Одним из признаков государства является взимание налогов

Обновлено: 24.04.2024

Что же такое государство, каковы его особенности, основные признаки и функции?

За всю историю развития человечества сложилось множество различных определений государства. Пожалуй, наиболее простым будет определение государства как общности людей, в основе которой лежит территория, народ и государственная власть. Великими мыслителями и политиками разных времен было высказано огромное количество самых различных мнений и суждений о государстве. Напомню только некоторые из них.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, например, что государство – это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство, – писал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, «достойное народа». Причем под народом он понимал «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469—1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Рассмотрим основные черты, которые отличают государственную организацию от догосударственной. Здесь я обратил бы ваше внимание на некоторые аспекты этой проблемы. Первым и важным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Как правило, территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные войны между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает, в первую очередь, наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Следовательно, главным признаком для государства служит наличие территории. Территория — это пространственная основа государства, без нее государства не существует; теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Еще один признак государства – наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству. Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т.е. государства.

С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории». Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как подданные (в условиях монархии), либо как граждане (в условиях республики), либо как лица без гражданства или иностранцы, попадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разделяется на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управление на занимаемой территории. Здесь не важно, какую национальность имеют эти люди. Главным, определяющим является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство.

Немаловажный фактор для государства – это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит в основном из людей, которые выполняют властные и управленческие функции. Эти должности они занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, включая законодательные органы, органы управления, прокуратуры, судебные органы и др.

Важной отличительной особенностью государства является наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Это в первую очередь армия, полиция, разведка, а также принудительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с аппаратом принуждения нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

В первобытно-общинном обществе не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. В это время была власть авторитета вождя племени. Многие вопросы общественного устройства решались просто, на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни. В процессе слияния родов, образования союзов племен рушилась система межличностных отношений. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регуляторы. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно начинает занимать власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Главными признаками государственной власти являются суверенность и легитимность. Суверенитет государственной власти означает ее единство и верховенство на территории данного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на этой территории. Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.

Термин «легитимность» переводится с французского как «законность». В праве чаще легитимность означает положительную оценку, принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться ей. В демократическом обществе, конечно, легитимность связана с наличием у власти авторитета.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, органов государственной власти и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существуют государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных общих целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются и передают часть своих суверенных прав новому федеративному или конфедеративному государству.

Характерным признаком государства наряду с отмеченными его особенностями являются займы и налоги. Первоначально они необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на другие осуществляемые государством программы – образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные.

Взимание налогов является исключительным правом государства, имеющим для населения всеобщую обязательность. Сбором налогов, различных податей и займов обычно занимаются специальные органы государственной власти. В современных правовых системах существуют целые отрасли «налогового права», устанавливающие определенные размеры, виды налогов и порядок налогообложения.

Кроме отличительных признаков и черт каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами, т.е. имеет свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

♦ наличие публичной власти.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Именно бытие государства в качестве основного орудия этой власти придает ей характер политической организации. При этом следует учесть, что это принуждение должно быть основано только на законе. Власть поддерживается через юридические нормы.

Деятельность государства по управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляются его сущность и социальное назначение. Эти направления деятельности принято называть основными функциями государства.

Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают. В целом можно сказать: основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Таким образом, государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Несколько слов необходимо сказать о происхождении государства. Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Взгляды на государство, его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Это вполне естественно и понятно. Каждая теория отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, исходя при этом из своего конкретного исторического времени. Хотя следует признать, что и сегодня нет, да и не может быть однозначного ответа на многие вопросы, связанные с теорией происхождения государства.

Не имея возможности раскрыть все теории возникновения государства и права, остановимся лишь на рассмотрении некоторых, наиболее известных и распространенных из них.

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других в Древнем мире. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха.

2. Патриархальная теория происхождения государства считается не менее древней, чем теологическая. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в Средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

3. Договорная теория происхождения государства является наиболее теоретически обоснованной и популярной. Согласно этой теории государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства.

4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства и права. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Государство и право, считали они, создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX – первой половине XX вв. Ее суть в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвовать у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе.

6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория получила в конце XIX – первой половине XX вв. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас: о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Марксистская теория возникла во второй половине XIX в. На протяжении существования советской власти в нашей стране эта теория признавалась единственно верной. Основные положения этой теории изложены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», вышедшей в свет в 1884 г.

Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытных обычаев регулировать общественные отношения в новых условиях. В обществе по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. В течение многих столетий общество расслаивалось на устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Современная историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них – это классовая борьба. Второй – в результате социально-экономического развития усложняется структура общества, и необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению государства.

Каждая из названных выше теорий по-разному объясняют причины и условия возникновения государства. Отдать приоритет какой-либо из них было бы неверно. Каждая из теорий исследовала преимущественно одну из сторон процесса возникновения государства и в силу этого односторонне характеризует данный процесс. У каждого народа возникновение государства было результатом сочетания разных факторов. Так, на Руси образование государства стимулировалось необходимостью организации защиты от набегов половцев и хазар. У германских племен, захвативших территорию бывшей Римской империи, образование государства было ускорено необходимостью удержания покоренного населения в повиновении и решения задач управления большими массами населения.


Тип 14 № 884

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Признаки любого государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 13 № 324

Признаком любого государства является

2) разделение властей

Признаки государства: публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; наличие государственного языка (языков); суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект).

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 13 № 1343

Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

Основными признаками правового государства являются: верховенство закона во всех сферах жизни общества; деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность личности и государства; реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность; политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; стабильность законности и правопорядка в обществе.

Правильный ответ указан под номером 4.


Тип 13 № 1845

Один из признаков государства —

1) разделение и независимость властей

2) взимание налогов с граждан и предприятий

3) равенство всех граждан перед законом

4) республиканская форма правления

Признаки государства: наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; суверенитет, то есть независимость во внешних и внутренних делах; принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цели общего благополучия и др.); существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т. д.).

Правильный ответ указан под номером 2.


Тип 13 № 1876

Что является признаком любого государства?

1) разделение властей

2) взимание налогов и сборов

3) демократический режим

4) федеративное устройство

Основные признаки любого государства: территория. население, принятие законов, сбор налогов.

Правильный ответ указан под номером 2.

почему? Ведь не во всех государств есть налоги.

Во всех, иначе государству не на что существовать.

Признак любого государства-разделение властей

Вы не правы, только демократического.

Ведь в такой стране как Объединенные Арабские Эмираты НЕ ПЛАТЯТ НАЛОГИ

Тем не менее, есть несколько отраслей, которые уплачивают налог, и это нефтяная промышленность и банковский сектор.


Тип 13 № 1907

Что является признаком любого государства?

1) республиканская форма правления

2) федеративное устройство

3) взимание налогов и сборов

4) разделение властей

Основные признаки любого государства: территория, население, принятие законов, сбор налогов.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 13 № 15027

Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?

1) федеративное государство

4) унитарное государство

Выделяют такие типы государственного устройства как федеративное, унитарное и конфедеративное. Так как в государстве Z главы уездов назначаются правительством государства, а в уездах нет собственных конституций, следовательно, государство Z — унитарное.


Тип 14 № 295

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство осуществляет публичную власть в стране.

Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории. Признаки государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

Правильный ответ указан под номером 3.


Тип 16 № 1848

Что из перечисленного относится к признакам правонарушения?

1) задержание сотрудником полиции

2) возбуждение уголовного дела

3) заключение следователя

4) общественная опасность деяния

1. Противоправное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, но не совершил их (не оказал помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии).

2. Виновное поведение субъекта права, т. е. лицо должно осознанно совершать правонарушение, отдавать себе отчет в своих действиях. Вина — это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел (умышленная вина) имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения (например, совершение кражи, неподчинение распоряжениям администрации и т. п.). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их (например, водитель выезжает в рейс на технически неисправной машине и, если происходит авария, то налицо вина в форме самонадеянности); небрежность — когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть (например, если водитель перед рейсом не проверил техническое состояние машины и затем совершил аварию).

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.) , а также органы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий -- государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство -- субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством) , и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

наличие государственного аппарата и публичной власти
взимание налогов
объединение населения по территориальному признаку
государственный суверенитет
а какие еще есть признаки?

1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения) . Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата подавления. она обладает монополией на законное использование силы.
2.территориальное деление населения. Территория государства – то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.
3. система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы доя проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью) .
4. право - правовая система (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций
государства и т. р.) .
5. монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения) ;
6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действительность государственной власти) .
7. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство) ;
8. обладание определенными материальными средства для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.) ;
9. монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять все страну) ;
10. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях) .
11. . наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.) , а также органы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий -- государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство -- субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством) , и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: