Одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности это

Обновлено: 04.05.2024

Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления.

Государственно-правовой режим, основанный на законности, характеризуется тем, что все органы государства, общественные организации должны действовать в полном соответствии с законами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента и Правительства РФ и изданными на их основе иными правовыми актами органов государства.

Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества и всех граждан. Неукоснительное исполнение составляет режим законности и правопорядка.

Обеспечение законности – это точное исполнение, правильное применение и неуклонное соблюдение нормативных актов, охрана интересов государства и прав граждан, а в случае их нарушения – восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Законность в деятельности органов государственного управления имеет своей целью:

- обеспечивать четкую организацию работы аппарата управления;

- защищать права и законные интересы граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

В настоящее время законность в государственном управлении обеспечивается следующими способами:

- контроль (проверка исполнения),

- общий надзор прокуратуры и Конституционного суда,

- судебный и арбитражный контроль в управлении,

- право обжалования незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Законность призвана всемерно укреплять государственную дисциплину. Государственная дисциплина – это выполнение правил, установленных полномочными органами государства, основанных на законе, приказе и распоряжении компетентных должностных лиц. В основе государственной дисциплины лежит законность.

Контроль – понятие многогранное. Например, специалисты теории научного управления исходят из того, что контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранения его отклонений от заданных параметров; т. е. определяют контроль как вид управленческой деятельности.

Контроль предполагает не только обнаружение нарушений закона и ответственности виновных, но и их устранение. Именно это качество характеризует контроль как способ обеспечения законности.

Таким образом, контроль – это такая форма обеспечения законности, которая позволяет активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о путях, способах и сроках устранения нарушения законности и обстоятельств, способствующих этим нарушениям.

Классифицировать виды контроля можно по разным основаниям. Прежде всего, различают контроль государственный и общественный.

Государственный контроль осуществляется от имени государства его органами, наделенными властными полномочиями.

Общественный контроль проводится общественными и самодеятельными организациями, трудовыми коллективами и непосредственно гражданами, не объединенными в коллективы и организации.

Исходя из различий самих государственных органов, осуществляющих контроль, можно выделить:

· контроль представительных органов власти,

· контроль по линии президентской власти,

· контроль органов госуправления,

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль:

По характеру деятельности и кругу контролируемых вопросов кон­троль делится на общий (например, контроль администрации области за работой комитетов и управлений при администрации) и специализированный (например, контроль Государственной противопожарной инспекции по вопросам, связанным с соблюдением правил противопожарной безопасности).

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объекта, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (надведомственном) контроле. Внутренний контроль ведется за органами одной системы, где вышестоящий орган, осуществляющий контроль может изменять или отменять акты подчиненного органа, вследствие их незаконности, вмешательства в оперативную деятельность, принимать конкретные меры для исправления недостатков, наказывать виновных. Внешний (надведомственный) контроль ведется в отношении организационно неподчиненных объектов, когда контрольные полномочия распространяются на все государственные органы. Они – производные от основной задачи – обеспечить единство в выполнении определенной функции, общей для всех отраслей управления.

Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении качественно отличается от контроля. Он состоит в проверке точного и единообразного исполнения законов государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В зависимости от компетенции и положения, занимаемого органами государственного управления в структуре государственного механизма, различают следующие виды надзора:

· общий надзор прокуратуры;

Конституционный надзор. Сущность надзора здесь заключается в том, что Конституционный Суд не исследует фактических обстоятельств дела: рассматривается конституционность самого применения (либо неприменения) той или иной нормы права в виде сложившейся практики судебных или иных государственных органов и должностных лиц. Сам Конституционный Суд не может отменить, внести изменения в решения и приговоры судов, в проверяемые правовые акты. Постановление Конституционного Суда дает повод для их отмены, изменения или отмены в обычном порядке.

Общий надзор прокуратуры. Согласно Закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми органами управления, должностными лицами и гражданами.

Такой надзор, осуществляемый прокуратурой, принято называть общим, так как он распространяется на деятельность всех органов управления.

Основными формами реагирования прокурора на нарушения законности являются (ст. ст. 22–24 Закона «О прокуратуре»):

Протест - официальное реагирование прокурора на незаконные акты и действия. Подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления.

Представление – письмо по факту нарушения закона и устранения причин. Срок для исполнения – 1 месяц.

Постановление – о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Срок для рассмотрения – не позднее 10 дней.

Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Срок рассмотрения – до 1 месяца; в 5-дневный срок рассматриваются жалобы на нарушения конституционных прав граждан.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органов управления, их должностных лиц, общественных организаций – только с точки зрения законности, не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную и административную деятельность, не изменяя и не отменяя их акты.

Административный надзор. В общей системе органов государственного управления состоят и такие органы специальной компетенции как федеральные надзоры, федеральные службы и государственные инспекции.

Они осуществляют деятельность, именуемую административным надзором, который является одним из способов обеспечения законности в управлении. Его содержание заключается в надзоре за точным соблюдением соответствующими поднадзорными объектами требований специальных правил и инструкций, в выявлении их нарушений. Однако вышеназванные органы осуществляют надзор не только за соблюдением правил и инструкций. Им предоставлены права по запрещению или приостановлению определенных действий со стороны поднадзорных объектов, даче указаний об устранении нарушений, применению к виновным лицам мер административного воздействия.

Важные функции по осуществлению административного надзора осуществляют органы внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством, органы внутренних дел осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами решений органов исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определенному действующим законодательством. Органы внутренних дел контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами, без гражданства установленных для них правил пребывания на территории России. Государственная инспекция безопасности дорожного движения, входящая в систему МВД России, осуществляет надзор за дорожным движением; контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, троллейбусов и трамваев и др.

Органы государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД России, осуществляют контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновение пожара, обеспечение объектов народного хозяйства и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техникой.

Специальным видом правоохранительной деятельности является административный надзор органов полиции за точно определенным кругом лиц, а именно за освобожденными из мест лишения свободы.

Судебный контроль – одна из форм государственного контроля. Суды дают оценку законности деятельности органов управления, независимо от ее характера и служебного положения должностных лиц.

Наряду с частными определениями суд применяет и другую специфическую форму контроля – представление. Представление является официальным обращением суда к государственному органу, указывающим на обнаруженные нарушения законности и фиксирует внимание на условиях, способствующих нарушениям.

Важной формой контроля суда за законностью в сфере управления является рассмотрение им жалоб на действия органов госуправления и их должностных лиц. Поскольку право жалобы, как способ обеспечения законности, примыкает непосредственно к рассматриваемому вопросу, т. к. это – один из способов его реализации через собственность, имеет смысл раскрыть его сущность.

Контроль арбитража. Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Таким образом, государственный арбитраж представляет собой специфический орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность посредством разбирательства и разрешения дел, возникающих из имущественных споров.

Рассматривая и разрешая споры экономические (в связи с заключением договоров) и в сфере управления, арбитражный суд ведет работу по предупреждению нарушений законности, защищает охраняемые законом права и интересы организаций и граждан, обеспечивает единообразное и правильное применение законодательства, содействует правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Право жалобы, как способ обеспечения законности в госуправлении. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину РФ судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия должностных лиц, госорганов, повлекшие за собой нарушение законов, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Обжалование является специальным способом обеспечения законности и правопорядка.

Основным нормативным актом, закрепляющим право на обжалование, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., а также закон «Об обращениях граждан».

Гражданам также предоставлено право обращаться в государственные и общественные организации с предложениями и заявлениями.

Предложение – это обращение гражданина в соответствующий государственный или общественный орган, направленное на улучшение или совершенствование работы государственного аппарата или органов управления общественными организациями.

Заявление – это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных субъективных прав граждан.

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как "координатора координаторов". Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с "особым" статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как "основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)". Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона "О противодействии коррупции"), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: