Оптимизация предоставления государственных услуг в социальной сфере

Обновлено: 18.04.2024

Концепция направлена на оптимизацию деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением ФФОМС) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.

Предполагается, что реализация мероприятий, предусмотренных концепцией, обеспечит достижение, в частности, следующих результатов:

граждан персонифицированно информируют о возникновении у них прав на получение мер социальной поддержки на основании выявления отдельных жизненных ситуаций;

граждане посредством единого портала получают информацию о всех назначенных им мерах социальной поддержки, заявления о предоставлении которых поданы в том числе при посещении многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, государственных органов и организаций;

граждане круглосуточно имеют возможность получать информацию о государственных услугах в социальной сфере и мерах социальной поддержки посредством голосового и текстового взаимодействия;

социальные выплаты за счет взносов на социальное страхование осуществляются без отвлечения средств работодателей;

граждане посредством единого портала уведомляются о зачислении средств или невозможности зачисления средств и необходимости смены реквизитов счета при предоставлении мер социальной поддержки;

гражданину при определенных условиях устанавливается инвалидность без сбора и представления им документов в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы и без необходимости их посещения;

для социальных выплат за счет взносов на социальное страхование (больничный лист, пособие при рождении ребенка, по уходу за ребенком) не осуществляется сбор документов от работодателей, которые обрабатываются в государственных информационных системах;

отдельные меры социальной защиты предоставляются проактивно (без предоставления гражданами заявлений);

реализована автоматическая регистрация страхователей по обязательному пенсионному и социальному страхованию.

реализована возможность проведения медико-социальной экспертизы без представления гражданами документов и необходимости личного посещения учреждений;

осуществлено объединение форм отчетности страхователей и способов ее представления;

получение гражданами в большинстве случаев социальных статусов (например, инвалид, пенсионер и др.) осуществляется без представления документов и посещений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

К концу 2025 года должны быть достигнуты следующие показатели, свидетельствующие об успешной реализации запланированных мероприятий:

среднее сокращение сроков предоставления услуг - не менее чем на 50 процентов;

доля услуг, которые можно получить полностью в электронном виде (дистанционно, без посещения ведомств), - не ниже 80 процентов;

сокращение среднего количества необходимых к представлению документов для получения услуг - не менее чем на 60 процентов;

круглосуточная доступность дистанционных каналов обращения за услугой.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

В России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на неё будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.

Комментарий

Концепция станет базой для создания системы «социального казначейства», которая позволит предоставлять социальную помощь максимально оперативно, удобно и адресно. Работа по развитию «социального казначейства» ведётся в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, который Михаил Мишустин утвердил в 2020 году.

Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые планируется реализовать. Среди ближайших из них – проведение эксперимента не менее чем в семи пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.

Также в 2021 году заработает единый контакт-центр. С его помощью граждане смогут круглосуточно получать персональные консультации по федеральным мерам поддержки, которые им положены. Чуть позже такой формат информирования охватит социальную помощь, предоставляемую также на региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, уже в этом году опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на подопечных в электронном виде с помощью портала госуслуг. Сейчас для этого требуется их личное присутствие и предоставление бумажных документов. Граждане с инвалидностью смогут взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы по интернету и дистанционно получать все необходимые документы.

Возможности упрощённого использования материнского капитала также будут расширены. Его средства можно будет напрямую направлять через банковское приложение не только на погашение ипотеки, но и на оплату обучения.

Это лишь часть мероприятий, которые предусмотрены концепцией. Постепенно к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без заявлений и подтверждающих документов.

Конечно, «цифра» не заменит личного взаимодействия с людьми. Центры занятости, отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут сохранены. Граждане при желании, как и раньше, смогут обращаться в органы соцзащиты лично.

Перевод социальных услуг в «цифру» обсуждался на совещании с вице-премьерами 1 марта. Михаил Мишустин напомнил, что такой подход уже был апробирован в прошлом году, когда семьям с детьми автоматически начислялись президентские выплаты. «Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно. Это то, к чему мы стремимся в своей работе», – подчеркнул глава Правительства.

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 ноября 2021 г. № 3144-р

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕв области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление), являются:

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

план мероприятий ("дорожная карта") "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденный Правительством Российской Федерации 9 сентября 2021 г. № 9560п-П10.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

анализ и обработка "больших данных".

Указанные технологии будут применены для мониторинга и анализа текущего социально-экономического развития Российской Федерации, а также для формирования предложений по принятию решений в области государственного управления.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

Срок реализации проектов, входящих в состав стратегического направления, - конец 2024 года, при этом в период с 2024 по 2030 год будет продолжена работа по реализации мероприятий, отвечающих целям проектов стратегического направления.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.

Реализация стратегического направления направлена на достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателями 2017 года;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Приоритетами цифровой трансформации являются:

повышение уровня жизни граждан;

предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму;

реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданам, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;

предоставление единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Работа в России";

единые стандартизированные требования к обеспечению работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации.

Цифровая трансформация осуществляется в целях оптимизации процессов предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в социальной сфере, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, медико-социальной экспертизы, труда и занятости, совокупного изменения моделей оказания государственных услуг в социальной сфере и назначения мер социальной поддержки гражданам (предоставления гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму).

Задачами цифровой трансформации являются:

реинжиниринг процессов клиентского обслуживания;

модернизация организационно-функциональной структуры организаций;

увеличение доли использования цифровых каналов оказания социальных услуг;

реинжиниринг процессов основной и обеспечивающей деятельности.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:

наличие неудобного процесса получения мер социальной защиты (поддержки), связанного со сбором большого количества документов в бумажном виде и долгим ожиданием получения мер социальной защиты (поддержки);

исключение необходимости очного присутствия работника (соискателя) при ознакомлении или подписании кадровых документов;

наличие низкого процента ищущих работу граждан через центры занятости населения и завышенных расходов на содержание устаревших разрозненных информационных систем;

ведение кадрового делопроизводства в бумажном виде, издержки в связи с длительным хранением документов в бумажном виде, наличие высокой вероятности составления некорректных кадровых документов, противоречащих трудовому законодательству;

непринятие последовательных мер по каждому гражданину, находящемуся в тяжелой ситуации, наличие дифференцированных условий взаимодействия с гражданами в субъектах Российской Федерации при назначении одних мер социальной защиты (поддержки).

Вызовами цифровой трансформации являются:

обеспечение возможности предоставления мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине, включая данные о его доходах и расходах, занятости, жилищных условиях, лицах, находящихся на иждивении и др.);

реализация единых процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам, в том числе без сбора документов независимо от места проживания гражданина;

снижение административной нагрузки за счет изменения модели взаимодействия с государством (внедрение унифицированных цифровых сервисов, онлайн-информирование и онлайн-консультирование);

обеспечение возможности повышения качества технологических и функциональных решений за счет получения доступа к данным государственных информационных систем;

обеспечение возможности повышения качества собственных сервисов за счет эффективной интеграции с государственными услугами;

обеспечение условий для повышения адресности государственной социальной защиты (поддержки) граждан, оптимизации процесса за счет более полной, оперативной и достоверной информации об их реальных потребностях (нуждаемости);

повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств на социальное обеспечение граждан за счет инвентаризации социальных обязательств федеральных, региональных и муниципальных органов власти, исключения их дублирования, получения полной, оперативной и достоверной информации о получателях мер социальной защиты (поддержки);

повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения за счет создания единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;

повышение качества принимаемых решений в сфере социального обеспечения, труда и занятости, сокращение ошибок из-за человеческого фактора, исключение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений;

обеспечение одинакового высокого уровня качества работы вне зависимости от региона, повышение качества, доступности и комфортности получения услуг, нацеленность на удовлетворение потребностей граждан, работодателей и экономики страны за счет создания и внедрения федеральной системы управления качеством работы органов занятости;

переход от оказания отдельных услуг к комплексному решению проблем, связанных с трудоустройством;

содействие в формировании индивидуальных карьерных траекторий с учетом жизненной ситуации гражданина и потребностей работодателей, в том числе в долгосрочной перспективе;

создание единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;

обеспечение работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации по единым стандартизированным требованиям к технологии и регламентам работы, помещениям и их оснащению (единый бренд), развитию профессиональных компетенций персонала, системе контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в сфере занятости;

обеспечение ведения электронного кадрового документооборота работодателями и работниками;

предоставление возможности отслеживать трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования по образовательным организациям, региону, специальностям и отраслям;

внедрение проактивного контроля путем создания эталонных процессов в сфере трудовых отношений.

При реализации задач имеется ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

невыполнение в установленный срок работ по созданию и развитию информационных систем;

несогласование в установленный срок нормативных правовых актов;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;

недостаточный уровень финансирования, связанного с разработкой необходимого функционала.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении № 1. Показатели цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении № 2.

IV. Ответственные за реализацию стратегического направления

Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

Министерство просвещения Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральная служба по труду и занятости;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере" (по согласованию);

федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" (по согласованию);

органы власти субъектов Российской Федерации.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к стратегическому направлениюв области цифровой трансформациисоциальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ПРОЕКТЫцифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Наименование проекта

Цель проекта

Срок реализации проекта

Краткое описание проекта

Бенефициары

Проект "Электронныйкадровый документооборот"создание условий для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанныхс работой, включая обмен информациейв форме электронных документов, связанныхс работой, между работодателем, работникоми лицом, поступающим на работудо 2023 года предоставление сторонам трудовых отношений большей свободы при сохранении существующего уровняправ и гарантий;

повышение уровня сохранности документов, предусмотренных трудовым законодательством, связанных с работой;

сокращение затрат государства и организаций на ведение кадрового администрирования;

создание гибких инструментовдля развития дистанционного труда;

предоставление возможности использования для осуществления электронного кадрового документооборота подсистемы "Электронный кадровый документооборот", федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа), в том числе единого портала

Проект "Модернизациягосударственнойслужбы занятости населения"предоставлениегосударственныхуслуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в электронном виде посредством единой цифровой платформы

создание сервиса предоставления аналитической информациив части трудоустройства выпускников образовательных организаций, состояния рынка труда

до 2024 года создание единой точки доступаграждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством единой цифровой платформы;

предоставление государственных услуг и исполнение государственных функцийв области содействия занятости населенияв электронном виде посредством единой цифровой платформы, в том числе с использованием единого портала;

обеспечение работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации по единым стандартизированным требованиям;

автоматизация деятельности служб занятости населения субъектов Российской Федерации;

повышение уровня информированности граждан и организаций о текущей ситуации на рынке труда;

предоставление информации абитуриентами организациям о востребованности конкретных видов квалификации, профессий;

предоставление органам государственной власти актуальных данных для принятия оперативных мер;

предоставление работодателям необходимой информации о выпускниках, их зарплатных ожиданиях

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к стратегическому направлению в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ПОКАЗАТЕЛИцифровой трансформации стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Ответственный исполнитель

Наименование показателя

Проект "Единая цифровая платформав социальной сфере"

Пенсионный фонд Российской Федерации, Минтруд России

доля граждан, получающих меры социальной поддержки федерального уровня, на основании заявления или проактивно (без представления документов)

доля мер социальной поддержки граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, о праве на которые осуществляется проактивное информирование граждан

доля мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами, которые предоставляются гражданам на основании заявления (без истребования документов) или проактивно

доля российской электронной продукции, используемойпри реализации проектов цифровой трансформации, в общем объеме электрон

от 20 февраля 2021 года N 431-р

(с изменениями на 7 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Минтруду России, Минцифры России и Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2021 года N 431-р

Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года

(с изменениями на 7 июня 2021 года)

I. Общие положения

Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (далее соответственно - Концепция, социальная сфера) определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.

Концепция разработана для достижения следующих основных целей:

повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации;

оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов;

оптимизация процессов предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации;

оптимизация взаимодействия с гражданами при проведении медико-социальной экспертизы;

снижение административной нагрузки на страхователей (юридических лиц), оптимизация процессов их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации;

снижение издержек на осуществление функций, оказание государственных услуг и повышение эффективности основных и обеспечивающих процессов, в том числе расходов в сфере информационных технологий, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление процессов предоставления мер социальной поддержки;

оптимизация организационных структур государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также осуществляемых ими функций.

Концепция содержит краткий анализ текущего состояния информатизации Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, определяет цели и задачи, актуальность ее цифровой трансформации, устанавливает принципы и подходы, направления и мероприятия цифровизации, ожидаемые результаты.

Концепция предполагает цифровую трансформацию посредством глубокой реорганизации и реинжиниринга функциональных процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящее время в рамках координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, координации и контроля деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы осуществляются информационно-технологические мероприятия по совершенствованию процессов в сфере соответствующей государственной политики. При этом принятие Концепции необходимо для утверждения мероприятий, требующих совместной межведомственной реализации в течение продолжительного периода.

В 2020 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы реализовано значительное количество проектов в сфере информационных технологий в рамках оказываемых услуг и осуществляемых функций, в том числе:

проактивное уведомление гражданина о возможности получить пособие по безработице при увольнении. На едином портале реализован сервис проактивного уведомления граждан (в личном кабинете и на электронную почту), которые были уволены в связи с сокращением численности или штата работников организации. Для уволенных граждан будут автоматически сформированы проекты заявлений для возможности подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также для направления жалобы на работодателя в связи с нарушением трудового законодательства при увольнении по сокращению численности или штата работников;

постановка на учет в качестве безработного и получение пособия по безработице в дистанционном формате. Признание гражданина безработным и назначение пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения дистанционно на основании заявления в электронной форме, которое гражданин формирует, используя личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо личный кабинет на едином портале. При этом все необходимые для принятия решения документы и сведения запрашиваются центрами занятости населения в порядке межведомственного взаимодействия;

персонифицированное уведомление граждан о возникновении возможности получения мер социальной поддержки при возникновении таких жизненных событий, как рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. На основании обработки различных данных будет выявляться жизненное событие у гражданина посредством единой государственной информационной системы социального обеспечения, обеспечиваться его соответствие мере социальной поддержки и осуществляться уведомление гражданина через личный кабинет на едином портале;

беззаявительное оформление листков нетрудоспособности, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности работающим застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше. Фонд социального страхования Российской Федерации самостоятельно на основе сведений, предоставляемых страхователем (работодателем) о застрахованных лицах, инициирует оформление электронного листка нетрудоспособности, исключая необходимость личного посещения медицинской организации, и осуществляет назначение и выплату (в случае наличия соответствующего права) пособия по временной нетрудоспособности;

выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. С 15 апреля 2020 г. предоставление гражданам государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал реализовано полностью в электронном виде посредством единого портала без необходимости личного посещения органов Пенсионного фонда Российской Федерации в проактивном режиме. Кроме того, ведется работа по оптимизации процесса предоставления государственной услуги по распоряжению материнским (семейным) капиталом. Обеспечена возможность электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в процессе оказания услуги, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, исключая истребования отдельных документов от гражданина;

электронное информационное взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями (банками) в целях обеспечения возможности для гражданина обращения в клиентский офис кредитной организации (банка) посредством единого портала за получением государственной услуги по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса по ипотеке и на погашение действующего ипотечного кредита;

информирование граждан о страховом номере индивидуального лицевого счета их ребенка. Начиная с 15 июля 2020 г. страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования новорожденному ребенку присваивается Пенсионным фондом Российской Федерации автоматически на основании данных единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и проактивно направляется в личный кабинет матери ребенка на едином портале. При этом в личном кабинете гражданина на едином портале реализован сервис по получению родителями страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования ребенка, родившегося до 15 апреля 2020 г.;

осуществление денежных выплат в рамках государственной поддержки семей с детьми в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Процесс предоставления гражданам ежемесячной выплаты в размере 5 тыс. рублей на каждого ребенка до 3 лет, единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет был реализован максимально просто и удобно. Для получения указанных выплат необходимо было подать одно лишь заявление в электронной форме на едином портале либо в личном кабинете застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. Назначение единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка до 16 лет впервые осуществлялось в упреждающем режиме (проактивно) на основании ранее поданных заявлений на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей на детей до 3 лет и единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на детей от 3 до 16 лет;

осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" реализовано предоставление нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, ежемесячной выплаты. Для получения ежемесячной выплаты предусматривается подача гражданином только соответствующего заявления без необходимости приложения каких-либо документов. Все необходимые сведения о составе семьи, доходах членов семьи и иная информация, требующаяся для назначения ежемесячной выплаты, запрашивается уполномоченными органами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия у органов власти и организаций, в распоряжении которых находятся данные сведения;

осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 797 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей". Обеспечены выплаты на 13,6 млн. детей, 96 процентов выплат были осуществлены в беззаявительном порядке. Пенсионным фондом Российской Федерации в сжатые сроки проведена проверка значительной части массива сведений о гражданах, получавших в 2020 году выплаты на детей, с использованием единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а также сведений об ограничении (лишении) родительских прав.

Концепция разработана в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и документов:

VIII. Ожидаемые результаты и основные показатели

Концепция обеспечит значительную оптимизацию в сферах и процессах предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в социальной сфере, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы.

Основными результатами реализации Концепции для граждан являются:

изменение моделей оказания государственных услуг в социальной сфере и назначения мер социальной поддержки гражданам (предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн);

обеспечение возможности предоставления мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине, включая данные о его доходах и расходах, занятости, жилищных условиях, лицах, находящихся на иждивении и др.);

реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданам, в том числе без сбора документов независимо от места проживания гражданина.

Основными результатами реализации Концепции для бизнеса являются:

снижение административной нагрузки за счет изменения модели взаимодействия с государством (внедрение унифицированных цифровых сервисов для представления отчетности и обращений по иным вопросам, онлайн-информирование и онлайн-консультирование страхователей);

обеспечение возможности повышения качества технологических и функциональных решений за счет получения доступа к данным государственных информационных систем;

обеспечение возможности повышения качества собственных сервисов за счет эффективной интеграции с государственными услугами.

Результатами и основными показателями реализации Концепции для государства являются:

обеспечение условий для повышения адресности государственной социальной поддержки граждан, оптимизации процесса за счет более полной, оперативной и достоверной информации об их реальных потребностях (нуждаемости);

повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств на социальное обеспечение граждан за счет инвентаризации социальных обязательств федеральных, региональных и муниципальных органов власти, исключения их дублирования, получения полной, оперативной и достоверной информации о получателях мер социальной поддержки;

повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения за счет создания единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;

повышение качества принимаемых решений в сфере социального обеспечения, сокращение ошибок из-за человеческого фактора, исключение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений;

оптимизация расходов на содержание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы за счет оптимизации организационной структуры ведомств, состава их территориальных органов и снижения трудозатрат на оказание услуг;

мониторинг ситуации в сфере социального обеспечения в режиме реального времени.

К концу 2025 года должны быть достигнуты следующие показатели, свидетельствующие об успешной реализации запланированных мероприятий:

среднее сокращение сроков предоставления услуг - не менее чем на 50 процентов;

доля услуг, которые можно получить полностью в электронном виде (дистанционно, без посещения ведомств), - не ниже 80 процентов;

сокращение среднего количества необходимых к представлению документов для получения услуг - не менее чем на 60 процентов;

снижение совокупных трудозатрат на исполнение процессов основной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с объемом выполняемых операций в настоящее время - не менее чем на 35 процентов;

снижение совокупных трудозатрат на исполнение процессов обеспечивающей деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с объемом выполняемых операций в настоящее время - не менее чем на 20 процентов;

круглосуточная доступность дистанционных каналов обращения за услугой.

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, в 2021 году обеспечит достижение следующих результатов:

опекуны и законные представители получают возможность оформлять меры социальной поддержки для подопечных в электронном виде;

граждан персонифицированно информируют о возникновении у них прав на получение мер социальной поддержки на основании выявления отдельных жизненных ситуаций;

граждане посредством единого портала получают информацию о всех назначенных им мерах социальной поддержки, заявления о предоставлении которых поданы в том числе при посещении многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, государственных органов и организаций;

граждане круглосуточно имеют возможность получать информацию о государственных услугах в социальной сфере и мерах социальной поддержки посредством голосового и текстового взаимодействия;

социальные выплаты за счет взносов на социальное страхование осуществляются без отвлечения средств работодателей;

отдельным органам и организациям всех уровней бюджетов Российской Федерации обеспечивается возможность подключения к необходимым компонентам единой государственной информационной системы социального обеспечения для взаимодействия с единым порталом, получения информации в рамках электронного межведомственного взаимодействия при реализации необходимых процессов предоставления мер социальной поддержки в собственных информационных системах.

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, в 2022 году обеспечит достижение следующих результатов:

граждане посредством единого портала уведомляются о зачислении средств или невозможности зачисления средств и необходимости смены реквизитов счета при предоставлении мер социальной поддержки;

гражданину при определенных условиях устанавливается инвалидность без сбора и представления им документов в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы и без необходимости их посещения;

для социальных выплат за счет взносов на социальное страхование (больничный лист, пособие при рождении ребенка, по уходу за ребенком) не осуществляется сбор документов от работодателей, которые обрабатываются в государственных информационных системах;

расширен перечень жизненных ситуаций, на основании выявления которых граждане персонифицированно информируются о возникновении у них прав на получение мер социальной поддержки;

отдельные меры социальной защиты предоставляются проактивно (без предоставления гражданами заявлений);

реализована автоматическая регистрация страхователей по обязательному пенсионному и социальному страхованию.

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, в 2023 - 2024 годах обеспечит достижение следующих результатов:

органам и организациям всех уровней бюджетов обеспечивается возможность подключения к необходимым компонентам единой государственной информационной системы социального обеспечения для взаимодействия с единым порталом, получения информации в рамках электронного межведомственного взаимодействия при реализации необходимых процессов предоставления мер социальной поддержки в собственных информационных системах;

реализована возможность проведения медико-социальной экспертизы без представления гражданами документов и необходимости личного посещения учреждений;

осуществлено объединение форм отчетности страхователей и способов ее представления;

получение гражданами в большинстве случаев социальных статусов (например, инвалид, пенсионер и др.) осуществляется без представления документов и посещений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

при установлении мер социальной поддержки имеется возможность осуществлять эффективное их предоставление исходя из нуждаемости граждан;

меры социальной поддержки, по которым отсутствует необходимость выбора гражданином направления и способа их получения, предоставляются проактивно (в беззаявительном порядке), а иные - только посредством представления заявления гражданина;

снижены затраты на информационные системы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

снижены трудозатраты при осуществлении функций на федеральном уровне и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, в 2025 году обеспечит достижение следующих результатов:

порядок взаимодействия с гражданами при предоставлении мер социальной поддержки на всей территории Российской Федерации не имеет различий;

значительная часть процессов при предоставлении мер социальной поддержки осуществляется автоматизированным способом;

органы и организации всех уровней бюджетов Российской Федерации при предоставлении мер социальной поддержки используют единые информационно-технические решения для проактивного оказания услуг, автоматизированного осуществления функций или обеспечивается возможность подключения к необходимым компонентам единой цифровой платформы для реализации необходимых процессов в собственных информационных системах, а также существует возможность передать функции по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки единой уполномоченной организации на федеральном уровне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: