Организация судебной деятельности как учебная дисциплина

Обновлено: 18.04.2024

Хомчик В.В., заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

Бобренев Владимир Александрович, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук, доцент - гл. 1 (совместно с А.С. Мамыкиным), 5, 17, 18, программа и глоссарий (совместно с А.С. Мамыкиным);

Диордиева Ольга Николаевна, судья в отставке - гл. 12;

Ермошин Григорий Тимофеевич, заместитель заведующего отделом проблем организации судебной и правоохранительной деятельности, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук, доцент - гл. 15, 16;

Зателепин Олег Кимович, судья Верховного Суда РФ, доктор юридических наук, доцент - гл. 14;

Латышева Наталья Аркадьевна, начальник отдела делопроизводства, судебной статистики и систематизации законодательства Архангельского областного суда, аспирантка кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности - гл. 7 - 9 (совместно с А.С. Мамыкиным);

Мамыкин Анатолий Сергеевич, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ - введение, заключение, гл. 1 (совместно с В.А. Бобреневым), 4, 6, 7 - 9 (совместно с Н.А. Латышевой), разделы 11.4, 13; программа, глоссарий (совместно с В.А. Бобреневым); ответственный редактор и руководитель авторского коллектива;

Петухов Николай Александрович, заведующий отделом проблем организации судебной и правоохранительной деятельности, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ - гл. 2; ответственный редактор;

Пронякин Александр Дмитриевич, профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ, судья в отставке - раздел 11.1;

Туганов Юрий Николаевич, главный научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, доктор юридических наук, профессор - гл. 3;

Чижов Максим Владимирович, старший преподаватель кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук - гл. 10;

Чвиров Владимир Валерьевич, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, кандидат юридических наук, судья Московского окружного военного суда - разделы 11.2, 11.3.

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к деятельности судов. Качество правосудия и обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах - настоятельная потребность, которая во многом зависит и от уровня организации судебной деятельности.

Организация судебной деятельности представляет собой широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий организационного, законодательного и правоприменительного характера, осуществляемых Президентом РФ, законодательной, исполнительной и судебной властью в целях создания наиболее оптимальных условий функционирования судебной системы, полного и независимого осуществления правосудия.

Учебная дисциплина "Организация судебной деятельности" включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") и является специальной дисциплиной профессионального цикла, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных умений и навыков по юридической специальности. Она изучается на всех формах обучения, а также на курсах повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

В процессе обучения студенты знакомятся с правовым регулированием организации судебной деятельности в Российской Федерации, с работой председателя суда по организации деятельности суда, с организацией работы судьи по подготовке и рассмотрению различных судебных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, с организацией работы по финансовому, кадровому, материально-техническому, информационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Система учебной дисциплины "Организация судебной деятельности" подразделяется на Общую и Особенную части.

В Общей части изучаются основные понятия организации судебной деятельности, ее виды, субъекты, осуществляющие организацию судебной деятельности; анализируются направления организации работы суда, организация работы аппарата судов по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, документационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Особенная часть учебной дисциплины посвящена анализу организации работы судьи по подготовке и рассмотрению судебных дел в суде первой инстанции, после рассмотрения дела в судебном заседании; организации работы суда в апелляционной, кассационной (надзорной) инстанциях по подготовке и рассмотрению судебных дел; роли судейского сообщества в организации судебной деятельности. В отдельных главах рассматриваются особенности организации судебной деятельности в системе арбитражных судов, в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ.

Предлагаемый учебник разработан преподавателями кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности и сотрудниками отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия, с участием практикующих юристов, с учетом специфики Российского государственного университета правосудия, осуществляющего подготовку кадров для судебной системы.

Содержание издания включает авторский материал - лекции, читаемые в Российском государственном университете правосудия по указанной дисциплине, а также результаты системного анализа нормативных правовых актов об организации судебной деятельности.

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле.

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия.

Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ", ст. ст. 29, 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и др.).

Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает:

- обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта;

- обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий;

- организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки;

- организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.;

- организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности.

Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов.

Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов.

Федеральные законы: "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы - Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности.

Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности.

Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

«Судебные и правоохранительные органы» – это уч дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи дея-стиправоохран органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

Предметом дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является круг изучаемых ею вопросов: основные категории, понятия и институты судебных и правоохранительных органов, их возникновение, порядок создания, построение, структура, система, функции, взаимодействие с другими органами государства и общественными организациями.

«Судебные и правоохранительные органы» - один из вводных предметов, который связан с изучением ряда смежных дисциплин:

1)КП, на базе положений Конституции дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов.

2)Админ право изучает закономерности организации и функционирования органов государственного управления

3)Уголовный процесс изучает деятельность правоохранительных органов.

4)Арбитражный процесс рассматривает порядок рассмотрения споров арбитражными судами.

5)Прокурорский надзор дополняет материалы по организации деятельности органов прокуратуры.

6)«Теория государства и права» и «История государства и права Украины» Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов.

Значение:

В рамках курса «Правоохранительные органы» изучается система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов осуществляющих правосудие, прокурорский надзор и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Правоохран. деят- это гос.деят, которая осущ.методомюр.воздействия в строгом соответствии закона и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Цели:

·обеспеч.и защита прав человека,

·наказание за совершение преступл.,

·укрепление законности и порядка,

·правовое и нравст.воспитание гр-н.

Виды:

·выявление и расслед.преступлений,

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ ДНР, КАСАЮЩИЕСЯ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

Источниками дисциплины «Судебные и правоохранительные органы» являются нормативно-правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов.

НПА(законы и подзаконные акты) дисциплины регулируют деятельность судебных и правоохран органов, а также органов, которые обеспечивают правоохрандея-сть.

НПА делятся на:

1 группа – правовые акты общего характера. К ней относятся «Конституция ДНР», всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные правовые акты и соглашения

2 группа – правовые акты касающиеся судебной власти, судов и правосудия. К ней относятся такие проекты о верховном суде ДНР: «Проект о статусе судей» «Проект Кодекса о судебной этике», «Проект регламента Верховного суда ДНР», «Временное положение о судебной системе ДНР».

3 группа – правовые акты органов юстиции. К ним относится все, что касается Юстиции. Положение о Министерстве Юстиции, Закон о нотариате.

4 группа – правовые акты касающиеся органов прокуратуры и органов расследования. К ним относится «Закон о прокуратуре ДНР», УПК ДНР.

Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Суд.власть-вид гос.власти, кот.реал. органами,.занимающ.особое положение в гос.аппарате. занимающими особое положение в государственном аппарате.

Сущность судебной власти состоит в том, что она и её органы – неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти и их органами. 5. Признаки суд.власти: самост.инезависм, представителями суд власти явл.суды, только органы суд.власти правомочны осущ.правосудие, органы дейст.на основе закона, все суд.решения вступившие в силу подлежат испол. Функции суд.власти: правосудие, суд. контроль (надзор), толкование пн.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Основная функция – юр.оценка правоотношений, кот. возникают в сфере применен норм права. В пределах данной функции суды выполняют такие виды деят-ти:

1)рассматр и решают по сути правовые конфликты,кот.возникт между физ.лицами между физлицами,между юр и физ.лицами, между юр и юр лицами, по-поводу нарушения их прав и законных интересов предусмотренных законодательством.

2.решают вопросы относительно возможных применений к лицу мер процессуального принуждения и проведения средств и оперетивно-розыскных действий ограниченных законодательство (обыск).

3.рассмотривают и решают жалобы на действие или бездействие прокурора, следователя и дают вывод относительно законности и незаконности

.4.официально удостоверяют юридические факты, которые определяют отношения личных прав физ или юр.лиц.

5.принятие решений относительно огранич.прав и свобод,котор. Не связаны с совершен.правонарушения.(признания лица ограничено дееспособным,недееспособным.6.толкование норма права.

6.Судопроизводство – процессуальная деятельность судов относительно рассмотрения судебных дел и вынесения по ним решений.

Признаки судебной власти:

· 1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

· 2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

· 3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

· 4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов.

· 5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти.

· 6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства

· 7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ.

· 8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

Судебная деятельность — это государственная профессиональная юридическая деятельность, осуществляемая судьями на основе принципов гласности и независимости, регламентированная нормами права, имеющая своей целью защиту интересов и прав граждан, государственного и общественного строя.

Согласно Конституции РФ, вся государственная власть в стране делится на законодательную, судебную и исполнительную. Независимая и сильная судебная власть является важнейшей гарантией формирования гражданского общества и правового государства. Деятельность органов судебной власти (судебная деятельность) является одним из основополагающих видов деятельности государства, без которого не может существовать ни один общественный строй.

Осуществление правосудия в Российской Федерации происходит только через суд, судебная власть реализуется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Судебная система устанавливается главным законом государства — Конституцией РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. Финансирование судов, согласно федеральному законодательству, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и производится только из федерального бюджета.

Независимость составной части государственной судебной власти определяется независимостью судей, в которой выделены 2 принципа:

  • судья при осуществлении правосудия является независимым лицом;
  • судья при осуществлении правосудия обязан строго соблюдать действующие законы и законодательство.

Особенности организации судебной деятельности

Основной признак судебной власти — ее самостоятельность и независимость. Судебная деятельность существует не «сама по себе», в отрыве от деятельности других ветвей власти, она связана с законодательной и исполнительной властью. Принцип разделения властей обеспечивает сбалансированность полномочий и мер взаимного контроля и не допускает, чтобы какая-либо другая ветвь власти присвоила полномочия судебной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная власть, состоящая из трех ветвей власти, выполняющих каждая свои функции, составляет одно целое, поэтому все три ветви должны действовать слаженно. Законодательная власть издает законы, которые являются обязательными для исполнения всеми, в том числе судьями и судами, упраздняет и учреждает конкретные суды, определяет финансирование судов.

Суды могут оказывать влияние на деятельность органов законодательной власти, в частности они: могут признать тот или иной закон неконституционным; могут признать незаконным решение исполнительного органа. Судебная правоприменительная деятельность, в отличие от деятельности исполнительных и законодательных органов власти, является четко регламентированной правовыми нормами.

Формы судебной деятельности:

  • внутренняя — процедурно-процессуальная;
  • внешняя — правоотношения по разрешению и вынесение судебных актов.

Субъектами судебной деятельности являются суды, судьи, работники аппаратов судов. Предмет судебной деятельности — это применение норм права для восстановления нарушенных прав и законных интересов организаций, граждан, урегулирование спорных правоотношений. Судебная деятельность относится к юридической деятельности, обладает всеми ее характерными чертами. В то же время для судебной деятельности присущи некоторые отличительные признаки.

Признаки судебной деятельности:

  • является государственной деятельностью, осуществляется органами судебной власти, функционирующими на основании Закона;
  • осуществляется специальными субъектами правоотношений (судьи, работники судов);
  • четкая регламентация судебной деятельности в соответствии с законодательством.

Судебная деятельность должна строиться исключительно на принципах гласности и прозрачности, независимости судей в осуществлении своей деятельности. Основной целью судебной деятельности является защита интересов и прав граждан, общественного и государственного строя.

Организационная деятельность суда заключается в управлении председательствующим судьей в рамках своих полномочий ходом судебного процесса в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Регулирование порядка организации судебной деятельности

Правовые отношения в обществе регулируются с помощью правовых механизмов. Функция правового регулирования относится к государственной сфере. Посредством этой функции поведение участников общественных отношений приводится в соответствие к нормам права, обязательность и легитимность исполнения которых обеспечивается возможностями применения властной силы государства и поддерживается обществом.

Государство, обладая монополией на правоохранительную и правоприменительную деятельность, осуществляет правовое регулирование порядка организации судебной деятельности. В центре такого регулирования находится правовой статус составляющих судебную систему элементов.

Судебная система определяет характерные черты и место органов судебной власти в целостной системе органов государства, раскрывает горизонтальные и вертикальные линии взаимодействия органов, составляющих судебную систему. Судебная система включает совокупность, состав полномочий, функции судебных органов, как особой компетенции судебной власти, методы осуществления этих функций.

Правовой статус судебных органов предполагает закрепление его процедур, форм, методов соответствующей организации деятельности его должностных лиц и структурных подразделений. Государство в целях нормализации общественных отношений оказывает на них регулирующее воздействие путем закрепления своей воли в нормативно – правовых актах, использования судебной власти, организующей судебной деятельности. Пути такого урегулирования содержатся в соответствующих государственных актах.

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление .

Понятие "судебная деятельность" имеет дискуссионный характер. См., например: Носков И.Ю. К вопросу о понятии "судебная деятельность" // Состояние и перспективы развития судебной системы Российской Федерации: Сб. науч. статей; под ред. В.А. Терехина, С.Б. Погодина. Пенза, 2014. С. 173 - 181.

Содержание судебной деятельности

Процессуальная деятельность судов - разрешение отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, в установленных Конституцией РФ и федеральными законами видах и формах судопроизводства, то есть собственно правосудие
Организационная деятельность судов - мероприятия организационно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия

Правосудие является основным видом судебной деятельности.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле .

Лебедев В.М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. 2008. Спец. выпуск к VIII Всероссийскому съезду судей. С. 22; Ершов В.В. Право и правосудие как парные категории // Российское правосудие. 2014. N 1. С. 16, 17.

В качестве правосудия, как представляется, необходимо рассматривать не только деятельность суда первой и апелляционной инстанций, связанную с разрешением дела по существу. Правосудие осуществляется и в процессе конституционного судопроизводства, и в процессе проверки законности и обоснованности судебных постановлений вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, и при судебном санкционировании в ходе досудебного производства отдельных следственных и процессуальных действий.

К правосудию относятся следующие виды деятельности судов (см. табл. 2).

Виды деятельности судов, относящиеся к правосудию

Конституционный контроль - деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ и иных актов федерального и регионального уровней, перечисленных в Конституции РФ и ФКЗ о Конституционном Суде РФ, осуществляемая посредством конституционного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ О Конституционном Суде РФ)
Рассмотрение и разрешение дел по существу в суде первой инстанции - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, арбитражных, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, юридических лиц и иных организаций (разделы IX - XII УПК РФ, раздел II ГПК РФ, раздел II АПК РФ)
Судебный надзор - деятельность вышестоящих судов по проверке законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений нижестоящих судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (разделы XIII, XV УПК РФ, разделы III и IV ГПК РФ, раздел VI АПК РФ)
Судебный контроль законности нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании физическими и юридическими лицами законности актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения режима законности в стране (гл. 2 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ)
Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц - рассмотрение судами жалоб и заявлений на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК РФ)
Судебное санкционирование - принятие судами общей юрисдикции в ходе досудебного производства решений о производстве ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ)

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия (схема 1).

Схема 1. Мероприятия организационного характера,

обеспечивающие осуществление правосудия

──>│разработка и реализация государственной судебной политики │

──>│организационно-правовое обеспечение деятельности судов │

──>│кадровое обеспечение судов │

──>│финансирование судов, органов судейского сообщества и системы органов │

│Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│обеспечение материально-техническими средствами │

──>│информатизация деятельности судов, органов судейского сообщества и │

│системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│создание надлежащих условий для размещения судов, органов судейского │

│сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│обеспечение гарантий независимости судей │

│организация повышения квалификации судей и федеральных государственных│

──>│гражданских служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента │

│при Верховном Суде РФ │

──>│научная организация труда в суде │

──>│прогнозирование и планирование работы соответствующего суда │

──>│организация документооборота и делопроизводства в суде │

──>│организация работы суда по рассмотрению судебных дел и материалов │

│и исполнению судебных решений │

1.2. Субъекты организации судебной деятельности

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Необходимо подчеркнуть, что если правосудие как форма реализации судебной власти осуществляется только судом, то в организации судебной деятельности задействованы как сами суды, так и иные субъекты.

Организация судебной деятельности - функция общегосударственная. Ее нельзя сводить к задачам одной лишь судебной власти. Она может быть успешно решена только совместными скоординированными усилиями соответствующих субъектов (органов государственной власти, самих судов, органами судейского сообщества, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Федеральной службы судебных приставов, Российским государственным университетом правосудия и др.), наделенных полномочиями по осуществлению активных действий и проведению мероприятий организационного характера.

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

На федеральном уровне в организации судебной деятельности участвуют: Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство Российской Федерации. В организации судебной деятельности конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации участвуют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (табл. 3).

Полномочия Президента РФ и высших органов

государственной власти в сфере организации

Президент РФ - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. "е"), назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. "к"), в частности в Конституционном и Верховном Суде РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей и квалификационные коллегии судей в субъектах РФ (ст. 83 Конституции РФ); - вносит законопроекты в Государственную Думу (в том числе о судебной системе, о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде РФ, об упразднении Высшего Арбитражного Суда РФ и др.) (п. "г" ст. 84 Конституции РФ); - издает указы, например Указ Президента РФ от 12.01.2010 N 59 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов"; - утверждает реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, включающий перечни должностей в аппарате Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и нижестоящих судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде РФ (Указ от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы")
Совет Федерации Федерального Собрания РФ - назначает на должность Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, их заместителей, судей высших судов, а также представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ; - утверждает представленных Президентом РФ членов Президиума Верховного Суда РФ из числа судей этого Суда; - одобряет принятые Государственной Думой законы, регламентирующие различные вопросы организации судебной деятельности, в том числе о судебной системе, о Судебном департаменте, о мировых судьях субъектов РФ, о статусе судей, об органах судейского сообщества и другие (ст. 102 Конституции РФ)
Правительство РФ - разрабатывает проект федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (например, см. п. 110 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации"); - принимает федеральные целевые программы развития судебной системы в Российской Федерации, в которых определяет перспективы и основные направления совершенствования организации судебной деятельности (например, Федеральная целевая программа развития судебной системы на 2013 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1406) (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); - назначает полномочного представителя, действующего в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных Судах (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 333 "Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ")

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: