Оператор по наземному обслуживанию воздушных судов это

Обновлено: 28.03.2024

ВЗК РФ Статья 37.1. Эксплуатация гражданского воздушного судна

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

1. Соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2. Требования к документации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. В целях поддержания летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта при их эксплуатации осуществляется наземное и техническое обслуживание.

4. Поддержание летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта - комплекс мер по обеспечению соответствия гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или их частей требованиям к летной годности и поддержанию их в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении срока службы.

5. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.

6. Техническое обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности гражданского воздушного судна, включая проведение проверок гражданского воздушного судна, замену его частей, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции гражданского воздушного судна или выполнение его ремонта.

7. Правила наземного обслуживания и технического обслуживания гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

8. При нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации, выдавший сертификат летной годности, имеет право ввести ограничения эксплуатации данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.

9. Эксплуатанты обязаны предоставлять информацию о техническом состоянии гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, об особенностях их эксплуатации в уполномоченный орган, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а также их разработчику. Состав и порядок предоставления указанной информации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210, N 50, ст. 7755), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Работник по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации".

ГАРАНТ:

См. справку о профессиональных стандартах

должностную инструкцию руководителя группы перронного обслуживания (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию руководителя группы перронного обслуживания (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию специалиста по организации и контролю за наземным обслуживанием рейсов (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию старшего диспетчера по организации и контролю за наземным обслуживанием рейсов (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию диспетчера по организации и контролю за наземным обслуживанием рейсов (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию оператора по наземному обслуживанию воздушного судна (выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию старшего представителя на перроне (управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию представителя на перроне (выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию представителя по контролю и загрузке воздушного судна (выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

должностную инструкцию агента перронного обслуживания (выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации)

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 сентября 2019 г. N 638н

Профессиональный стандарт
Работник по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 сентября 2019 года N 638н

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266; 2016, N 21, ст.3002; 2018, N 8, ст.1210, N 50, ст.7755),

в Министерстве юстиции

31 октября 2019 года,

регистрационный N 56372

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 сентября 2019 года N 638н

Работник по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

Содержание

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция "Выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации"

3.2. Обобщенная трудовая функция "Управление выполнением работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации"

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

I. Общие сведения

Наземное обслуживание воздушных судов гражданской авиации

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Проведение комплекса работ по обеспечению прибытия воздушного судна гражданской авиации на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения

Служащие по транспортным перевозкам

Отнесение к видам экономической деятельности:

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Выполнение работ по наземному обслуживанию

Выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов по прилету

воздушных судов гражданской авиации

Выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов по вылету

Управление выполнением работ по наземному

Организация выполнения работ по наземному обслуживанию воздушных судов

обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

Контроль за выполнением наземного обслуживания воздушных судов

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Возможные наименования должностей, профессий

Оператор по наземному обслуживанию воздушного судна

Представитель на перроне

Агент перронного обслуживания

Представитель по контролю и загрузке воздушного судна

Требования к образованию и обучению

Среднее общее образование

Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Бортоператор грузовых самолетов

Бортоператор (первый, второй)

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)".

3.1.1. Трудовая функция

Выполнение работ по наземному обслуживанию воздушных судов по прилету

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Подготовка места стоянки воздушного судна по прилету

Установка стояночных колодок, конусов безопасности, предохранительных устройств на стойки шасси воздушного судна

Осмотр воздушного судна с целью выявления повреждений элементов воздушного судна

Осмотр воздушного судна на наличие снежно-ледяных отложений

Зачехление двигателей, выходных устройств, датчиков и приемников воздушного судна

Обеспечение заземления воздушного судна

Обеспечение электропитания воздушного судна

Открытие дверей багажных отсеков

Закрытие дверей багажных отсеков

Контроль открытия пассажирских дверей воздушного судна

Организация подачи пассажирского трапа, телетрапа, амбулифта

Организация подачи спецтехники к воздушному судну, необходимой для организации наземного обслуживания воздушного судна

Осмотр грузовых люков, смотровых панелей и точек доступа для проведения обслуживания, фюзеляжа, обтекателей авиадвигателей, дверей пассажирского салона до и после обслуживания

Контроль высадки пассажиров и их посадки в автобус

Организация выгрузки коммерческой загрузки, груза, почты и багажа, перевозочной документации из воздушного судна с помощью подъемно-транспортных механизмов

Организация выгрузки бытового имущества и отходов

Организация внутренней уборки воздушного судна

Слив водяной системы воздушного судна

Обслуживание туалетной системы воздушного судна

Открытие лючка панели заправки

Закрытие лючка панели заправки

Управление панелью и кранами заправки

Организация слива отстоя топлива из топливных емкостей воздушного судна

Оформление рабочей документации по прилету воздушного судна

Постановка воздушного судна под охрану

Информирование экипажа воздушного судна о ходе наземного обслуживания воздушного судна по прилету

Информирование руководителя о нарушениях технологического процесса, обнаруженных во время работы

Выполнять наземное обслуживание воздушных судов гражданской авиации с соблюдением технологии

Пользоваться оборудованием для организации стоянки воздушного судна

Пользоваться международными визуальными сигналами при встрече воздушного судна и наземном облуживании воздушного судна

Действовать в соответствии с инструкциями в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Действовать в соответствии с инструкциями в аварийных и чрезвычайных ситуациях, связанных с наземным обслуживанием, инцидентами с опасными грузами, разливом топлива

Пользоваться подъемно-транспортными механизмами

Обслуживать водные и туалетные системы воздушного судна

Пользоваться средствами связи в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей

Выполнять функциональные обязанности с соблюдением требований авиационной и транспортной безопасности

Оформлять рабочую документацию по наземному обслуживанию воздушных судов по прилету

Особенности наземного обслуживания различных типов воздушных судов в соответствии с требованиями авиационных организаций

Правила размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов

Локальные нормативные акты по организации движения спецтранспорта и средств механизации

Порядок использования и подачи международных визуальных сигналов при встрече воздушного судна, наземном обслуживании воздушного судна и буксировке воздушного судна

Правила взаимодействия служб, обеспечивающих наземное обслуживание воздушных судов гражданской авиации

Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок, ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

Принципы системы управления безопасностью полетов

Принципы авиационной и транспортной безопасности

Правила перевозки опасных грузов

Порядок информирования об инцидентах, несчастных случаях, чрезвычайных происшествиях

Типичные повреждения воздушного судна при обслуживании воздушных судов гражданской авиации

Правила центровки и загрузки воздушных судов

Правила оформления документации по наземному обслуживанию воздушных судов по прилету

1.2. Услуги, за предоставление которых взимаются аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов включают мероприятия, предусмотренные федеральными авиационными правилами и федеральными правилами использования воздушного пространства.

1.3. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.4 внесены изменения

1.4. Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий, районов контролируемых гражданских аэродромов.

1.5. Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 1.6 изложен в новой редакции

1.6. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения устанавливаются едиными для полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса А и класса С на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях.

Информация об изменениях:

1.8. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого аэродрома Российской Федерации отдельно.

1.9. Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно.

1.10. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, цены на материально-технические ресурсы, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями ГА в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.11. Организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

1.12. В случае, если обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации обеспечивается двумя и более организациями ГА аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются для каждой организации ГА отдельно - за предоставление соответствующих услуг (мероприятий).

1.13. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.14 внесены изменения

1.14. В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу) утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.15 внесены изменения

1.15. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание могут устанавливаться и взиматься за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации дифференцированно для воздушных судов, осуществляющих внутренние и международные перевозки.

II. Аэронавигационные сборы

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 2.1 изложен в новой редакции

2.1. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 6 февраля 2017 г. N 34 в пункт 2.1.1 внесены изменения

2.1.1. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса А и класса С на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях и на этапе подготовки к полету, включая выполнение следующих услуг:

организацию воздушного движения;

планирование и координирование использования воздушного пространства;

предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;

аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;

передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;

обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах;

обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и их экипажей;

сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 2.1.2 внесены изменения

2.1.2. Ставки сбора устанавливаются на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии по маршруту полета воздушного судна (на 100 самолето-километров), для воздушных судов с максимальной взлетной массой:

до 2 тонн включительно;

свыше 2 тонн до 5 тонн включительно;

свыше 5 тонн до 20 тонн включительно;

свыше 20 тонн до 50 тонн включительно;

свыше 50 тонн до 100 тонн включительно;

свыше 100 тонн до 200 тонн включительно;

свыше 200 тонн до 300 тонн включительно;

свыше 300 тонн до 400 тонн включительно;

В стоимостную основу ставок сбора включаются затраты на обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве класса G вне границ районов аэродромов и не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома.

В стоимостную основу ставок сбора не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома.

2.1.3. Сбор определяется на основе установленной ставки и расстояния, рассчитанного по ортодромии между контрольной точкой аэродрома (КТА) вылета воздушного судна на территории Российской Федерации или точкой входа воздушного судна в район обслуживания воздушного движения Российской Федерации и контрольной точкой аэродрома (КТА) посадки воздушного судна на территории Российской Федерации или точкой выхода воздушного судна из района обслуживания воздушного движения Российской Федерации.

Ставка сбора определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна или его модификации.

2.1.4. В целях определения сбора расстояние, рассчитанное по ортодромии по маршруту полета воздушного судна, уменьшается на 20 километров при производстве посадки и округляется до сотен километров в большую сторону.

Информация об изменениях:

2.3. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 2.3.1 изложен в новой редакции

2.3.1. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на контролируемый аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона; при вылете с контролируемого аэродрома (аэроузла) на этапах руления от перрона, взлета и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией), включая выполнение следующих услуг:

организацию воздушного движения;

предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;

предоставление услуги обслуживания вылета "Деливери" (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией);

аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;

передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке, включая передачу условий выхода с аэродрома;

обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и экипажей.

В стоимостную основу сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома включаются затраты на обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве класса G в пределах границ района аэродрома.

При выполнении обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов с посадочной площадки, расположенной в пределах границ района контролируемого аэродрома, сбор за аэронавигационное обслуживание взимается по ставке, установленной для аэродрома, в пределах границ которого расположена соответствующая посадочная площадка.

В пунктах посадки и вылета, не обеспеченных диспетчерским обслуживанием, сбор не устанавливается и не применяется.

2.3.2. Ставка сбора устанавливается на одну тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна со следующими коэффициентами:

воздушные суда до пяти тонн включительно - 0,25;

воздушные суда свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5;

самолеты свыше 12 тонн - 1,0;

вертолеты свыше 12 тонн - 0,5.

2.3.3. Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы гражданского воздушного судна, указанной в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При обслуживании полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы типа или модификации обслуживаемого воздушного судна с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов.

2.3.4. При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов).

Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ в Воздушный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которыми введен термин "наземное обслуживание гражданского воздушного судна".

В соответствии с частью 5 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.

По результатам расследований авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, связанных с наземным обслуживанием, отмечается, что специалисты, привлекаемые к указанному виду обеспечения полетов, как правило, не имеют авиационного образования или обладают незначительным опытом работы в гражданской авиации.

При этом на специалистов организаций по наземному обслуживанию возлагается выполнение ответственных технологических операций, к числу которых относятся противообледенительная обработка, буксировка воздушного судна, обеспечение запуска двигателей и безопасного заруливания на место стоянки. На организации, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию (не входящие в состав эксплуатанта ВС, организации по техническому обслуживанию или оператора аэродрома), впрямую не распространены требования по формированию систем управления безопасностью полетов, что повышает риски для безопасности полетов.

По результатам расследований отмечаются следующие факторы опасности, связанные с наземным обслуживанием:

неупорядоченность взаимодействия процессов системы обеспечения безопасности и качества поставщика услуг по наземному обслуживанию и системы управления безопасностью полетов эксплуатанта воздушных судов, организации по техническому обслуживанию и оператора аэродрома, приводит к тому, что мероприятия по безопасности полетов не достигают ожидаемых результатов;

программы подготовки специалистов по наземному обслуживанию не делают акцент на разъяснении сущности (назначения, цели) выполняемых на воздушном судне технологических операций и их влиянии на безопасность полетов;

отсутствие взаимоконтроля и несогласованность технологий наземного обслуживания воздушного судна между эксплуатантом и организацией, предоставляющей услуги по наземному обслуживанию;

низкая культура труда, включая технологическую и личную дисциплину;

неучет особенностей условий труда специалистов по наземному обслуживанию, что способствует ошибкам, спешке и рассеянности внимания при проведении операций по обслуживанию.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что недостатки в организации и проведении наземного обслуживания привели в катастрофе самолета ATR-72-201 VP-BYZ, происшедшей 02.04.2012 после взлета в аэропорту Тюмень (Рощино). Авиационному происшествию способствовали нарушения при подготовке самолета к полету, вследствие чего взлет производился с неустраненными последствиями наземного обледенения (приказ Росавиации от 19.08.2013 N 504 "Об авиационном происшествии с самолетом ATR-72-201 VP-BYZ"; размещен в АМРИПП Росавиации, категории RAMP, ICE).

Примеры других событий, связанных с наземным обслуживанием воздушных судов и ссылки на результаты их расследований приведены в приложении к настоящей информации по безопасности полетов.

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, включая организации, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах подконтрольного региона.

2. Руководителям организаций:

2.1. Изучить настоящую информацию со специалистами по наземному обслуживанию воздушных судов, летным и инженерно-техническим персоналом;

2.2. при проведении анализа связанных с наземным обслуживанием факторов опасности и оценки рисков в соответствии с пунктом 5 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215, учитывать сведения, приведенные в настоящей информации по безопасности полетов, а также результаты расследований инцидентов и производственных происшествий и другие информационные материалы по безопасности полетов (размещаются в АМРИПП Росавиации, категория RAMP);

2.3. обратить внимание персонала по наземному обслуживанию, летного и инженерно-технического состава на технологию взаимодействия в процессе наземного обслуживания, в том числе фразеологию радиосвязи (при буксировке воздушного судна и запуске двигателей) и сигналы, регулирующие движение воздушных судов на земле (подаваемые сигнальщиком командиру воздушного судна);

2.4. рассмотреть необходимость:

установления требований к организации, предоставляющий услуги по наземному обслуживанию, в части наличия у нее системы обеспечения безопасности и качества с учетом рекомендаций пункта 5.3.24 Руководства по управлению безопасностью полетов (документ ИКАО N 9859, издание 3), предусматривающей на постоянной основе выявление опасных факторов и контроль рисков; разработку и внедрение корректирующих мероприятий по результатам расследований, инспекций или анализов; контроль сроков и эффективности реализации мероприятий;

назначения ответственного лица организации по наземному обслуживанию ВС для обеспечения взаимодействия с соответствующими подразделениями эксплуатанта воздушного судна, оператора аэродрома или организации по техническому обслуживанию, ответственными за функционирование системы управления безопасностью полетов;

введения процедуры регулярного аудита деятельности организаций, предоставляющих услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, по вопросам системы обеспечения безопасности и качества наземного обслуживания, а также реализации мероприятий по обеспечению безопасности полетов;

дополнения программ подготовки и повышения квалификации специалистов по наземному обслуживанию, с целью повышения уровня их компетенции при проведении наиболее ответственных операций по обслуживанию воздушного судна;

внесения изменений в технологические графики и правила проведения наземного обслуживания с целью исключения спешки при выполнении работ на воздушном судне;

изменения правил контроля соблюдения специалистами по наземному обслуживанию технологической и личной дисциплины, в том числе для исключения возможности выполнения должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием любых психоактивных веществ.

Начальник Управления инспекции

по безопасности полетов

к письму Росавиации

от 20.07.2017 N Исх-16401/02

РАССЛЕДОВАНИЙ ИНЦИДЕНТОВ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НАЗЕМНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

07.02.2016 в аэропорту Новосибирск (Толмачево) произошел инцидент с самолетом А-320 VQ-BRV. При букировке самолета с одновременным запуском двигателей началось неконтролируемое движение воздушного судна с последующим наездом на тягач и повреждением воздухозаборника двигателя N 2.

Перед началом буксировки экипаж и наземный персонал не согласовали возможность запуска двигателя N 1 с увеличением режима работы двигателя N 2, при этом не использовалась стандартная фразеология радиообмена при запуске двигателя N 1, предусмотренная Федеральными авиационными правилами "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации". Как следует из выписки радиообмена, экипаж ВС приступил к увеличению режима двигателя N 2 для запуска двигателя N 1, не запросив и не получив разрешения на запуск. Нестандартная информация наземного персонала: "Зона для запуска готов", не соответствовала стандартной фразеологии и могла быть ошибочно воспринята экипажем ВС как разрешение на запуск.

При согласовании процедур наземного обслуживания не были в полной мере решены вопросы готовности наземного персонала к обеспечению различных вариантов запуска двигателей самолета А-320 в процессе буксировки.

Отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации (учетный N 160744, категория RAMP).

15.08.2016 в аэропорту Шереметьево при буксировке самолета А-320 VP-BWD произошло чрезвычайное происшествие, вследствие которого один из членов буксировочной бригады получил серьезное телесное повреждение.

Буксировка производилась в условиях слабого ливневого дождя. В период кратковременной остановки один из членов буксировочной бригады (сопровождающий), укрываясь от дождя, переместился в район левой опоры шасси. Руководитель буксировочной бригады не контролировал расстановку членов буксировочной бригады, команд на продолжение буксировки не подавал. В результате наезда колес левой опоры шасси на сопровождающего, он получил серьезную травму, приведшую к ампутации правой ноги.

Отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации (учетный N 164543, категория RAMP).

20.03.2017 в аэропорту Внуково произошел инцидент с самолетом Боинг-737-500 VQ-BJQ.

При расследовании было установлено, что при буксировке самолета с места стоянки наземным персоналом и экипажем воздушного судна не использовалась стандартная фразеология радиообмена, а также подавались не предусмотренные визуальные сигналы.

После окончания запуска двигателей, экипаж ВС услышав информацию: "Буксировочный пин удален" (команда не предусмотрена фразеологией радиообмена), и увидев уходящего от самолета специалиста по наземному обслуживанию (который поднятой рукой демонстрировал снятый предохранительный штырь (подобный визуальный сигнал не предусмотрен технологией обслуживания)), расценил это как возможность начала руления, не дождавшись при этом команды руководителя буксировочной бригады о переходе на визуальную связь.

В момент начала руления руководитель буксировочной бригады находился под самолетом для отключения переговорного устройства. Увидев включение экипажем рулежных фар и начало движения самолета, руководитель буксировочной бригады успел выдернуть штекер гарнитуры из гнезда и пригнуться. Самолет прорулил над специалистом по наземному обслуживанию.

Отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации (учетный N 171563, категория RAMP).

09.04.2017 в аэропорту Пулково при отгоне телетрапа произошло повреждение самолета Боинг-757-200 В-2812.

При расследовании было установлено, что из-за особенностей визуального обзора с рабочего места оператора телетрапа, ему было сложно контролировать перемещение правого нижнего угла телетрапа (установленного у второй (L2) двери, в непосредственной близости от двигателя N 1 самолета). Как следствие, при отъезде от воздушного судна произошло столкновение правой нижней части телетрапа с пилоном двигателя N 1.

Отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации (учетный N 171963, категория RAMP).

20.05.2017 после взлета в аэропорту Внуково произошел инцидент с самолетом Боинг-737-500 VP-BXO, связанный с неуборкой шасси.

При расследовании было установлено, что перед взлетом с опор шасси не были сняты предохранительные штыри.

Перед началом работ на самолете руководитель бригады по наземному обслуживанию не распределил обязанности между членами бригады, в результате чего снятие заглушек и предохранительных штырей производилось с нарушением технологии обслуживания. Последующий контроль подготовки самолета как со стороны руководителя бригады (визуальный контроль снятия предохранительных штырей), так и со стороны экипажа самолета (предполетный осмотр, выполнение карт контрольных проверок) проводились формально.

Из материалов расследования также следует, что по результатам медицинского освидетельствования у одного из участников наземного обслуживания, проводившего снятие предохранительных штырей, был выявлен положительный тест на опиаты. Однако он не был направлен на дополнительное медицинское (наркологическое) освидетельствование в специализированное учреждение.

Отчет по результатам расследования размещен в АМРИПП Росавиации (учетный N 172781, категория RAMP).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: