Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями

Обновлено: 27.03.2024

Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.

Что вы узнаете

На что жаловаться

Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.

Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.

Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.

Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:

  1. Работы, необходимые, чтобы содержать в порядке несущие конструкции дома: фундамент, стены, крышу и другие элементы. То есть УК, например, должна контролировать состояние дверей подвалов и замков на них, а также кровлю на предмет протечек. Если что-то обнаружит — устранять неисправность.
  2. Работы, которые нужны, чтобы поддерживать в порядке инженерные системы и общее имущество. Например, УК должна контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, проводку и оборудование пожарной и охранной сигнализации.
  3. Работы, чтобы содержать в порядке сам дом. Например, УК обязана проводить сухую и влажную уборку тамбуров, лифтов, пандусов и других общих мест, очищать двор от наледи и льда и пр.

Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.

Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.

УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.

    , если, например, УК нарушит правила содержания общего имущества и его технической эксплуатации. или приостановление деятельности на срок до 90 суток, если УК не исполняет санитарные нормы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, в доме плохо работает вентиляция или лифт скрипит и дребезжит так, что стены дрожат. Это нарушение санитарных норм. Воздухообмен, уровни шума и вибрации должны соответствовать установленным нормам. , если компания не соблюдает правила пожарной безопасности. , если компания нарушает правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. , если компания в своей деятельности нарушает требования, установленные в лицензии на управление многоквартирными домами. , если компания не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемой услуге или включает в договор условия, которые ущемляют права потребителя.

Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.

Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Куда жаловаться

Это зависит от причины, по которой вы жалуетесь.

В аварийно-диспетчерскую службу подают жалобы и заявки об устранении выявленных недостатков. Недостатки могут быть такими:

  1. Дворники плохо убирают двор.
  2. В подъездах слишком редко моют лестницы и площадки.
  3. Батареи в вашей квартире недостаточно теплые.
  4. Из крана с горячей водой течет еле теплая.

Лучше обращаться письменно. Но можно и устно, например позвонить по телефону. Вы должны назвать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где надо проверить батареи или наладить уборку в подъезде, и сказать, что именно вас не устраивает.

Вашу заявку сотрудники УК должны отработать — наладить работу дворников и уборщиц, устранить воздушные пробки в батареях, чтобы отопление заработало как надо, залатать текущую крышу.

Образец жалобы УК должна разместить на информационном стенде. Если ваша УК проигнорировала это требование законодательства, можете воспользоваться нашим образцом. Я приведу его ниже.

Жалобу надо составить в двух экземплярах. Один экземпляр передайте в УК, а на втором попросите в УК поставить отметку и оставьте себе.

В жилищную инспекцию следует обращаться, если считаете, что УК плохо исполняет свои обязанности по договору. Например, если УК:

  1. Не следит за работой лифтов.
  2. Не ремонтирует подъезды.
  3. Не чинит качели на детской площадке.

Вы вправе подать жалобу и потребовать проверить работы УК: насколько компания соблюдает установленные законом требования к содержанию общего имущества дома и придомовой территории либо предоставлению коммунальных услуг.

Государственный жилищный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, а муниципальный — уполномоченные органы местного самоуправления.

Например, региональный государственный жилищный надзор в Москве осуществляет Государственная жилищная инспекция г. Москвы — Мосжилинспекция.

Разница между ними заключается в жилье, которое они курируют. Государственный контроль надзирает за всем жильем независимо от формы собственности, а муниципальный может вести надзор только за жилыми домами и общежитиями, принадлежащими городу.

Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, некоммерческие организации, советы домов и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ. Такой контроль бывает в форме общественной проверки органов и организаций или публичных слушаний.

Общественная проверка проводится по инициативе, например, уполномоченного по правам человека в РФ или уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Вы можете поучаствовать в ней как общественный инспектор или общественный эксперт — если у вас есть нужные знания в области ЖКХ. Например, если вы финансист и хорошо разбираетесь в тарифах. Или вы инженер и хорошо знаете, как правильно должен работать в доме водопровод. Найти мероприятие, в котором вы хотели бы поучаствовать, можно на сайте ГИС ЖКХ.

На публичных слушаниях, как правило, обсуждают проблемные вопросы, которые не урегулированы действующим законодательством. Либо те нормы, которые в законе есть, а на практике не работают. По итогам составляют протокол, в котором излагают предложения, высказанные в процессе публичных слушаний, и направляют его в органы публичной власти и заинтересованным организациям для решения поднятых вопросов.

Для участия в публичных слушаниях специального образования и профессиональных знаний не нужно, туда может прийти любой желающий. И еще вы всегда можете подать жалобу в органы общественного контроля на свою УК.

Если УК плохо содержит дом, органы госжилинспекции (ГЖИ) могут привлечь ее к административной ответственности и вынести предписание об устранении нарушения. Есть даже случаи, когда УК могут лишить права управления конкретным домом. Например, если госжилинспекция выдаст предписание в отношении этого дома и в течение 12 месяцев с этого дня суд назначит УК два и более административных наказания за то, что она ненадлежаще исполняет предписания по этому дому.

В Роспотребнадзор можете обратиться, если УК вам не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг или отказывается вернуть деньги, если у вас есть переплата. Любые жалобы по поводу нарушения ваших прав потребителя рассматривает Роспотребнадзор.

Сначала лучше обратиться с претензией непосредственно в УК, а если жалобу оставят без ответа или нарушение не устранят, следует писать в Роспотребнадзор.

Основанием для внеплановой проверки УК могут стать такие факты:

  1. Возможная угроза или вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также угроза, что возникнет чрезвычайная ситуация.
  2. Нарушение прав потребителей. Но только при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих прав к нарушителю, но это обращение не рассмотрели или требование не удовлетворили.

В прокуратуру можно обратиться за восстановлением нарушенных прав. Органы Прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан.

Жалобу следует подать в районную прокуратуру: если обратитесь в вышестоящий орган, ваше обращение все равно перенаправят в орган по вашему месту жительства. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней. В нем в зависимости от итога проверки будет сказано, что нарушений не нашли или что УК вынесено предписание об устранении нарушений в установленный срок.

В ФАС. Эта служба контролирует, чтобы плату с жильцов УК взимала по установленным тарифам. Если считаете, что ваша УК необоснованно завышает плату за коммунальные услуги, можете обратиться с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты проведут проверку и установят причины и обоснованность повышения. В случае если выявят нарушение, УК предпишут устранить такое нарушение и наложат штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Еще одно нарушение, которое входит в компетенцию ФАС — навязывание невыгодных условий содержания жилья. Чаще всего этим грешат УК в новых домах. Например, некоторые компании назначают плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом — жильцов вынуждают покупать пропуска в собственные квартиры. Разумеется, это нарушение законодательства, о котором нужно сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы вашего региона.

Подать жалобу вы можете лично, почтовым отправлением или написав письмо на сайте. Если выберете вариант электронного обращения, лучше сначала прочтите правила подачи.

Лучше описать ситуацию как можно подробнее и приложить все документы, которыми вы можете подтвердить обоснованность своей претензии к УК

В суд. Обратиться в суд вы можете по разным причинам — чтобы обязать УК устранить недостатки в обслуживании дома, выполнить ваши требования или взыскать с компании компенсацию ущерба.

Дополнительно можете потребовать, чтобы с УК взыскали штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.

Платить госпошлину за подачу такого иска в суд не придется, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. Если больше — госпошлину рассчитывают исходя из цены иска за вычетом миллиона.

Как написать жалобу

В жалобе нужно изложить суть проблемы. Чем подробнее вы изложите обстоятельства нарушения, тем больше шансов, что по вашему обращению все исправят. Вы можете обратиться к юристу, который поможет составить жалобу. Но вполне можно обойтись и собственными силами.

Искать в интернете информацию о нормах закона, которые, по вашему мнению, нарушила УК, тоже необязательно. Главное — подробно и последовательно описать ситуацию и по возможности приложить доказательства. Это может быть фото- и видеосъемка, квитанции, акты, показания свидетелей, копии предыдущих обращений.

Жалобу можно напечатать или написать от руки. В последнем случае постарайтесь писать разборчиво — в ваших интересах, чтобы ваше обращение смогли прочесть. В любом случае подпись под жалобой нужно написать от руки. Также надо указать дату обращения и перечислить приложения, если в подтверждение своих доводов вы прикладываете к жалобе документы и материалы либо их копии.

Согласно приказу № 938/пр, орган ГЖН, усмотрев в решениях собственников на ОСС признаки ничтожности, может на этом основании отказать управляющей организации во внесении изменений в реестр лицензий. Читайте, есть ли у ведомства такое право, если оно не оспорило данные решения в судебном порядке.

Орган ГЖН может отказать УО во внесении дома в её лицензию из-за признаков ничтожности решений ОСС

Одна из управляющих организаций Краснодара по итогам ОСС заключила договор управления с собственниками помещений МКД и направила в орган ГЖН заявление на внесение изменений в реестр лицензий. Надзорное ведомство ответило на заявление отказом, поскольку нашла в решениях собственников признаки ничтожности. Также оно отметило отсутствие кворума и неуказание в документах названия населённого пункта, где проходило ОСС.

Управляющая организация не согласилась с этим и подала иск в суд, требуя признать отказ органа ГЖН недействительным и обязать ведомство внести изменения в реестр лицензий (дело № А32-10976/2021).

Признаки ничтожности решений общего собрания прописаны в ст. 181.5 ГК РФ

Суд первой инстанции указал, что орган Госжилнадзора рассматривает заявление УО на внесение изменений в реестр лицензий и проверяет представленные документы на соответствие требованиям п. 5 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр, в том числе пп. «е» – на отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников. Если ведомство найдёт несоответствия, то, согласно п. 9 № 938/пр, откажет УО в изменении реестра.

  • в силу признания его таковым судом – оспоримое решение;
  • или независимо от такого признания – ничтожное решение.
  • по вопросу, не включённому в повестку дня;
  • по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • при отсутствии необходимого кворума.

В рассматриваемом деле орган ГЖН провёл анализ решений ОСС и реестра собственников помещений в МКД и установил, что по части квартир в реестре не было корректной информации о документах, подтверждающих право собственности на помещение. Это нарушение пп. «а» п. 20 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр с требованиями к оформлению протокола ОСС и приложений к нему.

В нескольких десятках решений отсутствовала подпись собственников помещений в многоквартирном доме, а в других была указана неправильная дата заполнения – вне периода проведения голосования на ОСС.

В итоге орган ГЖН исключил голоса таких решений из кворума и после пересчёта установил, что в собрании были только 22% голосов от общего их числа в доме. Кворум для проведения общего собрания в соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ не состоялся.

Суд первой инстанции признал правоту органа ГЖН, посчитав, что УО не доказала несоответствие отказа ведомства закону и нарушение им прав и законных интересов компании.

Как проводить онлайн-ОСС: отвечаем на вопросы читателей

Орган ГЖН обязан обратиться в суд для признания решений ОСС недействительными при обнаружении в них признаков ничтожности

В жалобе в апелляционную инстанцию УО указала, что предыдущий суд не установил право органа Госжилнадзора самостоятельно определять юридическую судьбу решений ОСС без обращения в суд. Но апелляционный суд посчитал, что первая инстанция обоснованно отказала компании в удовлетворении её требований.

Тогда УО направила в суд кассационную жалобу. Компания повторила, что у Госжилинспекции отсутствует право оценивать решения общего собрания собственников помещений во внесудебном порядке. И отметила, что в спорном случае кворум для проведения общего собрания имелся.

Кассационный суд подтвердил, что административный орган не наделён правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд. Эта позиция соответствует ч. 2 ст. 36, п. п. 1, 1.1-1, 1.2-3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 170, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 50, ч. ч. 2–5 ст. 181.2, ч. ч. 1, 2, 5–7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ, п. п. 103, 104, 112 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25.

Наличие у ГЖИ полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия ОСС решения не свидетельствует о том, что у органа ГЖН есть право самостоятельно устанавливать ничтожность решений без обращения в суд.

В рассматриваемом случае орган ГЖН, руководствуясь ч. 6 ст. 20 и ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, мог реализовать своё право на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений МКД, но не сделал этого.

При проведении соответствующей проверки и вынесении предписания административный орган в силу ч. 1 ст. 1 ГК РФ не может произвольно вмешиваться в частные дела. Кассационный суд отменил решения предыдущих инстанций и удовлетворил требования УО. Он обязал орган ГЖН рассмотреть заявление о внесении изменений в реестр лицензий.

Срок давности и другие нюансы обжалования итогов ОСС: практика судов

Защищайте свои интересы с опорой на судебную практику

  1. Орган ГЖН не может самостоятельно определять юридическую судьбу решений собраний и для него не установлен неограниченный срок для оспаривания таких решений в суде.
  2. Для Госжилинспекции действует такой же срок для оспаривания решений ОСС, как и для остальных лиц. Инспекция должна действовать в соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ.
  3. Госжилинспекция не может самостоятельно устанавливать ничтожность решения собрания. Для этого ей необходимо обратиться в суд с заявлением и соблюсти установленные законом сроки.

Будьте внимательны и отстаивайте свои права, опираясь на актуальную судебную практику в пользу управляющих домами.

Управление домом с муниципальным жилфондом нередко вызывает вопросы у УО и приводит их в суд для споров с органами местного самоуправления и ГЖИ. Сегодня рассмотрим очередной такой спор. На примере судебного дела разберём, имеет ли право местная администрация, а не ГЖИ, проводить в отношении УО жилищный контроль.

Муниципалитет принимает жалобы от жителей домов и проводит проверки по ним

В одну из городских администраций Брянской области с жалобой на плохое состояние общего имущества МКД обратились его жители. Муниципалитет провёл документарную и выездную проверки и выдал предписание управляющей домом организации, потребовав провести работы на мусоропроводе и остеклить окна в местах общего пользования.

  • Муниципалитет не может проводить проверки в рамках лицензионного контроля.
  • ОМС не согласовал надзорные мероприятия с прокуратурой.
  • В проверке участвовали жители дома, не аттестованные для этого в установленном порядке.

Дело № А09-8743/2019 дошло до Верховного суда РФ. Рассмотрим подробно его ход и аргументы сторон и судов разных инстанций.

Может ли ОМС отдать под застройку часть участка МКД без межевания

Орган ГЖН проводит в отношении УО лицензионный контроль

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации, согласившись с её доводами. Судья отметил, что в проверке, согласно акту, участвовали два собственника помещений в МКД, но в распоряжении о её проведении они не указаны как уполномоченные на это лица.

Владельцы квартир не имеют специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и не аттестованы в установленном Правительством РФ порядке. Следовательно, у муниципалитета не было оснований для привлечения жителей дома к проверке.

Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора, к которым относится ГЖИ Брянской области (ст. ст. 20, 192, 196 ЖК РФ). Суд указал, что у городской администрации отсутствуют правовые основания для проведения проверки лицензионной деятельности УО.

При этом внеплановая выездная проверка по жалобе граждан может состояться только после согласования в установленном порядке с прокуратурой. Проводить такие мероприятия в отношении лицензиатов без предварительного уведомления и согласования с органом прокуратурой вправе только ГЖИ (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).

На основании этих выводов суд первой инстанции признал предписание, выданное муниципалитетом в отношении УО, незаконным. Спор переместился в апелляционный суд.

ОМС проводит муниципальный жилищный контроль в отношении УО в доме с муниципальными квартирами

  • действующее законодательство не содержит запрет на присутствие при проведении проверки заявителей, по чьим обращениям она проводится;
  • городская администрация проводила проверку в отношении УО в рамках муниципального жилищного, а не лицензионного контроля: три квартиры в МКД являются муниципальными;
  • запрет на государственный жилнадзор в отношении лицензиатов, установленный в ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, не касается других видов жилищного контроля, в том числе муниципального.

Апелляционный суд поддержал орган местного самоуправления, указав, что в ст. 14 ЖК РФ определено, что к полномочиям такого органа в области жилищных отношений относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля. Если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилфонда, ОМС вправе проводить проверку, как этого помещения, так и общего имущества в доме (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ).

Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. Положения ст. 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на такой контроль в отношении УО, управляющих многоквартирными домами по лицензии. При этом уведомлять прокуратуру ОМС не был обязан: основанием для проведения проверки стало обращение граждан о фактах нарушения УО обязательств по договору управления (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Вывод суда первой инстанции о привлечении к проведению мероприятий по контролю не аттестованных в установленном порядке лиц также был признан ошибочным. Присутствие граждан, проживающих в многоквартирном доме, в отношении которого проводилась проверка, не противоречит положениям № 294-ФЗ и не нарушает права и законные интересы УО.

Суд определил, что муниципалитет был вправе выдать обязательное для исполнения предписание для обеспечения безопасности и комфортного проживания в МКД жильцов и сохранности жилого фонда. Решение первой инстанции было отменено, а иск УО отклонён. Кассационный суд и ВС РФ согласились с правильностью этих выводов и отказались пересмотреть апелляционное определение.

Запомнить

Выводы судов по делу № А09-8743/2019 доказывают, что несмотря на то, что управляющая организация осуществляет лицензионную деятельность по управлению МКД, в её отношении может быть проведён муниципальный жилнадзор.

Для этого достаточно, чтобы в доме была хотя бы одна муниципальная квартира, а в администрацию поступила жалоба хотя бы одного собственника помещения в таком МКД. При этом в деле нет указаний на то, жаловался ли на состояние общего имущества наниматель муниципальной квартиры или же владелец.

1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности, в том числе в ЖКХ. Все причастные к таким мероприятиям ведомства должны разработать собственные положения о своём виде надзора, что и сделал Минстрой РФ. Читайте обзор проекта такого документа в сфере регионального госжилнадзора.

Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре

Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493 устанавливает. В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УО и ТСЖ

Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора

Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник – инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности.

Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).

Что и какими методами проверяют органы ГЖН

  • к использованию и сохранности жилых помещений, общего имущества собственников в МКД;
  • к переводу жилого помещения в нежилое помещение и обратно, к их перепланировке, переустройству;
  • к формированию фондов капремонта;
  • к созданию и деятельности управляющими домами организаций;
  • к предоставлению коммунальных услуг потребителям;
  • к порядку изменения размера платы в случае некачественного оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества;
  • к порядку индексации размера платы за жилое помещение;
  • к процедуре ограничения коммунальных услуг;
  • к энергоэффективности и оснащённости помещений домов приборами учёта;
  • к порядку размещения РСО, УО, ТСЖ, кооперативами обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.

Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.

Что относится к профилактическим мерам

Если объект контроля с полученным предостережением не согласен, он в течение 15 рабочих дней после его получения вправе подать в ведомство возражение. В нём нужно указать название ЮЛ, ИП или данные гражданина, ИНН, а также дату и номер полученного от органа ГЖН документа.

По сути это беседа проверяющего с проверяемым по ВКС или же на месте, «в гостях» у объекта надзора. Профилактические визиты обязательны в отношении лиц, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска, и лиц, приступающих к управлению домом. Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие есть виды проверок и какими методами они проводятся

В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок. Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).

Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым. Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).

Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).

Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН

В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.

Что орган ГЖН обязан размещать на своём сайте

В проекте положения есть несколько пунктов, которые устанавливают требования к органам ГЖН, его сотрудникам. Например:

Пункт 7 проекта. Инспекторы при контрольно-надзорной работе несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

  • список НПА в с указанием статей и пунктов, содержащих обязательные требования;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • ежегодный план проведения плановых проверок;
  • программу профилактики рисков причинения вреда из-за невыполнения обязательных требований;
  • доклады с результатами обобщения правоприменительной практики;
  • рекомендации и информацию, которые содействуют соблюдению лицами требований законодательства.

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора напрямую касается не только органа ГЖН, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проверять их, кто может их проверить, выполнение каких именно норм НПА вправе контролировать госжилнадзор.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не вправе проверить выполнение УО лицензионных требований: это не входит в предмет проверок согласно п. 5 проекта положения.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован. Будем следить за обновлениями.

Требования к проведению регионального госжилнадзора утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670.

А вы бы что ещё внесли в положение о госжилнадзоре? Поделитесь в комментариях.

Согласно приказу № 938/пр, орган ГЖН, усмотрев в решениях собственников на ОСС признаки ничтожности, может на этом основании отказать управляющей организации во внесении изменений в реестр лицензий. Читайте, есть ли у ведомства такое право, если оно не оспорило данные решения в судебном порядке.

Орган ГЖН может отказать УО во внесении дома в её лицензию из-за признаков ничтожности решений ОСС

Одна из управляющих организаций Краснодара по итогам ОСС заключила договор управления с собственниками помещений МКД и направила в орган ГЖН заявление на внесение изменений в реестр лицензий. Надзорное ведомство ответило на заявление отказом, поскольку нашла в решениях собственников признаки ничтожности. Также оно отметило отсутствие кворума и неуказание в документах названия населённого пункта, где проходило ОСС.

Управляющая организация не согласилась с этим и подала иск в суд, требуя признать отказ органа ГЖН недействительным и обязать ведомство внести изменения в реестр лицензий (дело № А32-10976/2021).

Признаки ничтожности решений общего собрания прописаны в ст. 181.5 ГК РФ

Суд первой инстанции указал, что орган Госжилнадзора рассматривает заявление УО на внесение изменений в реестр лицензий и проверяет представленные документы на соответствие требованиям п. 5 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр, в том числе пп. «е» – на отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников. Если ведомство найдёт несоответствия, то, согласно п. 9 № 938/пр, откажет УО в изменении реестра.

В рассматриваемом деле орган ГЖН, проверив документы управляющей организации, указал, что решения ОСС обладали признаками ничтожности. В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно

  • в силу признания его таковым судом – оспоримое решение;
  • или независимо от такого признания – ничтожное решение.

Согласно ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания ничтожно в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности или принято:

  • по вопросу, не включённому в повестку дня;
  • по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • при отсутствии необходимого кворума.

В рассматриваемом деле орган ГЖН провёл анализ решений ОСС и реестра собственников помещений в МКД и установил, что по части квартир в реестре не было корректной информации о документах, подтверждающих право собственности на помещение. Это нарушение пп. «а» п. 20 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр с требованиями к оформлению протокола ОСС и приложений к нему.

В нескольких десятках решений отсутствовала подпись собственников помещений в многоквартирном доме, а в других была указана неправильная дата заполнения – вне периода проведения голосования на ОСС.

В итоге орган ГЖН исключил голоса таких решений из кворума и после пересчёта установил, что в собрании были только 22% голосов от общего их числа в доме. Кворум для проведения общего собрания в соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ не состоялся.

Суд первой инстанции признал правоту органа ГЖН, посчитав, что УО не доказала несоответствие отказа ведомства закону и нарушение им прав и законных интересов компании.

Орган ГЖН обязан обратиться в суд для признания решений ОСС недействительными при обнаружении в них признаков ничтожности

В жалобе в апелляционную инстанцию УО указала, что предыдущий суд не установил право органа Госжилнадзора самостоятельно определять юридическую судьбу решений ОСС без обращения в суд. Но апелляционный суд посчитал, что первая инстанция обоснованно отказала компании в удовлетворении её требований.

Тогда УО направила в суд кассационную жалобу. Компания повторила, что у Госжилинспекции отсутствует право оценивать решения общего собрания собственников помещений во внесудебном порядке. И отметила, что в спорном случае кворум для проведения общего собрания имелся.

Кассационный суд подтвердил, что административный орган не наделён правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд. Эта позиция соответствует ч. 2 ст. 36, п. п. 1, 1.1-1, 1.2-3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 170, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 50, ч. ч. 2–5 ст. 181.2, ч. ч. 1, 2, 5–7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ, п. п. 103, 104, 112 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25.

Наличие у ГЖИ полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия ОСС решения не свидетельствует о том, что у органа ГЖН есть право самостоятельно устанавливать ничтожность решений без обращения в суд.

В рассматриваемом случае орган ГЖН, руководствуясь ч. 6 ст. 20 и ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, мог реализовать своё право на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений МКД, но не сделал этого.

При проведении соответствующей проверки и вынесении предписания административный орган в силу ч. 1 ст. 1 ГК РФ не может произвольно вмешиваться в частные дела. Кассационный суд отменил решения предыдущих инстанций и удовлетворил требования УО. Он обязал орган ГЖН рассмотреть заявление о внесении изменений в реестр лицензий.

Защищайте свои интересы с опорой на судебную практику

Подобный подход к вопросу, может ли орган ГЖН без обращения в суд признавать ничтожными решения собственников на ОСС, был сформулирован ранее в определении ВС РФ от 06.07.2021 № 301-ЭС21-2180. Управляющие организации при проведении ОСС и общении с органами Госжилнадзора по вопросам принятия протокола и решений собраний должны помнить следующее:

  1. Орган ГЖН не может самостоятельно определять юридическую судьбу решений собраний и для него не установлен неограниченный срок для оспаривания таких решений в суде.
  2. Для Госжилинспекции действует такой же срок для оспаривания решений ОСС, как и для остальных лиц. Инспекция должна действовать в соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ.
  3. Госжилинспекция не может самостоятельно устанавливать ничтожность решения собрания. Для этого ей необходимо обратиться в суд с заявлением и соблюсти установленные законом сроки.

Будьте внимательны и отстаивайте свои права, опираясь на актуальную судебную практику в пользу управляющих домами.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: