Орган государства образуется в законодательном порядке

Обновлено: 24.04.2024

В научной литературе существует ряд отличающих друг от друга определений понятия ≪государственный орган≫, которые отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению. Наиболее распространенным является следующее определение. Государственный орган— это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями.

Орган государства обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.

1. Орган государства формируется по воле государства и действует по его поручению.

2. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.

3. Орган государства обладает властными полномочиями, т. е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государ. ственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.

5. Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

6. Органы государства обладают относительной экономической и орагнизационной самостоятельностью и обособленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют между собой.

7. Орган государства имеет определенную внутреннюю структуру.

8. Он располагает необходимыми материальными и организационными средствами для осуществления своих функций.

9. Государственный орган состоит из государственных служащих, находящихся в определенных правоотношениях между собой и органом государства.

Государственные органы классифицируются по разным основаниям.

1. По порядку создания государственные органы делятся на:

a) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);

b) назначаемые каким-то другим органом или должностным лицом (правительство);

c) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).

2. По характеру компетенции выделяют органы:

a) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);

b) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).

3. По объему властных полномочий органы государства подразделяются на:

a) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);

b) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных субъектов);

c) местные органы (этот вид органов не во всех странах входит в систему государственной власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).

4. По территориальной юрисдикции выделяют государственные органы:

a) федеральные (например, Правительство РФ);

b) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);

c) местные (например, налоговая инспекция города, района).

5. По способу принятия решений государственные органы делятся на:

a) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);

b) единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

6. По длительности действия различают:

a) постоянные органы, образование которых предусмотрено конституциями государств, и функционирующие на постоянной основе (парламенты, правительство, верховные суды);

b) временные органы, формирование которых обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением.

7. По характеру выполняемых задач выделяют:

a) законодательные органы (парламент);

b) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства);

d) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями

Признаки государственного органа:

· Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства

· Образован и действует на основе правовых актов

· Выполняет свойственные только ему задачи и функции

· Наделен в этой связи властными полномочиями

· Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений

· Имеет материальную базу и финансовые средства

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от различных критериев.

Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Вопросы к изучению:понятие и признаки государственного органа, понятие органа государственной власти, виды государственных органов.

Понятие государственного органа.Государство в целях осуществления своей деятельности, создает соответствующие структуры, именуемые органы, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Государственный орган – самостоятельный элемент государственного аппарата, образуемый в законодательном порядке, имеющий собственную структуру, определенные нормативно-правовым актом (законом, указом Президента РФ) полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими органами государства.

Признаки государственного органа:

- самостоятельный элемент государственного аппарата, действует специализированно от имени государства в системе других органов;

- наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

- наличие собственной правовой основы (организации, структуры, целей, задач и функций);

- издание обязательных для исполнения актов (нормативных правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции.

Орган государственной власти – разновидность государственного органа, который образуется и осуществляет деятельность на основе принципа разделения властей. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды Российской Федерации. Государственная власть в РФ также осуществляется органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).

Классификация государственных органов. Современные страны отличаются большим разнообразием государственных органов. В целях систематизации государственных органов используют классификации. Классификация (видообразование) в данном случае представляет собой группирование государственных органов по одному из используемых критериев (например, территория действия, способ формирования или др.). В теории государства основными классификациями государственных органов являются, в основе которых лежат следующие критерии:

1) порядок создания государственных органов и характер выполняемых ими задач;

2) территориальная сфера деятельности;

3) порядок осуществления компетенции;

4) характер полномочий;

5) срок полномочий;

6) порядок формирования;

7) структура или способ организации государственных органов.

В зависимости от порядка создания и характера выполняемых задачгосударственные органыклассифицируют на законодательные, исполнительные, судебные органы, органы контрольной власти и иные органы.

Законодательные органы избираются населением, обладают исключительным правом принятия законодательных актов (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ). Исполнительные органы наделены полномочиями властного характера для выполнения задач по управлению государственными делами, т.е. по осуществлению задач управления посредством применения правовых норм к конкретным обстоятельствам, организации исполнения и проверки исполнения, а также путем установления правовых норм для развития положений, содержащихся в законе (Правительство РФ, правительство субъектов РФ). Судебные органы осуществляют правосудие и уполномочены применять государственное принуждение (федеральные суды, суды субъектов РФ). Деятельность органов контрольной власти состоит в проверке соответствия актов и действий государственных иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы в субъектах РФ). К иным органам государственной власти относят органы, выполняющие специальные государственные задачи, особый порядок формирования и компетенцию. К числу таких органов относится система избирательных комиссий.

В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на федеральные рганы государственной власти и органы государственной власти убъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти – органы, в полномочия которых входит управление делами всей Российской Федерации, принятые ими законы распространяют свое действие на всю территорию РФ. Такими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные органы исполнительной власти, суды РФ (за искл. мировых судей, уставных судов).

Органы государственной власти субъектов Федерации – органы, в полномочия которых входит управление делами конкретного субъекта Российской Федерации. Они могут осуществлять свое правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты в субъектах Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. К их числу относятся Законодательное Собрание, Правительство и иные органы исполнительной власти, Уставный суд, Контрольно-счетная палата и др.

По порядку осуществления компетенции государственные органы могут быть единоличными и коллегиальными. Единоличный орган состоит из одного должностного лица государства (Президент РФ). Коллегиальный орган состоит из нескольких должностных лиц. Правительство РФ является коллегиальным органом, состоящим из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

По характеру полномочий государственные органы делятся на органы общей, специальной и межотраслевой компетенции. При этом под компетенцией следует понимать определяемый конституцией или законом объем полномочии государственного органа.

Органы общей компетенции осуществляют руководство на под­ведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности. Они создаются для решения широкого круга задач, например, осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью и др. Перечисленные меры осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и др.

Органы специальной компетенции создаются для выполнения определенного рода задач, связанных с определенной сферой госу­дарственного властвования. На такие органы возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности, например Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России.

Органы межотраслевой компетенции ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например Минфин России, контрольные органы.

По срокам полномочий государственные органы могут быть постоянными и временными. Постоянные органы государственной власти создаются без ограничения срока действия, например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Что касается временных, то они создаются на определенный срок, например, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума РФ избирается сроком на 5 лет.

В зависимости от порядка формирования государственные органы могут избираться и формироваться.

Органы государственной власти избираются гражданами РФ. Например, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы государственной власти могут формироваться другим государственным органом. Правительство РФ формируется путем назначения Председателя и членов Правительства РФ. ЦИК России формируется на паритетных началах Президентом РФ и палатами Федерального Собрания РФ.

По структуре или способу организации выделяют простыеи сложные государственные органы. К простым государственным органам относят такие органы, не имеющие внутреннего подразделения, например нотариат. Сложные государственные органы обладают соответствующей структурой, организаций, например министерства, федеральные службы.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющие свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Принципиальное различие органа государства от различных общественных организаций и объединений в том, что орган государства представляет собой организацию власти, он наделяется властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, область занятий, которую именуют предметом ведения.

Признаки государственного органа состоят в том, что он:

- представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

- все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию;

- наделён властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

- органы государства тесно взаимодействуют между собой.

Компетенция государственного органа - это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за органом, а также его юридические обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.

Иерархия государственных органов предусматривает подотчетность и подконтрольность одних органов другим.

Существует несколько классификаций государственных органов:

1. По порядку их создания и характеру выполняемых ими задач (в соответствии с принципом разделения властей):

а) представительные (законодательные) (Государственная Дума, Совет народных депутатов и т. п.);

б) исполнительные (Министерство образования и науки, Правительство Воронежской области и т.п.);

в) судебные (Верховный суд РФ, Воронежский областной суд и т.д.);

г) контрольно-надзорные органы (Прокуратура РФ, прокурор Воронежской области);

2. По сроку полномочий:

а) временные - создаются для достижения краткосрочных целей (Учредительное собрание, Временное правительство);

б) постоянные - создаются без ограничения срока полномочий (Правительство РФ, император России);

3. По месту в иерархии государственных органов:

а) высшие или федеральные (Государственная Дума РФ, Президент РФ);

б) орган субъектов государства (Правительство Москвы, Воронежская областная дума);

в) местные (Муниципальный совет, Администрация городского округа);

4. По порядку осуществления компетенции:

а) коллегиальные - совместно принимающие властные решения (Совет Федерации РФ, Верховный суд РФ);

б) единоначальные - орган, в составе которого одно должностное лицо, в компетенцию которого входит право принятия самостоятельно властного решения (Председатель Правительства РФ, губернатор, генеральный прокурор).

5. По порядку формирования:

а) первичные - непосредственно избираются населением (Президент РФ, Воронежская областная Дума);

б) производные - формируются первичными органами (посол России во Франции, губернатор, Министерство здравоохранения и социального развития);

в) наследственные (монарх).

6. По правовым формам деятельности:

а) правотворческие (парламент);

б) правоприменительные (налоговая инспекция);

в) правоохранительные (районный отдел внутренних дел, городская прокуратура).

7. По характеру компетенции:

а) орган общей компетенции - имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент, Правительство);

б) органы специальной компетенции - полномочия ограничены определенной сферой (МВД).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: