Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов орано где работать

Обновлено: 24.04.2024

Аэронавигация – научная область, объектом изучения которой являются методы и средства управления воздушными суднами. Для эффективного функционирования отрасли важно освоение величин, значения которых играют ключевую роль в навигации. Специальность 25.03.03 «Аэронавигация» выпускает профессионалов области, готовых координировать скорость и высоту полетов и обеспечивать их безопасность. Это весьма узкоспециализированная научная сфера, которая нуждается в свежих кадрах на постоянной основе. Если вы решили освоить данное направление, то смело можете рассчитывать на достойные позиции в профессиональном будущем.

Условия поступления

Поскольку каждый вуз вправе устанавливать свой перечень экзаменов, рекомендуем заблаговременно уточнять информацию о том, какие конкретно предметы вам предстоит сдавать.

Список дисциплин для поступления, как правило, выглядит следующим образом:

  • математика (профильный уровень);
  • русский язык;
  • физика или информатика и ИКТ.

В некоторых случаях образовательные учреждения могут потребовать предъявить баллы по химии и иностранному языку.

Будущая профессия


В процессе обучения студенты осваивают основы обеспечения и обслуживания навигации воздушных судов. Кроме того они изучают правила организации полетов и принципы их управлением. Немаловажным блоком образовательной программы является обеспечение безопасности полетов и основы организации поисковых работ при авариях.

Куда поступать

В Москве располагается всего один вуз, имеющий в своем распоряжении заданное направление. Всего же в стране насчитывается пять учебных заведений, готовых выпустить специалистов по «Аэронавигации». Среди них:

  • Московский государственный технический университет гражданкой авиации;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт);
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Красноярский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы в бакалавриате на очном отделении составляет 4 года, на заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения


Программа подготовки будущих специалистов включает в себя такие важные предметы, как:

  • авиационная безопасность;
  • авиационная метеорология;
  • авиационный английский язык;
  • аэродромы и аэропорты;
  • воздушное право;
  • воздушные перевозки и авиационные работы;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • механика;
  • прикладная геометрия и инженерная графика;
  • электротехника и электроника.

Приобретаемые навыки

В результате обучения выпускники приобретают следующие умения и навыки:

  1. Эксплуатация воздушных судов.
  2. Обеспечение и обслуживание полетов.
  3. Обслуживание воздушного движения.
  4. Осуществление авиационных работ и организация воздушных перевозок.
  5. Составление планов полетов для реализации воздушных перевозок.
  6. Проведение мер по обеспечению воздушной безопасности.
  7. Умение эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями.
  8. Проведение мер по расследованию аварийных ситуаций и катастроф.
  9. Совершенное владение английским языком.
  10. Соблюдение всех норм воздушного права РФ.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем работать по окончании университета? В результате прохождения подготовки по специальности выпускники могут осуществлять свою деятельность по таким профессиям, как:

Эксперты направления могут занимать должности в конструкторских бюро, технических центрах и авиакомпаниях. Зарплата начинающего специалиста составляет 20 000 – 25 000 рублей. В зависимости от величины компании более опытные профессионалы могут рассчитывать на оклад в 40 000 – 50 000 рублей.

Преимущества поступления в магистратуру

Зачастую студенты-бакалавры принимают решение продолжить свое обучение в магистратуре, что открывает перед ними целый ряд перспектив:

Аэронавигационный специалист

Аэронавигационный специалист занимается разработкой нормативных документов, расчетами, планированием полетов и количества топлива, урегулированием сложных ситуаций, поиском информации. Он отвечает за безопасность, имея высшее образование в сфере авиации. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Пассажиры, садящиеся в самолеты, контактируют с бортпроводницами, видят пилотов и штурманов, а остальная команда остается практически невидимой. А ведь за безопасность и качество полетов отвечает огромное количество персонала, среди которого аэронавигационный специалист.


Главная его обязанность — это сбор, анализ и выдача определенного количества информации, необходимой экипажу для проведения полета. Работая, он обязан учитывать аэропорты по ходу маршрута и их оснащение, модель и тех. состояние воздушного судна, погодные условия. На базе полученной информации он делает выводы, а также рассчитывает количество топлива, необходимого для преодоления конкретной дистанции в определенных условиях.

Особенности профессии

Профессия достаточно редкая, юных выпускников принимают на работу сразу после обучения. Сначала они проходят стажировку, получают необходимый опыт, а уже потом приступают к ответственной работе. Опытный аэронавигационный специалист обязан уметь выполнять следующие задачи:

  • взаимодействие с экипажем во время пробных полетов;
  • составление планов полетов, передача их в другие подразделения;
  • подготовка и контроль проведения рейсов с учетом правил безопасности;
  • подготовка пакета документации, необходимого для проведения полета;
  • оценка метеорологических условий, состояния воздушных судов (характеристики, технические особенности), взлетно-посадочных полос;
  • анализ технических характеристик самолета, сопоставление их с массой перевозимых коммерческих грузов, количеством пассажиров;
  • поиск ошибок, передача информации о них в другие подразделения;
  • расчет топлива, количество которого необходимо для полета. Учитываются погодные условия, тех. возможности воздушного судна, непредвиденные обстоятельства;
  • изменение маршрута полета, контроль полета с использованием современных технических средств.

Аэронавигационный специалист имеет широкие полномочия, он вправе выполнять любые действия, направленные на предупреждение ошибок и катастроф. Этот специалист прекрасно знаком с актуальным законодательством, нормативно-правовыми документами, своими правами и обязанностями. Он делает работу экипажа воздушного судна более простой, понятной, спокойной, позволяя летному составу сосредоточиться на управлении, а не на технических моментах.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия редкая, что обуславливает огромный спрос на аэронавигационных специалистов.
  2. Возможность получить бесплатное высшее образование.
  3. Работа очень интересная.
  4. Специалисты получают солидный оклад, размер которого часто не зависит от региона проживания.
  5. Полная социальная защита, куда включена страховка, отпуск, лечение и другие приятные бонусы.
  6. Возможность работать в сфере авиации для людей, которые любят полеты, но боятся садиться за штурвал.
  7. Ведение здорового образа жизни. Вредные привычки могут привести к снижению зрения, ухудшению самочувствия, что чревато потерей работы.
  8. Право на досрочную пенсию.


Минусы

  1. Огромная ответственность. Малейшая ошибка приведет к катастрофе, а ведь среднее число пассажиров на борту составляет 200 человек и более.
  2. Ненормированный рабочий день, многочисленные ночные смены.
  3. Частые стрессовые ситуации.
  4. Необходимо постоянно совершенствовать технические знания.
  5. Небольшое количество вузов, занимающихся подготовкой этих редких специалистов.

Важные личные качества

Жизнь профессионального аэронавигационного специалиста — это четкий график, высокая ответственность и постоянное нервное перенапряжение. Поэтому он должен иметь следующие черты характера:

  • благоразумие,
  • сосредоточенность,
  • педантичность,
  • вдумчивость,
  • усидчивость,
  • лидерство,
  • наблюдательность,
  • сдержанность.

Важны логическое мышление, хорошо развитая память, способности к анализу и самокритике. Для работы в этой сфере необходимо хорошее здоровье: нормальное давление, зрение, слух. Профессия не сопряжена с тяжелыми физическими нагрузками, поэтому подходит как для женщин, так и для мужчин.

Руководитель полетов

Руководитель полетов лично осматривает и дает заключение о готовности аэродрома к приему и выпуску самолетов: указывая состояние взлетно-посадочной полосы, радиотехнических и других средств связи, готовность экипажей воздушных судов к полетам. В результате чего он принимает решение о начале и прекращении вылета и прилета воздушных судов. В случае необходимости устанавливает ограничения и запреты на полеты. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Но взлететь самолету в небо и совершить безопасный полет помогают сотни работников самых прозаических профессий. Среди специалистов наземной службы аэропортов особую роль играет руководитель полетов, который обеспечивает своевременность, регулярность, безопасность и экономичность полетов воздушных судов. Другими словами, руководитель полетов организует воздушное движение и управляет им: от готовности самолетов к взлету и до их посадки в аэропорту назначения.

Из диспетчерского пункта он осуществляет непосредственный контроль за движением воздушных судов. С помощью специальных технических устройств руководитель полетов наблюдает за обстановкой в воздухе, анализирует и прогнозирует ее развитие. Используя авиационную радиосвязь, он находится на постоянной связи с экипажами:

  • сообщая информацию о метеоусловиях, орнитологической обстановке, о высоте и курсе полета;
  • контролируя траекторию движения самолетов;
  • получая доклады от экипажей о ходе выполнения полетов;
  • оказывая помощь экипажам в критических ситуациях.
  • Руководитель полетов имеет в своем распоряжении временной график запланированных полетов, который составляется авиакомпанией и заполняется пилотом. В нем отражена вся информация, необходимая для эффективного управления полетами:
  • скорость самолетов и рекомендуемая высота полетов;
  • расчетное время вылета и прибытия в аэропорт назначения;
  • запас топлива и т.п.

Особенности профессии

Функциональные обязанности руководителя полетов в гражданской авиации и на военных аэродромах различаются. В рамках данной статьи рассматривается деятельность руководителя полетов в аэропортах гражданской авиации. Работа этого специалиста в военном ведомстве определяется более конкретными задачами в зависимости от поставленного задания.


В круг обязанностей руководителя полетов, кроме постоянного взаимодействия с экипажами самолетов авиакомпании, входит также:

  • взаимодействие с руководителями полетов смежных диспетчерских центров управления воздушным движением, органами управления полетами на запасных аэродромах;
  • координация работы различных служб обеспечения полетов: аэродромной, планово-диспетчерской, штурманской, радиотехнического оборудования и связи, электросветотехнического обеспечения, метеорологической;
  • контроль соблюдения правил использования воздушного пространства;
  • в случае нестандартных ситуаций принятие решения о направлении воздушных судов на запасные аэродромы;
  • взаимодействие с предыдущей дежурной сменой с получением информации о воздушной метеорологической обстановке и недостатках при управлении воздушным движением;

Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) гражданской авиации создана для проведения поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. В своей работе эта служба тесно взаимодействует с другими аварийно-спасательными службами и выполняет следующие задачи: Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • разведка области, в которой произошла чрезвычайная ситуация;
  • поисково-спасательные работы в этой зоне;
  • эвакуация пострадавших людей, авиационной техники и ценного оборудования из зоны чрезвычайной ситуации;
  • проведение аварийно-спасательных работ - тушение пожаров;
  • спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.


СПАСОП состоит из:

  • наземной поисково-спасательной группы, оснащенной специальным оборудованием и подготовленным персоналом;
  • координационного центра поиска и спасения, несущего ответственность за проведение поисково-спасательных операций в пределах зоны чрезвычайной ситуации и взаимодействие всех элементов поисково-спасательной службы.

Аварийно-спасательные команды (АСК) в аэропортах состоят из штатных и нештатных формирований (расчётов). В штатный расчет входят непосредственно спасатели подразделения службы ПАСОП.

В нештатные расчеты аварийно-спасательной команды (АСК) входят:

  • пожарно-спасательное подразделение службы пожарной безопасности;
  • водно-спасательное подразделение;
  • медицинское подразделение на санитарном автомобиле с фургоном для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • инженерно-авиационное подразделение;
  • подразделение службы перевозок;
  • подразделение аэродромной службы;
  • подразделение радиотехнического обеспечения;
  • подразделение специального транспорта;
  • подразделение службы авиационной безопасности.

Особенности профессии

Функциональные обязанности работников СПАСОП в случае авиационного происшествия зависят от занимаемой должности:

Руководитель аварийно-спасательных работ:

  • организовывает установление надежной связи с руководителем аэродрома или аэропорта и экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, уточняет дополнительные обстоятельства происшествия с целью координации действий аварийно-спасательной команды;
  • оценивает обстановку и достаточность аварийно-спасательных сил и средств, принимает решение о привлечении дополнительных сил и средств;
  • руководит действиями подразделений АСК;
  • организовывает опрос людей, оставшихся в живых, для получения достоверных сведений о происшествии;
  • организовывает охрану места происшествия;
  • регулярно докладывает о ходе аварийно-спасательных работ руководителю аэропорта;
  • находится на месте происшествия до окончания аварийно-спасательных работ и эвакуации воздушного судна с летного поля аэродрома.


Главный (ведущий) специалист по аварийно-спасательным работам:

  • Руководит работой подчиненных специалистов;
  • непосредственно контролирует выполнение норм, правил и конкретных задач по поисково-спасательному и аварийно-спасательному обеспечению полетов.

Спасатели на месте авиационного происшествия выполняют следующие виды работ:

  • открытие основных и аварийных выходов из самолета, потерпевшего бедствие, в случае необходимости - создание дополнительных выходов;
  • проникновение на борт воздушного судна, установка наземных или бортовых трапов либо других средств эвакуации;
  • спасение пассажиров и экипажа;
  • эвакуацияя потерпевших с воздушного судна;
  • участие в вентиляции салона воздушного судна после тушения пожара.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Высокая оплата труда, престиж профессии

Минусы

Ответственность, опасность для здоровья и жизни

Место работы

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации


Важные качества

  • способность к сосредоточению;
  • стрессоустойчивость и умение переносить длительное напряжение;
  • способность быстро принимать эффективные решения;
  • аналитический ум;
  • ответственность;
  • хорошая память;
  • пунктуальность;
  • помехоустойчивость внимания;
  • умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
  • ассоциативность мышления;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • повышенная восприимчивость органов чувств - острота зрения и слуха, глазомер линейный, угловой, объёмный, динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • избирательность и развитый объём внимания, способность воспринимать одновременно несколько объектов;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в команде.

Для высшего командного состава аварийно-спасательной службы дополнительные качества:

  • стратегическое мышление;
  • способность организовать работу в условиях большого информационного потока, дефицита времени и разнообразия поставленных задач.

Обучение на Специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

Начальник и главные специалисты аварийно-спасательной службы должны иметь высшее образование по специальности 280102.65.01. «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации»


Высшие учебные заведения гражданской авиации:

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации МГТУ ГА
  • Санкт-Петербургский государственный технический университет С-ПГТУ ГА
  • Ульяновское высшее авиационное училище (институт) УВАУ ГА
  • Иркутский филиал
  • Ростовский филиал

Оплата труда

Ступеньки карьеры и перспективы

Специалист аварийно-спасательной службы может сделать вертикальную карьеру в своем подразделении: от простого до главного специалиста и начальника СПАСОП.

Терминология, интересные факты

Авиационными происшествиями считаются происшествия, связанные с использованием воздушного судна.

Авиационные происшествия подразделяются на катастрофы и аварии:

Катастрофа - авиационное происшествие, в результате которого произошла гибель или исчезновение пассажиров или членов экипажа, получение ими телесных повреждений со смертельным исходом во время пребывания на воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью или в процессе эвакуации с воздушного судна либо при исчезновении самолета без вести.

Авария - авиационное происшествие без человеческих жертв, в результате которого произошло повреждение или разрушение воздушного судна, а также серьезные телесные повреждения пассажиров или членов экипажа.

Чрезвычайное происшествие связано с использованием воздушного судна, техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, но не подпадающее под определение авиационного происшествия.


Аэродром - участок суши или водной поверхности, который предназначен полностью или частично для прибытия, отправления и движения воздушных судов.

Аэропорт – многофункциональный комплекс, который включает аэродром, аэровокзальный комплекс и другие сооружения, предназначенные для принятия и отправления воздушных судов, наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, почты, груза и осуществления всех видов аэропортовой деятельности.

Бортовые аварийно-спасательные средства – это технические приспособления, функционально связанные с конструкцией воздушного судна, съемные средства и снаряжение, которые используются для спасения людей в случае возникновения и развитии аварийных ситуаций на борту воздушного судна.

Сигналы оповещения, применяемые для сбора расчета АСК:

«Тревога» - в случае, когда авиационное происшествие случилось внезапно и до ожидаемой посадки в аэропорту терпящего бедствие самолета осталось 30 минут.

"Готовность" - сигнал оповещения для аварийно-спасательной команды, когда до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, остается более 30 минут;

"Отбой" - сигнал оповещения для прекращения действий во время аварийных ситуаций с воздушным судном, действий аварийно-спасательной команды, которые выполнялись по сигналу "Готовность" или "Тревога" либо завершения аварийно-спасательных работ.

Международные радиотелефонные сигналы бедствия:

"МЕЙДЕЙ" – "MAYDAY": международный радиотелефонный сигнал бедствия, который передается в случаях, когда воздушному судну угрожает непосредственная опасность и ему необходима немедленная помощь;

стадия "Бедствие" – "DETRESFA": ситуация, при которой существует полная уверенность в том, что воздушному судну и людям на его борту угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь;

стадия "Неуверенность" – "INCERFA": ситуация, которая характеризуется неуверенностью относительно безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту;

стадия "Тревога" – "ALERFA": ситуация, при которой существует угроза для безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту.

Карьера и зарплаты выпускников после окончания специальности «Аэронавигация» в вузе России. В целом у каждого человека есть десятки и сотни путей дальнейшего развития. Вопрос в том, как вы сможете применить свои навыки, однако если брать путь в рамках рынка труда, то на этой странице мы попытались его описать

средняя цена обучения (год)

Зарплаты выпускников после окончания специальности Аэронавигация в вузах России

Средняя зарплата выпускников специальности в России: 102507 рублей/месяц.


Данные предоставлены Министерством образования в 2015 году как результат масштабного исследования и на данный момент являются самой свежей информацией от официальных источников на данную тему. Вы должны четко понимать, что зарплата в каждом конкретном случае зависит от вашей точки приложения усилий. На странице указаны средние зарплаты по опрошенным выпускникам. Все в ваших руках!

Кем работать

Аэронавигационное образование подразумевает узкую специализацию выпускника. Трудоустройство возможно в профильные организации, подведомственные Минтрансу РФ, занимающиеся аэронавигационным регулированием и планированием авиационных полетов. Многие выпускники занимаются администрированием в авиационной отрасли, компьютерным обеспечением деятельности авиации, аэродромных служб. Основной работой специалистов аэронавигаторов является диспетчеризация авиационных полетов, планирование и расчет маршрутов воздушных судов, разработка полетных заданий. Посмотрите профессии

Перспективы

Узкопрофильная подготовка выпускников накладывает некоторые ограничения на возможность выбора дальнейшей профессии. Основная масса молодых специалистов начинает трудовую деятельность в должности помощника авиадиспетчера с окладом 30-40 тысяч рублей. По мере наработки практики и подтверждения своей квалификации специалисты получают лицензию диспетчера и работают в диспетчерских центрах регулирования воздушного движения с окладом 50 -60 тыс. рублей. Профессиональный рост подразумевает переход на администраторскую работу и занятие должностей в государственных и частных авиакомпаниях, регулирующих органах.

Карьера по специальности Аэронавигация — вузы России

Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей России или посмотрите полный список профилей, а также загляните в каталог профессий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: