Оптимальным для установления психологического контакта между адвокатом и доверителем является

Обновлено: 18.04.2024

Все знают, что доверие – это важнейшая часть любых отношений, как в семье, так и вне ее. Когда люди доверяют друг другу, то между ними возникает открытое и позитивное общение, уверенность в порядочности, честности, добросовестности друг друга.

Почему так важно доверие между защитником и доверителем?

Построение отношений между людьми – довольно сложный процесс. Клиент, который не понимает юридических аспектов и не разбирается в происходящем, должен поверить адвокату, положиться на его знания, желание помочь и довериться ему.

Доверие важно с обеих сторон, как со стороны адвоката, так и клиента. Бывает, что клиенты не раскрывают перед адвокатом полную картину всего происходящего с ними. Так случается по разным причинам. Например, доверитель не считает это важным, намеренно скрывает очерняющие его факты, стыдится их или погруженный в свои переживания просто забывает какие-то важные моменты. А ведь обман клиентом своего адвоката, намеренный или нет, практически всегда приводит к негативным последствиям.

Еще более серьезной является ситуация, когда адвокат обманывает или относится с пренебрежением к своему клиенту, по сути, работая против него. Зачастую люди обращаются к юристу, когда ситуация сильно запущена, поэтому без эмоций подойти к ней сложно. Именно таким нестабильным психологическим состоянием доверителя и могут воспользоваться непорядочные адвокаты.

Однако грамотный и успешный адвокат никогда не воспользуется доверием клиента и не станет использовать его против него. При этом он не будет потакать всем «прихотям» клиента, а постарается отнестись к нему с пониманием, корректно разъяснив все аспекты и перспективы дела.

Как с точки зрения закона защищен клиент от услуг недобросовестного адвоката?

При выборе адвоката клиент должен быть уверен в его грамотности и профессионализме. Защитник должен показать клиенту, что ему можно доверять и рассказать любую даже самую конфиденциальную информацию.

Именно поэтому, важным требованием, которые предъявляются к адвокату, является обязанность избегать действий, направленных на подрыв доверия, невозможность злоупотреблять доверием. Все эти требования регламентированы в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Не стоит думать, что адвокат, который обманул доверие клиента, останется безнаказанным!

Случай из моей практики.

Сейчас я расскажу про ситуацию, которая была в моей практике. Речь идет о деле, когда адвокат, представляя интересы клиента на следствии, «незаметно» встал на сторону следствия, то есть обвинения. Однако подозреваемая по делу на допросе заметила неадекватное его статусу защитника поведение и написала жалобу в Палату адвокатов.

Как вы считаете, что дало ей это обращение? Может быть, оно обернулось против нее? Что стало с возбужденным в отношении нее делом?

И так, в своей жалобе она рассказала, что адвокат общался с ней грубо, неуважительно, не обратил внимания на ее плохое самочувствие, угрожал отобрать у нее ребенка, тем самым вынудив подписать все документы, которые были необходимы следователю. Она даже не успела прочитать, что там было написано. При этом в дальнейшем данный защитник не участвовал в деле.

Я представлял ее интересы на заседании Квалификационной комиссии адвокатов, а также занимался вопросом признания данного допроса недопустимым доказательством и участвовал в рассмотрении ее дела в суде.

Я не буду подробно вдаваться в процессуальные моменты, перечислять, какие именно статьи и пункты нарушил адвокат. В его деятельности Квалификационная комиссия адвокатов усмотрела множество нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката, а также ненадлежащее исполнение адвокатских обязанностей перед доверителем.

Финал этой истории?

Недобросовестный адвокат был привлечен к дисциплинарной ответственности, а уголовное дело в отношении моей подзащитной было прекращено!

Как понять, что юристу нельзя доверять?

Конечно, я никому не желаю попасть в ситуацию, когда экстренно потребуются услуги адвоката. Тем не менее, поделюсь своими мыслями на этот счет:

  1. Не стоит верить юристу, который дает вам 100-процентную гарантию. Решение принимает не адвокат, а судья. Даже если адвокат действительно является профессионалом своего дела, что-то может пойти не так: поменяются законы, вскроются новые факты, судью бросит муж. Ни на одном договоре не будет прописана 100 процентная гарантия успеха. Поэтому если юрист вам обещает на 100 процентов, что все будет отлично, бегите!
  2. Грамотный юрист никогда не будет оказывать давление на клиента, рассказывать, что именно ваше дело его специализация, уговаривать, «хвастаться» знакомством с судьей, прокурором и так далее.
  3. Грамотный специалист не будет оказывать свои услуги бесплатно или исключительно за процент от выигрыша по делу.

И последнее: добросовестный и уважающий себя и своего доверителя юрист всегда думает о своей репутиции. Поэтому он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами, даже в случае проигрыша в деле. Хороший адвокат введет клиента в курс дела, объяснит все риски и возможный исход дела, предоставив время подумать.

5 июня на образовательном вебинаре ФПА РФ с онлайн-лекцией на тему «Психотипы доверителей. Как определить и как взаимодействовать» выступила доцент кафедры адвокатуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.психол.н., действительный член Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палаты судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова» Лариса Скабелина.

В первой части вебинара Лариса Скабелина дала определение психологического типа личности – это уникальная совокупность психологических характеристик, которыми определяются стойкие и повторяющиеся реакции на факторы окружающей среды. Лектор отметила, что знание психологических типов доверителей требуется адвокатам в самых разных отраслях права. Как пояснила Лариса Скабелина, знание психотипа своего собеседника – не только доверителя, но и следователя, прокурора, судьи и т.д. позволяет выбирать оптимальные формы взаимодействия с ним и спрогнозировать его поведение, в том числе в стрессовой ситуации, понимать природу конфликтов и предупреждать их, выбирать эффективную стратегию самореализации в профессии.

Во второй части вебинара лектор рассказала о различных классификациях психологических типов личности и подробно остановилась на классификации, созданной российским психологом Аркадием Егидесом, содержащей описание 8 типов личностей: параноидальный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, шизоидный, психоастеноидный, сензитивный, гипотимный. Лариса Скабелина перечислила типичные ошибки адвокатов при общении с доверителями разных психологических типов. Так, от доверителя-психоастеноида нельзя требовать быстрого принятия решения или отказываться от ранее достигнутых с ним договоренностей. Беседу с доверителем-гипотимом необходимо проводить в неспешном, медленном темпе и постоянно оказывать ему моральную поддержку. Доверитель, относящийся к сензитивному типу, наряду с психоастеноидным и гипотимным, особенно чувствителен к фальши и неискренности, поэтому с ним необходимо быть открытым.

В третьей части вебинара Лариса Скабелина обратила внимание слушателей на правила определения психологических типов. В частности, она пояснила, что в чистом виде психологические типы практически не встречаются и в каждом человеке, как правило, присутствует несколько типов; не следует делать вывод о принадлежности доверителя к тому или иному типу по 1–2 признакам, важно понять логику поведения психотипа, необходимо различать состояние, в котором человек находится в данный момент, и свойства его личности. Лектор рекомендовала слушателям литературу по теме вебинара, а также представила для выполнения домашнее задание по материалам вебинара.

Скабелина Лариса

Обязательной частью профессиональной деятельности адвоката является общение с доверителем, в процессе которого его участники обмениваются информацией, оценивают друг друга, взаимодействуют. Автор настоящей статьи раскрывает содержание понятий психологического и коммуникативного контакта, рассматривает психологические аспекты установления доверия в профессиональном общении адвоката.

Теодору Рузвельту приписывают фразу: «Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми». Автор знаменитой «Школы адвокатуры» Р. Гаррис также указывал на умение общаться, понимать людей как важнейшее условие успеха адвоката: «Вся работа адвоката идет в области человеческой природы. Люди – его рабочий прибор, люди – та нива, над которой он трудится. Измеряет ли он силы противника, настроение присяжных, оценивает ли умственные способности и добросовестность свидетеля, все равно – ключ к успеху лежит в знании человеческой природы или человеческого характера» 1 .

Купив номер, вы получаете доступ к полной версии как этой статьи, так и всех материалов этого выпуска на сайте. Кроме того, вы получите возможность просмотреть его PDF-версию в вашем личном кабинете.

Макаров Сергей

Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.

В отсутствие стандартизированного порядка проведения опроса и шаблонов документов, которыми факт проведения и содержание опроса могут фиксироваться

Трубецкой Никита

Онучин Александр

Сасов Константин

Кудряшова Анна

Рубинштейн Евгений

Допрос эксперта-психолога в суде

Учиться вести переговоры

Правильно заданные вопросы

© 2007—2017 «Новая адвокатская газета»
© 2017—2022 «Адвокатская газета»

Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. При воспроизведении материалов необходима ссылка на источник публикации – «Адвокатскую газету». Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.

Редакция «Адвокатской газеты» не предоставляет юридические консультации, контакты адвокатов и материалы дел.

Метка * означает упоминание лиц, внесенных в реестр иностранных агентов.
Метка ** означает упоминание организации, запрещенной в РФ.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.


На примерах из дисциплинарной практики были рассмотрены актуальные вопросы взаимодействия адвокатов и доверителей, связанные с заключением соглашения на оказание юридической помощи, определением адвокатского вознаграждения, возможности включения в соглашение штрафных санкций, а также иные аспекты оказания профессиональной юридической помощи.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 17 декабря в Федеральной палате адвокатов РФ состоялся заключительный в 2019 г. вебинар по повышению квалификации адвокатов. С лекцией на тему «Профессиональная этика адвоката (часть 4)», посвященной особенностям взаимоотношений адвоката и доверителя, выступил член Комиссии ФПА по этике и стандартам, вице-президент АП г. Москвы, к. ю. н., доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Николай Кипнис.

В начале лекции спикер напомнил, что, согласно Закону об адвокатуре, адвокат не может отказаться от принятой на себя обязанности по защите доверителя. В то же время последний вправе расторгнуть соглашение с защитником. По словам Николая Кипниса, многие вопросы, связанные с рассматриваемой тематикой, являются предметом острых дискуссий представителей адвокатского сообщества, которые наделены полномочиями рассматривать дисциплинарные дела.

Лектор обратил внимание, что, хотя отношения адвоката и доверителя носят гражданско-правовой характер, не следует забывать, что адвокат, с одной стороны, является более сильной стороной правоотношений (как профессиональный участник). С другой стороны, логика Закона об адвокатуре и КПЭА такова, что адвокат является более «слабым» участником этих правоотношений, поскольку спрос с него гораздо больше, чем с доверителя. Так, например, несоблюдение простой письменной формы соглашения на оказание юридической помощи для доверителя влечет невозможность в суде ссылаться на свидетельские показания, а для адвоката – дисциплинарную ответственность.

Николай Кипнис подчеркнул, что соглашение об оказании юридической помощи есть способ формализации отношений адвоката с доверителем, но не инструмент заработка адвоката. То есть данный документ должен быть лишен «коммерческих» изысков и уловок, влекущих неблагоприятные последствия для доверителя. «Если адвокат умеет снять конфликт с доверителем, обойтись без жалоб и споров, – это признак профессионализма», – отметил он.

Отдельное внимание лектор уделил предмету соглашения об оказании юридической помощи, а также рискам, которые несет для адвоката некорректная формулировка предмета соглашения. Он пояснил, каким образом конкретизация формулировки предмета соглашения защищает адвоката от необоснованных притязаний со стороны доверителя.

Лектор также отметил, что, несмотря на законодательные новации, допускающие альтернативные формы заключения сделок, самым безопасным остается заключение соглашений традиционным способом – на бумажном носителе с подписями сторон. Применяя альтернативную форму заключения соглашения, добавил он, следует делать это осознанно, учитывая сопутствующие риски.

Была также рассмотрена тема определения адвокатского вознаграждения. Спикер отметил допустимость различных форм оплаты – как аванса в размере 100%, так и оплаты частями, в том числе в зависимости от сегмента оказанной юридической помощи. «Но здесь всегда должна быть прозрачность отношений с доверителем», – подчеркнул он, пояснив это на примерах из дисциплинарной практики. При этом лектор добавил, что ни один дисциплинарный орган не вправе вмешиваться в вопрос о том, обоснованно ли адвокат оценил в конкретную денежную сумму определенный объем работы, поскольку это сугубо отношения адвоката и доверителя.

Президент РФ подписал закон, регулирующий инвестиционные отношения с использованием специальных интернет-платформ

Также на примере из практики АП г. Москвы был затронут вопрос краудфандинга как способа финансирования оказания юридической помощи. Лектор отметил, что до появления Разъяснений Комиссии ФПА по этике и стандартам от 13 сентября 2018 г. № 04/18 АП г. Москвы, рассматривая подобные вопросы, ставила во главу угла принцип честности и прозрачности действий адвоката.

Касательно того, вправе ли адвокат включать в соглашение штрафные санкции в отношении доверителя (например, если тот своевременно не произведет оплату услуг), Николай Кипнис пояснил, что, несмотря на то что законом это не запрещено, имеет место определенная коллизия в полномочиях дисциплинарных органов и судов. Так, в Законе об адвокатуре прямо указано, что одно из оснований привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей перед доверителем. «Многие доверители воспринимают квалифкомиссию и совет палаты как органы, разрешающие гражданско-правовой спор, и, считая, что адвокаты их “обидели”, яростно сражаются в дисциплинарном производстве, не помнимая, что оно не имеет целью разрешение их гражданско-правового спора», – отметил он. Лектор добавил, что дисциплинарное производство в целом не разрешает гражданско-правовой спор и соответствующие документы не имеют преюдициальной силы. Однако, несмотря на это, если судам близка позиция дисциплинарных органов палаты, они в своих решениях могут сослаться на их выводы.

Адвокаты вправе взыскивать неустойку со своих доверителей за несвоевременную оплату юридической помощи

Как следует из разъяснения Совета АП Ленинградской области, законодательство не ограничивает право адвокатов предусматривать соответствующее взимание пени или штрафа в соглашениях об оказании юридической помощи

Кроме того, были рассмотрены вопросы правовой природы соглашения об оказании юридической помощи, в связи с чем спикер рекомендовал адвокатам включать в соглашение пункт о том, что оно может быть расторгнуто в любой момент по инициативе как адвоката, так и доверителя.

Дискуссионным, по словам Николая Кипниса, является вопрос о расторжении соглашения на защиту в уголовном судопроизводстве. «Тезис, который мы постоянно проводим в дисциплинарной практике, заключается в том, что ни одна дисциплинарная позиция не должна быть тупиковой, препятствовать работе госорганов, в том числе останавливать судопроизводство как вид государственной деятельности. Кроме того, она должна учитывать интересы граждан, – подчеркнул он. – Мы исходим из того, что если адвокат действует по назначению, то единственный способ у подзащитного отказаться от его услуг – заявить обоснованный отказ. Если же защита осуществляется по соглашению, то в нашем понимании расторжение соглашения прекращает все правовые последствия».

В связи с этим спикер обратил внимание адвокатов на то, какая оговорка должна быть внесена при заключении соглашения третьими лицами в пользу доверителя.

Была также затронута тема партнерства адвокатов с коммерческими структурами, занимающимися оказанием юридической помощи. На примерах из практики лектор пояснил, какие подводные камни ожидают адвокатов в данном партнерстве, в связи с чем рекомендовал максимально документировать все аспекты взаимодействия в целях обеспечения профессиональной безопасности.

В заключение Николай Кипнис ответил на многочисленные вопросы зрительской аудитории.

Все знают, что доверие – это важнейшая часть любых отношений, как в семье, так и вне ее. Когда люди доверяют друг другу, то между ними возникает открытое и позитивное общение, уверенность в порядочности, честности, добросовестности друг друга.

Почему так важно доверие между защитником и доверителем?

Построение отношений между людьми – довольно сложный процесс. Клиент, который не понимает юридических аспектов и не разбирается в происходящем, должен поверить адвокату, положиться на его знания, желание помочь и довериться ему.

Доверие важно с обеих сторон, как со стороны адвоката, так и клиента. Бывает, что клиенты не раскрывают перед адвокатом полную картину всего происходящего с ними. Так случается по разным причинам. Например, доверитель не считает это важным, намеренно скрывает очерняющие его факты, стыдится их или погруженный в свои переживания просто забывает какие-то важные моменты. А ведь обман клиентом своего адвоката, намеренный или нет, практически всегда приводит к негативным последствиям.

Еще более серьезной является ситуация, когда адвокат обманывает или относится с пренебрежением к своему клиенту, по сути, работая против него. Зачастую люди обращаются к юристу, когда ситуация сильно запущена, поэтому без эмоций подойти к ней сложно. Именно таким нестабильным психологическим состоянием доверителя и могут воспользоваться непорядочные адвокаты.

Однако грамотный и успешный адвокат никогда не воспользуется доверием клиента и не станет использовать его против него. При этом он не будет потакать всем «прихотям» клиента, а постарается отнестись к нему с пониманием, корректно разъяснив все аспекты и перспективы дела.

Как с точки зрения закона защищен клиент от услуг недобросовестного адвоката?

При выборе адвоката клиент должен быть уверен в его грамотности и профессионализме. Защитник должен показать клиенту, что ему можно доверять и рассказать любую даже самую конфиденциальную информацию.

Именно поэтому, важным требованием, которые предъявляются к адвокату, является обязанность избегать действий, направленных на подрыв доверия, невозможность злоупотреблять доверием. Все эти требования регламентированы в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Не стоит думать, что адвокат, который обманул доверие клиента, останется безнаказанным!

Случай из моей практики.

Сейчас я расскажу про ситуацию, которая была в моей практике. Речь идет о деле, когда адвокат, представляя интересы клиента на следствии, «незаметно» встал на сторону следствия, то есть обвинения. Однако подозреваемая по делу на допросе заметила неадекватное его статусу защитника поведение и написала жалобу в Палату адвокатов.

Как вы считаете, что дало ей это обращение? Может быть, оно обернулось против нее? Что стало с возбужденным в отношении нее делом?

И так, в своей жалобе она рассказала, что адвокат общался с ней грубо, неуважительно, не обратил внимания на ее плохое самочувствие, угрожал отобрать у нее ребенка, тем самым вынудив подписать все документы, которые были необходимы следователю. Она даже не успела прочитать, что там было написано. При этом в дальнейшем данный защитник не участвовал в деле.

Я представлял ее интересы на заседании Квалификационной комиссии адвокатов, а также занимался вопросом признания данного допроса недопустимым доказательством и участвовал в рассмотрении ее дела в суде.

Я не буду подробно вдаваться в процессуальные моменты, перечислять, какие именно статьи и пункты нарушил адвокат. В его деятельности Квалификационная комиссия адвокатов усмотрела множество нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката, а также ненадлежащее исполнение адвокатских обязанностей перед доверителем.

Финал этой истории?

Недобросовестный адвокат был привлечен к дисциплинарной ответственности, а уголовное дело в отношении моей подзащитной было прекращено!

Как понять, что юристу нельзя доверять?

Конечно, я никому не желаю попасть в ситуацию, когда экстренно потребуются услуги адвоката. Тем не менее, поделюсь своими мыслями на этот счет:

  1. Не стоит верить юристу, который дает вам 100-процентную гарантию. Решение принимает не адвокат, а судья. Даже если адвокат действительно является профессионалом своего дела, что-то может пойти не так: поменяются законы, вскроются новые факты, судью бросит муж. Ни на одном договоре не будет прописана 100 процентная гарантия успеха. Поэтому если юрист вам обещает на 100 процентов, что все будет отлично, бегите!
  2. Грамотный юрист никогда не будет оказывать давление на клиента, рассказывать, что именно ваше дело его специализация, уговаривать, «хвастаться» знакомством с судьей, прокурором и так далее.
  3. Грамотный специалист не будет оказывать свои услуги бесплатно или исключительно за процент от выигрыша по делу.

И последнее: добросовестный и уважающий себя и своего доверителя юрист всегда думает о своей репутиции. Поэтому он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами, даже в случае проигрыша в деле. Хороший адвокат введет клиента в курс дела, объяснит все риски и возможный исход дела, предоставив время подумать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: