Одним из принципов общетеоретического исследования государства и права является

Обновлено: 28.03.2024

Значение теории государства и права как методологической науки правоведения заключается в том, что вырабатываемые теорией государства и права методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приёмов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

Основные принципы научного познания государства и права

Основные принципы общетеоретического исследования государства и права – руководящие идеи, основные положения, исходные начала, используемые при познании предмета теории государства и права.

В.М. Сырых указывает, что в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют:

  1. принцип объективности;
  2. принцип познаваемости объективного мира;
  3. принцип всесторонности познания;
  4. принцип исторического и конкретно-исторического подходов;
  5. принцип познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др. [1].

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет.

Принцип познаваемости объективного мира оптимистически утверждает о способности индивида и общества в целом верно отражать реальный мир и познавать его закономерности.

Принцип всесторонности познания, т.е. выявления всех сторон, связей, отношений государства и права. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми базисными и надстроечными явлениями и без тщательного, детального выяснения этих связей невозможно раскрыть как сущность этих явлений, так и закономерности их функционирования и развития.

Принцип исторического подхода требует исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определённому состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие исследуемого означает, что имевшиеся о нём научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учётом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины.

М.Н. Марченко к числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относит:

  1. принцип всесторонности;
  2. принцип историзма;
  3. принцип комплексности [2].

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии.

Есть и другие взгляды на перечень основных принципов научного познания государства и права. Например, В.М. Шафиров к основным принципам познания относит:

  1. принцип плюрализма;
  2. принцип объективности;
  3. принцип всесторонности;
  4. принцип историзма [3].

Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учётом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

Понятие и структура методологии теории государства и права

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определённых теоретических подходов, принципов, приёмов исследования государственно-правовых явлений [3].

В.М. Сырых структуру методологии теории государства и права представляет так:

  1. всеобщий философский метод (его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания);
  2. общие методы (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничена решением определённых познавательных задач);
  3. специальные методы правовой науки (их составляют способы, приёмы, которые изначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы);
  4. частные методы правовой науки (они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие) [1].

Л.А. Морозова представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. общефилософские, или мировоззренческие, методы;
  2. общенаучные (общие) методы;
  3. частнонаучные (частные, специальные) методы [4].

К общефилософским методам относятся:

1. Метафизика. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи.

2. Диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве) и другие.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

1. Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учётом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учётом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

2. Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приёмов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в её составе гипотезы, диспозиции и санкции.

Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путём объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический приём позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический приём, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

3. Системный (структурно-системный) метод. В основе данного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же учёных склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

4. Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят, например, нижеследующие.

2. Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путём идеального воспроизведения анализируемых явлений.

3. Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности.

4. Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г.

Среди частнонаучных методов Л.А. Морозова выделяет собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

1. Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

2. Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приёмы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

А.В. Малько представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);
  2. общенаучные методы – это приёмы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);
  3. частнонаучные методы – это приёмы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);
  4. частноправовые методы – это приёмы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой) [5].

Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений

Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалась только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, – современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины.

Философские основания правоведения

По мнению В.М. Сырых, в качестве философских оснований правоведения выступают такие составляющие философии как онтология, гносеология, логика и социальная философия [1].

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношения материи и сознания, а также о всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

Гносеология, или теория познания, − это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в её системе особой отрасли – философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому учёные-правоведы философским основанием правовой науки признают различные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание её предмета. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляются через одни и те же функции. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет учёным-правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития.

Философские законы и категории используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики появления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».

Гносеологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что гносеология раскрывает особенности научного познания, даёт разветвлённую характеристику его стадий, процедур, а также называет критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание.

Логико-методологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что:

  1. формулируется достаточно развитая совокупность принципов познания, особых нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;
  2. раскрывается и развивается система общих (логических) методов научного познания;
  3. формируются законы логически последовательного мышления;
  4. определяются основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

Список использованных источников

[1] История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 464 с.

[2] Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. − М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. — 516 с.

[3] В.М. Шафиров, И.Д. Мишина, А.А. Рудаков и др. / Курс лекций по теории государства и права. – Красноярск: Издательский центр СФУ.

[4] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[5] Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. − Проспект, 2010.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Однолинейный подход к изучению государства и права приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие.

Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще нерешенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования права и государства являются следующие:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения гос-х и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право , теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права .2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какая она существует реально. Теория дает определенные общие понятия о государстве и праве , вскрывает их сущность, формирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается действительность, реальные явления общественной жизни.3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или ложность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление , соответствующее этому знанию.4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права . Если наука концентрирует свое внимание на одних сторонах и свойствах явления и пренебрегает другими, как несуществующими, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоположные взгляды на одно и тоже государственное или правовое явление , но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные предположения о том, что государство возникло преимущественно в результате экономических изменений в обществе, лишь частично объясняют причины его образования. Для понимания общих закономерностей его возникновения необходимо учитывать представления органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению государства и права приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и определить их практическое значение в жизни общества.5. Комплексность. Принцип комплексности в изучении государства и права предполагает исследовать не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук: философии, социологии, политэкономии, политологии. Рассматривать элементы государства и права не только в статике, но и в динамике – с точки зрения того, как они возникли, развивались и какими они стали теперь.В настоящее время идеологический плюрализм в науке дает возможность избежать одностороннего давления того или иного направления, концепции или учения. А констатируемое многообразие в выборе методов приводит к тому, что диапазон мнений и суждений по проблеме весьма существенен


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.

Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д. [1]

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции [2] . Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:

а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений [3] ;

б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;

в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;

г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.

Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

1.2. Методология теории государства и права

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

— изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

— изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;

— изучение права и государства в связи с общественной практикой.

• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы познания.

• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный — позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

— анкетирование — техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;

— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

3. Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент — это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) [4] .

Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития [5] .

С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» [6] . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.


Теория государства и права относится к общественным наукам. Ее предметом являются общие закономерности возникновения, развития, смены государственно-правовых явлений. Она изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение. В учебнике подробно рассматриваются происхождение государства и права, общество и его организация, роль личности в обществе, основы законности и правопорядка. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для студентов средних специальных учебных заведений юридического профиля. Может быть рекомендован для абитуриентов и студентов юридических факультетов высших учебных заведений при подготовке к экзамену.

Оглавление

  • Тема 1. Введение в теорию государства и права
  • Раздел I. Теория государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Смоленский М.Б., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

Тема 1. Введение в теорию государства и права

1.1. Предмет теории государства и права

Теория государства и права развивается и существует как один из компонентов целостной системы знаний об обществе. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным основаниям.

Любая общественная наука изучает закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывает направления преобразования социальной действительности.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, т. е. определенный круг явлений, закономерностей, которые находятся в центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не может быть и самой науки. Выделение предмета изучения позволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эффективности научной деятельности.

Теория государства и права относится к общественным наукам. Ее предметом являются общие закономерности возникновения, развития, смены государственно-правовых явлений.

Теорию государства и права можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений.

Предмет теории государства и права не меняется из-за того, что внимание науки сосредоточено на общих или специфических закономерностях развития государства и права.

Для предмета теории государства и права характерны следующие особенности.

1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства. Это не просто «перемена мест слагаемых». Тем самым подчеркивается приоритетное положение права, необходимость подчинения государства праву, что имеет особое звучание в свете задач построения правового государства.

3. В теории государства и права исследования строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном:

• государство и право нужно изучать такими, какими они должны быть (первоначально следует разработать учение об идеальном государстве);

• государство и право нужно изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих государств позволяет выявлять их сущность, особенности; сравнение с идеальной моделью дает возможность определять пути дальнейшего развития российской государственности).

Таким образом, общая теория государства и права по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей направляющее, руководящее, методологическое значение. Это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, о типах государства, о классово-политической и общечеловеческой сущности.

1.2. Метод и методология теории государства и права

Методология в познании государства и права имеет большое значение. Методология представляет собой совокупность подходов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется познание государственно-правовых явлений.

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования, но и специфические методы его познания. От степени методологической разработанности напрямую зависит эффективность научной деятельности.

Государственно-правовые явления изучаются с различных мировоззренческих позиций. Одни связывают государство и право с божественной волей, другие — с психикой человека, с действием природных сил. Таким образом, именно от методологической основы зависят конкретные результаты исследования.

Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методологическое значение имеют общие философские категории (например; сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип комплексности), общенаучные приемы познания (например, анализ и синтез). Теория государства и права, используя философские категории, изучает, какое выражение они находят применительно к государству и праву.

Теория и практика показали, что правильным может быть мышление, основанное на преемственности развивающихся методов исследования. При этом нужно помнить, что абсолютизация какого-либо свойства государства и права неизбежно приводит к ограниченности исследования. Любой метод исследования имеет свои законы, принципы, а также пределы возможного.

Поэтому методы теории государства и права можно условно разделить на философские, общие, специальные и частные.

1. К философским методам относятся следующие:

идеалистический метод. С этим методом идеалисты связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, осознанными усилиями (субъективные идеалисты);

диалектико-материалистический метод, т. е. метод, который претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности;

аксиологический метод. Это метод, с помощью которого анализируется государство и право как специфические ценности, с помощью которых общество в целом или отдельная социальная группа регулирует поведение других групп;

интуитивный метод. Интуитивизм — направление философии, говорящее, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как способность сознания, ни нуждающаяся ни в опыте, ни в логическом мышлении;

прагматический метод. Прагматизм — философское учение, выдвигающее философию как общий и универсальный метод решения любых проблем в любой отрасли и в любых жизненных ситуациях.

2. К общим методам государства и права относятся:

метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами:

аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления);

логический метод (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное и выразить в научных категориях);

метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному;

метод формализации (формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы);

метод исторического материализма (материализм — основное научное философское направление, признающее, в противоположность положений идеализма, первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания).

3. К специальным методам относятся:

функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются сточки зрения их социального назначения, роли, функции);

статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных);

метод индукции и дедукции. Индукция — от лат. inductio — наведение; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению); вид рациональной оценки фактов, обобщение, опытная истина, эмпирический закон, позволяющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать явления. Установление одного общего взгляда относительно сходных предметов на основании данных наблюдений или экспериментов. Дедукция (от лат. deductio — выведение) вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции является гипотеза, имеющая характер общего утверждения («общее»), а концом — следствие из гипотезы («частное»). Если гипотеза дедукции истинна, то истинны и ее следствия;

системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности;

функциональный метод — это метод изучения функций государства и права и их элементов.

4. Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.

Таким образом, метод теории государства и права сложен по своей структуре. Он представляет собой совокупность общефилософских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И находится в стадии нового осмысления и развития.

1.3. Функции теории государства и права и ее значение как науки

Теория государства и права как юридическая общетеоретическая, фундаментальная наука является самостоятельной отраслью научных знаний, обладает специальной методикой исследования, имеет свои функции.

В настоящее время наука рассматривает следующие функции теории государства и права:

познавательная функция. Она выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, закономерности, которые лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание;

эвристическая функция. Эта функция теории государства и права не ограничивается познанием и объяснением известных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, т. е. делать новые открытия;

прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе одинакового отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой;

методологическая функция. Теория государства и права осуществляет определенные функции в отношении других наук, являясь базовой, общетеоретической наукой, теория государства и права разрабатывает свою собственную методику в исследовании государственно-правовых явлений, которая выступает базой для отраслевых и специальных юридических дисциплин;

онтологическая функция. Теория государства и права изучает существо государственных и правовых явлений, т. е. их внутреннее содержание в развитии;

идеологическая функция. Теория государства и права формирует определенные взгляды относительно тех или иных сторон государственно-правовой жизни;

практическая функция. Теория государства и права направляет полученные знания в области государства и права в практические решения и рекомендации.

Таким образом, теория государства и права, раскрывая сущность и значение государства и права, определяя новые закономерности в их развитии, позволяет выявить определенные проблемы государственно-правового характера, предвидеть их последствия и указывать пути преодоления возникающих проблем.

1.4. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы:

1) теоретико-исторические (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства);

2) отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное право и т. д.);

3) специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика).

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Это своеобразная «таблица умножения». Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам.

Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок.

Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства.

Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот.

Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками — историей, социологией. Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: