обеспечения организаций, требуется унификация этих процессов. Общий статус организаций реализуется в том числе и через субъективные права юридических лиц (объекты информационных ресурсов могут входить в состав уставного капитала).

Специальный статус организаций, наделенных определенными полномочиями по сбору, обработке и х ранению информации, обязател ьно закрепляется законом (библ иотеки, арх ивы и др.).

Например, обязательное лицензирование деятельности данных юридических лиц. Так, лицензированию подлежат:

- работы с информацией персонального характера;

- проектирование права средств защиты информации и обработки персональных данных, а также деятельность, в результате которой выводятся за пределы РФ государственные информационные ресурсы либо ввозятся.

В связи с развитием интернет-технологий специальные статусы субъектов, участвующих в международном информационном обмене, требуют серьезных уточнений.

Орган государственной власти или местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами информационного права общественных отношений, являются субъектами информационного права. Круг таких субъектов весьма разнообразен. Однако можно выделить определенное юридическое качество, которым надо обладать, чтобы выступать в роли такого субъекта: информационная правосубъектность, которая слагается из информационной правоспособности и информационной дееспособности.

Информационная правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая государством возможность или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случае субъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нести ответственность за реализацию таких прав и обязанностей. В таком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием этого субъекта.

Предпосылкой для возникновения информационных правоотношений является информационная правоспособность, которая выражается в определяемой информационно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере, может рассматриваться в качестве субъекта информационного права.

Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектности — информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.

Анализ информационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить триих основные категории:

1. производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

2. обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;

3. потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерное поведение в информационной сфере.

Система информационного прававыглядит следующим образом.

  • Введение. Основные понятия и определения Предмет и метод информационного права Источник информационного права
  • Право на поиск, получение и использование информации Информация как объект самостоятельного оборота Документированная информация как объект информационных правоотношений
  • Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
  • Правовые проблемы информационной безопасности Правовые проблемы виртуальной среды Интернет
  • Информационные аспекты интеллектуальной собственности Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации
  • Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов
  • Правовое регулирование отношений в области государственной тайны
  • Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Правовое регулирование отношений в области персональных данных.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, следует отметить следующее. Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями? как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует производство таких важнейших информационных объектов, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы административного права в первую очередь при регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области массовой информации, по формированию информационных ресурсов и выдачу информации из них широкому кругу потребителей.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а потому правовые отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.

К этой категории субъектов в полной мере относится правило соотнесения информационного поля и ресурса, который формируется в соответствии с правовым статусом конкретного органа государственной власти и определенной должности служащего, который работает в этом органе. Правовой статус органов государственной власти устанавливается Конституцией и федеральными законами Российской Федерации. В этих актах в определенной степени затрагиваются вопросы информационного характера. Применительно к органу, его подразделениям и должностям служащих важно установить структуру информационного ресурса и способы получения и использования информации в процессе служебной деятельности. К работе с информацией в условиях служебных отношений, связанных с выполнением функций органов законодательной, исполнительной, судебной и иной правоохранительной деятельности неправильно было бы говорить об информационной деятельности как самостоятельной.

Это сфера информационного обеспечения деятельности органа, его руководителя, всех иных категорий служащих. В этой системе вся информационная работа подчинена роли и обязанностям органа государственной власти и является обеспечительной, ресурсной относительно решения задач данного органа. Даже такие подразделения как общие отделы и управления, занятые обработкой входящей и исходящей документации, обеспечивающие делопроизводство, могут рассматриваться как подразделения со сложным правовым статусом.

Определяющим является статус органа государственной власти, его место в системе государственной власти, хотя при этом действуют и нормы, устанавливающие порядок работы с документами, который определен специальными органами в области документирования и установления режима информации. Имеем в виду стандарты на документы, требования к электронному документу, в частности, порядок отнесения информации к государственной и иной тайне и т.д. Несмотря на наличие специальных правил и установок в работе с документированной информацией, в конечном счете эта область работы должна быть подчинена функционально-целевой ориентации конкретного органа и соответствовать его правовому статусу в целом.

С учетом сказанного задача подразделений и самого органа в информационной части сводится к информационному обеспечению деятельности органа и его всех структурных единиц, а также формирование информационной инфраструктуры в системе своего ведения.

Проблемой является структуризация информации в пределах органа государственной власти и выбор наиболее правильного легитимного определения всего комплекса информации, которая обращается в пределах функционального (компетенционного) влияния данного органа.

Есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса, который обеспечивает связь органа власти с внешней средой. Возникает проблема фильтрации этого массива информации специальными службами информационно-аналитического характера. Здесь мы сталкиваемся с некоторым отделением, созданием самостоятельности служб, обрабатывающих входящую информацию и осуществляющих подготовку и представление ее соответствующим подразделениям и руководителям. Необходима тщательная разработка положений и инструкций этих служб, профилактика злоупотреблений служебным положением при исполнении своих обязанностей этими подразделениями.

Систематизация поступающей и исходящей информации с учетом категорий информации ограниченного доступа — еще одна проблема в области информационного обеспечения деятельности органов государственной власти.

С учетом этого условия в структуре служебной информации, к которой относится вся информация, циркулирующая и образуемая в рамках, органа, должны выделяться массивы, блоки информации, соответствующие категориям информации по доступу: открытая служебная информация, отнесенная к государственной тайне, отнесенная к персональным данным, к коммерческой тайне субъектов, с которыми данный орган взаимодействует; тайне семейной, личной, профессиональной и т.д.

Это необходимо для обеспечения соответствующего режима защиты этих категорий информации, хотя в период нахождения ее в пределах функциональной деятельности органа она и является служебной. В структуре делопроизводства органа могут быть созданы специальные банки данных по каждой категории информации и обеспечен соответствующий режим работы с ней.

Кроме получения информации, необходимой для осуществления функций органа государственной власти в режиме постоянного взаимодействия со своими подразделениями, с другими органами власти и входящими в круг ведения конкретного органа организаций, важное значение имеет и деятельность по предоставлению каждым органом информации другим пользователям. К таковым относятся не только вышестоящие и иные органы государственной власти, специализированные организации по сбору и обработке информации по отдельным направлениям государственной деятельности (статистика, финансы, население и т. д.), но и иные организации и граждане, средства массовой информации. Эти вопросы в правовом отношении требуют регулирования правил использования информации в соответствии с ее правовым режимом, в соответствии с правилами открытости и гласности в работе органов государственной власти, а так же в плане обеспечения прав граждан на доступ к информации.

Следует сказать, что действующее законодательство Российской Федерации пока не имеет специального закона о служебной информации или закона об информационном обеспечении деятельности органов государственной власти. Это отрицательно сказывается на информационной дисциплине и культуре в государственном управлении. Частично эти вопросы решаются в положениях о подразделениях, в регламентах отдельных органов, но при этом весь необходимый объем нормативного регулирования этих вопросов не обеспечивается и принцип гласности при этом также не срабатывает в полной мере.

Использование зарубежного опыта при разработке проекта закона об информационном обеспечении и использовании информации в органах государственной власти в Российской Федерации.

Следует обратить внимание на состояние правового оформления правового статуса органа государственной власти в области информации и информатизации, обеспечения информационной безопасности. Уже отмечали весьма скудное внимание к этому вопросу в положениях об органах государственной власти на всех уровнях. В связи с этим можно выделить следующие основные направления деятельности этого вида субъектов:

1) установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа с учетом его места в системе государственной власти;

2) обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа с установлением контактов по получению функционально обусловленной информации и результирующих действий по подготовке проектов решений и принятию решений в пределах компетенции каждого подразделения и органа в целом;

3) систематизация всего комплекса информации на входящую и исходящую от органа, ведение делопроизводства и обработка информации в соответствии с задачами органа, вплоть до представления обязательных экземпляров документов в установленном поряд­ке, сдача дел в архив на государственное хранение, представление информации в специализированные фонды;

4) формирование информации, которая предназначена для организаций, входящих в систему ведения данного органа, оформление доведение до исполнителей нормативно- правовых актов, принимаемых в соответствии с компетенцией органа государственной власти, индивидуальных правовых актов, оформление и публикация нормативных актов по правам граждан в пределах ведения конкретного органа;

5) организация информационной системы в рамках ведения органа государственной власти (отраслевая, межотраслевая, региональная системы), решение задач перехода на электронный документ и обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе, создание и обновление АРМов на основе информационных технологий

6) обеспечение безопасности передачи и использования информации, соблюдение правил передачи другим органам власти и местного самоуправления — обеспечение сетевой связи по системе государственного управления, установление режима включения служебной информации в сети Интернет;

7) подготовка и ведение банков информации официальной и массовой.

8) организация ведения учета информационных ресурсов органа исполнительной власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению.

Положение органов государственной власти с особым статусом имеет в информационной сфере свою специфику. В данном случае имеем в виду такие органы государства как Центральный банк России, Счетную Палату, Центральную избирательную комиссию, Прокуратуру РФ и др., которые не отнесены Конституцией к органам трех ветвей государственной власти, но выполняют важные государственные функции и обладают полномочиями издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, всех юридических лиц и физических лиц.

Эти органы осуществляют информатизацию своих собственных систем и используют информационные ресурсы и коммуникации Для получения необходимой информации в их уставной деятельности, обеспечивают соблюдение правового режима информации по признакам собственности, конфиденциальности, а также осуществляют в пределах своей компетенции информационное обслуживание органов государственной власти и иных пользователей.

Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере

В связи с ответом на данный вопрос следует иметь в виду общий статус организаций, обладающих правом юридического лица, и специальный информационный статус тех организаций, которые осуществляют специализированную функциональную деятельность в области сбора, хранения, обработки, передачи информации, ее распространения и т. п. на профессиональной основе.

В порядке осуществления общего правового статуса юридическое лицо реализует свои права, обязательства и обязанности в соответствии с ГК РФ, уставом конкретных организаций и учреждений, а также законодательством РФ, касающимися того или иного вида организаций. При этом возникают проблемы информационного обеспечения своей собственной производственной, научной, управленческой деятельности организации: создание, получение, приобретение информационных ресурсов, технологий и техники по их обработке и передаче и т. д. В этом же круге проблем общего правового статуса организации решаются вопросы учета своих информационных ресурсов и распоряжение ими в рамках закона. При этом возникают вопросы, связанные с правовыми решениями совмещения и разграничения объектов информационного свойства и объектов права интеллектуальной собственности: авторского, патентного права. При решении проблем информационного обеспечения своей деятельности различные организации должны стремиться к унификации и стандартизации информационного обеспечения функциональ­ной деятельности.

В этих целях необходимы классификаторы функций, которые выполняет организация и ее орган управления и на базе которых надо создавать модули информационных блоков и массивов, с которыми работают информационные службы.

Вопросы использования информационных ресурсов и информационных технологий как объектов права связаны и с субъективными правами юридических лиц в гражданско-правовых сделках и операциях административно-правового характера. Объекты информационных ресурсов и технологий могут входить в состав уставного капитала в момент учреждения юридического лица. Особенно это касается акционерных обществ разного типа.

Статус органов и организаций, наделенных специальной компетенцией сбора, обработки и распоряжения отдельными видами информационных ресурсов. Специальный статус организации, которая ориентирована исключительно на работу с информацией, осуществление информационных и коммуникационных услуг, получает оформление в законах или иных нормативных правовых актах Российской Федерации

В процессе формирования и использования государственных информационных ресурсов специализированными организациями используется и особый правовой институт — лицензирование. В этой области реализуется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1998 г. Он распространяется на сферу предпринимательской деятельности и не охватывает сферы внешнеэкономической, таможенной, природоохранной деятельности и деятельности в области интеллектуального творчества. В этой связи возникает множество подзаконных актов по отдельным направлениям деятельности, в том числе и информационной.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

К этой категории субъектов в полной мере относится правило соотнесения информационного поля и ресурса, который формируется в соответствии с правовым статусом конкретного органа государственной власти и определенной должности служащего, который работает в этом органе.

Правовой статус органов государственной власти устанавливается Конституцией и федеральными законами Российской Федерации. В этих актах в определенной степени

затрагиваются вопросы информационного характера. Применительно к органу, его подразделениям и должностям служащих важно установить структуру информационного ресурса и способы получения и использования информации в процессе служебной деятельности. К работе с информацией в условиях служебных отношений, связанных с выполнением функций органов законодательной, исполнительной, судебной и иной правоохранительной деятельности неправильно было бы говорить об информационной деятельности как самостоятельной.

Это сфера информационного обеспечения деятельности органа, его руководителя, всех иных категорий служащих. В этой системе вся информационная работа подчинена роли и обязанностям органа государственной власти и является обеспечительной, ресурсной относительно решения задач данного органа. Даже такие подразделения как общие отделы и управления, занятые обработкой входящей и исходящей документации, обеспечивающие делопроизводство, могут рассматриваться как подразделения со сложным правовым статусом. Определяющим является статус органа государственной власти, его место в системе государственной власти, хотя при этом действуют и нормы, устанавливающие порядок работы с документами, который определен специальными органами в области документирования и установления режима информации. Имеем в виду стандарты на документы, требования к электронному документу, в частности, порядок отнесения информации к государственной и иной тайне и т.

д. Несмотря на наличие специальных правил и установок в работе с документированной информацией, в конечном счете эта область работы должна быть подчинена функционально-целевой ориентации конкретного органа и соответствовать его правовому статусу в целом.

С учетом сказанного задача подразделений и самого органа в информационной части сводится к информационному обеспечению деятельности органа и его всех структурных единиц, а также формирование информационной инфраструктуры в системе своего ведения. Проблемой является структуризация информации в пределах органа государственной власти и выбор наиболее правильного легитимного определения всего комплекса информации, которая обращается в пределах функционального (компетенционного) влияния данного органа.

Есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса, который обеспечивает связь органа власти с внешней средой. Возникает проблема фильтрации этого массива информации специальными службами информационно-аналитического характера. Здесь мы сталкиваемся с некоторым отделением, созданием самостоятельности служб, обрабатывающих входящую информацию и осуществляющих подготовку и представление ее соответствующим подразделениям и руководителям. Необходима тщательная разработка положений и инструкций этих служб, профилактика злоупотреблений служебным положением при исполнении своих обязанностей этими подразделениями.

Систематизация поступающей и исходящей информации с учетом категорий информации ограниченного доступа - еще одна проблема в области информационного обеспечения деятельности органов государственной власти. С учетом этого условия в структуре служебной информации, к которой относится вся информация, циркулирующая и образуемая в рамках органа, должны выделяться массивы, блоки информации, соответствующие категориям информации по доступу: открытая служебная информация, отнесенная к государственной тайне, отнесенная к персональным данным, к коммерческой тайне субъектов, с которыми данный орган взаимодействует; тайне семейной, личной, профессиональной и т.д.

Это необходимо для обеспечения соответствующего режима защиты этих категорий информации, хотя в период нахождения ее в пределах функциональной деятельности органа она и является служебной. В структуре делопроизводства органа могут быть созданы специальные банки данных по каждой категории информации и обеспечен соответствующий режим работы с ней.

Кроме получения информации, необходимой для осуществления функций органа государственной власти в режиме постоянного взаимодействия со своими подразделениями, с другими органами власти и входящими в круг ведения конкретного органа организаций, важное значение имеет и деятельность по предоставлению каждым органом информации другим пользователям. К таковым относятся не только вышестоящие и иные органы государственной власти, специализированные организации по сбору и обработке информации по отдельным направлениям государственной деятельности (статистика, финансы, население и т. д.), но и иные организации

и граждане, средства массовой информации. Эти вопросы в правовом отношении требуют регулирования правил использования информации в соответствии с ее правовым режимом, в соответствии с правилами открытости и гласности в работе органов государственной власти, а так же в плане обеспечения прав граждан на доступ к информации.

Следует сказать, что действующее законодательство Российской Федерации пока не имеет специального закона о служебной информации или закона об информационном обеспечении деятельности органов государственной власти. Это отрицательно сказывается на информационной дисциплине и культуре в государственном управлении. Частично эти вопросы решаются в положениях о подразделениях, в регламентах отдельных органов, но при этом весь необходимый объем нормативного регулирования этих вопросов не обеспечивается и принцип гласности при этом также не срабатывает в полной мере.

Служебная информация имеет особый правовой режим. Она доступна исполнителям и иным категориям служащих государственного аппарата в пределах определенного органа; информация в установленном режиме передается другим заинтересованным органам государственной власти и иным субъектам; но даже в той части, которая является открытой, информация должна сохраняться в режиме ограничения выноса или иной формы распространения за пределами органа власти.

В этой связи показательными являются правила, содержащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компетенции должностного лица.

Например, в конституции штата Иллинойс США в ст. V. "Исполнительная власть" в разд. 1. "Должностные лица" сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генеральный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, избираемые избирателями штата. Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штата". Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий

режим конфиденциальности информации по вопросам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального

характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все выступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они дали информацию секретного или конфиденциального характера, "несут за это ответственность. Сенатор исключается из состава Палаты; должностное лицо отстраняется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената". "Правила административной процедуры" США в § 552 устанавливают перечень видов публичной информации о деятельности; режим правил, заключений, приказов, документов административного агентства. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информации по установленному перечню, предусмотрено, что документы должны предоставляться бесплатно или за частичную оплачиваемый подбор и снятие копии, если они осуществляются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности. Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации и на них распространяются специальные правила создания, хранения, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц.

Этот раздел (552а) содержит такие подразделы: определения, условия оглашения, учет случаев оглашения. Допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, гражданские средства защиты, права опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США, а также с Законом Великобритании "О свободе информации", принятом в 2000 г., было бы весьма полезным для изучения правил обращения информации в органах государственной власти за рубежом, а также для участия в разработке нормативных актов о служебной информации в Российской Федерации или проекта закона об информационном обеспечении и использовании информации в органах государственной власти в Российской Федерации.

устанавливает свободу доступа граждан, органов государственной власти местного самоуправления, организаций и общественных объединений к государственным информационным ресурсам, не обязаны обосновывать при этом свой интерес, за исключением случаев, когда речь идет об информации ограниченного доступа. Право на получение открытой информации квалифицировано как способ осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Владельцы информационных ресурсов - органы государственной власти и иные субъекты обеспечивают пользователей на основании законодательства, уставов или положений об органах или организациях, а также на основании договоров на информационное обслуживание. В соответствии с этой статьей собственник или владелец информационного ресурса устанавливает порядок предоставления информации пользователям.

Следует обратить внимание на состояние правового оформления правового статуса органа государственной власти в области информации и информатизации, обеспечения информационной безопасности.

Уже отмечали весьма скудное внимание к этому вопросу в положениях об органах государственной власти на всех уровнях. В связи с этим можно выделить следующие основные направления деятельности этого вида субъектов:

1) установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа с учетом его места в системе государственной власти; 2)

обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа с установлением контактов по получению функционально обусловленной информации и результирующих действий по подготовке проектов решений и принятию решений в пределах компетенции каждого подразделения и органа в целом; 3)

систематизация всего комплекса информации на входящую и исходящую от органа, ведение делопроизводства и обработка информации в соответствии с задачами органа, вплоть до представления обязательных экземпляров документов в установленном порядке, сдача дел в архив на государственное хранение, представление информации в специализированные фонды;

4) формирование информации, которая предназначена для организаций, входящих в систему ведения данного органа, оформление и доведение до исполнителей нормативно- правовых актов,

принимаемых в соответствии с компетенцией органа государственной власти, индивидуальных правовых актов, оформление и публикация нормативных актов по правам граждан в пределах ведения конкретного органа; 5)

организация информационной системы в рамках ведения органа государственной власти (отраслевая, межотраслевая, региональная системы), решение задач перехода на электронный документ и обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе, создание и обновление АРМов на основе информационных технологий; 6)

обеспечение безопасности передачи и использования информации, соблюдение правил передачи другим органам власти и местного самоуправления - обеспечение сетевой связи по системе государственного управления, установление режима включения служебной информации в сети Интернет; 7)

подготовка и ведение банков информации официальной и массовой. 8)

организация ведения учета информационных ресурсов органа исполнительной власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению.

Положение органов государственной власти с особым статусом имеет в информационной сфере свою специфику. В данном случае имеем в виду такие органы государства как Центральный банк России, Счетную Палату, Центральную избирательную комиссию, Прокуратуру РФ и др., которые не отнесены Конституцией к органам трех ветвей государственной власти, но выполняют важные государственные функции и обладают полномочиями издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, всех юридических лиц и физических лиц.

Эти органы осуществляют информатизацию своих собственных систем и используют информационные ресурсы и коммуникации для получения необходимой информации в их уставной деятельности, обеспечивают соблюдение правового режима информации по признакам собственности, конфиденциальности, а также

осуществляют в пределах своей компетенции информационное обслуживание органов государственной власти и иных пользователей.

Например, в системе банка образуется достаточно сложная структура информации, которая требует внимания юридических служб для установления определенного порядка систематизации, хранения и использования информации, циркулирующей в структуре банка.

Здесь полезно различать несколько разрядов (классов) информационного ресурса, каждый из которых требует специального режима: 1)

информация, обеспечивающая внутренний производственный процесс деятельности органа в соответствии с его ролью и задачами - массивы информации по определению правового положения подразделений, органа в целом, процедуры работы, кадровые и иные вопросы персонала и отношений внутри органа; 2)

информация, связанная с организацией банковской системы в стране, осуществлением надзорных функций за деятельностью кредитных организаций, эмиссией ценных бумаг, осуществлением банковских операций самим ЦБ РФ и других функций;

3) информация, которая в установленном порядке предоставляется Федеральному Собранию РФ, Правительству, Президенту и иным должностным лицам;

4) информация официальная и обеспечивающая гласность о результатах деятельности ЦБ.

Информатизация деятельности Банка России осуществляется в соответствии с внутренней программой и политикой, которая определяется государством в области финансово-кредитной системы страны в целом и в соответствии с программами информатизации и информационной безопасности самого ЦБ.

По п. 2. вышеупомянутого перечня направлений информационной деятельности ЦБ, согласно ст. 56 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" для осуществления своих функций в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Ст. 60 этого же Закона предусматривает условия получения информации о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а ст. 75 - возможность

применить меры административного характера (требование устранения нарушений, штрафные санкции) в случаях непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации.

По п. 1 перечня направлений информационной деятельности важна ст. 92 Закона о ЦБ России, где сказано, что "Служащие Банка России не имеют права разглашать служебную информацию о деятельности Банка России без разрешения Совета директоров".

В Типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России от 7 октября 1996 г. имеется специальная статья "Защита государственной тайны и сведений ограниченного распространения", согласно которой руководители РКЦ обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также других сведений ограниченного распространения. Сведения, подлежащие защите, определяются нормативными актами Банка России.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. (ст. 8) предусматривает обязанности кредитных организаций представлять по требованию физического или юридического лица информацию о своей финансовой отчетности. И это имеет прямое отношение к обеспечению гарантий прав клиентов банковской деятельности и реализации правил гласности в деятельности Банка России.

Следует сказать, что все информационные направления деятельности в системе Банка России регулируются внутренними нормативными актами, инструкциями и методическими рекомендациями, а также стандартами на документы, программы и программное обеспечение в структуре информационных систем этого органа.

Комплекс проблем информационного характера Центральной избирательной комиссии нашел отражение в актах, связанных с подготовкой проекта ФЗ о Государственной автоматизированной системе "Выборы" - ГАС "Выборы". Здесь возникают те же проблемы, что и в других государственных органах в процессе информатизации и информационного обслуживания деятельности системы выборов и потребностей ЦИК. Наибольшего внимания требуют вопросы использования информации персонального характера, которая сосредоточена в данной системе на всех уровнях проведения выборов и референдумов, легитимного оформления принадлежности, сохранности и целевого использования информационной техники, программного обеспечения, сосредоточенных в структурах

Федерального информационного центра, который специально создан для ведения системы ГАС "Выборы".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: