Определение стандартов деятельности инвестиционных негосударственных пенсионных какой банк

Обновлено: 18.04.2024

1.1. Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов (далее - Правила) разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

1.2. Негосударственные пенсионные фонды (далее - Фонды) осуществляют инвестиционную деятельность через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее - Компании), имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 5000 минимальных месячных размеров оплаты труда, установленных Законом.

1.3. В целях обеспечения надежности и платежеспособности размещение активов Фондов осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности, исходя из долгосрочности принятых обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Фонды осуществляют контроль за размещением Компаниями их активов.

1.4. Активы Фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России (далее - Инспекция).

1.5. Фонды и Компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдение экономических нормативов надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее - Нормативы), утверждаемых Инспекцией.

1.6. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность Фондов в отношении собственных средств.

2. Направление размещения активов Фондов

2.1. В соответствии с настоящими Правилами активы Фондов могут быть размещены в:

ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

банковские вклады (депозиты);

ценные бумаги других эмитентов;

денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с настоящими Правилами могут быть инвестированы активы Фондов, относятся облигация, акция, вексель, депозитный сертификат.

2.2. Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

заключение договоров купли - продажи, кроме договоров купли - продажи по объектам, предусмотренным п. 2.1 настоящих Правил;

вложение в интеллектуальную собственность;

проведение совместной деятельности, за исключением ее проведения по направлениям вложений, предусмотренных п. 2.1 Правил;

оплата расходов по ведению дел Фонда;

осуществление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности.

2.3. Активы не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта.

2.4. Перечень ценных бумаг, в которые могут инвестироваться активы, может быть дополнен другими документами без внесения изменения в настоящие Правила, если законодательством о ценных бумагах эти документы будут отнесены к числу ценных бумаг.

2.5. Инвестиции активов в недвижимое имущество производятся Фондами в соответствии с действующим законодательством.

2.6. Инвестиции активов в валютные ценности производятся с учетом требований законодательства о валютном регулировании.

3. Требования к инвестированию активов Фондов

3.1. В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов.

3.2. В целях соблюдения принципа диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в соответствии с п. 3.1, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

3.3. Объектом инвестиций в соответствии с Правилами является конкретный объект вложения активов:

государственные ценные бумаги одного наименования независимо от их количества;

ценные бумаги органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления одного наименования независимо от их количества;

банковские вклады в один банк, в том числе его филиал, независимо от количества открытых депозитных счетов;

ценные бумаги одного эмитента независимо от их количества;

валютные ценности в части, предусмотренной действующим законодательством, за исключением иностранной валюты, находящейся на расчетных и депозитных счетах.

3.4. Одним объектом инвестиций в соответствии с Правилами являются вложения в одну организацию в том случае, если приобретаются ценные бумаги и права собственности за счет активов на долю участия в уставном капитале одного и того же предприятия.

3.5. Денежные средства, находящиеся на расчетном счете Фонда, не рассматриваются как объект инвестиций.

3.6. Совокупные активы, не превышающие 1000 млн. руб., не могут инвестироваться в недвижимость.

4. Контроль за соблюдением Правил инвестирования

4.1. Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов Фондов по формам, утверждаемым Инспекцией, которые представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.2. В случае, если сложившаяся структура активов не отвечает требованиям настоящих Правил, Инспекция дает Фонду предписание о приведении структуры активов в соответствие с Правилами, обязательное для исполнения Фондом.

4.3. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к Фонду санкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

фондов при Министерстве

социальной защиты населения

от 15 декабря 1995 г. N 90

НАДЕЖНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И КОМПАНИЙ

ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

1. Настоящие Экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

2. В целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов (далее - Фонды) и компаний по управлению их активами (далее - Компании) Инспекция негосударственных пенсионных фондов устанавливает следующие экономические нормативы деятельности Фондов и Компаний:

- норматив соответствия инвестиционной деятельности;

- норматив достаточности средств Компании (не распространяется на финансово-кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального Банка России);

- норматив соотношения активов Фонда и его обязательств.

Указанные нормативы являются обязательными для выполнения всеми Фондами и Компаниями, т.е. имеют директивный характер.

3. Для оценки активов устанавливаются следующие коэффициенты оценки активов с учетом риска:

4. Норматив соответствия инвестиционной деятельности в части размещения активов Фонда принципам ликвидности, возвратности и доходности определяется соотношением суммы активов по направлениям инвестиций, взвешенных с учетом риска, и общей суммы имеющихся у Фонда активов.

Bi - фактическая сумма активов, вложенных в конкретное направление инвестиций;

Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций активов, установленный в п. 3;

P - общая сумма активов.

Максимально допустимое значение норматива устанавливается на уровне 0,5.

5. Норматив достаточности собственных средств Компании определяется соотношением всех собственных средств Компании и суммы размещаемых активов Фондов, взвешенных с учетом риска:

Q - собственные средства компании по управлению активами;

Bi - фактическая сумма активов, вложенных в конкретное направление инвестиций;

Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиции активов, приведенный в п. 3.

Минимально допустимое значение норматива устанавливается на уровне 0,08.

6. Норматив соотношения активов Фонда и его обязательств:

P - общая сумма активов;

O - расчетные обязательства Фонда (современная стоимость обязательств).

7. Фонды рассчитывают обязательства на основе методики, которую представляют в Инспекцию в составе расчетов, подтверждающих принимаемые Фондом обязательства.

Минимально допустимое значение норматива устанавливается на уровне 1,0.

8. Контроль за соблюдением экономических нормативов осуществляется на основании квартальных балансов Фондов, к которым прилагаются расчеты фактических значений нормативов.

В случае нарушения экономических нормативов Инспекция дает Фонду предписание о приведении этих нормативов в соответствие. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к Фонду или Компании санкции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792.

Судебная практика и законодательство — "Временные Правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов" (с изм. от 07.09.1998) "Экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и Компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов" (утв. Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты РФ от 15.12.1995 N 90)

2.4.5. В строках 431 - 437 отражается количество объектов инвестирования (в соответствии с требованиями п. 3.3 "Временных Правил инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов", утвержденных Приказом Инспекции НПФ от 15 декабря 1995 г. N 90). При наличии данных в строке 437 они должны быть расшифрованы в Пояснительной записке. Сумма строк 431 - 437 должна быть равна данным строки 430.

В развитие п. 1.4 Временных правил инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных Приказом Инспекции от 15 декабря 1995 г. N 90, в целях упорядочения рассмотрения и согласования в Инспекции предложений об осуществлении негосударственными пенсионными фондами размещения активов в порядке, отличном от предусмотренного Правилами, приказываю:

Таким образом, 350 млн. руб. из общей суммы активов НПФ "Астрея" в размере 357 млн. руб., т.е. почти все активы, были перечислены другим предприятиям. В результате этих перечислений никаких доходов НПФ "Астрея" получено не было, что является нарушением пунктов 1.3 и 2.1 Временных правил инвестирования активов НПФ, утвержденных Приказом Инспекции НПФ при Минсоцзащите России от 15.12.95 N 90.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 05.11.2015 N 502-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" (далее - Положение Банка России N 502-П) на 1 марта 2018 года


Обзор документа

Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 05.11.2015 N 502-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению" (далее - Положение Банка России N 502-П) на 1 марта 2018 года

Обзор документа

Рассмотрен ряд вопросов по применению Отраслевого стандарта бухучета операций НПФ, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по ОПС и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

Так, разъяснен порядок учета части дохода от размещения средств пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений, направляемого на пополнение собственных средств НПФ.

Рассмотрен вопрос об отражении расходов в случае, если отсутствует вероятность получения НПФ излишне выплаченных средств по договорам об ОПС или договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые возникли в случае выплат за период после смерти участника или застрахованного лица.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Рынок коллективных инвестиций объединяет негосударственные пенсионные фонды (НПФ), инвестиционные фонды, их управляющие компании и специализированные депозитарии.

Негосударственные пенсионные фонды предоставляют услуги по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и негосударственному пенсионному обеспечению (НПО).

НПФ, которые имеют лицензию по ОПС, осуществляют управление пенсионными накоплениями, формирующимися за счет уплачиваемых работодателями за своих работников страховых взносов по ОПС. С 2014 года перечисление работодателями новых взносов на формирование накопительной части пенсии приостановлено, и в настоящий момент НПФ управляют средствами, накопленными за прошлые периоды. Все фонды, которые занимаются ОПС, включены в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Средства, доверенные таким фондам, гарантируются Агентством по страхованию вкладов.

В рамках НПО фонды осуществляют управление средствами пенсионных резервов, формирующимися за счет исключительно добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц.

Средства НПФ являются источником так называемых длинных денег. Одним из главных трендов последних лет является увеличение доли вложений НПФ в реальный и государственный секторы экономики на фоне сокращения финансового сектора.

Инвестированием средств НПФ занимаются управляющие компании, которые также предоставляют услуги по управлению средствами ипотечного покрытия и жилищного обеспечения военнослужащих, собственными средствами и страховыми резервами страховщиков, а также средствами инвестиционных фондов.

В последние годы среди розничных инвесторов растет популярность инвестиционных фондов, которые бывают паевыми и акционерными.

В августе 2018 года Банк России зарегистрировал правила доверительного управления первого в России биржевого ПИФ, ознаменовав тем самым новый этап в развитии российского рынка инвестиционных фондов.

Банк России является одновременно регулятором и контролирующим органом для управляющих компаний инвестиционных фондов, НПФ и инвестиционных фондов: он устанавливает правила на рынке коллективных инвестиций и следит за их соблюдением. С учетом социальной значимости участников рынка коллективных инвестиций и прежде всего НПФ Банком России уделяется особое внимание вопросам их финансовой устойчивости и надежности, противодействия недобросовестным практикам и защиты прав потребителей финансовых услуг.

Помимо Банка России в отрасли существует еще один контролирующий институт — специализированные депозитарии ПИФ и НПФ (хранят имущество фондов и контролируют распоряжение им), а также регулирующий — саморегулируемые организации участников рынка коллективных инвестиций (задают стандарты для своих членов). Их деятельность также находится под контролем Банка России.

Информация для получателей финансовых услуг негосударственного пенсионного фонда в соответствии с Базовым стандартом

Уважаемый клиент! Перед заключением договора об обязательном пенсионном страховании (далее – договор ОПС) или договора негосударственного пенсионного обеспечения (далее – договор НПО) просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:

Обязательное пенсионное страхование

  1. Заключение договора ОПС носит добровольный характер;
  2. Информация о финансовой услуге по обязательному пенсионному страхованию, ее сущности, стоимости и основных рисках (Ключевой информационный документ (КИД) по ОПС); ; ; ;
  3. В случае досрочного перехода к новому страховщику по ОПС возможна потеря части инвестиционного дохода, а также уменьшение средств Ваших пенсионных накоплений на сумму отрицательного инвестиционного результата;
  4. Доход, отраженный на пенсионных счетах накопительной пенсии, не гарантируется системой гарантирования прав застрахованных лиц (государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов»).

Правила взаимодействия застрахованного лица с фондом по договору об обязательном пенсионном страховании

  • договор об ОПС прекращается в случае, если Вы перешли в ПФР или НПФ, а также при наступлении непредвиденных обстоятельств (Фонд лишился лицензии, или признан банкротом, или Банк России ввел запрет на осуществление Фондом операций по ОПС), либо смерти застрахованного лица;
  • расторжение Договора об ОПС исключительно по волеизъявлению застрахованного лица законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Негосударственное пенсионное обеспечение

  1. Заключение договора НПО носит добровольный характер;
  2. Информация о финансовой услуге по негосударственному пенсионному обеспечению, ее сущности, стоимости и основных рисках (Ключевой информационный документ (КИД) по НПО);
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 2)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4, в пользу 3-го лица)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 9)
    ;
  3. Договор негосударственного пенсионного обеспечения:
  4. Возможна потеря части пенсионных взносов в случае выплаты выкупной суммы, если Пенсионные правила и (или) условия пенсионного договора предусматривают такую потерю.

Об условиях негосударственного пенсионного обеспечения

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Основные принципы негосударственного пенсионного обеспечения:

  • обеспечение сохранности и доходности средств пенсионных резервов;
  • безусловное выполнение своих обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • защита интересов клиентов Фонда;
  • осуществление пенсионных выплат в строгом соответствии с Пенсионными правилами и условиями заключенных пенсионных договоров;
  • открытость при осуществлении своей деятельности.

Цели негосударственного пенсионного обеспечения:

  • долгосрочные отношения с Фондом (от 5 лет) по формированию пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу;
  • сформировать дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте;
  • получение налогового вычета по личным взносам;
  • сохранность и доходность вложенных средств, защита накоплений от взысканий.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах. Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно).

Пенсионная схема №1. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников в течение 90 дней. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №2. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №3. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №4. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №5. С установленными размерами пенсионных выплат. Пенсионные взносы вносятся на солидарный пенсионный счет вкладчика. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №6. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются (определяется условиями пенсионного договора): до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №7. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчик – ПАО «НК «Роснефть».

Пенсионная схема №8. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором, но не менее 5 лет. Вкладчики – физические лица, заключившие пенсионный договор в свою пользу.

Пенсионная схема №9. С установленными размерами пенсионных взносов. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока, или до исчерпания средств на ИПС участника, или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Пенсионная схема №10. С установленными размерами пенсионных выплат. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Общая информация о деятельности Фонда по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению

Просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:

Статья 19. Требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Негосударственный пенсионный фонд признается соответствующим требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц при соблюдении одновременно следующих условий:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) если деятельность негосударственного пенсионного фонда признается Банком России удовлетворительной в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) если к негосударственному пенсионному фонду не применяются меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

3) если негосударственный пенсионный фонд является акционерным обществом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) если акционерами негосударственного пенсионного фонда являются физические лица или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества или государственной корпорации, либо Банк России в случае приобретения акций негосударственного пенсионного фонда при осуществлении в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" мер по предупреждению банкротства негосударственных пенсионных фондов.

(в ред. Федеральных законов от 16.10.2019 N 342-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Деятельность негосударственного пенсионного фонда оценивается Банком России по показателям, отражающим:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами негосударственного пенсионного фонда;

2) управление конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов;

3) требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда;

4) достаточность собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений;

5) требования к организации инвестиционной деятельности;

6) требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками.

3. По показателям, указанным в части 2 настоящей статьи, Банк России определяет результат "удовлетворительно" или "неудовлетворительно". Деятельность негосударственного пенсионного фонда признается Банком России удовлетворительной для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц при наличии результата "удовлетворительно" по всем показателям.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Состав показателей, указанных в части 2 настоящей статьи, методики их расчета и определения результата по ним устанавливаются нормативными актами Банка России не позднее 1 апреля 2014 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: