Охарактеризуйте особенности фондов первичных и вторичных источников в судебной экспертизе
Обновлено: 24.04.2024
В основные источники Это документы, содержащие исходную информацию, которая не была отредактирована, переведена или реструктурирована. Они также известны как источники из первых рук и широко используются в академических исследованиях.
Первоисточниками не обязательно являются письменные документы, это также могут быть устные свидетельства, записи, картины или мультимедийные файлы; это будет зависеть от того, что нужно исследователю для его работы. Другими словами, эти типы источников могут располагаться в разных форматах.
Книги, изданные на языке оригинала, могут быть первоисточниками; таковы научные статьи, тезисы и древние рукописи. В настоящее время первоисточник может быть размещен в сети, как в случае с электронными журналами или тезисами, опубликованными в pdf.
Различия между первичными и вторичными источниками
Книги, которые были переведены на другие языки, считаются вторичными источниками, поскольку их информация редактировалась и реорганизовывалась кем-то другим. То же самое происходит с энциклопедиями, биографиями, каталогами и эссе или статьями, интерпретирующими другие произведения или произведения.
Например: рукопись, написанная Платоном, считается первичным источником, в то время как эссе, написанное исследователем, анализирующим теории Платона (с точки зрения исследователя), будет классифицироваться как вторичный источник.
Другим примером первоисточника может быть древний египетский папирус, а второстепенным источником может быть египетская энциклопедия, в которой упоминается папирус.
В заключение, первоисточники - это оригинальные документы, которые не подвергались тем или иным изменениям. По этой причине самыми чистыми первоисточниками считаются те, которые даже не были опубликованы (т. Е. Неопубликованы).
Характеристики первоисточников
- Они оригинальные
Первоисточники считаются оригинальными, потому что они не оценивались и не интерпретировались кем-либо, кроме их автора. Точно так же они могут быть продуктом творческой деятельности (например, стихотворение или пьеса) или исследования (например, научной статьи).
- Их можно найти в разных форматах
Первоисточники можно найти в любой библиотеке, что означает, что они были опубликованы в традиционном печатном формате (журналы или книги), но они также находятся в специальных форматах, таких как компакт-диски, магнитофоны или устные свидетельства; даже настенные росписи (например, фрески из Помпеи) могут считаться первоисточниками.
- Это прямые доказательства для расследования
Будучи оригинальными, эти источники служат прямой документацией для исследователей. Это происходит потому, что они имеют официальную точку зрения автора и не подлежат интерпретации извне. По этой причине они, как правило, более востребованы, чем вторичные источники; однако и то, и другое необходимо для развития любой работы.
Другими словами, первичные источники предлагают прямую информацию, а вторичные источники состоят из косвенной информации.
- Они очень ценны для всех дисциплин
Первичные источники необходимы для проведения любого исследования; Они используются в таких дисциплинах, как антропология, история, биология, философия, лингвистика, в литературоведении, искусстве и почти во всех других формах обучения.
Кроме того, они имеют сильную историческую и культурную ценность. Это происходит потому, что эти документы - способ узнать прошлое и настоящее человека; Кроме того, они позволяют нам анализировать различные обычаи и мысли, которые человечество имело на протяжении всего своего существования.
Например: из рукописей таких философов, как Аристотель или Платон, можно узнать, как формировалось общество в Древней Греции; мы можем приблизиться к их образу мышления и представления мира.
Единственным недостатком первоисточников является то, что во многих случаях к ним невозможно получить доступ, когда речь идет об очень старых исторических рукописях, поскольку они находятся под защитой в очень особых местах, таких как библиотеки или музеи.
Примеры первоисточников
Ниже приведены несколько примеров первоисточников, сгруппированных в соответствии с их форматом:
Письма
Письмо - это средство связи, для которого требуются отправитель и получатель. Они считаются первоисточником, поскольку позволяют нам узнать о жизни и мыслях великих исторических персонажей.
Например: письма Симона Боливара, которые очень полезны для историков. Из его переписки можно было узнать об определенных взглядах Освободителя как политически, так и лично.
Книги
Книги всегда были ценным источником информации, поскольку они позволяют нам узнать аспекты определенного периода.
Список важных книг бесконечен, но роман можно использовать как пример.Дон Кихот из Ла-Манчи (написано Мигелем де Сервантесом), который показывает, как менялись идеалы испанского общества; в этом произведении представлен переход от средневековой мысли (символизируемой рыцарскими романами) к современности.
Чтобы считаться первоисточником, исследователь должен читать произведения на языке оригинала; в противном случае они становятся вторичными источниками.
Воспоминания или автобиографии
Воспоминания - это более или менее достоверные истории, описывающие события, пережитые автором книги. Они считаются первоисточниками, потому что именно автор пишет о своей жизни, в отличие от биографии, где события рассказываются третьими лицами.
Примером известного воспоминания может быть Воспоминания об Африке, написанная Карен Бликсен.В этом тексте автор рассказывает о своих переживаниях за семнадцать лет, которые она прожила в Кении.
Картины
Фотография - один из источников, наиболее используемых людьми не только в академической сфере, но и в личном. Из фотографии вы можете получить прямое изображение того, каким был определенный человек (например, бабушка и дедушка или прадедушка). Точно так же они позволяют нам узнать раздевалки и места определенного времени.
Картины
Когда фотографии не существовало, люди записывали свою повседневную жизнь через живопись. По этой причине портреты и настенные росписи (например, египетские фрески) считаются основными источниками информации.
Примером картины, которая является первоисточником, могут быть портреты инфанты Маргариты, сделанные художником Диего Веласкесом; аналогично, примером фотографии может быть портрет Мартина Лютера Кинга. Однако, чтобы считаться первичным, необходимо увидеть оригинал фотографии или картины непосредственно в музее.
Исследования или поиск знаний или исследований по предмету необходимы для установления фактов, разработки новых теорий и решения проблем. Это часто делается с помощью научных, художественных и исторических методов и используется для заполнения термина или исследовательской работы или эссе. Он включает сбор и компиляцию данных, которые имеют отношение к предмету исследования. Могут использоваться эксперименты и наблюдения, а также использование творческих работ и сбор информации из первичных и вторичных источников.
Первичные источники определяются как авторитетные документы, содержащие свидетельства очевидцев или информацию из первых рук о предмете расследования, таком как событие или лицо. Это материалы, созданные кем-то, кто присутствовал во время и в месте происшествия. Он поступает непосредственно от лица или лиц, которые являются источниками информации об инциденте или событии. Люди часто дают из первых рук информацию о том, что произошло в прошлом, и дают конкретные доказательства его существования в виде документов, которые считаются первичными источниками.
Дневники и личные журналы являются первичными источниками, поскольку они написаны человеком, который делится своим опытом. Основными источниками являются интервью, письма, электронные письма, опросы, дебаты и любая информация, которая не была интерпретирована другими людьми. Произведения искусства, такие как картины, фотографии, фильмы и записи, также являются первичными источниками. Кроме того, первоисточники являются стихами, пьесами, речами и опубликованными историями из первых рук опыта автора, которые берутся непосредственно у отдельных лиц.
Вторичные источники, с другой стороны, являются источниками, которые берутся или пишут об основных источниках. Они являются второсортными счетами события или лица, которые публикуются часто, предоставляя дополнительную информацию и суждение или интерпретацию по этому вопросу. Они анализируют и интерпретируют информацию об основном источнике и выпускаются в нескольких экземплярах, которые можно найти в школах, домах и публичных библиотеках. Художественный обзор является вторичным источником, а также газетными статьями, словарями, журналами, энциклопедиями и другими справочными материалами. В зависимости от того, как они создаются и используются, первичными источниками могут стать вторичные источники. Если художник создает иллюстрацию, изображающую сцены из прошлого на основе первичных источников, то его работа является вторичным источником. Если он используется, чтобы говорить о художнике и его жизни, то это первичный источник.
1. Первоначальные источники - это авторитетные документы или творческие работы, которые состоят из информации из первых рук и свидетельств очевидцев по предмету. Вторичными источниками являются документы или творческие работы, которые являются учетными записями из вторых рук или взяты из первичных источников или находятся в них. 2. Первоначальные источники поступают непосредственно из источников информации, а вторичные источники - из анализа и интерпретации людей, отличных от первичного источника. 3. Первичный источник также может быть вторичным источником в зависимости от того, как он создается и используется, но вторичный источник не может быть основным источником. 4. Примерами первичных источников являются дневники, интервью, письма, электронные письма и выступления, а примеры вторичных источников - это статьи новостей, словари, учебники и другие справочные материалы.
Любое исследование базируется на информации. При раскрытии темы автору предстоит собрать качественные первоисточники, которые позволят ему раскрыть тему и решить насущную проблему. При выполнении курсовых, дипломных работ принято задействовать все доступные материалы. Опытные авторы делят информацию на первичную и вторичную. Каждая из указанных категорий выполняет определенную роль в исследовании. Давайте разбираться: что и что, как и когда использовать.
Любое исследование базируется на информации. При раскрытии темы автору предстоит собрать качественные первоисточники, которые позволят ему раскрыть тему и решить насущную проблему. При выполнении курсовых, дипломных работ принято задействовать все доступные материалы. Опытные авторы делят информацию на первичную и вторичную. Каждая из указанных категорий выполняет определенную роль в исследовании. Давайте разбираться: что и что, как и когда использовать.
Понятие и функции первичных источников информации
Выполняя НИР, исследователь ищет и работает с конкретной информацией. Она должна удовлетворять определенным требованиям: соответствие теме, достоверность, актуальность. Но вариации ее применения по ходу проекта определяется различными факторами: весомость, факты, раскрытие конкретной стороны проблемы/темы или этап изыскания, ее восприятие автором и пр.
При выполнении практической части автору предстоит собрать уникальные сведения. Чаще всего он пользуется данными, которые проявили себя впервые и ранее еще не подвергались подобной обработке и анализу, систематизации. В этом случае источник считается первичным. Его получение происходит в первый раз, из первых рук или уст. Фактически, это самое настоящее открытие, новое достижение, которые подлежит характеристике. Работа с первичными источниками предполагает погружение в тему, пребывание в «эпицентре событий» и их объективную оценку, личное участие автора в исследовании (наблюдение, эксперимент и пр.).
Понятие первичных и вторичных источников информации
Сбор данной категории предполагает тщательное планирование НИР и проведение эксперимента или иной практической деятельности: лабораторной работы, экспертизы и пр.
Фактически, первичная информационная база исследования – это реальные доказательства, оригиналы первоисточников. Именно такие сведения позволяют раскрыть замысел автора, его идею и позицию (гипотезу). Это самая весомая часть НИР, подчеркивающая самостоятельность и компетентность автора, его достижения и предлагаемые им инновации. Первичные ресурсы содействуют более точному обоснованию авторской позиции. Данная категория точно и полностью соответствует требованиям и возможностям исследователя при выполнении курсовой, дипломной или научной работы.
Таким образом, первичная база данных НИР позволяет собрать основную информацию по теме, более точные аргументы и факты, доказывающие или опровергающие выдвинутую гипотезу. Ее сбор и обработка – результат самостоятельной работы автора.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Признаки первичной информации
Каждый источник обладает определенными чертами, выделяющими его из общей массы. У первичных данных можно выделить следующие специфические характеристики:
- Информация «рождается» и обрабатывается, фиксируется впервые непосредственно автором. Сбор и подготовка соответствующей базы производится непосредственно автором по принципу «здесь и сейчас». В этом случае автор лично участвует не просто в сборе информации и анализе опыта предшественников, он добывает ее из первых уст: проводит эксперимент, беседует с квалифицированными экспертами и т.д.;
- Полученные сведения подчеркивают реальное положение дел и являются сугубо актуальными. В этом проявляется одно из достоинств первичных материалов: оценка реалий, определение текущих тенденций и динамики;
- Нацеленность на решение конкретной проблемы, но строго в рамках действующих ограничений. Применение первоисточников будет ограниченным внутренними условиями новой НИР. Автор должен будет «вписать» первичную информацию согласно логике своего изыскания. Притом роль каждого первичного факта будет конкретной: выделить проблему, подчеркнуть недостатки, обосновать или раскритиковать позицию автора и пр.;
- Подобная информация требует тщательной и дополнительной перепроверки на достоверность и качество. Результаты НИР, полученные в первый раз могут содержать огрехи, которые важно свести к минимуму. Поэтому для достоверности и точности следует провести «контрольный этап»;
- Рассматриваемая категория материалов подчеркивает потребности и возможности исследователя, уровень его подготовки и компетентности, глубину погружения в тему и степень его разборчивости (умеет ли он различать полезное от бесполезного, надежное от недостоверного, обоснованное от размытого и пр.);
- Объем, качество и особенности первичных материалов контролируются только автором НИР, экспериментатором и пр.
Важно отметить, что сбор первичной базы данных для любого изыскания независимо от научной принадлежности и уровня образования автора чаще всего основывается на экспериментальной основе, практических действиях. Для ее получения важно непосредственное участие исследователя в проектировании и проведении опыта, эксперимента. Притом сам эксперимент должен вписываться в границы исследования: учитывать особенности научного аппарата, цели, уровня подготовки автора, глубину НИР и пр. Также полученные ресурсы должны быть оперативно (своевременно!) зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы, обработаны и систематизированы.
Где и как искать первичные источники информации?
Автору НИР предстоит не искать, а добывать материалы для раскрытия своей задумки и доказательства выдвинутой гипотезы. Поэтому в этом деле важно тщательное планирование экспериментальной части изыскания с опорой на ранее разработанный научный аппарат.
Получить основные информационные источники впервые можно по результатам творческой, исследовательской или прикладной деятельности. Притом наиболее существенным моментом в данном аспекте является то, чтобы новосозданные ресурсы освещали те аспекты, которые ранее не были установлены изучены, описаны и пр. Только в этом случае первоисточники обретут статус «первичной информации».
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В рамках первичной базы данных НИР принято относить следующие виды материалов:
- Книги (но при условии, что книга была создана автором недавно не подвергалась переработке, корректировке и пр.). Данная веха используется чаще всего в теоретической части НИР для сравнения существующих подходов, определения недостатков и проблемных зон и пр.;
- Журналы и статьи. Чаще всего они задействуются исследователем для оценки и текущего положения дел в науке или отрасли, поиска более совершенного метода решения проблемы, определения путей к инновациям и возможностей их применения и пр.; , практике и пр. Здесь лучше всего использовать результаты собственной практической деятельности и опыт;
- Научные работы: монографии, диссертации, авторефераты, научные доклады, тезисы и пр.
Собирать первичную информацию можно любым удобным способом, но чаще всего они сводятся к практике и применению таких приемов, как наблюдение, опрос, эксперимент, опыт, социологическое/маркетинговое исследование и пр.
Обратите внимание, что первичная база доминирует в практическом разделе проекта, но также может быть включена в теоретический раздел при оценке современных тенденций, для определения модификации проблемы, сравнения способов ее решения и их эффективности.
Что такое вторичные первоисточники?
Одним из самых распространенных источников информации каждого исследования (без исключений) является вторичная. Она представляет собой переработку и новую интерпретацию ранее реализованных изысканий, первичных данных. Притом данный вид материалов уместен на любом этапе выполнения курсовой, дипломной работы или НИР. Чаще всего он преобладает в теоретической главе, но также уместен в практической части изыскания для обоснования и констатации тенденций, их корректного описания.
Фактически, первичные и вторичные данные являются взаимодополняющими или обратными категориями: первичные доминируют в практическом разделе НИР и могут присутствовать в теории, вторичные – доминируют в теоретической главе, но могут дополнять практику (помогая автора описывать обнаруженные тенденции с научной точки зрения).
Специфические черты вторичных источников информации
Вторичная информация может стать основой или причиной для дополнительных исследований и поиска более совершенных методов, решения проблемы. Благодаря изучению раннего опыта, классических подходов и определению их недостатков, пробелов автору нового проекта удается определить перспективное направление или решение. Ее наработка и подбор также основывается на теме НИР, потребностях и возможностях автора.
Вторичная база данных проекта позволяет автору всесторонне и с разных позиций изучить проблему, учесть мнение других экспертов, научные факты и пр. Благодаря столь ответственному подходу исследование становится полномасштабным и глубоким, более аргументированным.
Признаки вторичной информации
Чтобы студенты, начинающие исследователи понимали разницу между первичной и вторичной информацией, выделим особенности последней:
- Вторичные материалы основываются на ранее собранной информации и реализованных экспериментах. Притом предварительный сбор данных может производиться как самим автором, так и другими исследователями. Фактически, это пересказ изученной ранее информации (как первичной, но уже опубликованной, так и популярной, общенаучной и пр.);
- Для получения этих сведений не требуется тщательного планирования и проведения эксперимента. Достаточно просто найти подходящую литературу и грамотно ее обработать, преподнести в новой НИР. Поиск должен быть основан на тематике и проблематике исследования, цели автора (что он намерен найти и для чего) и пр.;
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- На поиск материалов уходит минимум усилий, времени и сил. Притом облегчить подбор источников можно с помощью современных технологий и грамотного подхода: поиск по теме, ключевым словам, авторам и пр.;
- Характер подобной информации чаще всего описательный, обзорный, аналитический, а не констатирующий;
- Требует более тщательной переработки для полученияуникального текста. Если автор просто заимствует, то уникальность его НИР резко упадет. Важно интерпретировать данные по-новому или полагаться на приемы цитирования (в оптимальных объемах).
Таким образом, вторичные материалы используются автором целенаправленно, но при этом опираются на ранее реализованные действия и опыты. Фактически, это готовая информация, требующая тщательной и дополнительной обработки, логичного и обоснованного применения в новой НИР. Чаще они описывают моменты из прошлого, поэтому применяются для ретроспективного анализа, сравнения текущей ситуации с более ранними фактами.
Где искать вторичные первоисточники?
Подбор информации вторичного плана считается самым легким и быстрым, экономичным. Притом данные свойства указанная база данных обрела благодаря развитию современных технологий, IT-возможностей. Для получения соответствующей информации автору не придется проводить опыты. Вполне достаточно опираться на ранее опубликованные труды. Притом они могут быть отнесены к различным видам: справочная, архивная, учебная, научная и пр. Лучше всего, чтобы сред и вторичных материалов доминировали научные работы, статьи, так как они считаются более надежными.
Где искать первичные и вторичные ресурсы?
Поиск вторичной базы данных для курсовых, дипломных и научных работ сводится к простейшим операциям: тематический подбор книг или статей в библиотеке, на научной платформе, через браузер и пр. Притом их получение также может быть платным (покупка готовой работы или журнала, оформление подписки) и бесплатным.
В числе наиболее распространенных и востребованных среди исследователей первоисточников можно выделить:
- Книги, но при условии, что они подвергались переработке и редактированию и об этом есть соответствующая пометка (редакций должно быть не менее двух, притом второе – уже будет переработанным вариантом первоисточника);
- Рефераты и доклады, готовые студенческие работы в открытом доступе и пр.;
- Рецензии, отзывы, критика;
- Обзоры и комментарии со стороны квалифицированных экспертов;
- Энциклопедии, справочники и иные сборники, содержащие общую и ранее освещенную информацию.
Обратите внимание, что вторичные материалы – это многократная переработка первоисточников разными (или одним и тем же) авторами. Каждый из них мог понять тему, проблему и текст по-своему. Поэтому важно сравнивать различные вариации и отсеивать сомнительные моменты.
Особенности использования первичных и вторичных источников информации в курсовых, дипломных и научных работах
В целом, ни одно исследование не обходится без информации. Притом авторы задействуют оба рассмотренных нами вида, лишь умело корректируя объемы каждой из них в зависимости от качества, весомости, логики и необходимости. Притом единого или стандартного соотношения первичной и вторичной категорий нет. Неважно, на какую из них опирался исследователь. Главное при выполнении НИР – качество задействованных материалов.
На практике студенты и авторы работ предпочитают сочетать первичную и вторичную информацию. Первичная ниша свойственна преимущественно прикладному разделу при диагностике актуальной проблему и поиске ее решения. Вторичная основа подлежит применению в теоретическом разделе (это ее «ядро») и для обоснования и описания тенденций во всех остальных пунктах.
Схема превращения первичной информации во вторичную
То есть вторичная информация применяется на протяжении НИР повсеместно, а первичная – для отражения реальной проблемы на текущий момент времени, подтверждения самостоятельности автора и обоснованности его суждений.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: выполнение студенческих и научных, творческих и иных работ немыслимо без использования первичной и вторичной информации. Притом каждая из них пересекается с прошлыми и современными тенденциями, подтверждая или опровергая позицию автора, содействуя выработке оптимального и эффективного решения, разработке инноваций.
В целом, среднее соотношение указанных категорий в НИР достигает 40% для вторичных данных, 60% — первичная база. Строгого соотношения или норм по включению указанных видов информации нет ни в одном ГОСТе Притом место каждого из них определяется автором самостоятельно, исходя из его потребностей и возможностей, характера выполняемого изыскания (обзорный, исследовательский, практический или теоретический и пр.).
Выполнение дипломной работы предполагает изучение большого объема информации. Важно, чтобы все сведения, на которые опирался автор, были достоверными и обоснованными.
Выполнение дипломной работы предполагает изучение большого объема информации. Важно, чтобы все сведения, на которые опирался автор, были достоверными и обоснованными.
Где черпать материалы для написания дипломного проекта?
Дипломная работа представляет собой научно-исследовательскую работу, в которой автор должен рассмотреть теоретические аспекты в рамках выбранной темы и провести исследование, где на «практике» докажет актуальность рассматриваемого вопроса и предложит план действий по решению проблемы.
Для написания теоретической главы автор может использовать данные из: учебников и методических пособий, рефератов и курсовых работ, ВКР, диссертаций, монографий, архивные материалы, отчетов (аналитических, по практике и пр.) и т.д. в Эмпирической части дипломной работы необходимо опираться только на проверенные и доказанные теории. Поэтому рекомендуется перепроверять одни и те же мысли, указанные в разных источниках.
Для выполнения практической главы студенту придется «доставать» данные о конкретном объекте (предприятии, отделе, группе лиц и пр.). Источниками информации могут служить внутренняя отчетность компании, устав, статистические данные, годовые и квартальные отчеты, данные из отдела кадров и пр.
Виды источников информации
Все материалы, которые легли в основу научного исследования (в том числе дипломного проекта) делят на две большие группы: первичные и вторичные.
Данные, получаемые автором непосредственно «из рук в руки», из уст в уста от первых лиц, прямых участников конкретной ситуации, явления или процесса. Первичная информация считается самой достоверной, так как ее передают исследователю с минимальным искажением.
Получить такие сведения можно несколькими способами:
— анализ внутренних источников: данные по направлениям отделов (маркетинг, продаж, юристы, экономисты, кадры и пр.);
— «полевой» сбор: этот метод предполагает прямой контакт с «первыми» лицами. Он основывается на действии так называемых «тайных агентов», проведении опросов и пр.
— наблюдение: этот метод требует длительного времени, так как получить полную картину об объекте и сделать какие-либо выводы за 1-2 дня не получится;
— сотрудничество (общение и встречи с людьми, которые являются свидетелями или участниками определенного события, могут описать, что произошло (действия, разговоры, эмоции и пр.)).
Например, если журналист намерен написать биографию конкретного человека, то он может собрать все необходимые данные о нем при личной встрече и беседе.
Вторичные источники информации представляют собой переработанный вариант первичных данных. Здесь не требуется прямых контактов с участниками или свидетелями события. Все мысли, действия и гипотезы по рассматриваемому вопросу уже изложены на бумаге. Следовательно, вторичная информация – это уже обработанные данные, нередко их первоисточник остается неизвестным.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Такие сведения получить проще всего. Они находят отражение в учебниках, газетах, отчетах, Интернете, диссертации, ВКР и пр.
Сбор вторичной информации предполагает изучение уже обработанных сведений, готовых данных, а не встречи с интересующими исследователя лицами и пр.
Следует отметить, что вторичную информацию необходимо всегда перепроверять на достоверность и обоснованность, актуальность. Подобные источники информации не надежны, так как напоминают «глухой телефон», когда она и та же гипотеза можете «перевраться», не так пониматься и пр.
При сборе вторичной информации необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
— соответствие найденных ресурсов выбранной теме дипломной работы;
— отсутствие противоречий в одной и той же теории, изложенной разными авторами или указанной на разных ресурсах;
— актуальность и полнота данных.
Основные различия между первичными и вторичными источниками информации дипломной работы
Главное отличие первичной от вторичной информации является способ ее получения. Первичные данные требуют прямого контакта с участниками/свидетелями явления, пребывания на «месте происшествия», а вторичная – это изучение уже кем-то обработанных материалов, проведение «кабинетного» исследования.
Достоинства и недостатки первичной и вторичной информации
Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными - все это в нашем обзоре.
Понятие судебной экспертизы
Сегодня экспертизы проводятся в различных сферах человеческой деятельности, а результат экспертизы является одним из наиболее весомых доказательств.
Само понятие «экспертиза» обозначает исследование, подразумевающее наличие специальных знаний, умений, способ исследования представленных объектов для получения сведений о фактах, имеющих значение для дела.
Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.
Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Основания для назначения судебной экспертизы
Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.
Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.
В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.
В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).
Методы судебной экспертизы
- по степени общности и субординации (в иерархическом порядке);
- по целевому назначению и результатам;
- по характеру получаемой информации (по изучаемым свойствам, признакам объектов экспертизы);
- по стадиям экспертного исследования, для которых они предназначены (предварительная стадия, раздельная стадия, сравнительная стадия, стадия оценки и формирования выводов).
- объем выявляемой информации и её значимость для решения поставленной задачи;
- возможность сохранения объекта для дальнейших исследований, т.е. недеструктивность метода;
- чувствительность метода и объем необходимых для проведения исследования материалов (например, расходных, дефицитных, ценных);
- универсальность (возможность проведения качественного и количественного анализов и получение разнокачественной полезной информации);
- надежность метода: возможность получения достоверных и воспроизводимых результатов при многократном его применении.
Назначение и производство судебной экспертизы
- основания для назначения экспертизы,
- фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза,
- вопросы, поставленные перед экспертом,
- перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта,
- запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей,
- предупреждение об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
- представлять свои вопросы;
- знакомиться с определением (постановлением) о назначении;
- обжаловать определение (постановление);
- ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретной организации;
- предлагать и отклонять кандидатуры экспертов;
- присутствовать при экспертизе;
- знакомиться с выводами экспертов.
По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.
Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.
Порядок проведения судебной экспертизы
Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.
По гражданским делам экспертизу могут проводить как государственные, так и негосударственные учреждения. По смыслу Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» они равны между собой в правах и обязанностях при проведении судебных экспертиз. При этом прослеживается явная тенденция, что суды все чаще стали отдавать дела для проведения экспертиз негосударственным организациям, т. к. они более свободны, у них нет больших очередей на проведение экспертизы, что позволяет не затягивать судебные процессы на длительное время.
Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.
Заключение эксперта
- время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства судебной экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
- предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.
Дополнительная экспертиза
- недостаточной ясности заключения эксперта (экспертов);
- недостаточной полноты выводов, изложенных в заключении эксперта (экспертов);
- возникновения новых вопросов по ранее исследованным обстоятельствам судебного дела.
Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.
Повторная экспертиза
- возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта;
- наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов).
Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).
В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.
Статья подготовлена сотрудниками НИИ экспертиз. По всем вопросам обращайтесь по тел: 8 (800) 550-92-65
Автор статьи
Читайте также: