Организация государственной власти и ее взаимоотношение с гражданами это

Обновлено: 24.04.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    в) методы и способы осуществления государственной власти — государственный режим.

    Форма правления — это организация верховной государ­ственной власти, порядок образования ее органов и их взаи­моотношения с населением.

    Форма правления показывает, как создаются высшие орга­ны государства и каково их строение; как строятся взаимоотно­шения между высшими и государственными органами на мес­тах; как строятся взаимоотношения между верховной государ­ственной властью и населением страны; в какой мере организа­ция высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

    Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия — это государство, в котором верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы го­сударства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передавае­мой по наследству.

    Монархии подразделяются на абсолютные и конституцион­ные.

    Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма прав­ления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.

    Основными признаками абсолютной монархии являются:

    1) существование единоличного носителя верховной власти — монарха;

    2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожиз­ненно и передает ее по наследству;

    3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

    4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

    Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить го­сударства — Оман, Бутан, Бруней.

    Разновидностью абсолютной монархии является теократи­ческая монархия — это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиоз­ную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

    Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией.

    Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

    В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещи­ков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции. Пример такой монархии сегодня — Иорда­ния и Марокко.

    В условиях парламентарной монархии монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функ­ции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (кон­трассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответствен­ность за данный акт.

    Сохранение этой разновидности монархии обусловлено дове­рием к монарху, верностью традициям и особенностям нацио­нального менталитета. Таковы сегодня Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Да­ния, Норвегия, Швеция, Япония.

    Республика — это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особы­ми представительными учреждениями. Признаки республики следующие:

    1) выборность на определенный срок главы госу­дарства и других высших органов государственной власти;

    2) осуществление государственной власти от имени народа;

    3) юридическая ответственность главы государства в случаях, пре­дусмотренных законом;

    4) обязательность решений верховной государственной власти.

    Основными видами республик являются: президентская, парламентская и смешанная.

    Президентская характеризуется тем, что президент одно­временно является и главой государства, и главой исполнитель­ной власти (правительства). Он свободен в назначении мини­стров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избира­ются народом. Родина президентской республики - США.

    В условиях парламентарной республики президент являет­ся только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Пра­вительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со сторо­ны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

    Смешан­ная полупрезидентская республика, где глава государства — пре­зидент избирается народом, как и парламент. Он назначает гла­ву правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но от­правляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. Россия также является полупрези­дентской республикой.

    Таким образом, под формой государственного устройства понимаются внутренняя национально-территориальная организация го­сударственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимо­отношения между государством в целом и его составными частями.

    Следовательно, форма государственного устройства показы­вает, из каких частей состоит внутренняя структура государ­ства; каково положение этих частей и каковы взаимоотноше­ния этих органов; как строятся отношения между центральны­ми и местными государственными органами; в какой государ­ственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

    Основными видами формы государственного устройства яв­ляются унитарный и федеративный.

    Унитарные государства преобладают в мире. К числу уни­тарных государств относятся большинство стран Европы, Ла­тинской Америки, Африки, ряд стран Азии.

    Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков:

    1) единая конституция;

    2) еди­ная система высших органов государственной власти (глава го­сударства, парламент, правительство, судебная система);

    3) еди­ное гражданство;

    4) единая система права;

    5)территория уни­тарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

    Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части террито­рии государства, отличающейся национальными, бытовыми, а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном госу­дарстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает пра­вом собственного законодательства. Административная автоно­мия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д.

    Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государ­ство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надеж­но обеспечивает государственное единство.

    Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии, она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфи­ческими особенностями. Федеративными государствами явля­ются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейца­рия и др.

    Федерация— это сложное (союзное) государство, состоя­щее из государственных образований, обладающих юриди­чески определенной самостоятельностью.

    Отличительные признаки федеративного государства следу­ющие:

    1) территория федерации в политико-административном от­ношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

    2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной кон­ституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации);

    3) субъект федерации имеет право издавать свои собствен­ные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному законодательству (принцип приоритета об­щефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций);

    4) субъект федерации может иметь свою собственную право­вую и судебную системы;

    5) одним из формальных признаков федерации является на­личие двойного гражданства (каждый гражданин счита­ется гражданином союза и соответствующего субъекта федерации);

    6) обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орган обще­союзного представительства и избирается по территори­альным избирательным округам. Верхняя палата пред­ставляет интересы субъектов федерации.

    Федерации делятся на виды. Федерация может быть адми­нистративно-территориальной (образованной на основе тер­риториального принципа) и национально-государственной (об­разованной по национальному принципу). Примером первой могут служить Германия, США, а второй — Югославия.

    Выделяют также симметричную федерацию (субъекты фе­дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрич­ную, для которой характерно неравенство правового положе­ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия.

    Наконец, федерация может быть договорной (в основу феде­рации положен договор субъектов) и конституционной (право­вым основанием федерации является закрепление факта ее об­разования в Основном законе страны).

    Если федерация — это союзное государство, то конфедера­ция — это «государственный союз государств». Иными слова­ми, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

    Конфедерацияпредставляет собой союз, в котором образую­щие его государства сохраняют свою независимость, имеют соб­ственные органы власти и управления. Они создают специальные объединенные органы для координации действий в опреде­ленных целях (внешнеполитических, военных, экономических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосудар­ственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европей­ский Союз, Британское содружество наций.

    Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. перед законом они равны. Кроме того, государства, объеди­нившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случаях США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — едино­го государства.

    Последний вид формы государственного устройства — им­перия. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе от­ношений: метрополия — колонии, центр — провинции.

    Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее, можно выделить и об­щие характеристики имперских систем:

    1) обширная террито­риальная основа;

    2) сильная централизованная власть;

    3) стре­мящиеся к экспансии элиты;

    4) асимметричные отношения гос­подства и подчинения между центром и периферией;

    5) нали­чие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп;

    6) разнородный этнический и культурный состав.

    Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государствен­ными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конститу­ционной модели, а подчас даже противоположен ей.

    Форма правления – организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.

    Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

    • конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;

    • уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии);

    • территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение;

    • национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности);

    • соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

    Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

    • организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;

    • взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

    • компетенцию этих органов.

    Монархическая форма правления.

    Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. Ее типичные черты (характерны, главным образом, для неограниченной монархии):

    1) наличие единоличного правителя;

    2) династическое наследование власти;

    3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

    4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

    5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.

    Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской.

    Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.

    Тирания – установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).

    При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были:

    Раннефеодальная монархия – создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями;

    Монархия периода феодальной раздробленности – завершала процесс феодализации земель и населения. Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние. Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

    Сословно-представительная монархия – формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции);

    Абсолютная монархия – отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

    Существуют две разновидности монархий:

    Ограниченная – представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).

    Неограниченная (абсолютная) – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях – исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).

    Дуалистическая (двойственная) монархия – наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата – выбирается, а верхняя – назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.

    Парламентарная (конституционная) монархия– монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх – не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:

    1. полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

    2. исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;

    3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;

    4. главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

    5. законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

    Республиканская форма правления:

    1) верховная власть осуществляется выборными органами;

    2) источником власти является народ – выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;

    3) срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);

    4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

    5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

    В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:

    аристократической республики – основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V – II века до н.э.);

    демократической республики – к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V – IV века до нашей эры – ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).

    При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Флоренция, Генуя).

    В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Принято выделять три вида республиканской формы правления:

    1. Президентская республика – высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства; правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина):

    1) президент – глава государства и глава правительства;

    2) всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;

    3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

    (+) ее стабильность и большая эффективность, управленческое воздействие более целенаправленно, т.к. исходит из центра.

    (-) чрезмерная концентрация власти в руках одного лица, возможность злоупотребления властью, что приводит к суперпрезидентской республике, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

    2. Парламентарная республика –сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной; главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер (Германия, Италия, Турция, Финляндия):

    1. верховенство власти парламента;

    2. президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

    3. правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;

    4. парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).

    5. правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;

    6. главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;

    7. объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;

    8. президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.

    (+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют предпосылки сосредоточения власти в одних руках.

    (-) при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы – частая смена правительства.

    3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):

    Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).

    1-й вариант – наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.

    2-й вариант – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

    Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.


    На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

    10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Определение формы правления

    Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

    Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

    У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

    Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

    • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
    • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

    Формы власти показывают:

    • как создаются высшие органы власти в государстве,
    • их структуру,
    • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
    • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
    • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

    В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

    Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

    Монархия

    Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

    Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

    Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

    На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

    На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

    Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

    Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

    Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

    В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

    Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

    Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

    Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

    Виды монархий Основные черты
    Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
    Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
    Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
    Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

    Основные виды монархий и их признаки

    Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
    Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
    Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
    Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
    Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
    Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
    Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
    Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
    Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

    Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

    Республика

    Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

    Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

    Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

    Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

    Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).


    «В некотором царстве, в некотором государстве. » — многие русские сказки начинаются именно так. Пришла пора разобраться, что же такое государство. В этом материале раскроем это понятие для средних и старших школьников.

    Понятие государства

    Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему «господарство». Последнее происходит от слова «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

    Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

    Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

    Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

    • Российская Федерация;
    • Соединенные Штаты Америки;
    • Французская Республика.

    Названия государств

    У большинства государств есть два названия:

    Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

    Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

    Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

    Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

    Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

    Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

    Признаки государства

    Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

    • единство территории;
    • законодательная деятельность;
    • суверенитет;
    • монополия на применение силы (легальное принуждение);
    • обязательность членства (гражданство);
    • налоговые сборы;
    • публичная власть.

    Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

    • государственные символы;
    • единый язык общения;
    • армия;
    • национальная валюта.

    Государственные символы

    Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

    Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

    Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

    Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

    Функции государства

    У государства есть внутренние и внешние функции:

    Какие функции у государства внутри страны:

    • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
    • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
    • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
    • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
    • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

    К внешним функциям государства относятся:

    • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
    • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
    • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
    • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
    • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

    Типы государств

    Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

    Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

    • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
    • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
    • политического режима — какими способами осуществляется власть.

    Разберем все эти формы по порядку.

    Форма правления

    Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

    Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

    Есть две основные формы правления — монархия и республика.

    Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

    Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

    • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
    • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
    • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

    Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

    • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
    • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
    • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

    Форма государственно-территориального устройства

    Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
    • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
    • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

    Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

    Политический режим

    Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

    • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
    • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
    • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

    Теории происхождения государств

    Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

    Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

    Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

    Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

    Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

    Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

    Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

    Стадии развития государства

    Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

    • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
    • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
    • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

    Современные государства мира

    Международно признанные государства — это:

    • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
    • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

    В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

    Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

    Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

    Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

    Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

    Развитие понятия государства

    Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

    В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

    При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

    Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

    • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
    • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
    • формирующееся глобальное сообщество.

    Трансформация государства

    В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

    Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

    Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

    Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

    Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: