Организация и виды испытаний судов

Обновлено: 28.03.2024

Цель заводских ходовых испытаний – проверить надежность работы всех судовых механизмов, устройств и оборудования в реальных условиях плавания.

В процессе испытаний серийного судна проверяют соответствие основных технических характеристик и эксплуатационных качеств судна, заданных спецификациями и документами об изменениях и дополнениях к проекту, внесенных в период постройки. Приемку судна проводит специальная комиссия. К обязанностям членов этой комиссии также относятся выявление недостатков проекта, которые должны быть исключены при постройке следующих судов данной серии.

Испытания (ЗХИ) проходят строго по графику. В первую очередь испытывают устройства и оборудование, обеспечивающее безопасность плавания и управления судном. Например, режимные испытания главных двигателей начинаются после проверки рулевого устройства, а контроль мореходных качеств судна разрешается проверить только после испытаний рулевого устройства и главных механизмов.

После выхода судна в море основной состав сдаточной команды под руководством сдаточного механика готовит механическое оборудование к испытаниям. Члены испытательной группы фиксируют параметры, характеризующие работу механизмов, устройств и систем, входящих в испытательный комплекс. После достижения соответствующих параметров комплекс считается готовым к испытаниям. Показания измерительных приборов регистрируются в специальных документах, а затем полученные результаты обрабатываются. По окончании испытаний комплекса члены группы готовят документ, который подписывают они сами, а затем приемная комиссия, после чего составляется протокол испытаний, прилагаемый к акту сдачи судна.

В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна. Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 уз судно должно пройти мерную линию в одну милю, при скорости свыше 18 до 36 уз — в две мили, при скорости свыше 36 уз — в три мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.

Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу. Поворотливость характеризуется элементами циркуляции: диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°), продолжительностью циркуляции, углом крена при циркуляции, потерей скорости. Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.

В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.

Цель и назначение испытаний.

Заводские ходовые испытания (ЗХИ) судна проводятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик вооружения и технических средств и судна в целом на соответствие спецификации и определения готовности к государственным испытаниям.

- проверяется удобство обслуживания и безопасность эксплуатации испытываемых технических средств и средств защиты в ходовых условиях;

- проверяются средства, обеспечивающие безопасность плавания;

- измеряются и доводятся до норм физические поля судна;

- проверяется соответствие эксплуатационной документации условиям эксплуатации вооружения и технических средств (ТС) в ходовых условиях;

- производится сбор данных в части безотказности ТС и средств защиты, для чего ведется учет отказов с указанием отказавших элементов, причин отказов, принятых решений и фактического времени восстановления. Замена отказавшего элемента и повторные испытания не допускаются до установления причин отказа и принятия согласованного решения;

- проверяется выборочно возможность проведения технического обслуживания ТС в объеме, эксплуатационная документация (ЭД), штатными приспособлениями и инструментом при штатном количестве обслуживающего персонала с фиксацией затраченной трудоемкости.

Строительство любого судна заканчивается его испытаниями и сдачей заказчику. Во время сдаточного периода проводится комплекс приемно-сдаточных испытаний в целях всесторонней проверки соответствия комплектности и качества судна договору на его постройку. Затем принимают решения о сдаче-приемке судна в эксплуатацию.

Организация и виды испытаний судов

В ходе испытаний производится окончательная проверка работоспособности различного оборудования (в том числе главных и вспомогательных механизмов, систем, устройств и др.) и отрабатывается его взаимодей­ствие, проверяются характеристики мореходных качеств и обитаемос­ти судов. На долю рассматриваемых испытаний приходится до 7 % трудоемкости постройки судна в целом.

Последовательность и объем приемно-сдаточных испытаний ездо­вого оборудования и судна в целом определяют программы, разраба­тываемые конструкторским бюро-проектантом судна в соответствии с требованиями Регистра России и положениями договора с заказчи­ком. На основе программ испытаний составляют журнал удостовере­ний и перечень приемок. Удостоверения оформляют на каждый объект, подлежащий приемке. Приемкой называется проверка или испытание, производимые в соответствии с чертежами или с перечнем приемок, и признание продукции, соответствующей установленным техническим условиям.

В удостоверениях указывают:

  • Период испытаний;
  • Сроки при­емки данного объекта;
  • Программу приемки и ее результаты.

Удосто­верения обычно группируют по конструктивной принадлежности:

  • Корпусная часть;
  • Энергетическая установка;
  • Системы;
  • Устройства;
  • Элек­трооборудование и др.

В перечне приемок удостоверения группируют по этапам проведения приемно-сдаточных испытаний. В отдельную группу выделяют так называемые построечные удос­товерения, которые оформляют до начала испытаний.

К таким удосто­верениям относят, например:

  • Результаты проверки сертификатов на материал корпуса судна;
  • Удостоверения об испытании непроницаемо­сти отсеков корпуса;
  • Удостоверения о проверке соответствия конструк­ций корпуса проекту и т. д.

Общее количество удостоверений может быть весьма значительным. Так, для сухогрузного судна дедвейтом около 40 000 т журналом было предусмотрено около 700 удостоверений, из которых 300 – построечных.

Весь период приемно-сдаточных испытаний в общем случае включа­ет следующие этапы работ:

  • Подготовку к испытаниям;
  • Швартовные ис­пытания;
  • Ходовые испытания;
  • Ревизию механизмов;
  • Контрольный вы­ход.

Кроме того, для отдельных типов судов предусматривают еще один этап испытаний — эксплуатационные испытания головного судна серии. Их проводит после подписания приемного акта заказчик по программе, которую разрабатывает проектант судна. Например, для рыбопромысловых судов в программу включают проверку работоспособности про­мыслового, технологического и холодильного оборудования Ремонт холодильного и технологического оборудования судна в эксплуатационных условиях и проверку соответствия технико-экономических показателей судна проектным требованиям. Для ледоколов и судов ле­дового плавания предусматривают ледовые испытания.

Все поступающие на судостроительные заводы механизмы и обору­дование для проверки качества сборки и установления параметров, вносимых в паспорт, подвергают стендовым испытаниям. Стендовые испытания сокращают сроки и стоимость последующих испытаний на судне. На заводах-изготовителях механизмов для таких испытаний соз­дают соответствующие испытательные стенды.

Основную долю подготовки судна к проведению испытаний состав­ляют:

  • Расконсервация судового оборудования;
  • Регулировка;
  • Наладка и опробование в действии;
  • Промывка и проверка чистоты трубопрово­дов и систем и т. п.

В связи с ростом энерговооруженности судов, расши­рением использования средств автоматики и контроля трудоемкость ре­гулировочно-наладочных работ возрастает и в ряде случаев достигает 50 % от трудоемкости швартовных испытаний. После окончания подго­товительных работ приступают к проведению швартовных испытаний.

Швартовные испытания проводят в целях проверки качества монта­жа и работоспособности судового оборудования и определения готов­ности судна к проведению ходовых испытаний. Ранее такие испытания проводили только после спуска судна Спуск судов на воду и его швартовки у достро­ечной набережной завода. Отсюда и название — швартовные испытания.

Швартовные испытания выполняют по программам и методикам, разрабатываемым проектантом судна. В методиках кроме указаний на проведение испытаний приводят перечни оснастки, приспособлений и аппаратуры, необходимых для испытаний, а также формы таблиц для записи показателей работы оборудования и результатов их измерений.

По мере совершенствования судового оборудования, применения в его составе автоматизированных систем управления совершенствуются и технические средства, и методы измерений, которые являются основ­ным источником получения достаточного количества объективной ин­формации о работе оборудования. При испытаниях все чаще применя­ют аппаратуру, автоматически регистрирующую изменения параметров во времени и фиксирующую показатели на лентах осциллографов, самописцев или с выдачей цифровой информации на экраны соответству­ющих приборов. Объединенные в комплексы приборы и аппаратура непрерывно и синхронно регистрируют большое число быстро изменяющихся параметров как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы судового оборудования. Для измерения и регистрации различных параметров используют всевозможные датчики.

В ходе швартовных испытаний фиксируют показатели работы предъявляемого оборудования и отмечают выявленные недостатки. Если условия работы оборудования на швартовных испытаниях не от­личаются от условий его работы во время ходовых испытаний, то по полученным результатам данное оборудование сдают окончательно. Оборудование, системы и устройства, условия работы которых во вре­мя хода судна отличаются от условий проведения швартовных испы­таний, принимают дважды, предварительно на швартовных и окончательно во время ходовых испытаний.

К первой группе оборудования относится, например:

  • Судовая электростанция;
  • Оборудование камбуза;
  • Большинство судовых систем и др.
  • Якорное устройство;
  • Винто-рулевой комплекс и т. п.

Значительная часть работ в период швартовных испытаний связа­на с главной энергетической установкой. Вначале налаживают и испы­тывают вспомогательные механизмы, обслуживающие эту установку, затем испытывают электроэнергетическое оборудование, различные аварийные механизмы (например, аварийный дизель-генератор). В це­лях экономии ресурса вспомогательных судовых механизмов в период испытаний судно обеспечивают электроэнергией, паром, сжатым воз­духом от береговых источников.

  • Исправность действия валоповоротного устройства;
  • Сигна­лизации падения давления и перегрева масла;
  • Выключения подачи топ­лива при частоте вращения выше допустимой;
  • Пусковые качества дви­гателя и запасы пускового воздуха.

Затем проверяют работу главного двигателя на малых и средних оборотах, а при наличии винта регулируемого шага или специальных нагрузочных устройств — и на полных.

В период швартовных испытаний проверяют и сдают оборудование всех судовых помещений, заканчивают испытания помещений на гер­метичность, проверяют аварийно-спасательное имущество.

Швартовные испытания судна считают полностью законченными, если все разделы программы испытаний выполнены в полном объеме и все оборудование судна принято представителями отдела техничес­кого контроля завода, Регистра и заказчика в соответствии с журна­лом удостоверений швартовного периода. После окончания швартов­ных испытаний судно готово к выходу на ходовые испытания.

Ходовые испытания проводят в целях проверки надежности:

  • Действия механизмов;
  • Систем;
  • Устройств;
  • Приборов и всего судна в ходовых условиях;
  • А также соответствия договорной документации технических характеристик;
  • Мореходных качеств судна.

Испытания проводят в тех районах моря, водохранилища или реки, где возможно свободное маневрирование судна, имеются необходимые глу­бины и доступно техническое обеспечение проверок отдельных меха­низмов, устройств и различного оборудования судна.

Во время ходовых испытаний проверяют предусмотренные проектом спецификационные характеристики главных судовых двигателей (мощность, расход топлива и масла и др.) при разных режимах хода, в том числе:

  • Экономическом;
  • Полном;
  • Самом полном;
  • Заднем.

Одновременно с проверкой судовой энергетической установки на ходовых ис­пытаниях определяют скорость и маневренные качества судна.

Определение скорости судна необходимо для получения ее зависи­мости от частоты вращения гребных винтов и мощности главной энер­гетической установки. Скоростные испытания проводят в специаль­ных районах моря (реки, водохранилища) на мерной линии (мерной миле), показанной на рис. 1.

Схема кабельной мерной линии

Рис. 1 Схема кабельной мерной линии (а) и мерной линии, оборудованной секущими створами (б)

Обязательными условиями для орга­низации такой линии являются достаточность глубины и наличие по концам измерительного участка свободных участков акватории, чтобы обеспечить безопасный поворот судна на обратный курс и набор скорости хода. Глубина акватории в районе мерной линии Hл должна быть не менее наибольшего значения, полученного по формулам:

  • B и T — соответственно ширина и осадка судна, м;
  • V — наибольшая возможная скорость судна, м/с.

Чтобы исключить влияние на результаты испытаний течения, ветра, а также случайных ошибок при измерениях, проводят несколько пробе­гов судна во взаимообратных направлениях при одной и той же частоте вращения винта. Обычно ограничиваются трехгалсовыми пробегами. Скорость определяют как среднее из замеров на нескольких галсах.

При электрических способах определения скорости судна приме­няют кабельные мерные линии, в которых роль поперечных створов, отсекающих мерный участок определенной длины, отводится электри­ческим кабелям. Установленная на судне аппаратура фиксирует момен­ты прохождения судна над кабелями и определяет промежуток време­ни прохода мерного участка (рис. 1, а).

Скоростные испытания головного судна проводит специальная груп­па, распределенная по местам замеров. Места должны быть оборудова­ны надежной связью с руководителем измерений. Во время испыта­ний регистрируют частоту вращения гребного вала с помощью записывающих приборов, а также непрерывно через равные промежут­ки времени (не более двух минут) снимают показания счетчиков частоты вращения гребного вала. Требуемая точность измерения частоты вращения ±0,2 %.

Во время маневренных испытаний определяют поворотливость суд­на и его инерцию на различных скоростях, дают оценку устойчивости судна на курсе.

Поворотливость судна характеризуется элементами циркуляции:

  • Тактическим диаметром (расстояние между линиями обратных курсов при повороте судна на 180°);
  • Продолжительностью циркуляции;
  • Углом крена судна при циркуляции;
  • Потерей им скорости.

Диаметр циркуля­ции замеряют штатными судовыми радиолокационными станциями, а также при помощи специальной навигационной аппаратуры.

В основе определения инерции судна лежит оценка его реверсив­ных качеств. Проверка реверсов необходима для определения продол­жительности изменения направления движения судна на противопо­ложное. Реверс характеризуется в основном длиной пути, проходимого судном от начала реверса до полной остановки. Путь этот называют выбегом. Выбег обычно выражают в длинах корпуса судна, например, «одна длина», «две длины» и т. д. Измеряют его с помощью радиолокационной аппаратуры или с помощью деревянных брусков, сбрасы­ваемых в воду с носа судна по ходу его движения в момент подачи команды об изменении режима хода. По достижении кормой судна пер­вого сброшенного бруска сбрасывают второй и т. д. до полной остановки судна.

На ходовых испытаниях в ходовых режимах также проверяют не­которые элементы электрооборудования и навигационные приборы.

Ходовые испытания считаются законченными, если все разделы программы их проведения выполнены, а полученные результаты соот­ветствуют спецификационным данным оборудования или судна.

Ревизию судовых механизмов и оборудования осуществляют после окончания ходовых испытаний. В процессе ревизии производят конт­рольное вскрытие механизма и разборку отдельных его узлов для определения их состояния и выявления возможных дефектов. Особое внимание обращают на трущиеся и высоконапряженные узлы и дета­ли разобранных механизмов. Перечень судового оборудования, подлежащего ревизии с указанием ее объема, составляет приемная комиссия.

Одновременно с ревизией оборудования устраняют недостатки, выявленные на испытаниях. В это же время выполняют окончатель­ную окраску корпуса судна.

Контрольный выход в море (водохранилище, реку) проводят после:

  • Ревизии;
  • Устранения всех выявленных дефектов и недостатков;
  • Уста­новки на штатные места инвентаря;
  • А также запасных инструментов и приборов.

Цель контрольного выхода – проверить в действии обору­дование, подвергшееся ревизии.

Приемно-сдаточные испытания организует и проводит завод-стро­итель судна вместе с представителями заводов-контрагентов, участие которых оговорено отдельными соглашениями с ними. Подготовку и проведение испытаний ведет во главе с ответственным сдатчиком сда­точная команда завода, состоящая из высококвалифицированных ра­бочих и инженерно-технических работников как данного завода, так и некоторых контрагентов. Состав сдаточной команды назначается при­казом директора завода. В сдаточную команду включают и испытатель­ную партию, в обязанности которой входит обеспечение нормальной работы всех измерительных средств и запись их показаний в ходе ис­пытаний.

Будет интересно: Неуправляемые спуски

Приемку судна при сдаточных испытаниях осуществляет приемная комиссия, в состав которой входят представители организации, осу­ществляющей надзор за постройкой, капитан судна и представители заказчика и проектной организации. По окончании приемно-сдаточ­ных испытаний приемная комиссия подписывает акт приемки-сдачи судна. С этого момента судно считается сданным заказчику.

Так как часто происходит затопление судов по техническим неисправностям, и далеко не самых старых судов, есть вопрос, насколько непредвзято происходит приемка судов на соответствие всех показателей?

Каждое судно, вновь построенное, прошедшее заводской ремонт, модернизацию и переоборудование должно быть подвергнуто испытаниям.

Устанавливаются следующие виды испытаний:

  • приемо-сдаточные испытания после постройки;
  • приемо-сдаточные испытания после заводского ремонта;
  • испытания в процессе эксплуатации.

Приемо-сдаточные испытания судна после постройки производятся в соответствии с положением о порядке проведения приемо-сдаточных испытаний судов гражданского назначения и утвержденными программами испытаний головных и серийных судов, по основному и дополнительному проектам.

Испытания судна

Испытания судна после постройки

Приемо-сдаточные испытания судна после заводского ремонта и переоборудования проводятся в соответствии с настоящим положением (см. раздел «Ремонт судов»). Кроме приемо-сдаточных испытаний проводятся эксплуатационные испытания.

Испытания судов в процессе эксплуатации проводятся с целью технического нормирования, разработки рациональных режимов использования судовых инструкции и технических средств, а также мероприятий, направленных на улучшение технико-экономических показателей работы судна, повышение надежности судовых конструкций и технических средств и улучшение их технического состояния.

Эксплуатационные испытания могут быть:

  • комплексными;
  • теплотехническими;
  • специальными.

Комплексные эксплуатационные испытания головного судна являются одним из этапов его приемки.

Эксплуатационные испытания, проводимые на одном из серийных судов в объеме, составляющем часть объема комплексных, именуются теплотехническими или специальными в зависимости от их назначения.

Целью комплексных эксплуатационных испытаний головных судов является:

  • проверка работоспособности судна в условиях эксплуатации;
  • определение эксплуатационно-технических характеристик судна;
  • оценка их соответствия проектным данным и условиям эксплуатации;
  • определение оптимальных режимов работы судовых механизмов и оборудования;
  • выявление конструктивных и эксплуатационных недостатков судна и его технических средств с последующей разработкой рекомендаций по их устранению;
  • определение фактических загрузок механизмов и оборудования;
  • разработка рекомендаций по улучшению технико-экономических показателей работы энергетической установки и норм расхода топлива, масла, воды.

Судовая администрация при проведении испытаний обязана предоставлять испытательной группе (партии) необходимую документацию и отчетность, содействовать выполнению программы испытаний.

Проверка судна

Испытательная группа на судне

Теплотехнические партии проводят испытания в соответствии с действующими инструкциями и программой испытаний. Испытательная группа обязана обеспечить выполнение программы испытаний, произвести обработку материалов и составить предварительное заключение по их результатам. Судовой администрации до ухода группы с судна передается перечень мероприятий, обеспечивающих улучшение технического использования судна, судовых конструкций и технических средств.

Целью специальных испытаний является:

  • разработка конкретных путей совершенствования механизмов и оборудования судна;
  • определение целесообразности их модернизации;
  • повышение эффективности их эксплуатации;
  • разработка рекомендаций по увеличению межремонтных периодов судна и его технических средств, по применению новых механизмов и новых сортов топлива и масел.

В каждом конкретном случае объем, организация и порядок проведения теплотехнических и специальных испытаний, устанавливаются рабочими программами испытаний в соответствии с их целями.

Консервация и списание судов

Консервация судов производится для обеспечения сохранности судовых технических средств и судов в целом при выводе их из эксплуатации на длительный срок. Вывод судов из эксплуатации на консервацию оформляется приказом руководителя организации-судовладельца. Постановка судов на консервацию (отстой) может производиться из-за невозможности использования, на период ожидания списания и по другим причинам. До постановки на консервацию капитан должен обеспечить живучесть судна Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна в период его стоянки. План мероприятий, обеспечивающих живучесть, утверждается руководителем организации-судовладельца.

Консервация судна

Консервация судна – обеспечение сохранности судовых технических средств

Ответственность за консервацию судна несут старший помощник капитана и старший механик по принадлежности. Ответственность за сохранность судна и судового имущества, наличие и готовность к действию аварийно-спасательного и противопожарного инвентаря несет капитан судна.

Консервация подразделяется на кратковременную и длительную:

  1. кратковременная консервация осуществляется на судах, выводимых из эксплуатации на короткий промежуток времени, с расчетом быстрого их ввода в состав действующего флота. Кратковременная консервация осуществляется при обеспечении теплом и электроэнергией с сохранением необходимого экипажа. Количество членов экипажа определяется совместным решением отдела труда и зарплаты и механико-судовой службой судовладельца в соответствии с действующими нормативами с обязательным сохранением должности капитана (шкипера) и старшего механика;
  2. длительной консервации подлежат суда, получившие значительные повреждения в ожидании решения вопроса о дальнейшем их использовании, суда, выводимые из эксплуатации на зимний отстой и по другим причинам (по решению судовладельца).

Консервация судовых технических средств на период зимнего отстоя должна производиться в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации соответствующего механизма (системы, устройства). Такая же консервация производится по механизмам и оборудованию, направляемому в ремонт в специализированный цех или предприятие.

Списанное судно

Списание рыболовного судна

Списание судов флота рыбной промышленности с баланса судовладельца производится в соответствии с «Инструкцией о порядке списания с баланса предприятий и организаций Мин-рыбхоза судов и технических плав-средств». Судовладелец планирует и осуществляет списание судов исходя из их технического состояния, фактического срока службы и остаточной балансовой стоимости в соответствии с установленным порядком.

Как списывают корабли? (Видео)

Строительство любого судна заканчивается его испытаниями и сдачей заказчику. В этот период проводится комплекс приемо-сдаточных испытаний в целях всесторонней проверки соответствия качества и комплектности судна договору на его постройку. Затем принимается решение о сдаче-приемке судна в эксплуатацию.

В ходе испытаний производится окончательная проверка работоспособности различного оборудования (в том числе главных и вспомогательных механизмов, систем, устройств и др.), отрабатывается их взаимодействие, проверяются характеристики мореходных качеств и обитаемости судов. Трудоемкость испытаний составляет до 7% трудоемкости постройки судна в целом.

Последовательность и объем приемно-сдаточных испытаний судового оборудования и судна в целом определяются программами, которые разрабатывает проектант судна в соответствии с требованиями Классификационных обществ и договором с заказчиком.

На основе этих программ составляют журнал удостоверений и перечень приемок.

Приемкой называется проверка или испытание, производимые в соответствии с программой, и признание продукции соответствующей установленным техническим условиям.

Окончательная приемка оформляется документом определенной формы – удостоверением. В удостоверениях указывается период испытаний, когда производится приемка данного объекта, программа приемки и ее результаты. Удостоверение подписывают представители судостроительного предприятия, Классификационного общества и заказчика.

Удостоверения группируют по конструктивной принадлежности: корпусная часть, энергетическая установка, системы, устройства, электрооборудование и др.

Кроме того, удостоверения группируют по этапам проведения приемно-сдаточных испытаний:

К построечным удостоверениям, например, относятся результаты проверки сертификатов на материалы корпуса, удостоверение о проверке непроницаемости отсеков, удостоверение о проверке соответствия всех конструкций проекту и так далее.

Удостоверения брошюруют в журналы, которые заполняют по мере хода постройки и в процессе испытаний.

Весь период приемно-сдаточных испытаний включает следующие этапы:

– подготовка к испытаниям;

– ревизия судового оборудования;

Для отдельных типов судов предусматриваются эксплуатационные испытания головного судна серии. Например, для ледоколов и судов ледового плавания предусматриваются ледовые испытания.

Все поступающие на судостроительные предприятия механизмы и оборудование для проверки качества сборки и установления параметров, вносимых в паспорт, подвергают на заводе-изготовителе стендовым испытаниям. Стендовые испытания выполняют на испытательных стендах, что сокращает сроки и стоимость последующих испытаний на судне.

Подготовка судна к проведению испытаний включает:

– расконсервацию судового оборудования;

– регулировку, наладку и опробывание оборудования в действии;

– промывку и проверку чистоты трубопроводов и систем и др.

Швартовные испытания проводятся с целью проверки качества монтажа и работоспособности судового оборудования и определения готовности судна к проведению ходовых испытаний.

Ранее эти испытания проводились только после спуска судна на воду и его швартовки у достроечной набережной завода, отсюда и название – швартовные испытания.

Швартовные испытания выполняют по программам и методикам, которые разрабатывает проектант судна. В методиках, кроме методических указаний на проведение испытаний, приводят перечень оснастки, приспособлений, аппаратуры, необходимых во время испытаний. Для измерения и регистрации параметров испытаний используют всевозможные датчики.

В ходе швартовных испытаний фиксируют показатели работы предъявляемого оборудования и отмечают выявленные недостатки.

Если условия работы оборудования на швартовных испытаниях не отличаются от условий его работы во время ходовых, то по результатам этих испытаний данное оборудование сдают окончательно. К такому оборудованию относится, например, судовая электростанция, оборудование камбуза, большинство судовых систем.

Оборудование, системы и устройства, условия работы которых значительно отличаются от условий проведения швартовных испытаний, принимают дважды: предварительно на швартовных и окончательно во время ходовых испытаний. К таким устройствам относятся, например, якорное и рулевое.

Значительная часть работ в период швартовных испытаний связана с главной энергетической установкой. Сначала испытывают вспомогательные механизмы, затем электроэнергетическое оборудование, различные аварийные механизмы. В целях экономии ресурса судовых механизмов в период испытаний судно обеспечивают электроэнергией, паром, сжатым воздухом от береговых источников.

В начале испытания главной энергетической установки проверяют работу валоповоротного устройства, сигнализацию падения давления и перегрева масла, выключение подачи топлива при частоте вращения больше допустимой. Затем проверяют работу двигателя на малых и средних оборотах, а при наличии винта регулируемого шага или специальных нагрузочных устройств и на полных оборотах.

В период швартовных испытаний проверяют и сдают оборудование всех судовых помещений, наличие аварийно-спасательного имущества, проверяют на водонепроницаемость крышки люков, иллюминаторы, водонепроницаемые наружные двери.

Швартовные испытания считаются законченными, если все разделы программы испытаний выполнены в полном объеме и все оборудование принято представителями завода-строителя, Классификационного общества и заказчика в соответствии с журналом удостоверений швартовного периода.

После окончания швартовных испытаний судно готово к выходу на ходовые испытания.

Ходовые испытания проводят в целях проверки надежности действия механизмов, систем, устройств, приборов и всего судна в ходовых условиях.

Испытания проводят в районах моря, водохранилища или реки, где возможно свободное маневрирование судна, имеются необходимые глубины и техническое обеспечение для осуществления специальных проверок отдельных механизмов, устройств и различного оборудования.

Во время ходовых испытаний проверяют соответствие технических характеристик и мореходных качеств договорной документации. При разных режимах хода проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей – мощность, расход топлива, масла и другие.

Одновременно с проверкой судовой энергетической установки на ходовых испытаниях определяют скорость и маневренные качества судна. Определение скорости судна необходимо для получения ее зависимости от частоты вращения гребных винтов и мощности главной энергетической установки.

Скоростные испытания проводят на мерной линии. Схема мерной линии показана на рис. 11.1. Обязательными условиями для организации такой линии являются достаточная глубина и наличие по концам измерительного участка свободных участков акватории, чтобы обеспечить безопасный поворот судна на обратный курс и набор скорости хода.

Глубина акватории в районе мерной линии должна быть не менее наибольшего значения, полученного по формулам:

где: и - ширина и осадка судна, м;

– скорость судна, м/сек

Измерительный участок мерной линии ограничивают секущими створами (см. рис.11.1,б). Для обеспечения достаточной точности измерений длина пробега на мерной линии должна составлять:

– при скорости до 18 узлов – 1 миля;

– при скорости от 18 до 36 узлов – 2 миля;

– при скорости свыше 36 узлов – 3 мили.

(Морская миля – 1,852 км, 1 узел – 1 морская миля/час)

Установленная на судне аппаратура фиксирует время прохождения судна между створами (рис.11.1.,а).


Рис.11.1. Схема мерной линии (а) и мирной мили, оборудованной секущими

Во время маневренных испытаний определяют поворотливость судна и его инерцию при различных скоростях, дают оценку устойчивости судна курсе.

На ходовых испытаниях также проверяют в ходовых режимах некоторые элементы электрооборудования и навигационные приборы. Ходовые испытания считаются законченными, если все разделы программы испытаний выполнены, а полученные данные соответствуют спецификационным данным оборудования и судна..

Ревизию судового оборудования осуществляют после окончания ходовых испытаний.

В процессе ревизии производится контрольное вскрытие оборудования и разборка отдельных узлов для определения их состояния и выявления возможных дефектов.

Перечень судового оборудования, подлежащего ревизии с указанием объема ревизии составляет приемная комиссия. Одновременно с ревизией оборудования устраняют недостатки, выявленные в процессе испытаний. В это же время выполняют окончательную окраску судна.

Контрольный выход в море (водохранилище, реку) проводят после ревизии устранения всех выявленных дефектов и недостатков, установки на штатные места инвентаря, а также запасных инструментов и приборов. Цель контрольного выхода – проверить в действии оборудование, подвергшееся ревизии.

Приемно-сдаточные испытания организует и проводит завод-строитель судна вместе с представителями заводов-контрагентов. Подготовку и проведение испытаний ведет сдаточная команда завода во главе с ответственным сдатчиком.

Приемку судна во время сдаточных испытаний осуществляет приемная комиссия. В состав приемной комиссии входят:

– представители Классификационного общества;

– представители проектной организации.

По окончании приемно-сдаточных испытаний приемная комиссия подписывает акт приемки-сдачи судна. С этого момента судно считается сданным заказчику.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Поиск по сайту

Эффективным путем снижения трудовых затрат на приемно-сдаточные испытания и сокращения их продолжительности является применение имитационных методов испытаний. Имитационными называют методы, позволяющие осуществлять ходовые режимы приемно-сдаточных испытаний судового оборудования в условиях судостроительного завода (у достроечной набережной или даже на построечном месте) с использованием технических средств (или без них) при условии получения спецификационных параметров проверяемого изделия.

Испытания с применением имитационных методов и средств могут проводиться как для отдельных видов судового оборудования, так и для комплекса оборудования. Перечень судового оборудования, проверяемого с применением имитационных методов и средств, устанавливается судостроительным заводом при участии проектанта судна по согласованию с заказчиком и Регистром.

Винтовые характери­стики ВФШ и ДВС

Рис. 1 Винтовые характери­стики ВФШ и ДВС
1 — швартовная;
2 — ходовая;
3 — заградительная

Наиболее сложными и трудоем­кими являются испытания главной энергетической установки судна, представляющей собой комплекс оборудования, состоящий из:

  • Главно­го двигателя;
  • Валопровода;
  • Движите­ля и обслуживающих их вспомога­тельных механизмов;
  • Устройств;
  • Систем.

Вспомогательные механизмы, как правило, проверяют и окончательно принимают в период швартовных испытаний, а на последую­щих этапах испытаний эти механизмы работают по прямому назначе­нию – обеспечивают режимные испытания главной энергетической установки и судна в целом.

На рис. 1 показаны винтовые характеристики гребного винта фиксированного шага (ВФШ) и главного двигателя внутреннего сго­рания (ДВС). На швартовах ДВС не может развить номинальную мощность (точка А) и обеспечить номинальную частоту вращения ВФШ (точка Б), по которым проектируют движительную установку и подбирают её элементы. Физически это происходит потому, что гидродинамический момент сил сопротивления воды вращению ВФШ на швартовах значительно больше, чем на ходу, так как без поступательного перемещения ВФШ его поступь равна нулю, а относитель­ное скольжение равно единице. ВФШ только отбрасывает окружаю­щую его воду и становится тяжелым (в гидродинамическом смысле). Заградительная характеристика, за пределы которой не должна вы­ходить мощность ДВС при соответствующей частоте вращения вин­та, показана на рис. 1.

При неподвижном судне частота вращения гребного винта в ходовом режиме достигается только в том случае, если мощность двигателя пре­вышает расчетную. Чтобы избежать этого, надо разгрузить винт по мо­менту и по упору до ходовой мощности. Разгрузить ВФШ можно, час­тично оголив винт дифферентовкой судна. Если это невозможно, то для разгрузки винта применяют имитационные устройства, которые долж­ны обеспечить воспроизведение мощности и частоты вращения главно­го двигателя, а также его устойчивую работу на всех режимах, преду­смотренных программой приемно-сдаточных испытаний судна.

Конструктивная схема потоконаправляющей камеры

Рис. 2 Конструктивная схема потоконаправляющей камеры

Имитационные устройства по принципу воздействия на характери­стики гребного винта разделяют на следующие типы:

  • Уменьшающие площадь диска гребного винта с помощью кольце­вых насадок различной конструкции;
  • Создающие аэрацию воды в районе работы гребного винта т. е. производящие подачу сжатого воздуха в зону действия винта, что при­водит к уменьшению плотности среды;
  • Потоконаправляющие камеры, в которых воспроизводят условия обтекания винта аналогичные ходовым.

Потоконаправляющая камера изолирует от окружающей акватории работающий гребной винт судна, что препятствует размыву причальных сооружений и засорению кингстонных ящиков судна. Разгрузка винта происходит за счет набегающего на него потока волы, скорость которого близка к скорости натекания потока на соответствующем ходовом ре­жиме судна. Набегание потока обеспечивается обратными каналами, благодаря которым к винту непрерывно возвращается его кильватерная струя. Набегающий на винт поток увеличивает его относительную по­ступь, приближая ее к ходовому значению. Потоконаправляющие каме­ры можно применять для испытания одно и двухвинтовых судов с ши­роким диапазоном мощностей главных энергетических установок.

Конструкция потоконаправляющей камеры показана на рис. 2. Она представляет собой понтон, плавучесть которого, а также притопление и всплытие обеспечены симметрично расположенными цистер­нами 1. Обратный канал 2 образован бортами, днищем и палубой пон­тона и телами обтекания (цилиндрами) 3, которые одновременно яв­ляются и дополнительными цистернами плавучести. Камера в носо­вой части имеет туннель 4, в который заводится гребной винт судна. Жесткость конструкции камеры обеспечена продольным в и попереч­ным 5 наборами. Камера имеет собственные автономные средства за­топления и осушения цистерн плавучести. Она также имеет механи­ческие или гидравлические сцепные устройства Сцепные устройства буксирных судов 10 для раскрепления ее в корме судна, кильблоки 9 и швартовы 7 с талрепами 8.

Значительное место в процессе приемно-сдаточных испытаний за­нимают испытания различных судовых устройств. Большую часть этих устройств испытывают с применением имитационных методов.

Имитационные испытания на швартовах якорного устройства Якорные устройства буксирных судов мож­но проводить путем нагружения его механизмов и узлов одним из трех:

  1. Работой в определенных режимах главного двигателя судна на задний ход, якорная цепь при этом закреплена на берегу;
  2. С использованием грузов, компенсирующих недостающую массу якорной цепи, испытания проводятся при спуске-подъеме якоря на эталонном участке якорной цепи;
  3. С применением универсального нагружателя, расположенного на плавучем понтоне, который подводится к борту судна. Нагружатель представляет собой гидромеханический тормоз с дистанционным управлением. Понтон оборудован штатными тросами с талрепами и кнех­тами для раскрепления его в носу испытываемого судна. С помощью нагружателя можно имитировать режимы свободной отдачи якоря, снятия судна с якоря, а также проверять прохождение якорной цепи через клюзы. Этот способ имеет ряд преимуществ по сравнению с дру­гими, обладая универсальностью, независимостью технологического процесса испытаний, точностью воспроизведения натурных условии.

Имитационные испытания на швартовах рулевого устройства мож­но проводить путем нагружения рулевой машины и узлов устройства одним из следующих способов:

  • Струей воды, отбрасываемой винтом;
  • Гравитационными нагружателями, действие которых основано на использовании тарировочных грузов, соединенных через систему тро­сов и блоков с пером руля;
  • Нагружателями, основанными на использовании тарировочных пружинных рессор или гидромеханизмов, взаимодействующих с пе­ром руля.

Для настройки и испытаний навигационного и радиолокационного оборудования вблизи завода устраивают специальные полигоны, со­стоящие из пассивных локационных отражателей (целей) или есте­ственных ориентиров и створов. При испытаниях судно стоит на швар­товах, направление и расстояние от него до отражателей известны.

Радиолокационные станции обнаруживают отражатели, определяют курсовые направления и расстояния до них. Полученные данные срав­нивают с истинными значениями и в случае отклонений производят регулировку станций.

Для испытания гирокомпаса на акватории завода оборудуют навига­ционный створ, по которому проверяют установку гирокомпаса в мери­диан и определяют постоянные поправки. Устойчивость работы гиро­компаса в меридиане проверяют с помощью локационных отражателей.

Испытания гидродинамического лага, действие которого основано на изменении давления в приемной трубке лага при разных скоростях судна, осуществляют, искусственно создавая напоры в системе лага с по­мощью гидравлического пресса. Кривые динамического напора полу­чают по данным ходовых испытаний головного судна.

С помощью имитационных методов проводят испытания на швар­товах и гидроакустической аппаратуры. Для этого с помощью специ­ального измерительного прибора — гидрофона, устанавливаемого под днищем судна на глубине 1 м, измеряют звуковое давление, развивае­мое вибратором – излучателем гидроакустической аппаратуры. Опре­деляют чувствительность приемной антенны. По значению замеренного звукового давления производят пересчет дальности действия гидро­акустической аппаратуры.

Для отдельных заводов, значительно удаленных от районов ходовых испытаний или из-за ледостава не имеющих условий для ритмичной сдачи судов в течение всего года, разработан полный комплекс средств для имитационных испытаний, позволяющих выполнять на швартовах всю программу ходовых испытаний. Сдачу судна производят в таком случае в навигационный период во время контрольного выхода.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: