Определите в виде логической схемы содержание форма цель соотношение следующих понятий правосудие

Обновлено: 18.04.2024

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определённых отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объёма понятий.

По содержанию могут быть два вида отношений между понятиями – сравнимость и несравнимость.

1). Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие суще­ственные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, «право», «политика», «мораль» (общественное явление), «юрист» и «адвокат» (высшее юридическое образование), «взятка» и «кража» (правонарушения). Степень сравнимости понятий может быть различной, а сами сравнения – весьма разнообразными, отражающими всё многообразие отношений предметов и явлений в окружающем мире.

2). Несравнимыепонятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по свое­му содержанию. Например, «симфониче­ская музыка» и «кассационная жалоба», «процессуальные акты предварительного расследования» и «общая тетрадь», «государство» и «всемирное тяготение».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Логический анализ несравнимых понятий невозможен.

В зависимости от того, как соотносятся объёмы сравнимых понятий, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые– это такие понятия, объёмы которых совпадают полностью или частично.Несовместимые – это понятия, объёмы которых не сов­падают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объём общего для них понятия. Отношения между понятиями разделяются на отношения совместимости и несовместимости.


Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера (круговых схем), названных так в честь Леонарда Эйлера (1707 – 1783) – одного из крупнейших математиков XVIII века, родившегося в Швейцарии, но весь свой талант отдавшего России. Каждый круг обозна­чает объём понятия, а любая точка внутри круга – предмет, входящий в его объём. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения.

Типы отношений совместимости понятий:

1). В отношенияхравнозначности (тождественности) находятся совместимые понятия, объёмы которых полностью совпадают. В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определённую сторону (су­щественный признак) данного предмета или класса однородных предметов.

Например, объёмы понятий А – «сын» и В – «внук» совпа­дают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук – чей-то сын), но содержания их различны. Аналогично: «Россия» и «Российская Федерация», «Ленинград» и «Санкт-Петербург», «равносторонний прямоугольник» и «квадрат».


Необходимо отличать равнозначные понятия от равнозначных слов-синонимов. У равнозначных понятий одинаковый объём, но разное содержание. А слова-синонимы выражают понятия с одинаковым объёмом и содержанием. Замена в любом осмысленном высказывании слов-си­нонимов друг с другом не влияет на смысл высказывания. Замена же слов, вы­ражающих равнозначные понятия, может привести к существенному искаже­нию смысла. Например, в высказывании «В 1980 году Москва была столицей игр XXII Олимпиады» нельзя заменить понятие «столица игр XXII Олимпиа­ды» равнозначным ему понятием «центр Московской области». Таким обра­зом, слова или словосочетания, выражающие равнозначные понятия, сами по себе не являются равнозначными.

2). В отношенииподчинения (субординации) находятся совместимые понятия, объём одно­го из которых полностью входит в объём другого, составляя его часть, не исчерпывая всего его содержания.

В таком отношении, например, находятся понятия А – «кража» и В – «кража личного имущества граждан», «металл» и «золото», «дерево» и «берёза».


Объём первого понятия шире объёма второго поня­тия: кроме кражи личного имущества граждан в него входит также кража государственного, кооперативного имущества; есть другие металлы, кроме золота; берёза – один из видов деревьев.

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объёмом (подчиняющее) является родовым, илиродом, по отношению к понятию с меньшим объёмом (подчинённому), а последнее по отношению к первому называется видовым, иливидом. Понятие «республика» является родовым по отношению к понятию «федеративная республика», но видовым по отношению к понятию «государство».

Предельно общие понятия являются только родовыми, единичные понятия – только видовыми, остальные могут быть и теми, и другими. Родовидовые отношения лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объёма понятий и некоторых видов определения.

3). В отношениипересечения (перекрещивания) находятся совместимые поня­тия, у которых объёмы частично совпадают. Частично совпадает и содержание данных понятий.

Например, пересекающимися понятиями являются А – «спортсмен» и В – «студент»: часть спортсменов являются студентами, a часть студентов – спортсменами. В совместившейся части кругов мыслятся те спортсмены, которые являются студентами, а также те студенты, которые являются спортсменами.


При иллюстрации отношений междунесовместимыми понятиями возни­кает потребность во введении более широкого по объёму понятия, которое включало бы объёмы несовместимых понятий.

Типы отношений несовместимости понятий:

1). В отношении соподчинения (координации) находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родо­вому понятию.

Соподчинённые понятия В и С – это виды одного рода А, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, В – «должностное преступление» и С – «хозяйствен­ное преступление», где А – «преступление»; «монархия» и «республика» – соподчинённые понятия при родовом понятии «форма правления».


2). В отношениипротивоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом содержат взаимоисключающие при­знаки.

Например, А – «тяжкое телесное повреждение» и В – «лёгкое телесное повреждение», где родовое понятие – «телесное повреждение». Объёмы противоположных понятий составляют лишь часть объёма общего для них родо­вого понятия: «богатство» и «бедность», «мудрость» и «глупость», «добро» и «зло», «чёрный» и «белый».


Слова, выражающие противоположные понятия, называютсяантонимами. Например: осудить – оправдать, обвинение – защита, алиби – улики, мягкое наказание – строгое наказание и др. Неудачное использование анто­нимов приводит к неясности мысли: «Потерпевший делал всё возможное, силясь побороть свою слабость» или «Гудов участвовал в преступных действиях в силу слабости своего характера».

3). В отношениипротиворечия (контрадикторности) находятся такие два поня­тия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

Например, А – «виновный» и не-А – «невиновный», где родовое понятие – «человек». Объёмы двух противоречащих понятий со­ставляют весь объём рода, видами которого они являются (закон «третьего не дано»): «металл» – «неметалл», «живое» – «неживое».


Итак, в логике выделяется шесть вариантов отношений между понятиями. Любые два сравнимых понятия обязательно находятся в одном из шести указанных случаев отношений.

Надо обратить внимание на то, что если два понятия обозначают часть и целое, например, «месяц»и «год»,то они находятся в отношении соподчинения, хотя может показаться, что между ними отношение подчинения, ведь месяц входит в год. Однако если бы понятия «месяц»и «год» были подчинёнными, то тогда надо было бы утверждать, что месяц – это обязательно год, а год – это не обязательно месяц. Месяц – это не год, а год – это не месяц, но и то, и другое – отрезок времени, следовательно, понятия «месяц»и «год»,так же как и понятия «книга» и «страница книги», «автомобиль» и «колесо автомобиля», «молекула» и «атом»и т. п., находятся в отношении соподчинения, так как часть и целое – не то же самое, что вид и род.

Рассмотрим отношения между понятиями «дедушка», «отец», «мужчина», «человек»с помощью круговой схемы.


Как видим, указанные четыре понятия находятся в отношении последовательного подчинения: дедушка – это обязательно отец, а отец – не обязательно дедушка; любой отец – это обязательно мужчина, однако не всякий мужчина является отцом; и, наконец, мужчина – это обязательно человек, но человеком может быть не только мужчина.

Отношения между понятиями «хищник», «рыба», «акула», «пиранья», «щука»изображаются следующей схемой:


Подытоживая всё сказанное, отметим, что отношения между понятиями – этоотношения между их объёмами.Значит, для того чтобы было возможно установить отношения между понятиями, их объём должен быть резким, а содержание, соответственно, ясным, то есть эти понятия должны быть определёнными. Что касается неопределённых понятий, то установить точные отношения между ними достаточно сложно, фактически невозможно, ведь из-за неясности их содержания и нерезкости объёма два каких-нибудь неопределённых понятия можно будет характеризовать как равнозначные или как пересекающиеся, или как подчиняющиеся и т. д. Например, возможно ли установить отношение между неопределёнными понятиями «неаккуратность» и «небрежность»?То ли это будет равнозначность, то ли подчинение – точно сказать невозможно. Таким образом, отношения между неопределёнными понятиями являются также неопределёнными.

Знание отношений между понятиями имеет огромное значение для их правильного употребления в устной и письменной речи, отражения действительных отношений между самими вещями, обозначаемыми понятиями. Содержание равнозначных понятий может меняться (от негативной оценки к нейтральной или положительной, и наоборот). Один и тот же человек может обозначаться по-разному: фамилия (Петров), местоимение (он), социальный статус (студент), ситуация (потерпевший).

Логические ошибки в отношениях между понятиями:

1) использование неравнозначных понятий в качестве равнозначных: плебисцит (опрос общественного мнения) и референдум (опрос, имеющий юридическую силу) – одинаковы по процедуре проведения;

2) использование равнозначных понятий в качестве различных («суверенность» и «независимость», «легальность» и «законность»);

3) смешение родовых и видовых понятий, неправильное их употребление (вместо «женщина» говорится «человек») для увеличения или уменьшения выразительности речи.

Подчинённые родовидовые понятия пишутся слитно («западноевропейский», «восточнославянский»), а соподчинённые понятия – через дефис («северо-запад», «газетно-журнальный зал», «Австро-Венгрия»).

Таким образом, уяснение логической структуры понятий, определение их видов и отношений между сравнимыми понятиями даёт возможность пе­рейти к рассмотрению логических действий, или операций над понятиями.

Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их содержание и значение. Адвокатура, ее задачи.

Становление и развитие российской адвокатуры.

Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокатская палата субъекта РФ. Квалификационные комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Федеральная палата адвокатов РФ.

Правовой статус адвоката. Порядок и условия приобретения и прекращения статуса адвоката.

Тематический план лекций

1. Судебная власть и правосудие (2 часа)

1) Понятие, сущность и социальное предназначение судебной власти.

2) Правосудие, его сущность и признаки.

3) Судопроизводство, его виды. Соотношение с понятием правосудия.

2. Принципы правосудия (2 часа)

1) Понятие и значение принципов правосудия.

2) Классификация принципов.

3) Содержание отдельных принципов правосудия (по выбору преподавателя).

3. Судебная система РФ (4 часа)

1) Понятие судебной системы, ее единство и внутренняя структура.

2) Звено судебной системы. Краткий абрис звеньев в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судах.

3) Понятие судебной инстанции. Суд первой инстанции.

4) Проверочные инстанции (формы проверки судебных решений): общая теоретическая характеристика.

4. Правовой статус судей (2 часа)

1) Общая характеристика правового статуса судей.

2) Требования, предъявляемые к судье.

3) Порядок наделения судей полномочиями.

4) Гарантии независимости судей.

5) Срок полномочий судей.

5. Прокуратура РФ (2 часа)

1) Общая характеристика прокуратуры и ее функций.

2) Прокурорский надзор и его отрасли.

3) Осуществление прокуратурой уголовного преследования.

4) Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

5) Система органов прокуратуры.

6. Оперативно-розыскная деятельность и предварительное расследование уголовных дел (2 часа)

1) Оперативно-розыскная деятельность и органы, ее осуществляющие.

2) Сущность, задачи и формы предварительного расследования.

3) Органы предварительного следствия.

4) Органы дознания.

3.4 Практические занятия

Общие рекомендации для подготовки к практическим занятиям:

При подготовке к занятию необходимо:

1. Изучить основную и дополнительную литературу по теме практического занятия, нормативный материал, постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

2. Выполнить задания и решить задачи (в письменной форме).

3. Выполнить индивидуальные задания преподавателя (подготовить научный доклад, презентацию).

Оценка работы студентов по балльно–рейтинговой системе (текущая аттестация).

Оценка по балльно-рейтинговой системе раскрывается в таблице 2 (с. 16).

Модуль 1 (сентябрь-октябрь, 16 часов, 30 баллов)

Наименование тем практических занятий

Судебная власть и правосудие

Судебная система РФ

Суды общей юрисдикции

Арбитражные суды и иные арбитражные органы

Модуль 2 (ноябрь-декабрь, 12 часов, 30 баллов)

Конституционный Суд Российской Федерации и

органы конституционного контроля субъектов РФ

Правовой статус судей, присяжных и арбитражных

заседателей. Органы судейского сообщества

Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в

Система органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность и предварительное

расследование уголовных дел

Форма рубежного контроля – тестирование (5 баллов на модуль). 13

Планы практических занятий.

Тема 1. Судебная власть и правосудие (2 часа) .

1. Понятие, признаки и социальное предназначение судебной власти.

2. Понятие и признаки правосудия.

3. Понятие судопроизводства. Соотношение понятий судопроизводства и правосудия.

4. Виды судопроизводства, их краткая характеристика.

1. На основе анализа положений Конституции РФ и Концепции судебной реформы аргументировано ответьте на вопрос: какое место занимает суд в правоохранительной деятельности? При этом следует назвать конкретные полномочия суда, закреплённые в главе 2 Конституции РФ.

2. Является ли борьба с преступностью задачей суда? Аргументируйте свой ответ ссылками на положения Концепции судебной реформы (подраздел 3 «Искажение природы и целей юстиции» раздела II. «Проблемы юстиции»).

3. Определите в виде логической схемы «содержание – форма – цель» соотношение следующих понятий: «правосудие», «судебная защита», «судебная власть» и поясните ее.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Концепция судебной реформы.

Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. №10.

Лазарева В.А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. - Самара, 1999.

Поздняков М.Л. Судебная реформа: пациент скорее жив, чем мертв? // Адвокат. 2006. №12.

Ходорковский М. Россия в ожидании суда // Коммерсант-Власть. 15 июня - 2009.

Шамардин А.А., Адильшаев Э.А. О соотношении правосудия, судебного контроля и судебного санкционирования в уголовном процессе. - Труды Оренбургского

института (филиала) МГЮА (выпуск 11). - Оренбург, 2010.

Ярославцев В.Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. – М.: Юстицинформ, 2007.

Тема 2. Принципы правосудия (6 часов)

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Система принципов правосудия и их классификация.

3. Принципы законности и верховенства права.

4. Равенство всех перед законом и судом.

5. Осуществление правосудия только судом.

6. Принцип рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

7. Самостоятельность судов и независимость судей.

8. Участие граждан в отправлении правосудия.

Проанализируйте статью 32 Конституции РФ и соответствующие положения процессуального законодательства и ответьте на вопрос: реализуются ли в действующем законодательстве положения ст. 32 Конституции РФ в той мере, в какой они позволяли бы сделать вывод о том, что граждане РФ действительно имеют право участвовать в отправлении правосудия?

1. При рассмотрении гражданского дела мировым судьей истец заявил ходатайство о передаче дела в районный суд, так как, по его мнению, дело слишком сложное и должно рассматриваться в вышестоящем суде.

Может ли быть удовлетворено ходатайство истца?

1. Принцип открытого (гласного) разбирательства дел в судах.

2. Принцип государственного языка судопроизводства

3. Презумпция невиновности.

4. Принцип свидетельского иммунитета

5. Состязательность и равноправие сторон.

6. Принцип диспозитивности.

7. Право на получение квалифицированной юридической помощи и обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

8. Обеспечение права на судопроизводство и исполнение судебных решений в разумный срок.

9. Право на свободу и личную неприкосновенность.

1. Судебное разбирательство по рассмотрению уголовного дела было проведено

в кабинете судьи, где отсутствовали места для размещения публики. В процессе рассмотрения дела адвокат пожелал воспользоваться диктофоном для аудиозаписи хода судебного заседания, о чем заявил соответствующее устное ходатайство, однако судья отказал в его удовлетворении.

Были ли нарушены судьей принципы правосудия, если да, то какие именно?

2. Подсудимый К., этнический башкир, в судебном заседании заявил ходатайство о предоставлении ему возможности выступать на родном языке и обеспечить его помощью переводчика.

Подлежит ли безусловному удовлетворению заявленное ходатайство? Если нет, то при каких условиях оно должно быть удовлетворено?

3. На пресс-конференции руководитель пресс-службы УВД области заявил, что возбужденное уголовное дело об умышленном убийстве раскрыто, установлены лица, виновные в его совершении, и назвал их имена и фамилии. В тот же день, в телевизионных новостях, освещавших этот сюжет, были показаны фотографии подозреваемых. При этом расследование уголовного дела еще продолжалось и оно не было передано в суд для рассмотрения по существу.

Нарушен ли в данной ситуации принцип презумпции невиновности?

Могут ли представители правоохранительных органов разглашать информацию о ходе расследования преступлений и в каких рамках это возможно?

4. В судебном заседании по уголовному делу подсудимый В. на вопросы председательствующего судьи отвечать отказался, в нецензурной форме охарактеризовал личность судьи, ударил секретаря судебного заседания. С помощью судебных приставов председательствующий удалил В. из зала судебного заседания и вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении В., а также постановление об избрании в качестве меры пресечения В. заключения под стражу.

Правомерны ли действия судьи с точки зрения соответствия их принципу состязательности судопроизводства?

Как следовало судье поступить в данной ситуации?

1. Принцип неприкосновенности жилища.

2. Принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны.

3. Принцип уважения чести и достоинства личности, недопустимость пыток.

4. Обеспечение права на судебную защиту и на обжалование в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц.

5. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление.

6. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

7. Право на пересмотр приговора, а также права просить о помиловании или смягчении наказания.

8. Обеспечение потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещение причиненного преступлением вреда.

1. Внимательно изучите рекомендованные к данной теме международноправовые документы и ответьте на вопрос: все ли международно-правовые принципы правосудия, содержащиеся в них, нашли закрепление в Конституции России?

2. Найдите в Бюллетене Верховного Суда РФ и законспектируйте примеры нарушений принципов правосудия, допущенные судами или органами, осуществляющими предварительное расследование.

Проанализируйте, какие принципы правосудия были нарушены правоохранительными органами?

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы №№1, 4, 6 и 7 к ней.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ».

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». Гражданский процессуальный кодекс РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Федеральный закон «О полиции».

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней».

Бозров В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. – 2002. - №2. – С. 30-31.

Бойков А.Д. К вопросу о гласности правосудия // Мировой судья. - 2010. - №2. С. 10 - 13.

Васяев А. Соблюдение разумного срока судебного разбирательства // Уголовное право. – 2009. - №5.

Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. – М.: Статут, 2006.

Ларин А.М. Доверяйте правосудию нравственности // Российская юстиция. - 1999. - № 10. - С. 8 – 9.

Ляднова Э.В. Деятельность арбитражных заседателей как способ обеспечения публичности арбитражного судопроизводства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. - №9. - С.43 - 45.

Пашин С. Компенсация за волокиту: перспективы применения // ЭЖ-Юрист. - 2010. – №20. - С. 1- 8.

Резепкин А.М. О равноправии сторон в уголовно-процессуальном доказывании // Сборник трудов Оренбургского института Московской государственной юридической академии: Оренбург, 2006. – С. 269-283.

Тема 3. Судебная система РФ (4 часа)

1. Основные черты судебной системы РФ.

2. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев в системе судов общей юрисдикции и в системе арбитражных судов.

3. Понятие судебной инстанции. Суд первой инстанции.

4. Общая теоретическая характеристика видов пересмотра судебных решений (проверочных инстанций).

1. Определите, по каким критериям осуществляется разграничение всех судов на федеральные суды и суды субъектов РФ?

2. Что означает термин «специализированные суды»? Какие можно выделить виды специализированных судов, известные мировой практике? Действуют ли специализированные суды в России?

3. Проанализируйте соотношение следующих понятий: «судебное решение, вступившее в законную силу» и «окончательное судебное решение».

4. На основе указанной к теме дополнительной литературы, решений Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, определите, в чем состоят отличия ординарных (обычных) и экстраординарных (исключительных) видов пересмотра судебных решений?

5. Нарисуйте таблицу, в которой по нескольким критериям (не менее 3-х) проведите сравнение различных видов пересмотра судебных решений.

Часть 2 (Специфика правового регулирования пересмотра судебных решений по законодательству РФ).

1. Апелляционная инстанция.

2. Кассационная инстанция.

3. Надзорная инстанция в отечественном судопроизводстве: история и современность.

4. Пересмотр судебных решений ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

1. Сравните существующую структуру судебной системы с тем, как она должна была выглядеть в соответствии с Концепцией судебной реформы. Какие предложения Концепции по переустройству судебной системы оказались не реализованы?

2. Начертите схему судебной системы России, отразив ее внутреннюю структуру, т.е. подразделение всех судов по звеньям, на федеральные суды и суды субъектов РФ, отразив при этом функции каких инстанций выполняет суд определенного звена.

Ленинским районным судом г. Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении Н. и вынесен обвинительный приговор, которым Н. был приговорен к лишению свободы. Оренбургский областной суд, рассмотрев жалобу Н., оставил приговор в силе. По истечении двух месяцев после этого, Н., считающий, что он отыскал ранее отсутствующего свидетеля, показания которого могли бы неопровержимо подтвердить его алиби, попросил своего адвоката обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, однако адвокат разъяснил Н., что возможности по дальнейшему обжалованию судебных решений по делу исчерпаны.

Прав ли адвокат и есть ли у Н. правовые возможности для дальнейшего обжалования судебных решений, принятых по данному уголовному делу?

Если да, то в каком порядке это возможно?

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ».

Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ». Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. Концепция судебной реформы в РСФСР.

а) Дезертирство - неявка на военную службу с целью уклониться от нее.

б) Взятка - деньги или вещи, передаваемые должностному лицу как оплата его преступных действий.

в) Безапелляционное решение — решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке.

г) Студент — человек, закончивший среднюю школу и поступивший в вуз.

д) Миллионер — обладатель богатства, оцениваемого в миллионы рублей.

е) Судьба — ход жизненных событий, не зависящий от воли человека.

ж) Беззаконие — положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.

з) Попугай — птица тропических стран с ярким и пестрым оперением.

и) Альбинос — человек черного племени, одержимый недужною белизною кожи и волос, причем глаза бывают красные, как у белого кролика.

к) Отсутствие — положение, когда нет в наличии чего-нибудь или кого-нибудь.

л) Милиционер — должностное лицо милиции по охране общественного порядка.

м) Оккупация — насильственное занятие чужой территории военной силой.

Пример. Газета — периодическое издание в виде больших листов бумаги, освещающее события политической жизни. Определение явное, реальное. Неправильное: нарушено правило соразмерности, определение слишком узкое, так как в газете могут освещаться события не только политической, но и экономической, культурной, спортивной жизни.

9. Попытайтесь определить часто употребляемые молодежью выражения «тусовка», «баклан», «блин», «класс».

10. Попробуйте разъяснить значение слова «интеллигентность».

11. Относится ли нижеследующая дефиниция к определению через постулаты?

«Под развратными действиями понимают такие действия, которые направлены на удовлетворение половой страсти виновного или половой страсти несовершеннолетнего, но не связаны с совокуплением или, например, мужеложством».

12. Приведите свой пример дефиниции типа равенства.

13. Человека какого возраста можно, по-вашему мнению, называть молодым, если при этом не отходить слишком сильно от значения этого слова в обыденном языке.

Контрольные задания Вариант 1.

К разделу 2.1. Задания: 1; 2(1,2,3); 3(1,2,3); 4(1,2,3,4); 5(а, б, в).

К разделу 2.2. Задания: 1(1,2,3,4); 2(1,2,3,4); 3(а, б, в); 4(а. б, в); 5(1,2,3); 6.

К разделу 2.3. Задания: 1(1,2,3,4); 2(1,2,3,4); 3; 4; 5; 6(1,2,3,4).

К разделу 2.4. Задания: 1(а, б, в); 2(1,2,3,4); 3(1,2,3,4); 4(1,2,3); 5; 6(1,2,3,4).

Вариант 2.

К разделу 2.1. Задания: 1; 2(2,3,4); 3(4,5,6); 4(5,6,7,8); 5(г, д, е).

К разделу 2.2. Задания: 1(5,6,7,8); 2(5,6,7,8); 3(в, г, д); 4(г, д, е); 5(3,4,5); 6.

К разделу 2.3. Задания: 1(5,6,7,8); 2(5,6,7,8); 3; 4; 5; 6(5,6,7,8).

К разделу 2.4. Задания: 1(в, г, д); 2(5,6,7,8); 3(5,6,7,8); 4(4,5,6); 5; 6(5,6,7,8).


1.Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие - несравнимыми:

металл – золото (сравнимые)

правовой нигилизм – соната(несравнимые)

валюта - культурные ценности (сравнимые)


2. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• музика А, классическая музыка Б



• европейское государство А, федеративное государство Б



• юрист А, преподаватель Б, адвокат В




• Президент, глава государства


• республіка А, форма правления Б


• студент А, отличник Б



3. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• истина А, не достаток Б

• зависимость А, независимость Б



• прошлое А, будуще Б




• пресса А, телевидение Б, средства массовой информации С






• прямая линия А, кривая линия Б









3.Укажите, отношения в которых находятся понятия. Нарисуйте соответствующие круговые схемы:

• писатель А, политик Б, депутат В




• дедукция А, индукция Б;



• действиеА, бездействие Б;





• комерсант А, негоціант Б;


• артилерист А, сержант Б;



• крестьянское поселение А, село Б;



• воздушный флот А, авиация Б;


• гармонія А, дисгармонія Б.




4.Подберите к данным понятиям равнозначные (тождественные):

автор романа "Мастер и Маргарита"- М.А. Булгаков

умное лицо- выражение лица

листок нетрудоспособности- документ

первый космонавт- Ю.Гагарин


5. Подберите понятия, которые находятся с данными понятиями в отношении пересечения:

нормативный акт - конституция


6. Подберите к данным понятиям подчиняющие и подчиненные:

учебник – учебник физики- книга

пруд – пруд в селе - водоем

форма правления – монархия - государство

дипломат – лингвист – физическое лицо

унитарное государство – Испания – государственное устройство

дело – криминальное дело - документ

возраст – 17 лет - характеристика человека

животное – лев – обьект живой природы

собственность – квартира – общественные отношения

геометрия – геометрия 9 класса – математическая наука.

7. Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с данными понятиями:

Наказание - тюремный срок

ученая степень - должность


8. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным:

холодный климат - тропики

легкая работа – нелегкая работа

красивый поступок – некрасивый поступок

скромность – не скромность.

Операции над понятиями

1.Обобщите следующие понятия: студент - учащийся, валютный счет - документ, человек, который изучает логику – умный человек, теория государства и права - юриспруденция, конституция - закон, словарь - книга, согласная буква – часть речи, банк - учереждение, денежная система – устройство гсударства, повесть - произведение, министр - политик, нотаріус – долножстное лицо, соглашение - документ.


2.Ограничьте эти понятия: государство – Россия , планета - Земля, наука- космология, огнестрельное оружие - ружье, лекарство - пеницилин, революция – революция в Испании, закон – закон о службе, культура – культура общения, тероризм – тероризм в Сирии.

Приведите примеры обобщения и ограничения понятий. Существует ли предел для обобщения и ограничения понятий?

Лекция → форма обучения.

Диплом → документ об образовании.

Проездной билет → документ, дающий право на проезд.

Экзамен → оценка знаний человека

Ограничение :

Логический союз → «или».

Интеграция → политическая интеграция.

Сигнал бедствия → SOS.


Телевизионное устройство → телевизор.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по свое­му содержанию, то они называются несравнимыми. Например, «симфониче­ская музыка» и «кассационная жалоба», «процессуальные акты предварительного расследования» и «общая тетрадь».

Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие суще­ственные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, «юрист» и «адвокат», «взятка» и «кража».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полно­стью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не сов­падают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем общего для них понятия. На представленной схеме по­казаны виды совместимых и несовместимых понятий.


Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера (круговых схем), названных так в честь Леонардо Эйлера (1707-1783) - одного из крупнейших математиков XVIII века, родившегося в Швейцарии, но весь свой талант отдавшего России. Каждый круг обозна­чает объем понятия, а любая точка внутри круга - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения.

Рассмотрим совместимые понятия.

В отношениях равнозначности находятся совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают. В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (су­щественный признак) данного предмета или класса однородных предметов.

Например, объемы понятий А - «сын» и В - «внук» совпа­дают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук - чей-то сын), но содержания их различны.


Необходимо отличать равнозначные понятия от равнозначных слов-синонимов. У равнозначных понятий одинаковый объем, но разное содержание. А слова-синонимы выражают понятия с одинаковым объемом и содержанием. Замена в любом осмысленном высказывании слов-си­нонимов друг с другом не влияет на смысл высказывания. Замена же слов, вы­ражающих равнозначные понятия, может привести к существенному искаже­нию смысла. Например, в высказывании «В 1980 году Москва была столицей игр XXII Олимпиады» нельзя заменить понятие «столица игр XXII Олимпиа­ды» равнозначным ему понятием «центр Московской области». Таким обра­зом, слова или словосочетания, выражающие равнозначные понятия, сами по себе не являются равнозначными.

В отношении пересечения находятся совместимые поня­тия, у которых объемы частично совпадают. Частично совпадает и содержание данных понятий.


Например, пересекающимися понятиями являются А -«спортсмен» и В — «юрист»: часть спортсменов являются юристами, a часть юристов - спортсменами. В совместившейся части кругов мыслятся те спортсмены, которые являются юристами, а также те юристы, которые являются спортсменами.

В отношении подчинения находятся совместимые понятия, объем одно­го из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении, например, находятся понятия А -«кража» и В — «кража личного имущества граждан».


Объем первого понятия шире объема второго поня­тия: кроме кражи личного имущества граждан в него входит также кража государственного, кооперативного имущества.

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, или родом по отношению к понятию с меньшим объемом (подчиненному), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом. Родовидовые отноше­ния лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объема понятий и некоторых видов определения.

Перейдем к рассмотрению несовместимых понятий.

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возни­кает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родо­вому понятию.

Соподчиненные понятия В и С - это виды одного рода А, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, В - «должностное преступление» и С - «хозяйствен­ное преступление», где А - «преступление».



В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными при­знаками.

Например, А - «тяжкое телесное повреждение» и В - «легкое телесное повреждение», где родовое понятие - «телесное повреждение». Объемы про­тивоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родо­вого понятия.

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонима­ми. Например: осудить - оправдать, обвинение - защита, алиби - улики, мягкое наказание - строгое наказание и др. Неудачное использование анто­нимов приводит к неясности мысли: «Потерпевший делал все возможное, силясь побороть свою слабость или «Гудов участвовал в преступных дейст­виях в силу слабости своего характера».


В отношении противоречия находятся такие два поня­тия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

Например, А - «виновный» и не-А - «невиновный», где родовое понятие - «человек». Объемы двух противоречащих понятий со­ставляют весь объем рода, видами которого они являются.

Таким образом, уяснение логической структуры понятий, определение их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность пе­рейти к рассмотрению логических действий, или операций над понятиями.

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ При образовании понятий часто бывает важно не только указывать их вид, но и выяснять, в каком отношении находятся эти понятия к другим понятиям. Высказывания типа “это понятие близко такому-то понятию” только запутывают суть дела. Нужно

Логические отношения между простыми атрибутивными суждениями

Логические отношения между простыми атрибутивными суждениями Так же, как и понятия, суждения могут быть сравнимыми и несравнимыми. Мы можем рассмотреть только сравнимые суждения. Сравнимыми называются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телевидение» —

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ Суждения делятся на сравнимые и несравнимые.Несравнимыми являются суждения, имеющие разные субъекты или предикаты. Таковы, например, два суждения: «Некоторые студенты первокурсники» и «Некоторые студенты

§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ Сложные суждения, как и простые, могут быть сравнимыми и несравнимыми.Несравнимые — это суждения, которые не имеют общих пропозициональных переменных (простых суждений). Например, р ? q и m ? n.Сравнимые — это суждения,

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ При образовании понятий часто бывает важно не только указывать их вид, но и выяснять, в каком отношении находятся эти понятия к другим понятиям. Высказывания типа “это понятие близко такому-то понятию” только запутывают суть дела. Нужно

Глава III. Отношения между понятиями

Глава III. Отношения между понятиями Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и

1. Отношения между понятиями по их содержанию

1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые понятия. По содержанию могут быть два основных вида отношений между понятиями — сравнимость и несравнимость. При этом сами понятия соответственно называются «сравнимыми» и «несравнимыми».Сравнимые — это понятия,

2. Отношения между понятиями по их объему

2. Отношения между понятиями по их объему Совместимые понятия. Сравнимые понятия могут по объему также иметь два основных вида отношений — совместимость и несовместимость. А сами соотносящиеся понятия называются «совместимыми» и «несовместимыми».Совместимые — это

3. Логические отношения между теориями

3. Логические отношения между теориями Если логические отношения существуют между понятиями и между суждениями, то вправе ли мы говорить о логических отношениях между теориями? Ведь это неизмеримо более сложные мыслительные конструкции! Да, вправе и именно потому, что

Глава III. Отношения между понятиями

Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие — несравнимые: «металл» — «золото», «вода» — «камень», «космос» — «ключ», «душа»—«песня»,

1. Отношения между понятиями по их содержанию

1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие — несравнимые: «металл» — «золото», «вода» — «камень», «космос» — «ключ», «душа»—«песня», «правовой нигилизм» — «соната»,

2. Отношения между понятиями по их объему

2. Отношения между понятиями по их объему 1. Какие из указанных ниже пар понятий относятся к совместимым, а какие — к несовместимым: «снег» — «дождь», «время года» — «зима», «самолет» — «вертолет», «ложка» — «вилка», «мужчина» — «женщина», «рыба» — «муравей», «учитель»

§ 1. Возможные логические отношения между суждениями

§ 1. Возможные логические отношения между суждениями Интерес логиков к структуре суждений вызван их желанием проявить все возможные формы суждений, с помощью которых суждения имплицируют друг друга. Помимо импликации суждения могут быть связаны и другими отношениями.

ЛЕКЦИЯ № 7 Отношения между понятиями

ЛЕКЦИЯ № 7 Отношения между понятиями 1. Общая характеристика отношений между понятиями Окружающий нас мир по своей природе — очень сложная система. Проявляется эта природа в том, что все предметы, которые мы только можем себе представить, всегда находятся во

Глава 4. Логические категории и отношения между понятиями

Глава 4. Логические категории и отношения между понятиями Начинается глава с перечисления десяти Аристотелевых категорий. Насколько я понял Георгия Ивановича, эти категории — это самые общие, корневые классы всех понятий. Вот, собственно, список:1. Субстанция

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: