Охарактеризуйте ответственность граждан рф в сфере государственного управления

Обновлено: 28.03.2024

Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных образований. Формой политической ответственности может стать роспуск парламента, законодательных собраний субъектов Федерации. Конституции некоторых стран (Польши, Украины и др.) предусматривают роспуск парламента (однопалатного парламента или нижней палаты), если он в течение установленного срока не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания. В России закон устанавливает политическую ответственность законодательных органов субъектов Федерации, глав администраций субъектов РФ, представительных органов и глав муниципальных образований. В случаях нарушения Конституции и законов РФ представительные органы могут быть распущены, а главы администраций, мэры – отрешены от должности.

Члены парламента, законодательных собраний субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления (советов и др.) в некоторых странах могут быть досрочно отозваны избирателями (в том числе за плохую работу), лишены мандата соответствующим представительным органом (обычно большинством в две трети голосов). Лишь после этого парламентарии подлежат уголовной ответственности, если совершили преступления (в ряде стран они, однако, не имеют депутатского иммунитета, а иммунитет на членов законодательных собраний субъектов федерации, как правило, не распространяется и совсем не распространяется на депутатов муниципальных представительных органов).

Политическая ответственность президента (монарх ответственности не подлежит) возможна в форме импичмента (Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями (Австрия), смещения с должности решением конституционного суда (Италия). Только после этого к бывшему президенту можно применять другие меры наказания (гражданско-правовую ответственность в ряде случаев может нести и действующий президент).

Наиболее суровым видом политической ответственности правительства и министров (в том числе министров в некоторых субъектах РФ) является увольнение в результате вотума недоверия (резолюции порицания) в отставку. Правительство может быть уволено в отставку и по усмотрению президента (Россия, Украина и др.). Возможна также гражданская ответственность правительства и министров, а в отношении министров также уголовная (наказание) и дисциплинарная ответственность (выговор и др.).

Особые процедуры установления ответственности могут применяться в отношении других органов и должностных лиц (например, судей), но политической ответственности они не подлежат, (исключение составляет отзыв судей избирателями в единичных странах).

Посягательства на государственное управление, если они составляют преступление, подлежат наказанию в соответствии с Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает двадцать один состав преступлений против военной службы – от дезертирства до оскорбления военнослужащего.

В гл. 30 УК РФ перечислены составы преступлений против государственной службы (это может быть распространено и на муниципальную службу), в частности злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в представлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (соответственно представительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим (например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства), так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан государственного судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

Некоторые преступления в сфере правосудия могут быть совершены только государственными служащими (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу, вынесение заведомо неправосудного приговора, разглашение данных предварительного расследования). Это же относится и к некоторым преступлениям против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны по общему правилу могут быть осуществлены только высшими должностными лицами.

Законодательство различных стран предусматривает гражданско-правовую ответственность государственного и муниципального органа и должностного лица. Они несут ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред должен быть возмещен в полном объеме. В соответствии с законом может быть также установлена обязанность выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Закон может предусмотреть возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В возмещении вреда можно отказать, если будет установлено, что вред причинен с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Эти общие положения конкретизируются в статьях, относящихся к государственным и муниципальным органам и их должностным лицам. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, государственных, муниципальных организаций или должностных лиц, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту государственного, муниципального органа, подлежит возмещению. Вред не возмещается, если он причинен в состоянии необходимой обороны, при условии, что ее пределы не были превышены (например, должностное лицо, защищаясь от нападения, причинило вред здоровью нападавшего). Если же вред причинен государственным органом, государственным учреждением, государственным предприятием или должностным лицом в состоянии крайней необходимости, он должен быть возмещен, хотя его размеры могут быть уменьшены. Эти положения об ответственности распространяются на органы муниципального самоуправления, муниципальные организации и муниципальных должностных лиц.

Особо регулируется ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). В данном случае имеются в виду незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное заключение под стражу или незаконное применение других мер пресечения, незаконное наложение судьей административного взыскания (ареста, исправительных работ). Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Что касается вреда, причиненного органами государства, субъекта Федерации, муниципального образования и их должностными лицами, то он возмещается, если действия (бездействие) были незаконными, за счет казны РФ, ее субъекта, муниципального образования в зависимости от статуса должностного лица. При этом Федерация, ее субъект, муниципальное образование, возместившие вред из своей казны, вправе предъявить регрессный иск к органу или должностному лицу, причинившему вред.

Государственные и муниципальные служащие за свои поступки могут нести административную ответственность. Это меры воздействия за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность государственных (и муниципальных) служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких – административной. Административные взыскания на государственных и муниципальных служащих налагаются теми должностными лицами, которым они не подчинены непосредственно по службе. Особенно часто таким взысканиям подвергаются государственные и муниципальные служащие со стороны надзорных и контрольных органов. Устанавливая нарушения, эти органы обычно применяют штрафные санкции, налагая штраф на виновных должностных лиц, возлагают на них обязанность возместить причиненный ущерб.

Дисциплинарные взыскания налагаются на государственных, муниципальных служащих по подчиненности вышестоящим органом или начальником. Такое взыскание может быть наложено не всяким органом или должностным лицом, а руководителем, имеющим право назначать на государственную должность. Это связано с правом органа (руководителя) увольнять с занимаемой должности. Видами дисциплинарных взысканий являются замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§2.3. Компетенция контролирующих органов в сфере размещения государственных и муниципальных заказов

§2.3. Компетенция контролирующих органов в сфере размещения государственных и муниципальных заказов На систему государственных и муниципальных закупок в России, как и в других странах, оказывают воздействие в той или иной степени все государственные органы. Более того, с

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правила производства по данной категории дел регулируются гл. 25 ГПК РФ.

Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства К решениям, действиям (бездействию)

§ 4 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

§ 4 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие)

Какие решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат обжалованию?

Какие решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат обжалованию? Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие) органов

В чем особенности рассмотрения дел по обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих?

В чем особенности рассмотрения дел по обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих? В ГПК установлены определенные правила разбирательства дел

Какова специфика доказательств и последствий рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих?

Какова специфика доказательств и последствий рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих? В ходе разбирательства дела суд

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии со ст.254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие

Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СТАТЬЯ 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия

СТАТЬЯ 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

СТАТЬЯ 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства К решениям, действиям (бездействию)

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости,

Государственное управление опосредует властную деятельность государства по упорядочению общественных отношений. При этом государственное управление может рассматриваться:

  • в широком смысле как управленческая деятельность, реализуемая всеми ветвями государственной власти;
  • в узком смысле, государственное управление предполагает управленческую деятельность органов исполнительной власти.

Субъектом государственной управленческой деятельности выступает не просто система органов государства как политико-правовая организация общества, но общество в целом. Другими словами, управление осуществляется населением непосредственно или через соответствующие государственные и гражданские институты.

Государственное управление в демократическом государстве всегда стремится обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей населения, всестороннее обеспечение прав личности.

Указанное требует активного поведения граждан по реализации своих прав и исполнению обязанностей в области государственного управления, граждане должны быть социально и политически активны и ответственны.

Роль граждан в государственном управлении

К числу направлений реализации прав и исполнения обязанностей граждан в государственном управлении можно отнести следующие:

  1. Права и обязанности граждан, которые определяют их участие непосредственно или через своих представителей в управлении делами государства. Основные права и обязанности могут быть реализованы только при активном волеизъявлении со стороны самих граждан. Так, в частности, для участия в деятельности представительного органа публичной власти гражданин должен выступить в роли кандидата в депутаты и соблюсти ряд обязывающих норм, например, отказаться от осуществления предпринимательской деятельности, от занимаемой должности в исполнительном органе и др.
  2. Права и обязанности граждан в государственном управлении, которые не могут быть реализованы ими самостоятельно, а требуют содействия со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц. Так, например, для проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий граждане должны получить разрешение в административном порядке, при организации политических партий должны пройти соответствующие регистрирующие процедуры и пр.
  3. Права и обязанности граждан, которые связаны с содействием со стороны граждан органам публичной власти в реализации их полномочий. Так, в частности, граждане могут привлекаться как эксперты, консультанты, члены советов и комиссий для решения управленческих задач, требующих специальных знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие обязанностей граждан в государственном управлении

В качестве основной обязанности граждан в области государственного управления следует назвать обеспечение режима законности, то есть соблюдение требований основного закона, принятых в соответствии с ним законов, и подзаконных нормативно-правовых актов в своей повседневной деятельности. Так, обеспечение законности и правопорядка требует от граждан высокой правовой культуры, развитого правосознания и собственной убежденности и активности в исполнении требований закона.

Обязанности граждан в государственном управлении – это закрепленные в нормативно-правовых актах требования, предъявляемые к человеку и гражданину как субъекту обеспечения интересов общества и государства.

Обязанности населения страны в государственном управлении можно разделить на две группы:

  • обязанности, в основе которых лежит гражданство как правовая связь личности и государства, находящая выражение в системе взаимных прав и обязанностей (это, в частности, обязанность защищать Отечество);
  • обязанности, которые не обусловлены наличием правовой связи между индивидом и государством, они возлагаются и на лиц, которые в число граждан не входят. Это обязанности по обеспечению законности – соблюдению обязывающих, рекомендательных и запретительных правовых норм индивидами, по уплате установленных законом налогов и сборов, по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Характеристика отдельных обязанностей граждан в государственном управлении

К числу важнейших обязанностей граждан в области государственного управления относятся следующие:

  • обязанность российских граждан защищать страну от внешней агрессии. Эта обязанность, будучи закреплена на конституционном уровне, получила конкретизацию в федеральном законодательстве. Воинская обязанность российского гражданина включает в себя целый комплекс обязанностей, в частности это обязанность встать на воинский учет, пройти подготовку к военной службе, пройти военную службу по призыву и пр.;
  • обязанность по обеспечению режима законности: граждане, наряду с органами публичной власти федерального, регионального и местного уровней, должностными лицами названных органов, должны исполнять требования основного закона, иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • прямо вытекает из предыдущей обязанности обязанность исполнять законные требования органов государственной власти;
  • еще одной важнейшей обязанностью граждан в сфере государственного управления является уплата налогов и сборов. Уплата налогов в размере и порядке, установленном законом, является залогом обеспечения эффективности деятельности государственного механизма, эффективности реализации прав личности и др.;
  • граждане обязаны рационально использовать природные ресурсы, обеспечивая их сохранение и восстановление, охранять природу, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности и др.

Комплекс обязанностей граждан в области государственного управления закреплен многочисленными нормативными актами – от конституционного уровня до местного. Несоблюдение гражданами возложенных на них законом обязанностей в области государственного управления, злоупотребление ими своими правами являются основаниями для применения мер правового воздействия.

Общая характеристика юридической ответственности в области государственного управления

Государственное управление, будучи исключительно важной сферой общественной жизнедеятельности представляет собой сложную, многоуровневую и многоаспектную систему деятельность которой подчинена ряду принципов функционирования. В первую очередь – это принцип законности, выражающийся в исполнении государством и совокупностью его органов и должностных лиц установленных законом обязанностей по отношению к гражданам государства.

Нарушение принципов функционирования государственного аппарата, с неизбежностью, влечет наступление установленной законом юридической ответственности, в самом общем виде определяемой как неблагоприятные последствия, обязанность претерпевать которые возникает у виновного лица ввиду совершения правонарушения.

Юридическая ответственность в госуправлении характеризуется такими признаками:

  1. Выступает формой государственного воздействия на лиц, совершающих деяния, посягающие на нормальное функционирование системы государственных органов и должностных лиц;
  2. Является выражением государственного осуждения противоправного поведения в соответствующей сфере;
  3. Подлежит применению к лицам, нарушившим нормы права, регулирующие общественные отношения в области государственного управления;
  4. Применяется компетентными органами, в порядке, на условиях и в размерах, установленных действующим законодательством.

Говоря о видах юридической ответственности, следует указать на то, что традиционно, в отечественной правовой науке выделяются 4 вида юридической ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная;
  • дисциплинарная.

Основания и порядок наступления каждой из них, применительно к государственному управлению, в целом, аналогичны общей характеристике каждого из упомянутых видов.

В то же время, применительно к сфере управления в государстве, принято выделять особый вид юридической ответственности – конституционно-правовую.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционная ответственность как особый вид ответственности в области государственного управления

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, предусматривающей меры ответственности, с одной стороны устанавливаемые конституционными нормами, а с другой – направленные на защиту конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые санкции применяются обширным кругом уполномоченных субъектов, в отношении лиц, не находящихся в прямой зависимости (в отличие от, например, дисциплинарной ответственности)

В качестве примера норм ответственности в сфере государственного управления может быть названо установление мер федерального воздействия со стороны органов государственной власти РФ в отношении региональных органов, федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Значение конституционно-правовой ответственности состоит также в том, что она выступает важной гарантией сохранения конституционного строя, поскольку ее содержание представлено ответственностью власти, пределы которой включают контроль за:

  • положением дел в области основ конституционного строй государства;
  • законностью в сфере нормотворчества и последующего правоприменения органами государственного управления и должностными лицами;

В этой связи, перед государством в целом, существует задача обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти.

При этом рассматривая вопрос об ответственности в государственном управлении необходимо обратить внимание на важность сохранения и поддержания баланса между объемом правомочий и обязанностей субъектов государственного управления и теми мерами ответственности, наступления которых имеет место в случае нарушения соответствующих нормативных предписаний.

Иными словами, мера власти, находящейся в обладании конкретного органа государственного управления или должностного лица должна соотноситься с мерой ответственности.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.08.2021

Елена Александровна Страдина

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Юридическая ответственность в государственном управлении – это исполнение обязанности в соответствии с государственным или приравненным к нему общественным принуждением.

Признаки юридической ответственности в государственном управлении

Ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий поведения ненадлежащего характера виновного лица, подлежащего моральному или правовому осуждению. В последнем случае речь идет о юридической ответственности в системе государственного управления.

Юридическая ответственность в системе государственного управления отвечает следующим признакам:

  • во-первых, она является формой государственного принуждения, и в случае установления вины карается государственным осуждением в отношении лица, выступившего нарушителям правовых норм;
  • во-вторых, юридическая ответственность применима только к лицам, которые допустили совершение правонарушения;
  • в-третьих, юридическая ответственность применяется только в отношении уполномоченных государственных или иных органов;
  • в-четвертых, выражением юридической ответственности правонарушителей выступает применение к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством;
  • в-пятых, юридическая ответственность связана с общественным осуждением действий или бездействия правонарушителей.

Проблема юридической ответственности в государственном управлении является острой и актуальной, поскольку органы государственного управления и должностные лица государственного управления выступают в качестве субъектов, которым общество доверило применение законодательства, а, значит, важность его неукоснительного соблюдения существенно возрастает по отношению к таким субъектам. Бездействие и прямое нарушение законодательства в сфере государственного управления является большой проблемой. При этом нарушение законодательства в сфере государственного управления имеет место и зачастую характеризуется редким наступлением ответственности для нарушителей.

Специалисты отмечают сужение ответственности высших лиц и органов государства. Механизм юридической ответственности минимально действует в отношении Президента, Парламента и Правительства. Это является узким местом системы государственного управления в Российской Федерации.

Характеристика видов юридической ответственности в государственном управлении

Готовые работы на аналогичную тему

В системе юридической ответственности в государственном управлении можно выделить следующие ее виды:

  • дисциплинарная ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность;
  • имущественная или гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность имеет наиболее широкое применение в системе государственного управления. Данный вид ответственности обусловлен наличием трудовых отношений государственного служащего с органами государственного управления. Дисциплинарная ответственность обеспечивает дисциплину труда. Основанием для возникновения дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, то есть нарушение виновным лицом правил и порядка несения государственной службы.

Административная ответственность устанавливает меры принудительного воздействия, которые применяются в сфере государственного управления с целью обеспечения правопорядка. Административная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими административного правонарушения.

По отношению к государственным служащим применению подлежат две формы административного взыскания:

  • во-первых, предупреждения;
  • во-вторых, штраф.

Эти формы административных взысканий налагаются субъектами функциональной власти.

Уголовная ответственность – это наступление по решению суда неблагоприятных последствий для государственного служащего, совершившего преступление. Выражением уголовной ответственности является факт осуждения, который сопровождается судимостью и наказанием. Уголовная ответственность в соответствии со своим характером заключается в государственном принуждении, которое соединяется с порицанием в отношении неправомерного поведения. Основанием для наступления ответственности для государственного служащего является совершение должностного преступления.

Имущественная ответственность государственного служащего – это разновидность юридической ответственности, характерным свойством которой является правовосстановительный характер. Имущественная ответственность государственного служащего не относится к карательным видам ответственности.

Материальная ответственность для государственных служащих устанавливается в отношении ущерба, который наносится этими служащими государству и его интересам при выполнении ими служебных обязанностей. Материальная ответственность призвана обеспечивать защиту государственной собственности. Наступление материальной ответственности следует за совершением служебного проступка, который причинил материальный ущерб интересам государства.

Процедуры юридической ответственности в государственном управлении

Процедура юридической ответственности в государственном управлении – это совокупность действий, обеспечивающих привлечение государственных служащих к административной, дисциплинарной, уголовной и иной ответственности.

В зависимости от вида юридической ответственности, к которой привлекается государственный служащий, процедуры этой ответственности могут существенно различаться.

Так, привлечение к дисциплинарной ответственности обеспечивается за счет:

В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих (грубое обращение государственного или муниципального должностного лица, служащего с пришедшими к нему на прием гражданами, порочащее поведение в общественном месте (например, появление в нетрезвом виде). Рядовой гражданин тоже совершает нехорошие поступки, затрагивающие сферу государственного или муниципального управления (грубит милиционеру, который делает ему справедливое замечание, бросает бытовые отходы во дворе и т. д.). Такие поступки влекут за собой отрицательную оценку поведения служащего или гражданина со стороны населения, – форма моральной ответственности.

Правонарушение включает в себя действие или бездействие, обязательное наступление вредных последствий и в большинстве случаев вину субъекта, причинившего вред (умышленную вину или по неосторожности в форме небрежности или легкомыслия). Бывают и просто упущения по службе (например, государственный или муниципальный служащий не выполнил вовремя задание начальника) или нарушение гражданином правил по незнанию (например, лов рыбы во время нереста, что было запрещено постановлением государственного или муниципального органа). Такие поступки могут повлечь за собой различные формы ответственности.

Неправомерные поступки могут исходить от разных управляющих субъектов, органов государства и местного самоуправления, служащих (должностных лиц), действующих по службе и несущих за свои действия ответственность. Примерами могут быть конфискация собственности служащим государственной таможни или постановление мэра, запрещающие забастовки на всех муниципальных предприятиях на 3 месяца.

Противоправные действия в сфере государственного и муниципального управления совершают также организации и лица, не обладающие полномочиями в этой сфере (например, коммерческая организация нарушает правила лицензирования, или гражданин незаконно носит чужие ордена и медали).

Важно различать правонарушения со стороны государственных и муниципальных органов и должностных лиц, когда они действовали как представители власти, осуществляя государственное или муниципальное управление (например, Правительство РФ приняло постановление, противоречащее закону, а мэр города получил взятку), и, с другой стороны, когда они действовали как частные, юридические и физические лица, в личном качестве, в гражданско-правовых отношениях (например, государственный орган не оплачивает счета за потребляемую электроэнергию, министр учинил драку на площади, причинив тяжкое телесное повреждение гражданину, а мэр города, нарушив правила движения, помял чужую автомашину). Ответственность будет разной: общеправовой как гражданина и специальной правовой как должностных лиц или государственного муниципального органа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 3 Ответственность за бюджетные правонарушения

Вопрос 3 Ответственность за бюджетные правонарушения В соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса РФ нарушением бюджетного законодательства (бюджетным правонарушением) является неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством РФ

84. Ответственность за экологические правонарушения

84. Ответственность за экологические правонарушения Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения 1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения 1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений Статья 106. Понятие налогового правонарушенияНалоговым правонарушением признается виновно совершенное

1. Правонарушения и ответственность

1. Правонарушения и ответственность В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих (грубое обращение государственного или муниципального должностного

Статья 75 Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Статья 75 Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения 1. ЗК 1991г. не содержал норм о дисциплинарной ответственности работников организаций. Следует обратить внимание на то, что комментируемая статья вряд ли уместна и в новом Кодексе, тем более в

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности

12.2. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы

12.2. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных

Тема VI. Ответственность за экологические правонарушения

Тема VI. Ответственность за экологические правонарушения Дисциплинарная ответственность. — Административная ответственность. — Гражданско-правовая ответственность. — Уголовная ответственность. — Правоохранительная

Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 26.1 Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав Понятие «правонарушение» является одним из основополагающих в юридической науке. В каждой из отраслей права имеется понятие своего отраслевого,

53. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

53. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.Виды

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: