Определите о каком источнике права идет речь первое заседание государственной думы
Обновлено: 24.04.2024
Контрольная работа по праву
1. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.
Функции
А) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры
Б) присвоение почётных званий
В) назначение послов и в иностранных государствах
Г) объявление амнистии
Д) представление федерального бюджета
Субъекты государственной власти РФ
1. Президент РФ
2. Государственная Дума
3. Правительство РФ
2. В стране Л. имеет место реальное разделение властей. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как правовое государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Право официально представлять всё общество внутри страны и за рубежом
2. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека
3. Превращение гражданина в верноподданного государства
4. Защита интересов государства – ядро всей правовой системы
5. Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона
6. Подчинение закону государства, его органов, должностных лиц, граждан
3. Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Повседневная жизнь индивидов, её самые первичные формы составляют сферу гражданского общества
2. Монополия одной идеологии является основой гражданского общества
3. Гражданское общество выступает опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей
4. Гражданское общество может быть по своей форме тоталитарным
5. К принципам формирования гражданского общества относится частная собственность на средства производства
4. В государстве Д вотум недоверия парламента правительству невозможен. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что это государство является полупрезидентской (смешанной) республикой? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Существует пост премьер – министра
2. Право роспуска парламента у президента отсутствует
3. Президент - глава исполнительной власти
4. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
5. Президент избирается всенародным голосованием
6. Президент – глава государства
5 . В статье 1 Конституции РФ говорится о том, что Российское государство имеет республиканскую форму правления. Какие признаки раскрывают сущность этого конституционного положения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений
2. Государство запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности
3. Граждане избирают высшие органы власти на определенный срок
4. Государство провозглашает политический плюрализм и многопартийность
5. Решение в высших органах власти и управления принимаются большинством
6. Приехавший из Франции гражданин Д был принят в гражданство РФ по упрощенной процедуре, поскольку он являлся выдающимся деятелем культуры. Какие иные лица могут быть приняты в гражданство РФ по упрощенной процедуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Лица, имеющие законный источник средств к существованию
2. Лица, состоящие в браке с гражданами России
3. Лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ
4. Лица, отказавшиеся от гражданства иностранного государства
5. Лица, имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
6. Лица, владеющие русским языком
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства __ (А), укрепление ___ (Б), социально – экономических, политических и иных прав свобод граждан всюду и во всём на территории РФ. В этих целях прокуратура осуществляет свой ___ (В). Прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в ___ (Г): прокурор выступает на процессе, осуществляя уголовное преследование, в качестве государственного ___ (Д). Прокуратура участвует также в правотворческой ___ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. Закон 2. Обвинитель 3. Проступок 4. Суд 5. Надзор 6. Контроль 7. Деятельность
8. Следователь 9. Законность
8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
П форме конституции – это всегда __ (А) государства, принимаемый ____ (Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в ___ (В) страны и содержит исходные начала национальной системы __ (Г). Главные вопросы ее содержания – о власти, формах ___ (Д), положении личности, устройстве государства. Конституционные ___ (Е) являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. Норма 2. Право 3. Собственность 4. Отрасль 5. Документ 6. Парламент 7. Правосознание
8. Законодательство 9. Институт
9. Раскройте на трех примерах отличия в организации парламентской и президентской республик.
10. Этот источник права характеризуется следующими признаками: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интересов; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам; взаимная ответственность. О каком источнике права идее речь? Укажите три признака, по которым Вы это определили.. Используя обществоведческие знания, перечислите три других источника права.
1.31123
2. 256
3. 135
4. 156
5. 35
6. 235
7. 195427
8. 568231
9. Отличия: в президентской республике получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской – президент обычно избирается законодательным собранием; в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства; в президентской республике свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентской – назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании и т.д.
10. Речь идет о договоре с нормативном содержанием. Это можно определить по следующим признакам, имеющим непосредственное отношение к договору как к таковому: добровольность заключения, равенство сторон, взаимная ответственность и т.д.
В качестве других источников права могут быть перечислены: правовой обычай, нормативный правовой акт, правовой прецедент
242. Президент Российской Федерации не подписал принятый Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон. Каковы последствия этого?
• Государственная Дума и Совет Федерации могут вторично принять этот Закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, после чего он подлежит подписанию и опубликованию Президентом России
243. При назначении судей Конституционного Суда Совет Федерации:
• назначает
244. Совет Федерации состоит из:
• 170 представителей
245. Федеральное собрание Российской Федерации является:
• представительным и законодательным органом
246. Что такое законодательная инициатива?
• право внесения законопроекта и обязанность Государственной Думы принять его к рассмотрению
247. Что такое законодательный процесс?
• стадии разработки, принятия и опубликования законов
248. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?
• да
249. В каких случаях Закон, принятый субъектом Федерации будет обладать высшей юридической силой по сравнению с федеративным законом?
• когда закон принят по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъекта Федерации
250. Власти одного из субъектов Российской Федерации (области) записали в своем Уставе право установить свое гражданство. Определите, соответствует ли это решение правовому положению данного субъекта Федерации?
• данный вид субъекта такого права не имеет
251. Городская дума Москвы приняла Закон о Гимне города. Федеральным властям гимн не понравился. Каковы будут законные действия Федерации?
• необходимость согласиться с этим законом
252. Как решаются вопросы изменения границ между субъектами Федерации?
• субъектами Федерации по взаимному согласию
253. Какие из субъектов Федерации входят в состав другого субъекта?
• автономные округа
254. Каково отношение Российской Федерации к государственному языку?
• закрепляет государственный язык, подтверждая право республик устанавливать свои государственные языки
255. Определите, какие из видов субъектов Российской Федерации считаются государством:
• республики
А. Установленный общественной организацией свод правил, регулирующий ее деятельность, называется Уставом.
Б. Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений, называется Конституцией.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ;
4) оба суждения неверны
3. Какой признак отличает Конституцию от других нормативных правовых актов?
1) обеспечение выполнения силой государственного принуждения ; 2) письменная форма ; 3) высшая юридическая сила ; 4) формальная ответственность
4. Президент РФ выступил с очередным посланием к Федеральному собранию РФ. Какая функция Президента РФ проявилась в данном факте?
1) гарантия прав и свобод человека и гражданина ; 2) обеспечение территориальной целостности государства ; 3) определение направлений внутренней и внешней политики ; 4) решение вопросов гражданства и политического убежища
5. К основам конституционного строя РФ относится положение о (об)
1) социальном характере государства ; 2) православии как государственной религии ; 3) объединении всех народов России в один этнос ; 4) обязательном высшем профессиональном образовании
6. Президент РФ, согласно Конституции
1) разрабатывает и принимает законы ; 2) гарантирует права и свободы граждан
3) выносит судебные решения ; 4) управляет федеральной собственностью
7. Государственная Дума, согласно Конституции РФ,
1) разрабатывает и принимает федеральные законы ; 2) решает вопросы предоставления гражданства ; 3) контролирует исполнение законов; 4) руководит внешней политиков государства
8. Верны ли следующие суждения?
А. Россия - федеративное государство с республиканской формой правления.
Б. Православие не является государственной религией на территории России.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Народ РФ принимает Конституцию путём
1) референдума; 2) всенародного обсуждения; 3) выборов; 4) опросов
10. Верны ли следующие суждения о Конституции?
А. Уважение к закону начинается с уважения к Конституции страны.
Б. Все законы, принимаемые в нашем государстве, не могут противоречить Конституции РФ.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба неверны
11. Конституция – это:
1) юридический акт, содержащий все законы страны; 2) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека; 3) текст законов; 4) кодекс.
12. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?
1) 1905; 2) 1918; 3) 1936; 4) 1977
13. Когда была принята последняя конституция СССР?
1) 1965; 2) 1977; 3) 1982; 4)1993
14. Конституцию называют основным законом. Это означает, что
1) на является символом государства; 2) в её статьи не могут быть внесены никакие изменения ; 3) все иные правовые акты не могут ей противоречить; 4)она закрепляет достигнутый уровень правового развития.
РАБОТА №2. «Источники права. Конституционное право»
А1. Депутатский корпус Государственной Думы формируется посредством
- Делегирования субъектами РФ; 2) делегирования политическими партиями; 3) назначения Президентом РФ; 4) избрания гражданами РФ.
А2. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладают
- Указы Президента РФ; 2) федеральные законы; 3) распоряжения Правительства РФ; 4) приказы министра.
А3. Юридический документ, выражающий взаимное изъявления воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей, называется
- Нормативным правовым договором; 2) нормативным правовым актом; 3) правовой доктриной; 4) правовым обычаем.
А4. Изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение, называется
- Правовым обычаем; 2) юридическим прецедентом; 3) правовой доктриной; 4) международным договором.
А5. К нормативным правовым актам органов законодательной власти в РФ относится
- Указ Президента РФ; 2) инструкция Министерства образования и науки РФ; 3) приговор суда; 4) федеральный закон.
А6. Верны ли следующие суждения о верховенстве конституции?
А. Верховенство конституции проявляется в том, что её действие рапространяется на всю территорию государства.
Б. Верховенство конституции проявляется в том, что она имеет высшую юридическую силу.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о высшей юридической силе конституции?
А. Высшая юридическая сила конституции означает, что она рассчитана на длительный срок действия.
Б. Высшая юридическая сила конституции означает, что ни один закон или иной нормативный правовой акт не может ей противоречить.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А8. Верны ли следующие суждения о стабильности конституции?
А. Стабильность конституции проявляется в том, что она рассчитана на длительный срок действия.
Б.Стабильность конституции проявляется в том, что она имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А9. Верны ли следующие суждения о прямом действии норм конституции?
А. Прямое действие норм конституции подразумевает, что они действуют без утверждения каким-либо органом государственной власти или должностными лицами.
Б. Прямое действие норм конституции означает, что между самой нормой и её реализацией в обществе нет никаких промежуточных норм.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о конституции?
А. Конституция в силу своей содержательной многоаспектности нуждается в постоянных изменениях и дополнениях.
Б. Конституция является базой всего действующего законодательства.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения о функциях конституции?
А. Конституция устанавливает порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти.
Б. Конституция воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А12. Верны ли следующие суждения об основных задачах Конституции РФ?
А. Основная задача Конституции РФ заключалась в том, чтобы преобразовать Россию в демократическое правовое государство.
Б. Основная задача Конституции РФ заключалась в том, чтобы признать институт прав и свобод человека и гражданина и привести его в соответствие с международными стандартами.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А13. Верны ли следующие суждения о Правительстве РФ?
А. По Конституции Правительство РФ – исполнительный орган власти, который принимает постановления в рамках Основного закона и федеральных законов.
Б. По Конституции Правительство РФ – высший представительный орган власти.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А14. Верны ли следующие суждения о правомочиях Федерального собрания?
А. Федеральное собрание обладает правом принимать законы.
Б. Федеральное собрание обладает правом осуществлять управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А15. Внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства называются
- Отраслью права; 2) институтом права; 3) источником права; 4) подотраслью права.
А16. Верны ли следующие суждения о функциях Федерального собрания?
А. Федеральное Собрание формирует правовую систему государства.
Б. Федеральное Собрание осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства.
1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны
А17. К полномочиям Правительства РФ относится
1)утверждение изменений границ между субъектами РФ; 2) одобрение законопроектов, принятых Государственнй Думой; 3) обеспечение исполнения федерального бюджета; 4) объявления амнистии.
А18. К функциям Совета Федерации относится
- Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; 2)выдвижение обвинения против Правительства РФ для отрешения его от должности; 3) дача Президенту РФ согласия на назначение Председателя Правительства РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, охраны собственности, борьбе с преступностью.
А19. К функциям Президента РФ не относится
- Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; 2) охрана государственного суверенитета, независимости и государственной целостности РФ; 3) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 4) представление РФ внутри страны и на международной арене.
В1. Прочитайте текст, вставьте слова вместо пропусков.
« По форме конституция – это всегда _____(1) государства, принимаемый ______(2) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственным голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в _____(3) страны и содержит исходные начала национальной системы ____(4). Главные вопросы её содержания – о власти, формах ___(5), положении личности, устройстве государства. Конституционные ___(6) являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев».
А) норма; Б) право; В) собственность; Г) отрасль; Д) документ; Е) парламент; Ж) правосознание; З) законодательство; И) институт.
С1. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Конституция в иерархии нормативно-правовых актов».
С2. Этот источник права характеризуется следующими признаками: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интересов; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам; взаимная ответственность. О каком источнике права идёт речь? Укажите признаки, по которым вы это определили. Используя свои знания, перечислите другие источники права.
Рассмотрение Закона о федеральном бюджете на следующий год. – федеральные законы принимаются Государственной думой (статья 105 пункт 1 Конституции РФ), а также согласно статье 106 Конституции РФ пункт а) государственной думе принадлежит право принятия федерального закона о бюджете, поэтому этот вопрос может рассматриваться на заседании Государственной Думы.
Одобрение федерального конституционного закона «О Конституционном собрании». – согласно статье 108 пункт 2 Конституции РФ одобрение Федерального Конституционного закона происходит и в Совете Федерации (не менее трех четвертей голосов от обшего числа членов Совета Федерации), и в Государственной Думе (не менее двух третей голосов от обшего числа депутатов), поэтому данный вопрос может рассматриваться на заседании.
Объявление амнистии. - согласно Конституции РФ статья 103 пункт е) к ведению Государственной думы относится объявление амнистии, поэтому Государственная Дума может рассмотреть этот вопрос на заседании.
Отрешение Президента РФ от должности. – согласно статье 103 пункт ж) Конституции РФ Государственная Дума может выносить вопрос о выдвижении обвинения против Президента Рф, однако согласно статье 102 пункт е) рассмотрение вопроса об отрешении президента от должности относится к ведению Совета Федерации, поэтому Государственная Дума не может рассматривать этот вопрос на заседании.
Назначение на должность Председателя Центрального банка РФ. –согласно статье 103 пункт 1в Конституции РФ к ведению Государственной думы относится вопрос об назначении и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ, поэтому этот вопрос может быть рассмотрен на заседании.
Принятие Регламента Государственной думы. – согласно статье 101 пункт 4 Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, поэтому этот вопрос может быть рассмотрен на заседании Государственной Думы.
Через три недели после вступления Президента РФ в должность он внес на рассмотрение Государственной думы кандидатуру Председателя Правительства РФ. Государственная дума через две недели на очередном заседании рассмотрела представленную Президентом кандидатуру и отклонила ее. Через десять дней Президент РФ внес на рассмотрение Государственной думы ту же кандидатуру. Соответствуют ли данные действия законодательству?
Согласно статье 111 пункт 2 Конституции РФ Президент вносит предложение о кандидатуре Председателя правительства РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, а так как по условию задачи Президент РФ внес на рассмотрение Государственной думы кандидатуру Председателя правительства РФ через три недели, то данные действия не соответствуют законодательству. Также Государственная дума обязана рассмотреть представленную кандидатуру Председателя правительства в течении недели со дня внесения предложения о кандидатуре (статья 111 пункт 3 Конституции РФ), однако по условию задачи рассмотрела предложение о кандидатуре через две недели, поэтому данные действия не соответствуют законодательству.
Государственная дума в третьем чтении приняла федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», который был одобрен Советом Федерации в соответствии с действующим законодательством. Однако Президент РФ не подписал этот закон и вернул его в Государственную думу, сославшись на то, что некоторые положения закона нарушают Конституцию РФ и он — как гарант Конституции — не должен в таком случае подписывать данный закон. Правильно ли поступил Президент РФ?
При голосовании по проекту федерального закона в зале заседания находилось 400 депутатов, из которых 215 проголосовали за принятие закона. Будет ли данный закон принят?
Согласно статье 95 пункт 3 Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а также Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 пункт 2), поэтому закон не будет принят, так как присутствовало всего 400 депутатов.
В связи с событиями, происшедшими в городе Н-ске, каждая из палат создала следственные комиссии для выяснения причин случившегося. По окончании их работы каждая палата заслушала отчеты на пленарных заседаниях и приняла соответствующие постановления. Дайте правовую оценку данной ситуации.
Согласно Конституции РФ статья 101 пункт 3 Государственная Дума и Совет Федерации образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, а также согласно статье 102 пункт 2 Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению и согласно статье 103 пункт 2 Государственная Дума принимает постановления по вопросам отнесенным к ее ведению, поэтому данная ситуация правомерна..
При голосовании на пленарном заседании Государственной думы РФ по процедурному вопросу «за» проголосовали 215 депутатов из 400 присутствовавших. Легитимно ли данное решение Государственной думы РФ?
Согласно статье 84 пункт 2 Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом, поэтому данное решение легитимно.
Материал можно использовать для закрепления материала и тренировки к ЕГЭ.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Первая русская революция: Создание Гос. Думы.»
1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.
«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….
Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…
Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».
О деятельности каких Государственных Дум автор отзывается негативно?
В какой период времени они осуществляли свою деятельность?
Используя знания по истории, укажите, какие действия данных законодательных органов привели к их конфронтации с правительством и последующий роспуск Дум?
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение:
3. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу».
Б) «. законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время образование, свойственное публичным установлениям».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был учреждён во время первой русской революции.
2) Законодательный орган, о котором идёт речь в документе, просуществовал до 1919 г.
3) Данный документ является итогом разработки М.М. Сперанским проекта государственных реформ.
4) В орган управления, указанный в данном документе, были проведены выборы по четырём куриям.
5) Автор этого документа впоследствии занимался также и составлением Свода законов Российской империи.
6) Данный документ учреждал в Российской империи республиканскую форму правления.
4. Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его обнародования.
«…выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках… Всё это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную думу…распустить…».
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить
Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, её окраин.
О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо.
Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчётом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…»
Б) «Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете…
IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был издан в период правления Николая II.
2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской империи более 100 лет.
3) Данный документ был издан в период правления Александра II.
4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.
5) Данный документ был издан в период правления Александра I.
6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.
6. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
Б) «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным Моим подданным выбрать от себя.
Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас…
Господь да благословит труды, предстоящие Мне в единении с Государственным Советом и Государственною Думою, и да знаменуется день сей отныне днём обновления нравственного облика Земли Русской, днём возрождения её лучших сил.
Приступите с благоговением к работе, на которую Я вас призвал, и оправдайте достойно доверие Царя и народа. Бог в помощь Мне и вам».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В царствование императора, выступившего с данной речью, большую роль в государственных делах играл М.М. Сперанский.
2) Реформа, о которой говорится в речи, была проведена в 1861 г.
3) В том же году, в который была произнесена данная речь, началась Столыпинская аграрная реформа.
4) Речь была произнесена императором, в царствование которого в России была учреждена всесословная воинская повинность.
5) Речь была произнесена в период Первой российской революции.
6) В царствование императора, выступившего с данной речью, был принят Закон о земских начальниках.
7. Напишите термин, о котором идёт речь.
«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»
8. Прочтите отрывок из речи.
«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.
У нас, [господа], есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это – система: это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы…
И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!
Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.
2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.
3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.
4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.
5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.
6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.
8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Название документа, выступления, прокламации
Выступление английского политического деятеля, содержащее призывы к сплочению стран Запада перед лицом угрозы распространения советского влияния в мире
Обращение депутатов с призывами к пассивному сопротивлению действиям властей после роспуска I созыва Государственной думы
2) «Фултонская речь»
4) программа помощи европейским странам в восстановлении экономики после Второй мировой войны
5) «Выборгское воззвание»
7) заявление о намерениях Временного правительства продолжить выполнение обязательств перед союзниками в Первой мировой войне
8) Доктрина Трумэна
9) программа действий партии большевиков, содержащая задачу перехода всей полноты государственной власти к Советам рабочих и солдатских депутатов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.
С3. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
О Государственной думе
Вопросы и задания к документам :
Привлекая знания по истории, укажите, когда была учреждена Государственная дума? С какой целью?
Назовите права и полномочия членов Думы. Охарактеризуйте порядок ее работы.
В. И. Ленин призвал партию большевиков бойкотировать выборы в I Думу. Позднее он признал это ошибкой. Можно ли на основании приведенных документов обосновать ошибочность бойкота Думы?
О чем свидетельствует статья 86 документа? Какие изменения в политическом устройстве России она отражает?
Из Высочайшего Указа от 20 февраля 1906 г. о Государственной думе
Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений.
Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи На 5 лет.
Государственная дума может быть, до истечения 5-летнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы и время ее созыва.
Продолжительность ежегодных занятий и сроки перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
7. Для законного состава заседаний Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.
Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов.
Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями с запросами по поводу установлений, кои представляются незакономерными.
О членах Государственной думы
14. Члены Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.
Из Основных государственных законов (23 апреля 1906 г.)
86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.
106. Государственный Совет и Дума пользуются равными в делах законодательства правами.
Автор статьи
Читайте также: