Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан

Обновлено: 18.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий

Судебная практика: Меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об уплате НДФЛ, а также о мерах государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан, имеющих детей.
(Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-04-05/3119) Вопрос: Об уплате НДФЛ, а также о мерах государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан, имеющих детей.

Нормативные акты: Меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что приобретение истцом жилого дома не является улучшением жилищных условий семьи, поскольку имущество приобретено в другом населенном пункте, по благоустройству существенно отличается от имеющегося, работа супругов и посещаемые детьми школьные и дошкольные учреждения расположены в городе, дом приобретен не для постоянного проживания с целью удовлетворения потребности в жилье, а для временного проживания и отдыха в летний период. Расходование средств материнского (семейного) капитала на погашение долга по кредиту на приобретение указанного дома не отвечает цели, установленной Законом о государственной поддержке семей, поскольку отсутствует улучшение жилищных условий семьи, решение пенсионного органа об отказе в удовлетворении заявления М. о распоряжении средствами материнского капитала является законным.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) В связи с рождением второго ребенка супруги А. обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка в рамках соответствующей региональной программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; просили предоставить указанную выплату в объеме стоимости 12 кв. м жилья на списание основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору, заключенному в целях приобретения жилого помещения.

Как получить квартиру в соцнаем или по договору безвозмездного пользования. Кому предоставляются жилищные субсидии и социальная ипотека. Как получить квартиру инвалидам и семьям с больными тяжелыми хроническими заболеваниями

  • 1. Что такое жилищный учет?
  • 2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?
  • 3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?
  • 4. Как проверить, какое у меня место в очереди?
  • 5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?
  • 6. Как помогают пожилым и инвалидам?
  • 7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?
  • 8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?
  • 9. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?
  • 10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

1. Что такое жилищный учет?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть две категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим ).

Те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим, в связи с изменениями в жилищном законодательстве Москвы с 2017 года состоят на учете нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

Сейчас можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать в порядке очередности на:

    ; ;
  • жилье по договору купли-продажи, в том числе с использованием кредитных (заемных) средств (социальную ипотеку) и денежную компенсацию стоимости ремонта, если приобретаемое жилье признано требующим ремонта.

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать в порядке очередности только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете.

5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?

Жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

6. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными, а также жители Москвы, которых выселяют по другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

9. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?

Да. Семьи с детьми, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, могут получить поддержку:

  • при получении субсидии на приобретение и строительство жилья;
  • при покупке жилья с использованием социальной ипотеки.

Кроме того, многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется компенсационная выплата для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно .

Вопрос о предоставлении компенсационной выплаты рассматривается независимо от года принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы.

1. Кто может претендовать на получение субсидии из городского бюджета?

На субсидию для приобретения или строительства жилья могут претендовать те, кто стоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (то есть все, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года), и кому направлено уведомление Департамента городского имущества города Москвы о возможности получения субсидии.

2. Как рассчитывается субсидия?

Размер жилищной субсидии определяется следующим образом:

Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилья в крупнопанельных домах типовых серий умножается на среднюю площадь жилого помещения, исходя из следующих нормативов:

  • 18 квадратных метров на одного человека;
  • 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении человека или единственного человека, состоящего на учете;
  • 50 квадратных метров на 2 человек;
  • 70 квадратных метров на 3 человек;
  • 85 квадратных метров на 4 человек;
  • по 18 квадратных метров на 5 и более человек.

При этом, если у вас или членов вашей семьи есть право самостоятельного пользования жилым помещением или частью жилого помещения, его размер вычитается из нормы предоставления.

Полученная в результате сумма называется нормативной стоимостью.

Итоговая сумма субсидии вычисляется как доля от нормативной стоимости. Доля эта зависит от срока, в течение которого семья состояла на жилищном учете. Если с момента постановки на учет прошел 1 год, доля составляет 5%; 2 года — 12%, 3 года — 20%, 4 года — 30%, 5 лет — 40%, 6 лет — 51%, 7 лет — 60%, 8 лет — 64%, 9 лет — 67%, 10 лет и более — 70%.

Исключение составляют многодетные семьи (семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей). Им предоставляется социальная выплата из московского бюджета в размере полной нормативной стоимости жилья.

Вы можете приобрести жилье (дом, квартиру или комнату) как с использованием субсидии, так и с использованием субсидии и личных или заемных средств. Если стоимость жилья будет меньше размера жилищной субсидии, можно использовать только ту ее часть, которая соответствует стоимости жилья.

3. На что можно потратить субсидию?

Субсидия может быть потрачена:

  • на приобретение отдельной квартиры или жилого дома высокой степени технической готовности (более 70%) по договору долевого участия в строительстве;
  • на приобретение отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости;
  • на покупку освобожденной комнаты в коммунальной квартире в дополнение к своей. Условие — в результате выкупа на каждого из членов семьи должно приходиться не менее 18 квадратных метров жилья. При этом комната, даже если она находится в муниципальной собственности, продается по рыночной стоимости.

Субсидия не может быть потрачена на жилье:

  • не отвечающее стандартам благоустройства в Москве;
  • находящееся под арестом, обремененное чьими-либо правами на проживание в нем;
  • на которое у продавца отсутствуют необходимые документы для государственной регистрации договора и перехода права собственности;
  • площадь которого, в том числе с учетом площади занимаемого помещения, меньше нормы предоставления (18 квадратных метров на одного человека).

4. Каким требованиям должно отвечать жилье?

Вы можете купить жилье в любом регионе России (не обязательно в Москве).

Общий размер приобретаемой вами жилплощади не должен быть меньше нормы предоставления — 18 квадратных метров на каждого человека, указанного в учетном деле.

При этом, если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната.

Также важно помнить, что заселение разнополых членов семьи (за исключением супругов) в одну комнату допускается только с их письменного согласия.

5. Как получить субсидию?

  1. Подайте заявление и документы на внесениеизменений в учетное дело. В заявлении вам нужно выбрать способ (форму) обеспечения жилыми помещениями — приобретение жилья с использованием субсидии из городского бюджета. Подписать его должны все заявители и члены их семьи .
  2. При необходимости представьте документы дляперерегистрации. Эта процедура проводится не реже чем раз в пять лет. Также ее обязательно проводят не менее чем за год до принятия решения о приобретении в собственность жилых помещений с помощью города и непосредственно перед принятием такого решения. Это нужно, чтобы удостовериться, что у вас сохранились основания состоять на жилищном учете. Обычно процедура проводится без участия очередников. Но в случае необходимости вас могут попросить представить недостающие документы.
  3. Получите свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений. Как только подойдет ваша очередь на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, при сохранении оснований, позволяющих вам претендовать на улучшение жилищных условий, Департамент городского имущества направит в адрес вашей семьи уведомление с предложением субсидии. В случае вашего согласия на данный способ улучшения жилищных условий вам нужно подать заявление и пакет документов в центр госуслуг «Мои документы». Далее Департамент выпустит соответствующее распоряжение. Вас об этом оповестят по почте или по телефону. Затем на личном приеме в назначенном Департаментом месте, вам выдадут свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, в котором будет указана сумма, которой вы можете располагать. В свидетельстве будут указаны ФИО одного из заявителей. Остальные состоящие на учете будут считаться членами семьи заявителя. Срок действия свидетельства — 6 месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии. Если вы не воспользуетесь субсидией в этот срок, субсидия будет возвращена в бюджет города, а вы останетесь на жилищном учете с сохранением года постановки на учет.
  4. Откройте индивидуальный блокированный целевой счет. После того как вы получите свидетельство о предоставлении субсидии, члену семьи, на имя которого будет выдано свидетельство о предоставлении субсидии, необходимо будет открыть индивидуальный блокированный целевой счет в банке-партнере (какие банки являются партнерами, вам сообщат на личном приеме во время вручения свидетельства о предоставлении субсидии) и проинформировать об этом Департамент. На этот счет будет перечислена субсидия. Снять средства со счета самостоятельно невозможно. После перечисления денежных средств семья снимается с жилищного учета.
  5. Выберите жилье и заключите договор. Вам необходимо будет самостоятельно найти жилье и представить документы на покупку жилого помещения.
  6. Подайте заявление и документы на перечисление субсидии с вашего индивидуального блокированного целевого счета на счет продавцав центр госуслуг «Мои документы». После предоставления вами договора и полного пакета документов Департамент городского имущества перечислит субсидию с вашего индивидуального блокированного целевого счета на счет продавца. Вам останется лишь прийти в банк и забрать документ, подтверждающий проведение операции. . Все состоящие на учете в одном учетном деле члены семьи должны иметь равные доли.

6. Можно ли оставить за собой старое жилое помещение?

Жилье в Москве предоставляется:

  • в дополнение к имеющейся жилплощади (если при определении размера субсидии учитывается имеющееся у вас жилье);
  • с освобождением ранее занимаемой жилплощади (если при определении размера субсидии занимаемая вами жилплощадь не учитывается).

В первом случае вы можете продолжать жить в своем старом доме или квартире. Во втором — вам нужно освободить занимаемое вами до получения субсидии жилье в течение месяца после оформления права собственности на приобретенную недвижимость. В противном случае решение о предоставлении субсидии подлежит отмене, а средства, перечисленные в виде субсидии, — возврату в бюджет Москвы.

7. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2020, N 8, ст. 913), частью тринадцатой статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2019, N 49, ст. 6967) и пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 7, ст. 831), в целях повышения эффективности использования субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, приказываю:

утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 3 апреля 2020 г. N 188/пр

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ,

1. Настоящие методические указания разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также формирования единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с положениями:

Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 6, ст. 592);

Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2020, N 8, ст. 913);

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2019, N 49, ст. 6967);

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2116; 2010, N 2, ст. 131);

постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4399; 2020, N 7, ст. 850);

3. Осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, включает в себя комплекс мероприятий, связанных с обеспечением жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (далее соответственно - переданные полномочия, получатели мер социальной поддержки).

В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", части 4 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения получателями мер социальной поддержки устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления переданными полномочиями в соответствии с пунктом 12 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 11 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий осуществляется в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Предоставление жилых помещений или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения получателям мер социальной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Перед принятием решения о предоставлении указанных мер социальной поддержки уполномоченный орган запрашивает информацию о том, что ранее они не предоставлялись получателям мер социальной поддержки по предыдущему месту жительства.

Указанный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации им переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки) формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - список получателей), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), в соответствии с положениями пункта 5(2) Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, и размещают их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, N 1, ст. 82).

Список получателей мер социальной поддержки формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления. Граждане, принятые на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке.

Уполномоченные органы размещают списки получателей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

6. Уполномоченный орган предоставляет жилые помещения или единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормативными правовыми актами, перечисленными в пункте 2 настоящих методических указаний, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

7. Документы, необходимые для постановки на учет получателей мер социальной поддержки, принимаются органом местного самоуправления по месту жительства получателя.

Решение о предоставлении жилых помещений или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения принимается при наличии всех необходимых для этого документов согласно их перечню, установленному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при соблюдении требований пункта 4 настоящих методических рекомендаций.

8. Согласно пункту 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством.

Направление дополнительных заявок на финансовое обеспечение переданных полномочий законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

9. Объем субвенций определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилого помещения (36 или 18 квадратных метров согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством.

При этом к числу лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, относятся получатели, имеющие право на соответствующие меры социальной поддержки, подтвержденное удостоверением в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", либо признанные инвалидами федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

10. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих форму и порядок предоставления мер социальной поддержки, должны быть предусмотрены случаи использования единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения:

а) по договору купли-продажи жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным статьями 16 и 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно приобретается для постоянного проживания;

б) по договору участия в долевом строительстве, заключаемом в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2019, N 26, ст. 3317).

Кроме того, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено, что граждане имеют право приобрести жилое помещение с привлечением собственных и (или) заемных средств. Общая площадь приобретаемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.

11. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих форму и порядок предоставления мер социальной поддержки, должны быть предусмотрены случаи, при которых единовременная денежная выплата не может быть использована:

а) на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки, бабушки, внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер);

б) на оплату земельного участка при приобретении индивидуального жилого дома (части (доли) жилого дома) с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью (долей) жилого дома) и необходимым для его использования.

12. Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности;

вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением супруга (супруги), родителей, несовершеннолетних детей заявителя);

невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением.

13. При необходимости уменьшения выделенного объема средств субвенции уполномоченные органы вправе представить в Министерство документы, обосновывающие такую необходимость.

14. Контроль за расходованием средств федерального бюджета в рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий осуществляется Министерством в рамках осуществления полномочий, установленных статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".


Для того, чтобы надеяться на получение квартиры или дома, необходимо встать на соответствующий жилищный учет. Постановку туда осуществляют органы власти региона, в котором человек проживает, ведь согласно Жилищному кодексу, они или государство и предоставляют недвижимость.

Соответственно, жилищный учет — это список тех, кому положено помочь с обустройством или вовсе предоставить новый дом. Но, конечно, не все жители нашей страны могут рассчитывать на такое участие. На этот учет попадают только определенные категории людей. Ирина рассказывает, что сегодня их выделяют три:

1. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий — те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года;

2. Нуждающиеся в жилых помещениях — они встали на учет после 1 марта 2005-го и признаны малоимущими;

3. Нуждающиеся в помощи в приобретении жилья — тут находятся те, кто на учете оказался после 1 марта 2005 года и малоимущим не признан.


— В Конституции РФ и Жилищном кодексе прописано, что граждане имеют право на бесплатное обеспечение жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов, — продолжает Рыжук.

Из установленных законов следует, что власти бесплатно или за доступные деньги обеспечивают жильем людей, отвечающим определенным критериям. Главных два:

1. Нуждаемость в жилье. Тот случай, когда у человека нет жилого помещения или оно слишком маленькое. Этот момент касается всех, кто может претендовать на обеспечение крышей над головой.

2. Имущественный критерий. Речь идет о людях, которые признаны малоимущими. Сюда же в качестве исключения могут быть включены отдельные социальные группы — инвалиды, сироты, родственники правоохранителей и военных, погибших при исполнении своего долга, работники прокуратуры и другие.

Но нельзя с порога заявить: «Я нуждаюсь в собственном доме, давайте мне ключи!» Нужно, чтобы такой статус был подтвержден. По статье 51 ЖК РФ, нуждающимися являются следующие:

  • те, у кого нет жилья в собственности или по договору социального займа;
  • граждане с жильем, но уровень обеспеченности жилплощадью ниже учетной нормы — в каждом регионе она своя, например, в Москве 10 «квадратов» для обычных квартир и 15 м² для коммуналок;
  • люди, проживающие в месте, не отвечающем обязательным требованиям к жилым помещениям (смотрите постановление правительства РФ № 47);
  • проживающие в квартире на несколько семей, если в составе собственной семьи есть человек с хроническими болезнями, указанными Приказе Минздрава РФ № 987н.

— Показатели несоответствия занимаемой площади учетной норме утверждаются органами местной власти и действуют только на территории того или иного региона. Так, например, в Самарской области норма составляет от 11 до 15 кв.м на 1 члена семьи, в зависимости от категории граждан, — указывает эксперт.

Нуждаетесь вы в жилье или нет — признают органы местного самоуправления по месту жительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: