Организация судебной деятельности это

Обновлено: 27.03.2024

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Судебная деятельность — это государственная профессиональная юридическая деятельность, осуществляемая судьями на основе принципов гласности и независимости, регламентированная нормами права, имеющая своей целью защиту интересов и прав граждан, государственного и общественного строя.

Согласно Конституции РФ, вся государственная власть в стране делится на законодательную, судебную и исполнительную. Независимая и сильная судебная власть является важнейшей гарантией формирования гражданского общества и правового государства. Деятельность органов судебной власти (судебная деятельность) является одним из основополагающих видов деятельности государства, без которого не может существовать ни один общественный строй.

Осуществление правосудия в Российской Федерации происходит только через суд, судебная власть реализуется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Судебная система устанавливается главным законом государства — Конституцией РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. Финансирование судов, согласно федеральному законодательству, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и производится только из федерального бюджета.

Независимость составной части государственной судебной власти определяется независимостью судей, в которой выделены 2 принципа:

  • судья при осуществлении правосудия является независимым лицом;
  • судья при осуществлении правосудия обязан строго соблюдать действующие законы и законодательство.

Особенности организации судебной деятельности

Основной признак судебной власти — ее самостоятельность и независимость. Судебная деятельность существует не «сама по себе», в отрыве от деятельности других ветвей власти, она связана с законодательной и исполнительной властью. Принцип разделения властей обеспечивает сбалансированность полномочий и мер взаимного контроля и не допускает, чтобы какая-либо другая ветвь власти присвоила полномочия судебной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственная власть, состоящая из трех ветвей власти, выполняющих каждая свои функции, составляет одно целое, поэтому все три ветви должны действовать слаженно. Законодательная власть издает законы, которые являются обязательными для исполнения всеми, в том числе судьями и судами, упраздняет и учреждает конкретные суды, определяет финансирование судов.

Суды могут оказывать влияние на деятельность органов законодательной власти, в частности они: могут признать тот или иной закон неконституционным; могут признать незаконным решение исполнительного органа. Судебная правоприменительная деятельность, в отличие от деятельности исполнительных и законодательных органов власти, является четко регламентированной правовыми нормами.

Формы судебной деятельности:

  • внутренняя — процедурно-процессуальная;
  • внешняя — правоотношения по разрешению и вынесение судебных актов.

Субъектами судебной деятельности являются суды, судьи, работники аппаратов судов. Предмет судебной деятельности — это применение норм права для восстановления нарушенных прав и законных интересов организаций, граждан, урегулирование спорных правоотношений. Судебная деятельность относится к юридической деятельности, обладает всеми ее характерными чертами. В то же время для судебной деятельности присущи некоторые отличительные признаки.

Признаки судебной деятельности:

  • является государственной деятельностью, осуществляется органами судебной власти, функционирующими на основании Закона;
  • осуществляется специальными субъектами правоотношений (судьи, работники судов);
  • четкая регламентация судебной деятельности в соответствии с законодательством.

Судебная деятельность должна строиться исключительно на принципах гласности и прозрачности, независимости судей в осуществлении своей деятельности. Основной целью судебной деятельности является защита интересов и прав граждан, общественного и государственного строя.

Организационная деятельность суда заключается в управлении председательствующим судьей в рамках своих полномочий ходом судебного процесса в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Регулирование порядка организации судебной деятельности

Правовые отношения в обществе регулируются с помощью правовых механизмов. Функция правового регулирования относится к государственной сфере. Посредством этой функции поведение участников общественных отношений приводится в соответствие к нормам права, обязательность и легитимность исполнения которых обеспечивается возможностями применения властной силы государства и поддерживается обществом.

Государство, обладая монополией на правоохранительную и правоприменительную деятельность, осуществляет правовое регулирование порядка организации судебной деятельности. В центре такого регулирования находится правовой статус составляющих судебную систему элементов.

Судебная система определяет характерные черты и место органов судебной власти в целостной системе органов государства, раскрывает горизонтальные и вертикальные линии взаимодействия органов, составляющих судебную систему. Судебная система включает совокупность, состав полномочий, функции судебных органов, как особой компетенции судебной власти, методы осуществления этих функций.

Правовой статус судебных органов предполагает закрепление его процедур, форм, методов соответствующей организации деятельности его должностных лиц и структурных подразделений. Государство в целях нормализации общественных отношений оказывает на них регулирующее воздействие путем закрепления своей воли в нормативно – правовых актах, использования судебной власти, организующей судебной деятельности. Пути такого урегулирования содержатся в соответствующих государственных актах.

Организационно-правовые основы деятельности судебной власти – это совокупность организационных принципов и правовых положений, регулирующих порядок деятельности судебной власти на территории государства при разрешении гражданских, уголовных, административных и иных видов дел.

Судебная власть в системе государственного управления в РФ

В соответствии со статьями 10 и 11 Российской Конституции судебная власть является одним из самостоятельных видов государственной власти в России, что закреплено в принципе разделения властей.

Судебная власть представляет собой вид государственной власти, действующий наряду с исполнительной и законодательной. При этом этот вид власти носит обособленный характер и характеризуется самостоятельностью. Проявлением самостоятельности судебной власти выступает независимость судей, над которыми главенствуют только российская Конституция и закон. Судьи при осуществлении правосудия не подотчетны никому.

Осуществление судебной власти выполняется как высшими судебными инстанциями, к примеру, в лице Верховного суда, так и всеми судами России. Судебные органы власти находятся в одном ряду с российским Президентом, Правительством, Федеральным Собранием, которые осуществляют государственное управление на территории страны.

В соответствии с принципом разделения властей осуществляется:

  • во-первых, распределение функций государственного управления между ветвями власти;
  • во-вторых, установление их самостоятельности;
  • в-третьих, обеспечение взаимной уравновешенности ветвей власти.

Взаимосвязь законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в обязанности применения законов и иных нормативно-правовых актов при осуществлении своей деятельности. Однако особенность судебной власти состоит в возможности отмены ею законов, президентских указов, правительственных постановлений. Наделение граждан и хозяйствующих субъектов правом обжалования действий органов государственного управления позволяет судам пресекать незаконные действия исполнительной власти. Таким образом, судебная власть выступает в качестве своеобразного противовеса по отношению к другим видам власти, в совокупности образуя с ними единую систему государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализация принципа разделения властей обеспечивает невозможность узурпирования полномочий судебной ветви власти другими властями. Функции суда недоступны законодательной и исполнительной власти. Судебная власть, в свою очередь, лишена возможности осуществления нормотворчества или вмешательством в полномочия исполнительной власти. При этом судебная власть влияет на деятельность законодательной и исполнительной власти, обязывая их действовать в рамках законодательства.

Организационная структура судебной власти в РФ

Организационная структура судебной власти в РФ формируется совокупностью специальных органов, призванных осуществлять правосудие на территории государства. Такие органы именуются сосудами, которые существуют в рамках сложившейся общероссийской судебной системы.

Определение организационной структуры судебной власти является предметом внутреннего ведения государства, в который не могут вмешиваться другие государства. На построение организационной структуры судебной власти оказывают влияние различные факторы, к числу которых можно отнести:

  • историю развития национального права;
  • социально-экономические особенности развития государства;
  • традиции;
  • правовую культуру.

Помимо этого, на структуру судебной власти оказывают влияние политический режим, сложившийся в стране, применяемая форма правления, задачи, которые призваны решить суды в определенный исторический период развития государства.

В основе построения структуры судебной системы в РФ находятся следующие принципиальные положения:

  • во-первых, суды в Российской Федерации создаются только в соответствии с Конституцией страны и Законом «О судебной системе», что выступает подтверждением легитимности их деятельности и обеспечивает авторитет у граждан;
  • во-вторых, гражданам предоставляется право на пересмотр их судебного дела вышестоящими судебными инстанциями. В связи с этим судебная система имеет иерархическое построение, обеспечивающее наличие судов первой инстанции и вышестоящих судов;
  • в-третьих, структура судебной системы учитывает федеративную и административно-территориальную специфику государства;
  • в-четвертых, особенности ведения судебного спора требуют от его участников проведение особой процессуальной процедуры, обеспечивающей рассмотрение и разрешение этого спора;
  • в-пятых, российской Конституцией установлена реализация судебной власти в форме гражданского, конституционного, уголовного и административного судопроизводства, что обеспечивает формирование соответствующих видов специализированных судов.

Организационная структура судебной власти включает в себя:

  • во-первых, федеральные суды, в число которых включают Конституционный, Верховный Суды России. Эти суды возглавляет систему судов арбитражных и общей юрисдикции;
  • во-вторых, региональные суды, которые включают в себя уставные или конституционные суды регионов, мировых судей.

Основной функции судебной системы в Российской Федерации, является осуществление правосудия, которое призвано обеспечивать свободы, права, законные интересы всех субъектов права.

При этом судебная власть выступает в качестве особого вида государственного управления, обеспечивая помимо правосудия, исполнение и иных, связанных с ним функций.

Судебная власть выступает ограничителем исполнительной и законодательной власти, обеспечивая возможность противодействия их действиям при выходе этих властей за рамки своих полномочий или нарушении ими законодательства.

Наличие самостоятельной судебной власти является основным признаком демократического общества.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 06.05.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее устанавливает общие правила относительно системы судебной власти. Исходя из данных правил, суды, входящие в судебную систему РФ, не могут быть учреждены никаким другим процессуальным актом, помимо федерального конституционного закона.

В связи с этим, субъекты РФ не имеют возможности организовывать особые судебные системы, поскольку это нарушило бы единство систему судебной власти страны.

Также, правовая основа судебной системы состоит из законов, правовых документов, таких как:

  • законодательство о статусе судей;
  • законодательство о судебной системе;
  • процессуальные кодексы;
  • указы президента, по вопросам регулирования организации и функционирования судебной системы.

Структура и специфика деятельности органов судебной власти

Суды РФ представляют собой систему судебной власти РФ.

Судебная система является совокупностью взаимосвязанных между собой учреждений судебной власти всех групп, которая отправляет правосудие и иные деяния в сфере правопорядка в форме процессуального действия.

Суд, являясь особым органом государства, осуществляет особыми, специфическими юридическими способами и особой структурой аппарата защиту прав, свобод и интересов граждан.

Также, судебный орган отвечает за обеспечение законности, правопорядка путем отправления судопроизводства. Обеспечение законности достигается посредством разрешения дел разных категорий в строгом процессуальном порядке, по их существу.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебной инстанцией является суд либо определенное его структурное подразделение, а именно - коллегия, президиум, которое осуществляет деятельность по рассмотрению, разрешению судебных дел. Также, указанная деятельность направлена на проверку вынесенных судебных решений в части их законности и обоснованности.

Судебный орган любого уровня, который наделен полномочиями по принятию решений относительно конкретных дел имеет статус суда первой инстанции.

Соответственно, суд, который проверяет решения, не вступившие в законную силу в течение 10 дней, именуется судом второй инстанции. Иными словами это апелляционный либо кассационный суд.

Суд третьей инстанции несет надзорную функцию и осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости вынесенных решений, но уже вступивших в законную силу.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Правоохранительные органы подробнее закрепил понятие единства судебной системы, обеспечиваемое посредством определения системы судебных органов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная ответственность в Российской Федерации подробнее .

Очередной тезис законодательства в этой части – это соблюдение всеми судами федерального уровня, мировыми судами, правил судопроизводства, которые обозначены федеральным законодательством.

Обязательно к применению каждым судебным органом требований Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее , федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также, принципов и норм из области международного права. Соответственно, необходимо соблюдение условий международных договоров Российской Федерации и иных законов субъектов РФ.

Неукоснительно должны быть исполнены на территории всей Российской Федерации постановления судебных органов, вступивших в законную силу.

Важный аспект в деятельности судебных органов – это законодательное закрепление единого статуса судей, а также, осуществление финансирования судов федерального значения, мировых судов, средствами федерального бюджета.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 17.08.2017

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле.

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

В организации судебной деятельности внутри судебной системы и непосредственно в судебных учреждениях участвуют: Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и начальники управлений Судебного департамента в субъектах РФ, органы судейского сообщества РФ, председатели судов общей юрисдикции, арбитражных судов и их заместители, председатели судебных коллегий и судебных составов соответствующих судов, судьи, работники аппаратов судов, Российский государственный университет правосудия.

Указанные субъекты организуют судебную деятельность в соответствии с функциями, возложенными на них федеральными законами и другими нормативными актами (ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ", ст. ст. 29, 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и др.).

Содержание организационной деятельности внутри судебной системы по повышению качества правосудия и обеспечению разумных сроков рассмотрения дел в судах включает:

- обеспечение каждого суда в необходимых объемах и видах материальными и финансовыми ресурсами;

- обеспечение рациональной расстановки судейских кадров в судах с учетом требований, предъявляемых к ним федеральными законами, профессиональной квалификации и практического опыта;

- обеспечение организации работы на каждом участке судебной деятельности и оптимальной рабочей нагрузки на основе научной организации труда с использованием современных информационных технологий;

- организацию и проведение профессиональной подготовки и повышение квалификации судейского корпуса, работников аппаратов судов в системе повышения квалификации в установленные законом сроки;

- организацию материального обеспечения судей и работников аппаратов судов и др.;

- организацию, сопровождение и ведение документооборота и делопроизводства суда и другие направления деятельности.

Нормативно-правовую основу организации судебной деятельности составляют: Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие различные аспекты организации судебной деятельности и организационное обеспечение деятельности федеральных судов.

Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О Верховном Суде Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" закрепляют институциональное строение судебной системы, основы статуса судей в Российской Федерации, порядок создания и упразднения судов, состав и организацию деятельности федеральных судов, принципы организации и деятельности судов, их полномочия, организационное обеспечение деятельности судов.

Федеральные законы: "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В этих Законах более детально регламентируются вопросы судебной деятельности, правовое положение судей, органов судейского сообщества, организационное обеспечение деятельности судов. К федеральным законам относятся и отраслевые кодексы - Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ определяются основные направления развития судебной системы России и правовые средства обеспечения судебной деятельности. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2020 годы, в которой предусматриваются конкретные направления развития судебной системы страны и меры организационного обеспечения судебной деятельности.

Правовые акты органов судейского сообщества (постановления Всероссийских съездов судей, Совета судей Российской Федерации, заключения квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий судей) определяют формы участия органов судейского сообщества в организационном обеспечении судебной деятельности.

Существенное значение для организации судебной деятельности имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: