Охарактеризуйте порядок создания и полномочия ревизионной комиссии адвокатской палаты

Обновлено: 22.04.2024

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается Ревизионная Комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр адвокатов города Москвы. Об итогах своей деятельности Ревизионная Комиссия отчитывается перед конференцией адвокатов.

Члены Ревизионной Комиссии

Колесников Олег Альбертович

Кривошеева Ирина Сергеевна

Лапин Андрей Германович

Регламент ревизионной Комиссии Адвокатской палаты города Москвы

1. Общие положения

1.1. Ревизионная комиссия Адвокатской палаты города Москвы (далее – Ревизионная комиссия) является постоянно действующим выборным органом Адвокатской палаты города Москвы, образуемым в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Адвокатской палаты города Москвы и ее органов.

1.2. В своей деятельности Ревизионная комиссия руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, решениями конференций адвокатов Адвокатской палаты города Москвы, Совета Адвокатской палаты города Москвы и настоящим Регламентом.

1.3. Ревизионная комиссия является коллегиальным органом внутрикорпоративного контроля финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы и в своей деятельности не подменяет государственные контрольные, надзорные и фискальные органы, а также иные органы и подразделения Адвокатской палаты города Москвы и не вмешивается в деятельность этих органов и подразделений.

1.4. Ревизионная комиссия подотчетна Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы (далее – Конференция).

1.5. Регламент Ревизионной комиссии утверждается решением Совета Адвокатской палаты города Москвы в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

1.6. Совет Адвокатской палаты города Москвы не имеет права вмешиваться в текущую деятельность Ревизионной комиссии по проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы, однако имеет право требовать от Ревизионной комиссии соблюдения настоящего Регламента.

2. Порядок образования и состав Ревизионной комиссии

2.1. Ревизионная комиссия избирается Конференцией адвокатов Адвокатской палаты города Москвы сроком на один год открытым голосованием из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр адвокатов города Москвы.

2.2. Численный состав Ревизионной комиссии устанавливается в количестве пяти человек.

2.3. Кандидаты в члены Ревизионной комиссии сообщают делегатам Конференции об ознакомлении с настоящим Регламентом, а также о наличии компетенции, профессиональных знаний и практических навыков в проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. Отсутствие опыта ревизий финансово-хозяйственной деятельности не является основанием для отказа адвокату баллотироваться в члены Ревизионной комиссии.

2.4. Члены Ревизионной комиссии могут быть переизбраны на новый срок.

2.5. В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета и иных выборных органов Адвокатской палаты города Москвы, а также адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в одном адвокатском образовании.

2.6. Полномочия отдельных членов Ревизионной комиссии или Комиссии в целом могут быть прекращены досрочно решением Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы.

2.7. Полномочия члена Ревизионной комиссии прекращаются досрочно с момента наступления следующих обстоятельств:

– избрания члена Ревизионной комиссии в состав Совета Адвокатской палаты города Москвы или в иные выборные органы Адвокатской палаты;

– прекращения или приостановления статуса адвоката.

2.8. Член Ревизионной комиссии вправе в любое время добровольно сложить свои полномочия, известив об этом письменно Председателя Ревизионной комиссии и Президента Адвокатской палаты города Москвы.

2.9. Члены Ревизионной комиссии могут совмещать работу в Ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в Ревизионной комиссии в размере, определяемом Советом Адвокатской палаты города Москвы.

3. Полномочия Ревизионной комиссии, права и обязанности ее членов

3.1. Ревизионная комиссия реализует свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом.

3.2. Члены Ревизионной комиссии действуют с соблюдением её коллегиального характера и руководствуясь установленными Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» принципами законности, самоуправления, корпоративности, независимости адвокатуры и равноправия адвокатов.

3.3. Члены Ревизионной комиссии обязаны исполнять свои обязанности лично. Передоверие ими своих полномочий третьим лицам, в том числе иным членам Ревизионной комиссии, а также привлечение к проведению проверки третьих лиц не допускается.

3.4. При осуществлении своей деятельности Ревизионная комиссия обязана:

– проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы и ее органов, обеспечивая их объективность, всесторонность и полноту;

– своевременно подготавливать ежегодный отчет об итогах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы и ее органов и представлять его в Совет Адвокатской палаты города Москвы в срок, установленный пунктом 5.7 настоящего Регламента;

– отчитываться перед Конференцией адвокатов Адвокатской палаты города Москвы об итогах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы.

Ревизионная комиссия вправе потребовать проведения инвентаризации имущества Адвокатской палаты города Москвы. Такое требование является обязательным для Президента Адвокатской палаты города Москвы.

3.5. В ходе проведения проверки Ревизионная комиссия имеет право:

– проверять остатки денежных средств на банковских счетах и в кассе Адвокатской палаты, знакомиться с первичными документами, документами бухгалтерского учета и отчетности по предмету проверки;

– запрашивать у Президента Адвокатской палаты города Москвы необходимые ей для проведения проверки указанные выше сведения и документы по вопросам, отнесённым к её компетенции.

3.6. Члены Ревизионной комиссии обеспечивают сохранность и конфиденциальность полученных в ходе проверки сведений. Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы представляются в виде отчета Ревизионной комиссии только Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы и Совету Адвокатской палаты города Москвы. Не допускается направление Ревизионной комиссией и/или её членами полученных в ходе проверки сведений в государственные или муниципальные органы, передача их иным юридическим или физическим лицам, размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или их публикация иным способом.

4. Порядок работы Ревизионной комиссии

4.1. Заседание Ревизионной комиссии созывается Председателем Ревизионной комиссии и является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей (2/3) членов Ревизионной комиссии.

4.2. Решения Ревизионной комиссии принимаются открытым голосованием. Каждый член Ревизионной комиссии при голосовании имеет один голос. Решение Ревизионной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Комиссии, присутствующих на заседании. Член Ревизионной комиссии, не согласный с принятым решением, вправе письменно выразить особое мнение. Выраженное в устной форме особое мнение члена Ревизионной комиссии должно быть зафиксировано в протоколе заседания Комиссии.

4.3. Ревизионная комиссия в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Адвокатской палаты города Москвы и ее органов проводит проверки соответствия решений и действий по пользованию и распоряжению имуществом Адвокатской палаты утвержденной Конференцией адвокатов смете и назначению имущества.

4.4. Предмет и порядок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы и ее органов определяются структурой сметы доходов и расходов за проверяемый период.

4.5. Ревизионная комиссия не вправе подвергать ревизии (давать оценку, пересматривать, ставить под сомнение) решения Конференции о формировании сметы Адвокатской палаты города Москвы, в том числе в части видов статей доходов и расходов, их размера и целесообразности.

4.6. Работу Ревизионной комиссии организует Председатель Комиссии, избираемый открытым голосованием из числа ее членов на первом, после ее избрания Конференцией, заседании Комиссии. Кандидатуры для избрания Председателя предлагают члены Ревизионной комиссии.

4.7. Председатель Ревизионной комиссии проводит ее заседания по мере необходимости, организует и обеспечивает текущую работу Комиссии, организует её делопроизводство, обеспечивает надлежащее хранение и сохранность материалов проверок и документов Комиссии, доступ к ним членов Комиссии; представляет Ревизионную комиссию на Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы и во взаимоотношениях с Советом и Президентом Адвокатской палаты.

4.8. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, подготовки и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы.

4.9. Член Ревизионной комиссии может мотивированно требовать созыва внеочередного заседания Комиссии в случае установления обстоятельств, требующих безотлагательного решения Ревизионной комиссии. Председатель Ревизионной комиссии должен созвать по такому требованию заседание Комиссии не позднее, чем в десятидневный срок.

4.10. Все заседания Ревизионной комиссии и принятые на них решения оформляются протоколами. Обязанность организовать ведение протокола возлагается на Председателя Ревизионной комиссии. Протокол заседания Ревизионной комиссии должен содержать сведения, определяемые при открытии заседания. В протоколе указывается:

– его порядковый номер;

– место и дата проведения заседания;

– лица, присутствующие на заседании;

– вопросы, рассматриваемые на заседании и итоги голосования по ним;

4.11. Протоколы заседаний Ревизионной комиссии подписывает Председатель. Письменные особые мнения членов Ревизионной комиссии прилагаются к протоколу.

4.12. Протоколы заседаний Ревизионной комиссии подшиваются в книгу протоколов, которая хранится в Адвокатской палате города Москвы.

4.13. Президент Адвокатской палаты города Москвы или уполномоченное им лицо осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Ревизионной комиссии.

4.14. Необходимые для осуществления полномочий Ревизионной комиссии по предмету ее деятельности сведения и документы предоставляются Президентом Адвокатской палаты города Москвы или уполномоченным им лицом на основании письменного запроса Председателя Комиссии по описи в виде подлинных документов или их заверенных копий на бумажных носителях.

4.15. Члены Ревизионной комиссии работают с полученными для проверки документами исключительно в предоставленном им для этого служебном помещении Адвокатской палаты города Москвы, при этом обеспечивают режим их полной сохранности и конфиденциальности.

4.16. Полученные Ревизионной комиссией для проверки документы возвращаются по описи за подписью председателя Ревизионной комиссии Президенту Адвокатской палаты города Москвы или уполномоченному им лицу.

4.17. Члены Ревизионной комиссии несут персональную ответственность за полную сохранность документов и неразглашение любых полученных в ходе проверки сведений.

4.18. Председатель Ревизионной комиссии распределяет между членами Комиссии работу по проведению проверки отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы. Результаты проверки по каждому направлению обсуждаются и утверждаются на заседании Комиссии в установленном настоящим Регламентом порядке.

4.19. Ревизионная комиссия имеет право получить необходимые пояснения по вопросам, отнесённым к её компетенции, от Президента Адвокатской палаты города Москвы, членов Совета, а также, по поручению Президента – от работников Адвокатской палаты города Москвы.

5. Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы

5.1. Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы оформляются в виде отчета Ревизионной комиссии о результатах проверки.

5.2. Отраженный в отчете Ревизионной комиссии период финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы должен соответствовать отчетному периоду Совета об исполнении сметы доходов и расходов Адвокатской палаты города Москвы.

5.3. Отчет Ревизионной комиссии должен соответствовать структуре проведенной проверки (структуре утвержденной Конференцией сметы) и отражать сведения о:

– плановых показателях по каждой строке сметы;

– фактическом исполнении по каждой строке сметы;

– размере неисполнения или перерасхода по строкам сметы;

– пояснении полномочных лиц о причинах неисполнения или перерасхода по строкам сметы (при наличии);

– направлении неиспользованных средств на иные строки сметы;

– нецелевом (вне утвержденных сметой направлений) расходовании средств и пояснения полномочных лиц о причинах нецелевого расходования;

– проверке своевременности и полноты сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности;

– наличии штрафов, пеней, иных санкций за допущенные нарушения бухгалтерского учета и отчетности, налоговой, финансовой, банковской дисциплины, трудового законодательства, договорных обязательств и прочее.

5.4. Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы подписывают члены Ревизионной комиссии, принимавшие участие в проверке. Все члены Ревизионной комиссии, участвовавшие в проверке и подготовке отчета, обязаны подписать отчет. При несогласии с выводами отчета в целом или с отдельными его положениями член Ревизионной комиссии вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое прилагается к отчету в качестве его неотъемлемой части.

5.5. Ревизионная комиссия, не подменяя в своей деятельности государственные контрольные, надзорные и фискальные органы, имеет право отразить в своем отчете выявленные в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы факты нарушения правил бухгалтерского учета, отчетности, своевременности и полноты уплаты налогов, правил ведения банковских операций, иных нарушений действующего законодательства.

5.6. Ревизионная комиссия имеет право дать в своем отчете оценку достоверности сведений, представленных в отчете Совета Адвокатской палаты города Москвы об исполнении сметы доходов и расходов, фактическим обстоятельствам, выявленным в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы.

5.7. Отчет Ревизионной комиссии о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы направляется в Совет Адвокатской палаты города Москвы в срок не позднее пятнадцати рабочих дней до даты проведения Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы. Совет Адвокатской палаты города Москвы имеет право представить письменные пояснения по отчету.

5.8. Председатель Ревизионной комиссии или по его поручению иной член Комиссии докладывает отчет Ревизионной комиссии о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты города Москвы на Конференции адвокатов Адвокатской палаты города Москвы и отвечает на вопросы делегатов Конференции по содержанию отчета.

Статья 31. Совет адвокатской палаты

1. Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты.

2. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. При этом положения пункта 6 статьи 41 настоящего Федерального закона не применяются. Одно и то же лицо не может одновременно быть членом совета и членом квалификационной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При очередной ротации президент адвокатской палаты вносит на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. После утверждения советом адвокатской палаты представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение собрания (конференции) адвокатов для утверждения.

В случае, если собрание (конференция) адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, президент адвокатской палаты вносит на утверждение собрания (конференции) адвокатов новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты.

Адвокаты, участвующие в собрании (делегаты конференции), вправе вносить дополнительно из своего числа кандидатуры для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. В этом случае собрание (конференция) в порядке, определенном советом, проводит рейтинговое голосование по всем представленным в соответствии с настоящим пунктом кандидатурам адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Совет адвокатской палаты:

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.1 настоящей статьи, сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов, а также по представлению президента прекращает полномочия вице-президентов досрочно. Лицо, занимавшее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, вновь может занять указанную должность исключительно путем избрания его на должность президента адвокатской палаты на собрании (конференции) адвокатов в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящей статьи;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в период между собраниями (конференциями) адвокатов принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного собрания (конференции) адвокатов;

3) определяет норму представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;

4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В этих целях совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;

5) организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском или административном судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым советом Федеральной палаты адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком, утвержденным советом Федеральной палаты адвокатов;

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

10) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

11) содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

12) организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;

13) осуществляет методическую деятельность;

14) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня;

15) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества;

16) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии, штатное расписание аппарата адвокатской палаты;

17) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета адвокатской палаты и членов ревизионной и квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием (конференцией) адвокатов сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

18) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

19) дает в пределах своей компетенции по запросам адвокатов разъяснения по поводу возможных действий адвокатов в сложной ситуации, касающейся соблюдения этических норм, на основании кодекса профессиональной этики адвоката.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований настоящего Федерального закона либо решений Всероссийского съезда адвокатов или совета Федеральной палаты адвокатов, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в случае принятия решения, противоречащего указанным требованиям или решениям, неуплаты более шести месяцев обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, совет Федеральной палаты адвокатов по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе направляет совету адвокатской палаты предписание об отмене решения, нарушающего требования настоящего Федерального закона или противоречащего решениям органов Федеральной палаты адвокатов, либо об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Совет Федеральной палаты адвокатов отменяет решение, нарушающее требования настоящего Федерального закона или противоречащее решениям органов Федеральной палаты адвокатов, в случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания, содержащего требование об отмене этого решения, и вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. В случае неисполнения в течение двух месяцев советом адвокатской палаты предписания об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов совет Федеральной палаты адвокатов вправе по представлению не менее половины членов адвокатской палаты, представлению территориального органа юстиции или по собственной инициативе созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов для рассмотрения вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты, а также приостановить полномочия президента адвокатской палаты и назначить исполняющего его обязанности до принятия внеочередным собранием (конференцией) адвокатов соответствующих решений.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. В решении совета Федеральной палаты адвокатов должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов и приостановления полномочий президента адвокатской палаты, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию.

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

5. Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

6. Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

6.1. Избрание президента адвокатской палаты осуществляется собранием (конференцией) адвокатов, если на указанную должность советом адвокатской палаты выдвигается член совета адвокатской палаты, занимавший должность президента адвокатской палаты в течение не менее двух сроков. Указанное собрание (конференция) адвокатов созывается советом адвокатской палаты не позднее чем через три месяца со дня истечения срока полномочий президента адвокатской палаты, который исполняет свои обязанности до избрания президента адвокатской палаты.

Адвокаты, участвующие в собрании (делегаты конференции), вправе выдвигать на должность президента адвокатской палаты иных членов совета.

Президент адвокатской палаты избирается из числа членов совета, выдвинутых на указанную должность в соответствии с настоящим пунктом, тайным голосованием сроком на четыре года. Избранным президентом адвокатской палаты является член совета, за кандидатуру которого проголосовали простое большинство адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).

В случае, если указанное большинство адвокатов (делегатов конференции), участвующих в собрании (конференции), не проголосовали ни за одну из кандидатур членов совета, выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты, избрание президента адвокатской палаты осуществляется в тот же день в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета, не выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты на собрании (конференции) адвокатов.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7. Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката или адвокатов при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

8. Президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом советом адвокатской палаты.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов

1. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).

2. К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

1) формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в том числе избрание новых членов совета и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, принятие решений о досрочном прекращении полномочий совета в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также утверждение решений совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) избрание членов ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

3) избрание представителя или представителей на Всероссийский съезд адвокатов (далее также - Съезд);

4) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

5) утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

6) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты;

7) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

8) утверждение регламента собрания (конференции) адвокатов;

9) определение места нахождения совета;

10) создание целевых фондов адвокатской палаты;

11) установление мер поощрения адвокатов;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) принятие иных решений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и выполнением решений Совета ФПА РФ, регламентирующих указанную деятельность, избирается Ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.


Формирование Ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции высшего органа управления Федеральной палаты адвокатов РФ – Всероссийского съезда адвокатов, который избирает ее членов сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах хозяйственной деятельности палаты.

Количество членов Ревизионной комиссии определяется Всероссийским съездом адвокатов, однако оно не может быть менее 7 человек.

Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов. Члены Ревизионной комиссии могут совмещать работу в Ревизионной комиссии с работой в органах адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатской деятельностью и иной не запрещенной для адвоката деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в Ревизионной комиссии в размере, определяемом Советом ФПА РФ.

Решение об избрании конкретного лица в состав Ревизионной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство делегатов Всероссийского съезда адвокатов, имеющих право голоса.

В компетенцию Ревизионной комиссии входят проверка финансовой документации Федеральной палаты адвокатов и ее органов, проведение инвентаризации имущества, сравнение указанных данных и документов с данными первичного бухгалтерского учета.

В целях выполнения возложенных на нее функций Ревизионная комиссия вправе проверять:

  1. соблюдение органами и штатными работниками Федеральной палаты адвокатов сметы, утвержденной Всероссийским съездом адвокатов, в том числе: – расходы на вознаграждения адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов;

– компенсации этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах;

– расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов;

– распоряжение имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии с его назначением;

Для надлежащего выполнения возложенных на нее задач Ревизионная комиссия имеет право:

– получать от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников всю необходимую для осуществления своих задач документацию. Документация должна быть предоставлена Ревизионной комиссии не позднее пяти дней после ее запроса председателем Ревизионной комиссии;

– запрашивать пояснения от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников по вопросам, входящим в компетенцию Ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия обязана:
  • не реже одного раза в год проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов;
  • предоставлять для утверждения очередному Всероссийскому съезду адвокатов отчет по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов.

В случае созыва внеочередного Всероссийского съезда адвокатов Ревизионная комиссия должна провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и подготовить соответствующий отчет.

Ревизионная комиссия проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности ФПА РФ по итогам за год.

Ревизионная комиссия также имеет право в соответствии с регламентом проводить проверки в любое время по собственной инициативе, по решению Съезда, Совета ФПА РФ, президента ФПА РФ. При проведении проверок Ревизионная комиссия вправе привлекать бухгалтеров адвокатских палат субъектов Российской Федерации, иных специалистов. По требованию Ревизионной комиссии руководитель аппарата и работники ФПА РФ обязаны представлять председателю Ревизионной комиссии документы о финансово-хозяйственной деятельности палаты. По результатам проводимой проверки Ревизионная комиссия составляет акт, который подписывается всеми членами комиссии и представляется президенту и Совету палаты.

Работу Ревизионной комиссии организует председатель комиссии, избираемый из числа ее членов на первом заседании комиссии открытым голосованием простым большинством голосов.

В обязанности председателя комиссии входят организация текущей работы Ревизионной комиссии; созыв ее заседаний; объявление об открытии и закрытии заседания; обеспечение соблюдения порядка его ведения; предоставление членам Ревизионной комиссии и приглашенным лицам слова для выступления; оглашение предложений членов Ревизионной комиссии по рассматриваемым вопросам и объявление последовательности постановки их на голосование; постановка на голосование решений Ревизионной комиссии и других документов, требующих принятия Ревизионной комиссией; совершение иных действий, необходимость которых вызывается ведением заседания Ревизионной комиссии и рассмотрением повестки дня. Председатель комиссии представляет Ревизионную комиссию на Всероссийском съезде адвокатов, в Совете ФПА РФ, в отношениях с иными органами, должностными лицами ФПА РФ и иных организациях.

По предложению председателя комиссии из числа членов Ревизионной комиссии открытым голосованием простым большинством голосов ее членов избирается заместитель председателя, который выполняет функции председателя в его отсутствии.

Заседания Ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. При отсутствии кворума заседание Ревизионной комиссии переносится на другой срок. Явка членов Ревизионной комиссии на заседание обязательна.

В исключительных случаях, когда член Ревизионной комиссии по уважительной причине не может явиться на заседание, он вправе доверить осуществление своих полномочий любому другому члену Ревизионной комиссии, заблаговременно представив в Федеральную палату адвокатов надлежаще оформленную доверенность.

Решения Ревизионной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Ревизионной комиссии, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Ревизионной комиссии. Отчет Ревизионной комиссии должен быть принят и подписан большинством членов комиссии.

Член Ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе изложить свое особое мнение.

Настоящий Регламент разработан в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уставом Федеральной палаты адвокатов. Регламент определяет порядок образования и состав Ревизионной комиссии Федеральной палаты адвокатов, организацию ее работы, компетенцию, права и обязанности, а также принципы работы Ревизионной комиссии и ее членов.

Ревизионная комиссия является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, осуществляющим контроль за ее финансово-хозяйственной деятельностью.

Ревизионная комиссия Федеральной палаты адвокатов решает вопросы, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уставом Федеральной палаты адвокатов.

1. Цели, порядок образования и состав Ревизионной комиссии

1.1. Ревизионная комиссия создается в целях реализации требований Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

1.2. Ревизионная комиссия действует на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и настоящим Регламентом.

1.3. Ревизионная комиссия Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов сроком на два года.

1.4. Количество избираемых членов Ревизионной комиссии определяется Всероссийским съездом адвокатов, однако оно не может быть менее семи человек.

1.5. Члены Ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в Федеральной палате адвокатов.

1.6. Решение об избрании конкретного лица в состав Ревизионной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство делегатов Всероссийского съезда адвокатов, имеющих право голоса.

2. Компетенция Ревизионной комиссии

2.1. В компетенцию Ревизионной комиссии входит проверка финансовой документации Федеральной палаты адвокатов и ее органов, проведение инвентаризации имущества, сравнение указанных данных и документов с данными первичного бухгалтерского учета.

2.2. В целях выполнения возложенных на нее функций Ревизионная комиссия вправе проверять:

1) соблюдение органами и штатными работниками Федеральной палаты адвокатов сметы, утвержденной Всероссийским съездом адвокатов, в том числе:

расходы на вознаграждения адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов;

компенсации этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах;

расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов;

расходы на материальное обеспечение деятельности Федеральной палаты адвокатов, а также иные расходы, предусмотренные сметой;

2) ведение хозяйственной деятельности, в том числе:

распоряжение имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии с его назначением;

проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Федеральной палаты адвокатов;

3) соблюдение решений Всероссийского съезда адвокатов по вопросам, связанным с ведением финансовой и хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов.

3. Права Ревизионной комиссии

3.1. Для надлежащего выполнения возложенных на нее задач Ревизионная комиссия имеет право:

получать от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников всю необходимую для осуществления своих задач документацию. Документация должна быть предоставлена Ревизионной комиссии не позднее пяти дней после ее запроса председателем Ревизионной комиссии;

получать пояснения от органов управления Федеральной палаты адвокатов, ее должностных лиц и работников по вопросам, входящим в компетенцию Ревизионной комиссии.

4. Обязанности Ревизионной комиссии

4.1. При выполнении своих обязанностей члены Ревизионной комиссии должны руководствоваться нормами действующего законодательства, а также соблюдать следующие этические принципы:

4.2. Ревизионная комиссия обязана:

не реже одного раза в год проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов;

предоставлять для утверждения очередному Всероссийскому съезду адвокатов отчет по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов.

4.3. В случае невозможности выполнения п. 4.2 Регламента по уважительным причинам, в том числе в чрезвычайных ситуациях, ревизию финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и ее органов проводить один раз в два года.

4.4. В случае проведения внеочередного Всероссийского съезда адвокатов, в соответствии с положениями п. 4 ст. 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Ревизионная комиссия должна провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов и подготовить соответствующий отчет.

5. Порядок организации работы Ревизионной комиссии

5.1. Работу Ревизионной комиссии организует председатель комиссии, избираемый из числа ее членов на первом заседании комиссии открытым голосованием простым большинством голосов.

В обязанности председателя комиссии входят:

– организация текущей работы Ревизионной комиссии;

– созыв заседаний Ревизионной комиссии;

– объявление об открытии и закрытии заседания;

– обеспечение соблюдения порядка ведения заседания;

– предоставление членам Ревизионной комиссии и приглашенным лицам слова для выступления;

– оглашение предложений членов Ревизионной комиссии по рассматриваемым вопросам и объявление последовательности постановки их на голосование;

– постановка на голосование решений Ревизионной комиссии и других документов, требующих принятия Ревизионной комиссией;

– совершение иных действий, необходимость которых вызывается ведением заседания Ревизионной комиссии и рассмотрением повестки дня;

– представляет Ревизионную комиссию на Всероссийском съезде адвокатов, в Совете ФПА РФ, в отношениях с иными органами, должностными лицами ФПА РФ и иных организациях.

5.2. По предложению председателя комиссии из числа членов Ревизионной комиссии открытым голосованием простым большинством голосов ее членов избирается заместитель председателя, который выполняет функции председателя в его отсутствие.

5.3. Заседания Ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов.

При отсутствии кворума заседание Ревизионной комиссии переносится на другой срок.

Явка членов Ревизионной комиссии на заседание Ревизионной комиссии обязательна. В исключительных случаях, когда член Ревизионной комиссии по уважительной причине не может присутствовать на заседании Ревизионной комиссии, он вправе доверить осуществление своих полномочий любому другому члену Ревизионной комиссии, заблаговременно представив в Федеральную палату адвокатов надлежаще оформленную доверенность.

5.4. После открытия заседания Ревизионной комиссии на ее рассмотрение выносится повестка дня. В ходе обсуждения в нее могут быть внесены изменения и дополнения, после чего повестка дня утверждается комиссией.

5.5. Решения Ревизионной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Ревизионной комиссии, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Ревизионной комиссии.

5.6. На заседании Ревизионной комиссии ведется протокол, который должен содержать:

– номер, дату и место проведения Ревизионной комиссии;

– сведения о присутствующих и отсутствующих членах Ревизионной комиссии, а также ссылку на доверенности, поступившие от членов Ревизионной комиссии, отсутствующих по уважительным причинам и доверивших осуществление своих полномочий другим членам Ревизионной комиссии;

– сведения о приглашенных на заседание Ревизионной комиссии лицах;

– перечень вопросов повестки дня заседания Ревизионной комиссии;

– сведения о выступивших участниках в заседаниях Ревизионной комиссии по вопросам повестки дня;

– сведения о принятых решениях.

Протоколы заседаний Ревизионной комиссии подписываются председателем Ревизионной комиссии и секретарем.

5.7. Отчет Ревизионной комиссии должен быть принят и подписан большинством членов комиссии.

5.8. Отчет Ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Федеральной палаты адвокатов утверждает Всероссийский съезд адвокатов.

5.9. Член Ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе изложить свое особое мнение.

6. Порядок утверждения и внесения изменений и дополнений в настоящий Регламент

6.1. Регламент Ревизионной комиссии, изменения и дополнения в него утверждаются Советом Федеральной палаты адвокатов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: