Обжалование решения экономического суда рб образец
Обновлено: 16.04.2024
Вступившие в законную силу судебные постановления (решения и определения), кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам должностных лиц, указанных в ст. 439 ГПК.
Так, протест в порядке надзора вправе приносить:
— Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
— заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
— председатели областных, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска — на решения и определения районных (городских) судов и определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов по апелляционным (частным) жалобам и (или) апелляционным (частным) протестам (ст. 439 ГПК).
Одним из поводов к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением (абз. 2 ч. 2 ст. 436 ГПК).
Содержание надзорной жалобы и иные условия ее подачи подробно регламентированы в ст. 437 ГПК, однако практика показывает, что лицам, подающим жалобы, часто требуется толкование положений данной статьи.
При этом следует отметить, что несоблюдение требований данной статьи является основанием для возвращения надзорной жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 438 ГПК.
По сути самого содержания надзорной жалобы (ч. 1 ст. 437 ГПК) вопросы, как правило, не возникают. Так, надзорная жалоба должна содержать:
— наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;
— фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;
— указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;
— указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;
— указание на судебное постановление, которое обжалуется;
— указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.
В настоящее время единственной возможной формой подачи надзорной жалобы является письменная форма. По этой причине электронные обращения о несогласии с судебными постановлениями в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» оставляются без рассмотрения по существу.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» действие настоящего Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в числе прочего в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Следовательно, электронная форма подачи обращений в указанной сфере правоотношений неприемлема.
Частым вопросом, возникающим на практике, является толкование содержания ч. 7 ст. 437 ГПК, в которой в числе прочего указано, что к надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу.
Здесь следует понимать значение прилагаемых документов, выполняющих в своем роде удостоверительную функцию (лицо, не имеющее отношения к спору, не может официально получить заверенные копии указанных документов и, как следствие, оформить надзорную жалобу от имени другого лица).
Также приложение к жалобе именно заверенных копий, т.е. копий с оригинальными оттисками печатей суда, а не их ксерокопий, в некотором смысле предотвращает одновременную подачу жалобы различным лицам, имеющим право принесения протеста, перечисленным в ст. 439 ГПК, поскольку за повторную выдачу копий судебных постановлений взимается госпошлина.
Отметим, что одновременная подача двух жалоб разным должностным лицам суда и прокуратуры, перечисленным в ст. 439 ГПК, в тексте кодекса прямо не запрещена, но является нецелесообразной по следующим причинам.
Во-первых, в подавляющем большинстве случаев надзорная жалоба рассматривается с истребованием дела, а срок ее рассмотрения исчисляется со дня поступления дела к лицу, которому подана жалоба (ч. 1 ст. 442 ГПК). По этой причине при одновременной подаче вторая жалоба будет ожидать, пока дело вернется от лица, рассматривающего первую жалобу. И только с этого момента начнет исчисляться срок рассмотрения второй жалобы.
Во-вторых, в ответе на первую надзорную жалобу могут содержаться аргументы, которые податель жалобы может попытаться опровергнуть при подаче жалобы другому должностному лицу.
В-третьих, если первая жалоба будет удовлетворена, то вторую жалобу заявителю придется отзывать, в том числе возвращать госпошлину за ее подачу, что связано с потерей времени. При этом затраты по уплате госпошлины за изготовление второго экземпляра заверенных копий судебных постановлений, необходимых для одновременной подачи двух жалоб, возмещению не подлежат.
Часто камнем преткновения при подаче надзорной жалобы является обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке. Если причины, по которым не была подана апелляционная жалоба, не признаны уважительными должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, это является основанием для возвращения надзорной жалобы (п. 3 ст. 438 ГПК).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 7 «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» называет, в частности, подобной уважительной причиной существенное нарушение норм процессуального права, препятствующее подаче апелляционной жалобы (ч. 3 п. 12).
Немаловажными в данном случае являются в числе прочего следующие обстоятельства: заявлялось ли стороной спора требование о составлении мотивировочной части решения суда (п. 1 ч. 1 ст. 305 ГПК), предпринимались ли попытки обжалования судебного постановления суда первой инстанции в апелляционном порядке, направлялось ли ходатайство в суд апелляционной инстанции о восстановлении пропущенных сроков на обжалование в случае их пропуска.
Также приводить обоснование уважительности причин, по которым судебное постановление не обжаловалось подателем надзорной жалобы в апелляционном порядке, следует, если судебное постановление пересматривалось в суде апелляционной инстанции по жалобам иных юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо по протесту прокурора.
Согласно ч. 3 ст. 437 ГПК, если надзорная жалоба подается лицом, не являющимся юридически заинтересованным в исходе дела, в ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Практике известны случаи, когда различные лица, наделенные правом принесения протеста в порядке надзора, по-разному оценивали уважительность причин, по которым судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, а также наличие либо отсутствие нарушений прав или охраняемых законом интересов подающих надзорную жалобу лиц, не являющихся юридически заинтересованными в исходе дела.
ГПК прямо не установлено, что на судебные постановления одному и тому же лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, не может быть подана повторная жалоба. Существует лишь ограничение, указанное в п. 5 ст. 438 ГПК о том, что, если надзорная жалоба подается повторно тому же должностному лицу, имеющему право принесения протеста в порядке надзора, и не содержит новых доводов о незаконности судебного постановления, она возвращается без рассмотрения.
Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска (ч. 5 ст. 437 ГПК).
Согласно ч. 4 ст. 441 ГПК должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора, могут приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора, о чем извещают орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.
В надзорной жалобе или в отдельно прилагаемом к ней ходатайстве податель жалобы может также поставить вопрос о приостановлении исполнения судебных постановлений. Данное полномочие является правом, а не обязанностью должностного лица, и принятое по этому вопросу решение обжалованию не подлежит.
Здесь также следует отметить типичную ошибку сторон спора, обращающихся с ходатайством о приостановлении судебных постановлений, решения по которым не носят выраженного волевого характера. Например, решения об отказе в удовлетворении исков нематериального характера (о восстановлении на работе, о признании сделки недействительной, о расторжении брака и т.п.) не могут быть приостановлены в принципе, за исключением исполнения данных решений в части взыскания судебных расходов по делу.
Также на практике имеют место необоснованные ходатайства о приостановлении до окончания производства в порядке надзора решения другого органа, в признании недействительным или отмене которого судом по жалобе или иску было отказано.
В соответствии с ч. 7 ст. 437 ГПК к надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, за исключением случая, когда госпошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе либо сообщен суду иным способом при подаче жалобы.
Ставка госпошлины за подачу надзорной жалобы на судебные постановления по гражданскому делу составляет 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы (п. 7 приложения 13 к НК, п. 1 приложения 17 к НК).
Особенности исчисления и уплаты госпошлины при обращении в суды определены в ст. 288 НК, льготы по уплате госпошлины перечислены в ст. 285 НК. Перечень категорий споров и лиц, которые освобождаются от госпошлины при обращении в суд, приведен в п. 1, 2 ст. 285 НК, в органах прокуратуры — в п. 8 ст. 285 НК.
Также освобождаются от госпошлины по судебным делам республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица), судебные исполнители (п. 12 ст. 285 НК).
Согласно п. 18 ст. 285 НК освобождение от госпошлины по судебным делам означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при обращении в суд с исковыми заявлениями, иными заявлениями, жалобами и ходатайствами, апелляционными, кассационными и надзорными жалобами, так и в том случае, когда обязанность по уплате госпошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 436 ГПК надзорные жалобы подаются в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Надзорные жалобы, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат и на основании п. 2 ст. 438 ГПК возвращаются заявителям.
Указанный срок является пресекательным и не может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 154 ГПК.
Исключением являются лишь надзорные жалобы ответчиков на судебные постановления, вынесенные в их отсутствие без своевременного и надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока его хранения, установленного законодательством.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Специальной нормы об обжаловании определений суда, рассматривающего экономические споры, первой инстанции (далее — экономический суд) нет. Обжаловать определение можно в порядке, установленном для апелляционного обжалования решений, но с некоторыми особенностями. Забывая о них, стороны нередко допускают ошибки, влекущие неприятные последствия.
Ошибка 1. Подача жалобы на определение, которое нельзя обжаловать в апелляционном порядке
Последствия: апелляционную жалобу вернут.
Повторно подать ее нельзя .
Апелляционная инстанция вернула жалобу на определение экономического суда об отказе в отмене определения о судебном приказе. Такое определение нельзя обжаловать в апелляционном порядке.
Апеллянту на заметку
Определение экономического суда можно обжаловать отдельно от решения, если :
— обжалование предусматривается (например, можно обжаловать определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении, об отказе в привлечении процессуального соучастника и т.д. );
— такое определение препятствует дальнейшему движению дела (речь идет об определениях об отказе в принятии искового заявления или о его возвращении, о приостановлении производства по делу или об отказе в его возобновлении и т.д. ).
Обычно на определение, обжалование которого в апелляционном порядке не допускается, можно заявить возражения при подаче жалобы на решение экономического суда. Это правило распространяется и на протокольное определение — оно объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания .
Обжалование определения о судебном приказе в апелляционном порядке не предусматривается. В то же время можно подать в экономический суд, вынесший это определение, заявление о его отмене. На это отводится 10 рабочих дней со дня получения. Рассмотрев такое заявление, экономический суд либо отменит определение о судебном приказе, либо откажет в его отмене .
Обратите внимание!
Если суд отменит определение о судебном приказе, кредитор вправе заявить требование в исковом порядке . А вот определение об отказе в отмене обжалованию и опротестованию не подлежит.
Ошибка 2. Необоснованное указание в жалобе на нарушение норм материального или процессуального права
Последствия: определение оставят без изменения, а жалобу — без удовлетворения.
Апеллянт требовал отменить определение экономического суда об объявлении перерыва в подготовительном судебном заседании. В апелляционной жалобе указал, что переход из приказного в исковое производство сопровождался нарушением процессуальных норм. Нарушение состояло в том, что апеллянт не получил копию искового заявления.
Апелляционная инстанция в удовлетворении жалобы отказала. Для перехода к рассмотрению дела в порядке искового производства нужно приложить копии ходатайства в количестве экземпляров, равном числу ответчиков . Кроме того, требования, подлежащие рассмотрению в исковом порядке, апеллянт изложил в заявлении о возбуждении приказного производства.
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
от 21.06.2016 по делу N 119-6/2016/132А/641К
Апеллянту на заметку
Апелляционная инстанция вправе изменить или отменить определение экономического суда, в том числе если он нарушил или неправильно применил нормы материального или процессуального права . Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если экономический суд :
— не применил законодательство, подлежащее применению;
— применил законодательство, не подлежащее применению;
— неправильно истолковал законодательство.
Обычно нарушение процессуальных норм влечет отмену определения экономического суда, если оно привело или могло привести к принятию неправильного определения .
Не отменят правильное по существу определение экономического суда только по формальным основаниям или из-за наличия в нем описок, опечаток, арифметических ошибок .
Ошибка 3. Отсутствуют надлежащие доказательства необоснованности обжалуемого определения
Последствия: определение оставят без изменения, а жалобу — без удовлетворения.
Апеллянт требовал отменить как необоснованное определение экономического суда об оставлении искового заявления без рассмотрения. Суд, по мнению апеллянта, не учел ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. При этом из представленной апеллянтом квитанции невозможно было установить содержание заказного письма. Иные доводы также не нашли подтверждения.
Апелляционная инстанция в удовлетворении жалобы отказала. Экономический суд обоснованно оставил исковое заявление без рассмотрения.
Постановление апелляционной инстанции экономического суда Минской области
от 23.07.2015 по делу N 146-9/14/219а
Судебная практика
Апелляционная инстанция оставила определение экономического суда об отказе в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам без изменения, а жалобу апеллянта без удовлетворения. В жалобе отсутствовали достаточные и надлежащие доказательства обоснованности требований. Заключение экспертизы, которое апеллянт привел в качестве доказательства вновь открывшихся обстоятельств, таким доказательством не было.
Следовательно, суд вынес обжалуемое определение на основании достоверно исследованных материалов дела, а его выводы соответствовали фактическим обстоятельствами дела.
Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области
от 18.05.2015 по делу N 211-10/2012-84А
Апеллянту на заметку
Апелляционная инстанция может отменить определение экономического суда из-за его необоснованности, если :
— суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела;
— не были доказаны обстоятельства, которые суд посчитал установленными;
— выводы суда, изложенные в обжалуемом определении, не соответствовали обстоятельствам дела.
При этом апелляционная инстанция оценивает доводы, изложенные в жалобе, и рассматривает дело повторно по имеющимся доказательствам. Дополнительные доказательства можно представить только в случае, если их нельзя было представить в экономическом суде первой инстанции. Причем причины этого нужно обосновать и подтвердить документально .
Ошибка 4. Пропуск срока на обжалование определения, в том числе без уважительных причин
Последствия: апелляционную жалобу вернут.
Апелляционная инстанция отказала в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на определение экономического суда. Кроме того, апеллянт пропустил срок для заявления о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы. Поскольку он является пресекательным и восстановлению не подлежит, апелляционная инстанция вернула апеллянту и жалобу, и ходатайство.
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
от 28.08.2014 по делу N 77-25Пп/2013/539А/788К
Апеллянту на заметку
Жалобу на определение экономического суда можно подать не позже 15 рабочих дней со дня вынесения . В случае пропуска этот срок можно восстановить, если :
— заявить ходатайство о его восстановлении в течение месяца со дня принятия обжалуемого определения. Этот срок пресекательный, восстановить его нельзя. В случае пропуска определение можно обжаловать в кассационном или надзорном порядке ;
— апелляционная инстанция признает причины пропуска уважительными.
Ходатайство нужно заявить письменно (можно изложить в тексте апелляционной жалобы), указать в нем причины пропуска срока, приложить подтверждающие это доказательства .
Апелляционная инстанция рассматривает вопрос о восстановлении 15-дневного срока вместе с вопросом о принятии апелляционной жалобы к производству .
Пропуск срока на подачу апелляционной жалобы и отсутствие ходатайства о его восстановлении, а также отказ в его восстановлении — основания для возврата жалобы .
Ошибка 5. Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не уплачена либо уплачена в меньшем размере
Последствия: апелляционную жалобу вернут.
Последствия неуплаты или уплаты в меньшем размере госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение и решение экономического суда одинаковы. Поэтому приведем следующий пример.
Апелляционная жалоба должна отвечать требованиям, предъявляемым к ее содержанию и порядку подачи. Апелляционная инстанция вернула жалобу апеллянту, поскольку он не уплатил госпошлину в установленном размере. Кроме того, апеллянт приложил платежное поручение на сумму меньше предусмотренной.
Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
от 19.05.2016 по делу N 516-16/2015/240А/300А/512К
Апеллянту на заметку
К апелляционной жалобе нужно приложить, кроме прочего, документы, подтверждающие уплату госпошлины (например, квитанцию, платежное поручение) .
Размер госпошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на определения экономического суда составляет 40% от ставки, установленной для искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы .
Для жалоб, подаваемых на отдельные определения экономического суда, есть льготы по уплате госпошлины. В частности, от нее освобождаются организации при подаче жалоб об отмене определения суда о прекращении производства по делу или оставлении его без рассмотрения .
Обратите внимание!
Исключение составляют случаи, когда производство по делу прекращается в связи с утверждением мирового соглашения либо соглашения о примирении, обжалуются кассационные и надзорные определения по таким делам.
В данной форме Вы можете изложить свой вопрос адвокату. В целях оперативности рекомендуем использовать мобильную связь или Viber/WhatsApp/Telegram.
Наиболее красноречивым критерием актуальности той или иной юридической темы является статистика. Так, по статистике Верховного Суда Республики Беларусь в 2018 году областными, Минским городским судами было рассмотрено в апелляционном/кассационном порядке 13 650 гражданских дел. Понятно, что еще больше дел было рассмотрено судами по первой инстанции с вынесением решения или другого судебного постановления, которое можно обжаловать в суд второй инстанции.
В данном материале мы поговорим о формальных требованиях, предъявляемых к содержанию апелляционной жалобы при обжаловании решения суда первой инстанции. Также будут затронуты некоторые вопросы, касающиеся процедуры обжалования.
Апелляция не есть кассация
Важный вопрос, который для кого-то может показаться теоретическим, но я специально уделю ему несколько строк. И вот почему.
Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 года №94-З были внесены масштабные изменения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ГПК), которые коснулись процедуры обжалования судебных постановлений в суд второй инстанции. Со времени внесения изменений, вступивших в законную силу, кассационное производство было заменено апелляционным. Теоретически разница между ними заключается не только в названии, но и в сущности этих производств.
Другой, конечно, вопрос, что бывшая с конца 90-ых годов кассация в Беларуси никогда не была кассацией в полном смысле слова. Теоретики гражданского процесса обычно называли ее кассацией с элементами апелляции. Отсюда у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А что тогда изменилось?». С моей точки зрения, изменилось не очень многое, но этот вопрос я оставлю для профессиональных диспутов.
Самое главное, что должен четко осознать читатель, состоит в следующем. Апелляционное производство утратило ревизионный характер, то есть суд второй инстанции уже не обязан проверять гражданское дело полностью. Его усилия сосредотачиваются только на доводах, изложенных в апелляционной жалобе или протесте, и в обжалуемых пределах. Есть, конечно, исключения, но на них я останавливаться не буду.
Отсюда важный вывод: если сторона, пожелавшая обжаловать решение или определение в апелляционном порядке, не укажет на все нарушения суда первой инстанции или вовсе их не увидит, апелляционный суд тоже оставит их без внимания.
Это очень важный момент, который даже при явной неправильности решения может стать обстоятельством, узаконившим его в апелляционном порядке. Как говорят юристы: «Сколько жалобы, столько и судебного решения» .
Кто, куда и в какие сроки обжалует решение в апелляционном порядке?
Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. Иные лица, в отношении которых суд вынес решение об их правах и обязанностях, при производстве дел в суде апелляционной инстанции пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию в апелляционном порядке не подлежит (статья 399 ГПК).
Апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, частные жалобы на не вступившие в законную силу определения суда первой инстанции рассматриваются:
- на решения и определения районных (городских) судов - судебной коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского судов;
- на решения и определения областных, Минского городского судов - судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь (статья 401 ГПК).
Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью. При вынесении судом по делу дополнительного решения срок апелляционного обжалования исчисляется со дня вынесения дополнительного решения. Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке заочного производства, подается в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления (статья 403 ГПК).
Апелляционная жалоба: форма и содержание
Апелляционная жалоба должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальным документам (статья 109 ГПК), а также содержать:
- указание на решение, которое обжалуется, пределы его обжалования и наименование суда, вынесшего решение;
- обоснование того, в чем заключаются неправильность рассмотрения дела, незаконность и необоснованность решения, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и доказательства;
- просьбу лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционный протест, в части того, обжалуется или опротестовывается решение полностью или в части, какие изменения требуется в него внести;
- ходатайство об исследовании новых доказательств, которые имеют значение для дела, если суд первой инстанции необоснованно отказал в их принятии или если невозможность их представления суду первой инстанции была обусловлена уважительными причинами;
- перечень письменных материалов, которые прилагаются к апелляционной жалобе;
- дату подачи апелляционной жалобы.
К апелляционной жалобе, подаваемой представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. К апелляционной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате (статья 405 ГПК). Апелляционная жалоба и прилагаемые к ним письменные материалы подаются в суд первой инстанции с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц (статья 406 ГПК).
Калькулятор госпошлины
Внимание! Калькулятор работает с учетом базовой величины в размере 32 рубля. При обжаловании решения суда по гражданскому делу, предметом которого были требования неимущественного характера, государственная пошлина рассчитывается иначе.
Важный момент! Во времена кассационного производства кассатор не был обязан включать в текст жалобы ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. В настоящее время производство в суде апелляционной инстанции сделалось более профессиональным. Сегодня апелляционная жалоба должна содержать правовое обоснование. Несоблюдение этого требования влечет оставление апелляционной жалобы без движения.
Основания к отмене и изменению решения суда первой инстанции, или когда решение является незаконным и необоснованным
Решение суда первой инстанции может быть отменено или изменено в апелляционном порядке, если:
1) судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
2) факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
3) изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам;
4) судом нарушены или неправильно применены нормы материального и (или) процессуального права.
Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случаях:
применения судом не подлежащей применению нормы материального права;
неправильного применения судом подлежащей применению нормы материального права;
неправильного толкования судом нормативного правового акта.
Нарушение или неправильное применение подлежащей применению нормы процессуального права являются основаниями к отмене или изменению решения, если это привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене при существенном нарушении норм процессуального права, если:
1) нарушен порядок рассмотрения заявления об отводе (самоотводе) судьи, установленный статьями 34 и 35 ГПК;
2) дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) при рассмотрении дела было нарушено право юридически заинтересованных в исходе дела лиц пользоваться родным языком или услугами переводчика;
4) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела;
5) при вынесении решения были нарушены правила о тайне совещательной комнаты;
6) решение не подписано судьей, который рассматривал дело, либо вынесено или подписано не тем судьей, который рассматривал дело;
7) отсутствует мотивировочная часть решения в случаях, когда в соответствии с ГПК она должна быть составлена;
8) в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать (статья 424 ГПК).
Решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу или оставлением заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 164 и 165 ГПК (статья 425 ГПК).
Таким образом, основываясь на материалах дела и доказательствах, исследованных в ходе судебного разбирательства, для обжалования решения суда Вам необходимо составить апелляционную жалобу по форме и содержанию, соответствующую требованиям главы 32 ГПК. Апелляционная жалоба должна содержать доводы со ссылками на нормативные правовые акты. Эти доводы должны коррелироваться с основаниями к отмене или изменению решения (указано выше). В соответствии с этой же главой апелляционную жалобу следует подать в суд апелляционной инстанции через суд первой инстанции, после чего остается только ждать назначения дела к рассмотрению в суде второй инстанции.
Если у Вас возникли затруднения с подготовкой апелляционной жалобы, адвокат Клиндухова О.В. поможет ее составить. Также возможно заключение договора на ведение дела в суде второй инстанции.
Записаться на консультацию к адвокату можно по номеру телефона: +37529-3534322.
Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.
Участниками процедуры являются:
- судья;
- граждане, чьи права ущемлены посредством исполнения предписаний судебного постановления;
- прокурор.
- Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры.
В качестве участников на данном этапе выступают:
- глава отдела принудительного исполнения судебного органа;
- глава судебного органа столицы Республики Беларусь, области;
- глава судебного органа республиканского значения.
- Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.
- Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста.
- на постановления сроком в 10-ть дней с даты получения оных;
- иные действия, а также бездействие сроком в 10-ть дней после их свершения главой отдела судебной исполнительной структуры принудительного характера, что касается предписаний, изложенных в документации, принятой к исполнению.
- Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти. При чём выносятся постановления…
- о том, что постановление, иное действие законно и протест отклонить;
- о том, что протест признан полностью или частично; в подобной ситуации глава структуры, в ведении которой принудительное исполнение, может вынести следующие решения:
* признать постановления целиком или часть оных, протест в ответ на которые признан, недействительными;
* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и обязать судебного служащего, что занимался вынесением подобных постановлений, вынести новые;
* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и вынести новые;
* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и принять меры для ликвидации подобных нарушений.
- Обращение с протестом в судебную инстанцию. Граждане вправе обращаться по данному поводу в следующие судебные структуры:
- что занимаются решением экономических вопросов;
- районного, городского значения.
Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти
Список граждан, имеющих право подать жалобу в ответ на вышедшее постановление, иные действия или на факт бездействия служащего суда, главы структуры исполнительной власти принудительного характера, исключение составит только глава суда республиканского значения, изложен в статье 124-ой Закона РБ № 439 – 3, датированный 24-м октября 2016 г.
Протест предоставляется в алгоритме, что представляет собой подчинение главе государственной структуры принудительного исполнения, вышестоящему главе той же структуры, а в ситуации несогласия с действиями оных, обращаться в судебную инстанцию.
Внимание!
Жалоба на постановления, принятые главой суда республиканского значения, иные действия оного направляется непосредственно в судебный орган.
Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры
Алгоритм опротестования посредством подчиненности можно найти в статье 125-ой Закона № 439 – 3.
Жалобы на постановления, иные действия, а также бездействие служащего суда района, города, районного, что находится в центре района отделения принудительного исполнения, предоставляются главе рассматриваемого отдела принудительного исполнения. К примеру, если протест подан как ответ на действия служащего суда, что занят в отделе принудительного исполнения столичного региона, то протест адресуется главе отделения структуры принудительного исполнения столичного района.
Жалобы, что поданы на постановления, иные действия, факт бездействие, когда того требовали обстоятельства, главы отдела принудительного исполнения района, города, районного в центре региона, что связаны с выполнением предписаний исполнительной документации, протесты в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной власти органа принудительного исполнения, что находится в ведении главного управления юстиции области, столицы исполкома предоставляются главе органа принудительного исполнения областного масштаба, столицы. К примеру, если жалоба поступила на постановление, что было вынесено главой отделения принудительного исполнения столичного района или действия служащего отделения принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.
В обеих ситуациях протест адресуется главе управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.
Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия, бездействие, когда должны приниматься меры, главы органа исполнения суда по столице, области, которые касаются исполнения предписаний соответствующей документации, иного служащего судебного исполнения, что трудится в главном управлении принудительного исполнения, Минюст РБ адресуются главе органа судебного исполнения республиканского масштаба.
Внимание!
Гражданин, желающий обжаловать постановления, иные действия имеет право отозвать протест до того, как решение в отношении оного не принято.
Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа
К форме, сути протеста, что был предоставлен в порядке подчинённости изложены в статье 126-ой Закона № 439 – 3.
Внимание!
Госпошлина не оплачивается за предоставление протеста в рассматриваемую государственную структуру.
Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста
В статье 127-ой Закона № 439 – 3 указано время, что отведено на предоставление протеста при соблюдении порядка подчиненности.
Внимание!
В установленный временной период не входят выходные, праздничные дни согласно статье 29-ой того же закона. Так, при предоставлении жалобы в сроки исчисляются посредством подсчёта рабочих дней.
Также возможен сценарий развития событий, когда жалоба подлежит возврату без рассмотрения, а касается это ситуаций перечисленных в статье 129-ой Закона 439 – 3.
Протест, что подан, рассматривается главой соответствующей государственной структуры в срок, равный не больше 10-ти раб. дней по статье 130-й того же закона.
Время предоставления жалобы может быть остановлено в ситуации поступления запроса о недостающей документации, информации, что существенны в процессе рассмотрения протеста в правильном ключе, до тех пор, пока запрошенные бумаги, информация не поступят.
Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебной структуры
Принятие решения в отношении поданной жалобы осуществляется согласно статье 131-ой Закона 439 – 3.
По итогам рассмотрения протеста уполномоченный чиновник, занимавшийся рассмотрением оного, принимает постановление, что в следующий день, не позже, подлежит направлению участникам дела, по которому подана жалоба, гражданину, что подал протест, исполнителю судебной инстанции, главе структуры принудительного исполнения, чьи постановления, иные действия были причиной подачи жалобы.
Постановление уполномоченного должностного лица в ответ на признание жалобы в отношении принятого целого постановления, части оного, должно быть исполнено своевременно тем органом, служащим, в отношении постановления, иных действий которого выражен протест.
Обращение с жалобой в судебную инстанцию
Алгоритм предоставления протеста в судебную структуру можно найти в статье 132-й Закона 439 – 3.
Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия главы органа исполнения суда республиканского масштаба предоставляются в орган суда, который находится в главном управлении принудительного исполнения Минюст белорусского государства, что указано в ч. 3-ьей, 4-ой статьи 132-ой Закона 439 – 3.
Обжалование постановлений, иных действия служащего суда, что вынесены по итогам рассмотрения поданных протестов на вынесенные постановления, иные действия исполнителя судебного органа предоставляются в судебную инстанцию, в ведении которой решение экономических вопросов областного, столичного, районного, городского судебного органа, что находится по месту расположения рассматриваемого органа принудительного исполнения.
Внимание!
Обжалование происходит посредством обращения в экономический суд областного значения, столицы в ситуациях:
В ситуациях, которые не указаны, обжалование осуществляется посредством обращения в судебную инстанцию районного, городского значения.
Для того чтобы подать протест в орган суда, следует уплатить госпошлину, равную 1-ой базовой величине (БВ) согласно подпункту 2.3 пункта 2-ого приложения 14-ого, пункта 2-ого приложения 16-го к НК РБ (Налоговому кодексу).
К сведению!
Информация получена в НК РБ в редакции до 01.01.19.
Обращение с протестом в суд, что занимается решением экономических дел
Алгоритм предоставления жалобы судебную структуру, в ведении которой ведение экономических дел представлен в ХПК РБ.
Принятые постановления, иные действия, бездействие, когда необходимо было принятие мер служащим суда, его главой, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации возможно опротестовать:
- участниками дела, иными гражданами, права, интересы которых были ущемлены или прокурором посредством обращения в судебную инстанцию по экономическим делам;
- в ситуации несогласия с принятыми постановлениями главы исполнительной структуры или вышестоящего начальника, что были вынесены по итогам рассмотрения протеста на подобные постановления, действия; алгоритм подачи освещён в ч. 1-ой, 2-ой статьи 266-й 3 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК).
Предоставление протестов возможно на протяжении 10-ти дневного срока с даты предоставления постановлений главы исполнительной инстанции, что принято по итогам изучения жалобы в ответ на постановления, иные действия судебного служащего, главы исполнительной структуры, что предоставлена согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.
Постановления, принятые главой исполнительного органа суда белорусского государства опротестовать позволяется в десятидневный срок с даты получения оных.
Действия, факт бездействия, когда должны были приниматься меры главы главного органа принудительного исполнения РБ граждане вправе опротестовать в десятидневный срок с даты свершения подобных действий или с даты, когда гражданин, подающий протест и неосведомлённый о времени и месте свершения действий, узнал о свершении оных.
Протесты в ответ на постановления, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации, должны подчиняться требованиям, что изложены в ч. 1-ой, 2-ой статьи 159-ой, ч. 1-ой статьи 160-й кодекса.
- Указание названия документации к исполнению, что касается постановления, на которое подана жалоба, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, номер документации и число выдачи оной, требования, что там содержаться;
- Название судебной инстанции, другой уполномоченной структуры, ФИО чиновника, выдавшего документацию исполнительного характера.
Внимание!
В качестве приложения к жалобе прилагается документация, доказывающие факт отправки дубликата данной жалобы участникам дела, исполнителю судебного органа, главе этого органа на постановления, иные действия, что стали причиной поступившего протеста согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.
Через 10 дней, не позже протест рассматривается судебной инстанцией, что занимается экономическими делами.
О том, где и когда будет рассмотрена жалоба уведомляются:
1) гражданин, от которого исходил протест;
2) прокурор, который принял протест;
3) участники дела, по которому и подана жалоба;
4) исполнитель судебной власти, глава исполнительной инстанции, постановления, принятые которыми, или действия со стороны оных, а также бездействие, когда должны были быть приняты меры которых опротестовываются;
5) глава исполнительной государственной структуры принудительного характера, что вынес постановление по итогам рассмотрения протеста, предоставленного в последовательности согласно законодательству белорусского государства.
В ситуации неявки граждан, что были оповещены о времени, месте рассмотрения жалобы, не причина отмены заседания поданному поводу.
По итогам рассмотрения протеста экономический суд, принимает соответствующее решение.
Если жалоба признана, то судебная инстанция, занимающаяся решением экономических вопросов, устанавливает меры, что должны быть приведены в исполнение теми в отношении действий которых выражен протест.
Суд по экономическим делам вправе отказать в принятии жалобы к исполнению тогда, когда действия государственных служащих, против которых выражен протест находятся в рамках полномочий служащих.
Обращение с протестом в судебную инстанцию в районе, городе
Специфические признаки рассмотрения протестов в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной инстанции, главы исполнительной структуры принудительного характера, что установлены согласно статье 132-ой Закона 439 – 3 будут рассмотрены в судебной инстанции районного, городского значения, нормы рассмотрения которых представлены в параграфе 9-м гл. 29-ой ГПК РБ(Гражданского процессуального кодекса).
Таким образом, принятые постановления, действия могут быть опротестованы согласно ч. 1-ой, 2-ой статьи 360 3 -ой вышеупомянутого кодекса:
- участниками дела, иными гражданами, права/интересы ущемлены при исполнении предписаний соответствующей документации, прокурором в судебной инстанции по месту расположения исполнительной структуры принудительного характера;
- в ситуации несогласия с постановлениями, вынесенными уполномоченными органами при рассмотрении протеста.
Жалобы предоставляются в десятидневный срок с даты получения постановлений, принятых уполномоченными лицами.
Постановления главы исполнительного органа суда республиканского значения обжалуются в десятидневный срок со дня получения оных. Действия того же должностного лица могут быть опротестованы в десятидневный срок с даты свершения оных или с даты, когда гражданин, выражающий протест, не осведомлённый о том, где и когда совершены данные действия, узнало об этом факте.
Возобновление сроки возможно в соответствии с алгоритмом, изложенном в статье 154-ой Гражданского кодекса.
В статье 3604-ой того же кодекса можно найти информацию, которая должна содержаться в протесте. Требования к подобным жалобам по поводу реквизитов документации, приложения дубликатов к оной.
- Название документации к исполнению, которая касается обжалуемого постановления, иных действий должностных лиц, номер документации к исполнению, когда выдачи, требования, что изложены в бумаге;
- название судебной инстанции, иной структуры, ФИО государственного служащего, который выдал данную документацию.
К протесту прилагается документация, что доказывает факт направления дубликата данного протеста и иных необходимых бумаг участникам дела, служащему судебной структуры, главе оной постановления, принятые которыми, иные действия, ставшие причиной подачи жалобы по итогам рассмотрения жалобы, что была предоставлена с учётом алгоритма, который был установлен действующим законодательством РБ.
Возврат протеста на принятое постановление, иные действия исполнителя судебного органа, главы оного без рассмотрения в ситуации, когда обнаруживается факт, что данный протест подан при нарушении условий, отражённых в ч. 2-ой, 3-ьей статьи 360 4 , статей 109-й, 110-й Гражданского процессуального кодекса.
Не позднее 10-ти дней с даты предоставления в судебную инстанцию жалоба рассматривается согласно нормам статьи 3605-й кодекса.
Если сравнивать нормы Хозяйственного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса, что отражают опротестование принятых постановлений, иных действий исполнителя судебной инстанции, главы оной, то, по крайней мере, сегодня оные одинаковые.
В компетенцию экономических судов, помимо прочего, входят и дела об обжаловании бездействия судебного исполнителя или каких-то его действий, совершенных с нарушением норм действующего законодательства. Они являются отдельной разновидностью споров с самого начала существования единой системы органов принудительного исполнения.
Чтобы восторжествовала справедливость, требуется помощь хорошего юриста, который сможет не только формально подготовить пакет бумаг для суда, но и глубоко вникнуть в проблему, правильно расставить акценты, добиться положительного решения по Вашему вопросу.
Найти грамотного специалиста не так просто, но мы готовы избавить Вас от этой проблемы, ведь в штате нашей компании есть сотрудники, в чью компетенцию входят именно эти вопросы. Обратитесь к нам, и Вы уже не столкнетесь с проблемами в судебном процессе. Работаем как под ключ, так и в форме отдельных консультаций, в ходе которых можно выяснить все интересующие моменты.
Общие сведения об органах принудительного исполнения
Исторически эта отрасль права появилась еще в догосударственный период. На Руси она была нормирована достаточно слабо, но дошедшие до нас памятники указывают на некоторые особенности. Например, взыскание долга полностью ложилось на самого кредитора. Основанием для истребования материальных благ часто являлась так называемая «судная грамота». Эту бумагу выдавали в случае, если ответчик уклонялся от посещения заседаний. При этом сами доказательства его вины даже не рассматривались. На исполнение обязательств отводился 1 месяц.
Если смотреть на сегодняшнее положение вещей, стоит отметить, что данная сфера права серьезно эволюционировала, но в законодательстве по-прежнему встречается достаточно много «пробелов».
В своей современной деятельности органы принудительного взыскания руководствуются следующими нормативами права:
- Указ №530 Президента Беларуси 2013 года;
- Законы №№439-3 и 440-3, принятые в 2016 году;
- Постановление Совмина №1190 (2013 год);
- Инструкция Минюста №67, принятая в 2017 году.
Как видите, законодательная база не такая уж и обширная, но представленная нормативами различного правового уровня – от Указа главы государства до инструкции Министерства юстиции.
Структура подобных органов выглядит следующим образом:
- главное управление принудительного исполнения является доминирующим органом этой сферы в нашей стране;
- управления правового обеспечения и организации и контроля стоят ступенькой ниже;
- отделы организации исполнительного производства и контроля и собственной безопасности подчиняются вышеназванным органам, находятся в самом низу иерархии.
Не стоит забывать о территориальных органах принудительного исполнения, которые функционируют во всех областях нашей страны. Иерархия предельно прозрачна. Разобраться в ней совсем не сложно.
Обратите внимание, что данные организации выведены из судебной системы. Это повлекло изменения в рассмотрении дел об обжаловании действий судебного исполнителя. Если раньше они решались в рамках хозяйственного процесса, то после реформы относятся к категории, возникающей из административного или иных правоотношений, носящих публичный характер.
Впрочем, все эти моменты лучше оставить компетентному юристу. Вряд ли стоит заниматься тем, чему учатся как минимум несколько лет в вузе. Наши специалисты все сделают так, чтобы Вы оказались в выигрышном положении, насколько это возможно.
Стандартная процедура обжалования
Закон, посвященный исполнительному производству, предусматривает определенный порядок опротестования действий представителя органа принудительного исполнения. Эту процедуру следует неукоснительно соблюдать.
Так, если речь не идет о Главном судебном исполнителе РБ, обжаловать работу может:
- одна из сторон производства;
- третьи лица, чьи интересы и права затронуты;
- прокурор.
Для обжалования нужно обратиться к руководителю органа или в суд. Если речь идет о Главном судебном исполнителе (ГСИ), то опротестовать могут те же лица, но только через орган государственной власти, осуществляющий правосудие.
Стоит понимать всю серьезность вопроса, поэтому, если у Вас нет веских доказательств, вряд ли можно говорить о перспективности дела. Ваша жалоба просто будет возвращена по причине отсутствия подтверждений нарушений со стороны представителя принудительного исполнения. Кроме того, если речь не идет об обжаловании постановления судебного исполнителя, являющегося руководителем соответствующего органа, важно пройти все инстанции. Если этого не сделать, Ваш вопрос не будет рассмотрен из-за того, что не были приняты все меры досудебного урегулирования спора. Исключение составляет прокурор, да и то в ситуациях, когда не подразумевается ГСИ.
Есть еще ряд нюансов, которые нельзя оставлять без внимания. Вряд ли стоит тратить время на изучение всех особенностей опротестования. Гораздо проще и эффективнее доверить это лицу, имеющему не только профильное образование, но и соответствующий опыт. Правильное оформление документов и соблюдение процессуальных моментов поможет сберечь немало времени и сил, сделает отстаивание интересов продуктивным. Наша компания готова помочь с решением этой задачи. К Вашим услугам замечательные юристы, которые неоднократно сталкивались с подобными делами.
Подсудность. Сроки подачи протеста
Хозяйственный процессуальный кодекс указывает на то, что обжалование происходит в суде по месту нахождения органа принудительного исполнения. Нарушение этого правила влечет возврат обращения. Говоря иначе, если подразумевается Партизанский район Минска, нельзя обращаться в государственный орган, совершающий правосудие, в чью компетенцию входит рассмотрение дел по Советскому району. Данная особенность характерна для юриспруденции в целом, поэтому особых сложностей не возникает.
Все сроки обжалования действий судебного исполнителя тоже установлены на законодательном уровне. Протест подается в течение 10 дней с момента получения постановления, изданного руководителем органа, в котором работает лицо, к которому предъявляются претензии.
Такую бумагу присылают в обязательном порядке. Обычно это делается посредством почты с отметкой о передаче корреспонденции. Если речь идет о постановлении ГСИ, срок установлен тот же, что и в предыдущем случае. Когда подразумевается бездействие или незаконные действия, то датой отсчета выступает момент их совершения или день, когда человек или организация, подающие протест, узнали о данном факте.
Этот срок может быть восстановлен в судебном порядке в соответствии с нормативами ХПК. Отсутствие соответствующего ходатайства не влечет возвращение бумаг обратившемуся, но может стать самостоятельной причиной для отказа.
Таким образом, соблюдение процессуальных норм крайне важно. Лучше не пропускать сроки и делать все вовремя. Поручив представительство своих интересов нам, Вы получаете гарантию, что все будет сделано в соответствии с действующим законодательством. Наша компания тщательно следит за соблюдением правовых и процессуальных норм, знает «пробелы» в государственных актах, которыми можно воспользоваться, располагает достаточной базой для качественного оказания услуги. Даже если у Вас есть собственный юрист, но дело очень серьезное, лучше доверить его нам, ведь универсальный специалист никогда не сравнится с работником, который занимается конкретной сферой юриспруденции.
Требования, которым должны соответствовать жалобы и документы, которые к ним прилагаются
- Приведение исполнительной бумаги, по которой представитель власти совершил опротестуемые действия, с указанием ее номера, даты выдачи и предписаний, содержащихся в ней.
- Указание суда или другого уполномоченного органа, фамилию и инициалы лица, выдавшего бумагу.
К жалобе прилагаются документы, подтверждающие отправку копий сторонам исполнительного производства. Это могут быть судебный исполнитель, руководитель органа принудительного взыскания, лицо, вынесшее постановление по результатам рассмотрения протеста.
Ставки госпошлины за рассмотрение подобных дел указаны в Налоговом кодексе.
Если речь идет о юридическом лице, которое обращается в Верховный суд Республики Беларусь, размер платежа составляет 50 базовых величин, в экономические суды – 20. ИП перечисляют 10 и 5 б.в. соответственно.
Несоответствие протеста и приложения к нему требованиям, предусмотренным законодательством, является основанием для возврата жалобы без изучения в рамках судебного процесса и вынесения решения.
Как видите, большое значение имеет наполнение пакета документов, предоставляемых в соответствующий орган.
У нас Вы можете найти образец обжалования постановления судебного исполнителя, который можно использовать как шаблон. Достаточно только внести необходимые данные. К сожалению, сложности не ограничиваются только заполнением бумаг. Есть масса других аспектов, которые нельзя оставлять без внимания. Самостоятельное ведение этого вопроса отнимает время, моральные и физические силы. Гораздо проще поручить это нам. Результат будет гораздо более впечатляющим.
Рассмотрение протеста в суде и лица, которые принимают участие в разбирательствах
Согласно нормативам ХПК, жалобы рассматриваются не позднее 10 дней с момента поступления. Ввиду серьезных ограничений по срокам, предварительное заседание не проводится, чем подобные дела отличаются от большинства других. При рассмотрении устанавливаются следующие моменты:
- Постановление, которое обжалуется, вынесено без нарушений закона и в пределах полномочий?
- Имело ли место нарушение прав и интересов участников исполнительного производства?
Обратите внимание, что презумпция в данной ситуации не работает. Напомним, что ее суть в том, что лицо не может считаться виновным, пока это не будет доказано. Обязанности по выявлению противоправной природы того или иного деяния ложатся на обвинителя. При рассмотрении дел об исполнительном производстве, лицо, которое обвиняется в превышении полномочий или нарушении закона, обязано самостоятельно опровергнуть это.
Круг лиц, которые должны принять участие в заседании, определяется в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом. В него могут входить:
- заявитель;
- прокурор, подавший протест;
- стороны исполнительного производства;
- представитель органа принудительного исполнения, действия которого обжалуются.
Обратите внимание, что судоисполнитель не несет личную имущественную ответственность. Именно поэтому к участию следует привлекать структуры, на базе которых созданы и функционируют органы принудительного взыскания. Это могут быть Минюст и главные управления. Важно и то, что организации, отвечающие за принудительное взыскание, не имеют статуса юридических лиц, а значит – не обладают соответствующей правоспособностью.
Если лицо, чьи действия обжалуются, уже не работает, нет смысла привлекать его к ответственности. О причинах мы писали выше. Предпочтительнее возложить восстановление прав и интересов на сам орган, в котором оно трудилось. Участие самого работника в процессе тоже возможно, но обычно этот вопрос решается исходя из целесообразности.
Неявка участников на заседание, при условии, что они были извещены надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Это позволяет сэкономить немало времени, ведь известны случаи, когда ответчик просто не приходит в суд, затягивая тем самым разбирательства.
Решение представителя Фемиды – результат рассмотрения жалобы. Если протест признан обоснованным, суд указывает на меры, которые должны быть приняты для нивелирования незаконных действий судоисполнителя или руководителя структуры. Расходы на разбирательства распределяются между участниками в соответствии с ХПК.
Основные ошибки и хитрости при обжаловании действий судебного исполнителя
Ошибки:
- Нарушены сроки обжалования действия/бездействия судебного исполнителя.
- Недостаточная доказательная база. Дело в том, что закон не содержит четких сведений по поводу того, что должен сделать пристав в ходе принудительного взыскания. Это несколько осложняет доказывание неправомерности его действия/бездействия. Подобрать веские основания для отмены сможет только грамотный юрист с хорошим практическим опытом.
- Обращение в суд без учета местонахождения ответчика.
- Жалоба напрямую в суд, когда данный вопрос еще не рассмотрен в порядке подчиненности.
- Отсутствие документов, подтверждающих, что по данному вопросу действительно имело место исполнительное производство.
Хитрости:
- Стоит отметить, что действия судоисполнителя лучше контролировать в режиме реального времени и своевременно подавать жалобы. Когда решение уже вынесено, добиться справедливости на порядок сложнее.
- Кроме того, стоит тщательно ознакомиться со своими правами. Например, если Вы признаете долг, но не укладываетесь в 7-дневный срок, отведенный для его возврата, есть возможность обратиться в принудительный орган с целью продления периода добровольного погашения. Если это будет сделано, меры взыскания не накладываются.
- Срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней, но он может быть приостановлен, если нужно запросить дополнительные документы, требуемые для принятия объективного решения по протесту.
- Подача жалобы – отличный способ отсрочить наложения ареста на имущество. Дело в том, что на время разбирательств производство обычно приостанавливается.
Это далеко не полный перечень тонкостей в подобных делах. Важно доверить решение своих проблем надежной юридической компании.
Почему с нами стоит сотрудничать?
На рынке сейчас немало компаний, работающих в сфере юриспруденции. По какой причине обычно выбирают нас?
- Самое важное – мы оцениваем перспективность дела и прямо говорим об этом клиенту. Если оно безнадежно, мы не станем вытаскивать у Вас деньги, но такие ситуации единичны. Практически всегда можно извлечь определенную выгоду из сложившегося положения вещей. Нужно только уметь правильно выбирать рычаги правового воздействия.
- В нашем штате есть место только фанатам своего дела. Любовь к профессии стимулирует глубокое изучение законодательства, постоянное отслеживание изменений в нем и неустанное самосовершенствование в профессиональном плане. Квалификация подтверждается не только дипломами, подкрепленными опытом, но и постоянным участием в курсах повышения квалификации, обучающих семинарах и т.д.
- К каждому клиенту подходим индивидуально. Для нас не существует второстепенных проектов. Если взялись за дело, то выполним его на максимально высоком уровне. Большой опыт позволяет успешно отстаивать права даже в нестандартных ситуациях.
- Имеются собственные наработки в области обжалования действий судебных исполнителей. Это позволяет не только ускорить процесс, но и гарантировать большую вероятность положительного исхода дела.
- Работаем строго по договору. Ваши права абсолютно защищены. Вы имеете право предъявить претензии, если посчитаете, что мы где-то недостаточно хорошо сработали.
- Гибкая ценовая политика. Можно заказать ведение дела под ключ, что предпочтительно, ведь позволяет полностью погрузиться в проблемы клиента, или обратиться за консультацией, которая стоит на порядок дешевле.
- Узкопрофильный специалист всегда выигрышнее «универсала». Ваш штатный юрист может погрязнуть в работе и просто не успеть детально изучить дело. Обратившись к нам, Вы застрахованы от поверхностного подхода и принятия необдуманных решений.
Многие наши заказчики оставляют положительные отзывы о сотрудничестве. Мало того, они часто доверяют нам ведение юридического сектора на аутсорсинге. Такое доверие очень дорого стоит, ведь для нас лучший результат – Ваша полная удовлетворенность.
Хотелось бы отметить, что при обращении по телефону далеко не всегда можно дать грамотную консультацию. Оптимальный вариант – визит в офис со всеми значимыми для решения задачи документами. После их изучения мы сообщим, какую стратегию стоит предпочесть в конкретном случае.
Если у Вас возникли трудности с судоисполнителями, советуем не откладывать и сразу обращаться к нам. Чем быстрее Вы это сделаете, тем менее хлопотным будет обжалование. Почему бы не связаться с нами прямо сейчас? Просто уточните интересующие Вас моменты, касающиеся сотрудничества. Это абсолютно бесплатно. После этого останется только принять решение о целесообразности обращения к нам. Ждем!
Автор статьи
Читайте также: